Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Образ тела мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению

Работа №92051

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы110
Год сдачи2020
Стоимость4960 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
186
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические основания изучения образа тела мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению 7
1.1 Образ тела в структуре физического Я личности 7
1.2 Особенности формирования склонности к аддиктивному поведению 25
1.3 Психологические особенности мальчиков и девочек подросткового
возраста 33
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей Образа Я подростков, склонных к аддиктивному поведению 41
2.1 Программа исследования 41
2.2 Результаты исследования 45
2.3 Взаимосвязь содержания образа тела и склонности к разным типам
аддиктивного поведения у мальчиков и девочек подросткового возраста 58
Заключение 68
Список использованной литературы 70
Приложения 75

Актуальность проблемы исследования. Образ тела, согласно мнению большинства ученых (М.И. Лисина, Д.В. Винникотт, Ф. Дольто, В.Н. Никитин), является важнейшей составляющей Я-концепции человека, выполняющей одну из главных функций - отделение Я от внешнего мира. Любые трансформации и нарушения в представлении образа тела ведут к проявлению негативных последствий. В частности, нарушение в представлении физического-Я личности, могут стать причиной формирования склонности к аддиктивному поведению.
Зависимое поведение, являющееся, несомненно, саморазрушающим, появляющееся на фоне неудовлетворенности подростка собой и собственной внешностью, может стать для него одной из, порой неосознаваемых, причин появления зависимости.
Психофизиологические особенности подросткового возраста являются причиной возникновения многих личностных и межличностных нарушений, усиливающихся под воздействием десоциализирующих влияний. Для ребенка на данном этапе развития характерна возросшая потребность в общении со сверстниками и мотив подростка найти и занять свое место в референтной группе является ведущим. Причем, отсутствие такой возможности, согласно Л.И. Божович, часто может являться причиной социальной дезадаптации и правонарушений. Включая во внимание все трудности, с которыми сталкивается подросток, многие авторы сходят во мнении, что данный период развития ребенка является наиболее благоприятным для возникновения склонности к аддиктивному поведению. В связи с этим, наиболее актуальным является изучение данной проблемы именно у детей подросткового возраста разного пола. Когда тело ребенка испытывает серьезные физиологические деформации, от чего возрастает риск искажений образа тела, соответственно повышается риск возникновения зависимостей. Немаловажную роль в исследовании, так же, играют психологические и физиологические особенности мальчиков и девочек подросткового возраста.
В данных условиях важно изучить заданную тему, с целью разработки профилактических и тренинговых программ, направленных на снижение уровня риска развития аддикций в подростковом возрасте, являющимся наиболее благоприятным для профилактики и коррекции отклоняющихся, в частности, аддиктивных видов поведения.
Степень изученности проблемы исследования. В связи с существованием нескольких подходов к определению «образа тела», понимание данного термина является неоднозначным. Понятие «образ тела» ввёл австрийский невролог и психоаналитик П. Шильдер. По его мнению, «образ тела» — это восприятие человеком эстетики и сексуальной привлекательности собственного тела. Другие же ученые смотрят глубже, считая понятие «образ тела» синонимом образа физического-Я, рассматривая образ тела как один из компонентов самосознания личности в контексте Я- концепции. В.Н. Никитин определяет образ тела как интегративное психологическое образование, складывающейся из представлений о теле и о телесности личности. По мнению Х. Бруч нарушения образа тела содержат в своей структуре не перцептивное искажение, а нечто большее.
Понятие аддиктивного поведения рассматривается в работах Ц.П. Короленко и Т.А. Донских, охарактеризовавших структуру аддиктивного поведение с точки зрения ее динамики, предложив стадии и этапы становления зависимости. Ю.А. Клейберг относит проявление аддиктивного поведение к девиации, указывая на его негативное воздействие на личность. В работах Е.В. Змановской аддикция является звеном структуры девиантного поведения, в ее классификации поведенческих отклонений зависимость рассматривается как аутодеструктивное поведение, угрожающее гармоничному развитию и целостности личности.
Психологические особенности подросткового возраста анализируются в работах Фридмана Л.М. и Кулагиной И.Ю., которые характеризуют данный период развития личности как переход от детства к взрослости, указывая на его сложность из-за наличия множества негативных проявлений. Р.Кулен определяет подростковый возраст как период, характеризующийся овладеванием детьми решать проблемы социально-полового характера, освобождением из-под родительского влияния, выбора профессии и т.д. Л.И. Божович характеризует подростковый возраст как переломный этап в онтогенетическом формировании личности ребенка.
Несмотря на изученность отдельных феноменов (образ тела, аддиктивное поведение, подростковый возраст) исследований, посвященных изучению особенностей содержания образа тела мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению на сегодняшний день недостаточно.
Объект выпускной квалификационной работы - образ тела как психологическая категория.
Предмет выпускной квалификационной работы - образ тела подростков.
Цель - особенности содержания образа тела мальчиков и девочек подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические подходы к понятию образа тела.
2. Охарактеризовать понятие склонности к аддиктивному поведению.
3. Выделить психологические особенности подросткового возраста.
4. Разработать и апробировать программу эмпирического исследования образа тела подростков, склонных к аддиктивному поведению.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
6. Осуществить практическое применение результатов исследования.
Гипотезы исследования:
1. Вероятно, содержание образа тела подростков имеет свою специфику в зависимости от наличия склонности к аддиктивному поведению.
2. Скорее всего, образ тела имеет содержательную специфику у мальчиков и девочек подросткового возраста с выраженной склонностью к аддиктивному поведению.
3. Предположительно, содержание образа тела, как мальчиков, так и девочек подросткового возраста взаимосвязано со склонностью к разным типам аддиктивного поведения.
Теоретико-методологические основания работы: подход к изучению образа тела В.А. Лабунской, М.И. Лисиной; анализ аддиктивного поведения в работах Ю.А. Клейберг, Е.В. Змановской; характеристика психологических особенностей подросткового возраста в работах Л.С. Выготского, И.С. Кона.
В работе использовался следующий комплекс методов исследования: анализ вторичных источников по проблеме исследования, анкетирование, методика диагностики склонности к 13 видам зависимостей (Г.В. Лозовая), методика «Оценочно-содержательная интерпретация компонентов внешнего облика» (В.А. Лабунская, Е.В. Белугина), методы статистической обработки данных (критерий И-Манна-Уитни, корреляционный анализ). Обработка данных осуществлялась при помощи пакета компьютерных программ «8Р88» 22.0.
В исследовании приняли участие 62 человека, учащихся 8 и 10 классов «МБОУ ПСОШ №2». Среди опрошенных склонными оказались 37 человек (17 девочек и 20 мальчиков).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках выпускной квалификационной работы были проанализированы теоретические подходы к изучению образа тела в структуре физического Я личности, рассмотрены понятие склонности к аддиктивному поведению и, особенности ее возникновения и формирования, изучены психологические особенности мальчиков и девочек подросткового возраста, разработана и апробирована программа эмпирического исследования особенностей образа лица и тела подростков, склонных к аддиктивному поведению, проанализированы и проинтерпретированы результаты проведенного исследования, разработана программа профилактической работы, направленной на формирование у подростков гармоничного отношения к собственному образу физического Я.
По итогам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
1. Формирование образа тела личности сложный процесс, уходящий детерминантами в детство. На его развитие влияют разные факторы и события в жизни человека. Подростковый возраст, являясь переломным и кризисным в жизни ребенка, актуализирует проблемы построения адекватной самооценки и гармоничного образа тела личности. Именно поэтому, проявление в подростковом возрасте склонности к аддикциям, может являться как причиной, так и следствием сложностей в позитивном восприятии ребенком собственной внешности и построения им гармоничного образа тела.
2. Подростки со склонностью к проявлению аддиктивного
поведения характеризуются выраженным негативным восприятием
собственной внешности, в результате проведённого нами исследования было выяснено, что данная группа подростков характеризует собственную внешность как некрасивую, нездоровую, плохо сложенную, несексуальную и непривлекательную для противоположного пола, в отличии от подростков без склонности к аддиктивному поведению, оценка внешности которых позитивно окрашена и раскрывается через восприятие своего внешнего вида как гармоничного, привлекательного, красивого, здорового и ухоженного.
3. Образ тела мальчиков подросткового возраста со склонностью к аддиктивному поведению отличается негативной настроенностью по отношению к собственной внешности, они считают ее невзрачной, немужественной и неухоженной, в отличие от девочек, склонных к аддиктивному поведению, которые отличаются наиболее положительным отношением к своему образу тела, считая свою внешность женственной, а телосложение гармоничным и пропорциональным.
4. По результатам исследования разработана программа, профилактики негативного отношения к образу физического Я личности в среде подростков, в том числе, склонных к аддиктивным формам поведения.
Таким образом, гипотезы подтверждены, задачи решены, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Результаты данного исследования могут быть использованы психологами и педагогами для профилактики и коррекции негативного отношения к собственной внешности у подростков.



1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Прометей, 2018, 760 с.
2. Алмазова С.Л. Теоретический анализ проблемы изучения образа тела как компонента «Я-концепции» личности // Психология телесности: теоретические и практические исследования. М., 2009, 185 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведении. М.: Аспект Пресс, 2005, 290 с.
4. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная
социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002, 287 с.
5. Анохина И.П.. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез) / Лекции по наркологии. Под.ред. И.Н.Иванца. М.: "Нолидж", 2000, С. 33-85.
6. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм-Еврознак,
2002, 320 с.
7. Бернс Р Развитие Я-концепции и воспитание. М., 2005. 420 с.
8. Бернс Р Что такое Я-концепция.// Хр. Психология самосознания/ Под ред. Д.Я. Райгородского. Самара: Бахрах, 2006, С. 333-392.
9. Бодалёв А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Юрайт, 2007, 200 с.
10. Бодалёв А.А., Васина Н.В. Познание человеком человека (возрастной, гендерный, этический и профессиональный аспекты). М.: Речь, 2005, 324 с.
11. Большой психологический словарь. / Под общ. ред. Б.Г.
Мещерякова, В.П. Зинченко. М.: Прайм-Еврознак, 2008, 857 с.
12. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической
диагностике. СПб: Питер, 2005. 518 с.
13. Визгина А.В., Пантилеев С.Р., Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин// Вопр. Психологии, 2001. №3.100 с.
14. Вострокнутов Н.В. Семья и проблемы отклоняющегося поведения в современном обществе // Подростки и молодежь в меняющемся обществе (пробл. девиантного поведения): Сб. тез. между-нар. конф. М.: Новый отсчет, 2005.- С. 109-124.
15. В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. институтов/ Под ред.А. В. Петровского.- 2-е изд. М.: Просвещение. 2006, 473 с.
16. Визель Т.Г., Девиантное поведение подростков. Теории и
эксперименты. Тула, 2007. 341 с.
17. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. М.: Юрайт. 2017.
18. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
19. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т.4: Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М., 1984.
20. Газарова Е. Э. Психология телесности. М.: Ин-т
общегуманитарных исследований, 2006. 360 с.
21. Джемс У Личность. Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2007. С. 7- 45.
22. Дольто Ф. Бессознательный образ тела//Собр. соч. В 16 т. Т. 16. Москва : ERGO, 2006. 376 с.
23. Дорожевец А.Н., Соколова Е.Т. Исследования «Образа тела» в зарубежной психологии / Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. - No 4. - С. 39-49.
24. Желателев Д.В. Образ тела в самосознании старшеклассника и оценка его педагогом / Д.В. Желателев; СПбГУ СПб., 1999. 16 с.
25. Заржицкая, О. А. Образ тела как предмет психологичекого исследования / Журнал практического психолога. 1998. - № 7. С.12-19.
26. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 288 с.
27. Клецина И.С. Теоретические основания психологии гендерных отношений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. № 3. Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). Научный журнал. СПб.,2003. С. 471.
28. Колышко А.М., Психология самоотношения / А.М. Колышко, М.: Смысл, 2004. 102 с.
29. Кон И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. М: Просвещение. 1989. 256 с.
30. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. Учебник и практикум / Ю. А. Клейберг. М.: Юрайт. 2016.
31. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. М. 1998.
32. Куницина В.Н. К вопросу формирования образа своего тела у подростков // Вопросы психологии. №1.М., 1968. с. 90-99.
33. Куницына, В.Н. Межличностное общение: Учебник для вузов / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб., 2001. 544 с.
34. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание
35. Лабунская В.А. Внешний облик в структуре представлений о Враге и Друге на различных этапах жизненного пути // 104 Психология человека в современном мире. М., 2009. Т. 1. С. 220- 228.
36. Леонтьев А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.
37. Лукьянова З.Н. Влияние самооценки внешности учащегося на его общение с другими людьми // Вопросы психологии. 1989. - Ыо3. С.71-75.
38. Налчаджян, А.А. Я-концепция // Психология самосознания. Хрестоматия / Самара, 2000. С. 333 - 393
39. Николаева В.В., Арина Г.А. Психология телесности:
методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа. // Междисциплинарные проблемы психологии телесности., М., Изд. Московского Гуманитарного Университета, 2007.
40. Панферов В.Н. Человек, индивид, личность, индивидуальность // Психологическая служба. № 3, Минск, 2003.
41. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 624 с.
42. Рубинштейн С.Л.. Основы общей психологии. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 1999 г., 720 с.
43. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е, дополненное. - Москва, 1996.
44. Серкин В.П. Психосемантика. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В.П. Серкин. М.: Высшая школа экономики, 2016. 21 С.
45. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях
личности / Е.Т. Соколова. М.: Изд-во МГУ, 1989. 210с.
46. Соколова Е.Т. Исследование «образа тела» в зарубежной
психологии// Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. - N 4.
47. Соколова Е.Т. Проективные методики исследования личности
48. Титкова Л.С. Психодиагностика. Владивосток.: Издательство Дальневосточного университета, 2002. 80 С.
49. Тхостов, А. Ш. Психология телесности / А. Ш. Тхостов. - М.: Смысл, 2002. - 245 с.
50. Усова Е.Б. Психология девиантного поведения. Минск, 2010.
51. Фалеев А.В. Самосознание и его Детерминанты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. 7-го междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: СибаК, 2011.
52. Фетискин Н.П. Психология аддиктивного поведения: научно - методическое изд., 2005.
53. Фельдштейн Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 1988. №6.
54. Черкашина А. Г., Черкашин В. И. Образ физического Я в самоотношении девушек 17-18 лет // Сборник статей «Психология телесности: теоретические и практические исследования».
55. Черкашина А.Г. Особенности самоотношения к образу физического я в зависимости от реальности телесного самовосприятия // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2012. - N01(11). С. 75-91.
56. Шабалина В.В. Психология зависимого поведения: СПб, 2001.
57. Шаломова Е.В. Особенности аддиктивного поведения подростков // Современные проблемы науки и образования. М., 2014. №5.
58. Шарай Т.П. Влияние отношения к своему телу и половой принадлежности на самоотношение личности / Т.П.Шарай // Психология телесности: теоретические и практические исследования. М., 2008. 40 с.
59. Шибутани Т Социальная психология. М., 1969.
60. Язвинская Е.С. Экспериментальное исследование телесного образа я как интегральной составляющей телесности // Психология телесности: теоретические и практические исследования. 2009. С. 24-38


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ