Созависимость подростков состоящих на учете в комиссии по делам и защите их прав
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
созависимости подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 9
1.1 Понятие и проблема созависимости: особенности проявления в
поведении 9
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 25
1.3 Особенности личности подростков состоящих на учете в комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей созависимого
поведения подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты изучения особенностей созависимого поведения подростков
состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 43
2.3 Профилактическая программа, направленная на снижение чувства вины в
подростковом возрасте 58
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
созависимости подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 9
1.1 Понятие и проблема созависимости: особенности проявления в
поведении 9
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 25
1.3 Особенности личности подростков состоящих на учете в комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей созависимого
поведения подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты изучения особенностей созависимого поведения подростков
состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 43
2.3 Профилактическая программа, направленная на снижение чувства вины в
подростковом возрасте 58
Заключение 63
Список использованной литературы 64
Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день, исследования показывают, что феномен созависимости набирает все большие обороты и люди поддаются влиянию созависимых отношений. Дети, которые растут в таких семьях, перенимают опыт родителей, тем самым порождая замкнутых круг созависимого поведения. Эта система несет разрушительный характер, где каждый участник семейных взаимоотношений оказывается зависим по отношению друг к другу.
В семьях с деструктивной моделью поведения, нет места для саморазвития, автономии и проявления личной индивидуальности, нарушаются психологические границы - все это содействует развитию созависимого поведения.
Особую группу риска составляют дети и подростки, выросшие в подобных семьях, так как данный возраст определяет формирование мировоззрения (принципы и ценности в жизни).
В.Д. Москаленко в своих трудах отмечает следующее: «Зачастую дети, которые рождаются и воспитываются в неблагополучных семьях, самооценка существенно нижу, нежели у детей, рожденных в благополучных семьях. Как правило, развиваются психологические травмы, различные формы аддитивного поведения, различные отклонения в психологическом и физиологическом плане».
Созависимость, это психологическое состояние, вызванное, как последствие, у членов семьи больного алкоголизмом или иными формами зависимого поведения. Иной раз данное отклонение сложнее идентифицировать и справиться с ним гораздо сложнее, чем с самим заболеванием, выражающееся в форме аддитивного поведения. Поскольку данное заболевание развивается и разрушает внутреннюю структуру личности.
Основываясь на понимании созависимого поведения с позиции Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой - это форма зависимого поведения, выражающаяся в структуре межличностных отношений. Специалисты опасаются данного феномена по причине сложности развития данного заболевания, поскольку дети, развивающиеся в таких семьях, усваивают паттерн поведения родителей, что приводит к нарушениям адаптивных свойств личности, социализации, нарушая, тем самым гармоничное и всестороннее развитие личности.
На современном этапе развития, в психологической практике катастрофически не хватает техник и методологии, направленные на преодоление созависимого поведения.
Исследование и теоретических подходов по поставленному вопросу созависимого поведения позволяет увидеть данный феномен через призму разрушения личности, которая берет свое начало формирования на ранних этапах развития детско - родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что при наличии зависимого поведения у одного из членов семьи можно считать семейным заболеванием.
Степень изученности проблемы. Вопросами о проблеме созависимого поведения отечественные исследователи начали заниматься с 1980 годов. В список основных исследований по проблеме входят: М. Битти, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.П. Нужный, Э.У. Смит и др. Они обозначали данный феномен как тяжелое состояние личности, проявляющееся через «идеальное» поведение, сопровождающееся чувством вины, стыда, страхов, тревоги, подавлением собственной идентичности, возможная личностная деградация в целом.
Истоки феномена «Созависимость» берут начало от понятия «Со - алкоголизм», которое было описано Джонсоном в 1973 году.
По определению М. Битти, одного из известных специалистов в этой области: «созависимый - это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека». Здесь важно понимать, что проблема не в другом человеке, а в нем самом, позволившем, чтобы поведение другого влияло на него.
Позднее, в 1991 году, Национальный Совет о Совместной Зависимости дал определение, которое наиболее полно отражает данное явление, трактуется, как: «Поведение, мотивированное зависимостями от других
людей; эти зависимости включают пренебрежение и неприятие собственной личности. Ложное восприятие себя часто выражается в виде вынужденных привычек, наркомании и других расстройствах, которые впоследствии увеличивают отчуждение от собственной человеческой личности, способствует развитию чувства стыда» [14].
Так же свои труды посвятили по данной теме такие исследователи, как: С.А. Беличева, А.Г. Данилин, И.В. Данилина, Н.В. Дмитриева, И.Ж. Калашников, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков, А.В. Ларионов, В.Д. Москаленко, М. Битти, П. Кауфманн, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд и др.
В созависимых семьях подростки, зачастую, наблюдают противоречивые эмоции у своих родителей по отношению друг к другу и непосредственно к ним (подросткам). Из-за того, что эмоциональный интеллект у подростка находится на стадии формирования, подростку сложно различить, какие в действительности эмоции транслируют его родители, что испытывают на самом деле. Все это может привести к попыткам суицида или к формированию девиантного / делинквентного поведения.
Поэтому в нашей работе мы обращаем особое внимание на подростковый возраст, период формирования «Я-концепции», развитие самосознания, так как на данный момент в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены и раскрыты особенности созависимого поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования: созависимость в подростковом возрасте.
Предмет исследования: проявления созависимости подростков
состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью исследования стало изучение особенностей созависимости подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы
зарубежных и отечественных авторов к изучению феномена созависимость и созависимое поведение личности в подростковом возрасте;
2. Составить программу эмпирического исследования по изучению особенностей созависимого поведения подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3. Провести эмпирическое исследование и на основании результатов выделить группу созависимых подростков и группу контраста для определения особенностей несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП
4. Подготовить методические рекомендации по
психокоррекционной работе с созависимыми подростками состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Гипотезы исследования были построены на следующих предположениях:
1. вероятно, созависимость подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних будет проявляться в определенных личностных характеристиках;
2. скорее всего, у подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в поведении может быть выявлена агрессия, при заниженных показателях самооценки.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования определили зарубежные и отечественные теории:
• теория созависимости Б. и Дж. Уайнхолд;
• теоретические обоснования, определяющие особенности созависимого поведения личности (М. Битти, Дж. Бредшоу, Г. Мид).
• возрастные особенности подросткового возраста представлены в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и Л.И. Божович
• особенностью личности подростков состоящих на учете занимались Малышева Т.Е. и Москаленко В.Ф.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования созависимости в подростковом возрасте.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование,
психологическое тестирование: для измерения уровня созависимости был использован тест на созависимость Б. и Дж. Уайнхолда; для определения чувства вины была подобрана методика «Воспринимаемый индекс вины» или (Perceived Guilt Index, PGI); для определения уровня агрессивности был использован опросник Басса - Дарки; изучение самооценки испытуемых проводилась методика Дембо - Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
Выборку исследования составили 73 человека в возрасте от 13 до 16 лет: из них 28 человек - несовершеннолетние, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района (18 девочек и 10 мальчиков) и 45 человек - учащиеся Луговской СОШ Каменского района (19 мальчиков и 26 девочек).
Перед началом исследования нами было сформировано 2 группы: первая - несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссии, вторая - группа контраста.
Далее, в ходе обработки данных, были определены группы по критерию - степень созависимости подростков, на основании методики Б. и Дж. Уайнхолд. Группы были построены следующим образом: в первой группе 35 человек с высоким показателем созависимого поведения - из них 28 человек, подростки, состоящие на учете и 10 человек, учащиеся Луговской «СОШ» и группа контраста, состоящая из 38 человек - учащиеся Луговской «СОШ».
В семьях с деструктивной моделью поведения, нет места для саморазвития, автономии и проявления личной индивидуальности, нарушаются психологические границы - все это содействует развитию созависимого поведения.
Особую группу риска составляют дети и подростки, выросшие в подобных семьях, так как данный возраст определяет формирование мировоззрения (принципы и ценности в жизни).
В.Д. Москаленко в своих трудах отмечает следующее: «Зачастую дети, которые рождаются и воспитываются в неблагополучных семьях, самооценка существенно нижу, нежели у детей, рожденных в благополучных семьях. Как правило, развиваются психологические травмы, различные формы аддитивного поведения, различные отклонения в психологическом и физиологическом плане».
Созависимость, это психологическое состояние, вызванное, как последствие, у членов семьи больного алкоголизмом или иными формами зависимого поведения. Иной раз данное отклонение сложнее идентифицировать и справиться с ним гораздо сложнее, чем с самим заболеванием, выражающееся в форме аддитивного поведения. Поскольку данное заболевание развивается и разрушает внутреннюю структуру личности.
Основываясь на понимании созависимого поведения с позиции Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой - это форма зависимого поведения, выражающаяся в структуре межличностных отношений. Специалисты опасаются данного феномена по причине сложности развития данного заболевания, поскольку дети, развивающиеся в таких семьях, усваивают паттерн поведения родителей, что приводит к нарушениям адаптивных свойств личности, социализации, нарушая, тем самым гармоничное и всестороннее развитие личности.
На современном этапе развития, в психологической практике катастрофически не хватает техник и методологии, направленные на преодоление созависимого поведения.
Исследование и теоретических подходов по поставленному вопросу созависимого поведения позволяет увидеть данный феномен через призму разрушения личности, которая берет свое начало формирования на ранних этапах развития детско - родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что при наличии зависимого поведения у одного из членов семьи можно считать семейным заболеванием.
Степень изученности проблемы. Вопросами о проблеме созависимого поведения отечественные исследователи начали заниматься с 1980 годов. В список основных исследований по проблеме входят: М. Битти, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.П. Нужный, Э.У. Смит и др. Они обозначали данный феномен как тяжелое состояние личности, проявляющееся через «идеальное» поведение, сопровождающееся чувством вины, стыда, страхов, тревоги, подавлением собственной идентичности, возможная личностная деградация в целом.
Истоки феномена «Созависимость» берут начало от понятия «Со - алкоголизм», которое было описано Джонсоном в 1973 году.
По определению М. Битти, одного из известных специалистов в этой области: «созависимый - это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека». Здесь важно понимать, что проблема не в другом человеке, а в нем самом, позволившем, чтобы поведение другого влияло на него.
Позднее, в 1991 году, Национальный Совет о Совместной Зависимости дал определение, которое наиболее полно отражает данное явление, трактуется, как: «Поведение, мотивированное зависимостями от других
людей; эти зависимости включают пренебрежение и неприятие собственной личности. Ложное восприятие себя часто выражается в виде вынужденных привычек, наркомании и других расстройствах, которые впоследствии увеличивают отчуждение от собственной человеческой личности, способствует развитию чувства стыда» [14].
Так же свои труды посвятили по данной теме такие исследователи, как: С.А. Беличева, А.Г. Данилин, И.В. Данилина, Н.В. Дмитриева, И.Ж. Калашников, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков, А.В. Ларионов, В.Д. Москаленко, М. Битти, П. Кауфманн, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд и др.
В созависимых семьях подростки, зачастую, наблюдают противоречивые эмоции у своих родителей по отношению друг к другу и непосредственно к ним (подросткам). Из-за того, что эмоциональный интеллект у подростка находится на стадии формирования, подростку сложно различить, какие в действительности эмоции транслируют его родители, что испытывают на самом деле. Все это может привести к попыткам суицида или к формированию девиантного / делинквентного поведения.
Поэтому в нашей работе мы обращаем особое внимание на подростковый возраст, период формирования «Я-концепции», развитие самосознания, так как на данный момент в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены и раскрыты особенности созависимого поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования: созависимость в подростковом возрасте.
Предмет исследования: проявления созависимости подростков
состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью исследования стало изучение особенностей созависимости подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы
зарубежных и отечественных авторов к изучению феномена созависимость и созависимое поведение личности в подростковом возрасте;
2. Составить программу эмпирического исследования по изучению особенностей созависимого поведения подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3. Провести эмпирическое исследование и на основании результатов выделить группу созависимых подростков и группу контраста для определения особенностей несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП
4. Подготовить методические рекомендации по
психокоррекционной работе с созависимыми подростками состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Гипотезы исследования были построены на следующих предположениях:
1. вероятно, созависимость подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних будет проявляться в определенных личностных характеристиках;
2. скорее всего, у подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в поведении может быть выявлена агрессия, при заниженных показателях самооценки.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования определили зарубежные и отечественные теории:
• теория созависимости Б. и Дж. Уайнхолд;
• теоретические обоснования, определяющие особенности созависимого поведения личности (М. Битти, Дж. Бредшоу, Г. Мид).
• возрастные особенности подросткового возраста представлены в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и Л.И. Божович
• особенностью личности подростков состоящих на учете занимались Малышева Т.Е. и Москаленко В.Ф.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования созависимости в подростковом возрасте.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование,
психологическое тестирование: для измерения уровня созависимости был использован тест на созависимость Б. и Дж. Уайнхолда; для определения чувства вины была подобрана методика «Воспринимаемый индекс вины» или (Perceived Guilt Index, PGI); для определения уровня агрессивности был использован опросник Басса - Дарки; изучение самооценки испытуемых проводилась методика Дембо - Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
Выборку исследования составили 73 человека в возрасте от 13 до 16 лет: из них 28 человек - несовершеннолетние, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района (18 девочек и 10 мальчиков) и 45 человек - учащиеся Луговской СОШ Каменского района (19 мальчиков и 26 девочек).
Перед началом исследования нами было сформировано 2 группы: первая - несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссии, вторая - группа контраста.
Далее, в ходе обработки данных, были определены группы по критерию - степень созависимости подростков, на основании методики Б. и Дж. Уайнхолд. Группы были построены следующим образом: в первой группе 35 человек с высоким показателем созависимого поведения - из них 28 человек, подростки, состоящие на учете и 10 человек, учащиеся Луговской «СОШ» и группа контраста, состоящая из 38 человек - учащиеся Луговской «СОШ».
В первой главе работы нами были освещены основные теоретические подходы к феномену «Созависимость», а также особенности его развития в подростковом возрасте. Были рассмотрены основные подходы к феномену созависимости, его особенности развития, периоды становления, основные характеристики семьи, повышающие формирование созависимости (Б. и Дж. Уайнхолд, Ш. В. Круз, М. Битти, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.П. Нужный, Э.У. Смит и др.). Также, рассмотрены подходы к изучению особенностей подросткового возраста, его новообразования, возрастные границы, смена ведущей деятельности, (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, С. Холл и др.).
Во второй главе работы описана выборка исследования, основные этапы, результаты исследования, а также даны определения основным понятиям.
С помощью теста на созависимость Дж. и Б. Уайнхолд были сформированы 2 группы подростков - группа с высоким уровнем созависимости и группа со средним и низким показателем созависимости. В ходе исследования нами было подтверждено, что действительно у подростков, состоящих на учете, будет проявляться феномен созависимости; выявлена агрессия с высоким уровнем враждебностью при низких показателях самооценки.
На основе результатов исследования был составлен комплекс психопрофилактических мероприятий, направленных на снижение чувства вины в подростковом возрасте.
Во второй главе работы описана выборка исследования, основные этапы, результаты исследования, а также даны определения основным понятиям.
С помощью теста на созависимость Дж. и Б. Уайнхолд были сформированы 2 группы подростков - группа с высоким уровнем созависимости и группа со средним и низким показателем созависимости. В ходе исследования нами было подтверждено, что действительно у подростков, состоящих на учете, будет проявляться феномен созависимости; выявлена агрессия с высоким уровнем враждебностью при низких показателях самооценки.
На основе результатов исследования был составлен комплекс психопрофилактических мероприятий, направленных на снижение чувства вины в подростковом возрасте.



