Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Созависимость подростков состоящих на учете в комиссии по делам и защите их прав

Работа №92044

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению
созависимости подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 9
1.1 Понятие и проблема созависимости: особенности проявления в
поведении 9
1.2 Психологическая характеристика подросткового возраста 25
1.3 Особенности личности подростков состоящих на учете в комиссии по
делам несовершеннолетних и защите их прав 31
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей созависимого
поведения подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 38
2.1 Организация и методы исследования 38
2.2 Результаты изучения особенностей созависимого поведения подростков
состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав 43
2.3 Профилактическая программа, направленная на снижение чувства вины в
подростковом возрасте 58
Заключение 63
Список использованной литературы 64


Актуальность проблемы исследования. На сегодняшний день, исследования показывают, что феномен созависимости набирает все большие обороты и люди поддаются влиянию созависимых отношений. Дети, которые растут в таких семьях, перенимают опыт родителей, тем самым порождая замкнутых круг созависимого поведения. Эта система несет разрушительный характер, где каждый участник семейных взаимоотношений оказывается зависим по отношению друг к другу.
В семьях с деструктивной моделью поведения, нет места для саморазвития, автономии и проявления личной индивидуальности, нарушаются психологические границы - все это содействует развитию созависимого поведения.
Особую группу риска составляют дети и подростки, выросшие в подобных семьях, так как данный возраст определяет формирование мировоззрения (принципы и ценности в жизни).
В.Д. Москаленко в своих трудах отмечает следующее: «Зачастую дети, которые рождаются и воспитываются в неблагополучных семьях, самооценка существенно нижу, нежели у детей, рожденных в благополучных семьях. Как правило, развиваются психологические травмы, различные формы аддитивного поведения, различные отклонения в психологическом и физиологическом плане».
Созависимость, это психологическое состояние, вызванное, как последствие, у членов семьи больного алкоголизмом или иными формами зависимого поведения. Иной раз данное отклонение сложнее идентифицировать и справиться с ним гораздо сложнее, чем с самим заболеванием, выражающееся в форме аддитивного поведения. Поскольку данное заболевание развивается и разрушает внутреннюю структуру личности.
Основываясь на понимании созависимого поведения с позиции Ц.П. Короленко и Н.В. Дмитриевой - это форма зависимого поведения, выражающаяся в структуре межличностных отношений. Специалисты опасаются данного феномена по причине сложности развития данного заболевания, поскольку дети, развивающиеся в таких семьях, усваивают паттерн поведения родителей, что приводит к нарушениям адаптивных свойств личности, социализации, нарушая, тем самым гармоничное и всестороннее развитие личности.
На современном этапе развития, в психологической практике катастрофически не хватает техник и методологии, направленные на преодоление созависимого поведения.
Исследование и теоретических подходов по поставленному вопросу созависимого поведения позволяет увидеть данный феномен через призму разрушения личности, которая берет свое начало формирования на ранних этапах развития детско - родительских отношений. Отсюда следует вывод о том, что при наличии зависимого поведения у одного из членов семьи можно считать семейным заболеванием.
Степень изученности проблемы. Вопросами о проблеме созависимого поведения отечественные исследователи начали заниматься с 1980 годов. В список основных исследований по проблеме входят: М. Битти, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.П. Нужный, Э.У. Смит и др. Они обозначали данный феномен как тяжелое состояние личности, проявляющееся через «идеальное» поведение, сопровождающееся чувством вины, стыда, страхов, тревоги, подавлением собственной идентичности, возможная личностная деградация в целом.
Истоки феномена «Созависимость» берут начало от понятия «Со - алкоголизм», которое было описано Джонсоном в 1973 году.
По определению М. Битти, одного из известных специалистов в этой области: «созависимый - это человек, который позволил, чтобы поведение другого человека повлияло на него, и полностью поглощен тем, что контролирует действия этого человека». Здесь важно понимать, что проблема не в другом человеке, а в нем самом, позволившем, чтобы поведение другого влияло на него.
Позднее, в 1991 году, Национальный Совет о Совместной Зависимости дал определение, которое наиболее полно отражает данное явление, трактуется, как: «Поведение, мотивированное зависимостями от других
людей; эти зависимости включают пренебрежение и неприятие собственной личности. Ложное восприятие себя часто выражается в виде вынужденных привычек, наркомании и других расстройствах, которые впоследствии увеличивают отчуждение от собственной человеческой личности, способствует развитию чувства стыда» [14].
Так же свои труды посвятили по данной теме такие исследователи, как: С.А. Беличева, А.Г. Данилин, И.В. Данилина, Н.В. Дмитриева, И.Ж. Калашников, Ц.П. Короленко, С.А. Кулаков, А.В. Ларионов, В.Д. Москаленко, М. Битти, П. Кауфманн, Б. Уайнхолд, Дж. Уайнхолд и др.
В созависимых семьях подростки, зачастую, наблюдают противоречивые эмоции у своих родителей по отношению друг к другу и непосредственно к ним (подросткам). Из-за того, что эмоциональный интеллект у подростка находится на стадии формирования, подростку сложно различить, какие в действительности эмоции транслируют его родители, что испытывают на самом деле. Все это может привести к попыткам суицида или к формированию девиантного / делинквентного поведения.
Поэтому в нашей работе мы обращаем особое внимание на подростковый возраст, период формирования «Я-концепции», развитие самосознания, так как на данный момент в психолого-педагогической литературе недостаточно изучены и раскрыты особенности созависимого поведения в подростковом возрасте.
Объект исследования: созависимость в подростковом возрасте.
Предмет исследования: проявления созависимости подростков
состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Целью исследования стало изучение особенностей созависимости подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были определены задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методологические подходы
зарубежных и отечественных авторов к изучению феномена созависимость и созависимое поведение личности в подростковом возрасте;
2. Составить программу эмпирического исследования по изучению особенностей созависимого поведения подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3. Провести эмпирическое исследование и на основании результатов выделить группу созависимых подростков и группу контраста для определения особенностей несовершеннолетних, состоящих на учете в КДНиЗП
4. Подготовить методические рекомендации по
психокоррекционной работе с созависимыми подростками состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Гипотезы исследования были построены на следующих предположениях:
1. вероятно, созависимость подростков состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних будет проявляться в определенных личностных характеристиках;
2. скорее всего, у подростков, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в поведении может быть выявлена агрессия, при заниженных показателях самооценки.
Теоретико-методологическую основу нашего исследования определили зарубежные и отечественные теории:
• теория созависимости Б. и Дж. Уайнхолд;
• теоретические обоснования, определяющие особенности созависимого поведения личности (М. Битти, Дж. Бредшоу, Г. Мид).
• возрастные особенности подросткового возраста представлены в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и Л.И. Божович
• особенностью личности подростков состоящих на учете занимались Малышева Т.Е. и Москаленко В.Ф.
Методы исследования:
1. Анализ теоретико-методологических источников по проблеме исследования созависимости в подростковом возрасте.
2. Методы сбора эмпирических данных: анкетирование,
психологическое тестирование: для измерения уровня созависимости был использован тест на созависимость Б. и Дж. Уайнхолда; для определения чувства вины была подобрана методика «Воспринимаемый индекс вины» или (Perceived Guilt Index, PGI); для определения уровня агрессивности был использован опросник Басса - Дарки; изучение самооценки испытуемых проводилась методика Дембо - Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан).
Выборку исследования составили 73 человека в возрасте от 13 до 16 лет: из них 28 человек - несовершеннолетние, состоящие на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Ленинского района (18 девочек и 10 мальчиков) и 45 человек - учащиеся Луговской СОШ Каменского района (19 мальчиков и 26 девочек).
Перед началом исследования нами было сформировано 2 группы: первая - несовершеннолетние, состоящие на учете в комиссии, вторая - группа контраста.
Далее, в ходе обработки данных, были определены группы по критерию - степень созависимости подростков, на основании методики Б. и Дж. Уайнхолд. Группы были построены следующим образом: в первой группе 35 человек с высоким показателем созависимого поведения - из них 28 человек, подростки, состоящие на учете и 10 человек, учащиеся Луговской «СОШ» и группа контраста, состоящая из 38 человек - учащиеся Луговской «СОШ».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В первой главе работы нами были освещены основные теоретические подходы к феномену «Созависимость», а также особенности его развития в подростковом возрасте. Были рассмотрены основные подходы к феномену созависимости, его особенности развития, периоды становления, основные характеристики семьи, повышающие формирование созависимости (Б. и Дж. Уайнхолд, Ш. В. Круз, М. Битти, Н.Н. Иванец, В.Д. Москаленко, Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева, В.П. Нужный, Э.У. Смит и др.). Также, рассмотрены подходы к изучению особенностей подросткового возраста, его новообразования, возрастные границы, смена ведущей деятельности, (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, С. Холл и др.).
Во второй главе работы описана выборка исследования, основные этапы, результаты исследования, а также даны определения основным понятиям.
С помощью теста на созависимость Дж. и Б. Уайнхолд были сформированы 2 группы подростков - группа с высоким уровнем созависимости и группа со средним и низким показателем созависимости. В ходе исследования нами было подтверждено, что действительно у подростков, состоящих на учете, будет проявляться феномен созависимости; выявлена агрессия с высоким уровнем враждебностью при низких показателях самооценки.
На основе результатов исследования был составлен комплекс психопрофилактических мероприятий, направленных на снижение чувства вины в подростковом возрасте.



1. Абрамов Д.Е., Цветкова Н.А., Цветков А.В. Особенности межличностных отношений у созависимых личностей//Научное мнение. - 2013. - № 5. С. 17 - 22.
2. Авксентьева М. В. Семья и болезнь. Структура, функции и динамика семьи, болезнь в семье и роль семейного врача. М., 1994. 278 с.
3. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1994. 324 с.
4. Алешина Ю. Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник Московского университета. Сер. 14 Психология. 1987 № 2. С. 14 - 17.
5. Андреева. Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия: Теоретические подходы М., 2001. 312 с.
6. Андреева Т. В. Семейная психология. СПб., 2004. 565 с.
7. Андроникова О.О., Виктимная идентичность личности созависимого типа// Сибирский педагогический журнал. 2017.№2. С. 92 - 96.
8. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994 Т.15 № 1 С. 3-18.
9. Артемцева Н.Г., Феномен созависимости: психологический аспект. М.: РИО МГУДТ, 2012.
10. Артемцева Н.Г., Особенности представления о психологическом здоровье у созависимых субъектов//Знание. Понимание. Умение. 2015. №2. С. 291-296.
11. Артемцева Н.Г., Феномен созависимости: психологический аспект. М.: РИО МГУДТ, 2012. 222с.
12. Афанасьев В.С. Социология девиантного поведения / В.С. Афанасьев. СПб., 1993. 349 с.
13. Березин С.В., Лисецкий К.С., Назаров Е.А. Психология наркотической зависимости и созависимости. Монография. - М.: МПА, 2001. 239 с.
14. Битти М. Алкоголик в семье, или Преодоление созависимости / Пер. с англ. - М: Физкультура и спорт, 1997. 127с.
15. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей. М.: Академический проект, 2004. 477 с.
16. Брыжахина Ж.Д. К вопросу о созависимости // Научная конференция молодых ученых Семипалатинской государственной медицинской академии. - Семипалатинск, 2005. 247 с.
17. Валентик Ю.В. Семейная реабилитация несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами: учебное пособие. / Ю.В.Валентик, А.Н. Булатников. - М.: АСТ, 2004. 312 с.
18. Волков Б.С. Психология возраста. От младшего школьника до старости. - М.: Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2013. С 5 - 13.
19. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. - М.: Эксмо- пресса, 2002. 217 с.
20. Выготский Л. С. Педология подростка // Собр. соч. в 6-ти т. Т. Детская психология / Под ред Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика 1984. 132 с.
21. Выготский Л.С. Психология развития человека. Сборник трудов. М.: Смысл, Эксмо, 2005. 1136 с.
22. Гунько, А.А. Психические нарушения у женщин и мужчин, состоящих в браке с больными алкоголизмом / А.А. Гунько, В.Д. Москаленко // Вопросы наркологии, №3, 2004. 479 с.
23. Гилинский Я. Девиантность подростков: теория, методология, эмпирическая реальность / Я. Глинский, И. Гурвич, М. Русакова. - СПб.: Ин¬т социологии РАН, 2001. 423с.
24. Делеви В. С. Формирование социально - активного, совладающего поведения у матерей наркозависимых подростков. Диссертация кандидата психологических наук - Москва, 2006. 319 с.
25. Диагностический опросник «Воспринимаемый индекс вины», (Perceived Guilt Index, PGI), URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/16.html
26. Доценко Е.Л. Механизмы психологических защит от манипулятивного воздействия. Автореф. Канд.дис., - Москва. 1994. 174 с.
27. Дьячков Н.М. Семья как саморегулирующаяся биосистема. Истоки деструктивного поведения детей. — Экология образования: актуальные проблемы, №1, 1999. 216 с.
28. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. - СПб.: Речь, 2010. 518 с.
29. Забавнова М.В. Проблема созависимости подростков в семьях с алкогольной зависимостью/ Забавнова М.В, Данилова//Молодой ученый. - 2015. 234 с.
30. Загородникова Е.В. Проблемы в проявлении чувств и созависимое поведение в семье - Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, № 9, 2012. С. 3 - 8.
31. Зайцев С.Н. Созависимость - умение любить: Пособие для родных и близких наркомана, алкоголика. - Н.Новгород, 2004. 183 с.
32. Змановская Е.В. Девиантология: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд.. испр, - М.: «Академия», 2004. 288с.
33. Зорина Л. М. Созависимость и пути ее преодоления / Л.М. Зорина; Упр. Федер. службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ. - Изд. 2-е, доп. - Казань: Новое знание, 2006. 224 с.
34. Игошев К.Е. Семья, дети, школа / К.Е. Игошев, Г.М. Миньковский. - М.: Юрид. лит., 1989. 448с.
35. Калашнова Е.А. Проблема многообразия подходов к причинам возникновения созависимого поведения - Мир науки, культуры, образования, № 4-1, 2011. С. 1 - 16.
36. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология - Новосибирск/ Издательство «Олсиб», 2001. 235 с.
37. Кротова Е.В. Феномен со-зависимости и пути его преодоления в супружеских парах - Вестник Южно-Уральского профессионального института, № 9, Т. 3, 2012. 267 с.
38. Кудрявцев В.Н. Преступность в среде несовершеннолетних: криминологические и социальные вопросы / В.Н. Кудрявцев, - М.: Юрид. Лит., 1986. 217 с.
39. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПБ.: Сенсор, 2000. С. 152-177.
40. Мазурова Л.В. Методологические аспекты изучения созависимости - Вестник Томского государственного университета, № 328, 2009. С. 12 - 15.
41. Мазурова Л.В. Особенности адаптивно-защитного стиля у женщин с семейной созависимостью и алкогольной зависимостью /Мазурова Л.В., Стоянова И.Я., Бохан Н.А. //Сибирский психологический журнал, № 31, 2009. С. 3 - 10.
42. Мазурова Л.В. Психологическая работа с проблемами алкогольной зависимости и созависимости. (Гендерный аспект) /Мазурова Л.В., Стоянова И.Я., Бохан Н.А. // Вестник Томского государственного университета, № 322, 2009. С. 5 - 12.
43. Мазурова Л.В., Психологические особенности “созависимых” женщин /Бохан Н.А., Мазурова Л.В., Мандель А.И., Жукова И.А. //Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3 -го Всероссийского съезда психологов.-25-28 июня 2003 года, СПб./Изд-во С.- Петер. ун-та, 2003. С. 4 - 23.
44. Мазурова Л.В., Особенности психологической защиты и копинг
- стратегий у женщин с алкогольной зависимостью и созависимостью: психокоррекционный аспект: диссертация. канд. психол. наук. Томск. 2009. 157 с.
45. Майер, П. Выбираем любовь. (Борьба с со-зависимостью)/ П. Майер, Р. Хемфелт, Ф. Минирт - М.: Триада, 2007. 295 с.
46. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. - М.: Эксмо, 2006. 189 с.
47. Малышева Т.Е., Москаленко В.Ф., Исследование психологических особенностей подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.//Текст научной статьи по специальности «Психологические науки». 2008. С. 2 - 14.
48. Менделевич В.Д Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. СПб.: Речь, 2005. 445 с.
49. Меринов А.В., Шустов Д.И., Федотов И.А. Современные взгляды на феномен созависимого поведения при алкогольной зависимости (обзор литературных данных) - Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова, № 3, 2011. С. 7 - 17.
50. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. 811 с.
51. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом // Вопросы психологии. 1991, № 5. С. 2 - 10.
52. Москаленко В.Д. Зависимость. Семейная болезнь. - М.: ПЕР СЭ,
2008. 417 с.
53. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. Лекции по наркологии. 2-е изд., перераб. и расш. / Под ред. чл.- кор. РАМН проф. Н.Н. Иванца. - М.: Нолидж. - 2000. 479 с.
54. Москаленко В.Д. Созависимость при алкоголизме и наркомании.
- М.: «Анахарсис», 2002. 112с.
55. Мотков О.И. Психология самопознания личности. М., 1993. 96 с.
56. Мухина В.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2004. 456 с.
57. Николаев Е.Л., Чупрова О.В. Психологические особенности темпоральной перспективы личности в системе «зависимый - созависимый» - Вестник Чувашского университета, № 2, 2013. С. 3 - 8.
58. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Издательство Юрайт, 2015, 460с.
59. Осинская С. А. Значимые факторы развития первичной
созависимости // Сибирский психологический журнал, 2012. №43. С. 1 - 9.
60. Осинская С.А., Кравцова Н.А. Образ отца как детерминанта созависимости - Мир науки, культуры, образования, № 3, 2012. 212 с.
61. Осинская С.А., Кравцова Н.А. Психологические особенности образа отца у лиц с различной степенью созависимости - Мир науки, культуры, образования, № 5, 2012. С. 9 - 14.
62. Паатова М.Э. Теоретико-методологический анализ социально-педагогических феноменов «девиантное поведение» и «делинквентное поведение» подростков // Вестник Адыгейского гос.ун -та. Сер.: Педагогика и психология. 2012. №1 (101). С. 97-105.
63. Падун О.А. Психологические особенности личности несовершеннолетних, осужденных за совершение корыстно - насильственных преступлений: автореф. дис. ... канд. психол. наук / О.А. Падун. - Ростов н/Д, 2005. 24с.
64. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. «Психология», Москва, 2000г. 578 с.
65. Петрова Е.А. Созависимость как личностная характеристика специалистов, работающих с детьми - сиротами. // Вестник новгородского гос. университета. 2007. №40. С. 9 - 11
66. Подгайская И.Г. Психологическое значение образов родителей в клинике аддитивных расстройств - Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, № 2, 2011. С. 1 - 34.
67. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога / Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сб. научн. тр. / Редкол.: И. В. Дубровина (отв.ред.) и др. — М.: изд. АПН СССР, 1988. С. 110—128.
68. Пузырёва Л.А. Социально-психологические предпосылки созависимых отношений // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 3. Т. II. С. 30 - 35.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ