ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Особенности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 6
1.1 Предмет, сущность и задачи данной отрасли прокурорского надзора 6
1.2 Полномочия и пределы прокурорского надзора за исполнением законов при проведении оперативно-розыскных мероприятий 12
Глава II. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность 15
2.1 Основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности 15
2.2 Проблемы, возникающие при взаимодействии органов прокуратуры с органами осуществлении оперативно-розыскной деятельности 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Объект курсовой работы – общественные отношения, складывающиеся в связи с осуществлением прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Предмет курсовой работы – теоретические источники по теме работы, связанные с исследованием осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, а также нормативная правовая база, которая на законодательном уровне регулирует специфические особенности данного вида взаимодействия, и правоприменительная практика.
Методологической базой курсовой работы являются такие общелогические методы исследования, как аналогия, дедукция, индукция, классификация, анализ и синтез.
Кроме того, автором был использован метод обобщения, позволяющий раскрыть общие свойства и признаки рассматриваемых в курсовой работе предметов и метод абстрагирования. Помимо названных методов исследования, в курсовой работе нашли свое отражение метод восхождения об абстрактного к конкретному, а также структурно-функциональный, формально-юридический, диалектический и другие методы.
Целью данной курсовой работы является исследование сущности, задач прокурорского надзора за органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, полномочий прокурорского надзора, основных направлений прокурорского надзора за исполнением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, а также проблем, которые могут возникать при взаимодействии органов прокуратуры с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• раскрыть понятие предмета, сущность и задачи прокурорского надзора в данном направлении;
• определить основные направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД;
• выявить основные проблемы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
В качестве нормативной базы настоящей работы следует назвать следующие нормативные правовые акты: Конституцию Российской Федерации, положения ФЗ «О прокуратуре в РФ» и другие источники.
Теоретическая база курсовой работы основана на научных статьях, монографиях, диссертациях, учебной и научной литературе, в которой освящены вопросы взаимодействия органов взаимодействием органов прокуратуры с органами местного самоуправления в сфере обеспечения законности. В качестве примеров конкретных авторов, труды которых легли в основу написания данной курсовой работы, назовем следующих авторов: В.Н. Дранников, В.И. Капканов, Б.В. Коробейников, В.Ф. Крюков, В.Н. Осипкин, А.А. Чувилева и многие другие.
Структура работы состоит из введения, двух глав, в которых раскрывается тема исследования, а также заключения и списка использованной литературы.
В рамках данной курсовой работе нами был рассмотрен вопрос, связанный с прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Перед началом исследования нами были поставлены задачи, которые отражены в рассмотренных нами вопросах. Представляется то, что в ходе проведенного исследования они были достигнуты.
Мы рассмотрели предмет, сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. В связи с чем нам представляется возможным сказать о том, что деятельность органов прокуратуры основывается прежде всего на действующем законодательстве, в котором находят свое отражение рассмотрены нами положения. Однако стоит отметить важность рассмотренных нами положений, так как прокурорский надзор позволяет качественным образом решить вопросы, связанные с обеспечением соблюдения прав и свобод человека и гражданина во всех сферах нашей жизни, что положительным образом сказывается на развитии нашего государства.
Также представляется возможным сказать о том, что законодатель качественным образом подошел к вопросу, связанного с наделением органов прокуратуры полномочиями в рамках осуществления прокурорского надзора за исполнением законов органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность. Также нами были установлены некоторые специфические особенности деятельности прокуроров в рамках данной области. При этом стоит отметить, что общественные отношения постоянно подвергаются различным изменениям, что позволяет сказать, что законодатель должен должным образом реагировать на происходящие изменения. В частности, на те, которые происходят в рамках осуществления органами оперативно-розыскной деятельности. Только это будет способствовать качественной реализации полномочий прокуроров в рамках осуществления деятельности в данной области, что также положительным образом отразится на восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, но при этом будет выполнять важные предупредительные и профилактические меры.
При этом прокурор обладает широкими полномочиями, которые позволяют качественным образом реагировать на нарушения законности в сфере обеспечения законности при осуществлении органами оперативно-розыскной деятельности. В связи с чем, деятельность органов прокуратуры в рамках принятия соответствующих мер реагирования на нарушение действующего законодательства позволяет качественным образом влиять на эффективность деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, что приводит к тому, что реализация конституционных прав граждан происходит более качественно .
Нами были также проанализированы проблемы, рассмотренные в рамках данного исследования, которые говорят о том, что необходимо уделить большое внимание данному вопросу с законодательной стороны. Несомненно, контроль играет важную роль при выявлении и решении проблем, поэтому, нам представляется, что только при правильном взаимодействии различных институтов появится возможность решить те проблемы, которые существуют в настоящее время во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности: Приказ Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 № 207 (в ред. от 27.02.2009 № 55) // Законность. 2009. № 4. С. 20-37.
3. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992.
4. Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 № 195 (ред. от 21.06.2016) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Законность, № 3, 2008.
Книги, статьи, диссертации
5. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. – С. 132.
6. Шустров Д.Г. Пределы изменения конституции и конституционный контроль за их соблюдением в России и постсоветских государствах: сравнительно-правовое исследование. –М.: Юрлитинформ, 2018. – С. 56.
7. Осипкин В.Н. Предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Труды Санкт-Петербургского юридического института генеральной прокуратуры РФ. № 3. СПб, 2001. С. 34
8. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов / Ласкина Н.В. М.: Юстиц, 2008. С. 66.
9. Крюков В.Ф. Уголовное преследование и прокурорский надзор за исполнением законов при расследовании уголовных дел в условиях реформирования системы прокуратуры РФ // Подготовлен для системы Консультант плюс. 2007.
10. Курс лекций по дисциплине «Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие / Дранников В.Н. М., 2004. С. 117.
11. Трикс А.В. Справочник прокурора. СПб.: Питер Пресс, 2007. С. 69.
12. Курс прокурорского надзора / Под ред. Коробейников Б.В. М., 2008. С. 73.
13. Осипкин В.Н. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью. СПб, 2001. С. 29.
14. Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. М., 2008 . С. 136.
15. Дытченко Г., Никитин Е. Проблемы организации надзора за законностью оперативно-розыскной деятельности // Законность. 2008. № 10. С.12.
16. Казанник А.И. Конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации: мифы и реальность // Гос. власть и местное самоуправление. 2007. № 5. С. 63-69.
17. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: учебник / под ред. А.Я. Сухарева. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Норма : ИНФРА-М, 2018. 356 c.
18. Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / под ред. И.И. Сыдорука, А.В. Кикотя, О.В. Химичевой. – 9-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2018. 455 с.
19. Конституционно-правовой статус прокуратуры в России и в зарубежных странах: сравнительно-правовое исследование: монография / [Э.Н. Примова и др.]; Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. – Москва : Проспект. 2018. 200 с.