СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Дизартрия как вариант речевого недоразвития 8
1.2 Особенности когнитивной сферы дошкольников с
дизартрией 13
1.3 Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с
дизартрией 17
1.4 Особенности речевого развития дошкольников с дизартрией 21
1.5 Психологическая готовность к школьному обучению 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
2.1 Изучение готовности к школьному обучению дошкольников с
дизартрией 35
2.2 Система подготовки к школе дошкольников с дизартрией 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1 Дизартрия как вариант речевого недоразвития 8
1.2 Особенности когнитивной сферы дошкольников с
дизартрией 13
1.3 Особенности эмоционально-волевой сферы дошкольников с
дизартрией 17
1.4 Особенности речевого развития дошкольников с дизартрией 21
1.5 Психологическая готовность к школьному обучению 24
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
2.1 Изучение готовности к школьному обучению дошкольников с
дизартрией 35
2.2 Система подготовки к школе дошкольников с дизартрией 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
ПРИЛОЖЕНИЕ 65
Актуальность исследования. В современных условиях объективно повышается роль личностного фактора в школьном обучении.
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.
Исследования подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Выделяют три основных подхода к проблеме готовности ребёнка к школе.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Второй подход заключается в том, что у ребёнка поступающего в школу, должен быть определённый уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
Суть третьего подхода состоит в изучении умений ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие.
Таким образом, проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.
В-третьих, в связи с изменением социальных условий и ростом соматической и неврологической патологии многие дети имеют разный уровень готовности.
Рассматривая проблему подготовки детей с дизартрией к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как особенности готовности к школьному обучению с учетом речевого дефекта. Речь идет о готовности детей к учебе вообще, а к школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.
Нельзя говорить об эффективной, полноценной подготовке ребенка к обучению в школе, если не учитывать ее психологический аспект, то есть состояние внутренней готовности ребенка к переходу в новую социальную позицию «школьник», в новое социальное образовательное пространство развития «школа»...
Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствии с требованиями жизни.
Исследования подготовки детей к школе было начато непосредственно под руководством психолога-академика А.В. Запорожца. Результаты работы неоднократно обсуждались с Д.Б. Элькониным. Оба они боролись за сохранение детям детства, за максимальное использование возможностей этого возрастного этапа, за безболезненный переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.
Подготовка детей к школе — задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребёнка. Выделяют три основных подхода к проблеме готовности ребёнка к школе.
К первому подходу могут быть отнесены все исследования, направленные на формирование у детей дошкольного возраста определённых умений и навыков, необходимых для обучения в школе.
Второй подход заключается в том, что у ребёнка поступающего в школу, должен быть определённый уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться.
Суть третьего подхода состоит в изучении умений ребёнка сознательно подчинять свои действия заданному при последовательном выполнении словесных указаний взрослого. Это умение связывается со способностью овладения общим способом выполнения словесных указаний взрослого.
В отечественной литературе имеется немало работ, целью которых является изучение проблемы подготовки к школьному обучению: Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Р.Я. Гузман, Е.Е. Кравцова и другие.
Таким образом, проблема готовности к школьному обучению остаётся актуальной. Необходимость её изучения вытекает из собственной работы школы в современных условиях. Во-первых, повысились требования к детям, поступающим в школу. Во-вторых, в результате введения в начальную школу новых программ, разработок существует возможность выбора обучения ребёнком по той или иной программе в зависимости от уровня подготовки к школе.
В-третьих, в связи с изменением социальных условий и ростом соматической и неврологической патологии многие дети имеют разный уровень готовности.
Рассматривая проблему подготовки детей с дизартрией к школе, нельзя обойти такой ее аспект, как особенности готовности к школьному обучению с учетом речевого дефекта. Речь идет о готовности детей к учебе вообще, а к школе со всем комплексом ее учебных и внеучебных нагрузок.
Нельзя говорить об эффективной, полноценной подготовке ребенка к обучению в школе, если не учитывать ее психологический аспект, то есть состояние внутренней готовности ребенка к переходу в новую социальную позицию «школьник», в новое социальное образовательное пространство развития «школа»...
Психологическая готовность ребенка к школе - сложное психологопедагогическое образование, это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и его психологических особенностей, без которых невозможно успешно учиться в массовой школе. Неотъемлемой составляющей готовности является опыт (знания, умения и навыки, приобретенные в общении и деятельности), имеющийся у ребенка на момент поступления в школу. Важную роль в подготовке ребенка к школе играет ее учебный аспект.
Компонентами психологической готовности детей к школьному обучению являются следующие: интеллектуальные, эмоциональные, волевые, социальные, морфологические, а также психическое и соматическое здоровье. Их совокупность представляет собой единую целостную систему школьной зрелости, стороны которой тесно взаимосвязаны и являются базовыми качествами личности как результата специально организованной подготовки к школе.
В результате проведения исследования мы можем сделать вывод, что дошкольники с дизартрией в большинстве готовы к школьному обучению.
Именно игра в данном процессе является ключевым звеном, поскольку представляет собой ведущий вид деятельности дошкольников, и поможет детям постепенно перейти от игры к обучению.
Подготовка к школе ребенка должна быть системной - это комплексная работа по социальному, личностному, творческому и физическому развитию дошкольника.
Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме психологической готовности к школе нами было проведена своевременная диагностика психологической готовности к школе старших дошкольников с дизартрией. Данная диагностика была проведена с учетом особенностей развития данной категории детей. Результаты диагностики описаны выше.
На основе полученных результатов нами была разработана система подготовки к школе старших дошкольников с дизартрией с использованием различных игровых заданий и упражнений. Данная система была разработана для последовательного формирования комплекса школьной готовности с учетом структуры дефекта.
Итак, подготовка детей с дизартрией к обучению в школе является первым элементом в системе непрерывного образования и создает основу для дальнейшего развития ребенка в учебном и воспитательном аспектах. Полученные нами результаты эмпирического эксперимента позволяют делать выводы, что с помощью целенаправленной деятельности на формирование готовности ребенка к обучению в школе, применив соответствующие для этого методики, можно улучшить готовность детей к обучению.
Компонентами психологической готовности детей к школьному обучению являются следующие: интеллектуальные, эмоциональные, волевые, социальные, морфологические, а также психическое и соматическое здоровье. Их совокупность представляет собой единую целостную систему школьной зрелости, стороны которой тесно взаимосвязаны и являются базовыми качествами личности как результата специально организованной подготовки к школе.
В результате проведения исследования мы можем сделать вывод, что дошкольники с дизартрией в большинстве готовы к школьному обучению.
Именно игра в данном процессе является ключевым звеном, поскольку представляет собой ведущий вид деятельности дошкольников, и поможет детям постепенно перейти от игры к обучению.
Подготовка к школе ребенка должна быть системной - это комплексная работа по социальному, личностному, творческому и физическому развитию дошкольника.
Таким образом, в результате анализа психолого-педагогической литературы по проблеме психологической готовности к школе нами было проведена своевременная диагностика психологической готовности к школе старших дошкольников с дизартрией. Данная диагностика была проведена с учетом особенностей развития данной категории детей. Результаты диагностики описаны выше.
На основе полученных результатов нами была разработана система подготовки к школе старших дошкольников с дизартрией с использованием различных игровых заданий и упражнений. Данная система была разработана для последовательного формирования комплекса школьной готовности с учетом структуры дефекта.
Итак, подготовка детей с дизартрией к обучению в школе является первым элементом в системе непрерывного образования и создает основу для дальнейшего развития ребенка в учебном и воспитательном аспектах. Полученные нами результаты эмпирического эксперимента позволяют делать выводы, что с помощью целенаправленной деятельности на формирование готовности ребенка к обучению в школе, применив соответствующие для этого методики, можно улучшить готовность детей к обучению.
Подобные работы
- СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДИЗАРТРИЕЙ НА ЭТАПЕ ПОДГОТОВКИ К ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе формирования связной речи
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2019 - Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в процессе развития связной речи
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Развитие грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы комбинированной направленности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020 - Логопедическая работа по развитию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и псевдобульбарной дизартрией
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2022 - Проявления оптической дисграфии у учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019





