Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОЭТИКА СКАЗОК А.С. ПУШКИНА

Работа №92020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы73
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. СКАЗКА КАК ЖАНР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Сказка как особый вид художественного произведения 12
1.2 Жанровое своеобразие фольклорной сказки 16
1.3 Характерные черты литературной сказки 21
ГЛАВА 2. ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА
2.1 Фольклорные и литературные особенности сказок А.С. Пушкина
(«Жених», «Сказка о Медведихе», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке») 27
2.1.1 «Сказка о Медведихе» и сказка «Жених» как образцы подлинно
народного стиля 27
2.1.2 Близость к традициям устного народного творчества в «Сказке о попе
и о работнике его Балде» 32
2.1.3 Фольклорная стилизация «Сказки о рыбаке и рыбке» 35
2.2 Авторский замысел и его реализация в сказках А.С. Пушкина («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке») 38
2.2.1 Особенности структуры «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и
могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 39
2.2.2 Стилистическое своеобразие «Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях» 43
2.2.3 «Сказка о золотом петушке»: соотношение реального и
фантастического 47
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА В ШКОЛЕ
3.1 Значение сказок А.С. Пушкина для воспитания школьников 51
3.2 Конспект урока по изучению «Сказки о мертвой царевне и о семи
богатырях» в 5 классе 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67

Уникальная поэтика сказок А.С. Пушкина поражает красотой и своеобразием авторского стиля, новаторскими идеями и представлением вечных вопросов бытия в простых жизненных ситуациях.
Исследователи изучают сказки многие десятилетия, находя в них вдохновение и мотивацию для научных открытий. Каждый из ученых находит свой ракурс научных изысканий, так как материал сказок чрезвычайно богат. За годы накопилось огромное число научных монографий, исследовательских экспериментальных работ, биографий великого поэта, лексикографических сборников, статей, посвященных творчеству А.С. Пушкина.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных филологов:
• в области исследования теории жанров и сказки как
художественного произведения. Известным автором научных трудов по проблемам сказки как жанра является В.П. Аникин. В его работах поднимаются вопросы, касающиеся жанра сказки: ее определения, классификации, жанровых особенностей и признаков и т.д. В.П. Аникин во многих своих работах подчеркивал огромное значение сказочных образов для воспитания подрастающего поколения. Специфические характеристики сказки как жанра были выявлены в работах В.Я. Проппа. Л.В. Овчинникова подробно рассматривает историю развития сказки, анализирует жанровые признаки и трансформации, классифицирует авторскую сказку в соответствии с ее своеобразием. А.И. Никифоров изучал типологические черты сказок. Сказку как феномен культуры, ее структурные модели и функции анализирует И.В. Павлютенкова. Поэтикой и переводом русских народных сказок занимался П.В. Табахьян;
• в сфере изучения творчества А.С. Пушкина. М.К. Азадовский,
В.Я. Пропп анализировали источники сказок А.С. Пушкина. Д.Н. Медриш посвятил сказкам А.С. Пушкина более полутора десятков научных работ. Он занимался поиском циклообразующих признаков, которые могли бы обосновать порядок расположения сказок А.С. Пушкина. Т.В. Зуева рассматривает сказки А.С. Пушкина в контексте жизни и творчества поэта. Она показывает значение фольклора, и прежде всего народных волшебных сказок, для литературных сказок А.С. Пушкина. Проблема соотношения пушкинской литературной сказки и фольклорной волновала и В.П. Аникина. Особенности фольклорной стилизации являются предметом исследования Б.С. Дыхановой. Проблемами связей сказок А.С. Пушкина с фольклорными сказками занималась в ходе своего научного поиска И.А. Лупанова. В.С. Непомнящий, И.А. Лупанова рассматривали особенности «Сказки о рыбаке и рыбке».
Творчество А.С. Пушкина многогранно. Оно является объектом научного исследования уже многие десятилетия. В европейской и отечественной науке 20-х гг. XX века господствовала сравнительно­историческая парадигма. К данному классическому периоду исследований творчества А.С. Пушкина относится научная деятельность Б.В. Томашевского. Он является составителем первого однотомника произведений А.С. Пушкина, который вышел в советские годы. Позднее русский ученый редактировал первое академическое собрание пушкинских сочинений в 17 томах, которое публиковалось с 1937 по 1949 гг., и являлся одним из соавторов словаря языка А.С. Пушкина. Научные интересы Б.В. Томашевского находились в разных литературоведческих областях. Он является автором монографии «Пушкин. Современные проблемы историко­литературного изучения» [Томашевский 1925] и ряда статей, в которых детально исследуется «народность» творчества А.С. Пушкина, текстологические особенности его произведений...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Сказка - это обобщающее понятие, которое имеет ряд специфических признаков своего жанра: повествование, сюжетность, идейность,
завершенность событий, ориентация на вымысел, дидактическая направленность.
Фольклорная сказка - образец эпического жанра, это повествование о жизни и деяниях вымышленных героев, которые существуют в традициях определенного народа. Основываясь на содержании, исследователи сказок выделяют три типа сказок: бытовую (анекдотические, новеллистические), волшебную и сказки о животных. Наиболее древними являются сказки о животных, позже возникли сказки волшебные и анекдотические, еще позже новеллистические.
Сказка, которая не является произведением устного народного творчества, а представляет собой произведение художественной литературы, существующее в одном авторском варианте, относится к литературным сказкам. В большинстве своем, литературные сказки повествуют о событиях бытового, волшебного или героического планов.
Литературная и фольклорная сказки различаются по следующим параметрам: по происхождению - литературная сказка создается одним конкретным автором, фольклорная же является результатом коллективного творчества; по форме повествования - литературная сказка существует только в письменной форме, в одном строго зафиксированном варианте, фольклорная изменяется даже тогда, когда она пересказывается одним и тем же рассказчиком; по содержанию литературная сказка характеризуется большим разнообразием сюжетов, указывающих на ее связь с реальной действительностью; по композиции она характеризуется менее строгими правилами построения, нежели фольклорная сказка; по объему литературная сказка может быть как короткой, так и довольно длинной, тогда как фольклорная сказка, как правило, всегда короткая.
Большое количество научных исследований посвящено сказкам А.С. Пушкина. Изучение сказок было многоаспектно. Наиболее часто научные работы были посвящены исследованию вопросов, связанных с источниками сюжетов сказок. В основном, все сюжеты восходят к двум источникам: литературным произведениям и произведениям устного
народного творчества. Изучению сказок А.С. Пушкина посвящены научные труды В.Я. Проппа, М.К. Азадовского, И.А. Лупановой, Б.С. Дыхановой, Т.Г.Леоновой, Т.В. Зуевой и др.
Именно А.С. Пушкин стоит у истоков развития русской литературной стихотворной сказки. Его переход в середине 20-х гг. к реализму сопровождался глубоким интересом поэта к народу. И Пушкин начинает внимательно исследовать народную поэзию. Он записывает песни и народные обряды, заставляет няню снова рассказывать ее сказки, знакомые ему еще с детства, но теперь он по-другому их воспринимает, ищет в них отражение «народного духа». Пушкин не ограничивается задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремится проникнуть в нее, мастерски овладеть ее содержанием и формой, научиться самому создавать такие же песни и сказки, какие создавали народные поэты...


1. Агранович С.З., Рассовская Л.П. Историзм Пушкина и поэтика
фольклора / С.З. Агранович, Л.П. Рассовская. - Куйбышев: Изд.
Саратовского университета, Куйбышевский филиал, 1989. - 192 с.
2. Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина / М.К. Азадовский // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Вып. 1. - С. 134-163.
3. Азадовский М.К. Пушкин и фольклор/ М.К. Азадовский. Т. 3., 1937. - С. 152-182.
4. Азадовский М.К. Литература и фольклор / М.К. Азадовский. - Л.: Гослитиздат, 1938. - 296 с.
5. Андреев Н.П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне / Н.П. Андреев. - Л.: Государственное русское географическое общество, 1929. - 120 с.
6. Аникин В.П. Русская народная сказка: Пособие для учителя /
B. П. Аникин. - М.: Просвещение, 1977. - 208 с.
7. Ахматова А.А. Последняя сказка Пушкина [Электронный ресурс]. - Реж. доступа: http://biwibi.ru/d/713433/d/ahmatova.pdf
8. Баранов С.Ф. Русское народное поэтическое творчество /
C. Ф. Баранов. - М.: Учпедгиз, 1962. - 306 с.
9. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. - СПб: Паритет, 2007. - 320 с.
10. Бойко С.П. В волшебной пушкинской стране: художественное исследование «Пушкин и сказка» / С.П. Бойко // Серия: Тайны сказки. - М .: Изд-во Илекса, 1999. - 271с.
11. Бонди С.М. О Пушкине: статьи и исследования / С.М. Бонди. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1983. - 478 с.
12. Брауде Л.Ю. К истории понятия «литературная сказка» / Л.Ю. Брауде // Известия Академии наук СССР. Серия литературы и языка. - М.: Наука, 1977. - Т. 36. № 3. - С. 226-234.
13. Бритаева А.Б. Литературная сказка: проблема дефиниции /А.Б. Бритаева // ИЗВЕСТИЯ СОИГСИ, 2011. № 6 (45). - С. 63-68.
14. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через
психологическую сказку / И.В. Вачков. - М.: Ось-89, 2007. - 144 с.
15. Высочина Е.И. Образ бережно хранимый. Жизнь Пушкина в памяти поколений /Е.И. Высочина. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ