ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕОПАРКОВ КАК ФОРМА РАЗВИТИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 7
1.1 Основные понятия геопарков 7
1.2 Особенности познавательного и экологического туризма 12
2 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ТУРИЗМА В ГЕОПАРКЕ «АЛТАЙ» 19
2.1 Организационно-экономическая характеристика геопарка 19
2.2 Анализ туристических услуг геопарка 28
3 РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ТУРИЗМА В ГЕОПАРКЕ 37
3.1 Описание проекта познавательного и экологического туризма в геопарке.. 37
3.2 Эффективность проекта 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Актуальность работы. Для достижения устойчивого развития территории того или иного геопарка необходимо стимулировать развитие не только геотуризма, но вместе с ним и прочих разновидностей экологически- нравственного туризма: бердвотчинга, спортивного туризма, научно познавательного туризма, фототуризма, этнотуризма и некоторых других. Геотуризм представляет собой вид туризма, основанный на посещении различных географических объектов, а также территорий с целью удовлетворить образовательные, познавательные, эстетические, рекреационные и иные потребности. Геотуризм - это специфический вид недропользования, в рамках которого происходит использование только информационных качеств геологических объектов. Подобная разновидность использования недр является экологически нравственной, принося при этом прибыль тем, кто проживает на территории, богатой ресурсами.
Вследствие того, что геотуристский интерес к территории увеличивается, растет и количество предприятий, предоставляющих различные туристические услуги, а также осуществляющих выпуск и реализацию турпродуктов
Спектр возможностей, в рамках которых местное население может участвовать в деятельности геопарка, является достаточно широким. В зависимости обладания жителем территории теми или иными материальными и интеллектуальными ресурсами, он может получать следующие виды источников дохода: сдача в аренду помещений, которые пригодны для проживания, услуги частного извоза при условии наличия автомобиля, проведение различных экскурсий, продажа продукции натурального хозяйства, услуги перевода. Администрации геопарка должна в свою очередь заботиться о комфорте местных жителей.
Развитие геотуризма и других видов экологического туризма дает возможность местным жителям получения новых источников основного или же дополнительного дохода, в результате чего возрастает количество рабочих мест,
а также постепенно повышается уровень жизни населения. Помимо этого, развитие туризма также является стимулирующим фактором для сохранения и развития этнической культуры местных коренных жителей, которые занимаются изготовлением специфичных предметов быта, одежды для последующей продажи туристам. Также они организуют этнические заведения общепита, устраивают различные мастер-классы по технологии изготовления традиционных предметов, ремеслам и приготовлению местных блюд.
Степень разработанности представлена трудами таких авторов, как А.Ю. Александровой, Л.В. Антонова, У. Аренса, Х.М. Бекулова, И. Бельковой, М.В. Бородуновой, Т.Г. Бутовой и др.
Цель работы - исследовать развитие геопарков как основы познавательного и экологического туризма.
Задачи:
• рассмотреть основные понятия геопарков;
• описать особенности познавательного и экологического туризма;
• рассмотреть организационно-экономическую характеристику геопарка;
• провести анализ туристических услуг геопарка;
• описать проект познавательного и экологического туризма в геопарке;
• показать эффективность проекта.
Объект исследования - геопарк «Алтай».
Предмет исследования - познавательный и экологический туризм.
Методы исследования - анализ, обобщение полученной информации.
Теоретическая значимость работы заключается в исследовании особенностей познавательного и экологического туризма.
Практическая значимость работы заключается в применении полученных результатов в деятельности туристических организаций.
Научная новизна исследования заключается в разработке проекта познавательного и экологического туризма в геопарке.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
В горных регионах России необходимо развивать туризм с учетом природных особенностей горной местности, а также этнических и культурных особенностей, добиваясь экономической, экологической и социальной стабильности в регионе. Уникальные природные особенности региона необходимо охранять, но традиционный подход к охране природных объектов, предполагающий запрет использования объекта и ущемление прав коренных народов, устарел. Рационального использования всех особенностей территории в комплексе и вовлечения в этот процесс местных жителей посредством туристской деятельности можно добиться, перенимая опыт иностранных сообществ по созданию геопарков.
В отличие от массового туризма экотуризм в природных регионах не требует столь развитой туристской инфраструктуры из расчета на каждого туриста и характеризуется гораздо меньшими инвестициями и затратами, но в любом случае подразумевает получение экономических выгод и должен ориентироваться на охрану природных и культурных ценностей региона. Однако в настоящее время подобная трактовка не всегда реализуется на практике.
Реализация любых экотуристических проектов в регионах носит инновационный характер, что влечет за собой длительные периоды апробации и внедрения, более высокие затраты, нехватку квалифицированных кадров и знаний о преимуществах и особенностях экологических форм туризма и другие проблемы. Большинство туроператоров и местных жителей не понимают всех особенностей экологического туризма. Требуется проведение образовательных программ и подготовка профессиональных проводников.
В результате данной работы были решены следующие задачи: рассмотрены основные понятия геопарков; описаны особенности познавательного и экологического туризма; рассмотрена организационно - экономическая характеристика геопарка; проведен анализ туристических услуг геопарка; описан проект познавательного и экологического туризма в геопарке; показана эффективность проекта.
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/560524439 (дата обращения: 04.04.2021).
2. Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности "География" / А. Ю. Александрова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Кнорус,
2018. - 464 с.
3. Антонов, Л.В. Особенности предпринимательской деятельности на рынке рекламы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-predprinimatelskoy-deyatelnosti-na- rynke-reklamy (дата обращения: 04.04.2021).
4. Аренс, У. Современная реклама: Пер. с англ. / [К. Л. Бове, У. Ф. Аренс]; Общ. ред. Феофанова О. А.; Предисл. к рус. изд. Назарушкина М. А. - Тольятти: Изд. дом "Довгань", 2019. - 401 с.
5. Барчуков, И.С. Методы научных исследований в туризме
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://library.nuft.edu.ua/ebook/file/barchukov2008.pdf (дата обращения:
04.04.2021).
6. Барчуков, И.С. Экскурсионная деятельность в индустрии гостеприимства: учебное пособие / И. С. Барчуков [и др.]. - Москва: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019. - 204 с.
7. Батчаев, Х. Что может дать России развитие международного
туризма? [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.elibrary.ru/item.asp7idM8115194 (дата обращения: 04.04.2021).
8. Батырев, Э. М. Физическая культура и спорт на современном этапе развития общества / Э. М. Батырев. - Астрахань: Астраханская государственная медицинская академия, 2019. - 117 с.
9. Баумгартен, Л. В. Изучение потребителей туристских услуг
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
http://www.mavriz.ru/articles/2007/2/4750.html (дата обращения: 04.04.2021).
10. Безопасность туризма: учебник / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л.
Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://tourism.gov.ru/data/File/news_file/2014/BOBKOVA_Bezopasnost.pdf (дата обращения: 04.04.2021).
11. Бекулов, Х.М. Конкурентоспособность учреждений социальной сферы и факторы, её определяющие [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/konkurentosposobnost-uchrezhdeniy-sotsialnoy- sfery-i-faktory-ee-opredelyayuschie (дата обращения: 04.04.2021).
12. Белкина, А.В. Физическая культура и профессиональный спорт:
этические и юридические аспекты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29070808_97303903.pdf (дата
обращения: 04.04.2021).
13. Белькова, И. Маркетинговые стратегии как фактор развития спортивных организаций по олимпийским видам спорта / И. Белькова // Олимпизм, олимпийское движение, Олимпийские игры (история и современность). - 2018. - С. 17 - 101.
14. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tourlib.net/books_tourism/birzhakov-tourism.htm (дата обращения: 04.04.2021).
15. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://tourlib.net/books_tourism/birzhakov-tourism.htm (дата обращения: 04.04.2021)...