ВВЕДЕНИЕ 3
1 НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ 6
1.1 История возникновения и развития корпоративной культуры 6
1.2 Понятие, виды, структура и механизмы формирования корпоративной
культуры 9
1.3 Тенденции развития современной корпоративной культуры. Корпоративная
культура России 23
2 КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В ГОСТЕПРИИМСТВЕ 29
2.1 Особенности корпоративной культуры в гостеприимстве 29
2.2 Корпоративная культура международных гостиничных сетей 34
2.3 Корпоративная культура российских гостиниц 38
3 АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ГОСТИНИЦЫ «БАРНАУЛ» .... 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
Актуальность темы. За несколько прошедших десятилетий сфера гостеприимства претерпела очень серьезные изменения, преобразившись до неузнаваемости. Сейчас гостиничные сети мира удовлетворяют любые предпочтения, могут порадовать гостя даже с самым изысканным вкусом. Именно поэтому клиенты рассчитывают на самые высокие стандарты обслуживания. В результате этого управляющие гостиницами, основное внимание которых сосредоточено на операционной деятельности, управлении производством, обязаны решать задачи развития и поддержки конкурентоспособного состояния гостиничной инфраструктуры по-новому, поскольку на ней лежит основная ответственность за создание эффективного бизнеса в сфере гостеприимства.
Специалисты, отвечающие за гостеприимство, являются одним из главных инструментов поддержания конкурентоспособности предприятия. Стоит отметить, что качество обслуживания зависит от доброй воли и квалификации сотрудников. Ключом к успеху в бизнесе выступает быстрое и четкое выполнение пожеланий и потребностей. Поэтому правильное и грамотное управление сотрудниками является одним из самых главных факторов развития гостеприимства. Не стоит упускать из вида и тот момент, что доход и успех гостиницы зависит от развитости корпоративной культуры в целом. Именно она непосредственно влияет на конкурентоспособность, она запускает увеличение и ускорение объемов продаж. Инструментом по достижению стратегических целей является именно корпоративная культура.
На сегодняшний день понятие корпоративной культуры в современном менеджменте считается одним из базовых и ключевых понятий. Стоит отметить, что это стало признаваться только в последние годы, хотя это понятие необходимо для правильного понимания и четкого управления организационным поведением.
Степень разработанности темы. Корпоративную культуру стали рассматривать как особый феномен только с середины прошлого века. Работы Т. Парсонса, Ф. Селзника, Ч. Барнарда, Дж. Марча, Г. Саймона анализируют корпоративную культуры, выявляют её влияние на качество работы организации. Стоит отметить, что только в 70-80-е гг. ХХ в. Было высказано утверждение о том, что культура организации является фактором развития этой организации. Именно в этот период корпоративную культуру стали рассматривать как предмет в таких областях как социологии, экономики, менеджмента и других научных направлений.
Вопросами влияния корпоративной культуры на конкурентоспособность предприятия занимались такие ученые, как М. Альберт, Д. Мерсер, М. Мескон, С. Мишон, Ф. Хедоури, П. Шторн, Э. и А. Капитоновы, Н.В. Лебедева, Е.В. Привалов, Я.М. Прохоров, А.А. Родионов, В.А. Спивак и др.
В связи с ростом интереса и внимания к проблеме образования, бизнеса и культуры, многие ее аспекты, в частности консолидирующая роль корпоративной культуры, ее социальный, адаптивный и управленческий потенциал, остаются недостаточно изученными.
В результате этого появляется практический интерес к изучению корпоративной культуры организации с учетом ее влияния на конкурентоспособность, а также разработка основных направлений совершенствования корпоративной культуры на примере предприятия в сфере гостеприимства и туризма. Практическая значимость и недостаточность знаний определили актуальность выбора предмета выпускной квалификационной работы, а также предопределили объект и предмет исследования, его цель и задачи.
Объект исследования - гостиница «Барнаул» г. Барнаул.
Предмет - корпоративная культура в гостинице «Барнаул».
Цель работы - рассмотрение корпоративной культуры в индустрии гостеприимства как элемент конкурентоспособности.
Задачи:
1. Рассмотреть историю возникновения корпоративной культуры.
2. Изучить понятие, сущность и классификацию «корпоративной культуры»
3. Рассмотреть особенности корпоративной культуры гостиничного предприятия.
4. Проанализировать корпоративную культуру гостиницы «Барнаул» как элемент конкурентоспособности.
Понятие корпоративной культуры является одним из базовых понятий в современном менеджменте, несмотря на то, что только в последние годы оно было признано основным показателем, необходимым для правильного понимания и управления организационным поведением.
Корпоративная культура: это совокупность ценностей и вытекающих из них норм, правил поведения, а также других элементов, которые существуют в сознании сотрудников и реализуются в поведении этих сотрудников.
Корпоративная культура важна как фактор повышения конкурентоспособности, адаптивности, эффективности производства и управления. Чем выше уровень корпоративной культуры, тем меньше персонал нуждается в директивах, инструкциях, подробных схемах и подробных инструкциях.
В данной выпускной квалификационной работе были изучены как теоретические, так и практические вопросы специфики формирования корпоративной культуры в гостеприимстве:
1. Рассмотрена история возникновения корпоративной культуры.
2. Изучены понятие, сущность и классификация «корпоративной культуры».
3. Рассмотрены особенности корпоративной культуры гостиничного предприятия.
4. Проанализирована корпоративная культура гостиницы «Барнаул» как элемент конкурентоспособности.
На основании сопоставления существующих элементов, стандартов корпоративной культуры гостиницы, было предложено следующее:
• Организовывать корпоративные мероприятия как в целом на
предприятии, так и в отдельно взятом структурном подразделении. Разработать корпоративные мероприятия командобразования, например, командные игры. Командная игра заставляет команду работать сообща, что сближает коллектив 54
и делает его готовым к решению более сложных и комплексных задач уже при выполнении их непосредственных функций в процессе работы на самом предприятии.
• Ввести программу лояльности для сотрудников, например, скидки сотрудникам у партнеров гостиницы «Барнаул».
• Система поощрений, премирования. Мотивация сотрудников. При формировании корпоративной культуры в гостиничном бизнесе необходима правильная организация труда. Важно уметь ставить конкретные цели и четко распределять обязанности и полномочия сотрудников. При правильной организации труда человек не является незаменимым.
• Нефинансовое стимулирование. Независимо от того, что именно делает подчиненный, он всегда должен чувствовать, что его работа очень важна и без нее гостиница может остановиться.
• Соблюдение традиций и правил. Руководство обязано бережно хранить и соблюдать традиции гостиничного предприятия, так как они призваны закрепить корпоративную культуру. Если установленные правила будут нарушены, это станет свидетельством неготовности руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снизит мотивацию подчиненных.
• Заключение договора со страховыми компаниями о предоставлении скидок (при коллективном договоре) на дополнительное страхование персонала (дает ощущение личной безопасности и социальной защищенности). В условия пандемии — это особенно актуально.
• Решить вопрос о предоставлении льготных кредитов сотрудникам предприятия
• Привлекать сотрудников к участию в управлении (дать им возможность вносить свои предложения в управление организацией, получая, в свою очередь, новую информацию о жизнедеятельности гостиничного предприятия - эффект обратной связи).
1. Агарков А.А. Управление организацией / А.А. Агарков. - Москва: Эксмо, 2011. - 512 с.
2. Балашова Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса / Е.А. Балашова. - М.: ООО «Вершина». - 2005. -176 с.
3. Бикташева Д.Л. Менеджмент в туризме/ Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиева, Т.С.Жданова. - М.: «АльфаМ», «Инфра-М». - 2007. -272 с.
4. Виханский О.С., Менеджмент/ О.С. Виханский, А.И Наумов - М.: «Экономистъ». - 2006. - 672 с.
5. Вумек Джеймс П. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании [Текст] / Джеймс П. Вумек / Пер. с англ.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2010. - 473 с.
6. Дураков, И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта [Текст] / И.Б. Дураков. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 2013. - 379 с.
7. Друкер П.Ф. Задачи менеджмент в XXI веке: Учебное пособие / Пер. с англ.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2001
8. Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие / Н.Л. Зайцев. — Москва: ИНФРА-М, 2012. - 455 с.
9. Иванов В.В., Волков А.Б. Гостиничный менеджмент / В.В.Иванов, А.Б.Волков - М.: «Инфра-М». - 2007. -224 с.
10. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации / А.Я. Кибанов. - М.: «Инфра-М». - 2004. - 637 с.
11. Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм /Ф. Котлер, Д.Боуэн, Д. Мейкенз - М.: «Юнити». - 1998. - 787 с.
12. Кубанейшвили А «Преобразование компании - начните с
корпоративной культуры»//РЦБ. Управление персоналом, № 1, 2001. -С.6
13. Марковская О.В. Корпоративная культура в индустрии
гостеприимства/ О.В.Марковская//Парад Отелей. -2005. - №2
56
14. Мельников В.П. Исследование систем управления: учебник / В.П. Мельников, А.Г. Схиртладзе. - Москва: Юрайт, 2016. - 447 с.
15. Мескон М. Основы менеджмента / М.Мескон, М. Альберт, Ф.Хедоури - М.: «Вильямс». - 2008. -672 с...