ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ
УСЛУГ В ГОСТИНИЦЕ 7
1.1 Понятие дополнительных услуг в гостинице 7
1.2 Виды дополнительных услуг 9
1.3 Нормы и требования, регулирующие предоставление дополнительных услуг
10
1.4 Основные тенденции в сфере дополнительных услуг 12
2 ИССЛЕДОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ГОСТИНИЦЫ
«ЗАРЕЧЬЕ» 16
2.1 Обзор гостиничного комплекса г. Барнаула 16
2.2 Характеристика гостиницы «Заречье» 20
2.3 Анализ дополнительных услуг гостиницы «Заречье» 23
2.4 Влияние ассортимента дополнительных услуг на результативность
финансово-хозяйственной деятельности гостиницы «Заречье» 266
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
ГОСТИНИЦЫ «ЗАРЕЧЬЕ» 33
3.1 Рекомендации по совершенствованию предоставления дополнительных и
сопутствующих услуг в гостинице «Заречье» 333
3.2 Расчет эффективности предлагаемых рекомендаций 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 433
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
На сегодняшний день гостиничный бизнес является одной из наиболее быстро развивающихся отраслей в мире, которая увеличивает процент мирового валового национального продукта и налоговых поступлений. Кроме того, стимулирует развитие других направлений: строительства, торговли, сельского хозяйства, производства товаров народного потребления и т.д.
Гостиничный бизнес привлекает предпринимателей по многим причинам: относительно небольшие стартовые инвестиции, растущий спрос на туристские услуги, высокий уровень рентабельности. Сегодня индустрия гостеприимства представляет собой мощнейшую систему хозяйства региона или туристского центра и важную составляющую экономики туризма. Тема данной курсовой работы является актуальной, так как роль гостиничного бизнеса в современной экономике постоянно растет и меняется, происходит его внутренняя перестройка.
Объектом исследования является гостиничный бизнес.
Предмет исследования - услуги гостиничного комплекса «Заречье».
Цель работы - разработать дополнительные услуги для гостиничного комплекса «Заречье».
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы предоставления дополнительных услуг в гостинице;
• провести исследование дополнительных услуг гостиницы «Заречье»;
• разработать предложения по развитию дополнительных услуг гостиницы «Заречье».
Теоретической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных ученых в области гостиничного бизнеса, таких как: С.И. Байлик, Д.И. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина. Среди работ, посвященных управлению и развитию оздоровительных услуг, заслуживают внимания труды таких исследователей как В.Г. Топольник, Ю.Т. Шарабчиев,
М.В. Кобяк, С.С. Скобкин. Большую ценность представляют научнопопулярные, практически ориентированные журналы, предназначенные для управляющего и обслуживающего персонала гостиничных комплексов, такие как «Гостиничный и ресторанный бизнес», «Гостиница и ресторан: бизнес и управление», «Гостиничное дело» и другие.
Методология работы включает в себя общенаучные и специальные методы исследования: анализ, синтез, компаративный метод, контент-анализ, описательный метод, статистический метод. Также используется SWOT-анализ, позволяющий определить сильные и слабые стороны отеля, анкетирование, наблюдение, прогнозирование.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в комплексном анализе направления велнес как важной составляющей современной гостиничной индустрии. Теоретический анализ позволил выявить факторы, определяющие эффективность и рентабельность сектора велнес по отношению к конкретному объекту гостиничного бизнеса.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны рекомендации по формированию дополнительных услуг для гостиничного комплекса «Заречье».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Современный рынок гостиничных услуг переживает существенную трансформацию, на которую оказала влияние пандемия коронавирусной инфекции, спровоцировавшая резкий спад туристического рынка в нашей стране. До сих пор туристические объекты не могут работать в полную силу. Под влиянием указанных событий гостиничному сектору г. Барнаула пришлось перестраиваться, получили распространения небольшие отели и отдельные апартаменты, которые не имеют широкого спектрам дополнительных услуг. При этом гостинице для повышения собственной конкурентоспособности целесообразно расширять ассортимент своих услуг для привлечения потребителей.
Отель «Заречье» является одним из конкурентных игроков на гостиничном рынке г. Барнаула. В то же время сравнение с конкурентами выявило, что по ряду позиций анализируемый гостиничный комплекс уступает своим конкурентам, что обусловлено факторами как внешнего, так и внутреннего порядка. Отель предоставляет дополнительные услуги, которые пользуются спросом у посетителей, но в то же время не позволяют ему дистанцироваться от конкурентов. Представляется целесообразны рекомендовать отелю «Заречье» разработать дополнительные услуги, которые позволят ему выделиться на рынке гостиничных услуг города.
Для гостиничного комплекса целесообразно разработать дополнительные услуги по организации детской игровой комнаты. Расчет затрат и эффективность предлагаемых мероприятий показали, что предлагаемый проект окупится за 10-16 месяцев, первоначальные затраты на создание игровой комнаты составят 200 000 руб. Примерный ежемесячный доход составит 104 тыс. руб.
Также было предложено проводить исторический квест для знакомства туристов с г. Барнаулом. Согласно расчетам отметим, что вложение инвестиций для организаторов квеста на прогнозируемый срок -5 месяцев, окупится через 3,12 месяцев. В соответствии с чем, проект по организации и проведению исторического квеста можно считать эффективным и целесообразным для проведения.
1. ГОСТ Р 51185-2014 Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования.
2. ГОСТ Р 56780-2015 Услуги средств размещения. Бизнес-услуги. Общие требования.
3. Арбузова, Н.Ю. Технология и организация гостиничных услуг: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ю. Арбузова. - М.: Академия, 2018. - 244 с.
4. Байлик, С.И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание: учеб. пособие: 3-е изд., стереотип. / С.И. Байлик. - К.: Дакор,
2018. - 288 с.
5. Барчуков, И.С. Гостиничный бизнес и индустрия размещения туристов: учебное пособие / И.С. Барчуков, Л.В. Баумгартен, Ю. Б. Башин, А. В. Зайцев. - М.: КНОРУС, 2019. - 290 с.
6. Боброва, А.А. Анализ классификаций объектов СПА на международном рынке услуг. / А.А. Боброва. // Сборник трудов Санкт- Петербургского государственного экономического университета «Актуальные проблемы развития индустрии гостеприимства» 2016 - С. 17-20.
7. Гибсон, Э. Перспективы развития СПА в отелях. / Э. Гибсон // Гостиничный и ресторанный бизнес. - 2013. - № 1. - С. 44-46.
8. Джанджугазова, Е.А. Инновационный комплекс маркетинга гостиницы: «семь чувственных нот гостеприимства». / Е.А. Джанджугазова // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2015. - № 3 (4). - С. 17-27.
9. Джанджугазова, Е.А. Атлас новых профессий как реакция на динамичные социально-экономические процессы и технологические изменения в современном российском обществе. / Е.А. Джанджугазова // Современная экономика: проблемы и решения. - 2016. - № 3 (75). - С. 48-57.
10. Дручевская, Л.Е. Перспективы и особенности развития гостиничного бизнеса в России / Л.Е. Дручевская // Сервис в России и за рубежом. - 2017. - № 6. - С. 16-22.
11. Духовная, Л.Л. Роль и значение хостелов в процессе повышения привлекательности туристской дестинации на примере Москвы / Л.Л. Духова // Сервис в России и за рубежом. - 2018. Т. 8. - № 2. - С. 17-23.
12. Елканова, Д.И. Основы индустрии гостеприимства / Д.И. Елканова, Д.А. Осипов, В.В. Романов, Е.В. Сорокина. - М.: Дашков и ко, 2017. - 288 с.
13. Ёхина, М.А. Бронирование гостиничных услуг / М.А. Ёхина. - М.: Академия, 2020. - 268 с.
14. Ефремова, М.В. Технология и организация СПА и велнес услуг в гостиничных комплексах. / М.В. Ефремова. - Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2019. - 21 с.
15. Кабушкин, Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: учебное пособие / Н.И. Кабушкин. - М.: КНОРУС, 2018. - 255 с...