Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социально-правовой механизм охраны леса в современной России (на примере Алтайского края)

Работа №91937

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы90
Год сдачи2018
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
202
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы изучения проблем охраны леса в современном социогуманитарном знании 10
1.1 Основные подходы к изучению проблем охраны леса в современном
социогуманитарном знании 10
1.2 Нормативно - правовая база как основа формирования социально -
правового механизма охраны леса 30
Глава II. Социологический анализ проблемы охраны леса (на примере
Алтайского края) 45
2.1 Методика эмпирического исследования социально-правового механизма
охраны леса (на примере Алтайского края) 45
2.2 Общая характеристика и рекомендации по совершенствованию социально
- правового механизма охраны леса (на примере Алтайского края) 58
Заключение 65
Список литературы 67
Приложение 1 73
Приложение 2 80


Актуальность темы обосновывается реальной потребностью повышения эффективности охраны лесов в России, значением леса как природного объекта в экономике страны, особой его ролью для российского менталитета и культуры, а также участившимися в последнее время случаями хищнического использования лесных ресурсов и другими социальными, экономическими, экологическими и прочими факторами. Россия щедро наделена лесными ресурсами, на ее долю приходится свыше 22% мировой покрытой лесом площади. Общая площадь земель лесного фонда России составляет 814931 тыс. га, или 20% общей площади лесов мира. Лесной фонд составляет около 69% от всех земель России.
Длительное время законодательство о лесах было ориентировано на интенсивное использование лесных ресурсов, не уделяя должного внимания основному принципу - приоритете охраны природных объектов перед их использованием. Так, главный Закон, регулирующий лесные отношения, лесной кодекс Российской Федерации в статье два закрепил основные цели и задачи лесного законодательства, сделав акцент на использование лесов, повышения их ресурсного потенциала и удовлетворение потребностей общества в лесных ресурсах. В настоящее время отсутствие должного внимания на государственном уровне к проблемам охраны леса привело к тому, что экологический потенциал лесов России за всю историю их эксплуатации в качественном отношении оказался основательно подорван. Наряду с хищническим истреблением леса несовершенство законодательной базы и отсутствие четкой государственной направленности на охрану лесов привели к увеличению случаев нарушения лесного законодательства. В 2003 г. в лесном фонде отмечено 29,4 тыс. случаев нарушений. Ущерб, причиненный лесному хозяйству, составил 2,8 млрд. руб[51]. Всего в 2003 г. по результатам деятельности государственной лесной охраны в следственные органы было передано более 10,2 тысяч протоколов о лесонарушениях, 9,4 тыс. протоколов были приняты к расследованию. К уголовной ответственности привлечено 1142 человека, в административном порядке наложено более 7,2 тысяч штрафов. Указанные факты обусловливают необходимость принятия новых правовых, организационных и иных мер по охране лесов.
Принятые в 2002 г. Федеральный закон «Об охране окружающей среды», а затем и Экологическая доктрина Российской Федерации определили новую экологическую политику, установив, что сохранение природы и улучшение окружающей среды являются приоритетными направлениями деятельности государства и общества. Природная среда должна быть включена в систему социально-экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния[61].
Указанные причины обусловили необходимость комплексного исследования проблем социально правовой охраны лесов и совершенствования лесного законодательства на современном этапе.
В научном плане избранная тема актуальна, прежде всего тем, что детальная разработка, научный и практический анализ способствуют повышению результативности социально правового регулирования и воплощения в жизнь требований лесного законодательства с решительным пресечением попыток его невыполнения или нарушения.
Леса подлежат охране от пожаров, незаконных рубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам, а также защите от вредителей и болезней. За нарушение установленных норм лесного права предусмотрена юридическая ответственность, обязывающая правонарушителя ответить за последствия совершенного им деяния перед обществом и государством.
Состояние разработанности темы.
Выбор темы настоящего исследования обусловлен не только актуальностью, но и недостаточной разработанностью данных вопросов в отечественной социологии. Проблемы охраны леса являются одной из важнейших тем, различные аспекты которой исследовались в трудах таких ученых как: С.А. Боголюбова, В.Ф. Горбового, О.В. Куликовой, Е.И. Немировского, Г.Н. Полянской В.В. Докучаев, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, В.А. Коптюрг, А.А. Яблоков, А.Л. Яншин, В.В. Соловьев, Н.Яя Данилевский, С.П. Баньковская, Э.В. Гирусов, О.С. Колбасов, А. В. Мозговая, О.М. Рой, И.А Сосунова, А.Д. Урсул, С.Р. Фомичев, В.Ф. Горбовой, О.В. Куликовой, Е.И. Немировского, Г.Н. Полянской и других.
Вопросам взаимоотношения человека и государства а так же деятельность государственных органов по обеспечению охраны леса уделялось внимание в работах: О.Л. Дубовик, Н.Ф. Реймерс, М.М Бринчук, Э.Н. Жевлаков, О.И. Крассов. Г.Ф. Морозов и другие.
Научные выводы и рекомендации этих авторов, несомненно, оказали влияние на развитие и совершенствование законодательства по охране лесов, в том числе и в социально-правовом механизме охраны леса. Кроме того, их научные разработки позитивно послужили в сфере правоприменительной деятельности по борьбе с лесонарушениями.
Вместе с тем следует отметить, что научные труды указанных авторов не закрывают тему исследования, так как теоретические и прикладные проблемы социально-правового механизма охраны лесов себя не исчерпали, сохранив свою актуальность. Далеко не все аспекты борьбы с лесонарушениями получили должное освещение. Ряд вопросов в настоящий момент полностью не разработан, отдельные проблемы исследованы лишь в их части, другие остаются дискуссионными. Из года в год ситуация в области социально-правовой борьбы с лесонарушениями меняется, требуя новые научные исследования в сфере лесоохраны.
В настоящее время концептуальная база борьбы с лесонарушениями все еще находится в стадии становления, а реализация нормативно правовой базы в этом направлении основана, во многом, на традиционных методах и средствах социально-правового воздействия.
Особое место в социологическом исследовании экологических проблем занимают труды О.Н. Яницкого. В своих статьях «Социальный капитал российского экологического движения», «К вопросу о концепции экосоциального знания», «Экологическая социология» исследователь раскрывает проблему экологической безопасности и повышения ответственности общества, государства и человека в охране природы.
Следует особо обратить внимание на тот факт, что с изменением социальных и экономических условий меняется и отношение государства и граждан к своим природным ресурсам, а правительство берет курс на экологизацию всей политики.
Таким образом, анализ литературы показал, что тема недостаточно разработана и нуждается в дальнейшем внимании со стороны социологической науки.
Объект исследования — охрана леса.
Предмет исследования — социально - правовой механизм охраны леса в современной России.
Цель исследования - выявить особенности социально- правового механизма охраны леса в современной России.
Поставленная цель предопределяет решение следующих задач:
1. определить основные подходы к изучению проблемы охраны леса в современном социогуманитарном знании;
2. описать нормативно-правовую базу как основу формирования социально-правового механизма охраны леса;
3. разработать методику проведения эмпирического
исследования социально-правового механизма охраны леса;
4. охарактеризовать социально-правовой механизм охраны леса и разработать рекомендации по совершенствованию механизма охраны леса.
В работе были сформулированы, следующие гипотезы:
1. Наиболее адекватным подходом к изучению проблемы охраны леса является социально-правовой подход.
2. Нормативно-правовая база в сфере охраны леса не достаточно эффективна и требует модернизации.
3. Значимыми методами исследования социально-правового механизма охраны леса является метод анкетирования и контент-анализ документов.
4. Социально-правовой механизм охраны леса показал, что требуется повышать безопасность лесов.
Методологическую основу исследования составляет описательный и аналитический методы исследования, которые позволили рассмотреть социально-правовой механизм охраны леса во взаимосвязи с другими социально-правовыми явлениями современной России.
Теоретическую основу исследования составляют труды по социологии и праву таких авторов, как: В.В. Докучаев, В.И. Вернадский, Н.Н. Моисеев, В.А. Коптюрг, А.А. Яблоков, А.Л. Яншин, В.В. Соловьев, Н.Яя Данилевский, С.П. Баньковская, Э.В. Гирусов, О.С. Колбасов, А. В. Мозговая, О.М. Рой, И.А Сосунова, А.Д. Урсул, С.Р. Фомичев, С.А. Боголюбова, В.Ф. Гор-бового, О.В. Куликовой, Е.И. Немировского, Г.Н. Полянской и другие, а так же, работы, затрагивающие в тех или иных аспектах вопросы связанные с функционированием механизма охраны леса в Российской Федерации: М.М. Бринчук, О.А. Дубовик.
Для полного и всестороннего исследования обозначенной проблемы были выделены такие методы эмпирического исследования, как анкетирование и контент-анализ документов.
Эмпирической базой исследования послужила российская практика разных лет в сфере охраны леса, решения российских государственных и негосударственных организаций деятельность которых связана с развитием охраны леса.
Кроме того, в данной работе использованы данные, полученные в ходе работы автора над решением поставленных задач данного исследования. Так, в исследовании использовались данные полученные в ходе анкетного опроса жителей Алтайского края и контент-анализа лесохозяйственных регламентов Алтайского края.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Основными подходами к изучению проблемы охраны леса в в современном социогуманитарном знании, являются следующие подходы: экономический; экологический; юридический и социологический. Проблему охраны леса стоит рассматривать с помощью совокупности этих подходов, но приоритет должен быть отдан социологическому.
2. Нормативно-правовая база требует совершенствования, поскольку большая часть существующих норм построена на примере устаревшего законодательства.
3. Наиболее адекватными цели исследования методами изучения социально-правового механизма охраны леса являются метод анкетирования и метод контент-анализа.
4. Социально-правовой механизм охраны леса следует рассматривать как синтез функционирования его элементов: 1)органов власти и местного самоуправления; 2) общественных объединений, которые содействуют обеспечению охраны леса в современной России; 3)населения, которое непосредственно взаимодействует с лесом и обеспечением его охраны.
Апробация работы.
Результаты исследования представлены в виде доклада на на V региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 26 апреля 2018 г.). Публикация в сборнике: всероссийское педагогическое издание «ПЕДРАЗВИТИЕ» на тему «Особенности социально-правового механизма охраны леса в современной России» Апрель 2018г.; в сборнике Всероссийский педагогический журнал «ПОЗНАНИЕ» на тему: «Роль населения в социально-правовом механизме охраны леса» Май 2018г.
Структура работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Общий объем работы составляет 90 страниц. Список литературы включает 69 наименований источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лес - это уникальный и трудно восполнимый природный объект. Леса представляют интерес как для естественных, так и гуманитарных наук. Леса ценны в научном, экологическом, культурном, образовательном и эстетическом отношении.
Лесничества могут иметь искусственное или естественное происхождение, могут относиться к объектам живой и неживой природы. Ответственность за безопасность лесов несет лишь уполномоченный орган, но инициатива во многих случаях исходит от человека и общества.
Проблема развития лесных зон кроется в незнании и непонимании специфики особо охраняемой природной территории у граждан. Граждане должны быть сами заинтересованы в развитии института лесов. Основное - это экологический туризм, что принесет региону дополнительные рабочие места, приток финансов, а так же углубляться в знания о лесах, как особо охраняемой природной территории. Так же менее развито, может быть, направление научное. Организация форумов, конференций на объекте исследования гораздо продуктивнее для науки, чем просто разработка теории. Так, и для научного направления необходима организация места проведения встреч, достойное сопровождение.
Законы, регулирующие правоотношения в сфере охраны леса, требуют доработки. Так, на данный момент существующие нормативно правовые акты не являются особо сдерживающим фактором, как для жителей, так и для предприятий.
Проведенное нами исследование показало, что необходимо повышать уровень экологической культуры. Сохранение и развитие лесов исключительно наша с вами задача. Каждый из нас должен изучить экологическую особенность нашего региона - это позволит более насыщенно организовывать наш досуг.
Также необходимо увеличение числа информационных стендов с информацией о лесничествах на их территории. Так для лесничеств с их площадью не актуально малое количество стендов. Стенд должен быть установлен перед въездом с каждой транспортной развязки, перед началом каждой туристической тропы.
Также должен проводиться жесткий контроль за деятельностью населения на территории лесничества, в результате чего могут быть зафиксированы случаи нарушения режима, связанного с рубкой леса, туристических стоянок, выпасом скота и сбором лекарственных растений.
В исследовании были проанализированы лесохозяйственные регламенты Алтайского края по различным категориям, таким как: территориальность, происхождение, длительность существования и др. Выполнен их комплексный анализ. Проведен социологический опрос в виде анкетирования для выявления отношения жителей Алтайского края к проблеме охраны лесов и определения уровня правовой грамотности населения. Выдвинутые гипотезы частично подтвердились. Даны практические рекомендации.
Подводя итог своей работы, нам бы хотелось отметить, что для осуществления эффективной охраны лесов в настоящее время необходимо выполнить комплекс мер по совершенствованию лесного законодательства на современном этапе: принятию нового Лесного кодекса и приведению в соответствие других нормативных актов, завершению реформирования системы управления лесным фондом, решению проблем финансирования мероприятий по охране лесов и иных мер, повышающих эффективность правовой охраны лесов.
Кроме того, социально-правовой механизм позволяет совершенствовать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по охране леса; общественных объединений которые содействуют обеспечению охраны леса; населения, которое непосредственно взаимодействует с лесом и обеспечивает его охрану.



1. Астафьев, В.И. «В лесу и в поле - как дома» - М.: Полымя, 2015. - 143 с.
2. Аверина, К. Охрана лесов: сравнительно - правовой анализ. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 176 с.Бит Ю.А. Измерения объемов круглого леса : справ. / Ю.А. Бит, С.В. Вавилов. - СПб : ПРОФИКС, 2008. - 360 с.
3. Андрущенко, В.П. «Социология: наука об обществе». - Х: Рубикон, 2001
4. Быковский, В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование.- М: Волтерс Клувер, 2009.
5. Брославский, Л.И. Экология и охрана окружающей среды: законы и реалии в США и России: Монография. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 317 c.
6. Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права: монография. - М.: Юрайт, 2014. - 607 с.
7. Байдельдинов, Д.Л. Правовой механизм государственного управления в экологии. - Омск, 2007. - 230с.
8. Бринчук, М.М. Экологическое право. (Право окружающей среды) - М.: Юристъ, 2007. - 270с.
9. Бадюков, Д.Д. География России: Природа; Охрана окружающей среды; История исследования территории. - М.: Энциклопедия, 2013. - 304 c.
10. Быковский, В.К. Лесное право России. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. - 280 с.
11. Боголюбов, С.А., Позднякова Е.А. Правовые основы природопользования и охраны окружающей среды. Учебник. - М.: Юрайт, 2015. - 396 с.
12. Глотов М.Б. Общая социология. - М.: Академия, 2010. - 400 с.
13. Гражданский Кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 № 51- ФЗ. Часть 1 // СЗ РФ 1994. № 32. Ст. 3301; 2004. № 31. Ст. 3233.
14. Гревцов, Ю.И. «Социология» - М: Юридический центр, 2004, - 180c.
15. Горелов, А.А. Социальная экология. - М., 1998. - 138 с.
16. Добреньков В.И., А.И. Кравченко. «Методы социологического исследования». - М.: Инфра-М, 2011. - 768 с.
17. Егоренков, Л.И. «Охрана окружающей среды: Учебное пособие» - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 256 с.
18. Зозуля, П.В. «Охрана окружающей среды: Учебник для студентов
учреждений высшего профессионального образования». - М.: ИЦ
Академия, 2013. - 288 с.
19. Золотухин, В.М. «Социально-филосовские и социокультурные аспекты экологической безопасности». //В.М. Золотухин, Вестник Кемеровского государственного университета.Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2018. -№3 - С. 38-43
20. Инякина, М.М. «Роль нового Лесного кодекса Российской Федерации в правовой охране лесов и земель лесного фонда». -М.: Аграрное и земельное право, 2007. -187с.
21. Коробкин, В.И. «Экология и охрана окружающей среды: Учебник» - М.: КноРус, 2013. - 336 с.
22. Костюченков, В.Н., Гордеев А.М., Лебедько В.В. «Краткий экологический словарь». - С.: 2008.- 164 с.
23. Кравченко, А.И. «Общая социология: учебное пособие для вузов» - М.: Юнити, 2008. - 479с.
24. Кравченко, А.И.Социология - М.: Академия, 2004 -164 с.
25. Корчагов, С. А. «Технология и оборудование рубок лесных насаждений : учеб.-метод. пособ.». - Вологда: ИЦ ВГМХА. 2012. - 62 с
26. Лебедев, А. «Противопожарное устройство лесничеств Центральной России» - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 994 с.
27. «Лесоводство. Термины и определения». ОСТ 56-108-98. - М.:
ВНИЦлесресурс, 1999
28. Лесной кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2015. - 96 с.
29. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 № 22-ФЗ // СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 610; Российская газета. 2004. 31 августа 2004. № 188.
30. Лесной план Алтайского края от 11 октября 2011г.// www.altailes.ru/actual/lesplan/
31. Матвейко, А.П. «Лесозаготовка : практ. Рук». - СПб. : ПРОФИКС, 2007. - 266 с.
32. Марков, Ю.Г. «Социальная экология: Взаимодействие общества и природы», - Новосибирск: Университетское издательство, 2004. - 274 с.
33. Мазуров, А.В. Комментарий к новому Лесному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»(постатейный). - М.: 2007. - 294с.
34. Мелехов, И.С. «Лесоведение и лесоводство». - М.: МЛТИ, 1972 - 178 с.
35. Николаев, А.И., Штоль В.А. «Точность измерительных работ в лесном хозяйстве». - Пушкино: 2014. № 3. - 56 с.
36. Николаев, А.И. «Инновационная сертификация древесины».- Воронеж: 2014. Т. 2. № 3-3 (8-3). -213 с.
37. Николаев, А.И. «Разработка искусственного интеллекта на основе
выявления закономерностей биометрических данных древесных растений и построения персонифицированных информационных моделей - биоинформационных паспортов каждого древесного ствола». - Чита:
Молодой ученый. 2014. №19. -159 с.
38. Николаев, А.И. «Исследования лесных насаждений с применением беспилотных дистанционно-пилотируемых летательных аппаратов (БДПЛА)». Чита: Молодой ученый. 2014. №13. -115с.
39. Обыденников, В.И. Ломов В.Д., Титов А.П. «Лесоводство». - М: 2007. -194 с.
40. Пуряева, А.Ю. «Экологическое право». - М.: Юстицинформ, 2011. - 312 с.
41. Положения об аренде участков лесного фонда, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 марта 1998 г. № 345 // СЗ РФ. 1998. № 14. С. 1585; 2003. № 25. С. 2532
42. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 837 // www.altailes.ru
43. Правила пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров Российской Федерации от 9 сентября 1993 г. № 886. // САПП РФ. 1993. № 39. С. 3612; СЗ РФ. 1995. № 3. 190 с.
44. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2006 г. № 838 // www.altailes.ru
45. Приказ Рослесхоза от 13.11.1998 № 188 «Об утверждении Положения (общего) о лесхозе Федеральной службы лесного хозяйства России» // www.altailes.ru
46. Положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370. // СЗ РФ. 2004. № 31. С. 3260; № 32. С. 3347.
47. Пуряева А.Ю., Пуряев А.С. «Лесное право: Учебное пособие». - М.: Деловой двор. 2009.- 100 с.
48. Распоряжение Правительства РФ от 18.01.2003 № 69-р (ред. от
28.09.2007) «О Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010» // Собрание законодательства РФ, 27.01.2003, № 4, С. 165-178
49. Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 69-р «О Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы» // СЗ РФ. 2003. № 4. С. 67-89.
50. Рысин Л.П., Рысин С.Л. «Урболесоведение». - М.: КМК, 2012. - 240 с.
51. Сайт управления лесами Алтайского краяhttp://altailes.ru
52. Тураев О. Научно-исследовательский и аналитический центр экономики леса и природопользования.http://www.umocpartner.ru.
53. Тихомиров Ю. А. «Управление на основе права». - М. : Формула права. 2007. - 485 с.
54. Троцук, И. В. «Качественное социологическое исследование.
Предпосылки и логика проведения». - М.: Издательство Российского
Университета дружбы народов. 2008. - 116 с.
55. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002. № 7-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 2. -133 с.
56. Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" // СЗ РФ. 1995. № 12. - 1024 с.
57. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления» // СЗ РФ. 1998. № 26. С.3009; 2003. № 2. - 167 с.
58. Федеральная целевая программа «Охрана лесов от пожаров на 1999— 2005 гг.», утвержденная постановлением Правительства РФ 10 января 1999 г. // ГАРАНТ-Максимум. Практика ФАС округов. Версия от 05.06.2004 г.
59. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (с изм.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ.
2001. № 44. - 4118 с.
60. Федеральный закон Российской Федерации №415-ФЗ: принят Гос.
Думой 28 дек. 2013 г., одобрен Советом Федерации 25 дек. 2013 г.: "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". - М.:
«РГ» - Федеральный выпуск № 6271. 2014 г.
61. Экологическая доктрина Российской Федерации, утвержденная
распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р // СЗ РФ.
2002. № 36. - 3510 с.
62. Яницкий, О.Н. «Экологическая культура : очерки взаимодействия науки и практики». - М. : Наука. 2007. - 271 с.
63. Яницкий, О. Н. «Социальный капитал российского экологического
движения» // Социологический журнал. 2009. № 4. С. 5-21.
64. Яницкий, О. Н. «К вопросу о концепции экосоциального знания» // Социологические исследования. 2014. № 4. С. 3-13
65. Яницкий, О.Н. «Экологическая социология (программа курса)» // СОЦИС. 1997. № 2. С.129-130.
66. Яницкий, О.Н. Экологическое мышление эпохи «великого передела». М.: РОССПЭН, 2008.
67. Яницкий, О. Н. «Природоохранные сети России и их социальный
капитал (гносеологические и теоретические проблемы)» / Институт
социологии РАН, Яницкий О. Н. // Официальный сайт ИС РАН - 2012. ISBN 978-5-89697-215-0
68. Яницкий, О. Н. «Пожары 2010 г. в России: экосоциологический анализ» // Социологические исследования. 2011. №3.
69. Яницкий, О. Н. «Социология города» и «Экологическая социология» // Социология в России - 2-е изд., перераб. и дополн.- М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. ISBN 5-89697-011-0


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ