Введение 3
Глава I. Становление славянофильских взглядов С.Ф. Шарапова 4
Глава II Проект С.Ф. Шарапова по переустройству России 25
Заключение 52
Список литературы
На протяжение последних двадцати постперестроечных лет не утихают научные споры об альтернативах развития современной России (интеграция с западным миром, с восточными государствами, особый путь развития). История отечественной политической мысли знает множество общественно-политических течений, которые отстаивали свои взгляды: «западники», «традиционалисты», «славянофилы», «евразийцы». В современное время маятник общественного развития находится в движении: 1991-2014 гг. интеграция с западным миром; 2014-настоящее время движение на Восток и политики импортозамещения.
В условиях непростых взаимоотношений с западным миром идеи собственного аутентичного пути развития становятся актуальными. По-новому интерпретируются взгляды мыслителей, живших несколько столетий назад.
Особую актуальность представляют труды поздних славянофилов. Они участвовали в общественно-политической жизни нашей страны в период конца XIX-XX вв., когда обострялись социально-экономические отношения, выражавшиеся в первых экономических кризисах, актах социального протеста (стачки, теракты, первая революция 1905 г.).
В условиях внутренней нестабильности и отсутствия четкого понимания у руководства страны дальнейшего пути развития, сформировалось позднее славянофильство, которое вобрало в себя философские разработки старших товарищей о самобытности русского народа (соборность, коллективизм) и собственные новые подходы разработанные в пореформенное время: создание кооперативов во главе с помещиками, федерализация страны. В подобной ситуации находится современная Россия.
В современной России набирают силу консервативное направление в политическом процессе. Данные тенденции затронули не только научное сообщество, но и отечественные общественно-политические круги. Правящая партия Единая Россия официально обнародовала свою приверженность идеям социального консерватизма, концентрированно сформулированное в идее «суверенной демократии». Сторонники суверенной демократии, социал-консерваторы - понимают необходимость дальнейшей интеграции страны в мировое сообщество, но интеграция должна осуществляться на достойных и выгодных для России условиях, чтобы реформы не несли негативных последствий для граждан. Этот подход олицетворяет Президент, и эта позиция объединяет путинское большинство. Таким образом, социальный консерватизм - это не реакция, не стремление к застою и "консервированию" сложившейся системы. Данная идеология это модернизации страны, ее адаптации к современным реалиям, но не любой ценой, а в интересах большинства наших граждан, на определенных принципах, учитывающих особенности и традиции страны.
В 2012 году вышла серия предвыборных статей В.В. Путина, в которых последовательно раскрываются консервативные политические взгляды лидера страны.
Поэтому по-новому открывается общественная и научная деятельность мыслителя консервативного течения С.Ф. Шарапова. Данный мыслитель внес большой вклад в развитие идей позднего славянофильства не только научной мысли, но и предпринимательства.
Хронологические рамки исследования 1887-1911 г. Отправная точка связана с началом его опубликования его взглядов в «Московском сборнике». Именно в этот период начинаются политические контрреформы и экономический подъем. Появляются новые имена в публицистике: С.Ф. Шарапов, А.А. Киреев. Конечная точка выбрана в связи со смертью мыслителя.
Важной вехой во взглядах С.Ф. Шарапова надо считать 1905-1911 гг. - революция с ее кровавыми событиями, принятие манифеста 17 октября и
появление парламента. Морально-нравственные качества русского народа, его терпимость и религиозность, неприятие западного конституционализма разрушились в одночасье. Этот водоворот событий выбросил на «обочину» общественной мысли теоретические разработки С.Ф. Шарапова. В последние годы жизни ему пришлось бороться с информационной блокадой со стороны официальных СМИ.
В книге « Россия будущего» публикуются главные труды выдающегося русского мыслителя, ученого и общественного деятеля славянофила Сергея Федоровича Шарапова (1855—1911). По его мнению, государственное устройство России должно основываться на сочетании абсолютного самодержавия власти русского царя с широким развитием системы самоуправления. Процветающая Россия — это неразрывное единство, цельность «земли» (народа) и «государства (царя) при духовной власти Православной Церкви. Народ обязан повиноваться царю, но имеет право высказывать свое мнение, с которым царь должен считаться. Главной ячейкой русского государства должен быть православный приход, включающий в себя не только вероисповедную функцию, но и административную, судебную, полицейскую, финансовую и учебную и др.
С.Ф. Шарапов является классиком русской экономической мысли создавшим труд, в котором концентрируются важнейшие основы русской экономической мысли. Он отмечал самобытный характер русской хозяйственной системы, условия которой совершенно противоположны условиям западноевропейской экономики. Наличие общинных и артельных отношений придает русской экономике нравственный характер. С.Ф. Шарапов верил в будущую победу славянофилов. Он считал, что без революций и потрясений они создадут великое государство которое объединит все славянские народы. Россия станет центром мощной славянской федерации с четырьмя столицами — в Киеве, Москве, Петербурге, Царьграде. Церковь и государство сольются в одно целое.
Цель исследования - провести анализ правовых взглядов С.Ф. Шарапова.
Задачи:
Определить круг мыслителей, относящихся к поздним славянофилам;
Исследовать первоначальную базу и литературу, разработанную данным мыслителем;
Исследовать условия формирования у С.Ф. Шарапова славянофильских взглядов.
Проанализировать научные работы авторов, специализирующихся на позднем славянофильстве.
Особое внимание в работе будет уделено изучению правовых взглядов С.Ф. Шарапова. Для достижения поставленного результата будут исследованы труды следующих ученых. Н.И. Цимбаева, Н.Ю.Андреева, А.А. Васильева, М.Д. Суслова, К.Я. Паромов и другие.
В написании исследования были использованы эмпирический метод, позволяющий собрать и обобщить разрозненные источники информации, сравнительный метод, обеспечивающий сопоставление данных согласно утвержденным критериям.
Таким образом, в курсовой работе были изучены главные труды выдающегося русского мыслителя, ученого и общественного деятеля славянофила Сергея Федоровича Шарапова. Отвергая западные формы демократического устройства, в частности парламентаризм, он предлагает свою уникальную модель.
По мнению мыслителя, государственное устройство России, должно основываться на синтезе абсолютного самодержавия власти русского царя с широким развитием системы самоуправления. Успешно развивающаяся Россия — это неразрывное единство, цельность «земли» (народа) и «государства (царя) при духовной власти Православной Церкви. Народ обязан повиноваться царю, но имеет право высказывать свое мнение, с которым царь должен считаться. Главным элементом русского государства должен быть православный приход, включающий в себя не только вероисповедную функцию, но и административную, судебную, полицейскую, финансовую, учебную и др. Выборы в представительные органы власти осуществляются на бессословной основе.
Особую роль он отводит прессе, которая на своих страницах следит за нарушениями в органах местного самоуправления. Это был дополнительный общественный контроль за органами управления. В стране действует только нравственная цензура.
С.Ф. Шарапов, с помощью футуристического подхода смог показать, как будет развиваться страна, после прихода к власти славянофилов. Он считал, что без революций и потрясений они создадут великое государство, которое объединит все славянские народы. Россия станет центром славянской федерации с четырьмя столицами — в Киеве, Петербурге, Царьграде. Ее территория значительно увеличится за счет расширения в азиатском направлении. Церковь и государство сольется в одно целое.
Экономическая основа данного государственного проекта была рыночная экономика, основанная на сверхцентрализованной банковской системе, значительным влиянием государства на жизненоважные сегменты экономики, с обращением бумажной отечественной валюты. Такой проект был результатом работы С.Ф. Шарапова основанного на деятельности экономистов первой половины XIX в.
1. Андреев, Н.Ю. О государственно-правовом идеале неославянофилов. // Современное право. -№8.-2014. -С. 164.
2. Андреев, Н.Ю. Славянофильство и неославянофильство: единство и дифференциация. // Новая правовая мысль. -2013, -№3. -С.4-11.
3. Андреев, Н.Ю. Славянофильство и неославянофильство: единство и дифференциация // Новая правовая мысль. -2013. -№3. -С. 4-11.
4. Афанасьев, Н.И. Киреев А.А. // Афанасьев Н.И. Современники. Альбом биографий. Т. 2. -СПб., 1910. -С. 228-231.
5. Бадалян, Д.А. Круг авторов газеты И.С. Аксакова «Русь» // История и культура. 2009. №7. С.190-201.
6. Васильев, А.А. Учение славянофилов в обычае как источник права// Вестник ЮУрГУ, -2009. -№40. -С.6-10.
6. Васильев, А.А. Нравственные основы русского государства и права в мировоззении славянофилов// Вестник Омского университета.-2011. -№1. - С.31-36.;
7. Васильев, А.А. Консервативно-футуристическая концепция государства С.Ф.Шарапова// Российский юридический журнал. 2011. №6. С.5-9.
8. Воронин, В.Е. Русские правительственные либералы в борьбе против «аристократической партии» (середина 60-х - середина 70-х годов XIX века). -М., 2009. -369 с.
9. Гумилев, Н.Л., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению// Социологические исследования. 1992. №1. С.51-63.
10. Дубянский, А.Н. Программа реформирования денежного обращения в России С.Ф. Шарапова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып.
4. 2004. С.84-96.
11. Дудзинская, Е.А. А.И.Кошелев // Вопросы истории. -2000. -№8. -С.72¬81.
12. Дудзинская, Е.А. Буржуазные тенденции в теории и практике славянофилов// Вопросы истории. -1972. -№1. -С. 48-64.
13. Дудзинская, Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. -М., 1983. -273 с.;
14. Дьяков, В.А. Общественно-политические факторы, влиявшие на славистические исследования // Славяноведение в дореволюционной России: изучение южных и западных славян. - М., 1988. -С. 177-182.
15. Дьяков, В.А. Славянский вопрос в общественной жизни дореволюционной России. - М., 1993. -205 с.
16. Дьяков, В.А. Славянский вопрос в пореформенной России (1861-1895 гг.) // Вопросы истории. 1986. №1. С. 41-56.
17. Жаринов, О.В. Славянофилы об основных факторах укрепления самодержавия. Историческая и социально-образовательная мысль. -2012. - №1. С. 150-152.
18. Зайончковский, П.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия. - М., 1970. -444 с.
19. Киреев, А.А. Дневник / сост., предисловие К.А. Соловьёв. 1905-1910. - М., 2010. -472 с.
20. Киреев, А.А. Россия в начале XX столетия // Стратегия России. -2008. - №10. -С. 83-95.
21. Киреев, А.А. Славянофильство и национализм. Ответ В.С. Соловьеву (фрагменты) // Славянофильство: pro et contra. -СПб., 2006. -С. 513-523.
22. Киреев, А.А. Учение славянофилов / сост. С.В. Лебедев, Т.В. Линицкая; предисловие С.В. Лебедев. -М., 2012. -640 с.
23. Котов, А.Э. Русская консервативная журналистика 1870-1890-х годов: опыт ведения общественной дискуссии. -СПб., 2010. -224 с.
24. Котов, А.Э. Русский националист генерал А.А. Киреев / А.Э. Котов //
Глобализация и патриотизм: материалы докладов и выступлений
Международной научно-практической конференции учёных, аспирантов, студентов. -СПб., 2010. -С. 166-171.
25. Кулаковский, П.А. Памяти А.А. Киреева // Славянские известия. -1910. -№5-6. -С. 538-548.
26. Лебедев, С.В. Генералы-политики второй половины XIX века // Клио. - 2003. -№1. -С. 156-168.
27. Медоваров, М.В. Александр Алексеевич Киреев // Вопросы истории. - 2014. -№8. -С. 39-67.
28. Мотин, С.В. «...Вероятно, у меня найдётся для Вас что-нибудь менее спорное, чем Великий спор» (к истории взаимоотношений И.С. Аксакова и В.С. Соловьёва) // Соловьёвские исследования. -2014. -№2(42). -С. 6-33.
29. Никитин, С.А. Славянские комитеты в России в 1858-1876 гг. -М., 1960. -362 с.
30. Паромов, К.Я. Политическое и церковное мировоззрение «славянофилов» началаХХ века.(А.А. Киреев, Ф.Д. Самарин, Д.Н. Шипов)// Вестник Православного Свято-тихоновского гуманитарного университета. История русской православной церкви. 2016. Вып. 2. С.31-48.;
31. Переписка А.А. Киреева и Ф.Д. Самарина / А.А. Киреев, Ф.Д. Самарин; Публикация, вступ. ст. и комм. И.В. Лукоянова // Нестор. -2000. -№3. СПб., 2005. - С. 11-103.
32. Репников, А.В. «Позднее славянофильство» С.Ф. Шарапова. Гуманитарный вестник. 2012. №3. С.117-123.
33. Русский консерватизм XIX столетия: идеология и практика / В.Я. Гросул, Г.С. Итенберг, В.А. Твардовская, К.Ф. Шацилло. -М., 2000. -439 с.
34. Соловьёв, Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1902-1907 гг. -Л., 1981. - 256 с.
35. Соловьёв, Ю.Б. Самодержавие и дворянство в 1907-1914 гг. -Л., 1990. -267 с.
36. Суслов, М. Утопический проект Г.М. Шиманова в контексте правого диссидентского движения в СССР в 1960-1980-х гг. // В мире консерватизма: идеи, практики, люди. Межвузовский сборник научных трудов. -Пермь, 2006. -С. 174-198.
37. Суслов, М.Д. Неославянофилы в борьбе с реформами С.Ю. Витте: экономическая утопия Сергея Шарапова// Вестник пермского университета. - 2009. -№2. -С.102-113.
38. Твардовская, В.А. Идеология пореформенного самодержавия (М.Н. Катков и его издания). -М., 1978. -279 с.
39. Тесля, А.А. Россия и «другие» в представлении русских консерваторов // Отечественные записки. 2014. №4 (61). С. 85-94.
40. Тихомиров, Л.А. Тени прошлого. - М., 2000. -720 с.
41. Фатеев, В.А. C русской бездной в душе: жизнеописание Василия Розанова. -СПб. - Кострома, 2002. -636 с.
42. Фирсов, С.Л. Православная Церковь и государство в последнее десятилетие существования самодержавия в России. -СПб., 1996. -660 с.
43. Фирсов, С.Л. Русская Церковь накануне перемен (конец 1890-х - 1918 гг.). М., 2001. 623 с.
44. Хевролина, В.М. А.А. Киреев о проблеме славянского единства // Славянский альманах-2000. -М., 2001. -С. 144-151.
45. Христофоров, И.А. «Аристократическая» оппозиция Великим
реформам (конец 1850-х - середина 1870-х гг.). -М., 2002. -429 с.
46. Цимбаев, Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. -М., 1986. -263 с.,
47. Цимбаев, Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века). -М., 1986. -274 с.
48. Цимбаев, Н.И. Славянофильство. -М., 1986. -276 с.
49. Шарапов, С.Ф. Россия будущего. М.: Институт русской цивилизации. 2011. С.43.
50. Янковский, Ю.З. Патриархально-дворянская утопия. -М., 1981. -373 с.
51. Янов, А.Л. Россия и Европа. 1462-1921. В 3 кн. Книга 3. Драма патриотизма в России (1855-1921). М., 2009. 688 с.
52. Янов, А.Л. Россия против России. Очерки истории русского
национализма 1825 - 1921. -Новосибирск, 1999. -368 с.
53. Янов, А.Л. Трагедия великого мыслителя (по материалам дискуссии 1890-х годов) // Вопросы философии. -1992. -№1. -С. 61-88.
Диссертации и авторефераты
Котов, А.Э. Проблема государственного строительства в русской консервативной печати 70-90-х гг. XIX века: автореф. ... к.и.н.: 07.00.02. - СПб., -2006. 22 с.
Электронные ресурсы
1. Исаев А.К. Официальный сайт - URL:http://isaev.info/vzglyad/6/.Дата доступа 30.10.17.
2. Поповкин, А.А. Периодические издания Санкт-Петербургского
Славянского Благотворительного общества (1883-1916 гг.) // Русская народная линия. 26.07.2012. -
URL: http: //ruskline.ru/analitika/2012/07/26/periodicheskie_ _izdaniya__sanktpeterburgskogo slavyanskogo blagotvoritelnogo obwestva 1883 1916 gg/(дата обращения: 13.09.2017).
3. Сергеев, С.М. Проблема позднего славянофильства // Образовательный портал «Слово». 03.10.2009. - URL:http://www.portal-
slovo.ru/history/41483.php(дата обращения: 13.09.2017).
4. Тесля, А.А. Церковные вопросы 1860-1880-х годов и позиция славянофилов // Гефтер. [Электронный ресурс]
URL:http://gefter.ru/archi ve/11908.
5. Тесля, А.А. Неославянофильство в период первой русской революции и становления «думской монархии» (по материалам дневника А.А. Киреева 1905-1910 гг.) // Румянцевский музей. 2011. [Электронный ресурс] URL:http: //www.rummuseum.ru/portal/node/2224.