Нравственные основы деятельности правоприменителя: теоретико-прикладные аспекты
|
Введение 2
1. Право и нравственность: теоретические положения и значение 6
1.1 Понятие правоприменителя и правоприменительной деятельности.
Виды правоприменительной деятельности 6
1.2 Понятие нравственности 14
1.3 Соотношение права и нравственности 18
1.4 Соотношение правоприменительной деятельности и нравственности 24
2. Значение права и нравственности в деятельности правоохранительных
органов 38
2.1 Значение права в деятельности правоохранительных органов 43
2.2 Значение нравственности в деятельности правоохранительных органов 43
2.3. Реализация нравственных оснований в деятельности правоприменителя 48
Заключение 55
Список использованной литературы
1. Право и нравственность: теоретические положения и значение 6
1.1 Понятие правоприменителя и правоприменительной деятельности.
Виды правоприменительной деятельности 6
1.2 Понятие нравственности 14
1.3 Соотношение права и нравственности 18
1.4 Соотношение правоприменительной деятельности и нравственности 24
2. Значение права и нравственности в деятельности правоохранительных
органов 38
2.1 Значение права в деятельности правоохранительных органов 43
2.2 Значение нравственности в деятельности правоохранительных органов 43
2.3. Реализация нравственных оснований в деятельности правоприменителя 48
Заключение 55
Список использованной литературы
В настоящее время стала актуальной проблема нравственности в деятельности правоохранительных органов. Это обусловлено сложностью и непредсказуемостью задач решаемых сотрудниками правоохранительных органов, требование от каждого из них определенного уровня профессионального мастерства, хорошей психологической, физической и специальной подготовки, высоких моральных качеств.
Современная практика вносит значительные изменения в систему представлений о требованиях к профессиональным и личностным качествам сотрудников. Возрастает потребность в повышении их культурного уровня и творческого развития, формирования нравственных качеств и эстетического отношения к жизни, способности всегда действовать в полном соответствии с предписаниями законов и правильно оценивать социальные явления.
Служба в правоохранительных органах выделяет ее представителей по образу мыслей, повышенному чувству ответственности и долга, формирует в личности духовные ценности, а также такие качества как настойчивость, выдержка, готовность прийти на помощь людям и т.д.
Повседневная трудовая деятельность сотрудника правоохранительного органа, преодоление трудностей, которые встречаются в службе, требуют от человека принципиальности, непримиримости к любым проявлениям невыдержанности, недисциплинированности, неорганизованности.
Исключительность службы заключается и в том, что она относится как к классу управляющих, так и к классу преобразующих профессий сразу. Учитывая определенную сложность в деятельности сотрудников правоохранительных органов, неотъемлемой стороной хорошей их профессиональной подготовки является их нравственно-эстетическое воспитание.
Формы реализации права всегда помещены в широкий духовно-нравственный, социальный контекст, поэтому деятельность существующих в обществе нормативно-регулятивных систем направлена на достижение определенных культурных целей и оценивается, прежде всего, с данных позиций. Несмотря на то, что применение как особая форма реализации права подчинена точному и неукоснительному следованию закона и юридическим процедурам, стоит считать, что ее осуществляют определенные люди, обладающие индивидуально - психологическими и национально-культурными особенностями.
Следовательно, на качество и эффективность применения права значительно влияют духовно-нравственные ценности и идеалы, распространенные в обществе, стиль юридического мышления, уровень правовой культуры, выработанная с течением времени профессиональная интуиция, опыт и т.п., что, естественно, отражается на процессе воплощения права в жизнь. Именно посредством вышеуказанных факторов происходит понимание смысла и требований права, приложение общих нормативно-правовых предписаний к конкретно-индивидуальным случаям.
Суждения, связанные с основными критериями правоприменительной деятельности, в том числе ценности этой деятельности, являются весьма противоречивыми. Поэтому теоретико-практическую актуальность имеют исследования, посвященные рассмотрению и анализу характера и форм влияния этих факторов и критериев на правовую жизнь, правоприменительную деятельность в частности. В этом плане востребованными являются не только общетеоретические разработки познавательного статуса нравственных оценок в правоприменительной деятельности, духовно-нравственных основ юридического мышления, форм и стиля осмысления правовой действительности (конкретных явлений и процессов) правоприменителем, но и теоретико-практическое изучение нравственных критериев с целью формирования механизмов долженствований в правоприменительной деятельности, профессиональной этике, Кодексе чести и т.п.
Целью данной работы является определение, анализ и необходимость развития нравственно-этических основ деятельности правоприменителя (правоохранительных органов).
Основными задачами данной работы, вытекающими из цели исследования являются выяснение наиболее полного и четкого определения понятий
«нравственность» и «право», «правоприменитель» и «правоприменительная
деятельность», соотношение понятий «нравственность» и «право»,
«правоприменительной деятельности» и «нравственности» на основе сравнительного анализа, исследование вопросов реализации нравственной основы в деятельности правоприменителя.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу применения права.
Предметом работы является правоприменительный процесс - сложное, многоаспектное и динамичное явление, имеющее важнейшее значение для функционирования правовой системы общества.
Среди современных исследователей, внесших существенный вклад в изучение нравственной основы деятельности правоприменителя, следует назвать, прежде всего, Ильина И.А., Нерсесянц В.С., Вопленко Н.Н., Алексеева С.С., и др.
В решении поставленных задач, я опиралась на диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматривались комплексно, во взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями. Применение также нашли общенаучные и частнонаучные методы познания и правовой действительности. Также важную роль играет системный метод. Сравнительный метод применялся при сопоставлении таких понятий как «нравственность» и «право», «правоприменитель» и «правоприменительная деятельность».
Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка.
В первой главе будут рассмотрены разные подходы к определению понятия «нравственность», «право», соотношение понятий «нравственность» и «право», сущность понятий «нравственности» и «права» в сфере деятельности правоохранительных органов. Кроме того, будут рассмотрены такие понятия как «правоприменитель» и «правоприменительная деятельность», соотношение между данными понятиями, а также виды правоприменительной деятельности.
Вторая глава будет посвящена определению значения права и нравственности в деятельности правоохранительных органов, реализации нравственных оснований в деятельности правоприменителя.
Современная практика вносит значительные изменения в систему представлений о требованиях к профессиональным и личностным качествам сотрудников. Возрастает потребность в повышении их культурного уровня и творческого развития, формирования нравственных качеств и эстетического отношения к жизни, способности всегда действовать в полном соответствии с предписаниями законов и правильно оценивать социальные явления.
Служба в правоохранительных органах выделяет ее представителей по образу мыслей, повышенному чувству ответственности и долга, формирует в личности духовные ценности, а также такие качества как настойчивость, выдержка, готовность прийти на помощь людям и т.д.
Повседневная трудовая деятельность сотрудника правоохранительного органа, преодоление трудностей, которые встречаются в службе, требуют от человека принципиальности, непримиримости к любым проявлениям невыдержанности, недисциплинированности, неорганизованности.
Исключительность службы заключается и в том, что она относится как к классу управляющих, так и к классу преобразующих профессий сразу. Учитывая определенную сложность в деятельности сотрудников правоохранительных органов, неотъемлемой стороной хорошей их профессиональной подготовки является их нравственно-эстетическое воспитание.
Формы реализации права всегда помещены в широкий духовно-нравственный, социальный контекст, поэтому деятельность существующих в обществе нормативно-регулятивных систем направлена на достижение определенных культурных целей и оценивается, прежде всего, с данных позиций. Несмотря на то, что применение как особая форма реализации права подчинена точному и неукоснительному следованию закона и юридическим процедурам, стоит считать, что ее осуществляют определенные люди, обладающие индивидуально - психологическими и национально-культурными особенностями.
Следовательно, на качество и эффективность применения права значительно влияют духовно-нравственные ценности и идеалы, распространенные в обществе, стиль юридического мышления, уровень правовой культуры, выработанная с течением времени профессиональная интуиция, опыт и т.п., что, естественно, отражается на процессе воплощения права в жизнь. Именно посредством вышеуказанных факторов происходит понимание смысла и требований права, приложение общих нормативно-правовых предписаний к конкретно-индивидуальным случаям.
Суждения, связанные с основными критериями правоприменительной деятельности, в том числе ценности этой деятельности, являются весьма противоречивыми. Поэтому теоретико-практическую актуальность имеют исследования, посвященные рассмотрению и анализу характера и форм влияния этих факторов и критериев на правовую жизнь, правоприменительную деятельность в частности. В этом плане востребованными являются не только общетеоретические разработки познавательного статуса нравственных оценок в правоприменительной деятельности, духовно-нравственных основ юридического мышления, форм и стиля осмысления правовой действительности (конкретных явлений и процессов) правоприменителем, но и теоретико-практическое изучение нравственных критериев с целью формирования механизмов долженствований в правоприменительной деятельности, профессиональной этике, Кодексе чести и т.п.
Целью данной работы является определение, анализ и необходимость развития нравственно-этических основ деятельности правоприменителя (правоохранительных органов).
Основными задачами данной работы, вытекающими из цели исследования являются выяснение наиболее полного и четкого определения понятий
«нравственность» и «право», «правоприменитель» и «правоприменительная
деятельность», соотношение понятий «нравственность» и «право»,
«правоприменительной деятельности» и «нравственности» на основе сравнительного анализа, исследование вопросов реализации нравственной основы в деятельности правоприменителя.
Объектом данной работы выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу применения права.
Предметом работы является правоприменительный процесс - сложное, многоаспектное и динамичное явление, имеющее важнейшее значение для функционирования правовой системы общества.
Среди современных исследователей, внесших существенный вклад в изучение нравственной основы деятельности правоприменителя, следует назвать, прежде всего, Ильина И.А., Нерсесянц В.С., Вопленко Н.Н., Алексеева С.С., и др.
В решении поставленных задач, я опиралась на диалектический метод научного познания, с позиций которого явления и объекты рассматривались комплексно, во взаимосвязи и взаимодействии с другими явлениями. Применение также нашли общенаучные и частнонаучные методы познания и правовой действительности. Также важную роль играет системный метод. Сравнительный метод применялся при сопоставлении таких понятий как «нравственность» и «право», «правоприменитель» и «правоприменительная деятельность».
Данная научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, включающих 7 параграфов, заключения и библиографического списка.
В первой главе будут рассмотрены разные подходы к определению понятия «нравственность», «право», соотношение понятий «нравственность» и «право», сущность понятий «нравственности» и «права» в сфере деятельности правоохранительных органов. Кроме того, будут рассмотрены такие понятия как «правоприменитель» и «правоприменительная деятельность», соотношение между данными понятиями, а также виды правоприменительной деятельности.
Вторая глава будет посвящена определению значения права и нравственности в деятельности правоохранительных органов, реализации нравственных оснований в деятельности правоприменителя.
В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что нормы нравственности и нормы права находятся между собой в тесной взаимосвязи. Под нравственностью следует понимать ту или иную область жизнедеятельности общества и поведения людей, в которой воплощаются идеи добра, гуманизма, порядочности, справедливости, совести и долга.
Понятия "мораль" и "нравственность" исторически возникли как тождественные понятия. "Этика" (от греч. "etnos"- обычай, нрав) и "мораль" (от лат. "mos", "moris"- нравы, обычаи) близки к значению русского слова "нравственность", и в большинстве случаев эти понятия употребляются как синонимы, что вряд ли можно считать целесообразным. Мораль - это особая форма общественного сознания, регулирующая поведение людей в обществе с помощью норм нравственности. Мораль шире понятия нравственности, т. к. помимо отношения к нормам нравственности мораль включает в себя взгляды человека, видение им тех или иных нравственных принципов, его индивидуальные особенности и т. п.
Право - это прежде всего регулятор общественных отношений, представляющий собой правила поведения общего характера. Право возникает на определенном этапе исторического развития как регулятор человеческого поведения, в том числе на основе норм нравственности.
Основные общие черты сходства права и нравственности состоят в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.
Право и нравственность имеют под собой общие экономические, социальные, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов общества и личности, обеспечению и возвышению достоинства человека, подержанию общественного порядка.
Как право, так и нравственность являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе.
Применение права — одна из наиболее значимых форм реализации права. Ее использование происходит, когда возникновение и последующая реализация правоотношений не могут произойти без вмешательства компетентного властного органа.
Правоприменение очерчивает правовые границы, определяющие пределы допустимого поведения, которые основываются на степени опасности и характере отклонения действий от приемлемых для данного общества социальных стандартов. Эффективность норм, в совокупности составляющих систему правового регулирования, определяется правильностью выбора специальных требований, установленных законодателем, уточнении и детализации перечня правовых ограничений.
На качество и эффективность применения права существенно влияют этический базис юридического мышления, единство нравственной и правовой культуры, выработанная с течением времени профессиональная интуиция и этика. В качестве ценностно-нормативных критериев, действующих в юридической деятельности, которые в системном взаимодействии формируют константы профессионального правового сознания, следует выделить: общесоциальные, правокультурные, конституционно-правовые, отраслевые, общеорганизационные и специализированные, количественные и качественные.
Традиционно в российской правокультурной традиции правосознание должностных лиц, осуществляющих правоприменение, характеризовалось консервативностью и эмоционально-психологической предрасположенностью к духовности. Однако в современной России наблюдается разрушение нормативно-ценностных основ, «размывание» нравственных критериев в служебном и внеслужебном поведении, утрата правокультурных идеалов и ориентиров развития, что обусловливает кризис юридического мышления и делегитимацию правоприменительной деятельности.
По-моему мнению, серьезной проблемой, затрудняющей эффективность правоприменения, является правовой нигилизм чиновников, массовое пренебрежение правом со стороны должностных лиц. Нередко 58
государственные служащие видят в предписаниях законов формальную дань времени, не обязательную к неукоснительному соблюдению. Среди депутатов получил широкое распространение так называемый законопроектный «зуд», нарушающий стабильность правосудной деятельности, и сопровождаемый ссылками на несовершенство нормативно-правовой базы при ее поверхностном знании.
Политическую стабильность в демократическом государстве следует рассматривать как меру устойчивости национального развития за счет гражданской активности, генерируемой внутренними силами общества.
Модернизация правоприменительной деятельности и определение наиболее эффективного способа ее осуществления - важнейший вопрос формирования гражданского общества.
Деятельность юриста всегда вызывала глубокое уважение и почтение, признавалась элитарной, приоритетной в любой социальной среде. Поэтому и интерес общества к культурологическим и этическим особенностям профессии правоведа остается постоянным, независимо от места, которое занимает юрист в профессиональной или социальной иерархии. Личность юриста, будь он простым юрисконсультом или известным государственным деятелем, всегда казалась «маленькой тайной» для человека, впервые столкнувшегося с юридической проблемой. В юридической деятельности личностная сторона юриста-практика или правоведа-теоретика играет особую роль, так как с правосудием и юстицией общество соизмеряет свои нравственные критерии и идеалы.
Таким образом, в деятельности юриста особое значение имеет право и нравственность.
К сотрудникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны граждан и общества в целом. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
Лица, осуществляющие производство по уголовным делам, должны быть образцом честного служения Родине, строгого соблюдения законов, нравственной чистоты и безукоризненного поведения, чтобы иметь нравственное право применять меры процессуального принуждения. Для них должны быть характерны гуманный и глубокий человечный индивидуальный подход к людям, забота о человеке и уважительное к нему отношение, сочувствие и доброжелательность, способность видеть в каждом деле не безликий случай, а живого человека, с его сложными переживаниями.
Эти качества не даны от рождения, их необходимо вырабатывать, постоянно развивать и совершенствовать в процессе самовоспитания. Можно со всей определенностью утверждать, что чем чище нравственный облик лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, тем справедливее принимаемые решения, тем выше уровень воспитательного воздействия уголовно-процессуальной деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, возлагается большая ответственность; при этом чисто правовая ответственность органически сочетается с ответственностью нравственной. Поэтому лицом, наделяемым правом осуществления уголовно - процессуальной деятельности, может быть только личность с очень высокой степенью нравственно-правовой социализации, с развитым правосознанием, высокой правовой и общей культурой, являющейся настоящим носителем нравственных идеалов своего народа и общечеловеческих ценностей.
Для успешной правоохранительной деятельности важно формировать не только прочные мировоззренческие позиции в области права, но и твердые основы нравственного поведения сотрудника при решении служебных задач.
Понятия "мораль" и "нравственность" исторически возникли как тождественные понятия. "Этика" (от греч. "etnos"- обычай, нрав) и "мораль" (от лат. "mos", "moris"- нравы, обычаи) близки к значению русского слова "нравственность", и в большинстве случаев эти понятия употребляются как синонимы, что вряд ли можно считать целесообразным. Мораль - это особая форма общественного сознания, регулирующая поведение людей в обществе с помощью норм нравственности. Мораль шире понятия нравственности, т. к. помимо отношения к нормам нравственности мораль включает в себя взгляды человека, видение им тех или иных нравственных принципов, его индивидуальные особенности и т. п.
Право - это прежде всего регулятор общественных отношений, представляющий собой правила поведения общего характера. Право возникает на определенном этапе исторического развития как регулятор человеческого поведения, в том числе на основе норм нравственности.
Основные общие черты сходства права и нравственности состоят в том, что они входят в содержание культуры общества, являются ценностными формами сознания, имеют нормативное содержание и служат регуляторами поведения людей.
Право и нравственность имеют под собой общие экономические, социальные, политические условия жизни общества, служат общей цели согласованию интересов общества и личности, обеспечению и возвышению достоинства человека, подержанию общественного порядка.
Как право, так и нравственность являются важнейшими средствами регулирования поведения людей в обществе.
Применение права — одна из наиболее значимых форм реализации права. Ее использование происходит, когда возникновение и последующая реализация правоотношений не могут произойти без вмешательства компетентного властного органа.
Правоприменение очерчивает правовые границы, определяющие пределы допустимого поведения, которые основываются на степени опасности и характере отклонения действий от приемлемых для данного общества социальных стандартов. Эффективность норм, в совокупности составляющих систему правового регулирования, определяется правильностью выбора специальных требований, установленных законодателем, уточнении и детализации перечня правовых ограничений.
На качество и эффективность применения права существенно влияют этический базис юридического мышления, единство нравственной и правовой культуры, выработанная с течением времени профессиональная интуиция и этика. В качестве ценностно-нормативных критериев, действующих в юридической деятельности, которые в системном взаимодействии формируют константы профессионального правового сознания, следует выделить: общесоциальные, правокультурные, конституционно-правовые, отраслевые, общеорганизационные и специализированные, количественные и качественные.
Традиционно в российской правокультурной традиции правосознание должностных лиц, осуществляющих правоприменение, характеризовалось консервативностью и эмоционально-психологической предрасположенностью к духовности. Однако в современной России наблюдается разрушение нормативно-ценностных основ, «размывание» нравственных критериев в служебном и внеслужебном поведении, утрата правокультурных идеалов и ориентиров развития, что обусловливает кризис юридического мышления и делегитимацию правоприменительной деятельности.
По-моему мнению, серьезной проблемой, затрудняющей эффективность правоприменения, является правовой нигилизм чиновников, массовое пренебрежение правом со стороны должностных лиц. Нередко 58
государственные служащие видят в предписаниях законов формальную дань времени, не обязательную к неукоснительному соблюдению. Среди депутатов получил широкое распространение так называемый законопроектный «зуд», нарушающий стабильность правосудной деятельности, и сопровождаемый ссылками на несовершенство нормативно-правовой базы при ее поверхностном знании.
Политическую стабильность в демократическом государстве следует рассматривать как меру устойчивости национального развития за счет гражданской активности, генерируемой внутренними силами общества.
Модернизация правоприменительной деятельности и определение наиболее эффективного способа ее осуществления - важнейший вопрос формирования гражданского общества.
Деятельность юриста всегда вызывала глубокое уважение и почтение, признавалась элитарной, приоритетной в любой социальной среде. Поэтому и интерес общества к культурологическим и этическим особенностям профессии правоведа остается постоянным, независимо от места, которое занимает юрист в профессиональной или социальной иерархии. Личность юриста, будь он простым юрисконсультом или известным государственным деятелем, всегда казалась «маленькой тайной» для человека, впервые столкнувшегося с юридической проблемой. В юридической деятельности личностная сторона юриста-практика или правоведа-теоретика играет особую роль, так как с правосудием и юстицией общество соизмеряет свои нравственные критерии и идеалы.
Таким образом, в деятельности юриста особое значение имеет право и нравственность.
К сотрудникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны граждан и общества в целом. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право.
Лица, осуществляющие производство по уголовным делам, должны быть образцом честного служения Родине, строгого соблюдения законов, нравственной чистоты и безукоризненного поведения, чтобы иметь нравственное право применять меры процессуального принуждения. Для них должны быть характерны гуманный и глубокий человечный индивидуальный подход к людям, забота о человеке и уважительное к нему отношение, сочувствие и доброжелательность, способность видеть в каждом деле не безликий случай, а живого человека, с его сложными переживаниями.
Эти качества не даны от рождения, их необходимо вырабатывать, постоянно развивать и совершенствовать в процессе самовоспитания. Можно со всей определенностью утверждать, что чем чище нравственный облик лиц, осуществляющих производство по уголовному делу, тем справедливее принимаемые решения, тем выше уровень воспитательного воздействия уголовно-процессуальной деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что на лиц, осуществляющих уголовно-процессуальную деятельность, возлагается большая ответственность; при этом чисто правовая ответственность органически сочетается с ответственностью нравственной. Поэтому лицом, наделяемым правом осуществления уголовно - процессуальной деятельности, может быть только личность с очень высокой степенью нравственно-правовой социализации, с развитым правосознанием, высокой правовой и общей культурой, являющейся настоящим носителем нравственных идеалов своего народа и общечеловеческих ценностей.
Для успешной правоохранительной деятельности важно формировать не только прочные мировоззренческие позиции в области права, но и твердые основы нравственного поведения сотрудника при решении служебных задач.
Подобные работы
- СВОЙСТВА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПЕНАЛИЗАЦИИ. (12.00.08)
Диссертации (РГБ), уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - СВОЙСТВА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПЕНАЛИЗАЦИИ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - СВОЙСТВА УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ В СВЕТЕ ТЕОРИИ ПЕНАЛИЗАЦИИ
Диссертация , . Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Коррупция и конфликт интересов на государственной службе
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4885 р. Год сдачи: 2021 - Толкование правовых норм
Конституционным Судом Российской Федерации
(вопросы теории конституционного правоотношения)(12.00.02 )
Диссертации (РГБ), конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2002 - Нравственные начала современного российского
права в механизме гражданско-правового
регулирования
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА г. БЕЛГОРОДА
Магистерская диссертация, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2017 - Права ребенка по законодательству РФ: проблемы теории и практики (Кемеровский государственный университет)
Магистерская диссертация, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2023 - УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ И СБОРОВ
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



