Введение 4
1 Теоретические и методологические аспекты управления запасами 6
1.1 Понятие и сущность управления запасами 6
1.2 Принципы и методы управления запасами 21
1.3 Управление запасами за рубежом и в России 39
2 Практические аспекты управления запасами (на примере ООО «Киприно») 44
2.1 Экономическая характеристика ООО «Киприно» 44
2.2 Анализ финансовых показателей ООО «Киприно» 46
2.3 Анализ методов управления запасами в организации 57
3 Совершенствование системы управления запасами ООО «Киприно» 66
3.1 Рекомендации по совершенствованию системы управления запасами ООО «Киприно» 66
3.2 Автоматизация системы управления запасами ООО «Киприно» 73
3.3 Расчет эффективности мероприятий по совершенствованию системы
управления запасами ООО «Киприно» 82
Заключение 87
Список использованных источников и литературы 92
Приложения
Товарными запасами, как и любым другим видом актива, можно управлять. Более того, эффективная система управления товарными запасами позволяет не только поддерживать уровень платежеспособности и ликвидности компании на необходимом уровне (следует заметить, что товарные запасы необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с другими экономическими показателями деятельности торговой организации, такими, как рентабельность, платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость и т.д.), но и позволяет также управлять снижением затрат на содержание запасов. При эффективно налаженной схеме поставок данная система позволяет, к примеру, снизить затраты на хранение, что выражается в уменьшении складских помещений, а следовательно, в снижении уровня постоянных издержек организации.
Система управления товарными запасами торговой организации включает ряд показателей, на основе которых рассчитываются такие ключевые параметры системы, как объем заказываемой партии и количество поставляемых партий товара, промежуток времени между поставками, затраты на хранение, стоимость организации заказа или стоимость пополнения товаров на склад, выкладки, выставки товара в торговые залы, сюда могут быть также отнесены услуги мерчандайзеров и прочих посредников, которые занимаются ассортиментной политикой организации и т.д.
В связи с переходом к рыночной экономике результативность предпринимательской деятельности все больше зависит от экономного использования и расходования ресурсов, упорядочения структуры и количественных характеристик затрат. Минимизация затрат и себестоимости произведенной продукции является важнейшим средством максимизации прибыли, повышения конкурентоспособности продукции предприятия. Только снижая себестоимость, предприятие может позволить себе снижение цен, обеспечив себе тем самым победу в ценовой конкуренции. Экономия затрат также позволяет высвободить ресурсы для научно-технического перевооружения производства, создания инвестиционной базы для развития предприятий. Что в свою очередь приводит к существенному снижению затрат живого труда и уменьшению себестоимости продукции (работ, услуг).
Целью дипломной работы является анализ и разработка рекомендаций по совершенствованию управления запасами предприятия.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические и методологические аспекты управления запасами;
- изучить практические аспекты управления запасами (на примере ООО «Киприно»);
- разработать рекомендации по совершенствованию системы управления запасами ООО «Киприно».
Объектом исследования выступило ООО «Киприно».
Предметом исследования явились проблемные аспекты управления запасами производственного предприятия.
При выполнении работы использованы нормативные акты, формы бухгалтерской отчетности, методическая и учебная литература.
При написании дипломной работы были использованы публикации в специализированных периодических изданиях, научная и учебно-методическая литература, а также некоторые законодательные документы.
Практическая ценность данных источников состоит в новизне подходов, раскрывающих данную проблему.
Общие вопросы данной проблемы, раскрывающие место запасов в экономике организации, раскрыты при помощи публикаций Ильина А.И., Нехорошевой Л.Н., Хрипача В.Я. и др.
При рассмотрении методологии анализа использования запасов основными источниками послужили публикации Ладутько Н.И., Савицкой Г.В., Стражева В.И. и др.
Товарные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
Запасы являются необходимым фактором, обеспечивающим непрерывность производственного процесса.
Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия.
1) Отлаженная работа с поставщиками;
2) Проверка качества материалов, укомплектованности поставок при получении материалов;
3) Соблюдение условий хранения материалов;
4) Регулярное проведение инвентаризаций;
5) Рациональное использование материалов;
6) Организация документооборота;
7) Автоматизация учета материалов на складе.
Товарные запасы - это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и другие товары, ожидающие вступления в процесс личного или производственного потребления.
Материальные запасы являются необходимым фактором, обеспечивающим непрерывность производственного процесса.
Эффективность деятельности предприятия во многом зависит от правильного определения потребности в материалах. Оптимальная обеспеченность материалами ведет к минимизации затрат, улучшению финансовых результатов, к ритмичности и слаженности работы предприятия.
Компания «Киприно» берет свое начало в одноименном селе Киприно Алтайского края, в котором и был приобретен первый завод компании в 1997 году. Сегодня компания «Киприно» является одним из ведущих производителей сыров и сливочного масла в России и спустя годы насчитывает уже 6 заводов, расположенных в Алтайском крае - экологически чистом регионе страны. Создает и бережно хранит традиции и мастерство сыроделов. Продукция производится на современном оборудовании по европейским технологиям.
В современных условиях высокой конкуренции необходимо находить конкурентные преимущества и выигрывать на рынке, без организованной маркетинговой деятельности сделать это не возможно.
Положительным явлением можно считать снижение кредиторской задолженности в 2016 году по сравнению с 2015 г. на 41242 тыс. руб. за счет погашения долгов перед поставщиками, а также увеличение в 2016 году основных средств и капитальных вложений на 18203 тыс. руб. (или на 24,5%), за счет приобретения оборудования.
Снижение имущества предприятия на 22485 тыс. руб. в 2016 году произошло в основном за счет дебиторской задолженности на 21328 тыс. руб., что можно считать положительным моментом в деятельности предприятия.
По результатам данного анализа можно сделать вывод о росте прибыли на предприятии, рост себестоимости говорит о том, что увеличились расходы на закуп сырья, т.е. выросли цены на продукцию, это все говорит о повышении платежеспособности предприятия.
Расчеты показывают, что в 2015 году по приведенным материалам наблюдается перевыполнение плановых показателей. Это говорит о том, что с одной стороны, предприятие располагало достаточным количеством материалов для успешного выполнения производственной программы, с другой - склад был заполнен материалами и, как следствие, значительная сумма денег была «заморожена».
В 2016 году по сравнению с 2015 годом коэффициент ритмичности увеличился на 1,3%. Это говорит о том, что в 2016 году было обеспечено более равномерные продажи в соответствии с графиком в объеме, предусмотренном планом. Кроме того, в 2016 году был снижен показатель вариации до 22%. Причинами аритмичности являются низкий уровень организации материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля.
Проведенный факторный анализ показал, что перерасход материальных ресурсов в размере 4663 тыс. руб. на анализируемом предприятии было обусловлено увеличением общего объема продаж по сравнению с 2015 годом. Данный фактор оказал закономерное влияние на изменение материальных затрат, т.е. с ростом объема оказанных услуг увеличиваются и материальные затраты.
Одна из основных проблем это то, что на конец года на складе скапливается большое количество неликвидной продукции, а так же дефицит по ключевым позициям. Таким образом, организация терпит убытки, как на содержание складских помещений, так из-за уменьшения оборачиваемости капитала.
К сожалению, в ООО «Киприно» работа по ликвидации «мертвых» запасов ведется бессистемно, от случая к случаю. Желательно в компьютерных базах данных предусмотреть параметры для быстрой обработки такой номенклатуры в разных аспектах (по количеству упаковок, по стоимости) в целях ускорения принятия мер по избавлению от нее.
Без специализированной информационной системы оперативно собрать и проанализировать такие данные невозможно.
Таким образом, необходимо провести автоматизацию процесса управления запасами, для этих целей существует множество прикладных систем. Обычные результаты внедрения впечатляют:
1) сокращение запасов до 50%;
2) сокращение издержек по заказу на 20%;
3) рост доходов на 20%, благодаря сокращению дефицитов;
4) рост оборачиваемости в 2 раза;
5) рост рентабельности инвестиций более чем на 50%.
Реальные изменения после внедрения ИТ-технологий происходят не сразу, некоторые из них носят субъективный характер и плохо поддаются количественной оценке в денежном выражении. Поэтому экономическая эффективность проекта всегда носит условный характер. К этому можно добавить и чисто российскую специфику. Если западные компании меняют свои системы после того, как они устаревают, или происходит модернизация бизнес-процессов (что происходит в среднем раз в пять лет), то в России все по- другому. Например, экономии рабочей силы не придается такого значения, как в западных компаниях. Затраты рабочего времени, материальное стимулирование - все это отходит на второй план. Выгодность или невыгодность внедрения информационной системы означает соответствие или несоответствие результатов работы системы целям и задачам компании. Основными выгодами от внедрения являются: снижение операционных и управленческих затрат, экономия оборотных средств, уменьшение цикла реализации продукции, снижение коммерческих затрат, уменьшение дебиторской задолженности, увеличения оборачиваемости средств.
По данным независимых информационных агентств, при правильном, тщательно спланированном внедрении, компании могут добиться действительно значимых результатов, как то:
1) Экономия оборотных средств - 2%;
2) Уменьшение цикла реализации - 25%;
3) Снижение коммерческих затрат - 5%;
4) Снижение страхового уровня складских запасов - 20%;
5) Увеличение оборачиваемости средств в расчетах - 25%;
6) Увеличение оборачиваемости товарных запасов - 30%;
7) Разработчики программы утверждают, что в результате ее использования произойдет увеличение прибыли на 20%.
Для того чтобы понять как работает система закупок на предприятии была проанализирована оборачиваемость определенного вида товара. В результате чего было обнаружено, что из-за неправильного выбора интервалов между заказами, а также недостаточного количества заказываемых партий возникало отсутствие данного товара на складе. Это приводит к тому, что потребитель не может купить этот товар при обращении к продавцу, и, следовательно, возникает недополученная выгода у продавца. Взятый во внимание товар стоит 380 рублей. При действующей системе закупочной деятельности этот товар продается 2000 раз в год. Но при этом он отсутствует на складе достаточное количество времени. Необходимо полагать, что при наличии товара на складе, ориентировочное количество продаж увеличится как минимум на 400 единицы в год.
В организации предусмотрены бонусы за выполнение плана. Предприятие-изготовитель, дилерами которого является ООО «Киприно», каждый месяц выставляет отделу закупок план-задание с указанием объемов закупаемых запасных частей. При выполнении данного плана организация получает бонусы по итогу текущего месяца.
Если бы предприятие отказалось от выполнение плана закупок, а направило свои ресурсы на оптимизацию закупочной деятельности, то экономический эффект за 1 квартал 2015 года составил бы 4507 руб.
1. Агеев, А. В. Оценка выбора поставщиков продукции в логистических процессах / А.В. Агеев // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №21. - С.42-47.
2. Андреев, Д. М. Калькулируем по ABC-costing: «революция в прозе» / Д.М. Андреев // Справочник экономиста. - 2016. - №6. - С.22-30.
3. Аникин, Б. А. Логистика [Текст]: учебник / Под ред. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 368 с.
4. Анисимов, А. П. Экономика, планирование и анализ деятельности предприятий [Текст]: учебник / А.П. Анисимов. - М.: Транспорт, 2015. - 245 с.
5. Антонов, А. Н. Основы современной организации производства [Текст]: учебник / Л.С. Морозова. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 432 с.
6. Безземельцева, О. Проблемы развития торговых предприятий / О. Безземельцева // Экономист. - 2016. - №11. - С.93-96.
7. Бережной, В. И. Управление материальными потоками микрологистической системы торгового предприятия [Текст]: учебник / В.И. Бережной. - Ставрополь: СевКавГТУ, 2015. - 198 с.
8. Бычков, В. П. Экономика торгового предприятия [Текст]: учебник / В.П. Бычков. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 384 с.
9. Гаджинский, А. М. Закупочная логистика / А.М. Гаджинский // Справочник экономиста. - 2016. - №12. - С.58-66.
10. Гаджинский, А. М. Нормирование страховых запасов / А.М.
Гаджинский // Справочник экономиста. - 2014. - №5. - С.83-91.
11. Гаджинский, А. М. Управление запасами в компании / А.М.
Гаджинский // Справочник экономиста. - 2014. - №9. - С. 118-127.
12. Гаджинский, А М. Управление запасами в логистике / А.М. Гаджинский // Справочник экономиста. - 2014.- №2. - С.66-77.
13. Гончарова О.Ю. Взаимодействие публичной власти и малого
предпринимательства: региональный аспект // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2014. - № 4. - С. 107-115.
14. Денисов, А. Ю. Экономическое управление предприятием и корпорацией [Текст]: учебник / С.А. Жданов. - М.: Дело и Сервис, 2015. - 416 с.
15.Зимакова, Л. А. Совершенствование организации контроля за остатками производственных ресурсов на предприятиях / Л.А. Зимакова // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №9. - С.41-46.
16.Зякиуллина, Е. А. Анализ функционирования и проблемы развития торгового предприятия / Е.А. Зякиуллина // Экономический вестник РТ. - 2014. - №4. - С.54-56
17. Карпова, Т. П. Основы управленческого учета [Текст]: учебное пособие / Т.П. Карпова. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 392 с.
18. Кистерева, Е. В. Анализ торгового предприятия / Е.В. Кистерева // Справочник экономиста. - 2016. - №12. - С.45-50.
19. Ковалев, В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / О.Н. Волкова. - М: ТК Велби, 2015. - 424 с.
20. Костюкова, Е. И. Механизм регулирования процесса воспроизводства материально-технических ресурсов / Е.И. Костюкова // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №18. - С.13-17.
21. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]: учебник / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2015. - 736 с.
22. Миротин, Л. Б. Транспортная логистика [Текст]: учебное пособие / Ы.Э. Ташбаев. - М.: Брандес, 2016. - 211 с.
23. Мокров Г. Исследования маркетинга // Бизнес. - 2015. - №8.
24. Неруш, Ю. М. Логистика [Текст]: учебник для вузов / Ю.М. Неруш. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 389 с.
25. Ноздрева Р.Б. Маркетинг: как побеждать на рынке: учебник / Р.Б. Ноздрева. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 304 с.
26. Носко Б.П., Саломатин Д.Ю. Децентрализация предоставления государственных услуг как фактор развития предпринимательства и сельскохозяйственного производства // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2013. - № 1. - С. 39-45.
27.Орхова Т.М. Маркетинговые коммуникации // Маркетинговые исследования. -2014. -№6. -С. 25 - 38.
28. Панкратов Ф. Г. Коммерческая деятельность: учебник. - М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. - 602 с.
29. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник / А.П. Панкрухин. - М.: Изд. «Омега-Л», 2015. - 656 с.
30. Половцева Ф. Маркетинговая деятельность: методология,
формирование, эффективность // Маркетинг. - 2015. - №6. -С. 11-25.
31. Прохоров А.М. Советский энциклопедический словарь: учебник / А.М. Прохоров. - М.: Сов. Энциклопедия, 2010. - 1600 с.
32. Радионов, Р. А. Анализ методов оперативного контроля на предприятии за фактическим состоянием запасов / Р.А. Радионов // Экономический анализ: теория и практика. - 2014. - №11. - С.31-34.
33. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 495 с.
34. Родионова Л.Н., Кантор О.Г., Хакимова Ю.Р. Оценка
конкурентоспособности продукции // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - № 1.
35. Романова А.Н. Маркетинг: учебник / А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНТИ, 2015. - 534 с.
36. Рыбникова Г.И., Поляков С.А., Спивак Ю.Е. Использование информационных технологий в процессе реализации активных методов обучения при подготовке менеджеров // Кременчуг. Региональные перспективы. - 2016. - №2. - С. 80-83.
37. Сабанова, М. В. Доказательность анализа затрат в необходимости ресурсосбережения / М. В. Сабанова // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №30. - С.56-62.
38. Савицкая, Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебник / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 425 с.
39. Савруков, Н. Т. Организация производства [Текст]: конспект лекций / Ш.М. Закиров. - СПб.: Лань, 2015. - 224 с.
40. Табурчак, П. П. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие для вузов / П.П. Табурчак [и др.]; общ. ред. П.П. Табурчака. - СПб: Химиздат, 2016. - 288 с.
41. Табурчак, П. П. Организация производства [Текст]: учебное пособие для вузов / П.П. Табурчак [и др.]; под ред. П.П. Табурчака, В.М. Тумина и В.М.. - СПб: Химиздат, 2015. - 320 с.
42. Улицкий, М. П. Организация, планирование и управление в торговых предприятиях [Текст]: учебник / Под ред. М.П. Улицкого. - М.: Транспорт, 2015. - 245 с.
43. Филипов П. Служба маркетинга IBM // Проблемы теории и практики управления. -2016. - №2.
44. Фирсенко С.С. Товарная политика предприятия: учебник / С.С. Фирсенко. - М.: Юрайт, 2014. - 278 с.
45. Хасман Д. Маркетинговые исследования // Социс. - 2016. -№4. - С 3 - 14.
46. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по
исследованию рынка: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 528 с.
47. Хэмилтон Д. Что такое маркетинговые исследования// Социс. - 2015. - №8.
48.Чуев, И. Н.Анализ финансово-хозяйственной деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.Н. Чечевицына. - М., 2015. - 368 с.
49.Энджел Д.Ф. Поведение потребителей: учебник / Д.Ф. Энджел. - СПб.: Питер, 2015. - 245 с.
50.Эриашвили Н.Д. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю.А. Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д. Эриашвили. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 623 с.
51. Юрашев В.А. оличественные показатели контроля конкурентоспособности торговой марки: учебник / В.А. Юрашев. - М.: Маркетинг, 2015. - 358 с.