Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести и российская специфика их реализации
|
Введение 3
Глава 1. Правовые основы, определяющие принципы свободы совести 10
1.1. Свобода совести как правовой институт 10
1.2. Современные теоретико-правовые проблемы в области свободы
совести 31
1.3. Значение свободы совести для достижения толерантности
и преодоления дискриминации, нетерпимости и ксенофобии по мотивам мировоззренческой принадлежности 39
Глава 2. Российская специфика практической реализации международных правовых основ, определяющих принципы свободы совести 53
2.1. Международно-правовые документы в сфере свободы совести 53
2.2. Соотношение международных документов, определяющих
принципы свободы совести и российского законодательства 59
2.3. Проблемы реализации международных правовых основ в сфере
свободы совести в законодательстве Российской Федерации 65
2.4. Современные проблемы правового регулирования и новейшие тенденции трансформации российского законодательства в сфере свободы совести 69
Заключение 90
Список источников и литературы
Глава 1. Правовые основы, определяющие принципы свободы совести 10
1.1. Свобода совести как правовой институт 10
1.2. Современные теоретико-правовые проблемы в области свободы
совести 31
1.3. Значение свободы совести для достижения толерантности
и преодоления дискриминации, нетерпимости и ксенофобии по мотивам мировоззренческой принадлежности 39
Глава 2. Российская специфика практической реализации международных правовых основ, определяющих принципы свободы совести 53
2.1. Международно-правовые документы в сфере свободы совести 53
2.2. Соотношение международных документов, определяющих
принципы свободы совести и российского законодательства 59
2.3. Проблемы реализации международных правовых основ в сфере
свободы совести в законодательстве Российской Федерации 65
2.4. Современные проблемы правового регулирования и новейшие тенденции трансформации российского законодательства в сфере свободы совести 69
Заключение 90
Список источников и литературы
Актуальность. Религиозная свобода является краеугольным камнем в современном мире с его широким спектром конкурирующих философий. Она дает возможность каждому человеку определить, во что он верит, а различным религиозным объединениям - мирно сосуществовать, нивелируя конфликты. Поэтому, как заключил Европейский Суд по правам человека, религиозная свобода является одной из основ демократического общества. Она имеет жизненно важное значение не только для людей веры, но и для носителей иных философии и мировоззрения - атеистов, скептиков, агностиков, а также людей безразличных. На ней основывается плюрализм, завоеванный человечеством в течение веков очень дорогой ценой. Сейчас достигнут значительный прогресс в распространении религиозной свободы. Свобода совести и свобода вероисповедания нашли свое оправданное закрепление в различных международных актах, а также в законодательстве большинства стран.
В современном мире наблюдается повсеместное, в большей или меньшей степени, отступление от демократических стандартов регулирования религиозной свободы. Государства вводят правовые ограничения либо попустительствуют в вопросах пресечения деятельности рационалистически, расистски и ксенофобно настроенных групп. Однако в подавляющем большинстве случаев юридические препятствия реализации прав и законных интересов граждан возникают в ходе общественного развития как попытка преодоления возникающих проблем и противоречий в обществе.
В последнее время в России выдвинуто большое количество разнообразных инициатив, связанных с реформированием действующего Федерального закона Российской Федерации от 26.10.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» , а также с принятием нового акта, регулирующего вопросы реализации свободы совести. В общественных и политических кругах не утихают дискуссии по поводу допустимых форм сотрудничества церкви и государства, возможности закрепления особого положения традиционных религиозных конфессий, а также в связи с усилением процессов распространения сектантства антисоциальной направленности, течений радикального ислама и т.д. Острота этих вопросов особенно чувствительна на фоне раскола общественного мнения и относительно малого опыта функционирования российских религиозных объединений в условиях реально гарантированных свободы совести и свободы вероисповедания.
Магистерская диссертация посвящена исследованию международно-правовых документов, регулирующих правоотношения в области свободы совести и практике их применения в Российской Федерации. Свобода совести является юридическим выражением свободы выбора мировоззрения, неотъемлемой составляющей общечеловеческих ценностей, основных завоеваний демократии в области прав и свобод человека. К основным международным документам документов по правам человека, затрагивающих сферу свободы мировоззренческого выбора, в первую очередь относятся: Устав ООН, Всеобщая декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларация принципов толерантности и др.
В период со второй половины ХХ века по настоящее время многие государства на официальном уровне признали правовой статус личности, в соответствии с международно-правовыми документами в области прав человека, в том числе в сфере свободы совести.
Степень разработанности проблемы. Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести, российская специфика их реализации, в том числе и в историко-правовом аспекте достаточно полно была разработана такими учеными правоведами: А.В. Пчелинцев, С.А. Бурьянов, Н.В. Придворов, Е.В. Тихонова, Н.Ю. Тетерятникова, И.Б. Михайловская. Однако некоторые вопросы остаются не полностью исследованными.
Права и свободы человека и гражданина, в том числе права на свободу выбора мировоззрения остаются в поле зрения отечественных исследователей и теоретиков. Освещение данной тематики наиболее полно проявилось в работах С. А. Авакьяна, М.В. Баглая, С.А. Бурьянова, B.C. Нерсесянца, H.A. Придворнова, A.B. Пчелинцева, Е.В. Тихоновой и других советских и современных ученых, в том числе, юристов.
Правоотношениям в области свободы совести, особенностям отношений государства и церкви, реализации принципа светскости государства в советский период посвящены работы С.А. Бурьянова , Н.В. Володиной , Ю.А. Розенбаума .
Различным аспектами свободы совести посвящен целый ряд научных работ, в частности диссертаций. Среди них можно отметить диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук С.А. Бурьянова, Н.Ю. Тетеревятникова, М.А. Шибановой.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области реализации международных правовых основ, определяющих принципы свободы совести.
Предметом исследования являются правовые нормы, содержащиеся в международных правовых актах о свободе совести, а также специфика их реализации в Российской Федерации.
Целью исследования выступает рассмотрение актуального состояния международных правовых основ, определяющих принципы свободы совести и российская специфика их реализации.
В связи с этим задачами исследования являются:
- рассмотреть свободу совести как правовой институт;
- выявить теоретические и правовые проблемы современности в области свободы совести;
- охарактеризовать роль и значение института свободы совести для формирования толерантности в обществе, преодоления дискриминации, нетерпимости и ксенофобии по мотивам разности мировоззрений;
- систематизировать международно-правовые документы в сфере свободы совести;
- рассмотреть особенности соотношения международных документов, определяющих принципы свободы совести и российского законодательства;
- выявить и проанализировать специфику и проблематику реализации норм международного права в сфере свободы совести в законодательстве Российской Федерации;
- исследовать современные проблемы правового регулирования, выявить предпосылки и тенденции развития российского законодательства в сфере свободы совести.
Методологической основой данной работы стали труды отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблемы свободы совести и механизмов её реализации с применением социально-философских, культурологических и религиоведческих методов.
В качестве методов исследования в работе применяется историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, функциональный методы. В работе использовались также и общенаучные исследовательские методы: логический, синхронный, актуализации, ретроспективы.
Применение данных методов исследования позволило рассмотреть свободу совести как правовой институт в контексте российского законодательства и международного права, выявить современную проблематику во взаимоотношениях государства и общества в сфере реализации прав граждан на свободу мировоззрения, обозначить имеющиеся пробелы в законодательстве и проблемы правоприменительной практики в сфере реализации верующими права на свободу вероисповедания.
Источниковая база исследования включает нормативно-правовые акты, представленные Конституцией Российской Федерации, международными правовыми документами, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», а также иными подзаконными нормативными актами, нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации регламентирующих свободу совести.
Статистические источники, представленные в документах министерств внутренних дел и Министерства юстиции Российской Федерации, составляют эмпирическую основу исследования.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с 998 г. по настоящее время - 2018 г. Начальная граница хронологических рамок связана с тем, что первый этап генезиса свободы совести в России согласно Повести временных лет датируется 998 г. как год Крещения Руси, однако, Русь еще очень много времени в своем мироощущении оставалась «полуязыческой». По прошествии столетия православие становиться доминирующей конфессией Древнерусского государства. Средние века характеризовались отрицанием идей веротерпимости. Сложившаяся антикатолическая государственная идеологема гласила, что нет более опасного врага, чем католическая Европа. Конечные рамки обусловлены тем, что в настоящее время проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания человека и гражданина выходят далеко за рамки религиозной жизни, регулируется и обеспечивается нормами международного и российского законодательства, поэтому относятся к важнейшим проблемам на современном этапе развития России.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проведенного комплексного анализа российской специфики реализации международных правовых основ, определяющих принципы свободы совести, был предложен ряд рекомендаций, направленных на приведение российского законодательства в сфере свободы совести в соответствие с международными правовыми основами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, изложенные в исследовании, могут применяться в законотворческой деятельности по формированию и повышению эффективности законодательства в области свободы совести, а также использоваться при определении приоритетов государственной политики в сфере межконфессиональных отношений. Некоторые выводы работы могут быть полезными в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также правозащитных организаций. Материал исследования может использоваться в учебном процессе.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликована 1 статья «Свобода совести и закон» на сайте Местной религиозной организации «Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) Церковь Прославления г. Томска», в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы (URL: https://proslavlenie.ru/articles/Svoboda).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
В современном мире наблюдается повсеместное, в большей или меньшей степени, отступление от демократических стандартов регулирования религиозной свободы. Государства вводят правовые ограничения либо попустительствуют в вопросах пресечения деятельности рационалистически, расистски и ксенофобно настроенных групп. Однако в подавляющем большинстве случаев юридические препятствия реализации прав и законных интересов граждан возникают в ходе общественного развития как попытка преодоления возникающих проблем и противоречий в обществе.
В последнее время в России выдвинуто большое количество разнообразных инициатив, связанных с реформированием действующего Федерального закона Российской Федерации от 26.10.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» , а также с принятием нового акта, регулирующего вопросы реализации свободы совести. В общественных и политических кругах не утихают дискуссии по поводу допустимых форм сотрудничества церкви и государства, возможности закрепления особого положения традиционных религиозных конфессий, а также в связи с усилением процессов распространения сектантства антисоциальной направленности, течений радикального ислама и т.д. Острота этих вопросов особенно чувствительна на фоне раскола общественного мнения и относительно малого опыта функционирования российских религиозных объединений в условиях реально гарантированных свободы совести и свободы вероисповедания.
Магистерская диссертация посвящена исследованию международно-правовых документов, регулирующих правоотношения в области свободы совести и практике их применения в Российской Федерации. Свобода совести является юридическим выражением свободы выбора мировоззрения, неотъемлемой составляющей общечеловеческих ценностей, основных завоеваний демократии в области прав и свобод человека. К основным международным документам документов по правам человека, затрагивающих сферу свободы мировоззренческого выбора, в первую очередь относятся: Устав ООН, Всеобщая декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений; Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам; Конвенция о правах ребенка; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования; Декларация принципов толерантности и др.
В период со второй половины ХХ века по настоящее время многие государства на официальном уровне признали правовой статус личности, в соответствии с международно-правовыми документами в области прав человека, в том числе в сфере свободы совести.
Степень разработанности проблемы. Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести, российская специфика их реализации, в том числе и в историко-правовом аспекте достаточно полно была разработана такими учеными правоведами: А.В. Пчелинцев, С.А. Бурьянов, Н.В. Придворов, Е.В. Тихонова, Н.Ю. Тетерятникова, И.Б. Михайловская. Однако некоторые вопросы остаются не полностью исследованными.
Права и свободы человека и гражданина, в том числе права на свободу выбора мировоззрения остаются в поле зрения отечественных исследователей и теоретиков. Освещение данной тематики наиболее полно проявилось в работах С. А. Авакьяна, М.В. Баглая, С.А. Бурьянова, B.C. Нерсесянца, H.A. Придворнова, A.B. Пчелинцева, Е.В. Тихоновой и других советских и современных ученых, в том числе, юристов.
Правоотношениям в области свободы совести, особенностям отношений государства и церкви, реализации принципа светскости государства в советский период посвящены работы С.А. Бурьянова , Н.В. Володиной , Ю.А. Розенбаума .
Различным аспектами свободы совести посвящен целый ряд научных работ, в частности диссертаций. Среди них можно отметить диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук С.А. Бурьянова, Н.Ю. Тетеревятникова, М.А. Шибановой.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области реализации международных правовых основ, определяющих принципы свободы совести.
Предметом исследования являются правовые нормы, содержащиеся в международных правовых актах о свободе совести, а также специфика их реализации в Российской Федерации.
Целью исследования выступает рассмотрение актуального состояния международных правовых основ, определяющих принципы свободы совести и российская специфика их реализации.
В связи с этим задачами исследования являются:
- рассмотреть свободу совести как правовой институт;
- выявить теоретические и правовые проблемы современности в области свободы совести;
- охарактеризовать роль и значение института свободы совести для формирования толерантности в обществе, преодоления дискриминации, нетерпимости и ксенофобии по мотивам разности мировоззрений;
- систематизировать международно-правовые документы в сфере свободы совести;
- рассмотреть особенности соотношения международных документов, определяющих принципы свободы совести и российского законодательства;
- выявить и проанализировать специфику и проблематику реализации норм международного права в сфере свободы совести в законодательстве Российской Федерации;
- исследовать современные проблемы правового регулирования, выявить предпосылки и тенденции развития российского законодательства в сфере свободы совести.
Методологической основой данной работы стали труды отечественных и зарубежных авторов, исследующих проблемы свободы совести и механизмов её реализации с применением социально-философских, культурологических и религиоведческих методов.
В качестве методов исследования в работе применяется историко-правовой, формально-юридический, сравнительно-правовой, функциональный методы. В работе использовались также и общенаучные исследовательские методы: логический, синхронный, актуализации, ретроспективы.
Применение данных методов исследования позволило рассмотреть свободу совести как правовой институт в контексте российского законодательства и международного права, выявить современную проблематику во взаимоотношениях государства и общества в сфере реализации прав граждан на свободу мировоззрения, обозначить имеющиеся пробелы в законодательстве и проблемы правоприменительной практики в сфере реализации верующими права на свободу вероисповедания.
Источниковая база исследования включает нормативно-правовые акты, представленные Конституцией Российской Федерации, международными правовыми документами, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях в Российской Федерации», а также иными подзаконными нормативными актами, нормативно правовыми актами субъектов Российской Федерации регламентирующих свободу совести.
Статистические источники, представленные в документах министерств внутренних дел и Министерства юстиции Российской Федерации, составляют эмпирическую основу исследования.
Хронологические рамки исследования. Работа охватывает период с 998 г. по настоящее время - 2018 г. Начальная граница хронологических рамок связана с тем, что первый этап генезиса свободы совести в России согласно Повести временных лет датируется 998 г. как год Крещения Руси, однако, Русь еще очень много времени в своем мироощущении оставалась «полуязыческой». По прошествии столетия православие становиться доминирующей конфессией Древнерусского государства. Средние века характеризовались отрицанием идей веротерпимости. Сложившаяся антикатолическая государственная идеологема гласила, что нет более опасного врага, чем католическая Европа. Конечные рамки обусловлены тем, что в настоящее время проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания человека и гражданина выходят далеко за рамки религиозной жизни, регулируется и обеспечивается нормами международного и российского законодательства, поэтому относятся к важнейшим проблемам на современном этапе развития России.
Научная новизна исследования состоит в том, что на основе проведенного комплексного анализа российской специфики реализации международных правовых основ, определяющих принципы свободы совести, был предложен ряд рекомендаций, направленных на приведение российского законодательства в сфере свободы совести в соответствие с международными правовыми основами.
Практическая значимость исследования заключается в том, что выводы и предложения, изложенные в исследовании, могут применяться в законотворческой деятельности по формированию и повышению эффективности законодательства в области свободы совести, а также использоваться при определении приоритетов государственной политики в сфере межконфессиональных отношений. Некоторые выводы работы могут быть полезными в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов, органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также правозащитных организаций. Материал исследования может использоваться в учебном процессе.
Апробация результатов исследования. По теме диссертации опубликована 1 статья «Свобода совести и закон» на сайте Местной религиозной организации «Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) Церковь Прославления г. Томска», в которой нашли отражение теоретические принципы и результаты работы (URL: https://proslavlenie.ru/articles/Svoboda).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемых источников и литературы.
В настоящее время можно определить современные тенденции в понимании международных норм религиозной свободы, проявившиеся с созданием новой Европы, когда явно значимыми стали события, оказывающие существенное влияние на религиозную свободу как в государствах Европы, так и в других странах мира.
Во-первых, государства должны искоренить дискриминацию по отношению к религиозным меньшинствам;
во-вторых, воспитание и формирование толерантности - важное условие предотвращения конфликтов на религиозной почве;
в-третьих, каждый верующий может при желании исповедовать свою религию индивидуально или сообща, создавая религиозные объединения, деятельность которых регулируется нормами законодательства каждой из стран при условии уважения общепризнанных принципов и норм международного права;
в-четвертых, представители государственной власти обязаны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и его основных свобод, нести ответственность за допущенные нарушения в отношении верующих и их объединений в соответствии с национальным законодательством и в порядке реализации решений Европейского суда по правам человека.
Определить границы религиозной свободы возможно, если соотнести свободу вероисповедания и ограничения, связанные с ней. Основаниями для ограничения религиозной свободы являются защита жизни, здоровья, нравственности и общественной безопасности. Понятие «общественная безопасность» предполагает общественный порядок согласно международным правовым актам и служит оправданием ограничения права каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания для предотвращения религиозных конфликтов, экстремизма и других негативных явлений современного мира.
Международные нормы влияют на национальное законодательство и касаются различных аспектов религиозной свободы. А само международное право нуждается в совершенствовании, и в первую очередь в области решения проблем предупреждения и преодоления деятельности религиозных экстремистских организаций.
Проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания человека и гражданина выходят далеко за рамки религиозной жизни, регулируется и обеспечивается нормами международного и российского законодательства, поэтому относятся к важнейшим проблемам на современном этапе развития России. В процессе формирования, совершенствования и применения законодательства по обеспечению свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации следует опираться на базовые международно-правовые акты, принятые под эгидой ООН и других международных организаций, обеспечивающие основополагающие права и свободы человека.
Нормы российского законодательства, регламентирующие деятельность религиозных объединений, содержатся в различных правовых отраслях.
Термин «религия» универсальный, означающий совокупность духовных ценностей, вероучений, основанных на их божественном происхождении. В ст.14 Конституции РФ установлено, что: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом ». Толкование 2-й части статьи вызывает споры по поводу понимания равенства перед законом расширительно, как полную эквивалентность отношений государства со всеми конфессиями, или же оно не препятствует тому, что сотрудничество между государством и религиозными объединениями осуществляется с разной степенью интенсивности, при этом нормы законодательства одинаковы для всех. Однозначного толкования этого положения конституции не имеется.
Ст. 19 Конституции РФ содержит антидискриминационные положения, обеспечивающие равноправие граждан: «2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности».
Фундаментом всех прав и свобод в религиозной жизни является свобода совести и свобода вероисповедания. Свобода совести - одно из важнейших конституционных прав граждан России, это возможность выбирать: быть или не быть, считать или не считать себя религиозным. Свобода вероисповедания - это возможность человека выбирать, к какому именно религиозному направлению принадлежать, в какой форме реализовывать свою религиозность. Под свободой совести следует понимать право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также свободно проявлять свои убеждения. В самом явлении «свободы совести» содержится противоречие личного и коллективного аспектов. Будучи правовой и этической нормой в гражданском обществе, свобода совести призвана соблюдать интересы личности, т. е. гарантировать ее право верить во что угодно, поклоняться предмету своей веры, объединяться с единоверцами в организации и распространять свою веру. Как только религиозная мысль из личностного осмысления перерастает во взаимодействие с другими людьми, проблема права на свободу совести обнаруживает и свою вторую - социальную сторону. Объединение единомышленников представляет собой организацию, социальный организм, у которого свои цели, потребности, специфические способы взаимодействия с властью, другими объединениями, отдельными гражданами. Данная сторона свободы совести может стать причиной несовпадения правовых и нравственных стандартов общества и религиозной группы, за этим следует ограничение свободы в деятельности». Это касается не всех религиозных объединений, а только тех, которые создают реальную угрозу для развития гражданского общества и национальной безопасности. Это относится к религиозным объединениям, которые носят характер деструктивных культов. Понятия «деструктивное религиозное объединение» в международном и отечественном законодательстве не существует. Однако в нем заложены ориентиры для детализации терминологии во внутреннем законодательстве. Использование данного термина в СМИ часто приводит к судебным процессам.
При обозначении проблем реализации законодательства Российской Федерации по обеспечению свободы совести и вероисповедания необходимо отметить черты некоторых религиозных организаций, которые определяют деструктивный характер их деятельности. Данные черты характерны не для всех новых религиозных объединений, а только для тех, которые в силу объективных причин попадают в сферу внимания правоохранительных органов. Данные культы не только разрушают естественное состояние личности: духовное, психическое и физическое, что можно определить как тотальную деструктивность отдельного лица (внутренняя деструктивность), но также посягают на традиционные ценности и нормы, сложившиеся социальные структуры, культуру, вероисповедания, порядок и общество в целом (что является отрицательной силой внешней деструктивности).
Существует целый ряд проблем реализации права на свободу совести в Российской Федерации. Проблемы проявляются в коллизии правовых норм, некорректном и, в некоторых случаях, неадекватном их толковании. В частности, отсутствие конкретизации понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» в нормативно - правовых актах, приводит к некоторой зависимости реализации права на свободу совести от государственно - конфессиональных отношений, таким образом, права «неверующих» фактически не учитываются законодателем, в том числе в связи с практикой государственного финансирования деятельности некоторых религиозных объединений.
В сложившейся ситуации единственной силой, способной повлиять на отношения в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания в позитивную сторону, являются правозащитные движения и независимые научно - исследовательские организации. К сожалению, их деятельность не всегда является достаточной и результативной.
Проблемы реализации права на свободу совести и вероисповедания в современном мире волнуют умы многих ученых и юристов не только в России, но и за ее пределами. Этот вопрос интересует не только людей верующих и религиозных, но и далеких от религии, людей со своими атеистическими ценностями и убеждениями. Российская Федерация является огромным многонациональным государством. Население нашей страны составляют представители и христианства, и ислама, и буддизма, и представители многих других религий, и граждане, вообще отрицающие существование сверхъестественного. В связи с этим проблемы правового регулирования свободы совести и вероисповедания не должны отодвигаться на второй план. Необходимо постоянно совершенствовать деятельность уполномоченных органов по вопросам реализации свободы совести и вероисповедания для предотвращения возникновения и развития конфликтов на религиозной почве или какой-либо дискриминации.
На основе проведенного анализа и сделанных выводов представляется возможным предложить ряд рекомендаций, направленных на приведение российского законодательства в сфере свободы совести в соответствие с международными правовыми основами. Российской Федерации рекомендуется кардинально реформировать институты светскости государства, свободы совести и противодействия нетерпимости, а также отменить целый ряд нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции России и международно-правовым обязательствам:
- закрепить развернутое толкование конституционного принципа светскости государства как мировоззренческого нейтралитета в федеральном законе, а в будущем и в Конституции;
- привести внутригосударственный правовой институт свободы совести в соответствие с современным толкованием международно-правовых принципов и норм в сфере мировоззренческих прав и свобод;
- отменить ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», попутно восстановив общие для всех общественных некоммерческих объединений демократические механизмы правового регулирования;
- отменить правовые нормы, направленные на введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования Российской Федерации («Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и прочие);
- принять комплекс мер, направленных на совершенствование правоприменительной практики в сфере противодействия нетерпимости;
- прекратить преследования гражданских активистов, выступающих в защиту конституционной светскости государства и международно-признанной свободы совести;
- отменить неправосудные решения судов и реабилитировать жертв неправомерных преследований по мотивам мировоззренческой принадлежности;
- привести государственную политику всех уровней в области свободы совести и противодействия нетерпимости в соответствие с Конституцией России, в том числе прекратить антиконституционную религиозную политику государства;
- разработать и реализовать комплексную программу, направленную на соблюдение принципов мировоззренческого нейтралитета государства, равенства религиозных объединений, идеологического многообразия и противодействия нетерпимости;
- прекратить незаконную застройку природоохранных зон культовыми сооружениями;
- прекратить незаконную передачу религиозным объединениям объектов культуры и природного наследия;
- разработать и реализовать комплексную программу, направленную на реализацию антикоррупционной стратегии в отношениях государства с религиозными объединениями;
- обеспечить прозрачность, публичность и информированность общественности относительно области отношений государства с религиозными объединениями;
- привести государственную информационную политику в сфере свободы совести и противодействия нетерпимости в соответствие с конституционными принципами мировоззренческого нейтралитета и идеологического многообразия, прекратить распространение ксенофобских стереотипов через СМИ и массовые коммуникации;
- вести системную просветительскую работу по вопросам свободы совести, светскости государства и противодействию нетерпимости в рамках государственных структур и в обществе;
- реформировать деятельность государственных правозащитных структур в области защиты свободы совести и противодействия нетерпимости;
- упразднить государственный стандарт по специальности (направлению) «теология», исключить специальность 26.00.01 «теология» из перечня научных дисциплин Высшей аттестационной комиссии (ВАК);
- отменить введение института войсковых священников в Вооруженных силах России, упразднить должность помощника командира части по работе с верующими военнослужащими;
- обеспечить равные возможности для реализации свободы совести в уголовно-исполнительной системе на основе принципа мировоззренческого нейтралитета и противодействия нетерпимости;
- запретить государственным служащим любую публичную демонстрацию мировоззренческих предпочтений (атрибутика, богослужения и прочее);
- отменить Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и прекратить незаконную передачу государственной собственности и культурных ценностей религиозным объединениям;
- отменить ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»;
- отменить Федеральный закон от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», в том числе поправки в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», направленные на регулирование «миссионерской деятельности»;
- остановить иные тенденции трансформации законодательства, направленные на ужесточение неправомерного контроля мировоззренческой сферы и способствующие нетерпимости;
- отменить нормы, закрепляющие выходные нерабочие дни в связи с религиозными праздниками, попутно внеся в Трудовой кодекс России нормы , в соответствии с которыми каждый работник может взять один или два выходных дня в любое удобное для него время.
Во-первых, государства должны искоренить дискриминацию по отношению к религиозным меньшинствам;
во-вторых, воспитание и формирование толерантности - важное условие предотвращения конфликтов на религиозной почве;
в-третьих, каждый верующий может при желании исповедовать свою религию индивидуально или сообща, создавая религиозные объединения, деятельность которых регулируется нормами законодательства каждой из стран при условии уважения общепризнанных принципов и норм международного права;
в-четвертых, представители государственной власти обязаны содействовать всеобщему уважению и соблюдению прав человека и его основных свобод, нести ответственность за допущенные нарушения в отношении верующих и их объединений в соответствии с национальным законодательством и в порядке реализации решений Европейского суда по правам человека.
Определить границы религиозной свободы возможно, если соотнести свободу вероисповедания и ограничения, связанные с ней. Основаниями для ограничения религиозной свободы являются защита жизни, здоровья, нравственности и общественной безопасности. Понятие «общественная безопасность» предполагает общественный порядок согласно международным правовым актам и служит оправданием ограничения права каждого человека на свободу совести и свободу вероисповедания для предотвращения религиозных конфликтов, экстремизма и других негативных явлений современного мира.
Международные нормы влияют на национальное законодательство и касаются различных аспектов религиозной свободы. А само международное право нуждается в совершенствовании, и в первую очередь в области решения проблем предупреждения и преодоления деятельности религиозных экстремистских организаций.
Проблемы обеспечения свободы совести и вероисповедания человека и гражданина выходят далеко за рамки религиозной жизни, регулируется и обеспечивается нормами международного и российского законодательства, поэтому относятся к важнейшим проблемам на современном этапе развития России. В процессе формирования, совершенствования и применения законодательства по обеспечению свободы совести и вероисповедания в Российской Федерации следует опираться на базовые международно-правовые акты, принятые под эгидой ООН и других международных организаций, обеспечивающие основополагающие права и свободы человека.
Нормы российского законодательства, регламентирующие деятельность религиозных объединений, содержатся в различных правовых отраслях.
Термин «религия» универсальный, означающий совокупность духовных ценностей, вероучений, основанных на их божественном происхождении. В ст.14 Конституции РФ установлено, что: «1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2.Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом ». Толкование 2-й части статьи вызывает споры по поводу понимания равенства перед законом расширительно, как полную эквивалентность отношений государства со всеми конфессиями, или же оно не препятствует тому, что сотрудничество между государством и религиозными объединениями осуществляется с разной степенью интенсивности, при этом нормы законодательства одинаковы для всех. Однозначного толкования этого положения конституции не имеется.
Ст. 19 Конституции РФ содержит антидискриминационные положения, обеспечивающие равноправие граждан: «2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, убеждений. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности».
Фундаментом всех прав и свобод в религиозной жизни является свобода совести и свобода вероисповедания. Свобода совести - одно из важнейших конституционных прав граждан России, это возможность выбирать: быть или не быть, считать или не считать себя религиозным. Свобода вероисповедания - это возможность человека выбирать, к какому именно религиозному направлению принадлежать, в какой форме реализовывать свою религиозность. Под свободой совести следует понимать право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, а также свободно проявлять свои убеждения. В самом явлении «свободы совести» содержится противоречие личного и коллективного аспектов. Будучи правовой и этической нормой в гражданском обществе, свобода совести призвана соблюдать интересы личности, т. е. гарантировать ее право верить во что угодно, поклоняться предмету своей веры, объединяться с единоверцами в организации и распространять свою веру. Как только религиозная мысль из личностного осмысления перерастает во взаимодействие с другими людьми, проблема права на свободу совести обнаруживает и свою вторую - социальную сторону. Объединение единомышленников представляет собой организацию, социальный организм, у которого свои цели, потребности, специфические способы взаимодействия с властью, другими объединениями, отдельными гражданами. Данная сторона свободы совести может стать причиной несовпадения правовых и нравственных стандартов общества и религиозной группы, за этим следует ограничение свободы в деятельности». Это касается не всех религиозных объединений, а только тех, которые создают реальную угрозу для развития гражданского общества и национальной безопасности. Это относится к религиозным объединениям, которые носят характер деструктивных культов. Понятия «деструктивное религиозное объединение» в международном и отечественном законодательстве не существует. Однако в нем заложены ориентиры для детализации терминологии во внутреннем законодательстве. Использование данного термина в СМИ часто приводит к судебным процессам.
При обозначении проблем реализации законодательства Российской Федерации по обеспечению свободы совести и вероисповедания необходимо отметить черты некоторых религиозных организаций, которые определяют деструктивный характер их деятельности. Данные черты характерны не для всех новых религиозных объединений, а только для тех, которые в силу объективных причин попадают в сферу внимания правоохранительных органов. Данные культы не только разрушают естественное состояние личности: духовное, психическое и физическое, что можно определить как тотальную деструктивность отдельного лица (внутренняя деструктивность), но также посягают на традиционные ценности и нормы, сложившиеся социальные структуры, культуру, вероисповедания, порядок и общество в целом (что является отрицательной силой внешней деструктивности).
Существует целый ряд проблем реализации права на свободу совести в Российской Федерации. Проблемы проявляются в коллизии правовых норм, некорректном и, в некоторых случаях, неадекватном их толковании. В частности, отсутствие конкретизации понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания» в нормативно - правовых актах, приводит к некоторой зависимости реализации права на свободу совести от государственно - конфессиональных отношений, таким образом, права «неверующих» фактически не учитываются законодателем, в том числе в связи с практикой государственного финансирования деятельности некоторых религиозных объединений.
В сложившейся ситуации единственной силой, способной повлиять на отношения в сфере реализации права на свободу совести и вероисповедания в позитивную сторону, являются правозащитные движения и независимые научно - исследовательские организации. К сожалению, их деятельность не всегда является достаточной и результативной.
Проблемы реализации права на свободу совести и вероисповедания в современном мире волнуют умы многих ученых и юристов не только в России, но и за ее пределами. Этот вопрос интересует не только людей верующих и религиозных, но и далеких от религии, людей со своими атеистическими ценностями и убеждениями. Российская Федерация является огромным многонациональным государством. Население нашей страны составляют представители и христианства, и ислама, и буддизма, и представители многих других религий, и граждане, вообще отрицающие существование сверхъестественного. В связи с этим проблемы правового регулирования свободы совести и вероисповедания не должны отодвигаться на второй план. Необходимо постоянно совершенствовать деятельность уполномоченных органов по вопросам реализации свободы совести и вероисповедания для предотвращения возникновения и развития конфликтов на религиозной почве или какой-либо дискриминации.
На основе проведенного анализа и сделанных выводов представляется возможным предложить ряд рекомендаций, направленных на приведение российского законодательства в сфере свободы совести в соответствие с международными правовыми основами. Российской Федерации рекомендуется кардинально реформировать институты светскости государства, свободы совести и противодействия нетерпимости, а также отменить целый ряд нормативно-правовых актов, противоречащих Конституции России и международно-правовым обязательствам:
- закрепить развернутое толкование конституционного принципа светскости государства как мировоззренческого нейтралитета в федеральном законе, а в будущем и в Конституции;
- привести внутригосударственный правовой институт свободы совести в соответствие с современным толкованием международно-правовых принципов и норм в сфере мировоззренческих прав и свобод;
- отменить ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», попутно восстановив общие для всех общественных некоммерческих объединений демократические механизмы правового регулирования;
- отменить правовые нормы, направленные на введение преподавания конфессионально ориентированных дисциплин в государственной (муниципальной) системе образования Российской Федерации («Основы религиозных культур и светской этики», «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и прочие);
- принять комплекс мер, направленных на совершенствование правоприменительной практики в сфере противодействия нетерпимости;
- прекратить преследования гражданских активистов, выступающих в защиту конституционной светскости государства и международно-признанной свободы совести;
- отменить неправосудные решения судов и реабилитировать жертв неправомерных преследований по мотивам мировоззренческой принадлежности;
- привести государственную политику всех уровней в области свободы совести и противодействия нетерпимости в соответствие с Конституцией России, в том числе прекратить антиконституционную религиозную политику государства;
- разработать и реализовать комплексную программу, направленную на соблюдение принципов мировоззренческого нейтралитета государства, равенства религиозных объединений, идеологического многообразия и противодействия нетерпимости;
- прекратить незаконную застройку природоохранных зон культовыми сооружениями;
- прекратить незаконную передачу религиозным объединениям объектов культуры и природного наследия;
- разработать и реализовать комплексную программу, направленную на реализацию антикоррупционной стратегии в отношениях государства с религиозными объединениями;
- обеспечить прозрачность, публичность и информированность общественности относительно области отношений государства с религиозными объединениями;
- привести государственную информационную политику в сфере свободы совести и противодействия нетерпимости в соответствие с конституционными принципами мировоззренческого нейтралитета и идеологического многообразия, прекратить распространение ксенофобских стереотипов через СМИ и массовые коммуникации;
- вести системную просветительскую работу по вопросам свободы совести, светскости государства и противодействию нетерпимости в рамках государственных структур и в обществе;
- реформировать деятельность государственных правозащитных структур в области защиты свободы совести и противодействия нетерпимости;
- упразднить государственный стандарт по специальности (направлению) «теология», исключить специальность 26.00.01 «теология» из перечня научных дисциплин Высшей аттестационной комиссии (ВАК);
- отменить введение института войсковых священников в Вооруженных силах России, упразднить должность помощника командира части по работе с верующими военнослужащими;
- обеспечить равные возможности для реализации свободы совести в уголовно-исполнительной системе на основе принципа мировоззренческого нейтралитета и противодействия нетерпимости;
- запретить государственным служащим любую публичную демонстрацию мировоззренческих предпочтений (атрибутика, богослужения и прочее);
- отменить Федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности» и прекратить незаконную передачу государственной собственности и культурных ценностей религиозным объединениям;
- отменить ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»;
- отменить Федеральный закон от 6 июля 2016 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности», в том числе поправки в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», направленные на регулирование «миссионерской деятельности»;
- остановить иные тенденции трансформации законодательства, направленные на ужесточение неправомерного контроля мировоззренческой сферы и способствующие нетерпимости;
- отменить нормы, закрепляющие выходные нерабочие дни в связи с религиозными праздниками, попутно внеся в Трудовой кодекс России нормы , в соответствии с которыми каждый работник может взять один или два выходных дня в любое удобное для него время.
Подобные работы
- Конституционно-правовое регулирование свободы совести в светских и религиозных правовых системах
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ КОНФЕССИЙ НА ПЕНИТЕНЦИАРНУЮ СИСТЕМУ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Нравственные начала современного российского
права в механизме гражданско-правового
регулирования
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2017 - Теория естественных прав человека
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - НРАВСТВЕННЫЕ НАЧАЛА ГРАЖДАНСКОГО
ПРАВА В МЕХАНИЗМЕ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРА И БЕЗОПАСНОСТИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003



