ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЦАЗИИ СВОБОДЫ СОВЕСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1990 - НАЧ. 2000 ГОДОВ
|
Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Теоретическая модель свободы совести 8
1.1. Понятие и содержание свободы совести 8
1.2. Система законодательства о свободе совести в Российской Федерации . 14
Глава 2. Реализация права на свободу совести в Российской Федерации 31
2.1. Взаимодействие органов государственной власти, религиозных
объединений и граждан 31
2.2. Правовые гарантии и юридическая защита прав граждан и религиозных
объединений на свободу совести 46
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретическая модель свободы совести 8
1.1. Понятие и содержание свободы совести 8
1.2. Система законодательства о свободе совести в Российской Федерации . 14
Глава 2. Реализация права на свободу совести в Российской Федерации 31
2.1. Взаимодействие органов государственной власти, религиозных
объединений и граждан 31
2.2. Правовые гарантии и юридическая защита прав граждан и религиозных
объединений на свободу совести 46
Заключение 62
Список использованных источников и литературы
Актуальность темы исследования. В 90-е годы Россия претерпела коренные изменения в общественно-политической жизни. На смену социалистическому укладу пришла эпоха рыночно-капиталистических отношений с новыми правилами игры. На новый уровень отношений перешли политические, социальные, правовые, нравственные, духовные процессы. В центре внимания строительства нового государства встали права и свободы человека и гражданина. Во время существования СССР, свобода совести как право находилась в состоянии тотального контроля. Свобода совести в социалистическом государстве рассматривалась как "атавизм", не укладывающийся атеистическом обществе. Начиная с 1917 года религия находилась пусть и не под запретом, но в состоянии жесткого контроля, временами с послаблениями, и о свободе совести речи даже не шло, что нашло отражение в нормативных правовых актах того времени. С крахом СССР ситуация изменилась. Как показывает анализ правового материала, налицо отставание процесса правового регулирования в пользу свободы совести от необходимого уровня. Сразу после празднования 1000-летия христианства на Руси, произошел переход от декларирования прав человека к реальным формам их реализации. Первым шагом на этом пути стало принятие закона СССР от 01 октября 1990 года "О свободе совести и религиозных организациях". Это время было неспокойным в плане государственной прочности, и следующим шагом в этом направлении стал уже закон РСФСР от 25 октября 1990 года "О свободе вероисповеданий". Законы изменили взаимоотношения церкви и государства, но новых так и не создали. Вся суть отводилась к свободе вероисповеданий без конкретного описания механизма государственно-конфессионального регулирования, что вылилось в итоге в проблему национального бедствия. Как результат, страну в скором времени "наводнили" тысячи чуждых для Российской Федерации религиозных организаций и движений, среди которых было много и деструктивных элементов. Негативным фактором была ситуация, когда организации деструктивного толка действовали подпольно, без регистрации, пользовались методами, идущими вразрез с законодательством, и следовательно, нарушающими право на свободу совести.
Потребовалось несколько лет, чтобы пробами и ошибками создать более-менее действующее законодательство, способное защитить свободу совести граждан, оградить последних от негативного влияния разрушающего воздействия псевдорелигиозных организаций, находящихся вне закона. Таким спасительным для страны законом, стал федеральный закон от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях". Созданию нового закона способствовали межконфессиональные и межнациональные конфликты, проникновение иностранных миссионеров, деятельность деструктивных и экстремистских организаций под религиозным "покрывалом". Последовал жесткий ответ в форме взвешенной политики в отношении религии и усиления государственного контроля. "Настоящим" религиозным организациям, действующим в рамках своих учений и российского законодательства, бояться было нечего, чего нельзя было сказать о "религиозных нарушителях".
Актуальным в теме правового обеспечения реализации свободы совести в 90-х - нач. 2000-х годов является возможность проследить развитие законодательства о свободе совести в период становления государственно-конфессиональных отношений Российской Федерации при вступлении на новый путь социально-экономического развития после распада СССР.
Степень научной разработанности. Методологические подходы, связанные с реализацией свободы совести занимали умы ученых во все времена. Наибольший расцвет мысли касательно свободы совести произошел в эпоху гуманизации общественной науки. Известны труды Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо; российских мыслителей Г.Н. Радищева, В.С. Соловьева и др. Основной упор в работе дан на современных исследователей. Так, В.Н. Савельевым изучались вопросы определения содержания понятия "свобода совести", её связь с общественными отношениями. В.В. Клочков же в этом вопросе делал акцент на политико-правовую традицию. Свобода совести рассматривалась во взаимосвязи с идеологическими принципами. Корифеи конституционного права М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе свободу совести рассматривали с позиций юриспруденции и никак иначе, поскольку свобода совести в правовом государстве регулируется только нормативными правовыми актами. Много работ по свободе совести у Г.Г. Черемных. Автор свободу совести считает комплексным институтом, при котором индивид сам решает, исповедовать ему или нет, отправлять культы или нет, вести религиозную, в том числе и атеистическую пропаганду или нет. Л.Д. Воеводин свободу совести считает универсальным элементом, который пронизывает все сферы общественной жизни - в личной, общественной, политической, экономической, культурной деятельности.
Объект исследования - реализация свободы совести в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативные правовые акты Российской федерации, затрагивающие свободу совести и их реализацию в жизни российского общества.
Цель исследования - рассмотреть правовое обеспечение реализации свободы совести в Российской Федерации в 1990 - нач. 2000 годов.
Задачи исследования:
- Определить понятие и содержание свободы совести;
- Выделить из всего многообразия нормативных правовых актов систему законодательства о свободе совести в России;
- Обозначить грани взаимодействия органов государственной власти, религиозных объединений и граждан;
- Обозначить правовые гарантии и юридическую защиту прав граждан и религиозных объединений на свободу совести.
Хронологические рамки исследования ограничиваются последним десятилетием XX и началом XXI в. В это время произошел развал СССР и становление Российской Федерации. Законодательство претерпело существенные изменения в области свободы совести и свободы вероисповедания. Этот период стал временем проб и ошибок, "испытательной лабораторией", благодаря которой законодательство России в области свободы совести перешло на качественно новый уровень развития. Небольшой выход за рамки периода имелся в лишь в той мере, в какой это было необходимо.
Территориальные рамки исследования охватывают всю территорию России.
Методологическая основа исследования:
Историко-генетический метод опирался на установление основных причинно-следственных связей, а также ключевых положений исторического развития, обусловленных особенностями исторической эпохи, страны, национального и группового менталитета и личных черт участников исторического процесса.
Диахронный метод ("вертикальный срез" исторического процесса) применялся для сопоставления состояния одного и того же явления, процесса, системы в разные периоды деятельности.
Идеографический метод помог в описании законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов в области свободы совести.
Характеристика правовых отношений в области свободы совести изучалась с помощью метода единства исторического и логического подходов. Исторический и логический методы не отрицают, а взаимно дополняют друг друга и являются основополагающими принципами права.
Взаимодействие органов власти и религиозных объединений изучалось с помощью метода функционального анализа.
Источниковая база исследования состоит из международных правовых актов, Конституции, федеральных законов, подзаконных нормативных актов.
Научная новизна исследования:
- на основе комплексного изучения и использования источников и научной литературы была выявлена и изучена система законодательства о свободе совести в Российской Федерации;
- на основе нормативных правовых актов были исследованы принципы взаимодействия органов государственной власти, религиозных объединений и граждан;
- рассмотрен правовой аспект законов, в которых есть упоминание о свободе совести и вероисповедания с точки зрения юридической защиты прав граждан на свободу совести.
Апробация исследования. Отдельные положения исследовательской работы были представлены в виде докладов на IV и V региональных конференциях "Мой выбор - наука!" (научные конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейских классов, проходивших в АлтГУ в 2017 и 2018 гг.).
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в учебной деятельности в процессе преподавания историко-правовых дисциплин.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Потребовалось несколько лет, чтобы пробами и ошибками создать более-менее действующее законодательство, способное защитить свободу совести граждан, оградить последних от негативного влияния разрушающего воздействия псевдорелигиозных организаций, находящихся вне закона. Таким спасительным для страны законом, стал федеральный закон от 26 сентября 1997 года "О свободе совести и о религиозных объединениях". Созданию нового закона способствовали межконфессиональные и межнациональные конфликты, проникновение иностранных миссионеров, деятельность деструктивных и экстремистских организаций под религиозным "покрывалом". Последовал жесткий ответ в форме взвешенной политики в отношении религии и усиления государственного контроля. "Настоящим" религиозным организациям, действующим в рамках своих учений и российского законодательства, бояться было нечего, чего нельзя было сказать о "религиозных нарушителях".
Актуальным в теме правового обеспечения реализации свободы совести в 90-х - нач. 2000-х годов является возможность проследить развитие законодательства о свободе совести в период становления государственно-конфессиональных отношений Российской Федерации при вступлении на новый путь социально-экономического развития после распада СССР.
Степень научной разработанности. Методологические подходы, связанные с реализацией свободы совести занимали умы ученых во все времена. Наибольший расцвет мысли касательно свободы совести произошел в эпоху гуманизации общественной науки. Известны труды Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо; российских мыслителей Г.Н. Радищева, В.С. Соловьева и др. Основной упор в работе дан на современных исследователей. Так, В.Н. Савельевым изучались вопросы определения содержания понятия "свобода совести", её связь с общественными отношениями. В.В. Клочков же в этом вопросе делал акцент на политико-правовую традицию. Свобода совести рассматривалась во взаимосвязи с идеологическими принципами. Корифеи конституционного права М.В. Баглай и Б.Н. Габричидзе свободу совести рассматривали с позиций юриспруденции и никак иначе, поскольку свобода совести в правовом государстве регулируется только нормативными правовыми актами. Много работ по свободе совести у Г.Г. Черемных. Автор свободу совести считает комплексным институтом, при котором индивид сам решает, исповедовать ему или нет, отправлять культы или нет, вести религиозную, в том числе и атеистическую пропаганду или нет. Л.Д. Воеводин свободу совести считает универсальным элементом, который пронизывает все сферы общественной жизни - в личной, общественной, политической, экономической, культурной деятельности.
Объект исследования - реализация свободы совести в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативные правовые акты Российской федерации, затрагивающие свободу совести и их реализацию в жизни российского общества.
Цель исследования - рассмотреть правовое обеспечение реализации свободы совести в Российской Федерации в 1990 - нач. 2000 годов.
Задачи исследования:
- Определить понятие и содержание свободы совести;
- Выделить из всего многообразия нормативных правовых актов систему законодательства о свободе совести в России;
- Обозначить грани взаимодействия органов государственной власти, религиозных объединений и граждан;
- Обозначить правовые гарантии и юридическую защиту прав граждан и религиозных объединений на свободу совести.
Хронологические рамки исследования ограничиваются последним десятилетием XX и началом XXI в. В это время произошел развал СССР и становление Российской Федерации. Законодательство претерпело существенные изменения в области свободы совести и свободы вероисповедания. Этот период стал временем проб и ошибок, "испытательной лабораторией", благодаря которой законодательство России в области свободы совести перешло на качественно новый уровень развития. Небольшой выход за рамки периода имелся в лишь в той мере, в какой это было необходимо.
Территориальные рамки исследования охватывают всю территорию России.
Методологическая основа исследования:
Историко-генетический метод опирался на установление основных причинно-следственных связей, а также ключевых положений исторического развития, обусловленных особенностями исторической эпохи, страны, национального и группового менталитета и личных черт участников исторического процесса.
Диахронный метод ("вертикальный срез" исторического процесса) применялся для сопоставления состояния одного и того же явления, процесса, системы в разные периоды деятельности.
Идеографический метод помог в описании законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов в области свободы совести.
Характеристика правовых отношений в области свободы совести изучалась с помощью метода единства исторического и логического подходов. Исторический и логический методы не отрицают, а взаимно дополняют друг друга и являются основополагающими принципами права.
Взаимодействие органов власти и религиозных объединений изучалось с помощью метода функционального анализа.
Источниковая база исследования состоит из международных правовых актов, Конституции, федеральных законов, подзаконных нормативных актов.
Научная новизна исследования:
- на основе комплексного изучения и использования источников и научной литературы была выявлена и изучена система законодательства о свободе совести в Российской Федерации;
- на основе нормативных правовых актов были исследованы принципы взаимодействия органов государственной власти, религиозных объединений и граждан;
- рассмотрен правовой аспект законов, в которых есть упоминание о свободе совести и вероисповедания с точки зрения юридической защиты прав граждан на свободу совести.
Апробация исследования. Отдельные положения исследовательской работы были представлены в виде докладов на IV и V региональных конференциях "Мой выбор - наука!" (научные конференции студентов, магистрантов, аспирантов и учащихся лицейских классов, проходивших в АлтГУ в 2017 и 2018 гг.).
Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы в учебной деятельности в процессе преподавания историко-правовых дисциплин.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1990-е года были суровым испытанием для России. Стране за относительно короткий промежуток времени пришлось столкнуться с ранее неведомыми явлениями. В спешном порядке приходилось корректировать действующее законодательство в соответствии с новыми реалиями. По мере продвижения вперед принимались соответствующие законы. Условно этот период можно разделить на две части: начало 1990-х - 1997 г., и 1997 - нач. 2000. Критерием деления нам представляется способность государства регулировать вопросы свободы совести. Не имея опыта в решении подобных задач, смотря в сторону западных ценностей, государство само того не ведая, открыло двери всем религиозным конфессиям, не создав контролирующего органа. Негативным моментом стали случаи вливания в религиозную жизнь, наравне с традиционными мировыми религиями, чуждых и часто деструктивных, светскому обывателю сект и деноминаций. Удалось решить этот вопрос в 1997 году, приняв федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Соответственно, с 1997 г. начался второй этап развития государственно-конфессиональных отношений. Федеральный закон сделал заслон наводнившим деструктивным элементам. К тому же продолжалась работа по совершенствованию законодательства о свободе совести.
Россия - поликонфессиональное и многонациональное государство. Одной из задач государство видело стимулирование религиозных организаций на миротворческий потенциал в целях объединения страны. Государство и религиозные организации представлялись союзниками в целях оказания решительного отпора национальному и религиозному экстремизму. Разрабатывались стратегии, принимались соответствующие нормативные правовые акты. К работе были подключены многие министерства и комитеты, Президент РФ, Правительство РФ, поскольку требовалось корректировка законодательства. Между государственными органами и религиозными объединениями стали подписываться соглашения о взаимодействии в целях социального служения.
Многоаспектный характер свободы совести потребовал объединения с правоохранительными, административными органами, научными и образовательными учреждениями. Важнейшими элементами в совместной деятельности государства и религиозных объединений стали общепризнанные принципы взаимодействия государственно-конфессиональных отношений. Реализация этих принципов в свою очередь зависит от решения юридических, экономических, политических вопросов.
Реализация права в вопросах свободы совести за десятилетие выработала иерархичную четырехуровневую систему законодательства, содержащую огромное количество нормативных правовых актов. Система законодательства стала способна обеспечивать свободу совести как в индивидуальной, так и в коллективной формах. При этом государство не вмешивалось в дела религиозных объединений и наоборот.
В заключение подытожим: принципы должны быть неизменными независимо от поворотов в государственных отношениях; недопустимость использования религии в политике; обязательное использование в государственно-конфессиональных отношениях опыта прошлого, равные права и возможности как для верующих, так и для атеистов.
Соответственно, с 1997 г. начался второй этап развития государственно-конфессиональных отношений. Федеральный закон сделал заслон наводнившим деструктивным элементам. К тому же продолжалась работа по совершенствованию законодательства о свободе совести.
Россия - поликонфессиональное и многонациональное государство. Одной из задач государство видело стимулирование религиозных организаций на миротворческий потенциал в целях объединения страны. Государство и религиозные организации представлялись союзниками в целях оказания решительного отпора национальному и религиозному экстремизму. Разрабатывались стратегии, принимались соответствующие нормативные правовые акты. К работе были подключены многие министерства и комитеты, Президент РФ, Правительство РФ, поскольку требовалось корректировка законодательства. Между государственными органами и религиозными объединениями стали подписываться соглашения о взаимодействии в целях социального служения.
Многоаспектный характер свободы совести потребовал объединения с правоохранительными, административными органами, научными и образовательными учреждениями. Важнейшими элементами в совместной деятельности государства и религиозных объединений стали общепризнанные принципы взаимодействия государственно-конфессиональных отношений. Реализация этих принципов в свою очередь зависит от решения юридических, экономических, политических вопросов.
Реализация права в вопросах свободы совести за десятилетие выработала иерархичную четырехуровневую систему законодательства, содержащую огромное количество нормативных правовых актов. Система законодательства стала способна обеспечивать свободу совести как в индивидуальной, так и в коллективной формах. При этом государство не вмешивалось в дела религиозных объединений и наоборот.
В заключение подытожим: принципы должны быть неизменными независимо от поворотов в государственных отношениях; недопустимость использования религии в политике; обязательное использование в государственно-конфессиональных отношениях опыта прошлого, равные права и возможности как для верующих, так и для атеистов.



