Глава 1. Мультимедийные возможности медиатизации события в новостной журналистике
1.1. Журналистика на современном этапе. Мультимедиажурналистика.
Жанровая специфика. Основные форматы 11
1.2. Событие в журналистике 29
1.3. Медиатизация события 43
Выводы по первой главе 54
Глава 2. Специфика мультимедийного медиатизированного события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс»: приемы и средства
выразительности
2.1. Анонс события «Бессмертный полк» в Барнауле на сайте издательского
дома «Алтапресс» 58
2.2. Репортаж с места события акции «Бессмертный полк» в Барнауле на
сайте издательского дома «Алтапресс» 80
2.3. Анализ фоторепортажа после события акции «Бессмертный полк» в
Барнауле на сайте издательского дома «Алтапресс» 100
Выводы по второй главе 110
Заключение 113
Библиография 116
Приложения 128
Актуальность проблемы исследования. Сегодня наиболее привычно узнавать о значимых событиях и происшествиях не из программ ТВ, радио или газет, а из Интернета. Причем речь идет не только об интернет-СМИ. Источником информации могут служить и социальные сети. В борьбе за оперативность подачи материала они значительно выигрывают у традиционных средств массовой информации. Помогают выиграть в этой борьбе и так называемые стрингеры (от англ. stringer - независимый журналист). Под стрингерами подразумевают поставщиков визуальных материалов: фотокорреспондентов и телеоператоров. Их нанимают крупные телекомпании для сбора репортажных фотографий и видеосюжетов в зонах массовых беспорядков или боевых действий. Впрочем, «стрингеры теперь снимают не только батальные сцены или конфликтные ситуации, но и вообще всё, что может заинтересовать информационные службы» [Антонов, 2014, с. 65]. Между тем, профессию стрингера эксперты медиаиндустрии считают вымирающей. Сколько бы ни было независимых журналистов, они не могут оказаться всюду, где происходит что-то важное или интересное. «Многие события нельзя предвидеть, а люди с телефонами есть везде. Десятки людей. Тысячи. И они с радостью выкладывают в Интернете все то, необычное, что им удается заснять - от катастрофического цунами до банального ДТП» [Там же, с. 66]. Но есть федеральные каналы вроде «LifeNews», которые для получения эксклюзивного контента еще в 2013 году запустили специальное мобильное приложение, действующее поныне, способное по геолокации вычислить местонахождение пользователя и предложить ему снять фото или видео резонансного события, происходящего в шаговой доступности. Человек снимает и отправляет материал в редакцию. В зависимости от эксклюзивности на его номер переводится немедленный гонорар, но стоит помнить, что имя стрингера часто остается в «тени».
Огромную популярность набирает также пользовательский контент, или UGC (User Genrated Content в переводе с англ. - контент, созданный пользователем) - медиапродукт, созданный не профессиональными журналистами, а простыми пользователями, которые не принимают непосредственного участия в создании медиа. Этот контент характерен больше для интернет-СМИ. В эту категорию, наряду с текстом, входят любительские фотографии и видео. Например, в социальной сети «В контакте» в группе «’’Бессмертный полк” в Барнауле» есть фотоальбом, в котором волонтеры опубликовали огромное количество фотографий с прошедшей в 2015 году акции «Бессмертный полк» наравне со штатными фотографами издательского дома «Алтапресс». «Волонтеры сделали более тысячи снимков участников «Бессмертного полка» в Барнауле. Мы публикуем все. Вообще все. Найди себя: altapress.ru/story/157451», говорится в группе социальной сети [Группа «’Бессмертный полк” в Барнауле»]. Как считает главный редактор сайта «Ria.ru» Кирилл Кирьянов, «сегодня СМИ следует рассматривать не только как свое представительство, но и как самостоятельные медиаплощадки» [Кирьянов, 2016]. К слову, РИА «Новости» в настоящий момент являются лидерами по количеству подписчиков и цитируемости в социальных сетях. Вместе с ними за новостной картиной следит более 6 миллионов пользователей Рунета. Сайт издательского дома «Алтапресс», по данным информационно-аналитической системы «Медиалогия» за второй квартал 2015 года, занимает II место в рейтинге медиаресурсов Алтайского края [Информационно-аналитическая система «Медиалогия»].
На «Алтапрессе» ежедневно публикуется более 50 новых материалов, а посещение этого ресурса может достигать около 40 тысяч посетителей в день. Например, в социальной сети «Vkontakte» в одноименной группе «Алтапресс» более 21 тысячи подписчиков. Таким образом, упомянутый выше веб-ресурс, занимает лидирующую позицию в рейтинге информационных сайтов нашего региона.
Стоит сказать, что UGC является лишь специфическим мультимедийным жанром в современных интернет-СМИ. Журналистские жанры в чистом виде (например, заметка) на платформе Интернет сегодня являются инструментом для поддержания стабильного траффика, и их доля в общем потоке информации значительно меньше. Каждая редакция экспериментирует с форматами передачи новостей, комбинирует различные жанры, тем самым пытаясь выявить наиболее эффективные из них для последующего использования.
С уходом СМИ в глобальную сеть традиционные средства массовой информации стараются не отставать и используют все способы и возможности мультимедийных технологий, для того чтобы удержать и расширить свою аудиторию в Интернете.
Так, газеты и журналы уже считают количество своих читателей не только по объему проданного тиража, но и по счетчику посетителей своего Интернет-сайта, где выкладываются материалы из последнего номера издания. Кроме того, большая часть этих статей редактируется и адаптируется под Интернет или для онлайн-версий, что становится уже практически повсеместным правилом, производится дополнительный контент (например, газета «Ведомости» и сайт «Ведомости.ру»). Все чаще к материалу прикрепляются дополнительные мультимедийные элементы, которые ввиду ограниченных возможностей носителя (в данном случае бумаги) нельзя опубликовать в издании (например, динамичная инфографика, презентация, видео- и аудио-комментарии и ролики). Интересно в этом плане развитие мультимедийных возможностей контента такого СМИ Алтайского края, как сайт издательского дома «Алтапресс» на примере специализированного патриотического проекта «Бессмертный полк».
Степень научной разработанности темы и теоретическая база исследования. В ходе исследования использовались работы исследователей в сфере массовой коммуникации: А. А. Тертычного, В. Д. Мансуровой, И. К. Беляева, Е. П. Прохорова, М. Кастельса, О. Р. Лащук, Е. Г. Ним, В. М. Березина, Н. А. Кузьминой, В. З. Демьянкова, Н. Лосевой, О. Силантьевой и др.
Объект исследования - акция «Бессмертный полк» как медиасобытие на сайте издательского дома «Алтапресс».
Предмет исследования - мультимедийные средства выразительности, приемы и способы медиатизации события на сайте «Алтапресс».
Цель медиаисследования - выявить специфику создания новостного медиатизированного события и основные мультимедийные средства создания специализированного проекта «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс».
Задачи исследования:
1. На основе изученной научной литературы и опыта практикующих
журналистов определить возможности мультимедийной
журналистики в отображении медиатизированного события
«Бессмертный полк» на примере регионального веб-ресурса
«Алтапресс».
2. Дать определение понятию «событие» в журналистике.
3. Рассмотреть понятие «медиатизация» в аспекте Интернет- журналистики на основе материалов о «Бессмертном полку» на сайте «Алтапресс». Определить тип длящегося сетевого новостного события исследуемой акции.
4. Изучить особенности жанров веб-медиатекста. Визуализировать концептуальную основу каждого из анализируемых сетевых жанров о событии «Бессмертный полк».
5. Выявить специфику мультимедийного медиатизированного события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс» посредством контент- анализа, дискурс-анализа и анализа жанрового «тела» мультимедийного формата.
6. Наглядно представить возможности анализируемого контента мультимедийного формата.
Гипотезы исследования:
1. Представленная акция «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс» - это медиатизированное событие, поскольку репрезентация его образа формирует картину мира аудитории посредством вербально- авербальных структур познания и представления реальности.
2. Анализируемая акция относится к «тематическому» типу длящегося события.
3. Основной и самой популярной «инфомолекулой»
информационного «тела» проекта «Бессмертный полк» являются фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи - производные истории о событии с помощью фотографий.
Методы исследования:
Контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата. «Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения» [Федотова, 2003, с.255].
Дискурс-анализ - метод, позволяющий реконструировать событие. Дискурс-анализ - техника интерпретации события, позволяющая выявить социокультурные (идеологические, политические религиозные и проч.) предпосылки организации речевой деятельности журналиста конкретного видеосюжета в информационных жанрах журналистики.
Дискурс-анализ ориентирован прежде всего на анализ вербальных характеристик, «однако в последнее время все чаще заменяется паралингвистическим уровнем коммуникации, опирающимся на невербальные средства передачи информации» [Сарна, 2003].
Дискурс новостных сообщений содержит в своей структуре конструкции, направленные на представление информации в форме
«зрелища» и в то же время ориентирующие на конструирование унифицированного мнения. «Синтез теорий позволяет реализовать
критически-ориентированный дискурс-анализ с фокусом на том, как
устройство текста создает своеобразную реальность, оказывающую влияние на восприятие, образ жизни масс, которые, в свою очередь, обусловили возникновение этой реальности» [Бодрийяр, 2006].
Дискурс - это присвоение значений. Дискурс играет ключевую роль в построении образа этого мира многообразными способами. То, как мы говорим о вещах - наши фразы, наши акценты, то, что мы выделяем, вызывает определенные ощущения у других людей. В общем смысле дискурс-анализ - это структурно-семиотические исследования текстов и реакции на них слушателя или читателя. Исследуются скрытые значения текста, контекст его создания, вероятные интерпретации читателем или слушателем, зрителем и тому подобное.
Классик дискурс-анализа Т. ван Дейк дал рабочее определение в сфере анализа событий, новостей в СМИ: дискурс - это «сложное коммуникативное явление, которое включает в себя социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации (и их характеристиках - общедоступные значения, знания языка, знания мира), так и о процессах производства и восприятия сообщения» [Т. ван Дейк, 2003, с.107]. Теун ван Дейк подчеркивает довольно важный момент - дискурс следует понимать как действие. Центральное значение для него имеет самодостаточность дискурса, а также акт и факт коммуникации.
Жанрово-стилистический анализ помогает установить тематические, композиционные и стилистические типы публицистических произведений с точки зрения жанров журналистики и определить основные функции, в данном случае новостных сетевых информационных жанров.
Метод визуализации, или вербально-визуальный синтез компонентов, - технология смыслообразования, система последовательных действий в мультимедийном материале, где смыслообразование медиатекста программируется изначально, исключает непонимание идеи автора, ощущение «недосказанности» или «пресыщенности», программирование акцентов и опорных моментов сюжета.
Концептуальный анализ - определенный метод экспликации концептов. В исследовании концептуальный анализ «может базироваться на анализе экспериментальных данных (свободный и направленный ассоциативные эксперименты), а также анализе данных» [Палеева, 2010, с. 2].
Эмпирическая база исследования - тематические новостные медиатизированные материалы со специального проекта «Бессмертный полк» на сайте издательского дома «Алтапресс». Всего было проанализировано 118 материалов репрезентируемого события с 2013 по 2016 годы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые было исследовано событие акции «Бессмертный полк», как медиатизированное событие посредством интернет-СМИ на основе мультимедийных возможностей регионального новостного ресурса, помогающие раскрыть тему. Использована модель анализа процесса смыслообразования, смыслостроительства новостного текста и его элементов («инфомолекул») на уровне композиции. Эта модель учитывает не только приемы и средства выразительности, но и механизмы человеческого восприятия.
Оригинальность нашей работы состоит в том, что мы осуществили анализ медиатизированного события «Бессмертный полк» на основе мультимедийных возможностей сайта «Алтапресс».
Информационные технологии начали развиваться еще в середине прошлого века, но своего пика они достигли только сегодня, и это еще не предел. Следствием стала трансформация процессов производства, переработки и передачи информации. Появляются конвергентные редакции, «рюкзачные» журналисты. С процессами глобализации, дигитализации, доминирует именно мультимедийная журналистика. СМИ стараются использовать все способы и возможности мультимедийных технологий, чтобы удержать и расширить свою аудиторию в Интернете. Глобальной перестройке подвержена и «внутренняя кухня», на которой готовится контент. Журналист, работающий с мультимедийными форматами должен обладать более широкими компетенциями, чем журналист, «привязанный» к редакции традиционных СМИ. Кроме того, мультимедийные элементы в материале помогают разнообразить подачу информации при медиатизации события «Бессмертный полк», привлечь аудиторию и улучшить восприятие контента, который в текстовом варианте воспринимался бы совершенно иначе. Многие исследователи современных медиа: Л. Лосева, И. Кирия, О. Силантьева и др. - утверждают, что современный человек - скорее визуал, и ему проще бросить читать на полпути неинтересный текст, чем дочитать его до конца. Удержать его поможет лишь «переупаковка» некоторой части текстовой информации в визуальную или аудиовизуальную.
Американское агентство «Assoshieted Press», а вместе с ним и наше РИА «Новости» приняли идею атомно-молекулярной теории мультимедиа. Она сводится к следующему: например, одна фотография - условный «инфоатом». Она может быть самостоятельным элементом и рассказать довольно много потребителю контента. Несколько фотографий, собранных в слайд-шоу, - это уже «инфомолекула». Но при присоединении «инфомолекулы» слайд-шоу к «инфомолекуле» текста или видео, получается «тело» мультимедийного формата. Комбинации при этом могут быть совершенно различны. Это «тело» может быть «разбито» на составные части, а из «инфомолекул» будет образован другой материал, подходящий для медиаэкрана или приложения для смартфона. В основе этой теории лежит идея диверсификации производства разных частей мультимедийной истории и оптимальность ее режиссирования.
Выдвигаемые нами в начале исследования гипотезы подтвердились. Репрезентируемая на сайте «Алтапресс» акция «Бессмертный полк» - это медиатизированное событие, поскольку образ события направлен не только на отражение события, но и на формирование картины мира аудитории посредством вербально-авербальных структур представления реальности. С помощью «волшебной пули» журналисты сайта «Алтапресс» меняют не только картину мира, но и чувства, идеи, настроения своей аудитории.
Анализируемая патриотическая акция относится к «тематическому» типу длящегося события.
Проанализировав сетевые новости, репортажи и фоторепортажи о событии «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс», мы пришли к выводу, что основными «инфомолекулами», представленными в веб-ресурсе и составляющими «тело» сетевой новости или мультимедийной статьи о «Бессмертном полку», являются:
• статичные иллюстрации;
• фотоленты (фоторепортажи);
• внутритекстовые гиперссылки;
• видеоиллюстрации;
• потоковое видео с места события;
• карты-схемы;
• увязка пользовательского контента.
Это можно увидеть на визуализированной концептуальной схеме каждого из анализируемых сетевых жанров о событии «Бессмертный полк».
На сайте при медиатизации акции не встречаются аудиальные форматы, а также видеорепортажи. Скорее всего, это связано с оперативной подачей материала. Мультимедийная журналистика на примере сайта издательского дома «Алтапресс» развивается постепенно, с каждым годом привнося новые элементы мультимедиа. Постепенное развитие связано с большими затратами на создание такого контента. Но, хочется отметить, журналисты веб-ресурса с каждым годом используют все новые и новые форматы, тем самым совершенствуют свои навыки. «Алтапресс» делает ставку на свои собственные статичные иллюстрации, фотоленты (фоторепортажи), канал на видеохостинге «YouTube», активно взаимодействует с социальными сетями, таким образом, расширяя базу возможных «инфомолекул».
В мультимедийных материалах большая часть информации выражена имплицитно, с расчетом на базовые представления читателя о мире. То есть «несказанное» иногда более важно, чем изучение того, что опубликовано на сайте.
В «инфомолекуле» фотоленты можно встретить многие жанры фотожурналистики: фотозаметки, фоторепортажи (хронологический и интерпретирующий), фотоочерки. Изображенные герои не лишены эстетической значимости, но доминирует в них, прежде всего, социальное содержание. Это говорит о профессионализме фотографов.
Проследив мультимедийные возможности при медиатизации события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс», можно сделать вывод о том, что мультимедиажурналистика в регионе развивается успешно, но постепенно. Материалы «режиссируются» и «упаковываются» с учетом интересов аудитории и с помощью типологии юзабилити.
1. Андреев, А.Л. Место искусства в познании мира / А.Л. Андреев. - М.: Политиздат, 1980. - 255 с.
2. Антонов, А. Охотники за кровавым эксклюзивом / А. Антонов // Журналист. - 2014. - №5. - С. 65-66.
3. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. - М.: Издательство «Прогресс», 1974. - 384 с.
4. Баранова, Е.А. Особенности развития газетных редакций в условиях
медиаконвергенции: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.А. Баранова. - М., 2011. - 245 с. [Электронный ресурс] URL:
http://www.mediascope.ru/node/769 (дата обращения: 15.03.2016).
5. Беляев, И.К. Спектакль документов: Откровения телевидения / И.К. Беляев. - М.: ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2005. - 352 с.
6. Березин, В. М. Фотожурналистика: учебник / В.М. Березин. - М.:
Юрайт, 2016. - 226 с.
7. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры Ж.
Бодрийяр; пер. с фран. Е. А. Самарской / Ж. Бодрийяр. - М.:
Культурная революция, Республика, 2006 [Электронный ресурс]. URL: //http://development.placeforpeople.com (дата обращения 20.04.16).
8. Больше всего россияне доверяют информации в Интернете // Сайт
Российского индекса целевых групп Ipsos Comcon «Росиндекс», 2016 [Электронный ресурс]. URL: //http://ipsos-
comcon.ru/content/bolshe_vsego_rossiyane_doveryayut_informatsii_v_inte rnete (дата обращения 5.04.16).
9. Бринк, Б. Борьба за зримое присутствие: о моральной грамматике
документальной фотографии / Б. ван ден Бринк // Известия Уральского федерального университета. - 2014. Сер. 3: Общественные науки. -
№ 4 (134). - С. 100-113.
10. Брызгалова, Е. Доверие людей к телевидению упало до уровня 2001 года / Е. Брызгалова // Ведомости, 2016 [Электронный ресурс]. URL: //https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2016/04/08/636990- doverie-televideniyu (дата обращения 8.04.16).
11. Бурдье, П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. - М., 2002. - 160 с.
12. Ванн Дейк, Т. Анализ новостей как дискурса / Т. ванн Дейк // Коммуникативные стратегии культуры. / Хрестоматия по курсу «Введение в теорию коммуникации». - Новосибирск: НГУ, 2003. - С. 107-131.
13. Васина, Е.В. Текстуализация жизни как средство репрезентации события в масс-медийном тексте / Е.В. Васина // Уральский филологический вестник. Драфт: молодая наука, 2012. - №4. - С. 23-33.
14. Веселов, А. Дивный информационный мир / Е. Веселов, В.
Дятликович, Д. Карцев, А. Константинов [и др.]. // Эксперт онлайн, 2012 [Электронный ресурс]. URL:/
/http://expert.ru/russian_reporter/2012/3 5/divnyij -informatsionnyij -mir/ (дата обращения 10.03.2016).
15. Ворон, Н. И. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов
по спец. «Журналистика» / Н.И. Ворон. - М.: Факультет
журналистики, 2012. - 145 с.
16. Градотека 2.0. Статистика городов России, 2016 [Электронный ресурс]. URL://http://gradoteka.ru/city/barnaul/info (дата обращения 25.04.16).
17. Гостев, А.А. Образная сфера человека / А.А. Гостев. - М.:
ГЕНЕЗИС, 1992. - 182 c.
...