МЕДИАТИЗАЦИЯ СОБЫТИЯ В ИНТЕРНЕТ-СМИ: ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТА «АЛТАПРЕСС»)
|
Глава 1. Мультимедийные возможности медиатизации события в новостной журналистике
1.1. Журналистика на современном этапе. Мультимедиажурналистика.
Жанровая специфика. Основные форматы 11
1.2. Событие в журналистике 29
1.3. Медиатизация события 43
Выводы по первой главе 54
Глава 2. Специфика мультимедийного медиатизированного события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс»: приемы и средства
выразительности
2.1. Анонс события «Бессмертный полк» в Барнауле на сайте издательского
дома «Алтапресс» 58
2.2. Репортаж с места события акции «Бессмертный полк» в Барнауле на
сайте издательского дома «Алтапресс» 80
2.3. Анализ фоторепортажа после события акции «Бессмертный полк» в
Барнауле на сайте издательского дома «Алтапресс» 100
Выводы по второй главе 110
Заключение 113
Библиография 116
Приложения 128
1.1. Журналистика на современном этапе. Мультимедиажурналистика.
Жанровая специфика. Основные форматы 11
1.2. Событие в журналистике 29
1.3. Медиатизация события 43
Выводы по первой главе 54
Глава 2. Специфика мультимедийного медиатизированного события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс»: приемы и средства
выразительности
2.1. Анонс события «Бессмертный полк» в Барнауле на сайте издательского
дома «Алтапресс» 58
2.2. Репортаж с места события акции «Бессмертный полк» в Барнауле на
сайте издательского дома «Алтапресс» 80
2.3. Анализ фоторепортажа после события акции «Бессмертный полк» в
Барнауле на сайте издательского дома «Алтапресс» 100
Выводы по второй главе 110
Заключение 113
Библиография 116
Приложения 128
Актуальность проблемы исследования. Сегодня наиболее привычно узнавать о значимых событиях и происшествиях не из программ ТВ, радио или газет, а из Интернета. Причем речь идет не только об интернет-СМИ. Источником информации могут служить и социальные сети. В борьбе за оперативность подачи материала они значительно выигрывают у традиционных средств массовой информации. Помогают выиграть в этой борьбе и так называемые стрингеры (от англ. stringer - независимый журналист). Под стрингерами подразумевают поставщиков визуальных материалов: фотокорреспондентов и телеоператоров. Их нанимают крупные телекомпании для сбора репортажных фотографий и видеосюжетов в зонах массовых беспорядков или боевых действий. Впрочем, «стрингеры теперь снимают не только батальные сцены или конфликтные ситуации, но и вообще всё, что может заинтересовать информационные службы» [Антонов, 2014, с. 65]. Между тем, профессию стрингера эксперты медиаиндустрии считают вымирающей. Сколько бы ни было независимых журналистов, они не могут оказаться всюду, где происходит что-то важное или интересное. «Многие события нельзя предвидеть, а люди с телефонами есть везде. Десятки людей. Тысячи. И они с радостью выкладывают в Интернете все то, необычное, что им удается заснять - от катастрофического цунами до банального ДТП» [Там же, с. 66]. Но есть федеральные каналы вроде «LifeNews», которые для получения эксклюзивного контента еще в 2013 году запустили специальное мобильное приложение, действующее поныне, способное по геолокации вычислить местонахождение пользователя и предложить ему снять фото или видео резонансного события, происходящего в шаговой доступности. Человек снимает и отправляет материал в редакцию. В зависимости от эксклюзивности на его номер переводится немедленный гонорар, но стоит помнить, что имя стрингера часто остается в «тени».
Огромную популярность набирает также пользовательский контент, или UGC (User Genrated Content в переводе с англ. - контент, созданный пользователем) - медиапродукт, созданный не профессиональными журналистами, а простыми пользователями, которые не принимают непосредственного участия в создании медиа. Этот контент характерен больше для интернет-СМИ. В эту категорию, наряду с текстом, входят любительские фотографии и видео. Например, в социальной сети «В контакте» в группе «’’Бессмертный полк” в Барнауле» есть фотоальбом, в котором волонтеры опубликовали огромное количество фотографий с прошедшей в 2015 году акции «Бессмертный полк» наравне со штатными фотографами издательского дома «Алтапресс». «Волонтеры сделали более тысячи снимков участников «Бессмертного полка» в Барнауле. Мы публикуем все. Вообще все. Найди себя: altapress.ru/story/157451», говорится в группе социальной сети [Группа «’Бессмертный полк” в Барнауле»]. Как считает главный редактор сайта «Ria.ru» Кирилл Кирьянов, «сегодня СМИ следует рассматривать не только как свое представительство, но и как самостоятельные медиаплощадки» [Кирьянов, 2016]. К слову, РИА «Новости» в настоящий момент являются лидерами по количеству подписчиков и цитируемости в социальных сетях. Вместе с ними за новостной картиной следит более 6 миллионов пользователей Рунета. Сайт издательского дома «Алтапресс», по данным информационно-аналитической системы «Медиалогия» за второй квартал 2015 года, занимает II место в рейтинге медиаресурсов Алтайского края [Информационно-аналитическая система «Медиалогия»].
На «Алтапрессе» ежедневно публикуется более 50 новых материалов, а посещение этого ресурса может достигать около 40 тысяч посетителей в день. Например, в социальной сети «Vkontakte» в одноименной группе «Алтапресс» более 21 тысячи подписчиков. Таким образом, упомянутый выше веб-ресурс, занимает лидирующую позицию в рейтинге информационных сайтов нашего региона.
Стоит сказать, что UGC является лишь специфическим мультимедийным жанром в современных интернет-СМИ. Журналистские жанры в чистом виде (например, заметка) на платформе Интернет сегодня являются инструментом для поддержания стабильного траффика, и их доля в общем потоке информации значительно меньше. Каждая редакция экспериментирует с форматами передачи новостей, комбинирует различные жанры, тем самым пытаясь выявить наиболее эффективные из них для последующего использования.
С уходом СМИ в глобальную сеть традиционные средства массовой информации стараются не отставать и используют все способы и возможности мультимедийных технологий, для того чтобы удержать и расширить свою аудиторию в Интернете.
Так, газеты и журналы уже считают количество своих читателей не только по объему проданного тиража, но и по счетчику посетителей своего Интернет-сайта, где выкладываются материалы из последнего номера издания. Кроме того, большая часть этих статей редактируется и адаптируется под Интернет или для онлайн-версий, что становится уже практически повсеместным правилом, производится дополнительный контент (например, газета «Ведомости» и сайт «Ведомости.ру»). Все чаще к материалу прикрепляются дополнительные мультимедийные элементы, которые ввиду ограниченных возможностей носителя (в данном случае бумаги) нельзя опубликовать в издании (например, динамичная инфографика, презентация, видео- и аудио-комментарии и ролики). Интересно в этом плане развитие мультимедийных возможностей контента такого СМИ Алтайского края, как сайт издательского дома «Алтапресс» на примере специализированного патриотического проекта «Бессмертный полк».
Степень научной разработанности темы и теоретическая база исследования. В ходе исследования использовались работы исследователей в сфере массовой коммуникации: А. А. Тертычного, В. Д. Мансуровой, И. К. Беляева, Е. П. Прохорова, М. Кастельса, О. Р. Лащук, Е. Г. Ним, В. М. Березина, Н. А. Кузьминой, В. З. Демьянкова, Н. Лосевой, О. Силантьевой и др.
Объект исследования - акция «Бессмертный полк» как медиасобытие на сайте издательского дома «Алтапресс».
Предмет исследования - мультимедийные средства выразительности, приемы и способы медиатизации события на сайте «Алтапресс».
Цель медиаисследования - выявить специфику создания новостного медиатизированного события и основные мультимедийные средства создания специализированного проекта «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс».
Задачи исследования:
1. На основе изученной научной литературы и опыта практикующих
журналистов определить возможности мультимедийной
журналистики в отображении медиатизированного события
«Бессмертный полк» на примере регионального веб-ресурса
«Алтапресс».
2. Дать определение понятию «событие» в журналистике.
3. Рассмотреть понятие «медиатизация» в аспекте Интернет- журналистики на основе материалов о «Бессмертном полку» на сайте «Алтапресс». Определить тип длящегося сетевого новостного события исследуемой акции.
4. Изучить особенности жанров веб-медиатекста. Визуализировать концептуальную основу каждого из анализируемых сетевых жанров о событии «Бессмертный полк».
5. Выявить специфику мультимедийного медиатизированного события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс» посредством контент- анализа, дискурс-анализа и анализа жанрового «тела» мультимедийного формата.
6. Наглядно представить возможности анализируемого контента мультимедийного формата.
Гипотезы исследования:
1. Представленная акция «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс» - это медиатизированное событие, поскольку репрезентация его образа формирует картину мира аудитории посредством вербально- авербальных структур познания и представления реальности.
2. Анализируемая акция относится к «тематическому» типу длящегося события.
3. Основной и самой популярной «инфомолекулой»
информационного «тела» проекта «Бессмертный полк» являются фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи - производные истории о событии с помощью фотографий.
Методы исследования:
Контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата. «Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения» [Федотова, 2003, с.255].
Дискурс-анализ - метод, позволяющий реконструировать событие. Дискурс-анализ - техника интерпретации события, позволяющая выявить социокультурные (идеологические, политические религиозные и проч.) предпосылки организации речевой деятельности журналиста конкретного видеосюжета в информационных жанрах журналистики.
Дискурс-анализ ориентирован прежде всего на анализ вербальных характеристик, «однако в последнее время все чаще заменяется паралингвистическим уровнем коммуникации, опирающимся на невербальные средства передачи информации» [Сарна, 2003].
Дискурс новостных сообщений содержит в своей структуре конструкции, направленные на представление информации в форме
«зрелища» и в то же время ориентирующие на конструирование унифицированного мнения. «Синтез теорий позволяет реализовать
критически-ориентированный дискурс-анализ с фокусом на том, как
устройство текста создает своеобразную реальность, оказывающую влияние на восприятие, образ жизни масс, которые, в свою очередь, обусловили возникновение этой реальности» [Бодрийяр, 2006].
Дискурс - это присвоение значений. Дискурс играет ключевую роль в построении образа этого мира многообразными способами. То, как мы говорим о вещах - наши фразы, наши акценты, то, что мы выделяем, вызывает определенные ощущения у других людей. В общем смысле дискурс-анализ - это структурно-семиотические исследования текстов и реакции на них слушателя или читателя. Исследуются скрытые значения текста, контекст его создания, вероятные интерпретации читателем или слушателем, зрителем и тому подобное.
Классик дискурс-анализа Т. ван Дейк дал рабочее определение в сфере анализа событий, новостей в СМИ: дискурс - это «сложное коммуникативное явление, которое включает в себя социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации (и их характеристиках - общедоступные значения, знания языка, знания мира), так и о процессах производства и восприятия сообщения» [Т. ван Дейк, 2003, с.107]. Теун ван Дейк подчеркивает довольно важный момент - дискурс следует понимать как действие. Центральное значение для него имеет самодостаточность дискурса, а также акт и факт коммуникации.
Жанрово-стилистический анализ помогает установить тематические, композиционные и стилистические типы публицистических произведений с точки зрения жанров журналистики и определить основные функции, в данном случае новостных сетевых информационных жанров.
Метод визуализации, или вербально-визуальный синтез компонентов, - технология смыслообразования, система последовательных действий в мультимедийном материале, где смыслообразование медиатекста программируется изначально, исключает непонимание идеи автора, ощущение «недосказанности» или «пресыщенности», программирование акцентов и опорных моментов сюжета.
Концептуальный анализ - определенный метод экспликации концептов. В исследовании концептуальный анализ «может базироваться на анализе экспериментальных данных (свободный и направленный ассоциативные эксперименты), а также анализе данных» [Палеева, 2010, с. 2].
Эмпирическая база исследования - тематические новостные медиатизированные материалы со специального проекта «Бессмертный полк» на сайте издательского дома «Алтапресс». Всего было проанализировано 118 материалов репрезентируемого события с 2013 по 2016 годы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые было исследовано событие акции «Бессмертный полк», как медиатизированное событие посредством интернет-СМИ на основе мультимедийных возможностей регионального новостного ресурса, помогающие раскрыть тему. Использована модель анализа процесса смыслообразования, смыслостроительства новостного текста и его элементов («инфомолекул») на уровне композиции. Эта модель учитывает не только приемы и средства выразительности, но и механизмы человеческого восприятия.
Оригинальность нашей работы состоит в том, что мы осуществили анализ медиатизированного события «Бессмертный полк» на основе мультимедийных возможностей сайта «Алтапресс».
Огромную популярность набирает также пользовательский контент, или UGC (User Genrated Content в переводе с англ. - контент, созданный пользователем) - медиапродукт, созданный не профессиональными журналистами, а простыми пользователями, которые не принимают непосредственного участия в создании медиа. Этот контент характерен больше для интернет-СМИ. В эту категорию, наряду с текстом, входят любительские фотографии и видео. Например, в социальной сети «В контакте» в группе «’’Бессмертный полк” в Барнауле» есть фотоальбом, в котором волонтеры опубликовали огромное количество фотографий с прошедшей в 2015 году акции «Бессмертный полк» наравне со штатными фотографами издательского дома «Алтапресс». «Волонтеры сделали более тысячи снимков участников «Бессмертного полка» в Барнауле. Мы публикуем все. Вообще все. Найди себя: altapress.ru/story/157451», говорится в группе социальной сети [Группа «’Бессмертный полк” в Барнауле»]. Как считает главный редактор сайта «Ria.ru» Кирилл Кирьянов, «сегодня СМИ следует рассматривать не только как свое представительство, но и как самостоятельные медиаплощадки» [Кирьянов, 2016]. К слову, РИА «Новости» в настоящий момент являются лидерами по количеству подписчиков и цитируемости в социальных сетях. Вместе с ними за новостной картиной следит более 6 миллионов пользователей Рунета. Сайт издательского дома «Алтапресс», по данным информационно-аналитической системы «Медиалогия» за второй квартал 2015 года, занимает II место в рейтинге медиаресурсов Алтайского края [Информационно-аналитическая система «Медиалогия»].
На «Алтапрессе» ежедневно публикуется более 50 новых материалов, а посещение этого ресурса может достигать около 40 тысяч посетителей в день. Например, в социальной сети «Vkontakte» в одноименной группе «Алтапресс» более 21 тысячи подписчиков. Таким образом, упомянутый выше веб-ресурс, занимает лидирующую позицию в рейтинге информационных сайтов нашего региона.
Стоит сказать, что UGC является лишь специфическим мультимедийным жанром в современных интернет-СМИ. Журналистские жанры в чистом виде (например, заметка) на платформе Интернет сегодня являются инструментом для поддержания стабильного траффика, и их доля в общем потоке информации значительно меньше. Каждая редакция экспериментирует с форматами передачи новостей, комбинирует различные жанры, тем самым пытаясь выявить наиболее эффективные из них для последующего использования.
С уходом СМИ в глобальную сеть традиционные средства массовой информации стараются не отставать и используют все способы и возможности мультимедийных технологий, для того чтобы удержать и расширить свою аудиторию в Интернете.
Так, газеты и журналы уже считают количество своих читателей не только по объему проданного тиража, но и по счетчику посетителей своего Интернет-сайта, где выкладываются материалы из последнего номера издания. Кроме того, большая часть этих статей редактируется и адаптируется под Интернет или для онлайн-версий, что становится уже практически повсеместным правилом, производится дополнительный контент (например, газета «Ведомости» и сайт «Ведомости.ру»). Все чаще к материалу прикрепляются дополнительные мультимедийные элементы, которые ввиду ограниченных возможностей носителя (в данном случае бумаги) нельзя опубликовать в издании (например, динамичная инфографика, презентация, видео- и аудио-комментарии и ролики). Интересно в этом плане развитие мультимедийных возможностей контента такого СМИ Алтайского края, как сайт издательского дома «Алтапресс» на примере специализированного патриотического проекта «Бессмертный полк».
Степень научной разработанности темы и теоретическая база исследования. В ходе исследования использовались работы исследователей в сфере массовой коммуникации: А. А. Тертычного, В. Д. Мансуровой, И. К. Беляева, Е. П. Прохорова, М. Кастельса, О. Р. Лащук, Е. Г. Ним, В. М. Березина, Н. А. Кузьминой, В. З. Демьянкова, Н. Лосевой, О. Силантьевой и др.
Объект исследования - акция «Бессмертный полк» как медиасобытие на сайте издательского дома «Алтапресс».
Предмет исследования - мультимедийные средства выразительности, приемы и способы медиатизации события на сайте «Алтапресс».
Цель медиаисследования - выявить специфику создания новостного медиатизированного события и основные мультимедийные средства создания специализированного проекта «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс».
Задачи исследования:
1. На основе изученной научной литературы и опыта практикующих
журналистов определить возможности мультимедийной
журналистики в отображении медиатизированного события
«Бессмертный полк» на примере регионального веб-ресурса
«Алтапресс».
2. Дать определение понятию «событие» в журналистике.
3. Рассмотреть понятие «медиатизация» в аспекте Интернет- журналистики на основе материалов о «Бессмертном полку» на сайте «Алтапресс». Определить тип длящегося сетевого новостного события исследуемой акции.
4. Изучить особенности жанров веб-медиатекста. Визуализировать концептуальную основу каждого из анализируемых сетевых жанров о событии «Бессмертный полк».
5. Выявить специфику мультимедийного медиатизированного события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс» посредством контент- анализа, дискурс-анализа и анализа жанрового «тела» мультимедийного формата.
6. Наглядно представить возможности анализируемого контента мультимедийного формата.
Гипотезы исследования:
1. Представленная акция «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс» - это медиатизированное событие, поскольку репрезентация его образа формирует картину мира аудитории посредством вербально- авербальных структур познания и представления реальности.
2. Анализируемая акция относится к «тематическому» типу длящегося события.
3. Основной и самой популярной «инфомолекулой»
информационного «тела» проекта «Бессмертный полк» являются фотоленты, фоторепортажи, фотогалереи - производные истории о событии с помощью фотографий.
Методы исследования:
Контент-анализ. Этим термином обозначается методика выявления частоты появления в тексте определенных, интересующих исследователя характеристик, что позволяет сделать некоторые выводы о намерениях создателя этого текста или возможных реакциях адресата. «Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получение точных, объективных данных о характере всех видов общения по их содержанию. Действительно, в процессе коммуникации содержание занимает центральное место. Это и реализация намерений автора-коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения» [Федотова, 2003, с.255].
Дискурс-анализ - метод, позволяющий реконструировать событие. Дискурс-анализ - техника интерпретации события, позволяющая выявить социокультурные (идеологические, политические религиозные и проч.) предпосылки организации речевой деятельности журналиста конкретного видеосюжета в информационных жанрах журналистики.
Дискурс-анализ ориентирован прежде всего на анализ вербальных характеристик, «однако в последнее время все чаще заменяется паралингвистическим уровнем коммуникации, опирающимся на невербальные средства передачи информации» [Сарна, 2003].
Дискурс новостных сообщений содержит в своей структуре конструкции, направленные на представление информации в форме
«зрелища» и в то же время ориентирующие на конструирование унифицированного мнения. «Синтез теорий позволяет реализовать
критически-ориентированный дискурс-анализ с фокусом на том, как
устройство текста создает своеобразную реальность, оказывающую влияние на восприятие, образ жизни масс, которые, в свою очередь, обусловили возникновение этой реальности» [Бодрийяр, 2006].
Дискурс - это присвоение значений. Дискурс играет ключевую роль в построении образа этого мира многообразными способами. То, как мы говорим о вещах - наши фразы, наши акценты, то, что мы выделяем, вызывает определенные ощущения у других людей. В общем смысле дискурс-анализ - это структурно-семиотические исследования текстов и реакции на них слушателя или читателя. Исследуются скрытые значения текста, контекст его создания, вероятные интерпретации читателем или слушателем, зрителем и тому подобное.
Классик дискурс-анализа Т. ван Дейк дал рабочее определение в сфере анализа событий, новостей в СМИ: дискурс - это «сложное коммуникативное явление, которое включает в себя социальный контекст, дающий представление как об участниках коммуникации (и их характеристиках - общедоступные значения, знания языка, знания мира), так и о процессах производства и восприятия сообщения» [Т. ван Дейк, 2003, с.107]. Теун ван Дейк подчеркивает довольно важный момент - дискурс следует понимать как действие. Центральное значение для него имеет самодостаточность дискурса, а также акт и факт коммуникации.
Жанрово-стилистический анализ помогает установить тематические, композиционные и стилистические типы публицистических произведений с точки зрения жанров журналистики и определить основные функции, в данном случае новостных сетевых информационных жанров.
Метод визуализации, или вербально-визуальный синтез компонентов, - технология смыслообразования, система последовательных действий в мультимедийном материале, где смыслообразование медиатекста программируется изначально, исключает непонимание идеи автора, ощущение «недосказанности» или «пресыщенности», программирование акцентов и опорных моментов сюжета.
Концептуальный анализ - определенный метод экспликации концептов. В исследовании концептуальный анализ «может базироваться на анализе экспериментальных данных (свободный и направленный ассоциативные эксперименты), а также анализе данных» [Палеева, 2010, с. 2].
Эмпирическая база исследования - тематические новостные медиатизированные материалы со специального проекта «Бессмертный полк» на сайте издательского дома «Алтапресс». Всего было проанализировано 118 материалов репрезентируемого события с 2013 по 2016 годы.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые было исследовано событие акции «Бессмертный полк», как медиатизированное событие посредством интернет-СМИ на основе мультимедийных возможностей регионального новостного ресурса, помогающие раскрыть тему. Использована модель анализа процесса смыслообразования, смыслостроительства новостного текста и его элементов («инфомолекул») на уровне композиции. Эта модель учитывает не только приемы и средства выразительности, но и механизмы человеческого восприятия.
Оригинальность нашей работы состоит в том, что мы осуществили анализ медиатизированного события «Бессмертный полк» на основе мультимедийных возможностей сайта «Алтапресс».
Информационные технологии начали развиваться еще в середине прошлого века, но своего пика они достигли только сегодня, и это еще не предел. Следствием стала трансформация процессов производства, переработки и передачи информации. Появляются конвергентные редакции, «рюкзачные» журналисты. С процессами глобализации, дигитализации, доминирует именно мультимедийная журналистика. СМИ стараются использовать все способы и возможности мультимедийных технологий, чтобы удержать и расширить свою аудиторию в Интернете. Глобальной перестройке подвержена и «внутренняя кухня», на которой готовится контент. Журналист, работающий с мультимедийными форматами должен обладать более широкими компетенциями, чем журналист, «привязанный» к редакции традиционных СМИ. Кроме того, мультимедийные элементы в материале помогают разнообразить подачу информации при медиатизации события «Бессмертный полк», привлечь аудиторию и улучшить восприятие контента, который в текстовом варианте воспринимался бы совершенно иначе. Многие исследователи современных медиа: Л. Лосева, И. Кирия, О. Силантьева и др. - утверждают, что современный человек - скорее визуал, и ему проще бросить читать на полпути неинтересный текст, чем дочитать его до конца. Удержать его поможет лишь «переупаковка» некоторой части текстовой информации в визуальную или аудиовизуальную.
Американское агентство «Assoshieted Press», а вместе с ним и наше РИА «Новости» приняли идею атомно-молекулярной теории мультимедиа. Она сводится к следующему: например, одна фотография - условный «инфоатом». Она может быть самостоятельным элементом и рассказать довольно много потребителю контента. Несколько фотографий, собранных в слайд-шоу, - это уже «инфомолекула». Но при присоединении «инфомолекулы» слайд-шоу к «инфомолекуле» текста или видео, получается «тело» мультимедийного формата. Комбинации при этом могут быть совершенно различны. Это «тело» может быть «разбито» на составные части, а из «инфомолекул» будет образован другой материал, подходящий для медиаэкрана или приложения для смартфона. В основе этой теории лежит идея диверсификации производства разных частей мультимедийной истории и оптимальность ее режиссирования.
Выдвигаемые нами в начале исследования гипотезы подтвердились. Репрезентируемая на сайте «Алтапресс» акция «Бессмертный полк» - это медиатизированное событие, поскольку образ события направлен не только на отражение события, но и на формирование картины мира аудитории посредством вербально-авербальных структур представления реальности. С помощью «волшебной пули» журналисты сайта «Алтапресс» меняют не только картину мира, но и чувства, идеи, настроения своей аудитории.
Анализируемая патриотическая акция относится к «тематическому» типу длящегося события.
Проанализировав сетевые новости, репортажи и фоторепортажи о событии «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс», мы пришли к выводу, что основными «инфомолекулами», представленными в веб-ресурсе и составляющими «тело» сетевой новости или мультимедийной статьи о «Бессмертном полку», являются:
• статичные иллюстрации;
• фотоленты (фоторепортажи);
• внутритекстовые гиперссылки;
• видеоиллюстрации;
• потоковое видео с места события;
• карты-схемы;
• увязка пользовательского контента.
Это можно увидеть на визуализированной концептуальной схеме каждого из анализируемых сетевых жанров о событии «Бессмертный полк».
На сайте при медиатизации акции не встречаются аудиальные форматы, а также видеорепортажи. Скорее всего, это связано с оперативной подачей материала. Мультимедийная журналистика на примере сайта издательского дома «Алтапресс» развивается постепенно, с каждым годом привнося новые элементы мультимедиа. Постепенное развитие связано с большими затратами на создание такого контента. Но, хочется отметить, журналисты веб-ресурса с каждым годом используют все новые и новые форматы, тем самым совершенствуют свои навыки. «Алтапресс» делает ставку на свои собственные статичные иллюстрации, фотоленты (фоторепортажи), канал на видеохостинге «YouTube», активно взаимодействует с социальными сетями, таким образом, расширяя базу возможных «инфомолекул».
В мультимедийных материалах большая часть информации выражена имплицитно, с расчетом на базовые представления читателя о мире. То есть «несказанное» иногда более важно, чем изучение того, что опубликовано на сайте.
В «инфомолекуле» фотоленты можно встретить многие жанры фотожурналистики: фотозаметки, фоторепортажи (хронологический и интерпретирующий), фотоочерки. Изображенные герои не лишены эстетической значимости, но доминирует в них, прежде всего, социальное содержание. Это говорит о профессионализме фотографов.
Проследив мультимедийные возможности при медиатизации события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс», можно сделать вывод о том, что мультимедиажурналистика в регионе развивается успешно, но постепенно. Материалы «режиссируются» и «упаковываются» с учетом интересов аудитории и с помощью типологии юзабилити.
Американское агентство «Assoshieted Press», а вместе с ним и наше РИА «Новости» приняли идею атомно-молекулярной теории мультимедиа. Она сводится к следующему: например, одна фотография - условный «инфоатом». Она может быть самостоятельным элементом и рассказать довольно много потребителю контента. Несколько фотографий, собранных в слайд-шоу, - это уже «инфомолекула». Но при присоединении «инфомолекулы» слайд-шоу к «инфомолекуле» текста или видео, получается «тело» мультимедийного формата. Комбинации при этом могут быть совершенно различны. Это «тело» может быть «разбито» на составные части, а из «инфомолекул» будет образован другой материал, подходящий для медиаэкрана или приложения для смартфона. В основе этой теории лежит идея диверсификации производства разных частей мультимедийной истории и оптимальность ее режиссирования.
Выдвигаемые нами в начале исследования гипотезы подтвердились. Репрезентируемая на сайте «Алтапресс» акция «Бессмертный полк» - это медиатизированное событие, поскольку образ события направлен не только на отражение события, но и на формирование картины мира аудитории посредством вербально-авербальных структур представления реальности. С помощью «волшебной пули» журналисты сайта «Алтапресс» меняют не только картину мира, но и чувства, идеи, настроения своей аудитории.
Анализируемая патриотическая акция относится к «тематическому» типу длящегося события.
Проанализировав сетевые новости, репортажи и фоторепортажи о событии «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс», мы пришли к выводу, что основными «инфомолекулами», представленными в веб-ресурсе и составляющими «тело» сетевой новости или мультимедийной статьи о «Бессмертном полку», являются:
• статичные иллюстрации;
• фотоленты (фоторепортажи);
• внутритекстовые гиперссылки;
• видеоиллюстрации;
• потоковое видео с места события;
• карты-схемы;
• увязка пользовательского контента.
Это можно увидеть на визуализированной концептуальной схеме каждого из анализируемых сетевых жанров о событии «Бессмертный полк».
На сайте при медиатизации акции не встречаются аудиальные форматы, а также видеорепортажи. Скорее всего, это связано с оперативной подачей материала. Мультимедийная журналистика на примере сайта издательского дома «Алтапресс» развивается постепенно, с каждым годом привнося новые элементы мультимедиа. Постепенное развитие связано с большими затратами на создание такого контента. Но, хочется отметить, журналисты веб-ресурса с каждым годом используют все новые и новые форматы, тем самым совершенствуют свои навыки. «Алтапресс» делает ставку на свои собственные статичные иллюстрации, фотоленты (фоторепортажи), канал на видеохостинге «YouTube», активно взаимодействует с социальными сетями, таким образом, расширяя базу возможных «инфомолекул».
В мультимедийных материалах большая часть информации выражена имплицитно, с расчетом на базовые представления читателя о мире. То есть «несказанное» иногда более важно, чем изучение того, что опубликовано на сайте.
В «инфомолекуле» фотоленты можно встретить многие жанры фотожурналистики: фотозаметки, фоторепортажи (хронологический и интерпретирующий), фотоочерки. Изображенные герои не лишены эстетической значимости, но доминирует в них, прежде всего, социальное содержание. Это говорит о профессионализме фотографов.
Проследив мультимедийные возможности при медиатизации события «Бессмертный полк» на сайте «Алтапресс», можно сделать вывод о том, что мультимедиажурналистика в регионе развивается успешно, но постепенно. Материалы «режиссируются» и «упаковываются» с учетом интересов аудитории и с помощью типологии юзабилити.





