Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ «ГЕРОЯ» И «ВРАГА» НА СТРАНИЦАХ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕЧАТИ

Работа №91845

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. РУССКОЯЗЫЧНАЯ ПРЕССА СТРАН ЕВРОПЫ: ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1. Характеристика целевой аудитории русскоязычных изданий в Европе
(Великобритания, Германия, Италия) 7
1.2. Современное состояние русскоязычной прессы в Европе 17
1.3. Стратегии создания образов «героя» и «антигероя» в условиях
информационной войны 27
ГЛАВА 2. МАНИПУЛЯТИВНЫЕ МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ «ГЕРОЯ» И «ВРАГА» НА ПРИМЕРЕ РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГАЗЕТ ЕВРОПЫ 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 89


Актуальность темы исследования.
Манипулятивные методы формирования образовкак врага, так и героя имеют место быть не только во время войны, как было во времена ВОВ, но и в мирное время. СМИ разных стран активно пользуются ими для создания в сознании читателя определенного общественного мнения о том или иной предмете. Особенно активно подобные методы действуют в условиях информационной войны.
Русскоязычные средства массовой информации в других странах выполняют целый ряд социально значимых функций. В первую очередь, это функция адаптации русскоязычного населения, приехавшего на постоянное проживание в страны ЕС, к новым политическим, экономическим и социальным условиям. От СМИ во многом зависит степень и скорость адаптации иммигрантов. Во-вторых, русскоязычные СМИ выполняют важнейшую культурную функцию, способствуя сохранению этнической культуры иммигрантов в новой среде. Они регулярно предоставляют русскоязычной аудитории материалы о России, дают возможность иммигрантам почувствовать себя причастными к жизни своей родной страны.
Тема русскоязычной прессы за рубежом считается весьма актуальной и обсуждается во всех своих аспектах, в особенности на всемирных конгрессах русской прессы, которые проводятся регулярно в разных странах. В связи с этим часто говорится о необходимости создания единого информационного пространства русской журналистики, идут дискуссии о ее миссии, о целевой аудитории, об экономических условиях существования подобных изданий.
Таким образом, данный сегмент мировой прессы охватывает достаточно большую аудиторию, и в связи с этим проводимые в нем стратегии представления важных для России и для всего мира проблем заслуживают отдельного изучения. Это и определило выбор темы настоящего исследования.
Степень изученности темы.
Исследованию темы манипулятивных методов воздействия на аудиторию посвящено немало работ как российских, так и зарубежных ученых. Среди них: Е. Суслов, А. Цуладзе, И. Дзялошинский, В. Пугачев, А Соловьев и д.р. Вопросами изучения создания образа врага на страницах газет занимаются такие исследователи, как Г.Почепцов, Г. Вайнштейн, В.А Хоруженко, В. Петухов, Г. Козырев и д.р. Развитию современной прессы в целом также посвящено большое количество работ. При изучении темы мы использовали труды таких исследователей, как В. Аникеев, В. Ворошилов, В. Аграновский, Б. Лозовский, А. Грабельников.
Вопросами русскоязычной прессы в мире занимаются такие ученые, как М. Адамович, Г. Голованова, С. Михалков, Э. Нитобург, П. Фишер.
Объект исследования: образы «героя» и «антигероя» на страницах русскоязычной европейскойпечати.
Предмет исследования: манипулятивные методы формирования образов «героя» и «антигероя» на страницах русскоязычной европейскойпечати.
Цель исследования: выявление основных методов и способов формирования в сознании читателей образов «героя» и «антигероя» на страницах русскоязычной европейскойпечати.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать целевую аудиторию русскоязычных изданий в Европе (Великобритания, Германия, Италия);
2. Охарактеризовать современное состояние русскоязычной прессы в Европе;
3. Выявить стратегии создания образов «героя» и «антигероя» в условиях информационной войны;
4. Выявить основные методы формирования образов «героя» и «антигероя»на страницах газет Великобритании и России «КоммерсантЪ»;
5. Выявить основные методы формирования образов «героя» и
«антигероя» на страницах газеты Германии «Русская Германия»;
6. Выявить основные методы формирования образов «героя» и
«антигероя» на страницах газеты Италии «Наша Газета».
Методы исследования: Работа с документами, содержательный анализ текста, структурно-функциональный анализ, компаративный анализ, метод интерпретации.
Эмпирическая база исследования:Интернет-версии русскоязычных газет Великобритании (КомерсантЪ), Германии (Русская Германия), Италии (Наша Газета), в период с 2015-2016 гг.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработкеинструментария определения и экспликации манипулятивных методов создания образов «героя» и «врага» в СМИ.
Практическая значимость: Исследованиепроясняет методы тайного воздействия на общественное мнение, целью которого выступает придание положительного или отрицательногозначения событиям и персонам.
Гипотеза: В условиях информационной войны в СМИ неизбежны пропагандийские методы выявления «врагов» и «героев», разделение общества на «своих» и «чужих».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Нами проведен анализ трех интернет-версий русскоязычных газет европейских стран «КоммерсантЪ» (Великобритания), и «Русская Г ермания» (Германия) и «Наша Газета» (Италия), в которых были просмотрены все материалы, касающиеся Российской Федерации, и определена доминирующая позиция изданий по отношению к внешней политике России, а также выявлены основные стратегии создания имиджа России на страницах вышеуказанных СМИ. Исследование показало, что позиция газеты «КоммерсантЪ», несмотря на то, что «Ъ» является по сути российской газетой, издающейся с 2009-го года на территории Соединенного Королевства, по отношению к России весьма негативна, но эмоционально¬экспрессивная окраска в её выражении отсутствует, т.к. отличительной чертой работы журналистов «Ъ» является именно отсутствие какой-либо авторской оценки в публикациях. Позиция обоснована и подкреплена фактами. Среди самых распространенных манипулятивных приемов формирования образов «врага» и «героя» встречаются: ««Мы-дискурс» против «Они-дискурс»», «Использование пугающих тем и сообщений», «Создание реальной угрозы» и т.д.
В газете «Русская Германия» также доминирующим типом речи является повествование с элементами рассуждения. Преобладает публицистический стиль речи.
По отношению к России и личности Владимира Путина издание настроено довольно враждебно, но, тем не менее, экспрессивно-эмоциональная окраска слов отсутствует. Лексика журналистов лаконична и однообразна. Статьи не содержат каких-либо резких слов или же оборотов.
В «Русской Германии» четко прослеживаются основные и самые простейшие приемы создания в массовом сознании читателя «образа врага», в лице которого, опять же выступает ни кто иной, как Россия.
К таким приемам относится: «Использование слов, относящихся к основным ценностям общества», «Мы-дискурс против Они-дискурс», «Использование пугающих тем и сообщений», «Создание реальной угрозы» и т.д.
«Наша Газета Италии» в отличие от «Коммерсанта» и «Русской Германии» является полностью информационно-зависимым изданием, то есть практически не имеет своих собственных материалов, а лишь дублирует статьи, опубликованные на сайтах российских газет и информагентств, таких как: «Интерфакс», «Лента Ру», «КоммерсантЪ», «РИА новости», «ВЗГЛЯД» и т.д. Также встречаются ссылки на «ТАСС» и «Таймс».Также встречаются ссылки на «ТАСС» и «Таймс». Т.к. газета не имеет собственных материалов, поэтому судить о ее позиции крайне сложно. Но в копированных статьях видно, что журналисты «Нашей Газеты» придерживаются стороны России, т.к. ни в одной публикации не прослеживается специальных приемов, моделирующих создание «образа врага».
На страницах «Нашей Газеты» Россия выступает в образе «героя», и манипулятивный эффект в этом случае достигается с помощью стратегии «идеализации героя», вместе с которой используется также стратегия «демонизации врага», которым выступает, в основном, США. Также среди приемов построения образа «героя» встречаются методы «создания реальной угрозы» и «использования пугающих тем и сообщений».
Экспрессивно-эмоциональная окраска слов отсутствует. Лексика журналистов лаконична и однообразна.
Что же касается преобладающего враждебного настроя европейских стран против России, то согласно проведенным социологами опросам русскоязычного населения Великобритании, Германии и Италии по поводу внешний политики Российской Федерации, отношение к ситуации в Сирии и на юго-востоке Украины у русскоговорящих граждан Европы складывается весьма неоднозначное и чаще всего не в пользу России. И этому может способствовать несколько факторов:
• Большинство русских эмигрантов покинуло СССР ещё в начале и середине прошлого века. За это время сменилось несколько поколений, и потомки эмигрантов первой и второй волны родились и выросли в Европе. К этому времени от исконно русского менталитета, образа мыслей, а уж тем более патриотизма, наверняка, не осталось и следа. Многие же из русскоговорящих эмигрантов и вовсе назвали своей родиной страны СНГ и Прибалтики, то есть к самой России они почти что не имеют никакого отношения.
• На страницах практически всех русскоязычных СМИ в Европе присутствует ярко выраженная антироссийская пропаганда, но так как некоторые русскоязычные каналы транслируют противоположную версию событий на Украине, в Сирии и в самой России, европейские СМИ подвергают их критике и обвинениям в пропаганде.
В целом же, в результате исследования напрашивается вывод о том, что языковое единство, вопреки мнению многих специалистов, явно недостаточная база для единства менталитета, образа мыслей, взглядов. Существенно большую роль играет та социокультурная среда, в которой существует русскоязычная община, а также наличие более или менее регулярных и тесных форм взаимодействия с жителями России. Эти, во многом противоположно действующие факторы, и дают результирующий вектор мнений в оценке тех или иных значимых событий.



1. Аграновский В. Вторая Древнейшая. Беседы о журналистике. - М.:
Издательство. «ВАГРИУС», 1999. - URL://
http://jf.spbu.ru/upload/files/file 1321359463 6945.doc
2. Амелин В. Социология политики. М.: Изд-во, 1992. -С. 40.
3. Аникеев В.Е. История французской прессы (1830-1945). - М.:
Издательство МГУ, 1999. - 55 с.
4. Ассоциация Евдокия Галицина. Наш русский Париж. - URL:
http://www.annonces-rus.com/aboutus/page11 .html
5. Белановский С. Глубокое интервью. -М.: Изд-воНикколо-Медиа, 2008.
6. Белановский С. Метод фокус-групп. -М.: Изд-воНикколо-Медиа, 2006.
7. Вайнштейн Григорий. Россия глазами Запада: стереотипы восприятия и реальности интерпретации. Неприкосновенный запас.- 2007. -№1(51) - URL: http: //magazines.russ.ru/nz/2007/1/va3 .html
8. Василенко Е.В. Имидж России в мировых каналах коммуникации.-
2013. - URL: http://prioritet-
pr.ru/pdf/Vasilenko E.V.Imidzh Rossii v mirovyh kanalah kommunikat cij.pdf
9. Ворошилов В.В. История журналистики зарубежных стран. - Спб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. - С. 64.
10. ГалсановаДарицу, Комбаев Алексей. Медведев глазами зарубежных
СМИ. - Бурятия-7. - 2012. - URL:
http: //burunen.ru/articles/detail. php?ELEMENT ID=182
11. Гасанов И.Б. Национальные стереотипы в межнациональном конфликте. Сущность и развитие противоречия.- М., 1994- С.179.
12. Голованов Г. А. Газетная пресса США // Вест. Моск. ун-та. -Сер. 10, Журналистика, 2005. - № 5. - С. 7-13.
13. ГоловановГ. А.Пресса США в 2002 году // Вест. Моск. ун-та. -Сер. 10, Журналистика, 2003. - № 6. - С. 59-65.
14. Гофман Н.Д. Типология итальянских еженедельников и некоторые особенности еженедельной печати //Вестник Московскогоуни-та. - Сер.10, Журналистика, 1998. - № 4-5.-С. 121.
15. Гофман И.Ю. Итальянские еженедельники «Панорама» и «Экспрессо» в период парламентских выборов 1996 года //Вестник Московского университета. - Сер. 10, Журналистика. -1997. - № 6. -С.106.
16. Дзялошинский И.М. Манипулятивные технологии в СМИ./Учебное пособие. - Москва, Изд-во МГУ, 2006. -С.10.
17. Дзялошинский И.М. Язык вражды в российских СМИ: социальные, культурные, профессиональные факторы.//Учебное пособие. - М.: Изд- во МГУ, 2006.
18. Доценко Е. Л. Психологические манипуляции.- М.: Изд-во МГУ, 1996. -С. 344.
19. Еврейская газета. - 2006. - № 9 (49). - С. 15.
20. Ермаков Ю. А. Манипуляция личностью: Смысл, приемы, последствия. Екатеринбург, 1995. - С.162.
21. Жирков Г.В. Журналистика эмиграции: истоки и проблемы. - СПб:Изд- во С.-Петербургского ун-та, 2005 -С.38.
22. Западная сатира: таково отношение к Путину в зарубежных СМИ. - URL: http://www.go2life.net/politicians/503-putin-images-magazines.html
23. Засурский Я.Н. Средства массовой информации Великобритании, Франции, Италии, Польши, ЮАР в 1995 г. //Вестник Московского университета. - Сер. 10, Журналистика. - 1996. -№4.-С. 75-86.
24. Засурский Я.Н. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гейтса. Отечественные записки. - 2003 г. - №4. - URL: //http: //www.strana-oz.ru
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ