Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЯХ. 5
1.1 Понятие, виды и характерные признаки социальных пенсий. 5
1.2 Пенсионная система в современной России. 10
ГЛАВА 2 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 24
2.1 Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации. 24
2.2 Основные направления развития пенсионной системы Российской Федерации 32
Заключение 42
Список используемых источников. 49
Тема социальных пенсий на сегодняшний день актуальна не только тем, что волнует миллионы людей, но и тем, что в ней накопилось достаточно много нерешенных вопросов, которые требуют правового анализа.
Один из наиболее важных вопросов на данные момент – это вопрос об эффективности проводимой социальной политики. Большое значение указанного вопроса определяет число исследований в российской науке, публикаций, которые посвящены разработке конституционных и теоретических основ социальной политики, а также работ, которые раскрывают роль права в обеспечении социальных гарантий населению.
Система пенсионного обеспечения РФ представлена несколькими видами пенсий, среди которых социальная пенсия устанавливается наиболее незащищённой категории граждан, которые остались без средств к существованию по различным причинам. Всё вышеизложенное и обусловливает актуальность выбранной мной темы Выпускной Квалификационной Работы.
Объектом моего исследования являются общественные правоотношения, возникающие в связи с возникновением и реализацией гражданами права на социальные пенсии.
Предметом моего исследования выступают социальные пенсии различным категориям граждан РФ, а также функционирование пенсионной системы государственного пенсионного обеспечения.
Цель – исследование понятия и основных особенностей социальной пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения и, в том числе, их места в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда следующих задач:
1. Раскрыть понятие, виды и характерные признаки социальных пенсий;
2. Проанализировать современное состояние пенсионной системы;
3. Изучить состояния пенсионного фонда в Российской Федерации;
4. Выявить пути развития пенсионной системы Российской федерации.
Нормативную основу моего исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и разработанные предложения могут быть использованы на практике для развития социальных пенсий в России.
Структура работы предопределена поставленными целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.
Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами.
Дальнейшее реформирование института пенсионного обеспечения, включая его страховую составляющую, должно осуществляться путем выработки государственной стратегии в данной сфере, сформированной с учетом демографических, экономических, социальных и других факторов.
Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.
Для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях.
В заключение необходимо отметить следующее.
Две главные проблемы – дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.
Это условие выполняется и в зарубежных странах: нет ни одной развитой пенсионной системы, которая функционировала бы без прямой или косвенной поддержки государства в условиях переходного периода.
Во всех без исключения странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при установлении пенсий применяется механизм адаптации прошлых заработков применительно к современному уровню оплаты труда в экономике, отсутствующий в российском пенсионном законодательстве. Прямым аналогом этого обязательного механизма является действующий в нашей стране порядок индексации пенсий по росту среднего заработка, но не свыше роста доходов ПФР.
В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует порядок осовременивания прошлых заработков, поскольку действует эквивалентная формула исчисления размера пенсии, исходя из расчетного пенсионного капитала и ожидаемого периода выплаты пенсий, отказ от общего принципа индексации страховой части трудовой пенсии по росту среднемесячной заработной платы, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, представляется нецелесообразным.
При таком отказе страна вновь столкнется с проблемой «старения» пенсий, приводящей к снижению коэффициента замещения пенсией утраченного застрахованным лицом заработка и усугублением разрыва между уровнем ранее назначенных пенсий и вновь устанавливаемых пенсий работникам одинаковых профессий и одинаковой квалификации, что неизбежно создаст крайне нежелательный конфликт различных поколений пенсионеров и приведет к эскалации требований о новом существенном повышении размеров пенсий «старым» пенсионерам.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.07.2020. № 0001202007040001; Российская газета. – 2020. – 4 июля;
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон от 26.01.1996 г № 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022 г) // Собрание законодательства РФ. – 1996. - № 5. - Ст. 410.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 16.04.2021) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
5. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации. (ред. 08.03.2022г.).
6. Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования: федеральный закон Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. №27-ФЗ (ред. от 25.02.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – №14. – Ст. 1401.
7. Об основах обязательного социального страхования»: федеральный закон Российской Федерации от 16 июля 1999 г. №165-ФЗ (ред. от 25.02.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – №29. – Ст. 3686.
8. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №166- ФЗ (ред. от 08.03.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №51. – Ст. 4831.
9. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 г. №167- ФЗ (ред. от 25.02.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. №51. – Ст. 4832.
10. О трудовых пенсиях в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ (ред. 08.12.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – №52 (1 ч.). – Ст. 4920.
11. Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации: федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 г. №111-ФЗ (ред. от 21.12.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – №30. – Ст. 3028.
12. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"»: федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 2004 г. №122-ФЗ (ред. от 03 июля 2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2004. – №35. – Ст. 3607.
13. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. №256-ФЗ (ред. от 30.04.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2007. – №1 (1 ч.). – Ст. 19.
14. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений: федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 г. №56-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – №18. – Ст. 1943.
15. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2009 г. №212-ФЗ (ред. 16.10.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2009. – №30. – Ст. 3738.
16. О страховых пенсиях: федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ (ред. 01.05.2022 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2013. – №52 (часть I). – Ст. 6965; 2014. – №2 (часть II) (поправка).
17. Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. №610 (ред. от 08.10.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №26. – Ст. 3528.
18. Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р (ред. от 27.10.2018 г.) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – №53 (ч. 2). – Ст. 8029.
Научная литература.
1. Абылова А.М., Яруллин Р.Р. Пенсионный фонд России, современные проблемы его функционирования // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2018. – №5. – С.13-14.
2. Аксютина С.В. Современные аспекты негосударственного пенсионного обеспечения // Проблемы развития территории. – 2016. – №2(64). – С.87- 93.
3. Астрахан Е.М. Развитие законодательства о пенсиях рабочим и служащим: Исторический очерк (1917–1970). – М.: Юрид.лит., 1971. – 216 с.
5. Башкакова А. Между Россией и ОЭСР вклинилась пенсионная реформа // URL: http://www.ng.ru/economics/2013-06-21/4_reform.html (дата обращения: 17.04.2022)
6. Башкин М.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в реализации задач пенсионного страхования в России // Science time. – 2019. – №6 (18). – С.64-69.
7. Воронин Ю. 2015 год: после пенсионных реформ // URL: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/voronin/556856/ (дата обращения: 16.04.2022)
8. Галимова И.В. Пенсионное обеспечение населения России // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2018. – №5. – С.45-46.
9. Галимова И.В. Проблемы пенсионной реформы в России // Вестник Ленинградского гос.ун-та им. А.С. Пушкина. – 2018. – № 4. – С.69-74.
10. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. – 2018. – №11. – С. 17 - 28.
11. Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. – М.: Academia, 2013. – 336 с.
12. Дудко К.Ю. Проблемные вопросы пенсионной реформы, проводимой в РФ на современном этапе // Известия Тульского гос. ун-та. Экономические и юридические науки. – 2019. – №4-1. – С.141-150.
13. Ерохина Т.В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. – 2018. – №4. – С. 15 - 20.
14. Капустина О.В. К вопросу об истории создания советской системы всеобщего государственного пенсионного обеспечения (вторая половина 1950-х – 1980-е гг.) // Социальное и пенсионное право. – 2017. – №1. – С. 47 - 51.
15. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / отв. ред. Ю.В. Воронин. – М.: Норма, Инфра-М, 2018. – 1088
16. Кузько О.В. Основные направления развития деятельности негосударственных пенсионных фондов // Гуманитарные, социально- экономические и общественные науки. – 2020. – № 11-2. – С.58-60.
17. Кульчитцкий А.В. История пенсионного обеспечения россиян: 1827 – 1917 гг. // Известия Росс.гос.пед.ун-та им. А.И. Герцена. – 2018. – №76-1.– С.199-204.
18. Лавренова Е.С. Деятельность негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению в рамках российской пенсионной системы // Juvenis scientia. – 2018. – №1. – С.82-86.
19. Маслова Т.А. Ваша пенсия в Ваших руках: как ориентироваться в пенсионной системе, как позаботиться о собственной пенсии, рассчитать и увеличить ее. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2019. – Вып. 10.– 144 с.
20. Маслова Т.А. Пенсионная модернизация: новая формула расчета страховой пенсии и самостоятельная накопительная пенсия // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. – 2018. – №2. – С. 20 - 37; №3. – С. 3 - 16.
21. Матвеев Д.А. Проблемы Пенсионного фонда России // Молодой ученый.– 2018. – №17. – С. 299-301.
22. Новикова Н.А., Лежнева Н.С., Почежерцева З.А., Никифорова С.Т. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2020 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (постатейный). – М.: Норма – Инфра-М, 2015. – 480 с.
23. Одинокова Т.Д. Актуальные проблемы реализации пенсионной реформы в России // Известия Иркутской государственной экономической академии. – 2019. – Т. 25, № 3. – С. 485–494.
24. Седова Ю.В. Пенсионная система Российской Федерации и роль накопительной пенсии // Экономические науки. – 2016. – №8 (129). – С.39-46.
25. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. – 2018. – №3. – С.39-45.
26. Соловьев А.К. Пенсионная реформа: иллюзии и реальность: учебное пособие. – М.: Проспект, 2017. – 336 с.
27. Туманянц К.А. Генезис пенсионной системы в России // Вестник ВолГУ. Серия 3. – 2016. – Вып.11. – С.144-149.
28. Фатхудинов А.Р. Пенсионный фонд Российской Федерации, его роль в осуществлении пенсионного обеспечения граждан // Science Time. – 2019.– № 2 (14). – С.213-219.
29. Финогенова Ю.Ю., Козлов П.А. Изменения в российском пенсионном законодательстве: обзор и оценка // Известия УрГЭУ. – 2017. – №6. – С.47-55.
30. Чеснокова Ю.В. Становление пенсионного обеспечения в России в XVI – начале XX вв. // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. – 2018. – №28. – С.173-175.
31. Шашкова О.В., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс]. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» – 2022 (дата обращения: 16.04.2022).
32. Шевченко М.В. Реформирование пенсионной системы РФ // Science Time.– 2018. – № 12 (24). – С.881-885.
33. Якушев Е.И. Пенсионные расчеты: моделируем будущее пенсионной системы России // Рынок ценных бумаг. – 2018. – №3. – С.14-16.
34. Ярошенко Т.П. Накопительная пенсия. Место и роль негосударственных пенсионных фондов в национальной пенсионной системе // Актуальные вопросы экономических наук. – 2017. – №44. – С.131-137.