Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНЫХ ПЕНСИЯХ. 5
1.1 Понятие, виды и характерные признаки социальных пенсий. 5
1.2 Пенсионная система в современной России. 10
ГЛАВА 2 ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 24
2.1 Негосударственные пенсионные фонды Российской Федерации. 24
2.2 Основные направления развития пенсионной системы Российской Федерации 32
Заключение 42
Список используемых источников. 49
Тема социальных пенсий на сегодняшний день актуальна не только тем, что волнует миллионы людей, но и тем, что в ней накопилось достаточно много нерешенных вопросов, которые требуют правового анализа.
Один из наиболее важных вопросов на данные момент – это вопрос об эффективности проводимой социальной политики. Большое значение указанного вопроса определяет число исследований в российской науке, публикаций, которые посвящены разработке конституционных и теоретических основ социальной политики, а также работ, которые раскрывают роль права в обеспечении социальных гарантий населению.
Система пенсионного обеспечения РФ представлена несколькими видами пенсий, среди которых социальная пенсия устанавливается наиболее незащищённой категории граждан, которые остались без средств к существованию по различным причинам. Всё вышеизложенное и обусловливает актуальность выбранной мной темы Выпускной Квалификационной Работы.
Объектом моего исследования являются общественные правоотношения, возникающие в связи с возникновением и реализацией гражданами права на социальные пенсии.
Предметом моего исследования выступают социальные пенсии различным категориям граждан РФ, а также функционирование пенсионной системы государственного пенсионного обеспечения.
Цель – исследование понятия и основных особенностей социальной пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения и, в том числе, их места в современном обществе.
Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда следующих задач:
1. Раскрыть понятие, виды и характерные признаки социальных пенсий;
2. Проанализировать современное состояние пенсионной системы;
3. Изучить состояния пенсионного фонда в Российской Федерации;
4. Выявить пути развития пенсионной системы Российской федерации.
Нормативную основу моего исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования и разработанные предложения могут быть использованы на практике для развития социальных пенсий в России.
Структура работы предопределена поставленными целями и задачами. Она состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и научной литературы.
Современная распределительно-накопительная система пенсионного обеспечения, приводящая к дефициту государственного финансирования и не отвечающая потребностям экономически активного большинства должна быть модернизирована при помощи современных инструментов инвестирования. Новая система должна соответствовать следующим базовым принципам: добровольность, экономическая целесообразность, инвестиционная привлекательность, правовая и финансовая защищенность. Система пенсионного обеспечения РФ требует дальнейшего реформирования в соответствии с мировыми стандартами.
Дальнейшее реформирование института пенсионного обеспечения, включая его страховую составляющую, должно осуществляться путем выработки государственной стратегии в данной сфере, сформированной с учетом демографических, экономических, социальных и других факторов.
Важной проблемой также является низкий уровень пенсионной грамотности населения. В условиях недостаточной информированности граждан не возможно повышение качества услуг, предоставляемых негосударственными пенсионными фондами.
Для увеличения эффективности инвестирования пенсионных накоплений необходимо повысить информированность населения в области пенсионного законодательства, а также о самых доходных и стабильных управляющих компаниях.
В заключение необходимо отметить следующее.
Две главные проблемы – дефицит бюджета ПФР и снижение среднего коэффициента замещения пенсией утраченного заработка – не могут быть полностью урегулированы внутри пенсионной системы без участия государства, т.к. являются производными от макроэкономической и демографической ситуации в стране. Поэтому государственное регулирование макроэкономических и демографических факторов и финансовая поддержка федеральным бюджетом пенсионной системы на весь переходный период должны оставаться главным и обязательным условием успешной реализации пенсионной реформы.
Это условие выполняется и в зарубежных странах: нет ни одной развитой пенсионной системы, которая функционировала бы без прямой или косвенной поддержки государства в условиях переходного периода.
Во всех без исключения странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) при установлении пенсий применяется механизм адаптации прошлых заработков применительно к современному уровню оплаты труда в экономике, отсутствующий в российском пенсионном законодательстве. Прямым аналогом этого обязательного механизма является действующий в нашей стране порядок индексации пенсий по росту среднего заработка, но не свыше роста доходов ПФР.
В связи с тем, что в Российской Федерации отсутствует порядок осовременивания прошлых заработков, поскольку действует эквивалентная формула исчисления размера пенсии, исходя из расчетного пенсионного капитала и ожидаемого периода выплаты пенсий, отказ от общего принципа индексации страховой части трудовой пенсии по росту среднемесячной заработной платы, но не свыше роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера, представляется нецелесообразным.
При таком отказе страна вновь столкнется с проблемой «старения» пенсий, приводящей к снижению коэффициента замещения пенсией утраченного застрахованным лицом заработка и усугублением разрыва между уровнем ранее назначенных пенсий и вновь устанавливаемых пенсий работникам одинаковых профессий и одинаковой квалификации, что неизбежно создаст крайне нежелательный конфликт различных поколений пенсионеров и приведет к эскалации требований о новом существенном повышении размеров пенсий «старым» пенсионерам.