1. Понятие и функции интерактивности в СМИ 9
1.1. Интерактивность в современных СМИ 9
1.2. Эволюция и становление радиовещания и принципов
интерактивности в России 18
1.3. Интернет-радио сегодня: перспективы, проблемы,
конвергентные тенденции 26
2. Сравнительный анализ интерактивных форм на
радиовещании 38
2.1. Интерактивные формы радиостанции
«Серебряный дождь» 40
2.2. Интерактивные формы радиостанции «Эхо Москвы» 57
2.3. Сравнительный анализ интерактивной связи радиостанций
«Серебряный дождь» и «Эхо Москвы» 83
Заключение 88
Список литературы 96
Актуальность темы исследования
Современные СМИ под влиянием общих тенденций интеграции медиа претерпевают трансформации в пользу мобильности, мультимедийности, мультиформатности, доступности для потребителей информации и развития интерактивного контакта с аудиторией. Перемены в сфере журналистики привели к конструктивным преобразованиям технологического и экономического рынка, общественного и индивидуального сознания. Человек из потребителя информации стал не только ее создателем, но и создателем новой медиареальности. Одним из активно развивающихся каналов, предоставляющих аудитории площадку, инструментарий для совместного медиагенезиса, является радиовещание.
Радио на протяжении всей истории своего существования априори предполагало активное взаимодействие со слушателями. Появление Интернета и его динамичное развитие в качестве нового информационно-коммуникационного поля модифицировало рынок СМИ и технологий. Процесс дигитализации способствовал не только технологической адаптации традиционных медиа (прессы) в Сети, но и появлению новых, которые инкорпорируют традиционные и новаторские формы, способы журналистского творчества. Виртуализация средств массовой информации привела к появлению web или интернет-телевидения, прессы, радиовещания, а также к новым формам интерактивного контакта с аудиторией.
Конвергентная модель, синтезирующая печатные, визуальные и аудиальные медиа, активно реализуется на радио. Это способствовало трансформации драматургии вещания, работы радиожурналиста, жанровой системы, презентации информации и обратной связи со слушателями. Интеракции на радиоканалах стали доминирующим и аутентичным механизмом взаимоотношения слушателя и редакции, что, в свою очередь, способствует росту доверия аудитории и авторитетности станции. Активизация обратной связи в прямых эфирах и на сетевых платформах является неотъемлемой частью работы радиоканалов, позволяет производить мониторинг общественного мнения, формировать социальную позицию, отражать злободневные и актуальные проблемы. Вовлечение аудитории в журналистскую деятельность представляет собой факт отражения действительности в инфосреде и трансляцию социо-культурного кода. Современные технологии, механизмы контакта и диалога вещательных станций со слушателями — имманентные и социально значимые свойства радио. Все сказанное актуализирует тему, заявленную в данном исследовании.
Степень разработанности проблемы
Новые формы интеракций в радиовещании являются еще недостаточно исследованной темой. Тем не менее, изучением специфики радио в целом и интерактивных тенденций в его развитии занимались П.С. Гуревич, В.Н. Ружников, В.Б Дубровин, А.А. Шерель, Л.Д. Болотова, Л.А. Круглова, М.Н. Максимова, И.Н. Тхагушев, Е.А. Баранова, В.А. Сухарев и другими.
Е.А.Стрельниковой изучена периодизация отечественного вещания и видов интерактивности. Социально-функциональная значимость обратной связи и взаимодействия редакции радиоканала и аудитории, влияние интеракций на творческий процесс журналиста, на формы и жанры вещания исследованы в публикациях Г.В. Лазутиной, С.С. Распоповой, М.А. Слепцовой, С.В. Титовой, М.Б. Ворошиловой, А.В. Вовкулы, Е.А. Стрельниковой Е.Ю. Агамяна. Основные тенденции медиаконвергенции, различные концепции СМИ представлены в работах философов и социологов М. Маклюена и М. Кастельса. В статье Т. Ю. Жинжиной «Конвергенция как тренд развития современного радио» дается подробная классификация типов конвергенций медиа. Тенденции интеграции и исследование слияния разных видов СМИ на практике конкретных изданий, редакций, их специфика и особенности функционирования представлены в публикациях Е.А. Барановой «Конвергенция СМИ глазами российских журналистов-
практиков» и А.А. Грабельникова «Особенности конвергентной журналистики». Вартанова выделяет три вида интеграции СМИ: 1) слияние технологий; 2)слияние разобщенных медиа, 3) слияние рынков. В.В. Шеремет выделяет еще два типа — жанровую и смысловую конвергенцию. Влияние новых технологий на работу и творческий процесс журнализма, переформатирование радиостанций и появление новых форматов вещания исследуются Е.А. Болотовой, Л.А. Кругловой. Авторы отмечают мультимедийность, интерактивность и сетевое вещание радио как новую и неизбежную форму существования вещательных станций, которая синтезирует традиции и нововведения. Типологизацию форматов современного отечественного вещания и толкование термина дает В.А.
Сухарева в публикации «Что такое «формат»? или искусство массовой коммуникации». Она выделяет несколько дефиниций «формата» — музыкальный, кулинарный, идейный, социологический, маркетинговый и экономический, и распространенных типов отечественных радиоформатов - AC (современная музыка для взрослых), CHR (современное хит-радио), Rock (рок-радио), а также отмечает появление интегрированных видов - фьюжн- техники или мультиформатность, подразумевающие смесь несовместимых компонентов традиционной радийной драматургии.
На основе публикаций и работ Л.Д. Болотовой, В.А. Сухаревой, А.В. Бубукина, А.В. Вовкулы, Е.А. Стрельниковой изучены классификации вещательных станций по принадлежности к собственнику, охвату аудитории, тематической направленности, формату, сетке вещания, имиджу и манере эфира, принципу создания новостных блоков и т.п. Наиболее развернутую классификацию по цели радиостанции в своей статье «Типологические подходы к исследованию радиовещания» дает Е.Р. Раскатова. Она выделяет общественно-политические, коммерческие, просветительские, информационные и развлекательные цели. Современные формы радийной интерактивности отражены в статьях А.Бубукина и Е.Ю. Агамян — прямой эфир, жюри, телефонные опросы, электронные исследования, аудиториум- тест, фокус-группа, компьютер, пейджер, игры, викторины, розыгрыши, слушатели на радиостанции, SMS сервисы, а также социальные сети, сайт и виды внеэфирной обратной связи — внешние акции, промо компании, лекции, журналистские мастер-классы и т.п.
Развитие мультимедийных технологий и конвергентные тенденции трансформировали радиовещание в Интернет-радио с собственными принципами и механизмами работы, которые исследованы Е. А. Барановой («Особенности развития сайтов российских разговорных радиостанций»), И.И. Карпенко («Радиовещание в Интернете: формы вещания, специфика профессиональной деятельности журналистов, новые направления развития»), В.А. Колодкиным («Радио в Интернете»), С. Маргаряном («Как работает интернет-радио»), М.М. Лукиной и И.Д. Фомичевой («СМИ в пространстве Интернета») и другими. Авторы изучают принципы вещания в глобальной сети, характер и жанровую принадлежность контента радиовещательных сайтов, политику и особенности работы редакции, штаба журналистов и т.д. Мультимедийность как показатель оперативного, разностороннего, качественного и высокотехнологичного СМИ, инструментарий полного отражения социальной действительности, а также ее преимущества перед традиционными медиасферами представлены в статьях журналиста Р.Мухаметзянова «Преимущества мультимедийной мысли», О. Носовой «От мультимедийности не ускользнуть: как старейший советский бренд превратился в лидера российского медийного рынка», Р. Р. Саакова «Трансформация вещания русской службы Би-би-си — переход к мультимедийности».
Все сказанное обуславливает цель исследования — выявление основных форм интерактивности современного радиовещания и анализ их динамики.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
1. Дать обзор различных взглядов на понятие интерактивности.
Охарактеризовать основные этапы и специфику отечественного радиовещания и традиционных форм интеракций.
3. Исследовать различные формы обратной связи на радио и предлагаемые классификации данных форм.
4. Проанализировать основные модели коммуникативного акта между вещательной станцией и ее слушателями.
5. Исследовать типологии конвергенций и мультимедийности СМИ, их механизмов действия, функционирования и влияния на медиасферу.
6. Проанализировать жанровую систему радиовещания в условиях медиаконвергенции и актуализации интерактивного взаимодействия .
7. Изучить типологии и классификации Интернет-вещания, его функциональных особенностей и форм обратной связи.
8. Провести сравнительный анализ интерактивных практик радиостанций «Серебряный дождь» и «Эхо Москвы».
Объектом исследования являются формы интерактивности в современной радиожурналистике, предметом — специфика и динамика данных форм и соответствующих технологий.
Методы исследования. В основе работы лежит сравнительно-сопоставительный анализ, применяемый для выявления общих и различных видов и механизмов интерактивного контакта на радиостанциях. Также были применены элементы качественного контент-анализа по целевому назначению содержания эфирных выпусков программ и проектов, материалов и публикаций сайтов радиовещательных каналов, а также интегрированных с ними аккаунтов социальных сетей для определения целей жанровой, редакционной и программной политики FM и онлайн-станций. С помощью элементов жанрово-стилистического анализа были определены основные тематические и жанровые направления передач, транслируемых на выбранных радиоканалах. С помощью мотивационного и структурного анализа исследована модель коммуникативного акта на примере интервью в прямом радиоэфире, а методы квантификации и типологизации позволили определить по количеству характерных свойств и признаков вид сайта радиостанции.
Эмпирическую базу исследования составили эфирные выпуски, подкасты, видеотрансляции/записи программ и сетевых проектов, текстовые расшифровки передач, внеэфирные акции, мероприятия, а также официальные сайты и группы в социальных сетях радиостанций «Эхо Москвы» и «Серебряный дождь» за период 2015-2016 гг.
Научная новизна работы обосновывается тем, что в условиях динамичного развития конвергентных и мультимедийных СМИ, интерактивных технологий, интеграционных жанров программ на радиостанциях и возрастания их социально-культурной значимости соответственно возрастает необходимость изучения данных тенденций . Практическая важность диссертации заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы журналистами-практиками в своей работе; кроме того, материалы диссертации могут быть использованы в учебном процессе.
Структура данной работы подчинена цели, задачам и логике настоящего исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В данной работе были исследованы особенности форм интерактивности на современном радиовещании и специфика их функционирования, основные классификации обратной связи и конвергенции. На примере радиостанций «Серебряный дождь» и «Эхо Москвы» проведен сравнительный анализ интеракции в FM диапазоне и онлайн вещании. На развитие и формирование новых контактов взаимосвязи редакций радиоканалов и аудитории влияют процесс конвергирования медиа и тенденции трансформации традиционных СМИ в мультимедийные. Развитие технологического рынка и глобальной Сети генерировало новый тип радио, новые виды интеракций.
Исследование эфирных выпусков вещательных станций «СД» и «Эха» показали, что в традиционные жанровые структуры радиотрансляций инкорпорированы новые технологические способы и механизмы взаимосвязи (видеотрансляции, связь на сайте, приложения, социальные сети и т.п.), что способствует появлению новых мультимедийных форм на радио - тв-радио, фотогалереи, слайды, презентации и инфографика на web платформах, подкастинга и другие.
В таблице «Формы интерактивности на радиостанциях «Серебряный дождь» и «Эхо Москвы»» приведены основные механизмы обратной связи, используемые выбранными радиоканалами для исследования [Приложение 31]. Из указанных данных следует, что выбор и практика конкретных видов интерактивного контакта зависит от программной политики, творческой концепции и формата радиостанции.
Жанровая интерактивность. Жанровая интерактивность развита на обеих радиостанциях. «Эхо Москвы» реализует обратную связь преимущественно в интервью, беседах, дискуссиях, открытых столах и т.п., куда приглашают экспертов и гостей, а также в радиорепортажах. В структуре этих жанров органично используются технические способы обратной связи со слушателями, т.е. sms, телефонные звонки, социальные сети, видеотрансляция и т.д. Традиционные формы интерактивности на радиостанции сочетаются с современными способами интерактивного контакта. Жанровая интеракция применяется и на «Серебряном дожде» в таких программах, как «Отцы и дети», «Хроника дня», «Что-то хорошее» и т.д., но количество подобных проектов, содержащих беседу, интервью, круглые столы, значительно уступает по многообразию «Эху». На «Дожде» активно применяется еще одна интеракция — эфирная игра, интеллектуальное шоу (например, «Народ против Кирилла Набутова», «Йога для мозгов» и др.). Данный вид взаимодействия со слушателями применяется на «Эхе», но ограничивается ответами на вопросы по телефону или sms и розыгрышами призов («Говорим по-русски. Передача-игра», «Детская площадка с папашей Бунтманом» и т.д.), т.е. нет прямого участия в студии. Как показывает практика, игровые интеракции менее развиты на радиостанции «ЭМ», чем на «Серебряном дожде».
Телефонные звонки. В связи с жанровой политикой «Эха» данная форма интеракции наиболее активно реализуется в программах радиоканала - информационно-аналитических, игровых и т.п. Звонки осуществляют как сами слушатели, так и журналисты к экспертам, специалистам и т.п. «Серебряный дождь» использует телефонные звонки в некоторых программах - «Утро под Серебряным дождем», «С приветом, Набутов!», «Хроника дня», «Главные темы недели с Николаем Сванидзе» и т.п. Здесь звонки осуществляют преимущественно журналисты к героям событий, аналитикам, экспертам за комментариями, мнениями. Слушатели могут с помощью телефона сообщить о пробках, авариях на дорогах г. Москвы.
SMS - сервис применяется как на «Серебряном дожде», так и на «Эхе». В эфирах «Дождя» короткие сообщения от слушателей используются для того, чтобы выразить свое мнение, задать вопрос журналисту или герою программы, прокомментировать его точку зрения или другого слушателя, поставить в эфир любимую композицию Аналогичное функционально¬целевое назначение имеют sms сообщения в эфире «Эха». Кроме того, «ЭМ» применяет этот механизм обратной связи в эфирных голосованиях. Например, в программе «Говорим по-русски. Передача-игра» с помощью коротких сообщений на телефонный номер слушатели голосуют за лучшее слово недели, а в передачах «Разворот», «Ищем выход» короткие сообщения влияют на итоги и результаты тематических выпусков.
Пейджинговая связь — один из редких способов интерактивной связи, использующаяся только на радиостанции «Эхо Москвы».
Конкурсы/ розыгрыши наиболее развиты на «Серебряном дожде». Команда радиостанции придумывает интересные и интерактивные конкурсы, в которых интегрируются sms-сервис, телефонные звонки, социальные сети, сайт и т.п. Радиостанция «СД» проводит большое количество конкурсов фотографий, аудиорепортажей и т.п. Кроме того, розыгрыши для слушателей организуются во время внеэфирных мероприятий — акций, концертов и т.п. Розыгрыши призов проводятся и в эфире «Эха Москвы». Например, в программах «Детская площадка с папашей Бунтманом», «Говорим по-русски. Передача-игра» проводятся розыгрыши книг и других призов.
Видеотрансляция. Радиостанция «Серебряный дождь» организует видеотрансляции не всех передач. На сайте радиоканала можно просмотреть прямые трансляции программ «Хроника дня», «Главные темы недели с Николаем Сванидзе», «Что-то хорошее», «С приветом, Набутов!», интеллектуальной игры «Народ против Набутова» и др. Web-платформа «Эха Москвы» предоставляет возможность смотреть трансляцию всех выпусков передач, новостных блоков, наблюдать за «журналистской кухней» в студии радиостанции. Видеотрансляция на «Эхе», в отличие от «Серебряного дождя», производится в режиме нон-стоп.
Личный кабинет. Радиостанции предоставляют возможность слушателям зарегистрироваться на официальных сайтах, получить доступ ко всем интерактивным сервисам, а также вступить в клуб радиоканалов.
Комментирование. Система комментирования на сайте «Эха» доступна только зарегистрированным слушателям. Они могут оставлять более 20 комментариев без прохождения предварительной премодерации. Такой механизм интеракции позволяет обезопасить пользовательский контент от негативной информации. Комментировать материалы на web- платформе «Серебряного дождя» может любой незарегистрированный слушатель.
RSS-рассылки. Система рассылок материалов, подкастов, анонсов и прочего предоставляется интерактивным сервисом как «Серебряного дождя», так и «Эха Москвы». Подключение рассылки на сайте «Дождя» возможно только зарегистрированным пользователям в личном кабинете. Аналогичный алгоритм подписки есть на web-платформе «Эха». Кроме того, на страницах программ, проектов, размещенных на сайте, для удобного и оперативного подключения RSS, есть специальные пользовательские кнопки.
Функция сообщение автору на сайте/ на страницу программы предоставляется на сайте радиостанции «Дождя». Зарегистрированные пользователи web-версии радиоканала могут написать сообщение, пожелание автору или программе. Например, для того чтобы отправить привет или пожелание в программу «Музыкальный бизнес ланч» необходимо заполнить анкету согласия на обработку персональных данных (нужно указать Ф.И.О.), пройти авторизацию с помощью социальных сетей или личного кабинета. Аналогичная интеракция есть в web-версии «Эха Москвы» — «Задайте вопрос!». Авторизованный пользователь на странице передачи может оставить сообщение ведущему или журналисту.
Опросы/ голосования. «Серебряный дождь» проводит голосования на официальном сайте, участие в которых может принять незарегистрированный слушатель. Данные используются в тематических программах. В прямых эфирах информационно-аналитических передач (Например, «Хроника дня») слушатели с помощью интернет и sms-сервиса могут поучаствовать в опросах, выразить свои точки зрения. «Эхо Москвы» проводит разнообразные тематические, проблемные и событийные голосования на web-платформе и в прямых эфирах, где аудитория sms- сообщением отдает голос за один из предлагаемых вариантов. Стоит отметить, что «СД» голосования проводит на сайте, и опросы мнений слушателей с помощью сервиса коротких сообщений в эфире, а «Эхо», кроме этого, применяет sms в эфирных голосованиях и телефонные звонки в опросах мнений и точек зрения, что расширяет операционально-технологический и методологический виды взаимодействия с аудиторией.
Сайты радиостанций интегрированы с социальными сетями для авторизации и регистрации пользователей и доступа к интерактивному портфелю на web-платформах радиоканалов. «Эхо Москвы» и «Серебряный дождь» имеют аккаунты в социальных сетях (Facebook, Вконтакте, Instagram и др.), где размещаются анонсы программ и расписания, информационные сообщения, фотографии с эфирных и внеэфирных акций, которые подписчики могут комментировать, делать репост или ставить отметки нравится (лайк).
Форум. В отличие от радиостанции «Серебряный дождь», у «Эха» есть собственный форум, где зарегистрированные слушатели общаются с журналистами, ведущими программ и другими слушателями, размещают материалы из авторских блогов, поздравляют участников с днем рождения и т.п. Форум «Эха Москвы» представляет собой минимизированную «корпоративную социальную сеть» для аудитории и сотрудников вещательной станции.
Блог/ публикация материалов пользователей сайта. «Эхо Москвы» предоставляет возможность своим радиослушателям проявить творческие способности в блогосфере. На сайте публикуют материалы, авторами которых являются радиослушатели. Их могут рекомендовать, комментировать другие авторы. Такой механизм интеракции представляет собой прямое вовлечение аудитории в журналистское творчество.
Внеэфирные интерактивность (акции). Радиостанция «Серебряный дождь» кроме основных эфирных проектов организует внеэфирные благотворительные акции, а также специальные мероприятия для своих слушателей. Это консолидирует коллектив вещательной станции и ее аудиторию. «Эхо Москвы» в сравнении с «СД» не практикует проведение внеэфирных мероприятий. Относительно недавно «Эхо Москвы» совместно с Добром Mail.Ru запустили проект «Добро на радио». Он представляет собой блог на официальном сайте радиостанции, где размещают материалы о людях, нуждающихся в помощи для лечения и оказавшихся в трудной ситуации. Стоит отметить, что внеэфирный интерактив является неотъемлемой составляющей программной политики «СД» и чаще фигурирует в творческой концепции радиостанции, чем на «Эхе Москвы».
Услуги. «Серебряный дождь» предоставляет своей аудитории коммерческие услуги по записи музыкальных оформлений, джинглов, диджейских сетов, аудиомонтажу, по организации и проведению мероприятий с ведущими радиостанции. Подобная интеракция не практикуется радиостанцией «ЭМ».
Счетчики просмотров страниц или материалов. На сайте Эха можно ознакомиться с количеством просмотров программ, публикаций, блогов, подкастов, видеотрансляций и других материалов. Web-версия «Серебряного дождя» предоставляет возможность ознакомиться с количеством просмотров и комментариев на начальной странице любой из программ.
Рейтинг. На сайте «Серебряного дождя» отсутствуют рейтинги популярности материалов, программ, авторов, слушателей и т.п. Альтернативой рейтинговой системе в Интернет версии радиостанции является рубрика «Лучшее за неделю», где слушатели могут ознакомиться с лучшими интервью, выпусками программ, видеотрансляциями подкастами. Web-платформа радиостанции «Эха Москвы» помимо рейтингов и топов программ, гостей студии, интервью, голосований размещает рейтинг пользователей, которые проявляют большую активность на сайте (имеют большое количество просмотров, комментариев, рекомендаций, заданных вопросов и т.д.). Они отмечаются специальными значками.
Приложения. На площадках обеих радиостанций можно скачать специализированные приложения для телефонов и ПК. Интерактивный сервис «Серебряного дождя» предоставляет больше возможностей для скачивания, чем «ЭМ». На его сайте можно приобрести приложения для смартфонов на базе IOS и Android, фирменные рингтоны, web приемник для ПК, и файлы для прослушивания радиостанции в плеере компьютера и других мобильных устройствах. На сайте «Эха» можно скачать приложение только для Iphone и «toolbar эха».
Подкасты. «Серебряный дождь» размещает подкасты не ко всем программам и без возможности их скачивания на ПК или мобильное устройство. Это обусловлено программной политикой радиостанции. Напротив, на сайте «Эха» можно прослушать аудиофайл к любой передаче/ проекту и скачать его на девайс. Данный вид интеракции делает радио более мобильным и доступным, в связи с чем слушатель может ознакомиться с выпуском программы в любое время. Но этот сервис разрушает драматургию прямого эфира и эффект «штучности» и оригинальности выпусков.
Гость в студии. Радиостанция «СД» применяет этот вид интерактивности и взаимодействия в интеллектуальной игре «Народ против Кирилла Набутова». Слушатель, заполнив анкету на сайте, может стать участником эфира. Кроме того, редакцией радиоканала организуется экскурсия по офису «Серебряного дождя». Каждому предоставляется шанс ознакомиться с процессом работы ведущих журналистов, оборудованием, техникой радиовещания и т.п. «Эхо» не практикует данный вид интеракции.
Интерактив в FM-диапазоне преимущественно основывается на телефонных звонках, sms-сервисах, но интернетизация способствовала разработке мультимедийного пакета обратной связи на персональных сайтах радиоканалов и интеграции их с традиционным вещанием. Так, сайт «Эха Москвы» не является самостоятельной информационной площадкой, большая часть его контента (90%) - это содержание эфирных выпусков программ FM-диапазона. На сайте «Серебряного дождя» размещены подкасты и текстовые расшифровки не всех программ, так как редакционная политика основывается на культивировании традиций драматургии вещания и новаторства. Кроме того, сайт «Серебряного дождя» отражает интересы «корпоративизма» среди слушателей в клубе «СД», а также представляет собой продолжение интерактивной связи как с редакцией, так и с авторами программ. Аудитория оказывается вовлеченной в медийный процесс благодаря операциональному инструментарию на сайте (личный кабинет, система комментирования, связь с редакцией/ автором, репост и т.д.) и кастомизации его содержания. Некоторые сетевые жанры СМИ адаптируются на вещательных сайтах, например, пользовательские блоги на web-платформе «Эха Москвы», что также является взаимоотношением автора (слушателя) и редакции. Более того, тенденции мультимедийности способствуют появлению новых интегративных жанров. Веб-версии «Серебряного дождя» и «Эха Москвы» продолжают редакционную политику и программные цели — информировать, просвещать и популяризировать знания, интеллектуальную культуру. Тем не менее, полное размещение FM- контента на сайте «Эха» отодвигает на задний план оффлайн-аналог, в отличие от «Серебряного дождя», придерживающегося моментности эфира и оригинального медийного продукта.
Ориентация современных радиостанций на развитие интерактивности трансформировала пассивного потребителя СМИ в социально активного, рефлексирующего участника и креатора медиа. Обратная связь в прямом эфире или в онлайн-вещании транслирует новый социокультурный код социальной трансграничности, с помощью которого слушатель влияет и конструирует на действительность через медиа-реальность. Таким образом, интерактивность на радио метаморфизирует структуру, природу драматургии радиожурналистики, а также создает новый тип медиа-сознания.
1. Артемьева О. А. Количественные и качественные методы психологического воздействия массовой коммуникации : учеб.пособие - Иркутск : Иркут.гос. ун-т, 2007. - 155 с.
2. Аничкин А. Искусство владеть аудиторией //Журналист. - М.: ООО Вива-экспресс. - 2012. - № 10. - С. 30.
3. Аничкин А. Сила красноречия и красноречие силы // Журналист. - М.: ООО Вива-экспресс. - 2012. - № 2. - С. 26.
4. Антонов А. Как удержаться на радиоволне // Журналист. - М.: ООО Вива-экспресс. - 2014. - № 2. - С. 57-58.
5. Баранова Е.А. Конвергенция СМИ глазами российских журналистов -практиков // Вестник МГУ - Сер. 10. Журналистика: 2010. - №4. - С.91 -98.
6. Болотнова Н.С. Филологический анализ текста : учеб.пособие / Н.С. Болотнова. — 4-е изд. — М. : Флинта : Наука, 2009. — 520 с.
7. Болотова Е.А. Двадцать лет спустя, или «Слушайте радио, остальное - видимость!» // Вестник МГУ - 2010. - сер. 10 : Журналистика. - № 4. - С.163 -179.
8. Болотова Е.А. Радиовещание в эпоху новейших технологий // Вестник МГУ - 2009. - Сер. 10. Журналистика.-№ 4. - С. 57 - 65.
9. Болотова Е.А. История создания и эволюция программной концепции радиостанции «Эхо Москвы // Вестник Московского университета. - 2007. - Сер. 10. Журналистика.- №3. - С.23-38.
10. Болотова Е.А. Радиожурналистика: проблемы, парадоксы и перспективы профессии [материалы круглого стола] // Журналистика и культура русской речи. - 2009. - №1. - С.16-35.
11. Болотова Л. Д. Отечественное радиовещание в начале XXI века: новые реалии и старые проблемы // Вестник МГУ - 2004. - сер. 10: Журналистика. - №2. - С. 6-20.
12. Болотова Л. Д. Радиовещание в период перестройки (1985-1991) // Вестник МГУ - 2007. - Сер. 10. Журналистика - № 3. - С. 10-22.
13. Болотова Л. Д. Радиовещание на фоне времени // Вестник МГУ - 2009. - Сер. 10, Журналистика. - №4. - С. 51-58.
14. Болотова Л.Д. Радиоформаты, форматирование,
переформатирование // Вестник Московского университета. - 2010. - Сер. 10. Журналистика.-№6. - С.79-89.
15. БубукинА.В. Эфирные тайны- Новосибирск: Издательство «FM- реклама», 2003. - 148 с.
16. Бухтияров В. Интернет-вещание без компьютера // Наша жизнь. - 2013. - № 10. - С.25-33.
17. Вартанова Е.Л. Мультимедийные стратегии московских FM- радиостанций // Вестник МГУ - 2011. - Сер. 10. Журналистика. -№6. - С.6¬32.
18. Гарматин А. А. Интернет-вещание: особенности и принципы функционирования // Вестник Воронежского государственного университета.- 2004. - №2. - С. 121-133.
19. Голышко А. Интернет и телерадиовещание // Радио. - 2012. - № 4. - С. 7-9.
20. Грабельников А.А. Особенности конвергентной журналистики // Вестник Университета академии образования. - 2013. - №3. - С. 79-83.
...