Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические основы исследования социального предпринимательства 10
1.1 Основные теории и концепции социального предпринимательства 10
1.2 Особенности развития социального предпринимательства в России и мире 25
1.2.1 Основные характеристики и функции социального предпринимательства 25
1.2.2 История и современные особенности развития социального
предпринимательства в России и мире 28
1.3 Социальное предпринимательство как один из факторов социального развития 41
Глава II. Особенности социального предпринимательства в Алтайском крае и его влияние на социальное развитие региона (на основе социологического исследования) 49
2.1 Методика социологического исследования социального предпринимательства как фактора социального развития Алтайского края 49
2.2 Особенности практического развития социального
предпринимательства в Алтайском крае 57
2.2.1 Анализ аналитического отчета о состоянии социального
предпринимательства в Алтайском крае в 2017 году 57
2.2.2 Обработка и анализ данных экспертного опроса 64
2.3 Практические рекомендации по совершенствованию развития социального предпринимательства в Алтайском крае 103
Заключение 110
Список использованной литературы 113
Приложение 122
Актуальность темы обусловлена тем, что социальное предпринимательство является новаторской деятельностью, в первую очередь направленной на решение или смягчение социальных проблем, возникающих в обществе. Но, тем не менее, из-за своей сравнительной новизны, многие аспекты и проблемы социального предпринимательства являются малоизученными, что влияет на качественное обоснование и динамику изменения данного явления. Кроме того, явление социального предпринимательства еще не укоренилось в сознании многих людей как важный элемент развития общественных отношений и инструмент уменьшения уровня социального неравенства.
Изучение социального предпринимательства позволит выявить и тщательно проанализировать преимущества и недостатки этого инновационного способа ведения бизнеса. Это, в свою очередь, позволит эффективно внедрить социальное предпринимательство в экономическую и социальную жизнь в качестве нового способа улучшения социально-экономического благополучия в регионе и российском обществе в целом.
Социальная проблема заключается в противоречии возможного несоответствия между предполагаемыми и реальными особенностями развития социального предпринимательства в России и их влиянием на социально - экономическое развитие. Новизна исследования заключается в том, что по нашим данным в Алтайском крае еще не проводились социологические исследования в сфере социального предпринимательства. Обоснованность научной работы обусловлена недостаточным научным изучением социального предпринимательства в Алтайском крае. Достоверность исследования подтверждается представленными экспертными оценками.
Теоретическая значимость научной работы заключается в определении основных подходов к изучению социального предпринимательства, его характерных особенностей и отличий от благотворительной деятельности, традиционного бизнеса и деятельности некоммерческих организаций, а также важной роли социального предпринимательства в смягчении или решении насущных социальных проблем. Полученные в результате исследования теоретические положения способствуют систематизации и увеличению знаний в области экономики, социологии бизнеса и социального предпринимательства.
Практическая значимость изучения социального предпринимательства в Алтайском крае заключается в том, что оно позволит выявить уровень внедрения социального предпринимательства в региональную действительность и позволит определить проблемы и перспективы развития социального предпринимательства в регионе. Используя полученные данные, региональные и муниципальные власти смогут проанализировать видимые проблемы и за счет этого попробовать снизить риски, связанные с внедрением и развитием социального предпринимательства, а также возможно смогут обеспечить более комфортные условия субъектам социального бизнеса. Кроме того, сами предприниматели, открывающие свой бизнес в данной сфере, смогут проанализировать все недостатки и риски, связанные с продвижением этой сферы бизнеса, а также смогут более точно спрогнозировать перспективы развития своего личного дела. Все это в конечном итоге может способствовать снижению социальных проблем в регионе для его эффективного социально - экономического развития.
Теоретико-методологические и прикладные проблемы предпринимательской деятельности рассматриваются в научных работах таких зарубежных исследователей, как: А. Коул, А. Маршалл, А. Смит, Б. Гильдебранд, Дж. С. Милль, Д. Риккардо, Ж. Б. Сэй, Й. Шумпетер, Р. Кантильон, П. Друкер, У. Рошер, Ф. Визер, Ф. Кенэ и т.д. В данных работах исследуется предпринимательство как экономическая функция.
Особенности деятельности предпринимателей в современном российском обществе, их место и роль в социальной структуре, взаимоотношения с властью раскрыты в работах А. А. Возьмителя, А. Ю. Чепуренко, В. А. Бунько, , В. И. Верховина, В. Н. Глухова, Г. П. Лапина, М. М. Гузева, Н. И. Ломакина, О. В. Иншакова и т.д.
Важный вклад в толкование, выделение основных черт и факторов развития предпринимательства внесли зарубежные учёные и исследователи Г. Диз, Дж. Боше, Дж. Виравардена, Дж. Морт, К. Карнеги и т.д.
Функциональная составляющая социального предпринимательства и его отличительные свойства в сравнении с некоммерческим сектором и классическим бизнесом достаточно хорошо отражены в работах Дж. Мэйра, Дж. Эммерсона, И. Марти, К. Альтер, Р.Л. Мартина, С. Осберг и т.д.
Среди отечественных ученых исследователей явления социального предпринимательства, его особенностей, проблем, тенденций и перспектив развития следует отметить работы А. А. Московской, А. В. Мухина, В. В. Жоховой, В. Глушкова, Л. Тарадиной, М. Баталиной, Н. И. Зверевой и т.д.
Осмысление сущности социального предпринимательства в области социальной ответственности представителей бизнеса представлены в научных работах А. В. Савина, А. Ф. Векслер, Г. Л. Тульчинского, Е. В. Орловой, Л. А. Темниковой, М. Б. Орлова, О. В. Карамовой, Р. Н. Павлова и т.д.
Объект научного исследования - социальное предпринимательство.
Предмет научного исследования - социальное предпринимательство в Алтайском крае.
Цель научного исследования - на основе исследования социального предпринимательства в Алтайском крае разработать рекомендации, способствующие его более широкому внедрению в социально-экономическую жизнь региона.
Задачи научного исследования:
1. Изучить основные теории и концепции социального предпринимательства.
2. Проанализировать основные особенности, тенденции, проблемы и перспективы развития социального предпринимательства в России и за рубежом.
3. Изучить явление социального предпринимательства с позиции фактора социального развития.
4. Определить и описать методику проведения эмпирического социологического исследования.
5. Провести анализ документации, отражающей современное
состояние социального предпринимательства в Алтайском крае.
6. Выявить основные источники поддержки социального
предпринимательства в Алтайском крае.
7. Определить основные направления развития социального предпринимательства в Алтайском крае.
8. Выявить и проанализировать преимущества, недостатки и
перспективы развития социального предпринимательства в Алтайском крае.
9. Определить, способствует ли распространение социального предпринимательства решению или смягчению социальных проблем Алтайского края.
10. Предоставить практические рекомендации по совершенствованию распространения социального предпринимательства в Алтайском крае.
Гипотеза основания: распространение и функционирование субъектов социального предпринимательства в Алтайском крае оказывает влияние на смягчение социальных проблем и создает перспективные условия для социального развития региона.
Гипотезы следствия:
1. Деятельность субъектов социального предпринимательства в Алтайском крае охватывает различные сферы, имеющие социальные проблемы.
2. Деятельность субъектов социального предпринимательства способствует решению или смягчению проблем социально-уязвимых категорий населения.
3. Развитие социального предпринимательства помогает решать актуальные социальные проблемы и способно оказывать влияние на снижение уровня социальной напряженности и социального неравенства в Алтайском крае.
4. Государство и региональные власти заинтересованы в развитии социального предпринимательства на территории Алтайского края и способствуют его продвижению и развитию.
5. Между субъектами социального предпринимательства в Алтайском крае выстроено слаженное взаимодействие и сотрудничество.
Диссертационное исследование в методологическом и теоретическом плане базируется на классических и современных научных трудах отечественных и зарубежных учёных и исследователей в сфере экономики, социологии и социального предпринимательства. В качестве методологической основы научной работы нами была разработана интегрированная модель социального предпринимательства. В основе этой модели лежит сочетание теории традиционного предпринимательства Й. Шумпетера, выдвигающей ключевое значение инноваций в предпринимательской деятельности, а также теории гибридности Ким Альтер, рассматривающей социальное предпринимательство как гибридную форму организации, вобравшую в себя лучшие элементы государства, рыночных механизмов и бизнеса.
При написании данной научной работы были использованы такие общенаучные методы, как дедукция, индукция, анализ, синтез, сравнение, а также такие социологические методы исследования, как анализ документов и экспертный опрос.
Эмпирической базой исследования послужили данные аналитического отчета о состоянии социального предпринимательства, некоммерческих организаций и релевантных социальным направлениям областей, в регионе присутствия представителя Фонда «Наше будущее»» за первый квартал 2017 года, а также экспертные оценки, полученные в результате опроса экспертов (10 человек), работающих в сфере социального предпринимательства или занимающихся ее сопровождением и поддержкой.
Положения, выносимые на публичную защиту:
1. В настоящее время в Алтайском крае действуют около 4671 субъекта предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности, среди которых точно можно отнести к социальному предпринимательству около 300 предприятий.
2. Основная государственная и региональная поддержка субъектов социального предпринимательства в Алтайском крае реализуется посредством деятельности Центра инноваций социальной сферы, который в 2017 году был признан лучшим в России.
3. В настоящее время в Алтайском крае формы государственной поддержки развиты лучше, чем формы негосударственной поддержки. Тем не менее, поддержка крупных некоммерческих частных российских фондов в крае также присутствует. Алтайские предприятия и компании на сегодняшний день не оказывают систематическую поддержку социальным предприятиям, а в основном только на основе случаев фандрайзинга.
4. Актуальными и развивающимися областями социального предпринимательства в Алтайском крае являются: сфера детства, образование, здоровье и реабилитация, культура и туризм.
5. Информированность населения о социальном предпринимательстве в Алтайском крае слабая, что связано с отсутствием законодательного оформления явления социального предпринимательства, а также нежеланием отдельных муниципалитетов развивать эту сферу бизнеса.
6. Развитие социального предпринимательства в Алтайском крае сейчас скорее вносит точечный качественный вклад в решение социальных проблем, возникающих в различных отраслях и на различных территориях, и поэтому на данном этапе является зарождающимся фактором социального развития региона.
Апробация результатов исследования проводилась посредством участия в: IV региональной молодежной конференция «Мой выбор - Наука!» с докладом: «Факторы развития социального предпринимательства в России (на примере г. Барнаула)»; V региональной молодежной конференции «Мой выбор - Наука!» с докладом: «Социальное предпринимательство как фактор социального развития Алтайского края»; всероссийской научной конференции «XI Ковалевские чтения» с докладом: «Факторы развития социального предпринимательства в России»; X Международной научно-практической конференции «Социология в современном мире: наука, образование, творчество» с докладом: «Феномен социального предпринимательства: ключевые особенности и направления развития»; XII Международной научной конференции «Сорокинские чтения - 2018» с докладом: «Социальное неравенство как инструмент снижения социального неравенства в России».
Изданные публикации:
1. Синельников Е. С. Социальное предпринимательство как инструмент снижения социального неравенства в России // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2018»: Сборник материалов. - М.: МАКС Пресс. - 2018. - С. 564-566.
2. Синельников Е. С. Факторы развития социального предпринимательства в России // Глобальные социальные трансформации XX - начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции XI Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года; [отв. ред. Ю. В. Асочаков]. - СПб.: Скифия-принт. - 2017. - С. 1345-1347.
3. Синельников Е. С. Феномен социального предпринимательства: ключевые особенности и направления развития // Социология в современном мире: наука, образование, творчество : сборник статей. — Вып. 10 / под ред. О. Н. Колесниковой, Е.А. Попова. - Барнаул : Изд-во Алт. ун-та. - 2018. - С 297¬301.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы (72 источника) и приложением. В первой главе изучены теоретико-методологические основы исследования социального предпринимательства, а во второй главе исследована специфика социального предпринимательства в Алтайском крае Объем работы составляет 124 страницы.
В данной научной работе нами было изучено явление социального предпринимательства, его характерные особенности, функции, проблемы и перспективы развития. Было выявлено, что социальное предпринимательство представляет собой новаторскую форму предпринимательской деятельности, направленную на решение социальных проблем на основе самоокупаемости. Также было замечено, что, не смотря на сравнительно малую историю в сравнении с классическим предпринимательством, различными исследователями и учеными были разработаны различные теории, концепции и модели социального предпринимательства, вобравшие в себя элементы традиционного бизнеса и благотворительности.
Кроме того, в данной научной работе социальное предпринимательство рассматривалось с позиции возможного фактора социального развития. Было выявлено, что этот нетрадиционный вид предпринимательской деятельности действительно соответствует показателям социального развития и может выступать одним из его возможных факторов.
На основании проведенного социологического исследования нами были также изучены особенности развития социального предпринимательства в Алтайском крае. Было выявлено, что в Алтайском крае созданы достаточно комфортные условия для развития социального предпринимательства, так как в регионе создана качественная государственная инфраструктурная поддержка и действует поддержка негосударственных частных фондов. Кроме того, в крае активно развиваются партнерские отношения между субъектами социального предпринимательства, и реализуется совместные социальные проекты различной направленности.
Помимо этого, нами были получены результаты о том, что субъекты алтайского социального предпринимательства действительно способствуют решению социальных проблем, возникающих в регионе. В частности, в регионе за счет развития социального предпринимательства была решена проблема с нехваткой мест в детских садах, активно решаются проблемы здравоохранения и сферы реабилитации различных категорий граждан, а также достаточно выражено наличие частного музейного сектора, способствующего сохранению и трансляции культурного наследия края.
Но, не смотря на это, нами были выявлены и некоторые существенные недостатки социального предпринимательства, которые свойственны не только Алтайскому краю, но и России в целом. Прежде всего, это связано с принятием отдельного законодательства в сфере социального предпринимательства, отсутствие которого затрудняет вычленить истинных субъектов социального предпринимательства из общей массы предпринимательского сектора и оказывать им более эффективную и узконаправленную поддержку, в том числе и финансовую.
Также слабая сторона социального предпринимательства заключается в слабой осведомленности населения и самих предпринимателей об этой сфере бизнеса. Отмечается, что многие предприниматели зачастую сами не понимают, что занимаются именно социальным предпринимательством. Кроме того, было подмечено, что органы муниципальной власти на отдельных территориях края также не проявляют интерес к развитию и поддержке социального предпринимательства и не ведут информационное продвижение этого вида экономической деятельности.
На данном этапе алтайское социальное предпринимательство не способно внести значимый экономический вклад в развитие региона, но за счет развития в определенных сферах помогает вносить точечный качественный вклад в решение социальных проблем.
Тем не менее, социальное предпринимательство планомерно развивается и охватывает все большие территории Алтайского края. Перспективы развития социального предпринимательства в Алтайском крае являются достаточно хорошими. Кроме того, что постоянно улучшается и модернизируется государственная и региональная система поддержки, в скором времени на базе отдельных учебных заведений планируется внедрение факультативных курсов по предпринимательству и социальному предпринимательству.
Все это позволяет рассматривать социальное предпринимательство как развивающееся социально-экономическое явление, способное оказать существенное влияние на будущее социальное развитие Алтайского края и выступать одним из его возможных факторов.
В процессе написания данной научной работы были выполнены поставленные цели и задачи, а также подтверждены выдвинутые гипотезы. Помимо этого, на основании полученных результатов социологического исследования нами были разработаны практические рекомендации, которые могут помочь совершенствованию развития социального предпринимательства в Алтайском крае.
В качестве отдельной рекомендации следует отметить, что явление социального предпринимательства и его различных аспектов в Алтайском крае и России остается мало изученным. На основании этого нами рекомендуется обратить повышенный интерес социологического сообщества к разностороннему изучению данного явления.
1. Александров, Д. Г. Социальное предпринимательство в современном мире // Д. Г. Александров, Т. И. Королева // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 4. - С. 45-50.
2. Ангелова, О. Ю. Социальное предпринимательство: синтез гуманитарного и экономического подхода / О. Ю. Ангелова, О. Р. Чепьюк, Н. Г. Бряндинская // Российский внешнеэкономический вестник. - 2017. - № 9. - С. 105-114.
3. Андронова, Ю. Э. Стратегии исследования социального предпринимательства / Ю. Э. Андронова // Известия Саратовского университета. - 2017. № 1. - С. 42-46.
4. Андронова, Ю .Э . Структурно-содержательный анализ понятия «Социальное предпринимательство» / Ю. Э. Андронова // Известия Саратовского университета. - 2016. - Т. 16. - № 1. - С. 39-42.
5. Багг-Левин, Э. Социально-преобразующие инвестиции. Как мы меняем мир и зарабатываем деньги / Э. Багг-Левин, Дж. Эммерсон ; пер. А. Чернышев. - Москва: Политическая энциклопедия, 2017. - 271 с.
6. Баталина, М. Обзор опыта и концепций социального предпринимательства с учетом возможностей его применения в современной России / М. Баталина, А. Московская, Л. Тарадина. - Москва : ГУ ВШЭ, 2008. - 84 с.
7. Борнштейн, Д. Как изменить мир. Социальное
предпринимательство и сила новых идей / Д. Борнштейн ; пер. с англ. - Москва: Альпина Паблишер, 2017. - 499 с.
8. Ветрова, Е. А. Социальное предпринимательство как фактор развития общества / Е. А. Ветрова, М. И. Бородина // Социально-экономические явления и процессы. - 2016. - Т. 11. - № 12. - С. 18-22.
9. Войнова, О. А. Эволюция концепции социального предпринимательства / О. А. Войнова, О. А. Козлова // Вестник Забайкальского государственного университета. - 2016. - Т. 1. - № 22. - С. 102-112.
10. Галина Карелова: Регионы должны поддерживать социальных предпринимателей // Парламентская газета. - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим доступа :https://www.pnp.ru/economics/galina-karelova-regiony-dolzhny-podderzhivat-socialnykh-predprinimateley.html.- Загл. с экрана.
11. Глобальные социальные трансформации XX - начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб. : Скифия-принт, 2017. - 1568 с.
12. Глушков, В. Социальное предпринимательство в России. Начало пути // Российский микрофинансовый центр. - Электрон. дан. - Москва, 2009. - Режим доступа :http://www.rmcenter.ru/about/news/detail.php?ID=2907. - Загл. с экрана.
13. Гришина, Я. С. Социальное предпринимательство как инновационно-правовая основа обеспечения имущественных отношений / Я. С. Гришина // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2013. - № 3(2). - С. 50-52.
14. Грубенкова, Д. А. Предпринимательство в теориях Р. Кантильона, Маркса, Веблена и Шумпетера: сравнительный анализ / Д. А. Грубенкова // Международный студенческий научный вестник. - Электрон. дан. - 2016. - №
2. - Режим доступа :https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=15405. - Загл. с экрана.
15. Дарден-Филлипс, К. Ваш шанс изменить мир: Практическое пособие по социальному предпринимательству / Крейг Дарден-Филлипс ; пер. с англ. - Москва : Альпина Паблишер, 2012. - 280 с.
16. Джефф Сколл. Предпринимательство как служение // Истории
успеха - Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2008. - Режим доступа :http://www.nb-
forum.ru/interesting/stories/dzheff-skoll-predprinimatelstvo-kak-sluzhenie.html#ixzz5HSmA8CGr.- Загл. с экрана.
17. Дмитриев, Р. В. Основные подходы к социальной ответственности предпринимательства / Р. В. Дмитриев // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. - 2017. - № 2(40). - 103-107.
18. Ельмеев, В. Я. Прикладная социология: очерки методологии / В. Я. Ельмеев, В. Г. Овсянников. - 2-е изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского государственного ун-та, 2007. - 296 с.
19. Жохова, В. В. Социальное предпринимательство: концепция, сущность и значение / В. В. Жохова // Современная конкуренция. - 2015. - Т. 9. - № 4(52). - С. 77-99.
20. Жохова, В. В. Социальное предпринимательство: сущность и понятие / В. В. // Известия Дальневосточного федерального университета. -
2015. - № 1(73). - С. 85-98.
21. Жохова, В. В. Социальное предпринимательство: типология видов / В. В. Жохова // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. - 2015. - № 4. - С. 89-105.
22. Зверева, Н. И. От идеи к успешному социальному бизнесу: курс лекций по социальному предпринимательству / Н. И. Зверева, Е. Н. Бесшапошникова. - Москва : Зеленая книга, 2015. - 632 с.
23. Зверева, Н. Создание успешного социального предприятия: практическое пособие / Н. Зверева. - Москва : Зеленая книга, 2014. - 96 с.
24. Зверева, Н. И. Политические эффекты социального предпринимательства / Н. И. Зверева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Социология. Политология. - 2014. - Т. 14. - № 1. - С. 111¬115.
25. Зуева, Е. Л. Возможности развития института социального предпринимательства в России / Е. Л. Зуева, С. Ю. Ховаев // ARS ADMINISTRANDI. - 2015. - № 3. - С. 46-59.
26. Игорь Сухотин: «Мы считаем, что социальные проблемы надо решать бизнес-способами» // Экспертное мнение - Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим
доступа : http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/igor-suhotin-my-schitaem-
chto-sotsialnye-problemy-nado-reshat-biznes-sposobami.html#ixzz5GyaOPO1i. -
Загл. с экрана.
27. Импульс добра // Импульс Добра. - Электрон. дан. - Москва, 2018.
- Режим доступа :http://impulsdobra.ru/.- Загл. с экрана.
28. Калугина, Т. Г. Социальное предпринимательство как фактор регионального развития (теория и практика) / Т. Г. Калугина // Известия Иркутского государственного университета. - 2012. - №2(9), ч. 2. - С. 92-102.
29. Камбердиева, С. С. Развитие социального предпринимательства в Российской Федерации / С. С. Камбердиева, Ю. И. Стагниева, Г. В. Хетагуров // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 12-3. - С. 37-45.
30. Карта социального бизнеса Европы // Экспертное мнение - Портал
«Новый бизнес: социальное предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2015. - Режим доступа :http: //www.nb- forum.ru/interesting/experts/karta-
sosialnogo-bisnesa-evropy.html.- Загл. с экрана.
31. Карта социального бизнеса Европы. Многообразная вселенная //
Экспертное мнение - Портал «Новый бизнес: социальное
предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2015. - Режим доступа : http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/karta-socialno go-businessa-evropy.html.
- Загл. с экрана.
32. Карта социального предпринимательства Европы. Поддержка и
риски // Экспертное мнение - Портал «Новый бизнес: социальное
предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2015. Режим доступа : http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/karta-socialno go-businessa-evropy-
3. html.- Загл. с экрана.
33. Кикал, Дж. Социальное предпринимательство. Миссия - сделать мир лучше / Дж. Кикал, Т. Лайонс ; пер. П. Миронов ; ред. Д. Денисова. - Москва : Альпина Паблишер, 2014. - 430 с.
34. Клепикова, Т. В. Развитие социального бизнеса в России / Т. В. Клепикова // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2015. - № 4(99). - С. 282-286.
35. Лебедева, И. С. Концепция социального предпринимательства в контексте современной Российской действительности / И. С. Лебедева // Вестник Томского государственного университета. - 2011. - № 344. - С. 62-64.
36. Макаревич, А. Сущность и специфика социального предпринимательства в России / А. Макаревич, Т. Сазонова // Российское предпринимательство. - 2012. - №24(222). - С. 52-56.
37. Манахова, И. В. Социальное предпринимательство как экономическое явление / И. В. Манахова // Вестник Поволжского института управления. - 2011. - № 4. - 166-174.
38. Московская, А. А. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика исследования / А. А. Московская. - Москва : НИУ «Высшая школа экономики», 2011. - 284 с.
39. Мухин, А. В. Эволюция понятия социального
предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства / А. В. Мухин // Новые технологии. - 2011. - № 2. - С. 74-78.
40. Набатова, О. В. Исследование сущности предпринимательства в социально-экономическом развитии общества / О. В. Набатова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - Т. 8. - № 52. - С. 116-119.
41. Наталия Зверева - о главной премии в российском социальном
предпринимательстве // Экспертное мнение - Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим доступа : http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/natalia-zvereva-o-
premii.html#ixzz5Gyfckk7l.- Загл. с экрана.
42. Наталия Зверева: Социальная экономика. Новое - хорошо забытое старое? // Экспертное мнение - Портал «Новый бизнес: социальное предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2017. - Режим доступа : http: //www.nb-forum.ru/interesting/experts/social-economics.html#ixzz5GyZmkxxR+. - Загл. с экрана.
43. Наталья Зверева: «Социальному предпринимательству быть» //
Экспертное мнение - Портал «Новый бизнес: социальное
предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2016. - Режим доступа : http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/socialnoe-predprinimatelstvo-kak-katalizator.html.- Загл. с экрана.
44. Николаева, Д. Социальных предпринимателей введут в закон. Незащищенным категориям добавят экономической самодостаточности / Д. Николаева // Газета Коммерсантъ. - 2017. - № 4. - С. 2-6.
45. Нуждается ли социальное предпринимательство в доверии? Результаты всероссийских опросов населения // Исследовательская группа ЦИРКОН, Всероссийский омнибус «КВАРТА». - Электрон. дан. - Москва,
2016. - Режим доступа :http://www.zircon.ru/upload/iblock/ff6/SP PR 2016.pdf.- Загл. с экрана.
46. О РМЦ // Российский микрофинансовый центр. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа :http://www.rmcenter.ru/about/.- Загл. с экрана.
47. О фонде // Фонд Наше Будущее. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа :http://www.nb-fund.ru/about-us/.- Загл. с экрана.
48. О фонде // Центр социальных программ РУСАЛ. - Электрон. дан. - Красноярск, 2018. - Режим доступа :https://www.fcsp.ru/fond/.- Загл. с экрана.
49. Опросы методом «снежного кома» (snow-ball) // Фонд «Социум». - Электрон. дан. - Екатеринбург, [б. г.]. - Режим доступа : http://fsocium.com/method/snow-ball/.- Загл. с экрана.
50. Полтавская, М. Б. Социальное предпринимательство как идея и как процесс: взгляд некоммерческих организаций / М. Б. Полтавская // Logos et Praxis. - 2015. - № 3. - С. 136-150.
51. Программа «Территория РУСАЛа» // Центр социальных программ
РУСАЛ. - Электрон. дан. - Красноярск, 2018. - Режим доступа :
https://www.fcsp.ru/program/rusal territory/. - Загл. с экрана.
52. Российское социальное предпринимательство в мировом рейтинге
// Экспертное мнение - Портал «Новый бизнес: социальное
предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2016. - Режим доступа : http://www.nb-forum.ru/interesting/experts/rossiiskoe-socialnoe-predprinimatelstvo-v-mirovom-reitinge.html#ixzz5GyjEMeLv.- Загл. с экрана.
53. Сагинова, О. В. К вопросу определения понятия социального предпринимательства / О. В. Сагинова, Ю. Л. Сагинов // Российское предпринимательство. - 2012. - № 6(204). - С. 80-88.
54. Синельников, Е. С. Феномен социального предпринимательства: ключевые особенности и направления развития / Е. С. Синельников // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2018. - № 10. - С. 297-301.
55. Смирнов, В. П. Развитие теории управления предпринимательскими
организациями / В. П. Смирнов // ЭТАП: экономическая теория, анализ,
практика. - 2012. -№1. - С. 113-123.
56. Смысл социального предпринимательства (The Meaning of Social Entrepreneurship) // Дарудар. Сервис дарения вещей и услуг. - Электрон. дан. - Москва, 2011. - Режим доступа :https: //habr.com/company/darudar/blog/135078/. - Загл. с экрана.
57. Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2018»: Сборник материалов. - Москва : МАКС Пресс, 2018. - 1312 с.
58. Социальное предпринимательство // Новый бизнес. Социальное предпринимательство. - Электрон. дан. - Москва, 2007-2018. - Режим доступа : http://www.nb-forum.ru/social/.- Загл. с экрана.
59. Социальное предпринимательство // Центр социальных программ РУСАЛ. - Электрон. дан. - Красноярск, 2018. - Режим доступа : https://www.fcsp.ru/program/business people/.- Загл. с экрана.
60. Социальное развитие // Социология. Общество. - Электрон. дан. -
[Б. м.], [б. г.]. - Режим доступа:
http://www.grandars.ru/college/sociologiya/socialnoe-razvitie.html.- Загл. с экрана.
61. Сущность предпринимательства // Стратегическое планирование и стратегическое управление. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2009. - Режим доступа : http://www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/sp.html. - Загл. с экрана.
62. Сытых, О. Л. Этика и бизнес: поиски гармонии или путь к конфликту? / О. Л. Сытых // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. - 2011. - № 3. - С. 355-358.
63. Тезаурус социологии. Кн. 2. Методология и методы социологических исследований: темат. слов.-справ. / под ред. Ж. Т. Тощенко. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 415 с.
64. Финансовая поддержка социального бизнеса // Фонд Наше Будущее. - Электрон. дан. - Москва, 2018. - Режим доступа:http://www.nb- fund.ru/social-entrepreneurship/finansovaya-podderjka-socialnogo-biznesa/.- Загл. с экрана.
65. Фурман, Ф. Как работает филантропия в США. Идеи и практика, ресурсы и организация / Ф. Фурман. - Москва : Издательские решения, 2015. - 430 с.
66. Чигаева, В. Ю. Методика исследований в социальной работе: учебное пособие / В. Ю. Чигаева, М. Н. Большакова. - Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2011. - 308 с.
67. Школа социального предпринимательства // Центр социальных программ РУСАЛ. - Электрон. дан. - Красноярск, 2018. - Режим доступа : https://www.fcsp.ru/press/anonces/2688/.- Загл. с экрана.
68. Юнус, М. Создавая мир без бедности: Социальный бизнес и
будущее капитализма / М. Юнус, А. Жоли. - Москва : Альпина Паблишерз, 2009. - 307 с.
69. Leadbeater, Ch. The rise of the social entrepreneur / Ch. Leadbeater. - London: Demos, 1997. - 115 p.
70. School for social entrepreneurs. About us.// School for social
entrepreneurs. - Электрон. дан. - [Б. м.], [б. г.]. -Режим доступа :
https://www.the-sse.org/about-school-for-social-entrepreneurs/.- Загл. с экрана.
71. Social Entrepreneurship // Ashoka. - Электрон. дан. [Б. м.], [б. г.]. - Режим доступа :https://www.ashoka.org/en/focus/social-entrepreneurship.- Загл. с экрана.
72. SSE: обучение действием // Экспертное мнение - Портал «Новый
бизнес: социальное предпринимательство». - Электрон. дан. - Москва, 2014. - Режим доступа : http: //www.nb-forum.ru/interesting/experts/alaster-
willson.html#ixzz5HKsLAb 1 g. -Загл. с экрана.