Информированность студентов о курсах повышения квалификации как формы дополнительного платного образования (на примере исследования обучающихся в магистратуре АлтГУ)
|
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы исследования информированности студентов о курсах повышения квалификации 12
1.1. Система повышения квалификации вузов в России и за рубежом 12
1.2 Основные теоретические подходы к организации и исследованию
повышения квалификации в вузе 27
1.3 Методология и методика социологического исследования 37
2. Информированность студентов АлтГУ о возможности повышения
квалификации в вузе 42
2.1 Организация курсов повышения квалификации в АлтГУ 42
2.2 Осведомленность студентов о возможностях повышения квалификации.
2.3 Рекомендации для повышения уровня информированности 72
Заключение 78
Список литературы 81
Приложение 92
1. Теоретико-методологические основы исследования информированности студентов о курсах повышения квалификации 12
1.1. Система повышения квалификации вузов в России и за рубежом 12
1.2 Основные теоретические подходы к организации и исследованию
повышения квалификации в вузе 27
1.3 Методология и методика социологического исследования 37
2. Информированность студентов АлтГУ о возможности повышения
квалификации в вузе 42
2.1 Организация курсов повышения квалификации в АлтГУ 42
2.2 Осведомленность студентов о возможностях повышения квалификации.
2.3 Рекомендации для повышения уровня информированности 72
Заключение 78
Список литературы 81
Приложение 92
Актуальность темы исследования. Вопросы повышения квалификации в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность. В современных условиях перед профессиональным обучением стоит целый ряд принципиально важных задач, обусловленных потребностями адаптации предприятий к рынку. Современное производство в данный момент предъявляет высокие требования к рабочим кадрам. В ходе научно-технического прогресса одни профессии исчезают, другие появляются, уплотняется трудовой ритм. Всё это порождает необходимость в новых формах подготовки, и повышению квалификации.
Система дополнительного образования в настоящее время связывает между собой различные части образовательного процесса и отрасли экономики, чем способствует росту интеллектуального потенциала общества и социально-экономическому развитию РФ. Она соответствует индивидуальным и общественным интересам, требованиям и запросам, как работников, так и работодателей. Система дополнительного образования отличается ориентацией на запросы конкретного заказчика, разнообразием программ обучения, мобильностью реагирования на требования рынка, а также соответствием изменениям технической и социокультурной сферы. Эти отличия способствуют развитию системы дополнительного профессионального образования в образовательном пространстве, тем самым обеспечивают постоянный спрос на дополнительное образование. В соответствии с нормативными актами Российской Федерации в нашей стране действует несколько видов ДПО.
В первую очередь это повышение квалификации, переподготовка и стажировка, данные виды относятся к наиболее распространённым видам дополнительного профессионального образования.
Постановлением Правительства РФ № 295 от 15 апреля 2014 была принята государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013 - 2020 годы, одной из задач которой является
формирование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая развитие региональных систем непрерывного образования. Для активизации процесса Министерством образования и науки Российской Федерации в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, направлены методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах РФ (письмо от 26 декабря 2013 г. № АК-3076/06, письмо от 23 января 2014 № ДЛ-28/06).
Разрабатывается концепция непрерывного образования взрослых. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, а также учёта имеющихся образований, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. Из этого следует что, ДПО является основной составляющей системы непрерывного образования взрослых. 1 июля 2013 года Минобрнауки России был издан Приказ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». В данном приказе предусматривается разработка новых процедур организации ДПО, оценки качества программ, а также новые формы регламентирующих и методических документов.
В целях реализации этого порядка выпущено письмо Минобрнауки России № АК-1879/06 от 02.09.2013 «О документах о квалификации», сведения о которых теперь должны заносится в Федеральный реестр сведений о документах, об образовании и о квалификации, документах об обучении» (Постановление Правительства РФ от 26.08.13 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах, об образовании и о квалификации, документах об обучении»). Премьер-министром Дмитрием Медведевым было подписано распоряжение от 31 марта 2014 года №487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов». [61]
Степень изученности проблемы. В настоящее время система российского образования кардинально меняет свои направления развития. Идет ориентация на нормативные и правовые документы, а также происходит становление системы непрерывного образования. Дополнительное профессиональное образование, является частью этой системы. Его положительные тенденции были рассмотрены в работах И.Я. Ильинской, Е.Л. Болотовой, П.С. Фодоровым, В.А. Останшковым и Ю.Р. Канеевой. Возрастающая роль ДПО, определяющаяся его ответственностью за воспроизводство интеллектуального потенциала общества, а также социальной реабилитации людей нашла свое место в работах таких ученых как А.М. Рубанов, Е.А. Будникова, Н.В. Чумакова, В.П. Жуковский, Н.П. Эпова. На данный момент идеология непрерывного образования является определяющей в мировой образовательной политике. Идет активное изучение различных концепций и программ его развития. Все это можно видеть в научных трудах АА. Высовского, И.В. Смирнова, И.А. Нигматулиной, Е.Ю. Надеждиной, Е.А. Шатурной, Ю.И. Шторгиной.
Объект исследования - курсы повышения квалификации, как форма дополнительного платного образования.
Предмет исследования - информированность о курсах повышения квалификации, осуществляемых на платной основе в алтайском государственном университете.
Цель исследования - исследовать уровень информированности о курсах повышения квалификации как формы дополнительного платного образования в АлтГУ и выработать рекомендации по улучшению информированности.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. Изучить систему повышения квалификации вузов в России и за рубежом.
2. Исследовать основные теоретические подходы к организации и исследованию повышения квалификации в вузе;
3. Определить методику проведения социологического исследования;
4. Выявить уровень информированности студентов о возможности повышения квалификации на платной основе;
5. Разработать рекомендации для улучшения информированности о курсах повышения квалификации.
Гипотезы исследования:
1. Одной из актуальных форм получения дополнительного платного образования в мире, являются курсы повышения квалификации.
2. Существуют специальные методики для организации курсов повышения квалификации, осуществляемых на платной основе, в вузах.
3. Методологически адекватной для целей и задач исследования является теория Э. Дюргейма.
4. Уровень информированности о центрах повышения квалификации в алтайском государственном университете является низким.
5. Самым распространенным способом получения информации о курсах повышения квалификации является сайт АлтГУ.
6. Самым удобным способом получения информации о курсах повышения квалификации являются социальные сети.
7. Востребованность услуг центров повышения квалификации повысится при повышении уровня информированности о них.
Методы исследования: традиционный анализ литературы; анкетный опрос магистрантов алтайского государственного университета; анализ документов.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
Данная магистерская работа основывается на принципах системности, взаимосвязи общего с частным, а именно использован структурно-функциональный подход к анализу, чтобы рассмотреть социологию образования как элемент профессионального образования в целом, а так же во взаимосвязи с такими методами обучения, как курсы повышения квалификации, что позволило исследователю определить влияние и функцию курсов повышения квалификации по отношению к профессиональному образованию.
Среди первых работ по социологии образования следует назвать работы Э. Дюргейма, он впервые поставил вопрос о значении и самостоятельности - социологии образования, ее проблематике.
Существенный вклад в становление социологии образования касающиеся темы исследования внесли Т. Парсонс, Р. Коллинз, П. Бурдье, А. Турэн и другие социологи. Р. Коллинз показал, каким образом различные статусные группы влияют на развитие образования, на формирование его различных стандартов. А. Турэн проследил взаимодействие системы образования, особенно университетов, с ее социокультурной средой. Российские социологи М.Н. Руткевич, Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин и другие исследовали роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала социальной мобильности.
Систематизация основных теоретико-методологических подходов к курсам повышения квалификации позволила сделать вывод о междисциплинарном характере их исследования. Потребовалось обращение к исследованиям теорий по социологии образования и исследований организации учебного процесса на курсах, бизнес теории.
Н.Р. Ипатова в своей работе раскрыла различные особенности процессного подхода к строению системы корпоративной переподготовки и повышению квалификации при условии бизнес-образования. Она смогла обосновать, что именно данный подход может позволить использовать функциональные возможности современных образовательных технологий, а также повысить качество готовности специалистов к жестким условиям на рынке труда.
Г.Р. Юсупова смогла раскрыть особенности организаций повышения квалификации используя личностно-ориентированный и деятельно-ценностный подходы обучения. Юсуповой была разработана методическая система, которая включила в себя ряд теоретических основ. В данные теоретические основы входят:
> теоретическое моделирование процесса повышения квалификации, в основе которого лежат кибернетические, психологические, а также системные подходы;
> в соответствие с тремя этапами учебной деятельности составлены процессуальные компоненты;
> модель методической системы, включающая цель, содержание и различные типовые модули последовательных этапов учебной деятельности и методов обучения.
Эффективность повышения квалификации на рабочем месте смог обосновать такой российский ученый, как С.Б. Качалов. Под данной эффективностью он понимает «процесс систематического совершенствования знаний, умений и трудовых навыков сотрудников посредством обучения внутри организации, обеспечивающий рост эффективности выполнения работы персоналом, результаты которого являются одним из факторов обеспечения высокой эффективности деятельности предприятия в целом».
В последние годы наибольшую популярность приобрёл тренинговый подход к повышению квалификации персонала компании. Его сутью является строение процесса повышения, квалификации опираясь на систему групповых профессионально-ориентированных тренингов. Р.С. Силкиным была обоснована необходимость в компетентностном подходе в дополнительном профессиональном образовании.
На основе социологического исследования было установлено, что причины слабого посещения курсов повышения квалификации, осуществляемых на платной основе, является низкий уровень информированности о них. Также были выявлены различные методы, лежащие в основе дополнительного платного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из актуальных форм получения дополнительного платного образования в мире, являются курсы повышения квалификации.
2. Методологически адекватным примером к целям и задачам является теория Э. Дюргейма.
3. Основными методами социологического исследования является анкетный опрос магистрантов алтайского государственного университета и анализ документов центров повышения квалификации.
4. На данный момент уровень информированности о курсах повышения квалификации, как формы дополнительного платного образования находится на низком уровне, что было подтверждено в ходе опроса магистрантов АлтГУ.
5. Для повышения уровня информированности о возможности прохождения курсов повышения квалификации необходимо выполнение комплекса рекомендаций. А именно более подробное распространение о появлении новых курсов повышения квалификаций, как внутри факультета, так и в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит дополнительный вклад в развитие основных подходов в исследовании курсов повышения квалификации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, обобщены, и практические предложения могут быть использованы директорами центров повышения квалификации.
Апробация работы. Полученные результаты были изложены в выступлении на III региональной молодежной научной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 2017 г.); на III региональной молодежной научной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 2018 г.); XI Ковалевские чтения Глобальные социальные трансформации XX - начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) (Санкт-Петербург, 2017 г.); XII Международная научная конференция «СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» (Москва, 2018 г.), и опубликован ряд статей:
1. Омар А.А. Специфика курсов повышения квалификации, как формы дополнительного платного образования // Глобальные социальные трансформации XX - начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2017. - 1568 с.
2. Омар А.А. Концепции курсов повышения квалификации, как
формы дополнительного образования // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2018»:
Сборник материалов. - М.: МАКС Пресс, 2018 - 1312 с.
3. Омар А.А. Преимущества курсов повышения квалификации, как формы дополнительного образования // Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Текст] : сборник статей. — Вып. 10 / под ред. О. Н. Колесниковой, Е. А. Попова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2018. — 312 с.
Структура работы
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (74 наименования), 1 приложения. Общий объем работы составляет 97 страниц печатного текста.
Система дополнительного образования в настоящее время связывает между собой различные части образовательного процесса и отрасли экономики, чем способствует росту интеллектуального потенциала общества и социально-экономическому развитию РФ. Она соответствует индивидуальным и общественным интересам, требованиям и запросам, как работников, так и работодателей. Система дополнительного образования отличается ориентацией на запросы конкретного заказчика, разнообразием программ обучения, мобильностью реагирования на требования рынка, а также соответствием изменениям технической и социокультурной сферы. Эти отличия способствуют развитию системы дополнительного профессионального образования в образовательном пространстве, тем самым обеспечивают постоянный спрос на дополнительное образование. В соответствии с нормативными актами Российской Федерации в нашей стране действует несколько видов ДПО.
В первую очередь это повышение квалификации, переподготовка и стажировка, данные виды относятся к наиболее распространённым видам дополнительного профессионального образования.
Постановлением Правительства РФ № 295 от 15 апреля 2014 была принята государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2013 - 2020 годы, одной из задач которой является
формирование системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая развитие региональных систем непрерывного образования. Для активизации процесса Министерством образования и науки Российской Федерации в адрес органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования, направлены методические рекомендации по стимулированию и поддержке непрерывного образования в субъектах РФ (письмо от 26 декабря 2013 г. № АК-3076/06, письмо от 23 января 2014 № ДЛ-28/06).
Разрабатывается концепция непрерывного образования взрослых. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, а также учёта имеющихся образований, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. Из этого следует что, ДПО является основной составляющей системы непрерывного образования взрослых. 1 июля 2013 года Минобрнауки России был издан Приказ № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам». В данном приказе предусматривается разработка новых процедур организации ДПО, оценки качества программ, а также новые формы регламентирующих и методических документов.
В целях реализации этого порядка выпущено письмо Минобрнауки России № АК-1879/06 от 02.09.2013 «О документах о квалификации», сведения о которых теперь должны заносится в Федеральный реестр сведений о документах, об образовании и о квалификации, документах об обучении» (Постановление Правительства РФ от 26.08.13 № 729 «О федеральной информационной системе «Федеральный реестр сведений о документах, об образовании и о квалификации, документах об обучении»). Премьер-министром Дмитрием Медведевым было подписано распоряжение от 31 марта 2014 года №487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов». [61]
Степень изученности проблемы. В настоящее время система российского образования кардинально меняет свои направления развития. Идет ориентация на нормативные и правовые документы, а также происходит становление системы непрерывного образования. Дополнительное профессиональное образование, является частью этой системы. Его положительные тенденции были рассмотрены в работах И.Я. Ильинской, Е.Л. Болотовой, П.С. Фодоровым, В.А. Останшковым и Ю.Р. Канеевой. Возрастающая роль ДПО, определяющаяся его ответственностью за воспроизводство интеллектуального потенциала общества, а также социальной реабилитации людей нашла свое место в работах таких ученых как А.М. Рубанов, Е.А. Будникова, Н.В. Чумакова, В.П. Жуковский, Н.П. Эпова. На данный момент идеология непрерывного образования является определяющей в мировой образовательной политике. Идет активное изучение различных концепций и программ его развития. Все это можно видеть в научных трудах АА. Высовского, И.В. Смирнова, И.А. Нигматулиной, Е.Ю. Надеждиной, Е.А. Шатурной, Ю.И. Шторгиной.
Объект исследования - курсы повышения квалификации, как форма дополнительного платного образования.
Предмет исследования - информированность о курсах повышения квалификации, осуществляемых на платной основе в алтайском государственном университете.
Цель исследования - исследовать уровень информированности о курсах повышения квалификации как формы дополнительного платного образования в АлтГУ и выработать рекомендации по улучшению информированности.
Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи исследования:
1. Изучить систему повышения квалификации вузов в России и за рубежом.
2. Исследовать основные теоретические подходы к организации и исследованию повышения квалификации в вузе;
3. Определить методику проведения социологического исследования;
4. Выявить уровень информированности студентов о возможности повышения квалификации на платной основе;
5. Разработать рекомендации для улучшения информированности о курсах повышения квалификации.
Гипотезы исследования:
1. Одной из актуальных форм получения дополнительного платного образования в мире, являются курсы повышения квалификации.
2. Существуют специальные методики для организации курсов повышения квалификации, осуществляемых на платной основе, в вузах.
3. Методологически адекватной для целей и задач исследования является теория Э. Дюргейма.
4. Уровень информированности о центрах повышения квалификации в алтайском государственном университете является низким.
5. Самым распространенным способом получения информации о курсах повышения квалификации является сайт АлтГУ.
6. Самым удобным способом получения информации о курсах повышения квалификации являются социальные сети.
7. Востребованность услуг центров повышения квалификации повысится при повышении уровня информированности о них.
Методы исследования: традиционный анализ литературы; анкетный опрос магистрантов алтайского государственного университета; анализ документов.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
Данная магистерская работа основывается на принципах системности, взаимосвязи общего с частным, а именно использован структурно-функциональный подход к анализу, чтобы рассмотреть социологию образования как элемент профессионального образования в целом, а так же во взаимосвязи с такими методами обучения, как курсы повышения квалификации, что позволило исследователю определить влияние и функцию курсов повышения квалификации по отношению к профессиональному образованию.
Среди первых работ по социологии образования следует назвать работы Э. Дюргейма, он впервые поставил вопрос о значении и самостоятельности - социологии образования, ее проблематике.
Существенный вклад в становление социологии образования касающиеся темы исследования внесли Т. Парсонс, Р. Коллинз, П. Бурдье, А. Турэн и другие социологи. Р. Коллинз показал, каким образом различные статусные группы влияют на развитие образования, на формирование его различных стандартов. А. Турэн проследил взаимодействие системы образования, особенно университетов, с ее социокультурной средой. Российские социологи М.Н. Руткевич, Л.Н. Коган, Ф.Р. Филиппов, В.Н. Шубкин и другие исследовали роль системы образования как фактора изменения социальной структуры общества и важного канала социальной мобильности.
Систематизация основных теоретико-методологических подходов к курсам повышения квалификации позволила сделать вывод о междисциплинарном характере их исследования. Потребовалось обращение к исследованиям теорий по социологии образования и исследований организации учебного процесса на курсах, бизнес теории.
Н.Р. Ипатова в своей работе раскрыла различные особенности процессного подхода к строению системы корпоративной переподготовки и повышению квалификации при условии бизнес-образования. Она смогла обосновать, что именно данный подход может позволить использовать функциональные возможности современных образовательных технологий, а также повысить качество готовности специалистов к жестким условиям на рынке труда.
Г.Р. Юсупова смогла раскрыть особенности организаций повышения квалификации используя личностно-ориентированный и деятельно-ценностный подходы обучения. Юсуповой была разработана методическая система, которая включила в себя ряд теоретических основ. В данные теоретические основы входят:
> теоретическое моделирование процесса повышения квалификации, в основе которого лежат кибернетические, психологические, а также системные подходы;
> в соответствие с тремя этапами учебной деятельности составлены процессуальные компоненты;
> модель методической системы, включающая цель, содержание и различные типовые модули последовательных этапов учебной деятельности и методов обучения.
Эффективность повышения квалификации на рабочем месте смог обосновать такой российский ученый, как С.Б. Качалов. Под данной эффективностью он понимает «процесс систематического совершенствования знаний, умений и трудовых навыков сотрудников посредством обучения внутри организации, обеспечивающий рост эффективности выполнения работы персоналом, результаты которого являются одним из факторов обеспечения высокой эффективности деятельности предприятия в целом».
В последние годы наибольшую популярность приобрёл тренинговый подход к повышению квалификации персонала компании. Его сутью является строение процесса повышения, квалификации опираясь на систему групповых профессионально-ориентированных тренингов. Р.С. Силкиным была обоснована необходимость в компетентностном подходе в дополнительном профессиональном образовании.
На основе социологического исследования было установлено, что причины слабого посещения курсов повышения квалификации, осуществляемых на платной основе, является низкий уровень информированности о них. Также были выявлены различные методы, лежащие в основе дополнительного платного образования.
Положения, выносимые на защиту:
1. Одной из актуальных форм получения дополнительного платного образования в мире, являются курсы повышения квалификации.
2. Методологически адекватным примером к целям и задачам является теория Э. Дюргейма.
3. Основными методами социологического исследования является анкетный опрос магистрантов алтайского государственного университета и анализ документов центров повышения квалификации.
4. На данный момент уровень информированности о курсах повышения квалификации, как формы дополнительного платного образования находится на низком уровне, что было подтверждено в ходе опроса магистрантов АлтГУ.
5. Для повышения уровня информированности о возможности прохождения курсов повышения квалификации необходимо выполнение комплекса рекомендаций. А именно более подробное распространение о появлении новых курсов повышения квалификаций, как внутри факультета, так и в вузе.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что работа вносит дополнительный вклад в развитие основных подходов в исследовании курсов повышения квалификации.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, полученные в ходе исследования, обобщены, и практические предложения могут быть использованы директорами центров повышения квалификации.
Апробация работы. Полученные результаты были изложены в выступлении на III региональной молодежной научной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 2017 г.); на III региональной молодежной научной конференции «Мой выбор - НАУКА!» (Барнаул, 2018 г.); XI Ковалевские чтения Глобальные социальные трансформации XX - начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) (Санкт-Петербург, 2017 г.); XII Международная научная конференция «СОРОКИНСКИЕ ЧТЕНИЯ» (Москва, 2018 г.), и опубликован ряд статей:
1. Омар А.А. Специфика курсов повышения квалификации, как формы дополнительного платного образования // Глобальные социальные трансформации XX - начала XXI вв. (к 100-летию Русской революции) / Материалы научной конференции IX Ковалевские чтения 9-11 ноября 2017 года. / Отв. редактор: Ю.В. Асочаков. СПб.: Скифия-принт, 2017. - 1568 с.
2. Омар А.А. Концепции курсов повышения квалификации, как
формы дополнительного образования // Социальная несправедливость в социологическом измерении: вызовы современного мира: XII Международная научная конференция «Сорокинские чтения - 2018»:
Сборник материалов. - М.: МАКС Пресс, 2018 - 1312 с.
3. Омар А.А. Преимущества курсов повышения квалификации, как формы дополнительного образования // Социология в современном мире: наука, образование, творчество [Текст] : сборник статей. — Вып. 10 / под ред. О. Н. Колесниковой, Е. А. Попова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2018. — 312 с.
Структура работы
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (74 наименования), 1 приложения. Общий объем работы составляет 97 страниц печатного текста.
Во время обучения в вузе у студента формируется представление о его дальнейшей профессиональной деятельности. Будет ли он работать по специальности, или же на этапе обучения он поменяет свое мнение и решит выбрать другую профессию близкую к его специальности.
Конкретизация представлений о будущей профессиональной детальности весьма значительна и имеет не психологическое, социальное и экономическое значение. Ее решение влияет на временную перспективу молодого специалиста, определяет выбор необходимой информации и адекватных форм обучения при его профессиональной подготовке. Не реалистичность складывающихся в период обучения в вузе представлений о себе и сфере профессиональной деятельности не может обеспечить быструю и качественную адаптацию, что удлиняет и делает более затратным процесс.
Отношение студентов к будущей профессии формируется в процессах обучения и профессионального самоопределения, которое неразрывно связанно с личностным самоопределением. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально - психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и само актуализации.
В период обучения в вузе закладываются основы научно-теоретических знаний, которые после развиваются и совершенствуются непосредственно в практической профессиональной деятельности, в системе переподготовки и повышения квалификации, а также в процессе постоянного самообразования.
Студент как носитель субъектного опыта, стремится к раскрытию собственного творческого потенциала, в том случае, если ему предоставлены соответствующие педагогические условия. В качестве условий развития субъектной позиции студента указываются: проблемность, проективность, рефлексивность и эвристичность.
В структуре личности ведущее место занимает мотивация. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Мотивационная составляющая профессионального развития личности имеет свои специфические особенности на разных этапах профессионального становления. Огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности играют общественные институты: система образования, пропаганды и т.д.
Образовательная деятельность дает возможность студенту обретать личностные смыслы и значения образования, накапливать опыт отношения к будущей профессии и отношений в будущей профессии, находясь в условиях образовательного процесса.
В данной магистерской работе были рассмотрены различные теоретические подходы к изучению проблем дополнительного профессионального образования. Также дана обширная характеристика современного состояния дополнительного профессионального образования в России и за рубежом.
Теоретико-методологический анализ показал, что в России непрерывное профессиональное образование делится на пять ступеней, которые в свою очередь делятся на уровни образования, нужные для получения профессии и на уровень профессионального образования. За рубежом одной из основных целей повышения квалификации лежит формирование многопрофильности персонала.
8. В соответствии с результатами социологического исследования определено отношение магистрантов Алтайского государственного университета к ИДПО АлтГУ, их осведомленность о возможности повышения квалификации. Из которых мы можем сделать выводы о том, что уровень информированности в вузе является ниже желаемого. Существует необходимость тщательно продумывать форму подачи информации о возможности прохождения курсов повышения квалификации в алтайском государственном университете, так как, востребованность услуг центров повышения квалификации повысится при повышении уровня информированности о них. Получение дополнительного образования в ходе обучения в вузе для студентов несет ряд положительных моментов. После окончания ВУЗа студенты, имеющие ряд различных профессиональных компетенций будут значительно выделяться на рынке труда, среди общей массы. Это позволит им получить более выгодные для выпускников предложения о работе. Также у них будет возможность более стремительно подниматься по карьерной лестнице. Для работодателей сотрудники, имеющие больше обширных знаний в различных областях, являются высококачественными специалистами.
В заключение можно сказать, что освещение института дополнительного образования в алтайском государственном университете находится на стадии развития, а работа, ведущаяся по оповещению студентов, преподавателей, а так же других учебных подразделений требует доработок и должна пройти путь совершенствования. Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что в ходе написания магистерской диссертации все поставленные в работе задачи были решены, гипотезы доказаны, цель исследования достигнута.
Конкретизация представлений о будущей профессиональной детальности весьма значительна и имеет не психологическое, социальное и экономическое значение. Ее решение влияет на временную перспективу молодого специалиста, определяет выбор необходимой информации и адекватных форм обучения при его профессиональной подготовке. Не реалистичность складывающихся в период обучения в вузе представлений о себе и сфере профессиональной деятельности не может обеспечить быструю и качественную адаптацию, что удлиняет и делает более затратным процесс.
Отношение студентов к будущей профессии формируется в процессах обучения и профессионального самоопределения, которое неразрывно связанно с личностным самоопределением. Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально - психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и само актуализации.
В период обучения в вузе закладываются основы научно-теоретических знаний, которые после развиваются и совершенствуются непосредственно в практической профессиональной деятельности, в системе переподготовки и повышения квалификации, а также в процессе постоянного самообразования.
Студент как носитель субъектного опыта, стремится к раскрытию собственного творческого потенциала, в том случае, если ему предоставлены соответствующие педагогические условия. В качестве условий развития субъектной позиции студента указываются: проблемность, проективность, рефлексивность и эвристичность.
В структуре личности ведущее место занимает мотивация. Она определяется постоянно меняющимся соотношением разных побуждений, входящих в мотивационную сферу. Мотивационная составляющая профессионального развития личности имеет свои специфические особенности на разных этапах профессионального становления. Огромную роль в формировании и развитии мотивационной сферы личности играют общественные институты: система образования, пропаганды и т.д.
Образовательная деятельность дает возможность студенту обретать личностные смыслы и значения образования, накапливать опыт отношения к будущей профессии и отношений в будущей профессии, находясь в условиях образовательного процесса.
В данной магистерской работе были рассмотрены различные теоретические подходы к изучению проблем дополнительного профессионального образования. Также дана обширная характеристика современного состояния дополнительного профессионального образования в России и за рубежом.
Теоретико-методологический анализ показал, что в России непрерывное профессиональное образование делится на пять ступеней, которые в свою очередь делятся на уровни образования, нужные для получения профессии и на уровень профессионального образования. За рубежом одной из основных целей повышения квалификации лежит формирование многопрофильности персонала.
8. В соответствии с результатами социологического исследования определено отношение магистрантов Алтайского государственного университета к ИДПО АлтГУ, их осведомленность о возможности повышения квалификации. Из которых мы можем сделать выводы о том, что уровень информированности в вузе является ниже желаемого. Существует необходимость тщательно продумывать форму подачи информации о возможности прохождения курсов повышения квалификации в алтайском государственном университете, так как, востребованность услуг центров повышения квалификации повысится при повышении уровня информированности о них. Получение дополнительного образования в ходе обучения в вузе для студентов несет ряд положительных моментов. После окончания ВУЗа студенты, имеющие ряд различных профессиональных компетенций будут значительно выделяться на рынке труда, среди общей массы. Это позволит им получить более выгодные для выпускников предложения о работе. Также у них будет возможность более стремительно подниматься по карьерной лестнице. Для работодателей сотрудники, имеющие больше обширных знаний в различных областях, являются высококачественными специалистами.
В заключение можно сказать, что освещение института дополнительного образования в алтайском государственном университете находится на стадии развития, а работа, ведущаяся по оповещению студентов, преподавателей, а так же других учебных подразделений требует доработок и должна пройти путь совершенствования. Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что в ходе написания магистерской диссертации все поставленные в работе задачи были решены, гипотезы доказаны, цель исследования достигнута.



