Коммуникационные кампании на рынке табачной продукции
(на примере продвижения «IQOS» и «JUUL» американской табачной
компании «Филип Моррис Интернэшнл»)
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования коммуникационных кампаний табачных фирм, проводимых в условиях законодательных ограничений 6
1.1. Основные направления исследования коммуникационных кампаний 6
1.2. Особенности продвижения табачными компаниями устройств
альтернативного табакокурения 37
Глава 2. Исследование коммуникационных кампаний «Филип Моррис Интернэшнл» по продвижению инновационной табачной продукции 47
2.1. Коммуникационная кампания «IQOS» 47
2.2. Коммуникационная кампания «JUUL» 64
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 83
Сейчас многие организации сталкиваются с серьезными ограничительными мерами со стороны государства. Каждый год в России создают и принимают новые законы и поправки, которые с каждым разом еще сильнее ограничивают маркетинговые возможности для коммуникации с потребителем у табачных компаний. Данные ограничения и требования касаются всех организаций, которые занимаются производством табачной продукции. Например, с 2017 года вступил в силу антитабачный список законов. Теперь организациям производящим табачную продукцию запрещена не только всякая реклама, но и многое другое, что может вызвать ассоциацию с пачкой сигарет или подобным. В настоящее время в многие табачные корпорации не имеют права выступать в качестве спонсоров различных мероприятий. На самом деле практика нам говорит об обратном. Достаточно крупные табачные организации не теряют свои позиции, совсем наоборот, только увеличивают свою прибыль и, конечно, продажи продукции. Ярким примером может выступить одна из крупнейших компаний по производству табачной продукции Philip Morris, продажи которой превысили прогнозы аналитиков. Их показатель продаж в 2019 году увеличился на 1,5% по сравнению с прошлым годом. Значит, они смогли адаптировать свои коммуникации с потребителями несмотря на ограничение закона.
Организации занимающиеся производством табачной продукции, сильно ограничены в своих возможностях. Они используют различные инструменты маркетинговых коммуникаций, но не в полной мере. Среди небольшого количества доступных инструментов табачники вынуждены использовать только самые эффективные и законные. К формулировке восприятия маркетинговых коммуникаций обращалось достаточно большое количество исследователей, среди которых можно выделить работы зарубежных и отечественных авторов. Всё же в исследованиях авторы не рассматривали проблему в каждом отдельном проявлении, а лишь провели исследование общей части. Наша работа описывает коммуникационные кампании американской табачной корпорации «Philip Morris» по продвижению продуктов «IQOS» и «JUUL», обходящие законодательные ограничения по борьбе с табакокурением как при помощи новых типов коммуникации с потребителями, так и активно используя такие инструменты как диджитал- или директ-маркетинг. Сегодня - это дорогие инструменты продвижения, которые используются богатыми табачными компаниями от безысходности в борьбе за потребителя в обход законодательных ограничений, но будучи востребованными на рынке сегодня, завтра они получат широкое распространение. Таким образом, актуальность нашей работы обусловлена, с одной стороны, обращением к исследованию коммуникационных кампаний на грани законодательных ограничений, а с другой стороны, востребованностью и перспективностью на современном рекламном рынке инновационных «пограничных» коммуникационных практик.
Цель работы - исследование коммуникационных кампаний, проводимых табачными фирмами в обход действующих законодательных ограничений на примере кампаний «IQOS» и «JUUL» корпорации «Филип Моррис Интернэшнл».
Объект исследования - коммуникационные кампании табачных фирм.
Предмет исследования - коммуникационные кампании «Филип Моррис Интернэшнл» по продвижению табачной продукции «IQOS» и «JUUL».
Задачами исследования являются:
1. Рассмотреть особенности и разновидности коммуникационных кампаний;
2. Охарактеризовать коммуникации табачных компаний, осуществляемые в условиях законодательных ограничений;
3. Изучить коммуникационную кампанию «IQOS» корпорации «Филип Моррис Интернэшнл»;
4. Изучить коммуникационную кампанию «JUUL» корпорации «Филип Моррис Интернэшнл».
Методы исследования: метод наблюдения, метод сравнения,
дедуктивный метод, метод системного анализ, анализ данных социологических опросов.
Теоретическая значимость нашей работы заключается в опыте исследования коммуникаций с потребителями табачной компании, в силу законодательных ограничений вынужденной использовать наиболее эффективные и инновационные коммуникационные средства и практики. Полученные сведения могут быть использованы для определения современных тенденций на рынке маркетинговых коммуникаций, а также для изучения коммуникаций табачных фирм.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования выявленных в табачной отрасли коммуникационных практик и средств на уровне малых предприятий, в том числе магазинов и точек продажи табака.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список
использованных источников и литературы.
В нашей работе мы попытались рассмотреть коммуникации интернациональной корпорации «Philip Morris International». В настоящее время компании в табачной отрасли обладают достаточным набором инструментов для успешной коммуникации с аудиторией. Законодательная сторона, конечно, ограничивает традиционные рекламные коммуникации, тем не менее, рост табачных компаний продолжается и обусловлен он активной коммуникацией с потребителями.
С каждым годом законодательная сторона производства табачной продукции в РФ ужесточается, соответственно, все меньше возможностей остается у кампаний занимающихся производством табачной продукции. Различные ограничения накладывают запреты на некоторые средства коммуникации с потребителями. Все же рынок табачной индустрии растет, появляются новые методы для построения коммуникации с потребителями. Появляются инновационные продукты, которые необходимо реализовывать на табачном рынке.
В рассмотренном нами случае инновационной продукцией является устройства IQOS и JUUL. Из-за особой системы курения, то есть отсутствия тления и горения у одной, и эффекту парогенератора у другой, а также отсутствия слияния устройства IQOS и стиков Heat Sticks, как и у Juul с картриджами, сами устройство не запрещены к рекламированию. Хотя данный вопрос до сих пор на рассмотрении у законодательных органов.
Продвижение IQOS нашло отклик у потребителей и объем продаж растёт каждый месяц. В социальных сетях всё чаще можно заметить присутствие устройства на личных фотографиях или видео -записях в личных профилях. А так как реклама табачной продукции запрещена, бренд пошёл иным способом, используя устройство «IQOS», как инновационный способ курения с меньшим вредом для организма и окружающих. Заинтересованность потребителей происходит за счёт технологичного прорыва в табачной индустрии и, собственно, самого создания «умного» устройства.
В ходе нашего исследования мы пришли к следующим выводам:
Табачные компании перестают использовать традиционные стратегии PR, и переходят к современным способам коммуникации с потребителем. Например, активное использование интернет-ресурсов, социальных сетей и e-mail рассылок. Кроме того, дизайн продукта и его функции сами по себе являются рекламными объектами и привлекают к себе внимание. А также, касательно IQOS, коммуникационными объектами являются торговые точки. Это можно сравнить с техникой Apple, как только выходить «последний» Iphone, достаточно одной новости об открытии продаж, как сарафанное радио транслирует эту информацию.
Так же и Juul, активно использовала социальные сети (Instagram, Twitter), но после скандала в 2018 году, компания перестала использовать digital-маркетинг, для продвижения своей продукции и перешла в режим работы с действующими курильщиками.
Philip Morris делает акцент на безопасности курения, из чего следует создание более безопасного табака в виде устройства IQOS. Однако, бренд Juul, как сказано выше, не считал для себя приоритетной задачей создание безвредной продукции. Это заставляет задуматься о некоторой циничности крупных табачников, но с другой стороны, каждый потребитель сам решает, курить ему или нет.
В данный момент, у компаний достаточно факторов для конкуренции между собой на российском рынке, но ни никто из конкурирующих компаний не ставит на первое место применение коммуникационных кампаний. На текущий момент, главная задача донести до потребителя на уровне понимания бытовых вещей, что существуют современные устройства, которые могут «улучшить» жизнь и принести пользу покупателю, в отличие от аналогичного товара.
Исходя из осторожности информирования и сравнительной безопасности устройств в отличии от сигарет можно считать, что коммуникации IQOS намного надёжнее в сравнении с JUUL, так как IQOS имеет слово «устройство», что позволяет запускать рекламу на интернет- площадках. А JUUL позиционируют себя как электронные сигареты, что не позволяет какую-либо рекламу или продвижение на территории Российской Федерации.
Исходя из анализа коммуникационных кампаний, можно смело заявить, что для удачной коммуникации IQOS следует придерживаться текущей стратегии - информированию. Не стоит прибегать к повышению популярности устройства, используя при этом молодёжные комьюнити, как это произошло в кампании JUUL.
Нормативно-правовые акты
1. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»
2. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» Статья 7. «Товары, реклама которых не допускается»
3. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе»
Литература и периодические издания
4. Алешина И. В. Паблик рилейшнз в менеджменте и маркетинге // Маркетинг. — 1996. — № 3. — С. 108—111.
5. Акулич, И.Л. Международный маркетинг: учебник для экон. спец. вузов / И.Л. Акулич. - Мн: БГЭУ, 2007. - 495 с.
6. Акулич, И.Л. Маркетинг: учебник для экон. спец. вузов / И.Л. Акулич. - Мн: Выш. шк., 2010. - 525 с.
7. «Анализ PR-активности табачных компаний на российском рынке» Наталья Воронова, статья, Газета «Ведомости» 10.07.2006.
8. А. Цакунов «Сушите, Шура, сушите», 10.04.06.2003 Газета «Ведомости».
9. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М., Анн Х. Маркетинг. — М.: Экономика, 1999.
10. Багиев, Г.Л. Маркетинг: учебник / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х.Анн. - М.: Экономика, 2006. - 431 с.
11. Викентьев «Приемы антирекламы и PUBLIC RELATIONS», ч.1 5¬е изд., доп. СПб: Бизнес-Пресса, 2001.- 11 с.
12. Даниленко Л.В. Все об имидже: от подходов до рекомендаций. //Маркетинг и маркетинговые исследования, 2008, № 4.
13. Журнал Маркетинг в России и за рубежом, Арланцев А.В. «Синергизм коммуникационного инструментария». 4.01.2002
14. Исаев А.П., Ларькина Н.И., Саломатин В.А. Табачная отрасль, ее экономические проблемы, научное обоснование и перспективы инновационного развития / Сб. науч. трудов ВНИИТТИ. Вып. 180. 2011
15. Кристофер Бакли «Здесь курят!» 2007 г..
16. Константин Красовский и Татьяна Андреева, статья «Зачем табачные компании финансируют программы предотвращения курения среди подростков?»
17. Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент», СПб:Питер,2000. - 576 с.
18. Котлер Ф. «Маркетинг менеджмент», СПб:Питер,2000. -181 с.
19. Клаус Кобьелл « Мотивация в стиле ЭКШН. Восторг
заразителен.», М.: Альпина Паблишер, 2003.- 121 с.
20. Маркетинговые коммуникации: Что? Как? И почему? / Дж. Блайд. - Днепропетровск: «Баланс-Клуб», 2004. - 368 с.
21. Моисеева, Н.К. Управление маркетингом / Н.К. Моисеева, М.В. Конышева. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 298 с.
22. Овчинникова Н.Н. Рекламное дело: Учебное пособие / Н.Н. Овчинникова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 368 с. - 18ВЫ 978-5-91131-648-8.
23. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для студ. вузов, обуч. по спец. «Маркетинг»/ А. П. Панкрухин; Гильдия маркетологов. - 6-е изд. - Москва: Омега-Л, 2009.
24. Павлова, Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: учебник для бизнес-школ / Н.Н. Павлова. - М.: Норма, 2008. - 384 с.
25. Протасеня, В.Г. Определение подходов к распределению и сбыту белорусской промышленной продукции на российском рынке // Маркетинг, реклама и сбыт. - 2009. - № 5. - С.69-76.
26. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб. / Росстат. - М., 2012. - 786 с.
27. Российский статистический ежегодник. 2013. Стат. сб. Росстат. М., 2013.
28. Рожков И.Я. Реклама, планка для профи.- М.: Издательский дом «Страница», 1999г.-38 с.
29. Ромат Е.В. Реклама: История. Теория. Практика / Е.В. Ромат. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2003. - 556 с.
30. Разумова, С.В. Стратегический маркетинг: учебное пособие для вузов / С.В. Разумова. — Минск: БГЭУ, 2008. — 375 с.
31. Рогалева Н. Современная концепция имиджа организации / Н. Рогалева // Управление персоналом. - 2007.- № 2.
32. Саломатин, А.П. Исаев, Т.А. Когония // Сб. науч. тр. КРИА. Краснодар, 2010. Вып. 19.
33. Саломатин В.А., Дробышевская Л.Н. Стратегия развития табачной отрасли в РФ: роль южных регионов // Экономика развития региона: проблемы, поиски, перспективы, Ежегодник. Вып. 11 / Гл. ред. О.В. Иншаков. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2010.
34. Сборник статистических и оценочных показателей по табачному бизнесу Российской Федерации (6_е издание, дополненное). - М.: Ассоциация «Табакпром», 2011
35. Саевец, А.Н. Поведение покупателей: пособие / А.Н. Саевец. - Минск: БГЭУ, 2009. - 201 с.
36. Связи с общественностью. Теория, практика, коммуникативные стратегии / под ред. В.А. Гороховой, Т.Э. Гринберг. - М.: Аспект пресс, 2017. - 224 с.
37. Саломатин В.А. Организационно-экономические аспекты
модернизации отечественного табаководства. Краснодар:
Просвещение-Юг, 2012.
38. Саломатин В.А. Стратегия развития и совершенствование экономических мер поддержки производства табачных сырьевых ресурсов / В.А.
39. Тарелко, В.В. Расчет экономической эффективности маркетинговой политики предприятия / В.В. Тарелко // Маркетинг, реклама и сбыт. - 2010. -№ 3. - С. 59-62.
40. Темпорал П. Эффективный бренд-менеджмент: Пер. с англ. / Темпорал Пол. - СПб.: Нева, 2003. - 319 с.
41. Уткин, Э.А. Практический маркетинг / Э.А. Уткин. - М.: Гранд, 2004. - 347 с.
42. Фомина Е.В. Управление деловым имиджем фирмы в современной российской экономике / Е. В. Фомина, А. Е. Хоц // Маркетинг в России и за рубежом. - 2008.- № 1.
43. Черчилль Г.А. Маркетинговые исследования: Пер. с англ. / Черчилль Гилберт А. - СПб.: Питер, 2003. - 748 с.
Литература на иностранных языках
44. Mattew P. Gonring, “Putting Integrated Marketing Communication to Work Today” , PublicRelations Quarterly, Fall 1994.- 45 p.
45. Webster M. Webster New International Dictionary, изд. Konemann, 1993. - 345 с.
46. Bowen S. A. ‘I thought it would be more glamorous’: preconcept ions and misconceptions among students in the public relations principles course //Public Relations Review. - 2003. - Т. 29. - №. 2. - С. 199-214.
47. Bowen S. A. Ethics and public relations. - Gainesville, FL : Institute
for Public Relations, 2007
Интернет источники
48. Интерактивный маркетинг [Электронный ресурс]. - URL: http://trendymen.ru/lifestyle/media/110832/ - Trendy Men - мужской онлайн журнал о трендах - (Дата обращения 03.2020).
49. Инструменты интерактивного взаимодействия с аудиторией в
интернете [Электронный ресурс]. - URL: http://eac-
commerce.co.uk/articles/tools/ - Elephant&Castle - (Дата обращения 02.2020).
50. Как закон регулирует рекламу в интернете [Электронный ресурс].
- Режим доступа: http://mediapravo.com/advertising/kak-zakon-reguliruet- reklamy-v-internet.html (Дата обращения 05.2020).
51. Какой ценой производитель электронных сигарет Juul за три года
захватил 75% рынка США и вырос с нуля до $38 млрд [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/story/55856-kakoy-cenoy-
proizvoditel-elektronnyh-sigaret-juul-za-tri-goda-zahvatil-75-rynka-ssha-i- vyros-s-nulya-do-38-mlrd (Дата обращения 05.2020).
52. Как Philip Morris открыл новую продуктовую категорию [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sostav.ru/publication/kak-filip- morris-budet-menyat-privychki-kurilshchikov22546.html - Состав.ру - Независимый проект брендингового агентства Depot WPF - (Дата обращения 03.20).
53. Как табачный концерн Philip Morris борется с курением!
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.swissinfo.ch/rus/business (Дата обращения 04.2020).
54. Компания Juul labs [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://juul-smoke.ru/kompanija-juul-labs/ (Дата обращения 05.2020).
55. Компания Juul намерена пристрастить к вейпу еще больше подростков и инвестирует в это $1,2 миллиарда [Электронный ресурс].
- Режим доступа: https://www.techcult.ru/gadgets/5501-kompaniya-juul- investiruet-1-2-milliarda (Дата обращения 06.2020).
56. «Мы сознательно ушли от присутствия в соцсетях». Как продвигать бренд среди узкой целевой аудитории [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rb.ru/opinion/juul/ (Дата обращения 06.2020).
57. Обзор iQOS: попытка переосмысления табакокурения в XXI веке [Электронный ресурс]. - URL: http://gagadget.com/23974-obzor-iqos- popyitka-pereosmyisleniyatabakokureniya-v-xxi-veke/ - gagadget.com - нескучный сайт о технике. - (Дата обращения 30.04.20).
58. Продвижение (promotion) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/trade/82350-regulyator-v-ssha-ulichil-proizvoditelya- elektronnyh-sigaret-juul-v-nedostovernoy-reklame-svoih-ustroystv (Дата обращения 06.2020).
59. Понятие и сущность коммуникационной кампании в маркетинге
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://spravochnick.ru/reklama_i_pr/primer_kommunikacionnoy_kampanii/ (Дата обращения 06.2020).
60. Регулятор в США уличил производителя электронных сигарет
Juul в недостоверной рекламе своих устройств [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/trade/82350-regulyator-v-ssha-ulichil-
proizvoditelya-elektronnyh-sigaret-juul-v-nedostovernoy-reklame-svoih- ustroystv (Дата обращения 06.2020).
61. Статья "ФАС отвечает про алкоголь" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roem.ru/03-08-2012/130646/pyatnica-fas-otvechaet- pro-alkogol-v-internete/ (Дата обращения 06.2020).
62. «Реклама алкогольной продукции» [Электронный ресурс]. -
Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/e4311f6720a4a 4457f53bce4382af75b7858054e/ (Дата обращения 06.2020).
63. ФАС не признала рекламу на стендах IQOS нарушением закона — нагреватели можно использовать в медицине, считает ведомство [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/marketing/73558- fas-ne-priznala-reklamu-na-stendah-iqos-narusheniem-zakona-nagrevateli- mozhno-ispolzovat-v-medicine-schitaet-vedomstvo (Дата обращения 06.2020).
64. ФАС России не видит табачной рекламы в логотипе табачного бренда на кассах ритейлеров [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80azbeklgbg.xn--p1ai/news/tematicheskie-i-novosti/world-of- vape/fas-rf-ne-vidit-tabachnoj-reklamy/ (Дата обращения 06.2020).
65. Что лучше? IQOS Или Juul: сравнение, обзор и личный опыт !
[Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://www.youtube.com/watch?v=cC9_QX10E_g (Дата обращения
06.2020).
66. Что такое Juul и почему американским родителям это не нравится
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://wylsa.com/chto-takoe- juul-i-pochemu-amerikanskim-roditelyam-eto-ne-nravitsya/ (Дата
обращения 06.2020).
67. Электронная сигарета Juul: альтернатива есть [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://parproduction.ru/blog/elektronnaya- sigareta-juul/ (Дата обращения 05.2020).
68. 4 секрета успешной компании Philip Morris. [Электронный
ресурс]. - Режим доступа:
https://zen.yandex.ru/media/id/5af3fddb77d0e68768698cdb/4-sekreta- krupneishei-tabachnoi-kompanii-philip-morris-5b 1e5f491aa80cb8ecae2ca5 (Дата обращения 06.2020).
69. 6 ключевых маркетинг-инструментов продвижения алкоголя и
табака в России [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.cossa.ru/152/87040/ - Cossa - (Дата обращения 03.2020).
70. 7 легальных способов рекламы алкоголя [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://vc.ru/marketing/52214-7-legalnyh-sposobov-
reklamy-alkogolya (Дата обращения 05.2020).
71. IQOS - официальный сайт. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.iqostestdrive.ru (Дата обращения 05.2020).
72. IQOS, Juul или сигареты. Что вреднее? Эксперимент!
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=usujaDRHSL8 (Дата обращения 06.2020).
73. IQOS "вне закона" — что не запрещено, то разрешено. В США нельзя, в России можно. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://life.ru/t/iqos/1203604/iqos_vnie_zakona_-- _chto_nie_zaprieshchieno_to_razrieshieno_v_ssha_nielzia_v_rossii_mozhn о (Дата обращения 03.2020).
74. JUUL - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.juul.ru/ (Дата обращения 06.2020).
75. Juul - самая популярная егошка! [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.youtube.com/watch?v=x_pfPySWAvE (Дата
обращения 06.2020).
76. PMI - официальный сайт [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: https://www.pmi.com/markets/greece/en/overview (Дата
обращения 06.2020).
77. Philip Morris нашла способ обойти антитабачный закон
Электронное периодическое издание [Электронный ресурс]. - URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2017/08/28/731194-philip- morris-stiki-iqos - Ведомости - (Дата обращения 01.2020).
78. Philip Morris инвестирует €300 млн в здоровое будущее табачного бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://1gr.tv/poslednie- novosti/interesnyie-faktyi/category/philip-morris-investiruet-e300-mln-v- zdorovoe-budushhee-tabachnogo-biznesa-istochnik-https-ffin-ru-market- future-58735-ixzz4cfwbxzui/ (Дата обращения 06.2020).
79. PR И маркетинг табачной компании Филип Моррис: анализ
достижений и репутационных издержек [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pr-i-marketing-
tabachnoy-kompanii-filip-morris-analiz-dostizheniy-i-reputatsionnyh- izderzhek (Дата обращения 03.2020).
80. Cigarette Consumption // The Tobacco Atlas [Электронный ресурс].
- Режим доступа:
http ://tobaccoatlas. org/products/cigarette_consumption/annual_cigarette_co nsumption/ (Дата обращения 05.2020).
81. Danishevski K., Gilmore A., McKee M. Public attitudes towards
smoking and tobacco control policy in Russia // Tobacco Control. - №17 - 2008. - 276283 p. - [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:
http://tobaccocontrol.bmj.com/ cgi/content/full/17/4/276 (Дата обращения 05.2020).
82. Die Welt (Германия): табак должен помочь в борьбе с коронавирусом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://inosmi.ru/social/20200304/246981703.html (Дата обращения 05.2020).
83. Economy and Businessjournal of Economy and Business, vol.4 8.
Табак на $1,6 млрд: как Japan Tobacco объявила о покупке компании Саввиди [Электронный ресурс]. - URL:
https ://www.rbc.ru/business/16/03/2018/5aabb6669a79476799010702PBK - РБК - (Дата обращения 16.03.2020).