Отчет по производственной практике (Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты, Томский коммунально-строительный техникум)
Место прохождения практики: Центр социального обслуживания населения.
Введение 3
Раздел 1. Анализ действующего законодательства в области социального обслуживания населения 4
1.1. Изучение перечня основных нормативных актов в области социального обслуживания населения 4
1.2. Составление отчета о структуре и функциях учреждения социального обслуживания 6
Раздел 2. Определение прав граждан на социальное обслуживание 9
2.1. Определение категорий граждан, имеющих право на социальное обслуживание в различных формах 9
2.2. Определение перечня документов, необходимых для принятия решения о предоставлении гражданину социальных услуг 14
2.3. Порядок оформления индивидуальных программ, договоров о предоставлении социальных услуг 16
Раздел 3. Формирование личных дел граждан (получателей социальных услуг) 19
3.1. Изучение состава, порядка оформления личных дел граждан (получателей социальных услуг) 19
3.2. Изучение порядка хранения личных дел граждан (получателей социальных услуг) 21
Раздел 4. Консультирование граждан и представителей юридических лиц по вопросам социального обслуживания населения 23
4.1. Изучение последних изменений законодательства РФ в области социального обслуживания граждан 23
4.2. Изучение порядка консультирования (информирования) граждан и должностных лиц по вопросам социального обслуживания населения 24
Заключение 26
Список использованных источников 29
Я, _______ФИО, студентка ____ курса, ________ проходила производственную практику в период с____ по _____ в ____________ полное название организации, под руководством ____(фио, должность руководителя практики от профильной организации).
Производственная практика направлена на углубление и закрепление полученных в ходе теоретической подготовки знаний в области социальной работы, приобретение начальных навыков практической профессиональной деятельности в сфере социального обслуживания граждан.
Целью практики является непосредственная практическая подготовка к самостоятельной работе по специальности, сбор материала по научной работе, углубление и закрепление теоретических знаний, приобретение опыта организаторской работы в коллективе.
Задачи производственной практики:
1. Изучить нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс социального обслуживания населения.
2. Представить основные функции и структуру учреждения социального обслуживания.
3. Охарактеризовать основные положения, устанавливающие право на получение социального обслуживания.
4. Ознакомится с процессом работы по оформлению личных дел.
5. Проанализировать действующее законодательство о социальном обслуживании на предмет последних изменений.
В процессе прохождения производственной практики проводился сбор, обработка и обобщение информации социального характера, раскрывающей характер и содержание деятельности организации социальной работы в системе социальной защиты населения.
Социальная работа играет огромную роль в помощи одиноким пожилым людям. Для того, чтобы работа субъектов социальной деятельности была более целенаправленной и эффективной нужно иметь чёткое представление о проблемах различных социально уязвимых категорий населения.
Изучение поставленных в исследовании задач, позволило сформировать следующие основные выводы:
1. основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
2. Таким образом, приходим к выводу, что центр социального обслуживания населения – является комплексным учреждением по социальному обслуживанию граждан, семей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оказывает социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, психолого-педагогические, социально-правовые услуги и материальную помощь, проводит социальную адаптацию и реабилитацию граждан, семей и детей. Используются все формы социального обслуживания: стационарная, полустационарная, нестационарная.
3. Право на социальное обслуживание имеют граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ, беженцы случае наличия обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельность.
4. Итак, к числу основных документов для оказания услуг социального обслуживания необходимо отнести: заявление о принятии на социальное обслуживание на дому; документ, удостоверяющий личность гражданина; справка о составе семьи заявителя с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений; медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина; справка, свидетельство, удостоверение или иной документ установленного образца о праве на льготы в соответствии с действующим законодательством представляется при наличии льгот; справка бюро медико – социальной экспертизы (врачебно – трудовой экспертизы) – представляется только инвалидами; справка с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходах на каждого совместно проживающего члена семьи (родственника); акт обследования социально – бытовых условий проживания гражданина.
5. Таким образом, индивидуальная программа является документом, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Социальные услуги предоставляются гражданину на основании договора о предоставлении социальных услуг, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином или его законным представителем, в течение суток с даты представления индивидуальной программы поставщику социальных услуг.
6. Таким образом, личное дело ведется со дня приема получателя социальных услуг на полустационарное социальное обслуживание, в форме социального обслуживания на дому и до момента прекращения предоставления социальных услуг. Документы в личном деле располагаются по мере их поступления. Делопроизводство ведётся на русском языке.
7. Таким образом, личные дела, переданные на хранение, хранятся в специальном помещении, изолированном для доступа посторонних лиц, по дате выбытия получателя социальных услуг. Личные дела хранятся в вертикальном положении в закрытом шкафу; размещаются в алфавитном порядке. На лицевой стороне папки наносится фамилия, имя, отчество получателя социальных услуг.
8. Таким образом, можно сделать вывод, что важным достижением ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является то, что улучшается программа оказания услуг медико-социальной реабилитации инвалидов. С момента вступления закона в силу, гражданин, нуждающийся в данных услугах, сможет сам выбирать учреждение, где он будет проходить реабилитацию и совместно со специалистом, согласно социальному контракту, выбирать наиболее необходимые и наиболее приемлемые для него реабилитационные мероприятия.
9. Суть консультирования можно определить, как стратегию, технологию или метод оказания профессиональной помощи. Понятие «консультирования» совмещает в себе отношения между работником социальной службы и его клиентом. Составными частями консультирования являются: личность клиента, его чувства и переживания; личность консультирующего соц. работника; связь и отношения, возникающие между клиентом и консультантом; использование методов и техник, которые направлены на то, чтобы решить проблемы клиента.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.
2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ред. от 11.06.2021) // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007; 2014, № 30 (Часть I), ст. 4257.
3. Григорьева, И. А. Социальная работа с семьей : учеб. пособие для СПО / И. А. Григорьева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 149 с.
4. Григорьева, И. А. Теория и методика социальной работы : учебник для СПО / И. А. Григорьева, В. Н. Келасьев. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 254 с.
5. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение. Монография. — М: Проспект. 2020. 112 с.
6. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы : учебник и практикум для СПО / И. В. Наместникова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 381 с.
7. Основы социальной работы : учеб. пособие для академического бакалавриата / Н. Ф. Басов [и др.] ; под ред. Н. Ф. Басова. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 213 с