ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОКУРОРА КАК
УЧАСТНИКА ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ 8
1.1 Понятие и признаки прокурора как участника производства по делу об
административном правонарушении 8
1.2 Источники, регламентирующие участие прокурора в производстве по
делу об административном правонарушении 27
ГЛАВА 2. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО
ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 37
2.1 Возбуждение прокурором производства по делам об административных
правонарушениях 37
2.2 Участие прокурора в рассмотрении дела об административном
правонарушении 57
2.3 Принесение прокурором протестов на постановления по делам об
административных правонарушениях 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ^ 95
Производство по делу об административном правонарушении традиционно рассматривается как вид административного судопроизводства связанный с обеспечением законности прав граждан и юридических лиц, охраняемых законом интересов общества и государства. Статистические данные Судебного департамента Верховного Суда Российской Федерации свидетельствуют, что количество дел об административных правонарушениях, рассмотренных судами общей юрисдикции и арбитражными судами, неуклонно растет. Так, за 2017 год судами было рассмотрено около 7,2 млн. дел об административных правонарушениях, из которых с участием прокурора - 46% дел.
В связи с этим значительно возрастает роль прокуратуры, осуществляющей надзор за реализацией принципа неотвратимости ответственности за совершение административных правонарушений и точным исполнением предписаний законодательства гражданами, юридическими лицами, а также государственными органами.
Актуальность темы настоящего исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью совершенствования действующего законодательства, регламентирующего порядок осуществления прокурором процессуальных действий при возбуждении, рассмотрении и пересмотре дела об административном правонарушении. Отсутствие четкой законодательной регламентации правового статуса и компетенции прокурора при производстве по делу об административном правонарушении порождает на практике вопросы, связанные с определением полномочий прокурора, сроках и последствий их реализации.
Кроме того, существенным пробелом действующего законодательства, об административных правонарушениях является отсутствие единого подхода к определению категорий дел, в отношении которых прокурор обладает исключительной компетенцией по возбуждению производства в контексте разграничения полномочий прокурора и органов административной юрисдикции.
Различные аспекты, связанные с производством по делам об административных правонарушениях, в том числе с участием прокурора, нашли свое отражение в работах таких ученых как: А. П. Алеxин, О.Я. Баев, Д. Н. Бахрах, В.Г. Бессарабов, И. А. Галаган, О.В. Гречкина, В.В. Денисенко, А.С.Дугенец, С.З. Женетль, С.М. Казанцев, Ю.М. Козлов, П.И. Кононов, А.В. Кирин, А.В. Мартынов, А.Ф. Ноздрачев, И.В. Панова, Л.Л. Попов, О.С. Рогачева, Б.В. Россинский, В.П. Рябцев, Н.Г. Салищева, В.Е. Севрюгин, П.П. Серков.
Однако, несмотря на многообразие научных источников, в настоящее время существует недостаток комплексных исследований по проблематике участия прокурора в административном производстве, что также подчеркивает важность выбранной темы исследования.
С учетом представленной актуальности и степени научной разработанности темы исследования можно более конкретно сформулировать его объект, предмет, общую цель и задачи, которые необходимо решить для ее достижения.
Объектом исследования являются совокупность отношений, складывающихся в процессе участия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении на стадиях возбуждения, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в случае принесения прокурором протеста на постановление по делу об административном правонарушении.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты Российской Федерации (далее - РФ, Россия), определяющие порядок участия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении, включающие в себя как федеральное законодательство, так и законодательство субъектов РФ, судебная практика, статистические данные, а также теоретические разработки по вопросу совершенствования правового статуса и компетенции прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении.
Целью настоящего исследования является комплексный анализ правового статуса и полномочий прокурора в производстве по делу об административном правонарушении и формулирование предложений по совершенствованию законодательства РФ в данной сфере.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие основные задачи:
1) раскрыть содержание понятия «прокурор» как участника производства по делу об административном правонарушении, выделив отличительные особенности статуса данного субъекта.
2) определить место прокуратуры в системе государственных органов РФ через призму роли прокурора по делам об административных правонарушениях;
3) проанализировать источники, регламентирующие правовой статус прокурора в производстве по делу об административном правонарушении и выстроить их иерархию в системе действующего законодательства РФ;
4) исследовать полномочия прокурора на стадиях производства по делу об административном правонарушении, а именно на стадии возбуждения, рассмотрения дела об административном правонарушении и принесения прокурором протеста постановление (решение) по делу об административном правонарушении;
5) сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства РФ, регулирующего производство по делу об административном правонарушении с участием прокурора.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные, частнонаучные и специально юридические методы познания, а именно: формально-юридический метод, метод толкования права, сравнительно - правовой метод, методы анализа и синтеза, индуктивный и дедуктивный, а также функциональный, системно-структурный и статистический методы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты, выводы и предложения могут быть использованы для дальнейшего развития и совершенствования отечественного законодательства, регулирующего производство по делу об административном правонарушении с участием прокурора.
Результаты исследования могут быть также востребованы в ходе дальнейшей теоретической разработки проблем определения правового статуса и компетенции прокурора на определенных стадиях производства по делам об административных правонарушениях.
Отдельные положения работы могут быть использованы при преподавании административного права (административного процесса) в системе высшего образования, прежде всего для студентов юридических специальностей, а также при повышении квалификации действующих сотрудников органов прокуратуры РФ.
Теоретическую и нормативную база исследования составили законы РФ и субъектов РФ, приказы Генерального прокурора РФ и иные нормативные правовые акты органов государственной власти РФ и субъектов РФ, регламентирующие участие прокурора в производстве по делу об административном правонарушении, а также научные труды ученых по теме настоящего исследования.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Первая глава состоит из двух параграфов, в которых рассматриваются понятие и отличительные особенности прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении, определяется место производства по делу об административном правонарушении среди иных видов административных производств, а также раскрываются основные источники, регламентирующие правовой статус прокурора и его участие в производстве по делу об административном правонарушении.
Вторая глава состоит из трёх параграфов и посвящена вопросам компетенции прокурора в производстве по делу об административном правонарушении на стадиях возбуждения, рассмотрения дела об административном правонарушении, а также в случае принесения прокурором протеста на постановление (решение) по делу об административном правонарушении. В данной главе автором используется как отечественная правоприменительная практика, так и практика Европейского суда по правам человека по вопросу реализации прокурором полномочий на стадиях производства по делу об административном правонарушении.
В заключении даны обобщающе выводы по выбранной теме исследования.
В заключении работы, посвящённой роли прокурора в производстве по делу об административном правонарушении, следует указать, что нами были решены следующие задачи:
1) раскрыто содержание понятия «прокурор» как участника производства по делу об административном правонарушении и выделены отличительные особенности статуса данного субъекта.
Понятие «прокурор» является собирательным и определяется через иерархичный перечень должностных лиц органов прокуратуры, включая в себя такие должности как: «Генеральный прокурор РФ, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора РФ, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции».
При этом, на основании анализа норм действующего законодательства РФ, регламентирующего участие прокурора в производстве по делу об административном правонарушении нами выявлены следующие отличительные особенности статуса прокурора:
1) прокурор занимает особое положение, отличное от иных
участников производства;
2) обеспечивает надзор за законностью всего производства по делу об административном правонарушении;
3) является участником как судебного, так и внесудебного производства по делу об административном правонарушении;
4) обладает неограниченной компетенцией по возбуждению дел об административных правонарушениях;
5) имеет статус с материальной и процессуальной законодательной регламентацией;
6) наделен широким кругом процессуальных полномочий в производстве по делу об административном правонарушении.
2) определено место прокуратуры в системе государственных органов РФ через призму роли прокурора по делам об административных правонарушениях.
В результате исследования сделан вывод о том, что прокуратура РФ как единая федеральная централизованная система органов, обладает особым статусом в системе функционирования государственной власти, что объясняется конституционной моделью закрепления ее статуса, а также важнейшей функциональной направленностью.
На основе системного анализа ряда положений Конституции РФ во взаимосвязи с нормами иных нормативно-правовых актов установлено, что прокуратура не принадлежит ни к исполнительной, ни к судебной, ни к законодательной ветви власти. Однако, учитывая публично-властный характер, цели, задачи и содержание надзорной деятельности органов прокуратуры, представляется вполне уместным определять органы прокуратуры общим термином «иные органы государственной власти».
3) проанализированы источники, регламентирующие правовой статус прокурора в производстве по делу об административном правонарушении, а также выстроена их иерархия в системе действующего законодательства РФ.
Следует отметить, что в настоящее время правовой статус и компетенция прокурора по делам об административных правонарушениях регламентируется достаточно большим количеством различных нормативно-правовых актов. Существенное значение в этой области играют нормы Конституции РФ, федерального законодательства, включая законодательство о прокуратуре и кодифицированные акты (КоАП РФ , ГПК РФ , АПК РФ ), а также ведомственные акты органов прокуратуры, прежде всего приказы Генерального прокурора РФ (узкий подход в определении источников правового регулирования данного института). Вспомогательное значение в толковании действующего законодательства РФ по вопросам полномочий прокурора на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении в суде имеют акты высших судебных инстанций, в частности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, упраздненного Высшего Арбитражного Суда РФ.
Вместе с тем, учитывая, что при определении полномочий прокурора по делам об административных правонарушениях затрагиваются смежные вопросы (например, вопросы извещения прокурора, надзора за порядком рассмотрения административными комиссиями дел в отношении несовершеннолетних) нами предлагается следующая классификация источников права, регламентирующих участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушении (широкий подход в определении источников правового регулирования данного института):
1) Конституция РФ;
2) федеральные законы;
3) подзаконные акты федерального уровня;
4) законы субъектов Российской Федерации;
5) акты органов местного самоуправления;
6) ведомственные акты органов прокуратуры РФ;
7) судебная практика.
Представляется, что первая классификация (узкий подход) обладает непосредственно практическим значением при определении компетенции прокурора как участника производства по делу об административном правонарушении, а вторая, использующая широкий подход в определении источников права, - доктринальное значение.
4) исследованы полномочия прокурора на стадиях производства по делу об административном правонарушении, а именно на стадии возбуждения, рассмотрения дела об административном правонарушении и принесения прокурором протеста на постановление (решение) по делу об административном правонарушении.
В процессе исследования установлено, что каждая стадия производства по делу об административном правонарушении характеризуется своим процессуальным содержанием и правовыми последствиями, временным промежутком и логическим завершением.
Так, первой стадией является возбуждение прокурором дела об административном правонарушении, она оформляется вынесением прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Отличительными особенностями данной стадии являются порядок возбуждения дела об административном правонарушении, а также реализация прокурором правомочия по отказу в возбуждении дела при отсутствии соответствующего повода и основания.
При этом, по итогам изучения процессуальных особенностей участия прокурора на данной стадии, выявлена тенденция о расширении исключительной компетенции прокурора в КоАП РФ по возбуждению ряда дел об административных правонарушениях (ст. 28.4). При этом, прокуроры наделены правом возбуждать дела об административных правонарушениях по иным составам, предусмотренным статьями КоАП РФ, а так же закрепленным в законах субъектов РФ. Однако, само полномочие по возбуждению прокурором дела об административном правонарушении предусмотрено исключительно федеральным законодательством.
Второй стадией указанного производства является рассмотрение дела об административном правонарушении. Данная стадия является центральной в рамках всего производства по делу об административном правонарушении, поскольку её завершающим этапом является вынесение постановления о привлечении или об отказе в привлечении лица к ответственности.
По результатам исследования положений КоАП РФ, регламентирующих участие прокурора на данной стадии, нами предлагается следующий исчерпывающий перечень правомочий прокурора:
- заявлять отвод судье, законному представителю, защитнику, представителю, эксперту, специалисту и переводчику;
- заявлять ходатайства (о проведении экспертизы, об истребовании документов, об обеспечении доказательств, об отложении или переносе судебного заседания и пр.);
- представлять и исследовать доказательства;
- давать заключение по вопросам, возникающим в ходе рассмотрения дела;
- давать итоговое заключение перед вынесением решения по делу;
- заявлять об исправлении допущенных в постановлении или определении описки, опечатки или арифметической ошибки без изменения содержания постановления, определения.
Третьей стадией производства по делу об административном правонарушении является принесение протеста прокурором на постановление (решение) по делу об административном правонарушении. Анализируя природу протеста и целевую направленность данного действия, мы можем утверждать о надзорном характере данного правомочия прокурора.
Стоит отметить, что КоАП РФ выделяет два вида протестов (решений): протесты приносимые на постановление по делу обадминистративном правонарушении, не вступившее в законную силу, и протесты на постановление, вступившее в законную силу. Вместе с тем, нам представляется, что основными чертами протеста прокурора, принесенного в производстве по делу об административном правонарушении, отличающими от иных видов протестов прокурора являются:
- существование ограничительного срока для принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении;
- различен порядок принесения протеста на постановления вступившие и не вступившие в законную силу;
- определенный законом круг уполномоченных лиц на опротестование вступившего в законную силу постановления;
- опротестование не вступившего в законную силу постановления влечет за собой невозможность его принудительного исполнения до момента рассмотрения протеста;
- сроки рассмотрения протеста варьируются от одних суток до двух месяцев в зависимости от состава правонарушения или же специфики назначенного наказания.
По итогу изучения роли прокурора как участника производства по делам об административных правонарушениях также были выделены проблемные моменты в действующем законодательстве и предложены следующие способы их устранения:
1. Поскольку прокуратуре РФ не свойственна функция по осуществлению надзора за соблюдением законов гражданами, представляется уместным освободить прокуратуру от исполнения полномочий по возбуждению дела об административном правонарушении в отношении указанных субъектов. В связи с эти предлагается исключить из статьи 28.4 КоАП РФ составы, предусмотренные статьями 5.61 (оскорбление), 5.46 (подделка подписей избирателей, участников референдума), частью 2 статьи 5.58 (использование поддельного открепительного удостоверения), частью 2 статьи 19.32 (нарушение членом общественной наблюдательной комиссии требований законодательства РФ, нормативных правовых актов по вопросам исполнения наказаний, а также невыполнение законных требований администрации места принудительного содержания), статьями 20.26 (самовольное прекращение работы как средство разрешения трудового спора) и 20.28 (организация деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении деятельности), а в отношении иных составов исключить возможность привлечения прокурором граждан к административной ответственности, оставив субъектами ответственности лишь должностных и юридических лиц.
2. Представляется не корректным использование наименования процессуального документа «определение», оформляющего отказ в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку аналогичным процессуальным термином именуются документы, оформляющие текущие процессуальные действия, не влекущие невозможность рассмотрения дела по существу.
В связи с этим, предлагается заменить в части 5 ст. 28.1 КоАП РФ термин «определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении» на «постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении», что также согласуется с общей логикой и терминологией прокурорского надзора.
3. В связи с отсутствием четкой законодательной регламентации обязательной формы участия прокурора в рассмотрении дела об административном правонарушении, предлагается изложить пункт 2 статьи 25.11 КоАП РФ следующим образом: «прокурор обязан участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении при наличии извещения о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденном по инициативе прокурора».
5. Учитывая неопределенность в законодательной регламентации порядка принесения прокурором протеста по делу об административном правонарушении, представляется необходимым внести в КоАП РФ следующие изменения:
- установить срок для принесения протеста на постановление по делу об административном правонарушении с момента его провозглашения, а не с момента получения его копии. Однако, представляется верным сохранить действующую процедуру для обжалования постановлений по делам об административным правонарушениях, возбужденным на основании материалов, полученных средствами фото и видеофиксации, работающими в автоматическом режиме;
- разработать четкие критерии для удовлетворения ходатайства о восстановлении срока обжалования принесения протеста прокурором. Верным в данном случае представляется закрепить такой критерий, как пропуск соответствующим органом (должностным лицом) срока, установленного для направления копии постановления определенным в законе лицам.
- закрепить обязанность направления копии постановления по делу об административном правонарушении не только лицу, в отношении которого оно вынесено, но и потерпевшему, а так же лицу, составившему протокол об административном правонарушении (если рассмотрение проводилось иным органом), как в случае рассмотрения судом, так и в случае рассмотрения другим уполномоченным органом.
-закрепить обязанность направления копии постановления по делу прокурору в случаях, когда прокурор непосредственно участвует в рассмотрении дела об административном правонарушении; когда постановление вынесено по возбужденному прокурором производству; когда рассматривается дело об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним; когда прокурором был направлен соответствующий запрос.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993.- 25 декабря.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3012.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №1 (ч. 1). - Ст. 1.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 52 (ч. I). - Ст. 4921.
6. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 47. - Ст. 4472.
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 26.-Ст. 3177.
8. Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи : приказ Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 // Российская газета. - 2014. - 31 декабря.
9. Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи : приказ Генпрокуратуры РФ от 26.11.2007 N 188 // Законность. - 2008. - N 2.
10. Об организации работы по реализации полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях : приказ Генерального прокурора РФ от 19 февраля 2015 г. N 78 // Законность. - 2015. - N 5.
11. О реализации прокурорами полномочий в арбитражном процессе : приказ Генпрокуратуры России от 07.07.2017 N 473 // Законность. - 2017. - N 10.
12. О Методических рекомендациях по организации работы
прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях: письмо Генпрокурора РФ от 27 февраля 2004 г. № 36-12-2004 // Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118661/(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
13. Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края : закон Алтайского края от 10.07.2002 N 46-ЗС // Сборник законодательства АК. - 2002. - № 75. - Ч. 1. - С. 34.
14. О наделении органов местного самоуправления
государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях : закон Алтайского края от 10.03.2009 № 12-ЗС // Сборник законодательства АК. - 2009. - № 155. - Ч. 1. - С. 28.
15. Кодекс Волгоградской области об административной ответственности : закон Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД // Волгоградская правда. - 2008. - 18 июня.
16. Об утверждении Положения об административной комиссии при
администрации Центрального района города Барнаула : постановление администрации Центрального района от 27.06.2013 №932 // сайт - Режим доступа: URL:
http://bamaul.org/pravoportal/portal/mpa/districts/central/2013/postanovlenie- administratsii-tsentralnogo-rayona-ot-27-06-2013-932-ob-utverzhdenii- polozheniya-ob-ad/
17. О создании административной комиссии : постановление администрации города Белгорода от 07.02.2011 N 16 // сайт - Режим доступа: URL: http: //lawru.info/dok/2011/02/07/n494320. htm
Материалы практики
18. Дело "R. (R.) против Российской Федерации : постановление Европейского Суда от 26.01.2016 по жалобе N 11916/15 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2016. - N 9(171).
19. Карелин против России : постановление Европейского Суда по жалобе N 926/08 // Бюллетень Европейского Суда по правам человека. - 2016. - N 10(172).
20. О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 (ред. от 03.03.2015) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1996. - N 1.
21. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях Постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) // Вестник ВАС РФ. - 2004. - N 8.
22. Дело по заявлению об отмене постановления таможни о привлечении общества с ограниченной ответственностью к административной ответственности за нарушение установленных требований и условий помещения товара на склад временного хранения направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела : постановление Президиума ВАС РФ от 20.07.2004 N 2343/04 по делу N А79-4505/03-СК1-4264 // Вестник ВАС РФ. - 2004. - N 12.
23. О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях : постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 (ред. от 19.12.2013) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2005. - N 6.
24. О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях : постановление Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) // Вестник ВАС РФ. - 2004. - N 8.
25. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2008 года : постановление Президиума Верховного Суда РФ от 28.05.2008 (ред. от 10.10.2012) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - N 8.
26. Дело об оспаривании определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, подведомственно арбитражному суду и подлежит рассмотрению по существу : постановление Президиума ВАС РФ от 14 октября 2008 г. № 7152/08 по делу № А726079/07-8/229 // Вестник ВАС РФ. -
2009.- № 1.
27. О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе : постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03.2012 N 15 (ред. от 25.01.2013) // Вестник ВАС РФ. - 2012. - N 5.
28. По делу обжалуется постановление о возвращении акта о
возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица : постановление Верховного Суда РФ от 21.03.2014 N 53-АД13-18 //
Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим
доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118661/
(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
29. Об отмене решения Архангельского областного суда от
06.08.2014 в части признания недействующими отдельных положений пункта 2 статьи 11.2 Закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" : определение Верховного Суда РФ от 03.12.2014 N 1-АПГ14-16 // Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118661/(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
30. Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст.
8.12.1 КоАП РФ за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе : постановление Верховного Суда РФ от 4 июля 2017 г. N 39-АД17-3 [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118661/(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
31. Об отмене актов о привлечении к ответственности,
предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции : постановление Верховного Суда РФ от 20.07.2016 N 46-АД16-5 // Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118661/
(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
32. Об отмене актов о прекращении производства по делу о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в
установленном порядке обязательного психиатрического
освидетельствования : постановление Верховного Суда РФ от 3 августа 2017 г. N 73-АД17-3 // Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118661/(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
33. Об отмене постановления, которым отменено решение о
прекращении производства по делу о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, дело направлено на новое рассмотрение : постановление Верховного Суда РФ от 6 декабря 2017 г. N 74-АД17-12 // Консультант Плюс: Справочная правовая система [Электронный ресурс] /ЗАО «Консультант плюс». - Версия 2018. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_118661/(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
34. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05 марта 2009 г. № А1218737/2008 [Электронный ресурс] // Сайт РосПравосудие.рф - Режим доступа: URL: https://rospravosudie.com(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
35. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 мая 2010 по делу № А12-1574/2010 [Электронный ресурс] // Сайт РосПравосудие.рф - Режим доступа: URL: https://rospravosudie.com(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
36. Постановление Федерального арбитражного суда Восточно¬
Сибирского округа от 12 октября 2010 г. № А335941/2010 [Электронный ресурс] // Сайт РосПравосудие.рф- Режим доступа: URL:
https://rospravosudie.com(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
37. Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 14 марта 2013 г. N Ф10-137/13 по делу N А23-1912/2012 [Электронный ресурс] // Сайт РосПравосудие.рф - Режим доступа: URL: https://rospravosudie.com(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
38. Постановление Федерального арбитражного суда
Дальневосточного округа от 22 ноября 2013 г. № Ф03-5226/2013 по делу № А73-2925/2013 [Электронный ресурс] // Сайт РосПравосудие.рф - Режим доступа: URL: https://rospravosudie.com(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
39. Определение Арбитражного суда Уральского округа от 16
февраля 2015 г. N Ф09-1068/15 по делу N А60-15672/2014 [Электронный ресурс] // Сайт РосПравосудие.рф - Режим доступа: URL:
https://rospravosudie.com(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
40. Определение Арбитражного суда Поволжского округа от 20
февраля 2017 г. N Ф06-18994/17 по делу N А12-50468/2016 [Электронный ресурс] // Сайт РосПравосудие.рф - Режим доступа: URL:
https://rospravosudie.com(дата обращения: 28 мая 2018 г.).
Литература
41. Агапов, А.Б. Административная ответственность : учебник для магистров / А. Б. Агапов - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 494 с.
42. Алехин, А.П. Административное право России: учебник для вузов / Алехин А.П., Кармолицкий А.А. - М.: Зерцало-М, 2016. - 780c.
43. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник / М.В. Баглай - М. : Норма, 2016. - 768с.
44. Байкин, И.М. Прокуратура - орган государственной власти / И.М. Байкин // Современное право. - 2009. - N 12. - С. 48-51.
45. Басов, С.Л. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях в порядке надзора по протесту прокурора / С.Л. Басов // КриминалистЪ. - 2010. - № 1. - С. 92 - 96.
46. Басов, С.Л. Участие прокурора в административно-
юрисдикционном процессе: учебное пособие / С.Л. Басов - С-Пб. : Санкт- Петербургский юридический ин-т (фил.) Акад. Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, 2015. - 187 с.
47. Бахрах, Д.Н. Административное право России : учебник / Д. Н. Бахрах. - М. : Эксмо, 2011. - 607с.
48. Бельский, К.С. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский и др.; под ред. Н.Ю. Хаманевой. - М. : Проспект, 2008. - 704 с.
49. Великошин, И.И. Стадия возбуждения дела об административных правонарушениях и некоторые аспекты ее регламентации / И.И. Великошин // Право и политика. - 2003. - № 6. - С. 63-67.
50. Винокуров, К.Ю. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении / К.Ю. Винокуров // Законность. - 2003. - № 11. - С. 13 - 16.
51. Винокуров, К.Ю. Прокурорский надзор за исполнением законов органами административной юрисдикции : дис. ... канд. юрид. наук / К.Ю. Винокуров. - М., 2004. - 260 с.
52. Винокуров, К.Ю. Административное преследование как функция прокуратуры Российской Федерации / К.Ю. Винокуров // Административное и муниципальное право. - 2012. - № 11. - С. 56 - 59.
53. Галаган, И.А. Возбуждение дела - начальная стадия производства по делам об административных проступках / И.А. Галаган и его научное наследие; под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та,
2010. - 544 с.
54. Гальченко, А.И. Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях / А.И. Гальченко // Законность. - 2014. - № 2. - С. 20-25.
55. Галузо, В.Н. Институт власти прокурора в России / В.Н. Галузо // Государство и право. - 2011. - N 2. - С. 81-85.
56. Галустьян, О.А. Прокурорский надзор: учебник для студентов вузов. / О.А. Галустьян, А.В. Ендольцева, И.И. Сыдорук - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2017. - 511c.
57. Гречкина, О.В. Административная юрисдикция в сфере таможенного регулирования: проблемы теории и практики : монография / О.В. Гречкина. - М.: Юрлитинформ, 2010. - 296 с.
58. Гречкина, О.В. Административная юрисдикция: понятие,
содержание и базовые характеристики / О.В. Гречкина, Э.В. Кабанова // Административное право : развитие теоретических основ и модернизация законодательства. Сер.: Юбилеи, конференции, форумы. / под ред. Ю.Н. Старилова. - Воронеж : Изд. Воронеж. гос. ун-та, 2013. - Вып. 8. - 262с.
59. Гриценко, Д.В. Правовой статус прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях : дис. ... кандидата юридических наук : 12.00.14 / Д.В. Гриценко - Воронеж, 2014. - 225 с.
60. Гуценко, К.Ф. Правоохранительные органы : учебник / К.Ф. Гуценко. - М. : КНОРУС, 2016. - 368с.
61. Демин, А.А. Материальное и процессуальное в административных правоотношениях / А.А. Демин // Административное право и процесс. - 2007. - № 2. - С. 6-9.
62. Денисенко, В.В. «Спорная подсудность» дел об административных правонарушениях / В.В. Денисенко, Е.В. Денисенко //Административное право и процесс. - 2008. - № 2. - С. 17- 21.
63. Дугенец, А.С. Административно-юрисдикционный процесс : монография. / А.С. Дугенец - М. : ВНИИ МВД России, 2003. - 274 с.
64. Дугенец, А.С. Административное расследование в производстве по делам об административных правонарушениях, проводимое сотрудниками милиции / А.С. Дугенец, М.Я. Масленников // Научный портал МВД России. - 2010. - № 11. - С. 3-12.
65. Дядькин, О.Н. Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях / О.Н. Дядькин // Раибес1ае : сборник статей преподавателей и аспирантов кафедры государственно- правовых дисциплин юридического факультета ВГПУ. - Владимир : ВГПУ, 2007. - Вып. 3. - С. 84-88.
66. Женетль, С.З. Административный процесс и административные процедуры в условиях административной реформы: автореф. ... д-ра юрид. наук. / С.З. Женетль - М., 2009. - 38 с.
67. Законность в Российской Федерации. Монография / Казарина А.Х., Кашепов В.П., Рябцев В.П., Тихомиров Ю.А., Хабриева Т.Я. - М.: Изд- во Ин-та законодательства и сравн. правоведения, Изд-во НИИ Акад. Ген. прокуратуры РФ , 2008. - 624 с.
68. Зюбанов, Ю.А. Комментарий к Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации" (постатейный). / Ю.А. Зюбанов - М.: "Проспект", 2017. - 400 с.
69. Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития / Бачило И.Л., Гришковец А.А., Мелюхин И.С., Салищева Н.Г., и др.; Отв. ред.: Бачило И.Л. - М.: Юристъ, 1998. - 432 с.
70. Капинус, О.С. Прокурорский надзор : учебник для вузов / О.С. Капинус [и др.] ; под общ. ред. О. С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. - М. : Юрайт, 2013. - 639 с.
71. Кехлеров, С.Г. Настольная книга прокурора. В 2 т. Т. 1 : практич. пособие / под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О. С. Капинус ; науч. ред. А. Ю. Винокуров. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 449с.
72. Коваль, Л.В. Административно-деликтное отношение / Л.В. Коваль - Киев: Вища шк., 1979. - 230 с.
73. Козлов, Ю.М. Административное право : учебник / Ю.М. Козлов - М. : Юрист, 2007. - 554 с.
74. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (постатейный) / А.Г. Авдейко, С.Н. Антонов, И.Л. Бачило и др.; под общ. ред. Н.Г. Салищевой - М. : Проспект,
2011. - 1296 с.
75. Конин, Н.М. Административное право России : учебник / под ред. Н.М. Конина и Ю.Н. Старилова - М.: Норма, 2010. - 784 с.
76. Кононов, П.И. Административное право России : науч.-практ. курс / П.И. Кононов - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 208с.
77. Кононов, П.И. Административный процесс и административное судопроизводство: дискуссионные вопросы понимания и соотношения / П.И. Кононов // Административное право и процесс. - 2014. - № 3. - С. 45-49.
78. Конституционное право России: Учебник. / С.В. Нарутто, Н.Е. Таева, Е.С. Шугрина - М.: ИНФРА-М, 2017. - 432с.
79. Копытов, Ю.А. Административное право : учебник для академического бакалавриата / Ю.А. Копытов - М. : Издательство Юрайт, 2015. - 649с.
80. Кривоносов, А.Н. Прокурор как участник производства по делам об административных правонарушениях / А.Н. Кривоносов // Административное и муниципальное право. - 2009. - № 1. - С. 17 - 19.
81. Липатов, Э.Г. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об АП / под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. - М.: ГроссМедиа, 2008. - 912 с.
82. Ломакин, В.И. Прокурор в производстве по делам об
административных правонарушениях: дис канд. юрид. наук. / В.И.
Ломакин - Челябинск, 2006. - 170 с.
83. Лыков, В. Восстановление срока прокурору при принесении им протеста / В. Лыков // Законность. - 2011. - № 3. - С. 10-11.
84. Макаренко, М.А. Формы участия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях / М.А. Макаренко, Г.П. Фатеев // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. - 2009. - № 2. - С. 87-93.
85. Мелехин, А.В. Полномочия прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации: теория и практика. Монография / А.В. Мелехин - М.: Проспект, 2016. - 175с.
86. Мельников, Н.В. Прокурорская власть и личность. Правовые средства обеспечения конституционных прав и свобод граждан России / Мельников Н.В. - М.: Юристъ, 2003. - 384c.
87. Мигачев, Ю. И. Административное право Российской Федерации : учебник для вузов / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров ; под ред. Л.Л. Попова - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 519с.
88. Молодецкая, Н. Совершенствование системы надзора / Н. Молодецкая // Законность. - 2014. - № 1. - С. 27-31.
89. Нечевин, Д.К. Полномочия прокуратуры по противодействию коррупции в Российской Федерации : административно-правовые аспекты : монография / Д.К. Нечевин, М.М. Поляков ; под ред. И.М. Мацкевича. - М. : Проспект, 2013. - 144 с.
90. Осипова, О.В. Субъекты административной юрисдикции. Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / О.В. Осипова - М., 2004. - 165 с.
91. Пивченко Ю.В. К вопросу о возбуждении прокурором дел об административных правонарушениях / Ю.В. Пивченко // Преемственность и новации в юридической науке : материалы научной конференции. - Омск: Омская академия МВД России, 2005. - С. 160-163.
92. Попов, Л.Л. Административное право России / Л.Л. Попов. - М.: ТК «Велби» ; Проспект., 2006. - 567 с.
93. Простова, В.М. Участие прокурора в суде при рассмотрении дел
об административных правонарушениях : научно-методические
рекомендации / В.М. Простова и др.- М. : Акад. Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Науч.-исслед. ин-т, 2008. - 82с.
94. Россинский, Б.В. Административное право : учебник / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. - М. : Норма, 2018. - 876 с.
95. Салищева, Н.Г. О некоторых теоретических вопросах административного процесса на современном этапе развития российской правовой системы / Н.Г. Салищева //Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: материалы ежегодной всероссийской 194 научно-практической конференции, посвящённой памяти доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации В.Д. Сорокина (5 марта 2010 года). В 2 ч.: Ч. 1 - 2010. - С. 27-28.
96. Смирнов, А.Ф. К вопросу о власти прокурора / А.Ф. Смирнов. //Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 5. - С. 133-137.
97. Сорокин, В.Д. Административно-процессуальное право / В.Д. Сорокин - М.: Юрид. лит., 1972. - 240c.
98. Субанова, Н. Определение прокурора об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении / Н. Субанова // Законность. - 2011. - № 1. - С. 19-21.
99. Субанова, Н.В. Проблемы обеспечения законности в сфере административного принуждения средствами прокурорского надзора / Н.В. Субанова // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. - 2014. - N 3 (41). - С. 45-51.
100. Тетерина, О. Возбуждение дел об административных правонарушениях / О. Тетерина // Законность. - 2007. - № 10. - С. 17-19.
101. Тихомиров, Ю.А. Административное право и процесс: Полный курс / Ю.А. Тихомиров - М.: изд-во Тихомиров М.Ю., 2001. - 652 с.
102. Хабриев, Т.Я. Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / Под ред.: Марку Ж., Хабриева Т.Я. - М.: Статут, 2011. - 320c.
103. Цуканов, Н.Н. О соотношении категорий «возбуждение дела об административном правонарушении» и «административное расследование» / Н.Н. Цуканов // Закон и право. - 2010. - № 5. - С. 86 - 87.
104. Четвериков, В.С. Административное право : учебник / В.С. Четвериков. - М. : Эксмо, 2010. - 608 с.
105. Чурин, И. Законность нормативных правовых актов как критерий оценки эффективности надзорной деятельности / И. Чурин // Законность. - 2014. - № 1. - С. 32-35.
106. Шалумов, М.С. Прокурорский надзор и государственный контроль за исполнением законов. Разграничение компетенции / М.С. Шалумов // Государство и право. - 1999. - N 1. - С. 84-85.
107. Шубина, О.Л. Участие прокурора в делах об административных правонарушениях / О.Л. Шубина // Арбитражная практика. - 2008. - № 2. - С. 30 - 34.
108. Якимов, А.Ю. Обжалование и опротестование решений, принимаемых в рамках производства по делам об административных правонарушениях / А.Ю. Якимов // Административное право и процесс. -
2012. - № 12. - С. 5 - 11.
Электронные ресурсы
109. Статистический отчет прокуратуры Алтайского края «Реализация полномочий прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях за январь - декабрь 2017 года» [Электронный ресурс] // данные внутреннего сайта прокуратуры Алтайского края - Режим доступа: URL: http://www.prok-altai.ru/statistics/(дата обращения: 28 мая 2018 г.).