Реализация конституционного принципа гендерного равенства в Российской Федерации
|
Введение 2 стр.
Глава 1. Исторические этапы развития концепции гендерного равенства и проблемы терминологии
1.1. Исторические этапы развития концепции гендерного равенства 6
1.2. Гендерное равенство как юридическая категория 20 стр.
Глава 2. Реализация международных стандартов гендерного равенства в России и за рубежом
2.1. Правовая основа международных стандартов гендерного
равенства 27 стр.
2.2. Реализация международных стандартов гендерного равенства в
России 31 стр.
2. 3. Реализация международных стандартов гендерного равенства в зарубежных странах 39 стр.
Глава 3. Правовые позиции Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам гендерного равенства
3.1. Правовые позиции Европейского суда по правам человека по вопросам
гендерного равенства 46 стр.
3.2. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по
вопросам гендерного равенства 59 стр.
Заключение 69 стр.
Библиографический список 73 стр.
Приложение
Глава 1. Исторические этапы развития концепции гендерного равенства и проблемы терминологии
1.1. Исторические этапы развития концепции гендерного равенства 6
1.2. Гендерное равенство как юридическая категория 20 стр.
Глава 2. Реализация международных стандартов гендерного равенства в России и за рубежом
2.1. Правовая основа международных стандартов гендерного
равенства 27 стр.
2.2. Реализация международных стандартов гендерного равенства в
России 31 стр.
2. 3. Реализация международных стандартов гендерного равенства в зарубежных странах 39 стр.
Глава 3. Правовые позиции Европейского суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам гендерного равенства
3.1. Правовые позиции Европейского суда по правам человека по вопросам
гендерного равенства 46 стр.
3.2. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по
вопросам гендерного равенства 59 стр.
Заключение 69 стр.
Библиографический список 73 стр.
Приложение
Конституцией Российской Федерации закрепляется один из важнейших правовых постулатов, определяющий не просто демократичность современного общества, но и возможность дальнейшего развития - принцип гендерного равенства. Он выражен в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ и указывает не просто на равенство прав и свобод мужчин и женщин - он подчёркивает необходимость равенства возможностей для их реализации. Категория «гендерное равенство», введённая в понятийный аппарат международного публичного права и конституционного права некоторых стран, динамично развивается и институционализируется. Актуальность настоящего исследования обуславливается необходимостью учёта ситуации, складывающейся в международном сообществе в связи с новыми представлениями о гендере и гендерном равенстве.
Новые же позиции в понимании терминов «гендер» и «гендерное равенство», постепенно проникающие в российскую действительность, должны быть соотнесены с конституционными ценностями России, её историческим прошлым, национальными и культурными особенностями.
Всё вышеуказанное требует тщательного научного осмысления и анализа.
Большой вклад в развитие общетеоретической концепции прав человека, их конституционных принципов, внесли такие ученые, как: С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, Г.Н. Комкова, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Г.Б. Романовский, Б.С. Эбзеев и др. Общетеоретические и конституционные аспекты гендерного равенства нашли свое отражение в трудах Ю.А. Акимовой, Е.Р. Арахманова, Д.С. Велиевой, И.И. Выдриной, М.Е. Гимгиной, П.А. Деревянко, С.С. Дикмана, К.Ю. Дудко, К.В. Дядюна, Д.Е. Зайкова, Э.А. Иваевой, А.С. Кадема, М.А. Кашиной О.А. Кожевникова, М.Н. Козюка, А.Н. Кокотовой, Н.Е. Колобаевой, Г.Н. Комковой.
Среди исследований конституционных проблем гендерного равенства следует назвать кандидатские диссертации: М.А. Кудрявцева «Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации», 2013 года; Ю.А. Акимовой «Конституционный принцип равноправия мужчины и женщины (на примере законодательства РФ и ФРГ)», 2015 года.
Целью данного исследования является проведение комплексного анализа правового развития и реализации конституционного принципа гендерного равенства в Российской Федерации, разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере обеспечения фактического равноправия мужчин и женщин.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотрение аспекта развития гендерного равенства в исторической ретроспективе;
2. Определение гендерного равенства как правовой категории, анализ существующих подходов;
3. Изучение существующей системы международных стандартов гендерного равенства, её реализации в России и зарубежных странах;
4. Анализ практики Европейского суда по правам человека и
Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам гендерного равенства.
Объектом являются общественные отношения, складывающиеся при реализации принципа гендерного равенства в различных сферах жизнедеятельности российского общества.
Предметом исследования выступают нормативные-правовые акты, регламентирующие принцип равенства мужчин и женщин, научные концепции и положения по обеспечению равенства мужчин и женщин, а также правоприменительная практика.
Методологическую основу данного исследования составили общефилософские, общенаучные и частно-научные (специально - юридические) методы. В работе были использованы диалектический метод, в соответствии с которым принцип гендерного равенства рассматривался во взаимосвязи с другими принципами права, принципами справедливости и гуманности.
Компаративный метод являлся основой проведения комплексного анализа нормативно-правовой базы, существовавшей в различные периоды развития России, и анализа законодательства ряда зарубежных стран, сравнения положений различных нормативных актов с законодательством России.
В соответствии с формально-логическим методом создавалась структура исследования, определялась системная взаимосвязь глав и параграфов данной работы, выявлялись пробелы в правовой регламентации принципа гендерного равенства, механизмы обеспечения равенства мужчин и женщин.
Также были применены социологические методы, в соответствии с которыми было проведено анкетирование в рамках исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых в области конституционного права, общей теории права, международного права, медицинского права, права социального обеспечения, трудового права, уголовного права, уголовно-исполнительного права, имеющие отношение к исследуемой проблематике.
Правовая основа исследования сформирована на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, закрепляющих принцип равенства мужчин и женщин, недопущение дискриминации по признаку пола;, нормативных актов дореволюционного и советского периодов, международно-правовых документов, международных стандартов, национального законодательства зарубежных стран, предусматривающего обеспечение равенства мужчин и женщин.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составили решения Конституционного Суда РФ, практика Европейского суда по правам человека по рассмотрению дел относительно дискриминации по признаку пола, защиты прав мужчин и женщин, практика судов Российской Федерации, статистические данные - опрос граждан о понимании гендерного равенства и мнении о традиционных социальных ролях мужчины и женщины, сведения, содержащиеся на официальных сайтах органов государственной власти, а также материалы периодической печати и информация, размещенная в сети Интернет, по теме исследования.
Структура работы обусловлена её целью и задачами. Данная работа состоит из введения, трёх глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
Новые же позиции в понимании терминов «гендер» и «гендерное равенство», постепенно проникающие в российскую действительность, должны быть соотнесены с конституционными ценностями России, её историческим прошлым, национальными и культурными особенностями.
Всё вышеуказанное требует тщательного научного осмысления и анализа.
Большой вклад в развитие общетеоретической концепции прав человека, их конституционных принципов, внесли такие ученые, как: С.А. Авакьян, Н.С. Бондарь, М.В. Баглай, Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, Г.Н. Комкова, А.В. Малько, Н.И. Матузов, Г.Б. Романовский, Б.С. Эбзеев и др. Общетеоретические и конституционные аспекты гендерного равенства нашли свое отражение в трудах Ю.А. Акимовой, Е.Р. Арахманова, Д.С. Велиевой, И.И. Выдриной, М.Е. Гимгиной, П.А. Деревянко, С.С. Дикмана, К.Ю. Дудко, К.В. Дядюна, Д.Е. Зайкова, Э.А. Иваевой, А.С. Кадема, М.А. Кашиной О.А. Кожевникова, М.Н. Козюка, А.Н. Кокотовой, Н.Е. Колобаевой, Г.Н. Комковой.
Среди исследований конституционных проблем гендерного равенства следует назвать кандидатские диссертации: М.А. Кудрявцева «Конституционный принцип равноправия в правовом положении личности в Российской Федерации», 2013 года; Ю.А. Акимовой «Конституционный принцип равноправия мужчины и женщины (на примере законодательства РФ и ФРГ)», 2015 года.
Целью данного исследования является проведение комплексного анализа правового развития и реализации конституционного принципа гендерного равенства в Российской Федерации, разработка рекомендаций и предложений по совершенствованию действующего законодательства в сфере обеспечения фактического равноправия мужчин и женщин.
Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотрение аспекта развития гендерного равенства в исторической ретроспективе;
2. Определение гендерного равенства как правовой категории, анализ существующих подходов;
3. Изучение существующей системы международных стандартов гендерного равенства, её реализации в России и зарубежных странах;
4. Анализ практики Европейского суда по правам человека и
Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам гендерного равенства.
Объектом являются общественные отношения, складывающиеся при реализации принципа гендерного равенства в различных сферах жизнедеятельности российского общества.
Предметом исследования выступают нормативные-правовые акты, регламентирующие принцип равенства мужчин и женщин, научные концепции и положения по обеспечению равенства мужчин и женщин, а также правоприменительная практика.
Методологическую основу данного исследования составили общефилософские, общенаучные и частно-научные (специально - юридические) методы. В работе были использованы диалектический метод, в соответствии с которым принцип гендерного равенства рассматривался во взаимосвязи с другими принципами права, принципами справедливости и гуманности.
Компаративный метод являлся основой проведения комплексного анализа нормативно-правовой базы, существовавшей в различные периоды развития России, и анализа законодательства ряда зарубежных стран, сравнения положений различных нормативных актов с законодательством России.
В соответствии с формально-логическим методом создавалась структура исследования, определялась системная взаимосвязь глав и параграфов данной работы, выявлялись пробелы в правовой регламентации принципа гендерного равенства, механизмы обеспечения равенства мужчин и женщин.
Также были применены социологические методы, в соответствии с которыми было проведено анкетирование в рамках исследования.
Теоретическую основу исследования составляют труды российских и зарубежных ученых в области конституционного права, общей теории права, международного права, медицинского права, права социального обеспечения, трудового права, уголовного права, уголовно-исполнительного права, имеющие отношение к исследуемой проблематике.
Правовая основа исследования сформирована на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, закрепляющих принцип равенства мужчин и женщин, недопущение дискриминации по признаку пола;, нормативных актов дореволюционного и советского периодов, международно-правовых документов, международных стандартов, национального законодательства зарубежных стран, предусматривающего обеспечение равенства мужчин и женщин.
Эмпирическую основу диссертационного исследования составили решения Конституционного Суда РФ, практика Европейского суда по правам человека по рассмотрению дел относительно дискриминации по признаку пола, защиты прав мужчин и женщин, практика судов Российской Федерации, статистические данные - опрос граждан о понимании гендерного равенства и мнении о традиционных социальных ролях мужчины и женщины, сведения, содержащиеся на официальных сайтах органов государственной власти, а также материалы периодической печати и информация, размещенная в сети Интернет, по теме исследования.
Структура работы обусловлена её целью и задачами. Данная работа состоит из введения, трёх глав, включающих семь параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.
В условиях динамичного развития российского общества необходимость обеспечения равенства прав и свобод становится ключевым критерием демократизации. Принцип гендерного равенства, обуславливающий возможность участия как мужчин, так и женщин во всех сферах жизнедеятельности общества, вызывает наибольший интерес для исследования. Данный принцип представляет собой не только фактическое равенство прав и свобод мужчин и женщин, но и равенство возможностей для их реализации. Процесс реализации данного принципа в России обладает особой спецификой, требующей учёта существующих в стране реалий.
Исторически можно проследить развитие гендерного равенства в России. Однако равенство мужчин и женщин, реализованное в советский период, было «искусственным», введённым на короткое время в рамках идеологических преобразований. Законодательные акты советского времени лишь подтверждают внутренние противоречия данного положения, указывая последовательно на меняющуюся роль женщины и отсутствие учёта интересов мужчины не только в семейной сфере, но и в области охраны здоровья, некоторых социальных гарантий, участия в политической жизни социума. Это явление можно проследить в Конституциях РСФСР 1918 г., 1924 г., 1937 г., 1978 г., и Конституциях СССР 1924 г., 1936 г., 1977 г.
Понимание термина «гендерное равенство» также изменялось в зависимости от международной парадигмы. Биологически детерминированные различия постепенно сменились подходом, в соответствии с которым социально обусловленная самоидентификация индивида является основанием для выбора пола, который не имеет связи с биологическим полом. Таким образом, гендерно обусловленное поведение, являющееся залогом стабильного функционирования и воспроизводства общества, превращается в катализатор регрессии, возрождающий к жизни социально опасное явление - девиантное поведение в сфере гендерных отношений. Признание нормативным различных вариантов гендерного поведения, необходимости защиты и предоставления преференций представителям множества гендеров неизбежно повлечёт за собой тотальную релятивизацию общественного сознания.
Особенности международных стандартов гендерного равенства выражаются в разрозненности источников, различности современного толкования некоторых положений международно-правовых актов, затруднений в реализации данных стандартов на территориях отдельных стран-участниц международно-правовых актов в связи с отсутствием учёта исторических, национально-культурных и социально-экономических особенностей развития данной страны.
Реализация международных стандартов гендерного равенства в России обладает рядом характерных черт: ввиду вышеуказанных особенностей процесс проникновения данных стандартов в национальное законодательство идёт достаточно медленно, с целью избежать социальных потрясений. Важно отметить, что дискриминация женщин, как правило, имеет латентный характер, в то время как дискриминация мужчин выражается в ограничении либо лишении определённого права, исключения из участия в некоторых общественных отношениях.
На современном этапе развития остаётся нерешённым ряд вопросов совершенствования некоторых норм семейного, трудового, уголовного, уголовно - исполнительного, пенсионного законодательства с точки зрения реализации принципа гендерного равенства.
Возможность заимствования опыта реализации международных стандартов гендерного равенства в зарубежных странах с последующей адаптацией к российской правовой системе станет ещё одним действенным средством работы со сложившимися в обществе стереотипами, ограничивающими возможности женщин в трудоустройстве по целому ряду профессий и нивелирующими латентную дискриминацию.
Успешная реализация гендерной политики, отвечающей тем стандартам гендерного равенства, которые соответствуют общепринятому пониманию гендера и гендерного равенства, является одним из обязательных условий развития современного гражданского общества и государства. Сегодня наша страна отстаивает классическое понимание гендерного равенства и стремится соблюдать классические документы, закрепляющие его.
Необходимо отметить, что деятельность судов как органов, занимающихся фактической реализацией правовых норм, подчёркивает их особую роль и в реализации принципа гендерного равенства, возможность влияния с помощью вынесения актов правоприменения по конкретным делам на общественные отношения в различных сферах. Соответственно, учёт судебной практики и формирование судами некой концепции восприятия гендерного равенства в законодательстве и социуме служит основой для перспективного развития данной категории с учётом особенностей государства.
Европейский суд по правам человека и Конституционный Суд РФ, взаимодействуя в рамках вынесения судебных актов, зачастую выводят предмет спора за плоскость лишь гендерного равенства. Ряд актов Европейского Суда по правам человека, в частности, дело «К.А. Маркин против Российской Федерации», дело «Хамтоху и Аксенчик против Российской Федерации», в которых определяются степень вмешательства Суда в общественные отношения, складывающиеся на территории России, и, следовательно, «пределы уступчивости» России в ограничении своего суверенитета, стали флагманом для Конституционного Суда РФ, избравшего политику избирательного отношения к актам Европейского суда по правам человека.
В заключение следует указать, что, несмотря на закрепление в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ равенства прав и свобод мужчин и женщин и равенство возможностей для их реализации, гендерная дискриминация имеет место быть не только в отношении женщин, но и в отношении мужчин, что приводит к фактическому ограничению в возможности реализации прав мужчинами и женщинами.
Представляется, что данная проблема вызвана недостатком информированности общественности о проблеме гендерной дискриминации, отсутствием механизма обеспечения гендерного равенства не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также на уровне местного самоуправления. Решение должно основываться на совокупности действий государственно-властных органов и общественных объединений, представляющих гражданское общество, разработке нового механизма реализации гендерной политики, учитывающего изменившиеся методы административного воздействия на общественные отношения. Международно-правовые явления, связанные с искажением понятий «гендер» и «гендерное равенство», должны быть предметом научного анализа для принятия решения, адекватного опасности таких явлений для российского права и общества.
Исторически можно проследить развитие гендерного равенства в России. Однако равенство мужчин и женщин, реализованное в советский период, было «искусственным», введённым на короткое время в рамках идеологических преобразований. Законодательные акты советского времени лишь подтверждают внутренние противоречия данного положения, указывая последовательно на меняющуюся роль женщины и отсутствие учёта интересов мужчины не только в семейной сфере, но и в области охраны здоровья, некоторых социальных гарантий, участия в политической жизни социума. Это явление можно проследить в Конституциях РСФСР 1918 г., 1924 г., 1937 г., 1978 г., и Конституциях СССР 1924 г., 1936 г., 1977 г.
Понимание термина «гендерное равенство» также изменялось в зависимости от международной парадигмы. Биологически детерминированные различия постепенно сменились подходом, в соответствии с которым социально обусловленная самоидентификация индивида является основанием для выбора пола, который не имеет связи с биологическим полом. Таким образом, гендерно обусловленное поведение, являющееся залогом стабильного функционирования и воспроизводства общества, превращается в катализатор регрессии, возрождающий к жизни социально опасное явление - девиантное поведение в сфере гендерных отношений. Признание нормативным различных вариантов гендерного поведения, необходимости защиты и предоставления преференций представителям множества гендеров неизбежно повлечёт за собой тотальную релятивизацию общественного сознания.
Особенности международных стандартов гендерного равенства выражаются в разрозненности источников, различности современного толкования некоторых положений международно-правовых актов, затруднений в реализации данных стандартов на территориях отдельных стран-участниц международно-правовых актов в связи с отсутствием учёта исторических, национально-культурных и социально-экономических особенностей развития данной страны.
Реализация международных стандартов гендерного равенства в России обладает рядом характерных черт: ввиду вышеуказанных особенностей процесс проникновения данных стандартов в национальное законодательство идёт достаточно медленно, с целью избежать социальных потрясений. Важно отметить, что дискриминация женщин, как правило, имеет латентный характер, в то время как дискриминация мужчин выражается в ограничении либо лишении определённого права, исключения из участия в некоторых общественных отношениях.
На современном этапе развития остаётся нерешённым ряд вопросов совершенствования некоторых норм семейного, трудового, уголовного, уголовно - исполнительного, пенсионного законодательства с точки зрения реализации принципа гендерного равенства.
Возможность заимствования опыта реализации международных стандартов гендерного равенства в зарубежных странах с последующей адаптацией к российской правовой системе станет ещё одним действенным средством работы со сложившимися в обществе стереотипами, ограничивающими возможности женщин в трудоустройстве по целому ряду профессий и нивелирующими латентную дискриминацию.
Успешная реализация гендерной политики, отвечающей тем стандартам гендерного равенства, которые соответствуют общепринятому пониманию гендера и гендерного равенства, является одним из обязательных условий развития современного гражданского общества и государства. Сегодня наша страна отстаивает классическое понимание гендерного равенства и стремится соблюдать классические документы, закрепляющие его.
Необходимо отметить, что деятельность судов как органов, занимающихся фактической реализацией правовых норм, подчёркивает их особую роль и в реализации принципа гендерного равенства, возможность влияния с помощью вынесения актов правоприменения по конкретным делам на общественные отношения в различных сферах. Соответственно, учёт судебной практики и формирование судами некой концепции восприятия гендерного равенства в законодательстве и социуме служит основой для перспективного развития данной категории с учётом особенностей государства.
Европейский суд по правам человека и Конституционный Суд РФ, взаимодействуя в рамках вынесения судебных актов, зачастую выводят предмет спора за плоскость лишь гендерного равенства. Ряд актов Европейского Суда по правам человека, в частности, дело «К.А. Маркин против Российской Федерации», дело «Хамтоху и Аксенчик против Российской Федерации», в которых определяются степень вмешательства Суда в общественные отношения, складывающиеся на территории России, и, следовательно, «пределы уступчивости» России в ограничении своего суверенитета, стали флагманом для Конституционного Суда РФ, избравшего политику избирательного отношения к актам Европейского суда по правам человека.
В заключение следует указать, что, несмотря на закрепление в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ равенства прав и свобод мужчин и женщин и равенство возможностей для их реализации, гендерная дискриминация имеет место быть не только в отношении женщин, но и в отношении мужчин, что приводит к фактическому ограничению в возможности реализации прав мужчинами и женщинами.
Представляется, что данная проблема вызвана недостатком информированности общественности о проблеме гендерной дискриминации, отсутствием механизма обеспечения гендерного равенства не только на федеральном, но и на региональном уровне, а также на уровне местного самоуправления. Решение должно основываться на совокупности действий государственно-властных органов и общественных объединений, представляющих гражданское общество, разработке нового механизма реализации гендерной политики, учитывающего изменившиеся методы административного воздействия на общественные отношения. Международно-правовые явления, связанные с искажением понятий «гендер» и «гендерное равенство», должны быть предметом научного анализа для принятия решения, адекватного опасности таких явлений для российского права и общества.
Подобные работы
- Конституционный принцип равенства мужчин и женщин (Российский Государственный Университет Правосудия)
Курсовые работы, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАПРЕТА ДИСКРИМИНАЦИИ МУЖЧИН В РОССИИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Конституционный принцип равенства перед законом и судом в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2020 - Международно-правовое обеспечение гендерного равенства
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Реализация принципа гендерного равенства физических лиц в гражданском,
семейном, трудовом и ином законодательстве РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Роль Конституционного Суда Российской Федерации в защите прав и свобод
несовершеннолетних
Бакалаврская работа, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Конституционный принцип равенства перед законом и судом в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021 - Конституционно-правовые основы принципа равноправия человека и гражданина в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА В СФЕРЕ ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



