Введение 3
Глава 1. Конституционное право на образование: теоретико-правовая и формально-юридическая характеристики 5
1.1. Понятие и особенности конституционного права на образование 5
1.2. Нормативное содержание права на образование 14
Глава 2. Гарантии и проблемы реализации права на образования 28
2.1. Гарантии права на образование 28
2.2. Проблемы реализации права на образования 37
Заключение 48
Библиографический список 50
Право на образование является одним из основных прав человека, создающих фундамент для его социализации и построения себя как личности. От качества предлагаемого обучения зависит то, насколько компетентные специалисты будут составлять основу нашего общества. Область распространения и применения данного понятия настолько велика, что некоторые ученые (В.И. Шкатулла, В.М. Сырых, М.Ю. Федорова) выделяют образовательное право как отдельную отрасль.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблемы, существующие в области образования, отражаются не только на конкретном человеке, но и на всей стране. Без специалистов, обладающих необходимыми знаниями и умениями, станет невозможным производство того количества товаров и оказание тех услуг, которые существуют у нас сейчас. Общество не может обслуживать себя самостоятельно. Из этого следует необходимость более качественной разработки как нормативно-правовой базы, так и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Степень научной разработанности темы определяется большим диапазоном различных научных трудов ведущих специалистов, наиболее активно занимающихся развитием теоретических основ права граждан на образование. Проблематику этого вопроса изучали отечественные учёные, в том числе М.В. Баглай, Е.Д. Волохова, С.В. Деманова, Н.И. Зуйкова, В.А. Озеров, Ю.П. Орловский, В.М. Сырых, Н.В. Третьяк, М.Ю. Федорова, О.Л. Шабалина, В.И. Шкатулла, Д.А. Ягофаров и другие.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся при установлении и реализации конституционного права на образование в Российской Федерации.
Предмет исследования - конституционное право на образование в Российской Федерации, практика его реализации, научные работы по данной теме.
Целью данной работы является комплексное исследование конституционного права на образование в Российской Федерации.
Для достижения указанной цели в выпускной квалификационной работе решаются следующие исследовательские задачи:
• Определить понятие и охарактеризовать особенности конституционного права на образование;
• Исследовать содержание конституционного права на образование;
• Рассмотреть гарантии права на образование в Российской Федерации;
• Проанализировать проблемы реализации права на образование в Российской Федерации.
Методологической основой исследования послужили следующие современные методы познания: диалектико-материалистический, системный, методы анализа и синтеза, формально-юридический, нормативно-логический, историко-юридический, структурно-функциональный, сравнительно-правовой.
Работа состоит из введения, двух глав, разделённых на четыре параграфа, заключения и библиографического списка.
Право на образование является, несомненно, одним из самых значимых естественных прав человека, содержание и реализация которого имеет большое значение не только для юриста, но и для каждого человека, ведь с образованием мы имеем дело на протяжении всей нашей сознательной жизни.
В процессе изучения проблемы работы цели и задачи, поставленные в начале исследования, в целом были достигнуты. Из накопленного материала можно сделать ряд выводов.
Во-первых, было проанализировано определение рассматриваемого понятия. Было выявлено, что право на образование является правом каждого человека на получение информации, несущей культурную ценность и непосредственно способствующей социализации. Исследуя юридическую природу данного явления, мы заключили, что право на образование является конституционным, субъективным, а также имеет триединую сущность, заключающуюся в синтезе социальной, культурной и экономической составляющей.
Во-вторых, исследуя нормативную основу осуществления права на образования, мы пришли к выводу о том, что формирование системы законодательства об образовании пошло по пути подзаконного нормотворчества. Это обусловлено тем, что издание подзаконных актов прямо предусмотрено рядом норм ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», которые отсылают к актам Правительства РФ и других федеральных органов исполнительной власти.
В-третьих, было выявлено, что право человека на образование обеспечивается посредством аппарата существующих гарантий. Основными гарантиями права на образование в Российской Федерации являются его доступность и бесплатность, которые обеспечиваются эффективной государственной политикой. При этом общедоступность образования для основной части населения страны неосуществима без возможности получить его бесплатно. Также следует учесть тот факт, что рассмотренные виды образования граждане имеют право получить бесплатно только впервые.
В-четвертых, были проанализированы основные проблемы реализации права граждан на образование в Российской Федерации, существующие в настоящее время. К их числу относятся недофинансирование российского образования, вытеснение бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании, увеличение расходов населения на этапе подготовки к поступлению в вузы, низкий статус учителей, коррупция в образовательной системе и другие. Для устранения указанных проблем мы считаем необходимым расширять доступность качественного среднего образования (например, возможностей поступления в классы с углубленным изучением предметов); улучшать качество среднего образования для сокращения разрыва между фактическими школьными знаниями и требованиями ЕГЭ; снижать значимость дополнительной подготовки и замещать частные курсы и репетиторов школьной подготовкой; выравнивать экономическое положение учителей в соответствии с их социальной значимостью; вводить разнообразные, действующие программы по профориентации школьников.
Таким образом, право на образование представляет собой право человека на получение такой информации, которая имеет культурную значимость и способствует усвоению существующих ценностей. Содержание права на образование - это широкая система общественных отношений, которая состоит из основных образовательных ступеней, а также права на приобретение специальных навыков. Образование можно оценивать как долгосрочный ресурс национального и регионального развития, который ориентирован на будущее, воспроизводящий и развивающий человеческий потенциал применительно к условиям завтрашнего дня. Конституционное право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Нормативные правовые акты и иные документальные материалы
1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993 года (с учётом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Всеобщая Декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года // Российская газета. - 1995. - № 140.
3. Конвенция о правах ребенка: принята Генеральной Ассамблеей ООН от 20 ноября 1989 года // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. - 1990. - № 45. - Ст. 955.
4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах: принят Генеральной Ассамблеей ООН от 19 декабря 1966 года // Ведомости СССР. - 1976. - № 17. - Ст. 291.
5. Кодекс об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. - 2001. - № 256.
6. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53. - Ст. 7598.
7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
8. О национально-культурной автономии: федеральный закон от 17 июня
1996 г. № 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства
Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2965.
9. Об образовании в Алтайском крае: закон Алтайского края от 4 сентября 2013 года № 56-ЗС // Сборник законодательства Алтайского края. - 2013. - № 209. - часть I.
10. О национальной доктрине образования в Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 года № 751 // Российская газета. - 2000. - № 196.
11. О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 года № 497 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - №52.- Ст. 7664.
12. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса
Российской Федерации: постановление Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 17 марта 2004 года № 2 // Российская газета. - 2004. - № 0.
13. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27 ноября
2015 г. № 31-АД15-18// URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ARB;n=447216#0(дата обращения: 01.05.2017).
14. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ от 10.07.2002 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2002 года" // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2002. - № 11.
15. Определение Московского Областного суда от 24 августа 2015 г. по
делу № 33-20383/2015// URL:
http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=MARB;n=892581#0(дата обращения: 01.05.2017).
16. Послание Президента Федеральному Собранию: Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 марта 2018 года // Российская газета. - 2018. - № 7509.
Специальная литература
17. Агаркова, Д.А. Нормативно-правовое регулирование права на образование в контексте модернизации России / Д.А. Агаркова // Среднерусский вестник общественных наук. - 2011. - № 4. - С. 96-102.
18. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М.: Норма, 1998. - 791 с.
19. Волохова, Е. Д. Законодательное обеспечение права на образование в Российской Федерации / Е.Д. Волохова. - М.: Готика, 2003. - 367 с.
20. Вечканова, Н.В. Право на образование в Российской Федерации: конституционный аспект / Н.В. Вечканова // Теория и практика общественного развития. - 2017. - № 8. - С. 44-50.
21. Деманова, С.В. Ограничения конституционного права на получение бесплатного высшего образования в России / С.В. Деманова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. - 2011. - № 1. - с. 64-78.
22. Дуброва, А.Н. Право на образование как одно из конституционных прав человека / А.Н. Дуброва // Молодой ученый. - 2015. - № 10. - С. 909¬911.
23. Зуйкова, Н.И. К характеристике социологического содержания понятия «реализация права на образование» / Н.И. Зуйкова // Известия Алтайского государственного университета. - Т. 2. - № 2. - 2012. - С. 25-39.
24. Ибрагимова, А.Ш. Проблемы реализации права граждан на образование в Российской Федерации / А.Ш. Ибрагимова // Евразийский юридический журнал. - 2015. - № 11. - С. 122-129.
25. Каштанова, Е.А. О гарантии реализации права на образование / Е.А. Каштанова // Вестник Омской юридической академии. - 2017. - Т. 14. - № 2. - С. 24-28.
26. Кичеева, Ю.А. Классификация конституционных прав на образование / Ю.А. Кичеева // Science Time. - 2014. - № 9. - С. 119-123.
27. Козырин, А.Н. Образовательное право: становление новой учебной дисциплины / А.Н. Козырин // Ежегодник российского образовательного законодательства. - Т. 5. - Вып. 2. - 2010. - С. 9-25.
28. Коркунов, Н. М. Лекции по общей теории права / Н.М. Коркунов. - СПб.: Юрайт, 2003. - 120 с.
29. Куницына, С.М. Модель деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательных отношений в общеобразовательных организациях / С.М. Куницына // Общество: социология, психология, педагогика. - 2015. - № 1. - с. 45-61.
30. Курицына, Е.В. Конституционное право на образование в Российской Федерации: понятие и содержание / Е.В. Курицына // Наука, общество, государство. - 2014. - № 1. - С. 57-89.
31. Лассаль, Ф. Сущность конституции. Что же дальше? / Ф. Лассаль. - СПб.: Молот, 1905. - 208 с.
32. Макарова, А.Б. Реализация федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в образовательных организациях: проблемы и перспективы / А.Б. Макарова // Вестник Марийского государственного университета. - 2015. - № 5. - С. 39-43.
33. Озеров, В.А. Правовые основы образования в Российской Федерации / В.А. Озеров. - Право и образование. - 2007. - № 3. - С. 5-20.
34. Ооржак, А.О. Конституционное право гражданина Российской Федерации на образование / А.О. Ооржак // Концепт. - 2016. - № 6. - С. 97¬106.
35. Орловский, Ю.П. Конституционные гарантии права на образование в
СССР / Ю.П. Орловский. -М.: Наука, 1986. Плотников А.А.
Конституционное право на образование // Марийский юридический вестник.
-№ 4. - 2015. С. 37-50.
36. Плотников, А.А. Конституционное право на образование / А.А. Плотников, Н.И. Петренко // Марийский юридический вестник. - 2015. - № 4.
- С. 57-71.
37. Прахов, И.А. Барьеры доступа к качественному высшему образованию в условиях ЕГЭ: семья и школа как сдерживающие факторы / И.А. Прахов // Вопросы образования. - 2015. - № 1. - С. 88-108.
38. Рахинский, Д.В. Право на образование: некоторые вопросы теории и практики / Д.В. Рахинский // Общество: политика, экономика, право. - 2016. - № 6. - С. 17-21.
39. Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. - М.: Феникс, 1994. - 841 с.
40. Смирнова, М.В. Конституционное право на образование и гарантии его реализации в негосударственном общеобразовательном учреждении. Дисс. на соискан. уч. степени канд. юр. наук. / М.В. Смирнова. - М., 2006. - 194 с.
41. Социология образования / под ред. А.М. Осипова, В.В. Тумалева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2005. - 210 с.
42. Субочев, В.В. Проблемы теории государства и права: учебник / В.В. Субочев, под ред. А.В. Малько. - М.: Юрлитинформ, 2012. - 410 с.
43. Тимофеева, А.А. Проблемы реализации права граждан Российской Федерации на образование в условиях его модернизации / А.А. Тимофеева // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. - 2015. - № 2. - С. 47¬53.
44. Третьяк, Н.В. О некоторых вопросах определения содержания права на образование / Н.В. Третьяк // Ежегодник российского образовательного законодательства. - 2010. - Т. 5. - Вып. 2. - С. 59-72.
45. Учитель: престиж профессии и необходимые качества. Каким должен быть современный учитель? Должны ли учителя воспитывать - или только давать знания? [Электронный ресурс] // ФОМ. Наука и образование. - 2014.¬5 октября // URL: http://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/11773(дата обращения: 19.05.2018).
46. Хуснутдинова, М.Р. Социальный статус профессии учителя: самоопределение российских педагогов / М.Р. Хуснутдинова // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22. - № 4. - С. 38-48.
47. Шабалина, О.Л. Право на образование в ретроспективе мировой и отечественной правовой мысли / О.Л. Шабалина // Марийский юридический вестник. - 2015. - № 2. - С. 48-79.
48. Шамсутдинова, Д.В. Конституционное право на образование и его защита в современном российском судопроизводстве / Д.В. Шамсутдинова // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - № 1. - С. 94-105.
49. Шилюк, Т.О., Жабин, Н.А. Право на образование и его защита / Т.О. Шилюк, Н.А. Жабин // Актуальные проблемы российского права. - 2013. - № 6. - С. 23-31.
50. Шипкова, Е.Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики / Е.Н. Шипкова // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 38-44.
51. Шкатулла, В.И. Образовательное право / В.И. Шкатулла. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 258 с.
52. Электронный ресурс] // Учительская Газета. - 2014.- 12 ноября // URL: http://www.ug.ru/news/13422(дата обращения: 17.05.2018).
53. Ягофаров, Д.А. Образовательное право: опыт теоретического
осмысления / Д.А. Ягофаров // Образование и наука. - 2000. - № 4. С. 35-52.
54. Ягофаров, Д.А. Методология теоретического анализа образовательного нормотворчества: приглашение к дискуссии / Д.А. Ягофаров // Право и образование. - 2006. - № 3. - С. 8-24.