Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Учение йоги о человеке и философская антропология Макса Шелера

Работа №91722

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

философия

Объем работы85
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
172
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЙОГИ 8
1.1. Человек как продукт взаимодействия пуруши и пракрити в
философии йоги 8
1.2. Представление о сущности человека в «Йога-сутрах», «Вьяса-
бхашье» 28
1.3. Учение йоги о предназначении и возможностях человека
ГЛАВА 2. АНТРОПОЛОГИЯ МАКСА ШЕЛЕРА
2.1 Трактовка природы и сущности человека, в антропологии Макса
Шелера 46
2.2 Проблема предназначения и понимание возможностей человека в
концепции Макса Шелера 60
2.3 Сравнительный анализ антропологических идей Макса Шелера и
философской школы йоги 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 77


Актуальность темы исследования. Осмысление проблемы человека, размышление о месте человека в космосе и его предназначении - эти основные темы творчества М. Шелера и философской школы йога не утратили своей актуальности в настоящее время. Из философских учений М. Шелера и йоги вырастает проект новой философской антропологии, в которой проблема человека ставится и рассматривается в необходимой связи с понятиями нравственного познания и этики ценностей. Этическая составляющая этой антропологической науки, в свою очередь, тесно связана с проблемой познания - одной из важнейших философских проблем. Единство двух основных направлений шелеровской мысли - феноменологии и антропологии составляет актуальный предмет исследования, как в историческом, так и в систематическом плане. Феноменологический метод реализуется у М. Шелера как в теории познания, так и в этике, образуя тем самым философскую основу антропологического проекта. С другой стороны, интересное антропологическое учение, наполненное этическими смыслами и ценностным содержанием, предлагает философское течение йога. Поэтому со всей очевидностью встает проблема обобщения знаний, представленных в разных философских традициях. Сравнительный анализ философских идей йоги и М. Шелера может привести к открытию новых смыслов философской антропологии и продуктивному синтезу понятийных конструктов западно¬европейской и восточной философии.
Степень научной разработанности. Хотя отдельно философской антропологии М. Шелера посвящено достаточно большое количество работ, но полной картины о человеке они не дают. Из крупных исследований, посвященных философии йоги необходимо, выделить следующих авторов: С.Р. Аблеева с его работой «Йога: мистическая философия и духовная практика освобождения в классической индийской йоге», С. Вивекананда с работами «Бхакти-йога», «Карма-йога», С. Радхакришнан с его работай «Индийская философия» и многих других. Но авторы, исследовавшие учение йоги, проблему человека в антропологическом аспекте старались не затрагивать.
Феноменология М. Шелера изучается в исследованиях таких авторов, как В.Д. Губин, В.И. Молчанов, Н.В. Мотрошилова, Н.С. Плотников, Я.А. Слинин, M.JI. Хорьков. Проблема связи теории познания и этики, представляющей ядро философии М. Шелера, в работах отечественных исследователей практически не ставилась.
Широкое поле исследования философского наследия М. Шелера представлено на Западе, прежде всего, в Германии. Западные авторы подходят к изучению наследия М. Шелера в основном в хронологическом аспекте, прослеживая развитие его философских идей от раннего периода его творчества к позднему. В нашем исследовании мы опираемся, главным образом, на их труды, пытаясь развивать намеченную ими тематику.
Отто Пёггелер, Манфред Фрингс (издатель шелеровского наследия, председатель американского отделения шелеровского общества), Вольфхарт Хэнкман, Герхард Плаффрот исследовали, прежде всего, этическую теорию М. Шелера и иерархию ценностей, вопрос о разрушении ценностей в современную эпоху, а также влияние рессентимента на формирование новоевропейской морали. Эти же темы, а кроме того; влияние теории Фрейда и феноменологии Гуссерля на философию М. Шелера разрабатывали итальянские философы Гвидо Кузинато, Франко Босио, французский философ Анри Jlepya, Андре Кисс из Венгрии, Кристофер Маканн из Великобритании и другие. Феноменологическими исследованиями философии М. Шелера занимается также американский философ Э. Келли.
Объем современных философских исследований по йоге невелик. К данным работам относятся труды С.Р. Аблеева, Г.П. Аверьясова, А.Е.Акимова, Е.К. Богомолова, А.О. Букина, Л.М. Гиндилис, В.Н. Дуденкова, А.В. Иванова, А.И. Клизовского, С. Радхакришнана, И.М. Романовой, Л.В. Шапошниковой, Е.А. Трофимовой, В.В. Фролова, И.В. Фотиевой, С. Чаттарджи, Г.В. Хомелева, Д.А. Шарова. При этом антропологическое учение йоги пытается сконструировать И.В. Черданцева.
Цель данной работы заключается в выявлении особенностей антропологической концепции М. Шелера и антропологического учения йоги.
Для достижения поставленной цели ставились следующие задачи:
1. Выявить специфику антропологического учения йоги;
2. Выделить особенности антропологии М. Шелера;
3. Провести сравнительный анализ антропологических идей М. Шелера и философской школы йоги.
Объект исследования: философия М. Шелера и философские взгляды йоги.
Предмет исследования: особенности философской антропологии М. Шелера и йоги.
Методология: При анализе источников использовался метод синтеза и метод системной реконструкции. При помощи данных методов были выявлены сущности человека в учениях йоги и М. Шелера, а также определены фундаментальные понятия философии йоги. Анализ ряда мировоззренческих положений М. Шелера (например, тезиса о многомерной природе человека, о структуре и особенностях человеческого сознания) был сопряжен с применением диалектического метода, который позволил всесторонне рассмотреть эти положения. В диссертации также использован сравнительный метод, с помощью которого выявлены научные основания идей мировоззренческого характера учений йоги и М. Шелера. Принцип историзма применен в диссертационном исследовании преимущественно при рассмотрении антропологии человека в работе М. Шелера «Положение человека в космосе». Так же в целях реконструкции разных форм восприятия реальности в работе использовались методы мысленного моделирования. А для сравнения различных философских традиций был задействован компаративистский метод. Также в работе использовались общелогические методы познания (индукция, дедукция, анализ, классификация и т.д.).
Новизна и практическая значимость:
1. Реконструирован генезис шелеровской мысли в связи с основными философскими течениями и школами, на которые опирался М. Шелер при построении своего учения;
2. представлен историко-философский анализ антропологических аспектов йоги
3. проведен сравнительный анализ антропологических идей
М. Шелера и йоги.
Структура диссертационной работы. Данная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе мы рассмотрим философские ценности йоги; во второй главе мы будем рассматривать специфику антропологии М. Шелера и представим сравнительный анализ связи антропологии М. Шелера и учения йоги.
Положения, выносимые на защиту:
1. Антропологическая природа человека, согласно йоге, обусловлена соединением двух первоначал - пуруши и пракрити, где первое первоначало (пуруша) является чистым субъектом созерцания, сознанием, вечным Духом, постоянным и совершенным, а второе (пракрити), выступающее в качестве «строительного материала» для тела, мышления, психических состояний человека, понимается как основа объективированных изменчивых материальных структур мира.
2. Трактовка природы человека в концепции М. Шелера схожа с учением йоги в выделении двух первоначал (духа и жизненного порыва), однако характеристики этих структур в философии Шелера отличаются от характеристик пуруши и пракрити тем, что к духовности, помимо сознательной деятельности, относится деятельность разума как созерцания идей и первофеноменов, а также высшие эмоциональные и экзистенциальные состояния человека, которые в философии йоги рассматриваются как продукты пракрити.
3. Сущность человека в философии йоги связана с пурушей как чистым субъектом сознания, который не может быть объективирован ни в каком познавательном акте. В философской антропологии Шелера человеческая сущность как духовность предполагает элементы объективации в процессе познания. Кроме этого, сущность человеке, согласно йоге, является неизменной и постоянной, а, согласно Шелеру, - это дух, который находится в вечном поиске и постоянно изменяется.
4. Духовное совершенство человека в йоге предполагает процесс разделения пуруши и пракрити и, соответственно, освобождение сознания от любых других психофизических структур человеческого бытия. Данное философское учение предлагает конкретные практические действия для достижения данной цели. М. Шелер говорит о человеческой сущности как о постоянном процессе совершенствования духа, однако, он не дает ответа на вопрос о конкретных практических формах достижения духовности.
5. Совершенствование человека, согласно йоге, сопровождается развитием его паранормальных способностей, в отличие от философии Шелера, сосредоточенной на развитии высших эмоциональных состояний человека и его способности разумного созерцания идей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Философская антропология - одно из влиятельных направлений общественной мысли XX1 века. Мировоззренческой установкой и стержнем всех изысканий философской антропологии является человек и только человек.
Философская антропология охватывает широчайший круг вопросов и проблем, связанных с человеком, его жизнедеятельностью. Поэтому в данной диссертации попытались разобраться с такими вопросами как; Что есть человек? Какое место он занимает в мире? Является ли он случайной игрой космических стихий, бездушной природы или сыном Божиим? Какова его природа и сущность? Чем он отличается от животных? Является ли человек разумным существом или руководимым влечениями и страстями? Существует ли свобода человека и в чем она может проявляться? В чем смысл жизни человека? И на множество других.
Почему именно сейчас, такой интенсивный запрос на распознавание специфики человеческой антропологии? Что принципиально нового несет в себе антропологический ренессанс? Напряженное внимание к феномену человека вызвано, прежде всего, потребностью индивида постоянно решать жизненные проблемы, возникающие в контексте его повседневного существования. Эти проблемы оказались сегодня весьма острыми.
Вряд ли за всю историю человечества найдется поколение, которое так лишено почвы под ногами, как нынешнее. Любой выбор представляется нередко одинаково невыносимым. Почему человек наших дней, вооруженный знанием, находится в потоке непонятных видений?
Но идеал рациональности, который на протяжении многих веков питал западноевропейскую философию, испытывает сегодня серьезные потрясения. Люди ищут средство жизненной ориентации отнюдь не в разуме, а в мифе, грезе, интуитивном прозрении.
Современная наука, как может показаться, приблизилась к распознаванию важнейших секретов природы. И вместе с тем открывается бездна непостижимого. Порою возникает подозрение, что наука ведет человечество по ложному маршруту. Архетип разумного человека ставится под сомнение. Мартин Хайдеггер не случайно отмечал, что наука вряд ли сможет раскрыть тайны человеческого бытия, коль скоро она не способна понять пределы и смысл собственного развития. Наука утратила пафос искания изначальной целостности, универсальности бытия. Духовные корни науки оказались отсеченными. Она во многом потеряла метафизическое измерение. Поэтому возникает недоверие к современному научному постижению человека, к тем перспективам, которое оно открывает.
С одной стороны, современная наука интенсивно работает над созданием искусственного интеллекта, открывая перспективы моделирования человеческих качеств: разумности, рациональности. С другой стороны, возникает вопрос: «Что же представляет собой собственно человеческое?». Человек, попросту говоря, утрачивает представление о самом себе.
Философское размышление о человеке в еще большей степени стимулируется мировоззренческими факторами. Современная биология, психология, культурология, история, этнография накопили множество разноречивых сведений, которые требуют анализа, философской рефлексии. Не содержится ли здесь подготовка к новому этапу понимания человека, или синтез знаний принципиально исключен? Возникает вопрос о целостности человека как феномена.
Не случайно желание отечественных исследователей как можно быстрее обрести плоды чудесного синтеза разных научных подходов обернулось лишь разочарованием. Мнилось: пусть конкретные дисциплины накопят разноречивые сведения, а мы, философы, вооруженные идеей целостности человека, произведем продуктивный синтез, обобщим эмпирию фактов. Желание «поднакопить фактуру» и затем перейти к синтезу часто оборачивается длительным теоретическим застоем. Разумеется, никто не сомневается во внушительности успехов конкретных наук в постижении человека. Однако именно это обусловливает необходимость развивать антропологическое воображение, спасающее от научного застоя.
Данная тема останется актуальной для дальнейших научных исследований. Сильной стороной йогической традиции является то, что она одна из первых обратилась к этой теме и начала искать методики достижения совершенства, которое мыслится ею именно как совершенство духовное. Таким образом, эта традиция всегда останется актуальной, поскольку актуальными для всех времен являются рассматриваемые ею еще с самых ранних времен проблемы.
Данная проблема (и естественно возникающий вывод из нее, на который недостаточно обращали внимание на Западе) конституирует центральное место индийской мысли. Начиная со времени упанишад, философская школа йога была поглощена выяснением сущности этой обусловленности. Западному миру еще предстоит внимательно изучить следующее: 1) что именно йога считает многообразием «условий» бытия человека; 2) каким образом она подходит к вопросу о временности и историчности человека; 3) какой выход может быть найден из того состояния тревоги и отчаяния, которое с неизбежностью следует за осознанием временности - матрицы всякой обусловленности. Со строгостью, не известной нигде в мире, йога обратилась к анализу различных измерений человеческой жизни. Понятно, это делалось не для того, чтобы прийти к точному, непротиворечивому знанию о человеке как таковому (как поступала, например, Европа девятнадцатого столетия, когда она полагала, что о человеке следует судить исходя из наследственных или социальных факторов), но с целью узнать: насколько далеко простираются границы обусловленности; и существует ли что-нибудь за этими границами; в чем заключается природа и сущность человека; для чего живет человек (его предназначение).
Хотя, не смотря на восточное учение М. Шелер говорил то, что влечение, освобожденное от инстинкта, относительно проявляется уже у высших животных, и тем самым возникает горизонт безмерности: уже здесь оно становится возможным источником наслаждения, независимым от жизненных потребностей как целого и является высшим психическим процессам. Это высказывание противоречит философскому учению йоги.
М. Шелер высказывал такое мнение то, что: «мы называем «физиологическим» и «психическим», это лишь две стороны рассмотрения одного и того же жизненного процесса. Есть «биология изнутри» и «биология извне».
Еще одна проблема - в какой мере можно говорить о преемственности в развитии философско-антропологических представлений? Наиболее значительный вклад в воссоздание истории размышлений о человеке находим в работах М. Шелера, А. Дильтея, а состороны Индии это шесть ортодоксальных школ. Все они пытаются воссоздать своеобразный силуэт философско-антропологической мысли, как она складывалась на протяжении веков. Однако исходный пункт у этих философов разный.
Все исследователи сходятся только в одном: проблема человека возникла в философии не сразу, но это вовсе не означает, будто философский вопрос о сущности и смысле человеческого бытия поставлен лишь в наше время. В разное время философское постижение человека не оставалось неизменным. Вместе с тем историки философии по-разному отвечают на вопрос о том, как собственно складывается эволюция философских взглядов на человека. Одним (М. Шелер) кажется, что эта тема развивается в европейской философии линейно, последовательно от открытия к открытию. Другим (М. Бубер) представляется, что летопись философско- антропологических воззрений драматична. Она сопряжена с экзистениальным самочувствием человека и, следовательно, дискретна.
М. Шелер считал, что философско-антропологическое мышление, хотя и развивается скачкообразно, тем не менее, никогда не утрачивает себя ни в какую эпоху. Иначе говоря, независимо от того, ощущает ли себя человек как благополучное или покинутое существо, это ни в коей мере не влияет на философское постижение человека. Рост человеческого самосознания достигает в узловых пунктах истории внушительных вершин.
Учения йоги относительно «Я» как трансцендентного субъекта, совершенно отличного от тела, ума и единичного «я», весьма отдалена от обычной психологической концепции. По сравнению с этим спиритуалистическую концепцию «Я» в системе йоги можно анализировать как туманную и мистическую. Точно так же сверх-нормальные силы, связанные с различными стадиями практики йоги, едва ли могут быть согласованы с известными законами биологии, физики и психологии. Все это может показаться напоминающим некую элементарную религию чудес.
Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании «Я» имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность «Я» как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного «Я» человека. Поскольку эта система признает бытие бога, она превосходит учения М. Шелера как с теоретической, так и с практической точки зрения, а также с точки зрения передачи этого убеждения своим последователям. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины.
Если говорить о поставленных задачах, то необходимо рассмотреть каждую индивидуально.
Сначала возьмем первую задачу. То она бала полностью решена. Йога предоставила четкую систему антропологического учения, а если сравнивать с учение М. Шелера, то он попытался выявить антропологические особенности человека, но его дуализм увел в «сторону» от его главной цели.
Таким образом, в данной диссертации были решены первые две задачи.
Если говорить о третей задачи, то она была решена не полностью, т.к. если говорить об М. Шелере, то он мыслил в разных плоскостях об одном понятии, что недопустимо с логической точки зрения. А если взять философское учение йоги, то не хватит нескольких жизней для его изучения, т.к. она создала за несколько тысяч лет огромное философское учение. И невозможно за короткий период времени человеку изучить всю специфику философского учения йоги. Но основное сравнение было сделано.
Говоря о перспективах дальнейшего исследования данной темы, то можно сказать она не только не потеряла актуальности, но и будет возникать необходимость. Как уже было сказано, человеку раскрываются в геометрической прогрессии все новые и новые знания, а что с ними делать и для чего их применять, он не знает. С каждым днем возникают и исчезаю множество религий, учений и куда стремиться человеку трудно разобраться. Вот почему данная тема так нужна человеку. Она дает основы знаний об антропологии человека, заставляет человека мыслить.



1. Адлер, A. Понять природу человека / Пер. c нем. СПб.: Гуманит. Агентство "Академ, проект", 1997.
2. Айтарея-брахмана // http://sadhu.bv .ru/ait-brah.htm
3. Aйтaрея-yпaнишaдa // http://sadhu.by.ru/ait-up.htm
4. Aльбедиль, М.Ф. ИНДУИЗМ: творящие ритмы. C11Б: A36yKa-KraccuKa; Петербyргcкое Востоковедение, 2OO4. - 256 c.
5. Aмaлa Бхакта :iac. Махабхарата: миcтичеcкие истории: двадцать УРОКОВ МУДРОСТИ и нравственности. М.: Фило^фотая Книга, 2OO2. - 32O c.
6. An, C.A. Руцкая фило^фия о целостности мира в традиционной культуре Индии // Филотофия, методология, история знаний: Труды Cибирcкого института знаниеведения / под ред. Е.В. Ушаковой, Ю.И. Колюжова. — Барнаул: Изд-во Aar. ун-та, 2OO4. c. 61-64.
7. Aндреевa, В., Кукиев В., Ровнер A. Тетрада // Энциклопедия одмволов, знаков, эмблем. -М.: Локид-Миф, 1999. c. 489-491.
8. Aнтипин, Н.А. К проблеме истолкования гегелевcкого понимания «Aбcолютной Идеи» как cyбcтaнции // http://www.ruthenia.ru/logos/personalia/ antipin/articles/substantia.html
9. Aнyгитa в переводе Cмирновa, Б.Л. // Легенды о Кришне / ^ст. H.A. Шери-ев. М.: OOO «НИК», «Oдиccей», 1995. - c. 62O-716.
10. Барулин, В.О Cоциaльно-филоcофcкaя антропология. М.: O^ra, 1994.
11. Бердяев, H.A. O назначении человека. М.: 1993.
12. Бибихын, В.В. Cвое, cобcтвенное//Вопроcы филотофии. 1997. №2.
13. Блаватская Е.П. Тео^ф^ий cловaрь. М.: Cферa, 1998. - 576 c.
14. Бонгард-Левин, Г.М., Грантов^ий, ЭА. Oт CI 15. Брахмабинду-упанишада // Aнтология мировой фило^фии: Древний Восток. Мн.: Харвест- М.: OOO «Издательство ACT», 2OO1. - c. 395-4OO.
16. Брихавричопанишад (перевод с санскрита садхаки Лрьядевы) // http: /^акйзш.пагой.ги/ВгШ.Ыш
17. Брихадараньяка-упанишада // http: //заЛи.Ьу.ги/ЬгШ-аг.Йш
18. Бубер, М. Философия человека. М.: 1992.
19. Буева, Л. П. Философская антропология. Программа общего курса для студентов философских факультетов. М.: 1993
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ