Связь психологических защит ребёнка и детско-родительских взаимоотношений
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 27 детей младшего школьного возраста (мальчиков и девочек от 7 до 9 лет) и один из родителей каждого ребёнка (выборка взрослых составила:18 матерей и 9 отцов).
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕБЁНКА И ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 7
1.1 Связь психологических защит ребёнка и детско– родительских взаимоотношений как проблема психологической науки и практики 7
1.1.1. Феноменологическое поле формирования психологических защит в детско–родительских взаимоотношениях 7
1.1.2. Проблема влияния детско–родительских взаимоотношений на становление и социализацию личности 9
1.1.3 Обоснование практической значимости изучения детско– родительских взаимоотношений в становлении психологических защит 13
1.2. Теоретический анализ влияния детско–родительских взаимоотношений на формирование психологических защит ребёнка 15
1.2.1 Основные концепции и подходы в изучении влиянии детско– родительских взаимоотношений на формирование психологических защит ребёнка 15
1.2.2. Современные подходы к изучению связи психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений 18
1.2.3. Научная проблематика изучения связи психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений 21
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СФОРМИРОВАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕБЁНКА И ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 25
2.1. Организация исследования 25
2.1.1. Планирование исследования 25
2.1.2. Характеристика выборки 26
2.1.3. Инструменты исследования 26
2.1.4. Этапы и процедура исследования 27
2.1.5. Методы обработки данных 28
2.2. Результаты исследования 29
2.3. Обсуждение результатов исследования 31
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
Выборка: 27 детей младшего школьного возраста (мальчиков и девочек от 7 до 9 лет) и один из родителей каждого ребёнка (выборка взрослых составила:18 матерей и 9 отцов).
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕБЁНКА И ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 7
1.1 Связь психологических защит ребёнка и детско– родительских взаимоотношений как проблема психологической науки и практики 7
1.1.1. Феноменологическое поле формирования психологических защит в детско–родительских взаимоотношениях 7
1.1.2. Проблема влияния детско–родительских взаимоотношений на становление и социализацию личности 9
1.1.3 Обоснование практической значимости изучения детско– родительских взаимоотношений в становлении психологических защит 13
1.2. Теоретический анализ влияния детско–родительских взаимоотношений на формирование психологических защит ребёнка 15
1.2.1 Основные концепции и подходы в изучении влиянии детско– родительских взаимоотношений на формирование психологических защит ребёнка 15
1.2.2. Современные подходы к изучению связи психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений 18
1.2.3. Научная проблематика изучения связи психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений 21
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СФОРМИРОВАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕБЁНКА И ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 25
2.1. Организация исследования 25
2.1.1. Планирование исследования 25
2.1.2. Характеристика выборки 26
2.1.3. Инструменты исследования 26
2.1.4. Этапы и процедура исследования 27
2.1.5. Методы обработки данных 28
2.2. Результаты исследования 29
2.3. Обсуждение результатов исследования 31
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45
Проблематика исследования определяется недостаточным акцентированием на влияние детско–родительского взаимодействия на формирование психологических защит у ребёнка, что может привести к стабилизации в социуме, наоборот к недостаточной психологической защищённости или же вовсе к дезадаптации личности.
Объект исследования: детско–родительские взаимоотношения.
Предмет исследования: система психологических защит личности.
Цель исследования: исследовать связь сформированных психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений.
Задачи исследования:
• изучить феноменологию понятия «психические защиты»;
• описать роль детско–родительских взаимоотношений в становлении личности и ее социализации;
• описать значение детско–родительских взаимоотношений в становлении психологических защит как проблему психологической науки и практики;
• изучить современные подходы к изучению связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений;
• проанализировать научную проблематику изучения связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений;
• выдвинуть основные положения о связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений в контексте проведения исследования;
• провести эмпирическое исследование связи сформированных психологических защит и различных детско–родительских взаимоотношений;
• сделать выводы по проделанной работе.
Теоретическая платформа исследования.
Феномен «психологическая защита» в научных исследованиях отражен различными концепциями (А. Адлер, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Р. Плутчик, И.Д. Стойков, Ф. Перлз, З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и др.).
Предпринимаются попытки определить и теоретически обосновать единый критерий классификации защиты (Б.Д. Карвасарский, Ф. Перлз, Р. Плутчик, В.А. Ташлыков, А. Фрейд и др.).
Исследуется проблема влияния защиты на развитие личности, которое может быть, как деструктивным, так и конструктивным (Ф. Е. Василюк, Л. Р. Гребенников, Е. Л. Доценко, Б. В. Зейгарник, Е. С. Романова, Т. С. Яценко и др.).
Анализируются структурные и динамические свойства психологической защиты, ее проявления на индивидуальном, межличностном и межгрупповом уровнях (А. М. Богомолов, Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, Ю. Б. Захарова, И. Д. Стойков, З. А. Парфенова, В. А. Штроо, М. В. Юркова и др.).
Гипотезы:
Гипотеза основная: существует связь между психологическими защитами ребёнка и детско–родительскими взаимоотношениями.
Частные:
• Преобладание кооперации, с социальной желательностью ребенка родителями снижает выраженность психологической защиты вытеснения;
• Авторитарный стиль взаимоотношений родителей с детьми влияет на преобладание отрицания;
• Инфантилизация ребенка и отношение к нему как к маленькому неудачнику влияет на преобладание регрессии и замещения.
Методы сбора и обработки информации: анализ научной, методической литературы.
Эмпирические методы:
• Тест-опросник родительского отношения – ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин) – (для диагностики особенностей детско – родительского взаимодействия);
• «Карта оценки детских защитных механизмов» Р. Плутчика и К. Перри (в модификации Е.В. Чумаковой) – (для определения у ребенка защитных механизмов).
Выборка: В исследовании приняли участие 27 детей младшего школьного возраста (мальчиков и девочек от 7 до 9 лет) и один из родителей каждого ребёнка, который имеет больший авторитет в семье (выборка взрослых составила:18 матерей и 9 отцов).
Практическая значимость исследования: Установленные связи между детско–родительским взаимоотношением и сформированными особенностями психологической защиты, дают возможность раннего прогнозирования и коррекции вероятных проблем в системе взаимоотношений родителей с детьми в конкретной семье. Выявленные стили отношений с ребёнком и их влияние на формирование психологических защит позволяет прогнозировать возможные проблемы, связанные с социальной адаптацией и психическим здоровьем ребенка.
Структура работы: введение – обозначается актуальность, проблема, формулируется цель, задачи, объект, предмет исследования, выдвигаются гипотезы; первая глава – рассматриваются теоретические основы изучаемой проблемы; выводы по первой главе; вторая глава – планирование исследования и результаты; выводы по второй главе; заключение; список литературы, приложения.
Объект исследования: детско–родительские взаимоотношения.
Предмет исследования: система психологических защит личности.
Цель исследования: исследовать связь сформированных психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений.
Задачи исследования:
• изучить феноменологию понятия «психические защиты»;
• описать роль детско–родительских взаимоотношений в становлении личности и ее социализации;
• описать значение детско–родительских взаимоотношений в становлении психологических защит как проблему психологической науки и практики;
• изучить современные подходы к изучению связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений;
• проанализировать научную проблематику изучения связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений;
• выдвинуть основные положения о связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений в контексте проведения исследования;
• провести эмпирическое исследование связи сформированных психологических защит и различных детско–родительских взаимоотношений;
• сделать выводы по проделанной работе.
Теоретическая платформа исследования.
Феномен «психологическая защита» в научных исследованиях отражен различными концепциями (А. Адлер, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Р. Плутчик, И.Д. Стойков, Ф. Перлз, З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и др.).
Предпринимаются попытки определить и теоретически обосновать единый критерий классификации защиты (Б.Д. Карвасарский, Ф. Перлз, Р. Плутчик, В.А. Ташлыков, А. Фрейд и др.).
Исследуется проблема влияния защиты на развитие личности, которое может быть, как деструктивным, так и конструктивным (Ф. Е. Василюк, Л. Р. Гребенников, Е. Л. Доценко, Б. В. Зейгарник, Е. С. Романова, Т. С. Яценко и др.).
Анализируются структурные и динамические свойства психологической защиты, ее проявления на индивидуальном, межличностном и межгрупповом уровнях (А. М. Богомолов, Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, Ю. Б. Захарова, И. Д. Стойков, З. А. Парфенова, В. А. Штроо, М. В. Юркова и др.).
Гипотезы:
Гипотеза основная: существует связь между психологическими защитами ребёнка и детско–родительскими взаимоотношениями.
Частные:
• Преобладание кооперации, с социальной желательностью ребенка родителями снижает выраженность психологической защиты вытеснения;
• Авторитарный стиль взаимоотношений родителей с детьми влияет на преобладание отрицания;
• Инфантилизация ребенка и отношение к нему как к маленькому неудачнику влияет на преобладание регрессии и замещения.
Методы сбора и обработки информации: анализ научной, методической литературы.
Эмпирические методы:
• Тест-опросник родительского отношения – ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин) – (для диагностики особенностей детско – родительского взаимодействия);
• «Карта оценки детских защитных механизмов» Р. Плутчика и К. Перри (в модификации Е.В. Чумаковой) – (для определения у ребенка защитных механизмов).
Выборка: В исследовании приняли участие 27 детей младшего школьного возраста (мальчиков и девочек от 7 до 9 лет) и один из родителей каждого ребёнка, который имеет больший авторитет в семье (выборка взрослых составила:18 матерей и 9 отцов).
Практическая значимость исследования: Установленные связи между детско–родительским взаимоотношением и сформированными особенностями психологической защиты, дают возможность раннего прогнозирования и коррекции вероятных проблем в системе взаимоотношений родителей с детьми в конкретной семье. Выявленные стили отношений с ребёнком и их влияние на формирование психологических защит позволяет прогнозировать возможные проблемы, связанные с социальной адаптацией и психическим здоровьем ребенка.
Структура работы: введение – обозначается актуальность, проблема, формулируется цель, задачи, объект, предмет исследования, выдвигаются гипотезы; первая глава – рассматриваются теоретические основы изучаемой проблемы; выводы по первой главе; вторая глава – планирование исследования и результаты; выводы по второй главе; заключение; список литературы, приложения.
В данном исследовании были рассмотрены различные теории о механизмах психологических защит и детско-родительских взаимоотношениях. И несмотря на многочисленные исследования, было выделено, что существует мало исследований по связи психологических защит и детско-родительских взаимоотношений, а ведь это играет огромную роль в формировании психологических защит у детей.
Для исследования связи механизмов психологической защиты и детско–родительских взаимоотношений было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Участниками исследования являются 27 детей младшего школьного возраста (от 7 до 9 лет) и один из их родителей, которых составило 15 матерей и 12 отцов.
В ходе эмпирического исследования связи были получены следующие результаты:
– в семьях характерной является тенденция к принятию родителями своего ребенка с уважением к его интересам и склонностям, и преобладающим положительным отношением к нему, уважением к его интересам и увлечениям, и адекватным контролем его деятельности;
– в сложных ситуациях младшие школьники склонны перекладывать свою вину на других людей, приписывая им недостатки характерные для них самих, с целью уйти от сложной ситуации, при этом они также могут уйти в воображаемый мир (начать фантазировать), выдавая желаемое за действительное и игнорируя реальность или начинают себя вести как маленькие дети (обижаются, капризничают, проявляют плаксивость упрямство, перекладывают свою вину на другого человека и.т.д.);
Гипотезы нашего исследования полностью подтверждаются, то есть:
– Существует связь между механизмами психологической защиты и детско–родительскими взаимоотношениями;
– Преобладание кооперации, с социальной желательностью ребенка родителями снижает выраженность психологического механизма вытеснения;
– Авторитарный стиль взаимоотношений родителей с детьми влияет на преобладание отрицания;
– Инфантилизация ребенка и отношение к нему как к маленькому неудачнику влияет на преобладание регрессии и замещения.
Таким образом в ходе исследования нами были выполнены поставленные цели и задачи, доказаны исследовательские гипотезы.
В дальнейшем в психологической практике данная тема может рассматриваться, как в контексте психотерапии детских травм, так и в контексте психолого-педагогического воздействия на развитие личности и ее социализацию, а также в ходе психокоррекции.
Для исследования связи механизмов психологической защиты и детско–родительских взаимоотношений было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Участниками исследования являются 27 детей младшего школьного возраста (от 7 до 9 лет) и один из их родителей, которых составило 15 матерей и 12 отцов.
В ходе эмпирического исследования связи были получены следующие результаты:
– в семьях характерной является тенденция к принятию родителями своего ребенка с уважением к его интересам и склонностям, и преобладающим положительным отношением к нему, уважением к его интересам и увлечениям, и адекватным контролем его деятельности;
– в сложных ситуациях младшие школьники склонны перекладывать свою вину на других людей, приписывая им недостатки характерные для них самих, с целью уйти от сложной ситуации, при этом они также могут уйти в воображаемый мир (начать фантазировать), выдавая желаемое за действительное и игнорируя реальность или начинают себя вести как маленькие дети (обижаются, капризничают, проявляют плаксивость упрямство, перекладывают свою вину на другого человека и.т.д.);
Гипотезы нашего исследования полностью подтверждаются, то есть:
– Существует связь между механизмами психологической защиты и детско–родительскими взаимоотношениями;
– Преобладание кооперации, с социальной желательностью ребенка родителями снижает выраженность психологического механизма вытеснения;
– Авторитарный стиль взаимоотношений родителей с детьми влияет на преобладание отрицания;
– Инфантилизация ребенка и отношение к нему как к маленькому неудачнику влияет на преобладание регрессии и замещения.
Таким образом в ходе исследования нами были выполнены поставленные цели и задачи, доказаны исследовательские гипотезы.
В дальнейшем в психологической практике данная тема может рассматриваться, как в контексте психотерапии детских травм, так и в контексте психолого-педагогического воздействия на развитие личности и ее социализацию, а также в ходе психокоррекции.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МАТЕРЕЙ, ДЕТИ КОТОРЫХ
ПРОХОДЯТ ДЛИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ В СТАЦИОНАРЕ ДРКБ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Различия в детско-родительских отношениях в семьях с сиблингами и единственными детьми
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО- РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ТАТАРСКОЙ СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ К ДЕТЯМ В
ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2018 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЯЗИ СО СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2016 - КОРРЕКЦИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В
НЕПОЛНОЙ СЕМЬЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - РОДИТЕЛЬСКИЕ УСТАНОВКИ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ
СОЦИАЛЬНЫМ СТАТУСОМ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2019 - Психологическое консультирование как средство помощи женщинам 30-33 лет, испытывающим трудности в психологической сепарации от родителей
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021



