Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Связь психологических защит ребёнка и детско-родительских взаимоотношений

Работа №91714

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы46
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 27 детей младшего школьного возраста (мальчиков и девочек от 7 до 9 лет) и один из родителей каждого ребёнка (выборка взрослых составила:18 матерей и 9 отцов).
Есть приложения (результаты эксперимента в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕБЁНКА И ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 7
1.1 Связь психологических защит ребёнка и детско– родительских взаимоотношений как проблема психологической науки и практики 7
1.1.1. Феноменологическое поле формирования психологических защит в детско–родительских взаимоотношениях 7
1.1.2. Проблема влияния детско–родительских взаимоотношений на становление и социализацию личности 9
1.1.3 Обоснование практической значимости изучения детско– родительских взаимоотношений в становлении психологических защит 13
1.2. Теоретический анализ влияния детско–родительских взаимоотношений на формирование психологических защит ребёнка 15
1.2.1 Основные концепции и подходы в изучении влиянии детско– родительских взаимоотношений на формирование психологических защит ребёнка 15
1.2.2. Современные подходы к изучению связи психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений 18
1.2.3. Научная проблематика изучения связи психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений 21
Выводы по первой главе 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗИ СФОРМИРОВАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ РЕБЁНКА И ДЕТСКО–РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ 25
2.1. Организация исследования 25
2.1.1. Планирование исследования 25
2.1.2. Характеристика выборки 26
2.1.3. Инструменты исследования 26
2.1.4. Этапы и процедура исследования 27
2.1.5. Методы обработки данных 28
2.2. Результаты исследования 29
2.3. Обсуждение результатов исследования 31
Выводы по второй главе 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Приложение 1 43
Приложение 2 44
Приложение 3 45


Проблематика исследования определяется недостаточным акцентированием на влияние детско–родительского взаимодействия на формирование психологических защит у ребёнка, что может привести к стабилизации в социуме, наоборот к недостаточной психологической защищённости или же вовсе к дезадаптации личности.
Объект исследования: детско–родительские взаимоотношения.
Предмет исследования: система психологических защит личности.
Цель исследования: исследовать связь сформированных психологических защит ребёнка и детско–родительских взаимоотношений.
Задачи исследования:
• изучить феноменологию понятия «психические защиты»;
• описать роль детско–родительских взаимоотношений в становлении личности и ее социализации;
• описать значение детско–родительских взаимоотношений в становлении психологических защит как проблему психологической науки и практики;
• изучить современные подходы к изучению связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений;
• проанализировать научную проблематику изучения связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений;
• выдвинуть основные положения о связи психологических защит и детско–родительских взаимоотношений в контексте проведения исследования;
• провести эмпирическое исследование связи сформированных психологических защит и различных детско–родительских взаимоотношений;
• сделать выводы по проделанной работе.
Теоретическая платформа исследования.
Феномен «психологическая защита» в научных исследованиях отражен различными концепциями (А. Адлер, Ф.В. Бассин, А.А. Налчаджян, Р. Плутчик, И.Д. Стойков, Ф. Перлз, З. Фрейд, А. Фрейд, Э. Фромм и др.).
Предпринимаются попытки определить и теоретически обосновать единый критерий классификации защиты (Б.Д. Карвасарский, Ф. Перлз, Р. Плутчик, В.А. Ташлыков, А. Фрейд и др.).
Исследуется проблема влияния защиты на развитие личности, которое может быть, как деструктивным, так и конструктивным (Ф. Е. Василюк, Л. Р. Гребенников, Е. Л. Доценко, Б. В. Зейгарник, Е. С. Романова, Т. С. Яценко и др.).
Анализируются структурные и динамические свойства психологической защиты, ее проявления на индивидуальном, межличностном и межгрупповом уровнях (А. М. Богомолов, Г. В. Грачев, Е. Л. Доценко, Ю. Б. Захарова, И. Д. Стойков, З. А. Парфенова, В. А. Штроо, М. В. Юркова и др.).
Гипотезы:
Гипотеза основная: существует связь между психологическими защитами ребёнка и детско–родительскими взаимоотношениями.
Частные:
• Преобладание кооперации, с социальной желательностью ребенка родителями снижает выраженность психологической защиты вытеснения;
• Авторитарный стиль взаимоотношений родителей с детьми влияет на преобладание отрицания;
• Инфантилизация ребенка и отношение к нему как к маленькому неудачнику влияет на преобладание регрессии и замещения.
Методы сбора и обработки информации: анализ научной, методической литературы.
Эмпирические методы:
• Тест-опросник родительского отношения – ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин) – (для диагностики особенностей детско – родительского взаимодействия);
• «Карта оценки детских защитных механизмов» Р. Плутчика и К. Перри (в модификации Е.В. Чумаковой) – (для определения у ребенка защитных механизмов).
Выборка: В исследовании приняли участие 27 детей младшего школьного возраста (мальчиков и девочек от 7 до 9 лет) и один из родителей каждого ребёнка, который имеет больший авторитет в семье (выборка взрослых составила:18 матерей и 9 отцов).
Практическая значимость исследования: Установленные связи между детско–родительским взаимоотношением и сформированными особенностями психологической защиты, дают возможность раннего прогнозирования и коррекции вероятных проблем в системе взаимоотношений родителей с детьми в конкретной семье. Выявленные стили отношений с ребёнком и их влияние на формирование психологических защит позволяет прогнозировать возможные проблемы, связанные с социальной адаптацией и психическим здоровьем ребенка.
Структура работы: введение – обозначается актуальность, проблема, формулируется цель, задачи, объект, предмет исследования, выдвигаются гипотезы; первая глава – рассматриваются теоретические основы изучаемой проблемы; выводы по первой главе; вторая глава – планирование исследования и результаты; выводы по второй главе; заключение; список литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данном исследовании были рассмотрены различные теории о механизмах психологических защит и детско-родительских взаимоотношениях. И несмотря на многочисленные исследования, было выделено, что существует мало исследований по связи психологических защит и детско-родительских взаимоотношений, а ведь это играет огромную роль в формировании психологических защит у детей.
Для исследования связи механизмов психологической защиты и детско–родительских взаимоотношений было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Участниками исследования являются 27 детей младшего школьного возраста (от 7 до 9 лет) и один из их родителей, которых составило 15 матерей и 12 отцов.
В ходе эмпирического исследования связи были получены следующие результаты:
– в семьях характерной является тенденция к принятию родителями своего ребенка с уважением к его интересам и склонностям, и преобладающим положительным отношением к нему, уважением к его интересам и увлечениям, и адекватным контролем его деятельности;
– в сложных ситуациях младшие школьники склонны перекладывать свою вину на других людей, приписывая им недостатки характерные для них самих, с целью уйти от сложной ситуации, при этом они также могут уйти в воображаемый мир (начать фантазировать), выдавая желаемое за действительное и игнорируя реальность или начинают себя вести как маленькие дети (обижаются, капризничают, проявляют плаксивость упрямство, перекладывают свою вину на другого человека и.т.д.);
Гипотезы нашего исследования полностью подтверждаются, то есть:
– Существует связь между механизмами психологической защиты и детско–родительскими взаимоотношениями;
– Преобладание кооперации, с социальной желательностью ребенка родителями снижает выраженность психологического механизма вытеснения;
– Авторитарный стиль взаимоотношений родителей с детьми влияет на преобладание отрицания;
– Инфантилизация ребенка и отношение к нему как к маленькому неудачнику влияет на преобладание регрессии и замещения.
Таким образом в ходе исследования нами были выполнены поставленные цели и задачи, доказаны исследовательские гипотезы.
В дальнейшем в психологической практике данная тема может рассматриваться, как в контексте психотерапии детских травм, так и в контексте психолого-педагогического воздействия на развитие личности и ее социализацию, а также в ходе психокоррекции.



1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М.: Институт Психотерапии, 2002. – 214 с.
2. Белов, В. Г., Бирюкова Г. М., Федоренко В. В. Психологическая защита и ее роль в процессе формирования адаптационной системы человека // Гуманизация образования. – 2009. – №3. – .8-12
3. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.: Лениздат, 2015. -159с.
4. Болонева, Ю. М. Механизмы психологической защиты в исследованиях З. Фрейда: сб. науч. тр. / Ю. М. Болонева, Г. С. Корытова. Томск: Томский государственный университет, 2004.– С. 354–357.
5. Братусь Б.К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии.– 1997.– № 5.– С. 3-19.
6. Валуйская Л.А., Стоянова И.Я. Стратегия взаимодействия родителей с детьми как фактор психического здоровья членов семьи [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2013. – N 3 (20). – URL: http://medpsy.ru (дата обращения: 26.04.2021).
7. Василюк Ф.Е., Орлов А.В. Родительские экспектации как компонент в структуре детско-родительского взаимодействия // Материалы Международной научно-практической конференции «Гуманитарии в 21 веке», 18– 19 апреля 2013. Н. Новгород: ННГУ, 2013. С. 10 –14.
8. Васильева Е.Н., Орлов А.В. Ролевая структура детско-родительского взаимодействия как составляющая психологической готовности к родительству // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2013. –№ 4.–С.8-12
9. Дольто Ф. На стороне ребёнка. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2015.–245с.
10. Дубанова В.А. Теоретические подходы к изучению дестко – родительских отношений// Вестник Бурятского Государственного Университета. – 2012. - №5. – 64 – 67 с.
11. Грановская P. M. Элементы практической психологии. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та. – 1988. – 650 с.
12. Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика // Дисс. канд. психол. наук. М., 1994. – 220 с.
13. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л.: Медицина, 2001. –216 с
14. Калина О.Г., Баринцева И.В. Панкова Т.В. Родительские образы и защитные механизмы юношей// Электронный журнал «Психолого-педагогические исследования». – 2011. №2.
15. Корытченкова Н.И. Влияние стилей семейных отношений на агрессивность личности ребенка// Дисс. канд. психол. наук. М., 2004
16. Киршбаум, Э. Психологическая защита / Э. Киршбаум, А. Еремеева. Минск: Смысл, 2005.– 86 c.
17. Крот, А. Ф. Механизмы психологической защиты: учеб.-метод. пособие / А. Ф. Крот. – Минск: БГМУ, 2015. – 22 с.
18. Куликова, Е. Н. Особенности связи механизмов психологической защиты с особенностями детско-родительского взаимодействия / Е. Н. Куликова. – [Текст] // Молодой ученый. – 2019. – № 20 (258). – С. 441-443.
19. Кружкова О. В. Психологическая защита и совладание: феноменологическое соотношение и структура // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2012. – №1. – С.7-9.
20. Кузьмишина, Т.Л. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация / Т.Л Кузьмишина, Е.С Амелина, А.А Пермякова, Е.А Хохлова // Современная зарубежная психология. - 2014. - №1. – С. 16
21. Кувшинова Т. И. Кувшинов Ю. А. Взаимосвязь механизмов психологической защиты с акцентуациями характера у студентов [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 3. Режим доступа: http://science-edu-cation.ru/ru/article/view?id=13140 (дата обращения: 23.03.2021).
22. Кузьмишина Т.Л., Амелина Е.С., Пермякова А.А. Хохлова Е.А. Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация. – М., 2014. – С.16-25.
23. Куттер П. Современный психоанализ. – М., 1997. – С.135.
24. Либина А., Либин А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ / под ред. А. В. Либина. –М.: Изд-во «Смысл», 2015. – С. 190–204
25. Лапкина Е. В. Проблема связи совладающего и защитного поведения // Ярославский педагогический вестник. – 2015. – №4. – С.9-15.
26. Леонтьев Д.А. Гуманистическая психология как социокультурное явление // В сборнике. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М., Смысл, 2005.
27. Москаленко В. Роли выживания детей в алкогольных семьях // Вопросы наркологии. – 2014. – № 5. – С. 84-101.
28. Мясищев В.Н. Проблема личности и отношений человека // Материалы совещаний по психологии. – М.: Изд-во АПН, 1985. – С. 71–72.
29. Налчаджян, А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии [Текст] / А. А. Налчаджян. – М.: Эксмо, 2010. -368 с.
30. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. СПб: Речь, 2000. –507 c.
31. Пилюгина Е. Р. Двухмерная классификация механизмов психологической защиты // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2020. – №2. –С.8-16
32. Плутчик Р. Эмоции: психоэволюционная теория. Подходы к эмоциям. - Хилсдейл, 1984.–265с.
33. Пятакова Г.В., Мамайчук И.И., Умнов В.В. Психологические защитные механизмы у детей с ДЦП в контексте материнского отношения к болезни ребенка // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. - 2017. - Т. 5. - №3. - C. 58-65.
34. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. — 480 с.
35. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. - М., 1986. С. 200-230.
36. Романова, Е.С. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика., Моск. гор. пед. ун-т.– 1996-156с.
37. Соколова Е.Т Психотерапия: теория и практика. — М.: Академия, 1997. — 368 с.
38. Степанова Н. В. Особенности адаптивного поведения в межличностных конфликтах // Концепт. –2016.– №9. –С.8-12
39. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. 140 с.
40. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. Норма и патология детского развития. "Я" и механизмы защиты / Анна Фрейд. – М.: Попурри, 2010. – 448 c.
41. Фрейд З. Малое собрание сочинений / З. Фрейд. – М.: Азбука-Аттикус, 2011. – 992 c.
42. Фромм Э. Иметь или быть / пер. с нем. Э. Телятниковой – М.: АСТ, 2001.–236с.
43. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. — М.: Прогресс, 1996. — 368 с.
44. Фахрутдинова Л. Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки.– 2011.– №5. –С.8-9
45. Холмогорова А. Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. – 2004. № 2.
46. Хорни К. Наши внутренние конфликты. – Спб.: Питер, 1985.–256с.
47. Эриксон Э. Детство. – М.: Летний сад, 2000.–236с.
48. Юферова М.А. Согласованность супружеских ролей как фактор развития продуктивных брачно-семейных отношений: автореф. дис… канд. психол. наук. СПб., 2015.
49. Юлина Е.Б. Детские роли и их взаимосвязь с самооценкой, уровнем тревожности и восприятием дошкольником семейной ситуации // Современные проблемы науки и образования. 2015.– № 2. – С.8-12.
50. Allen, J., & Lolafaye, C. Dissociation and vulnerability to psychotic experience: The Dissociative Experiences Scale and the MMPI-2. The Journal of Nervous and Mental Disease. – 1995. – 183(10), 615–622.
51. Apter A, Plutchik R, Sevy S, Korn M, Brown S, van Praag H. Defense mechanisms in risk of suicide and risk of violence. Am J Psychiatry. – 1995. – 146: 1027–1031.
52. Bowins, B., &Shugar, G. Delusions and self-esteem. The Canadian Journal of Psychiatry. – 1998. – 43(2), 154–158.
53. Coping mediates the relationship between emotional intelligence (EI) and academic achievement. MacCann C, Fogarty GJ, Zeidner M, Roberts RD. ContempEduc Psychol. – 2011. – no. 36. P. 60–70.
54. Cramer P. Defense mechanisms: 40 years of empirical research // Journal of Personality Assessment, 2015. Vol. 97, iss. 2. P. 114-122. DOI: https://doi.org/10.1080/00223891.2014.947997
55. Pfeffer CR, Hurt SW, Peskin JR, Siefker CA. Suicidal children grow up: Ego functions associated with suicide attempts. J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. – 1995. – 34:1318–1325
56. Cramer P. Seven pillars of defense mechanism theory // Social and Personality Psychology Compass. 2008. Vol. 2, iss. 5. P. 1963-1981. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751-9004.2008.00135.x
57. Chavez-León E., Muñoz M.C.L., Uribe M.P.O. An Empirical Study of Defense Mechanisms in Panic Disorder // Salud Mental. 2006. Vol. 29, no. 6. Р. 15-22.
58. Psychometric properties of the defense style questionnaire (DSQ-40) in adolescents. Ruuttu T, Pelkonen M, Holi M, Karlsson L, Kiviruusu O, Heilä H, Tuisku V, Tuulio-Henriksson A, Marttunen M. J NervMent Dis. – 2006. – 194. – P. 98–105.
59. Thomas K. W. Conflict and negotiation // Handbook of Industrial and Organizational Psychology / M. D. Dunnette (Ed.). - Palo Alto, CA: Consulting Psychologists Press, 1992. - P. 889-935.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ