Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные проблемы бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта в сфере ЖКХ (на основе социологического исследования компании ООО «Новострой» г. Барнаула)

Работа №91697

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
155
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические и методические основы исследования бизнеса в сфере ЖКХ 11
1.1.Основные подходы к исследованию направлений деятельности организаций сферы ЖКХ 11
1.2. Отрасли бизнеса в сфере ЖКХ, затрагивающие организацию капитального
ремонта 26
1.3. Методика исследования социальных проблем бизнеса, осуществляющего
услуги капитального ремонта (на основе социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула) 37
Глава 2. Социальные проблемы бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ (по результатам социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула) 41
2.1. Характеристика основных социальных проблем бизнеса в осуществлении
капитального ремонта в сфере ЖКХ в компании ООО «Новострой» г. Барнаула 41
2.2. Рекомендации по преодолению социальных проблем бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ в компании ООО
«Новострой» г. Барнаула 61
Заключение 68
Библиографический список 72
Приложение 1 84


Актуальность исследования.
Жилищно-коммунальное хозяйство остается наиболее проблемной сферой в экономике и общественной жизни России. Государство пытается, не обеспечив финансовой прозрачности и контроля, распространять в этой сфере рыночные отношения. Это оборачивается простым стимулированием произвола монополий, только на локальном уровне.
Повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения невозможно без совершенствования системы управления и обслуживания жилищного фонда путем формирования профессионального конкурентного управления жилищным фондом, создания реальной системы экономической мотивации управляющих организаций для сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности их деятельности. Например, сфера управления многоквартирными домами в настоящий момент является не доработанной и требующей дополнительных нормативно-правовых актов, как на уровне федеральных властей, так и региональных. Имеются определенные проблемы малого бизнеса в сфере ЖКХ. Создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства - одна из важнейших задач государства. В настоящее же время участие субъектов малого предпринимательства в работе жилищно-коммунального хозяйства города является ограниченным. Предприниматели сталкиваются с большим количеством проблем, которые в свою очередь, формируют проблемы с заказчиками. Бизнес в сфере ЖКХ находится на стадии развития, правовое поле регулирования такого бизнеса несовершенно. А также - налогообложение, отсутствие приемлемых условий и кредитования, конкурсы и коррупция. ЖКХ - огромное поле деятельности для малого предпринимательства, но так слабо реализующие предпринимателей в данной области.
В Алтайском крае частные предприниматели сталкиваются с огромным количеством проблем, развивая свой бизнес. Население в Алтайском крае менее обеспеченное, чем в западных регионах. Не все имеют возможности сбора средств на различные подрядные работы, спрос на такие услуги не велик. Хотя предложения в данном регионе достаточно разнообразны. Проблемы развития малого бизнеса в сфере ЖКХ затрагивают большое количество управляющих организаций. Эта проблема требует пристального внимания, как в практическом, так и в научно-теоретическом плане.
Степень научной разработанности проблемы.
При изучении деятельности организаций сферы ЖКХ необходимо изучение социологии организаций. Источниками понятий, категорий и отраслей организационной теории являются труды таких мыслителей, как Адам Смит и Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, Александр Богданов и Фредерик Тейлор, Фролов С.С. и тд. М. Вебером организация рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности системы. Фролов С.С. изучал организацию как некоторую целостность - систему.
Понимание причин организационных изменений является предметом социологии инноваций, современная проблематика которой сложилась в отечественной социологии благодаря работам А.И.Пригожина, Н.И.Лапина, В.С. Дудченко, Б.В.Сазонова.
Организации малого и среднего бизнеса, рыночной среде и проблемам развития посвящены работы Акимова О.Ю., Балашевича М.И., Ефимова О.Н. Основами предпринимательства подробно занимается Буров В.Ю.
Развитием предпринимательства в сфере ЖКХ занимались И.С. Рослова (предпосылки развития), И.А. Кокин (развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ), Безруких Ю.А. (малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы), Иванова Ю.В. (развитие предпринимательства в жилищно-коммунальном комплексе мегаполиса), Костычев С.И. (развитие предпринимательства в ЖКХ на примере г. Санкт-Петербурга). Приоритетными направлениями деятельности субъектов малого предпринимательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг занимается Иваненко Л.В. Экономико-правовое регулирование в сфере ЖКХ отражено в работах Баженова С.И.
Управление капитальным ремонтом многоквартирного дома в системе ЖКХ исследуется Гассуль В. А.
Анализом социальных проблем предпринимательства в сфере ЖКХ занимались Бояркина С.И. и Сердюков Б.В.
Объект исследования: бизнес в сфере ЖКХ.
Предмет исследования: социальные проблемы бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта в сфере ЖКХ (на основе социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула).
Цель исследования: выявить социальные проблемы бизнеса,
осуществляющего услуги капитального ремонта в сфере ЖКХ и разработать рекомендации по их решению (на основе социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула).
Задачи:
- провести анализ основных подходов к исследованию направлений деятельности организаций сферы ЖКХ;
- проанализировать отрасли бизнеса в сфере ЖКХ, затрагивающие организацию капитального ремонта;
- разработать методику исследования социальных проблем бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта (на основе социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула);
- дать характеристику основных социальных проблем бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ в компании ООО «Новострой» г. Барнаула;
- разработать рекомендации по преодолению социальных проблем бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ в компании ООО «Новострой» г. Барнаула.
Гипотезы:
1. Важной теоретической основой исследования в рамках системного подхода организации бизнеса, его структуры и принципов являются труды Богданова А.А.
2. Сфера ЖКХ предполагает развитие бизнеса внутри ее.
3. При развитии и существовании бизнеса в сфере ЖКХ имеются определенные социальные проблемы предпринимателей.
4. Одной из перспективных для развития форм малого бизнеса в сфере ЖКХ является организация капитального ремонта.
5. Эффективными методами для изучения социальных проблем
бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта, являются анализ нормативно-правовой базы, вторичный анализ данных и
полустандартизированное интервью.
6. Наличию социальных проблем бизнеса в организации капитального ремонта могут способствовать такие факторы, как недостаточная проработанность правовой системы частного сектора ЖКХ, современная экономическая ситуация, недостаток квалифицированных кадров.
7. Социальными проблемами бизнеса в организации капитального ремонта являются стремление к получению прибыли в организации капитального ремонта, где невозможно этого добиться при минимальных затратах; невозможность трудоустройства квалифицированных работников; неудовлетворенность заказчиков качеством выполненной работы; конфликты организации капитального ремонта и заказчиками капитального ремонта.
8. Преодоление социальных проблем бизнеса в организации капитального ремонта послужит успешному его развитию.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы
исследования - сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, обобщение; эмпирические методы сбора информации - полустандартизированное интервью, анализ нормативно-правовой базы, вторичный анализ данных.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
Системный подход, ориентирующий исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Теория организационных систем Богданова А.А., рассматривающего в рамках тектологии «организационный комплекс», который позволяет изучить организацию через анализ интеграционных механизмов (конъюгацию), дезинтеграционных механизмов (распада комплекса), а также через принципы строения комплексов - вхождения одного элемента в другой (ингрессию).
Социология организаций А.И. Пригожина, которая позволяет использовать в реализации теоретических задач исследования анализ современных проблем организации и управления, методов развития организации, мотивирующих оценок персонала и др.
Социология инноваций и управления, Н.И.Лапина, позволяющая изучить основные аспекты деятельности организации как промышленного предприятия, соотношения планируемых и спонтанных процессов, модернизации и развития регионов, ценностей и групп интересов.
Социология бизнеса И.С. Рословой, И.А. Кокина, позволяющая изучить предпосылки развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; условия развития малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ муниципального образования, особенности выполнения подрядных работ и капитального ремонта многоквартирных домов.
Анализ социальных проблем предпринимательства в сфере ЖКХ проводился Бояркиной С.И. и Сердюковым Б.В.
Научная новизна:
Основные научные результаты и новизна диссертационной работы состоят в разработке теоретических и практических рекомендаций, связанным с наличием социальных проблем организаций капитального ремонта в сфере ЖКХ и проблем взаимодействия с их заказчиками.
1. Установлено, что предпринимательство в сфере ЖКХ является развивающейся отраслью в настоящее время.
2. Установлено, что одним из активно развивающихся направлений предпринимательства в сфере ЖКХ является организация бизнеса по осуществлению капитального ремонта.
3. Выявлено, что развитие бизнеса по осуществлению капитального ремонта сопровождают некоторые социальные проблемы.
4. Разработаны рекомендации по преодолению социальных проблем бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ.
Положения, выносимые на защиту:
1. В Алтайском крае активно развивается предпринимательство в сфере ЖКХ. Организация капитального ремонта - один из видов деятельности в данной сфере, имеющий определенные проблемы на стадии своего развития и предоставления собственных услуг.
2. Адекватными методами для исследования социальных проблем, возникающих при организации капитального ремонта, являются вторичный анализ данных, анализ нормативно-правовой базы и полустандартизированное интервью.
3. Главной проблемой осуществления услуг капитального ремонта является недостаточная проработанность правовой базы функционирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ.
4. Экономическая ситуация, проблемы кредитования, конкурсы и коррупция на рынке предложения услуг капитального ремонта порождают социальные проблемы бизнеса исследуемой сферы.
5. Недостаток квалифицированных кадров отражается на скорости и качестве предоставляемых услуг капитального ремонта.
6. Проблемы взаимодействия организации капитального ремонта с заказчиками также влияют на развитие бизнеса.
7. Несоблюдение сроков, со стороны работников, и сжатость сроков, со стороны заказчиков - наиболее распространенная причина конфликтов организации с их заказчиками. Одной из претензий, предъявляемых организации вследствие выполнения работ капитального ремонта, является качество выполненных услуг и несоблюдение технологий.
8. Для преодоления социальных проблем и устранения проблемных ситуаций при осуществлении капитального ремонта были предложены такие пути: наличие специального образования у работников и повышение их квалификации, набор постоянного персонала в организации, заключение договоров с заказчиками и подробное обсуждение каждого пункта.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечиваются:
значительной теоретико-методологической базой исследования, последовательной операционализацией главных теоретических понятий, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам диссертационного исследования (полустандартизированного интервью, анализа нормативно-правовой базы, вторичного анализа данных). Содержательной и качественной является библиография диссертационной работы: она содержит 96 источников.
Теоретическая значимость исследования.
Диссертационное исследование вносит вклад в развитие проблемы малого предпринимательства в сфере ЖКХ, в частности осуществления капитального ремонта, и подробного изучения социальных проблем, сопутствующих развитию бизнеса такого рода.
Теоретические выводы, полученные в ходе исследования, способствуют приращению знаний в социологии и этике бизнеса.
Практическая значимость исследования.
С результатами магистерской диссертации ознакомлены сотрудники компании ООО «Новострой». Рекомендации по преодолению социальных проблем бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта, приняты к внедрению.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования и его результаты изложены в публикации автора:
Сытых О.Л., Соболев Е.И. Бизнес по осуществлению капитального ремонта: проблемы и противоречия / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В. В. Нагайцева - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016
Соболев Е.И. Актуальные проблемы реформирования ЖКХ глазами населения и субъектов ЖКХ / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В. В. Нагайцева - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016
Выступление на III Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» - 2016 г.
Структура работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (96 наименований), приложения. Общий объем работы составляет 86 страниц печатного текста.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Сфера ЖКХ - одна из противоречивых и напряженных сфер современного российского общества. Появление и развитие в ней малого и среднего бизнеса - одна из тех проблем, затрагивающая несколько социальных сфер. Предпринимательство в сфере ЖКХ представляет собой экономическую деятельность, осуществляемую субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребности общества в услугах, получения предпринимательского дохода, необходимого для саморазвития и выполнения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
В настоящее время функционируют три группы предпринимательских структур жилищно-коммунального комплекса, отличающиеся как взаимозависимостью, так и достаточной автономностью и большим разнообразием.
Первая группа включает ресурсоснабжающие предприятия и организации, производящие материальную продукцию (вода, тепло, электроэнергия). Ко второй группе относятся управляющие жилищные организации, подрядные ремонтно-строительные и эксплуатационные предприятия и компании. К третьей группе относятся предприятия мультисервиса и организации, выполняющие работы по внешнему благоустройству, озеленению, сбору и утилизации ТБО.
Развитие подрядных ремонтно-строительных предприятий является благоприятным как для решения некоторых задач сферы ЖКХ, так и для малого предпринимательства в целом. С появлением значительного количества малых предприятий в секторе выполнения подрядных работ увеличится конкуренция подрядных организаций, желающих получить заказ на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании, что приведет к снижению цен и улучшению качества обслуживания в данной сфере. Основными направлениями в данном секторе являются строительные работы, работы по капитальному ремонту, по обслуживанию и эксплуатации жилищного и нежилого фонда. Выполнение подрядных работ по договору является наиболее распространенной формой деятельности малого предпринимательства в сфере ЖКХ.
Наиболее актуальными проблемами для малого бизнеса в рассматриваемой сфере выявлены: недостаточный уровень доступности информации; непрозрачная система определения победителей конкурсов; ограниченные ресурсы; проблемы, связанные с несовершенством договорных отношений между заказчиком и исполнителем подрядных работ. Выделяются и такие проблемы, как недостаточное количество заказчиков; «межведомственная неразбериха»; налогообложение; отсутствие приемлемых условий кредитования; нерентабельность бизнеса.
В настоящее время отсутствует проработанная система правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства в сфере ЖКХ, из этого вытекает проблема ограниченности ресурсов субъектов малого предпринимательства (финансовые, материальные и кадровые ресурсы).
Исследование социальных проблем предпринимателей сферы ЖКХ, осуществляющих услуги капитального ремонта, и возникающих, впоследствие, противоречий с заказчиками проводилось с помощью трех методов - анализа нормативно-правовой базы, вторичного анализа данных и полустандартизированного интервью работников исследуемой организации.
По результатам экспертного интервьюирования Бояркиной С. И. и Сердюковым Б. В. руководителей и управляющих ремонтно-эксплуатационных работ основными социальными проблемами предпринимательства в сфере ЖКХ являются:
- реформы, проводимые государством в сфере ЖКХ, отличающиеся несогласованностью и низкой эффективностью;
- трудности, связанные с накоплением долга управляющих компаний перед жилищными агентствами и поставщиками коммунальных услуг, обладающими монопольным положением, препятствующим проведению своевременного ремонта жилищного фонда и инженерно-технических систем в многоквартином доме;
- проблемы, обусловленные сезонным характером потребления энергоемких коммунальных услуг, особенно при наличии жильцов-должников, особенно у нанимателей муниципального жилья. То есть управляющие компании и обслуживающие организации должны иметь большой уровень оборотных средств для поддержания своей платежеспособности.
- острая нехватка в сфере ЖКХ молодых квалифицированных кадров;
- председатели ТСЖ и ЖСК не являются профессионалами, освоение должностных навыков проходит по мере накопления опыта;
- мощный отрицательный информационный фон в отношении сферы ЖКХ, а также деятельности ТСЖ и ЖСК, постоянно создаваемый в СМИ;
- социальные конфликты, что негативно отражается на целесообразности и согласованности решений.
В результате исследования организации ООО «Новострой» с помощью полустандартизирвоанного интервью были выявлены некоторые проблемы, существующие в частном секторе системы ЖКХ. Основную долю составляют социальные проблемы бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта, такие, как стремление к получению прибыли, где невозможно этого добиться при минимальных затратах; невозможность трудоустройства квалифицированных работников; неудовлетворенность заказчиков качеством выполненной работы; конфликты организации с их заказчиками.
Причинами таких социальных проблем бизнеса при осуществлении капитального ремонта жилого и нежилого фондов в сфере ЖКХ, можно выделить недостатки правовой системы; современную экономическую ситуацию; недостаток квалифицированных кадров. Впоследствие, возникают конфликтные ситуации с их заказчиками. Основными причинами таких проблем и противоречий являются: сроки выполнения заказанной услуги; сроки оплаты заказанной услуги; завышенные требования заказчика; качество выполненных услуг и несоблюдение технологий; повышение стоимости материалов и оборудования; сложности существования организации на рынке.
Недостаточная развитость частного сектора сферы ЖКХ является причиной появления социальных проблем самих предпринимателей, которые в свою очередь сталкиваются с претензиями со стороны клиентов. Социальные проблемы, независимо существующие от предпринимателей, порождают претензии и противоречия клиентов, отражающиеся на самих предпринимателях и их работниках. Невозможность создания и благоприятного развития бизнеса в сфере ЖКХ говорит о наличии существующих пробелов в системе правового и экономического регулирования субъектов предпринимательской деятельности сферы ЖКХ.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 23.05.2016)//КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) //КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 15 марта 2010 г. : коммент. последних изм. - М. : Юрайт, 2010. - 110 с.
4. Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области (принят постановлением Мособлдумы от 27.06.2013 N 9/57-П) : закон Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ (ред. от 08.05.2014) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 3000.03.37. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
5. Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-жкх (сводная) "Сведения о работе жилищно¬коммунальных организаций в условиях реформы" : Приказ Росстата от 20.11.2009 г. N 269 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно - правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
6. О принятии и введении в действие ОКВЭД : Постановление
Госстандарта России от 06.11.2001 г. N 454-ст (ред. от 31.03.2015) //
КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа :
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
7. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации:Федеральный закон от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
8. Агиев, В. Г. Новая концепция реформы ЖКХ / В. Г. Агиев // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ: МЦФЭР. - 2010. - Ч. 6. - С. 78.
9. Акимов, О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О. Ю. Акимов. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 230 с.
10. Аксенов, П. Н. Совершенствование системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в условиях перехода на рыночные методы хозяйствования / П. Н. Аксенов. - М. : Инфра-М, 2010. - 356 с.
11. Баженов, С. И. Экономико-правовое регулирование в жилищно-коммунальном хозяйстве / С. И. Баженов. - Екатеринбург : Институт экономики УрРАН, 2009. - 189 с.
12. Балашевич, М. И. Экономика и организация малого бизнеса : учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. - 2012. - 335 с.
13. Безруких, Ю. А. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы /
Ю. А. Безруких // Международные практические конференции [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : http://science-
bsea.narod.ru/2007/ekonom 2007 2/bezrukih mal.htm. - Загл. с экрана.
14. Белановский, Д. Щит от кредитов, увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам / Д. Белановский, С. Шевченко, Д. Евстегнеев. - М. : АСТ, 2015. - 192 с.
15. Белов, Д. А. Реформа ЖКХ глазами потребителя / Д. А. Белов. - М. : Экономика, 2009. - 360 с.
16. Бессонова, О. Э. Жилищная модель в структуре институциональной матрицы: логика трансформаций / О. Э. Бессонова // Общество и экономика. -
2012. - № 2. - С. 59-78.
17. Бизнес-планирование : учеб. пособие / сост. В. А. Семиглазов. - Томск : ЦПП ТУСУР, 2014. - 89 с.
18. Богданов, А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука.В 2¬х кн.). Кн. 1 / А. А. Богданов. - М. : Экономика, 1989. - 304 с.
19. Богданов, А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука.В 2¬х кн.). Кн. 2 / А. А. Богданов. - М. : Экономика, 1989. - 351 с.
20. Богомольный, Е. И. Вопросы и проблемы образования в жилищном хозяйстве / Е. И. Богомольный // Журнал руководителя и главного бухгалтера. -
2013. - № 1. - С. 35-38.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ