Социальные проблемы бизнеса, осуществляющего услуги капитального
ремонта в сфере ЖКХ (на основе социологического исследования компании
ООО «Новострой» г. Барнаула)
Глава 1. Теоретико-методологические и методические основы исследования бизнеса в сфере ЖКХ 11
1.1.Основные подходы к исследованию направлений деятельности организаций сферы ЖКХ 11
1.2. Отрасли бизнеса в сфере ЖКХ, затрагивающие организацию капитального
ремонта 26
1.3. Методика исследования социальных проблем бизнеса, осуществляющего
услуги капитального ремонта (на основе социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула) 37
Глава 2. Социальные проблемы бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ (по результатам социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула) 41
2.1. Характеристика основных социальных проблем бизнеса в осуществлении
капитального ремонта в сфере ЖКХ в компании ООО «Новострой» г. Барнаула 41
2.2. Рекомендации по преодолению социальных проблем бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ в компании ООО
«Новострой» г. Барнаула 61
Заключение 68
Библиографический список 72
Приложение 1 84
Актуальность исследования.
Жилищно-коммунальное хозяйство остается наиболее проблемной сферой в экономике и общественной жизни России. Государство пытается, не обеспечив финансовой прозрачности и контроля, распространять в этой сфере рыночные отношения. Это оборачивается простым стимулированием произвола монополий, только на локальном уровне.
Повысить качество жилищно-коммунального обслуживания населения невозможно без совершенствования системы управления и обслуживания жилищного фонда путем формирования профессионального конкурентного управления жилищным фондом, создания реальной системы экономической мотивации управляющих организаций для сокращения затрат ресурсов и повышения эффективности их деятельности. Например, сфера управления многоквартирными домами в настоящий момент является не доработанной и требующей дополнительных нормативно-правовых актов, как на уровне федеральных властей, так и региональных. Имеются определенные проблемы малого бизнеса в сфере ЖКХ. Создание условий по развитию предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства - одна из важнейших задач государства. В настоящее же время участие субъектов малого предпринимательства в работе жилищно-коммунального хозяйства города является ограниченным. Предприниматели сталкиваются с большим количеством проблем, которые в свою очередь, формируют проблемы с заказчиками. Бизнес в сфере ЖКХ находится на стадии развития, правовое поле регулирования такого бизнеса несовершенно. А также - налогообложение, отсутствие приемлемых условий и кредитования, конкурсы и коррупция. ЖКХ - огромное поле деятельности для малого предпринимательства, но так слабо реализующие предпринимателей в данной области.
В Алтайском крае частные предприниматели сталкиваются с огромным количеством проблем, развивая свой бизнес. Население в Алтайском крае менее обеспеченное, чем в западных регионах. Не все имеют возможности сбора средств на различные подрядные работы, спрос на такие услуги не велик. Хотя предложения в данном регионе достаточно разнообразны. Проблемы развития малого бизнеса в сфере ЖКХ затрагивают большое количество управляющих организаций. Эта проблема требует пристального внимания, как в практическом, так и в научно-теоретическом плане.
Степень научной разработанности проблемы.
При изучении деятельности организаций сферы ЖКХ необходимо изучение социологии организаций. Источниками понятий, категорий и отраслей организационной теории являются труды таких мыслителей, как Адам Смит и Карл Маркс, Макс Вебер и Эмиль Дюркгейм, Александр Богданов и Фредерик Тейлор, Фролов С.С. и тд. М. Вебером организация рассматривается как совокупность отдельных самостоятельных частей, способных изменяться и заменять друг друга, не нарушая при этом целостности системы. Фролов С.С. изучал организацию как некоторую целостность - систему.
Понимание причин организационных изменений является предметом социологии инноваций, современная проблематика которой сложилась в отечественной социологии благодаря работам А.И.Пригожина, Н.И.Лапина, В.С. Дудченко, Б.В.Сазонова.
Организации малого и среднего бизнеса, рыночной среде и проблемам развития посвящены работы Акимова О.Ю., Балашевича М.И., Ефимова О.Н. Основами предпринимательства подробно занимается Буров В.Ю.
Развитием предпринимательства в сфере ЖКХ занимались И.С. Рослова (предпосылки развития), И.А. Кокин (развитие малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ), Безруких Ю.А. (малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы), Иванова Ю.В. (развитие предпринимательства в жилищно-коммунальном комплексе мегаполиса), Костычев С.И. (развитие предпринимательства в ЖКХ на примере г. Санкт-Петербурга). Приоритетными направлениями деятельности субъектов малого предпринимательства в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг занимается Иваненко Л.В. Экономико-правовое регулирование в сфере ЖКХ отражено в работах Баженова С.И.
Управление капитальным ремонтом многоквартирного дома в системе ЖКХ исследуется Гассуль В. А.
Анализом социальных проблем предпринимательства в сфере ЖКХ занимались Бояркина С.И. и Сердюков Б.В.
Объект исследования: бизнес в сфере ЖКХ.
Предмет исследования: социальные проблемы бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта в сфере ЖКХ (на основе социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула).
Цель исследования: выявить социальные проблемы бизнеса,
осуществляющего услуги капитального ремонта в сфере ЖКХ и разработать рекомендации по их решению (на основе социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула).
Задачи:
- провести анализ основных подходов к исследованию направлений деятельности организаций сферы ЖКХ;
- проанализировать отрасли бизнеса в сфере ЖКХ, затрагивающие организацию капитального ремонта;
- разработать методику исследования социальных проблем бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта (на основе социологического исследования в компании ООО «Новострой» г. Барнаула);
- дать характеристику основных социальных проблем бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ в компании ООО «Новострой» г. Барнаула;
- разработать рекомендации по преодолению социальных проблем бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ в компании ООО «Новострой» г. Барнаула.
Гипотезы:
1. Важной теоретической основой исследования в рамках системного подхода организации бизнеса, его структуры и принципов являются труды Богданова А.А.
2. Сфера ЖКХ предполагает развитие бизнеса внутри ее.
3. При развитии и существовании бизнеса в сфере ЖКХ имеются определенные социальные проблемы предпринимателей.
4. Одной из перспективных для развития форм малого бизнеса в сфере ЖКХ является организация капитального ремонта.
5. Эффективными методами для изучения социальных проблем
бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта, являются анализ нормативно-правовой базы, вторичный анализ данных и
полустандартизированное интервью.
6. Наличию социальных проблем бизнеса в организации капитального ремонта могут способствовать такие факторы, как недостаточная проработанность правовой системы частного сектора ЖКХ, современная экономическая ситуация, недостаток квалифицированных кадров.
7. Социальными проблемами бизнеса в организации капитального ремонта являются стремление к получению прибыли в организации капитального ремонта, где невозможно этого добиться при минимальных затратах; невозможность трудоустройства квалифицированных работников; неудовлетворенность заказчиков качеством выполненной работы; конфликты организации капитального ремонта и заказчиками капитального ремонта.
8. Преодоление социальных проблем бизнеса в организации капитального ремонта послужит успешному его развитию.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач используется комплекс взаимодополняющих методов исследования: теоретические методы
исследования - сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, обобщение; эмпирические методы сбора информации - полустандартизированное интервью, анализ нормативно-правовой базы, вторичный анализ данных.
Теоретико-методологической базой исследования являются:
Системный подход, ориентирующий исследование на раскрытие целостности развивающегося объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Теория организационных систем Богданова А.А., рассматривающего в рамках тектологии «организационный комплекс», который позволяет изучить организацию через анализ интеграционных механизмов (конъюгацию), дезинтеграционных механизмов (распада комплекса), а также через принципы строения комплексов - вхождения одного элемента в другой (ингрессию).
Социология организаций А.И. Пригожина, которая позволяет использовать в реализации теоретических задач исследования анализ современных проблем организации и управления, методов развития организации, мотивирующих оценок персонала и др.
Социология инноваций и управления, Н.И.Лапина, позволяющая изучить основные аспекты деятельности организации как промышленного предприятия, соотношения планируемых и спонтанных процессов, модернизации и развития регионов, ценностей и групп интересов.
Социология бизнеса И.С. Рословой, И.А. Кокина, позволяющая изучить предпосылки развития предпринимательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства; условия развития малого и среднего предпринимательства в сфере ЖКХ муниципального образования, особенности выполнения подрядных работ и капитального ремонта многоквартирных домов.
Анализ социальных проблем предпринимательства в сфере ЖКХ проводился Бояркиной С.И. и Сердюковым Б.В.
Научная новизна:
Основные научные результаты и новизна диссертационной работы состоят в разработке теоретических и практических рекомендаций, связанным с наличием социальных проблем организаций капитального ремонта в сфере ЖКХ и проблем взаимодействия с их заказчиками.
1. Установлено, что предпринимательство в сфере ЖКХ является развивающейся отраслью в настоящее время.
2. Установлено, что одним из активно развивающихся направлений предпринимательства в сфере ЖКХ является организация бизнеса по осуществлению капитального ремонта.
3. Выявлено, что развитие бизнеса по осуществлению капитального ремонта сопровождают некоторые социальные проблемы.
4. Разработаны рекомендации по преодолению социальных проблем бизнеса в осуществлении капитального ремонта в сфере ЖКХ.
Положения, выносимые на защиту:
1. В Алтайском крае активно развивается предпринимательство в сфере ЖКХ. Организация капитального ремонта - один из видов деятельности в данной сфере, имеющий определенные проблемы на стадии своего развития и предоставления собственных услуг.
2. Адекватными методами для исследования социальных проблем, возникающих при организации капитального ремонта, являются вторичный анализ данных, анализ нормативно-правовой базы и полустандартизированное интервью.
3. Главной проблемой осуществления услуг капитального ремонта является недостаточная проработанность правовой базы функционирования малого предпринимательства в сфере ЖКХ.
4. Экономическая ситуация, проблемы кредитования, конкурсы и коррупция на рынке предложения услуг капитального ремонта порождают социальные проблемы бизнеса исследуемой сферы.
5. Недостаток квалифицированных кадров отражается на скорости и качестве предоставляемых услуг капитального ремонта.
6. Проблемы взаимодействия организации капитального ремонта с заказчиками также влияют на развитие бизнеса.
7. Несоблюдение сроков, со стороны работников, и сжатость сроков, со стороны заказчиков - наиболее распространенная причина конфликтов организации с их заказчиками. Одной из претензий, предъявляемых организации вследствие выполнения работ капитального ремонта, является качество выполненных услуг и несоблюдение технологий.
8. Для преодоления социальных проблем и устранения проблемных ситуаций при осуществлении капитального ремонта были предложены такие пути: наличие специального образования у работников и повышение их квалификации, набор постоянного персонала в организации, заключение договоров с заказчиками и подробное обсуждение каждого пункта.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечиваются:
значительной теоретико-методологической базой исследования, последовательной операционализацией главных теоретических понятий, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам диссертационного исследования (полустандартизированного интервью, анализа нормативно-правовой базы, вторичного анализа данных). Содержательной и качественной является библиография диссертационной работы: она содержит 96 источников.
Теоретическая значимость исследования.
Диссертационное исследование вносит вклад в развитие проблемы малого предпринимательства в сфере ЖКХ, в частности осуществления капитального ремонта, и подробного изучения социальных проблем, сопутствующих развитию бизнеса такого рода.
Теоретические выводы, полученные в ходе исследования, способствуют приращению знаний в социологии и этике бизнеса.
Практическая значимость исследования.
С результатами магистерской диссертации ознакомлены сотрудники компании ООО «Новострой». Рекомендации по преодолению социальных проблем бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта, приняты к внедрению.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования и его результаты изложены в публикации автора:
Сытых О.Л., Соболев Е.И. Бизнес по осуществлению капитального ремонта: проблемы и противоречия / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В. В. Нагайцева - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016
Соболев Е.И. Актуальные проблемы реформирования ЖКХ глазами населения и субъектов ЖКХ / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В. В. Нагайцева - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016
Выступление на III Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» - 2016 г.
Структура работы.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (96 наименований), приложения. Общий объем работы составляет 86 страниц печатного текста.
Сфера ЖКХ - одна из противоречивых и напряженных сфер современного российского общества. Появление и развитие в ней малого и среднего бизнеса - одна из тех проблем, затрагивающая несколько социальных сфер. Предпринимательство в сфере ЖКХ представляет собой экономическую деятельность, осуществляемую субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребности общества в услугах, получения предпринимательского дохода, необходимого для саморазвития и выполнения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами.
В настоящее время функционируют три группы предпринимательских структур жилищно-коммунального комплекса, отличающиеся как взаимозависимостью, так и достаточной автономностью и большим разнообразием.
Первая группа включает ресурсоснабжающие предприятия и организации, производящие материальную продукцию (вода, тепло, электроэнергия). Ко второй группе относятся управляющие жилищные организации, подрядные ремонтно-строительные и эксплуатационные предприятия и компании. К третьей группе относятся предприятия мультисервиса и организации, выполняющие работы по внешнему благоустройству, озеленению, сбору и утилизации ТБО.
Развитие подрядных ремонтно-строительных предприятий является благоприятным как для решения некоторых задач сферы ЖКХ, так и для малого предпринимательства в целом. С появлением значительного количества малых предприятий в секторе выполнения подрядных работ увеличится конкуренция подрядных организаций, желающих получить заказ на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании, что приведет к снижению цен и улучшению качества обслуживания в данной сфере. Основными направлениями в данном секторе являются строительные работы, работы по капитальному ремонту, по обслуживанию и эксплуатации жилищного и нежилого фонда. Выполнение подрядных работ по договору является наиболее распространенной формой деятельности малого предпринимательства в сфере ЖКХ.
Наиболее актуальными проблемами для малого бизнеса в рассматриваемой сфере выявлены: недостаточный уровень доступности информации; непрозрачная система определения победителей конкурсов; ограниченные ресурсы; проблемы, связанные с несовершенством договорных отношений между заказчиком и исполнителем подрядных работ. Выделяются и такие проблемы, как недостаточное количество заказчиков; «межведомственная неразбериха»; налогообложение; отсутствие приемлемых условий кредитования; нерентабельность бизнеса.
В настоящее время отсутствует проработанная система правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства в сфере ЖКХ, из этого вытекает проблема ограниченности ресурсов субъектов малого предпринимательства (финансовые, материальные и кадровые ресурсы).
Исследование социальных проблем предпринимателей сферы ЖКХ, осуществляющих услуги капитального ремонта, и возникающих, впоследствие, противоречий с заказчиками проводилось с помощью трех методов - анализа нормативно-правовой базы, вторичного анализа данных и полустандартизированного интервью работников исследуемой организации.
По результатам экспертного интервьюирования Бояркиной С. И. и Сердюковым Б. В. руководителей и управляющих ремонтно-эксплуатационных работ основными социальными проблемами предпринимательства в сфере ЖКХ являются:
- реформы, проводимые государством в сфере ЖКХ, отличающиеся несогласованностью и низкой эффективностью;
- трудности, связанные с накоплением долга управляющих компаний перед жилищными агентствами и поставщиками коммунальных услуг, обладающими монопольным положением, препятствующим проведению своевременного ремонта жилищного фонда и инженерно-технических систем в многоквартином доме;
- проблемы, обусловленные сезонным характером потребления энергоемких коммунальных услуг, особенно при наличии жильцов-должников, особенно у нанимателей муниципального жилья. То есть управляющие компании и обслуживающие организации должны иметь большой уровень оборотных средств для поддержания своей платежеспособности.
- острая нехватка в сфере ЖКХ молодых квалифицированных кадров;
- председатели ТСЖ и ЖСК не являются профессионалами, освоение должностных навыков проходит по мере накопления опыта;
- мощный отрицательный информационный фон в отношении сферы ЖКХ, а также деятельности ТСЖ и ЖСК, постоянно создаваемый в СМИ;
- социальные конфликты, что негативно отражается на целесообразности и согласованности решений.
В результате исследования организации ООО «Новострой» с помощью полустандартизирвоанного интервью были выявлены некоторые проблемы, существующие в частном секторе системы ЖКХ. Основную долю составляют социальные проблемы бизнеса, осуществляющего услуги капитального ремонта, такие, как стремление к получению прибыли, где невозможно этого добиться при минимальных затратах; невозможность трудоустройства квалифицированных работников; неудовлетворенность заказчиков качеством выполненной работы; конфликты организации с их заказчиками.
Причинами таких социальных проблем бизнеса при осуществлении капитального ремонта жилого и нежилого фондов в сфере ЖКХ, можно выделить недостатки правовой системы; современную экономическую ситуацию; недостаток квалифицированных кадров. Впоследствие, возникают конфликтные ситуации с их заказчиками. Основными причинами таких проблем и противоречий являются: сроки выполнения заказанной услуги; сроки оплаты заказанной услуги; завышенные требования заказчика; качество выполненных услуг и несоблюдение технологий; повышение стоимости материалов и оборудования; сложности существования организации на рынке.
Недостаточная развитость частного сектора сферы ЖКХ является причиной появления социальных проблем самих предпринимателей, которые в свою очередь сталкиваются с претензиями со стороны клиентов. Социальные проблемы, независимо существующие от предпринимателей, порождают претензии и противоречия клиентов, отражающиеся на самих предпринимателях и их работниках. Невозможность создания и благоприятного развития бизнеса в сфере ЖКХ говорит о наличии существующих пробелов в системе правового и экономического регулирования субъектов предпринимательской деятельности сферы ЖКХ.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 23.05.2016)//КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.05.2016) //КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
3. Жилищный кодекс Российской Федерации: по состоянию на 15 марта 2010 г. : коммент. последних изм. - М. : Юрайт, 2010. - 110 с.
4. Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области (принят постановлением Мособлдумы от 27.06.2013 N 9/57-П) : закон Московской области от 01.07.2013 N 66/2013-ОЗ (ред. от 08.05.2014) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 3000.03.37. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
5. Об утверждении указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 22-жкх (сводная) "Сведения о работе жилищно¬коммунальных организаций в условиях реформы" : Приказ Росстата от 20.11.2009 г. N 269 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно - правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
6. О принятии и введении в действие ОКВЭД : Постановление
Госстандарта России от 06.11.2001 г. N 454-ст (ред. от 31.03.2015) //
КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа :
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
7. О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации:Федеральный закон от 30.12.2006 г. N 271-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4015.00.08. - Режим доступа : Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
8. Агиев, В. Г. Новая концепция реформы ЖКХ / В. Г. Агиев // Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ: МЦФЭР. - 2010. - Ч. 6. - С. 78.
9. Акимов, О. Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О. Ю. Акимов. - М. : Финансы и статистика, 2010. - 230 с.
10. Аксенов, П. Н. Совершенствование системы управления развитием жилищно-коммунального хозяйства города Москвы в условиях перехода на рыночные методы хозяйствования / П. Н. Аксенов. - М. : Инфра-М, 2010. - 356 с.
11. Баженов, С. И. Экономико-правовое регулирование в жилищно-коммунальном хозяйстве / С. И. Баженов. - Екатеринбург : Институт экономики УрРАН, 2009. - 189 с.
12. Балашевич, М. И. Экономика и организация малого бизнеса : учеб. пособие / М. И. Балашевич, Т. П. Быкова. - 2012. - 335 с.
13. Безруких, Ю. А. Малый бизнес и ЖКХ: проблемы и перспективы /
Ю. А. Безруких // Международные практические конференции [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Режим доступа : http://science-
bsea.narod.ru/2007/ekonom 2007 2/bezrukih mal.htm. - Загл. с экрана.
14. Белановский, Д. Щит от кредитов, увеличение доходов в кризис, погашение задолженности по кредитам / Д. Белановский, С. Шевченко, Д. Евстегнеев. - М. : АСТ, 2015. - 192 с.
15. Белов, Д. А. Реформа ЖКХ глазами потребителя / Д. А. Белов. - М. : Экономика, 2009. - 360 с.
16. Бессонова, О. Э. Жилищная модель в структуре институциональной матрицы: логика трансформаций / О. Э. Бессонова // Общество и экономика. -
2012. - № 2. - С. 59-78.
17. Бизнес-планирование : учеб. пособие / сост. В. А. Семиглазов. - Томск : ЦПП ТУСУР, 2014. - 89 с.
18. Богданов, А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука.В 2¬х кн.). Кн. 1 / А. А. Богданов. - М. : Экономика, 1989. - 304 с.
19. Богданов, А. А. Тектология: (Всеобщая организационная наука.В 2¬х кн.). Кн. 2 / А. А. Богданов. - М. : Экономика, 1989. - 351 с.
20. Богомольный, Е. И. Вопросы и проблемы образования в жилищном хозяйстве / Е. И. Богомольный // Журнал руководителя и главного бухгалтера. -
2013. - № 1. - С. 35-38.
...