Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Динамика изменения материального благополучия населения города Барнаула в 2012-2016 г. (на примере группы автовладельцев)

Работа №91694

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы87
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
165
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретико-методологические основы социологического исследования динамики изменения материального благополучия
населения 11
1.1 Основные теоретико-методологические подходы к исследованию изменения
материального благополучия населения 11
1.2 Ключевые показатели изменения материального положения
населения 25
1.3 Методика социологического исследования изменения материального
благополучия 37
Глава 2. Изменение материального благополучия автовладельцев г. Барнаула в
период 2012-2016 годов на основе изучения показателей их покупательской способности 46
2.1 Динамика продаж автомобильных запасных частей в период 2012-2016
годов в г. Барнауле на примере магазина «Exist» 46
2.2 Самооценка автовладельцев изменения их материального благополучия в
последние годы 50
2.3 Рекомендации по повышению материального благополучия автовладельцев
как значимой части населения города Барнаула 58
Заключение 65
Библиографический список 68
Приложения 74

Актуальность темы исследования. В российских городах изменяются материальные условия жизни различных социальных групп, их потребности в сферах жизнедеятельности и возможности их удовлетворения. Изменяется социальное самочувствие людей, их субъективное восприятие и оценка условий жизни. Все это свидетельствует о том, что изменяется само качество жизни горожан.
В условиях экономического кризиса, который все острее и острее сказывается на материальном положении российского общества, в том числе и горожан, достойное качество жизни населения становится не только важной составляющей социальной справедливости, но и оценкой социальной эффективности системы управления.
Проблематика, связанная с качеством жизни, уже давно стоит на первом месте в государственной социальной политике в наиболее развитых странах мира, поскольку через качество жизни общества в целом и его различных социальных групп можно осуществить оценку эффективности управления экономики. В России, где органы государственной и муниципальной власти были обеспокоены преимущественно уровнем жизни отдельных социальных групп или территориальных социумов, научное изучение качества жизни населения среднего города, имеет большую значимость для понимания социальных и управленческих практик, и эффективности муниципального управления. При этом особое значение приобретает социологическое изучение факторов, влияющих на качество жизни горожан, а также их адаптационных стратегий, изменяющих не только уровень жизни различных социальных групп в городах, но и образ их жизни, обеспечивающих реализацию их жизненных планов и, в конечном счете, жизненный успех человека.
В последнее десятилетие в РФ отмечается устойчивая тенденция роста автомобильного парка. Ежегодно численность автомобилей возрастает на 6-7 %. По данным ГИБДД на начало 2005 года число легковых автомобилей в России составило более 24,2 млн. ед., а к 2010 году парк легковых автомобилей возрос до 30-33 млн. ед. При этом число легковых автомобилей на 1000 жителей увеличилось с 160 до 245 ед. Сложившийся в начале 90-х годов стихийный рынок автомобильного транспорта с каждым годом становится все более цивилизованным, установились постоянные связи между его участниками. В связи с ростом покупательной способности населения отмечается постоянное увеличение спроса на новые и подержанные автомобили, что, в свою очередь, приводит к росту рынка услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей, а так же к росту рынка услуг запасных частей.
Российские магазины запасных частей для автомобилей работают в условиях экономического кризиса, характеризующегося спадом производства, снижением жизненного уровня населения, жестокой конкуренцией как со стороны отечественных, так и иностранных фирм. Для выживания на рынке и сохранения конкурентоспособности требуется следить за динамикой продаж запасных частей, анализировать факторы, влияющие на потребность в запасных частях. Очевидно, что качественная транспортная услуга может быть оказана с использованием качественной системы снабжения.
Вопрос проблемы качества жизни людей начали затрагивать еще в 60-х годах ХХ столетия за рубежом (М. Сирги, Г. Самли, А. Мидоу, Э. Аллард, M. Nussbaum, S. Amartya, C. Bliss, L.W. Jeffers, J. Dobos, A. Campbell ). Среди отечественных ученых наиболее активно качество жизни изучают экономисты (А.П. Егоршин, А.К. Зайцев, М.Н. Алфёрова, Ю.А. Воронин, С.А. Айвазян, В.А. Сухих, Т.В. Чернова).
Следует подчеркнуть, что проблеме снабжения запасными частями и методам их расчета уделялось тоже немало много внимания в работах отечественных и зарубежных ученых, в частности, Н.Ф.Билибной, Б.Л.
Геронимуса, Е.А. Индикта, Е.С. Кузнецова, В.С. Лукинского, Г.М. Напольского, В.И. Сергеева, А.М. Шейнина, В.А. Щетины и других. Несмотря на достигнутые результаты, непрерывное изменение экономической ситуации в стране требует дальнейшего проведения исследований в данной области.
Объект исследования - материальное положение горожан в период
Предмет исследования - динамика продаж как показатель изменения материального положения горожан
Цель исследования - разработка методических рекомендаций по повышению материального благополучия автовладельцев
Для реализации цели предполагается решить следующие задачи.
1. Исследовать подходы к исследованию материального благополучия населения.
2. Проанализировать ключевые показатели изменений материального положения населения.
3. Разработать методику исследования изменения материального положения.
4. Проанализировать динамику продаж автомобильных запасных частей в период 2012-2016 на примере магазина «Exist».
5. Исследовать самооценку автовладельцев изменения их материального благополучия.
6. Разработать рекомендации по повышению материального благополучия автовладельцев.
Гипотезы исследования:
1. Изменения материального благополучия населения влияет на основные показатели их покупательской способности.
2. Структурно - функциональный и институциональный подходы формируют теоретико-методологическое основание анализа показательных изменения материального положения.
3. Ключевыми индикаторами, положенными в основу методики исследования изменений материального положения, являются «материальное положение горожан», «качество жизни», «образ жизни», «уровень жизни», «оценка материального положения», «индикаторы жизни», «прожиточный минимум».
4. Динамика продаж автомобильных запасных частей является показателем изменения социально-экономического положения горожан.
5. Изменение материального положения, несовершенство экономических законов являются основанием для разработки рекомендаций в данной области.
Теоретические и методологические основы исследования. Теоретико-методологической базой исследования является сравнительный анализ материального благополучия в период 2012-2016 годов, а также субъективный подход, базирующийся на результате исследования и экспертных оценок. Опорными работами в данном исследовании выступили труды М. Вебера, Э. Фромма, А. Маслоу. В истории западной социально-философской мысли категория материального благополучия рассматривалась как аспект общего благополучия в структуре человеческого бытия в трудах Ж.-Ж. Руссо, И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, JI. Фейербаха. Стоит отметить, что базовое представление о материальном благополучии и факторах, оказывающих влияние на данное явление, сформировали, прежде всего, работы зарубежных и отечественных экономистов.
Основными теоретическими методами сбора и анализа данных являются методы систематизации, аналогии, а также гипотетико-дедуктивный метод. Основными эмпирическими методами сбора и анализа данных являются метод анкетирования, традиционный анализ документов, факторный анализ и другие методы математико-статистического анализа с использованием программных пакетов MS Offise 2007 и SPSS 17.0.
Информационная база исследования включает:
1. Данные социологических опросов методом анкетирования, в т.ч.: покупателей, проживающих на территории Алтайского края, (N=100, 2015 г.); экспертов (N=20, 2015 г.).
2. Данные клиентской, материалы СМИ о состоянии и динамике материального положения за 2012-2016 гг.;
3. Монографии и другие фундаментальные труды по материальному положению и факторам, его обусловливающим;
4. Законы и другие нормативно-правовые документы по регулированию экономического кризиса за 2012-2016 гг.
Научная новизна диссертационной работы состоит:
1. В изучении факторов, влияющих на материальное благополучие горожан и страны в целом;
2. В рассмотрении экономической политики как механизма, способствующего развитию материальных факторов;
3. В выявлении факторов, способствующих изменению материального положения;
4. В разработке рекомендаций по повышению материального благополучия автовладельцев.
Положения, выносимые на защиту:
1. Материальное благополучие понимается как обладание определенным набором благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей и реализацию жизненного потенциала социального субъекта, как комплексная позитивная характеристика его жизнедеятельности.
2. Ключевыми индикаторами, положенными в основу благополучия, являются «качество жизни», «образ жизни», «прожиточный минимум», «самооценка материального благополучия», «оценка материального положения».
3. Факторы, влияющие на материальное благополучие: это изменения в экономической сфере, приводящие к трансформации системы ценностных ориентаций личностей потребителей, их мотивов, установок. Оценивая свой материальный достаток, исходя из данных субъективных характеристик, люди формируют спрос на определенные товары и услуги, который влияет на производство, рынки труда и ценных бумаг, кредитно-денежную политику.
4. Динамика продаж автомобильных запасных частей неотъемлемый показатель покупательской способности населения города Барнаула.
5. Анализ современного состояния государственной экономики, ее институтов и инструментов в социальной сфере показал, что экономика как фактор развития материального благополучия оказывает значительное влияние.
6. При помощи исследования покупательских способностей автомобилистов можно выявить динамику изменения материального благополучия населения.
Достоверность и обоснованность результатов диссертационного исследования обеспечиваются: значительной теоретико-методологической базой исследования, последовательной операционализацией главных теоретических понятий, использованием большого набора различных традиционных и специальных эмпирических методов сбора и анализа данных (в т.ч. анкетирования, анализа документов, методов математико-статистического анализа).
Теоретико-методологической основа исследования:
Теоретической и методологической основой проведения исследований послужили научные труды по проблемам материального положения, экономического состояния страны, а также обеспечения запасными частями предприятий автомобильного транспорта, методы системного подхода, экспертных оценок, математического моделирования и положения математической статистики.
В качестве информационной базы при проведении исследований использовались отчетно-статистические данные магазина автомобильных запчастей «Exist», результаты собственных натурных наблюдений и исследований.
Теоретическая значимость исследования. Диссертационное исследование вносит вклад в развитие современного социологического знания, в частности, экономической социологии. Диссертационная работа имеет значимость для исследования изменения материального положения, а также разработки рекомендаций по прогнозированию потребностей горожан в запасных автомобильных частях.
Практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы социологами, экономистами, политологами. Наработанный в ходе диссертационного исследования материал позволяет понять локализацию зоны притязаний и планов горожан, разделить стратегии на эффективные и дефициентные, отследить области продуцирования деструктивных социальных установок. Полученный объем информации дает возможность найти оптимальные рекомендации по прогнозированию потребностей горожан. Работа может быть полезна в разработке и чтении учебных дисциплин по социологии предпринимательства, социологии труда, экономической социологии в вузах, в т.ч. на факультете социологии в Алтайском государственном университете.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (80 источников), 2 приложения. Общий объем диссертации составляет 84 страниц машинописного текста. В первой главе представлены результаты теоретика - методологического исследования динамики изменения материального благополучия. Внимание уделено различным направлениям, в рамках которых осуществлялось изучение материального благополучия. Во второй главе описаны результаты исследования, проведенного автором данной работы. Раскрыты факторы, способствующие изменению материального благополучия автовладельцев, как группы населения.
Апробация работы.
Материалы исследования и его результаты изложены в публикации автора: Нагайцев В.В., Бондаренко Л.А. Материальный достаток, как
показатель социального благополучия населения / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В.В. Нагайцева - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016. Бондаренко Л.А. Потребительское поведение при покупке автомобильных запасных частей / Актуальные проблемы социологии бизнеса / под ред. В.В. Нагайцева - Барнаул: Издательство Алтайского государственного университета, 2016. Выступление на III Региональной конференции «Мой выбор - НАУКА!» 2016 г.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ теоретико-методологических основ социологического
исследования факторов, способствующих изменению материального благополучия населения города Барнаула показал, что комплексное социологическое исследование рассматриваемых факторов не может быть основано на использовании одного теоретико-методологического подхода, так как каждый из них имеет свои преимущества и ограничения.
Основой нашего исследования послужил синтез ряда подходов применительно к изучению феномена предпринимательства:
1) функциональный подход, представленный в работах следующих авторов (Р. Кантильон, А. Смит, Ж. Б. Сэй, Ж. Шумпеттер, Ф. Хайек, Х. Кирцнер, М. Кассон, П. Друкер, Э. Верин);
2) индивидуалистический подход (М. Вебер, В. Зомбарт, Д. Маклелланд);
3) школа черт характера (Гаас и др.);
4) типологический подход (А. Смит, Дж. Лоррэн и Л. Дюссо, Х. Даваль, Б. Дешамп, С. Жендр);
5) комплексный подход (А. Шаперо, Х. Ле Маруа, К. Брюйа).
Вышеуказанные подходы являются в первую очередь зарубежными. Отличием отечественных подходов является акцент на деятельностной составляющей материального благополучия, то есть рассмотрение материального благополучия как элемента социальной системы.
В нашем исследовании мы опираемся на определения материального благополучия: материальное благополучие - это удовлетворенность материальным аспектом своего существования (жилье, питание, отдых и т.д.), стабильностью материального достатка. Данное определение является для нашей работы ключевыми, так как аккумулируют в себе наиважнейшие черты материального благополучия: инициирование направленного действия, цель которого - повысить уровень денежных доходов, собственный статус как показатель личностного успеха в представлении других людей.
В соответствии с целью, задачами исследования автором разработан инструментарий по изучению факторов, способствующих улучшению материального благополучия. Ключевыми индикаторами, положенными в основу методики, являются «уровень жизни», «стремление к повышению качества жизни», «цели и ценности», «оценка социального положения», «оценка материального положения».
Результаты нашего исследования позволили выявить.
1. Население города Барнаула испытывают финансовые трудности, связанные с экономическим кризисом и ищут свои пути решения возникающих проблем.
2. Причины изменения материального благополучия населения города Барнаула являются: экономическая и политическая ситуация в стране, рост цен на товары первой необходимости, роста безработицы, сокращений рабочих мест.
3. Большинство опрошенных автовладельцев считают, что кризисная ситуация страны улучшится и в скором времени цены пойдут на спад.
4. Для жителей города Барнаула в большей степени характерно выбирать жизнеутверждающие позиции, действовать в соответствии с позитивными утверждениями, ориентироваться на несколько целей, чаще сроком на 1 год, что позволяет реально оценивать ситуацию взгляда на будущее материальное благополучие в настоящем времени, распределять риски и адекватно оценивать себя как личность, что играет немалую роль в решении непредвиденных сложных ситуаций.
5. Определены социально-психологические черты, характерные автовладельцев: Автовладельцы в большей степени склонны реализовывать активные стратегии выхода из кризисной ситуации, путем мониторинга рынка цен, закупа более дешевых деталей, оплаты заказа на раннем сроке, не подвергая себя риску переплаты.
По результатам экспертного опроса разработаны рекомендации для автовладельцев, касающиеся: получения большей финансовой выгоды при покупке автомобильных запасных частей в Алтайском крае, в частности, в Барнауле; улучшения материального благополучия автовладельцев путем экономии.



1. Абакумова, Ц.Н. Политика доходов и заработной платы : учеб. пособие / Ц. Н. Абакумова, Р.Я. Подовалова. - Новосибирск : Инфра-М, 2004 - 242 с.
2. Акопова, Е.С., Воронкова, О.Н., Гаврилко, Н.Н. Экономическая теория. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000 - 443 с.
3. Андрианов Ю.В. Введение в оценку транспортных средств. Учебно-методическое пособие. М.: Дело, 2015.
4. Антюшина, Н. Оценка уровня жизни населения // Вопросы статистики, 2013, № 11, с. 77-81.
5. Ачаповская, М. З. Экономическая теория : курс лекций для
неэкономических спец. вузов / М. З. Ачаповская. - Минск : ФУАинформ, 2012. - 427 с.
6. Балацкий, Е. Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы / Е. Балацкий // Экономист.-2014.-№ 1.-C. 69-80.
7. Бардовский, В.П., Рудакова О.В., Самородова, Е.М. Экономическая теория. Изд.: Форум Инфра - М, 2014
8. Белова, Т. Межотраслевая дифференциация доходов населения и их динамика//Экономист. 2015. № 4.
9. Биктимирова, З. Качество жизни: продовольственная безопасность / З. Биктимирова // Экономист. - 2013. - №2. - С. 78-84.
10. Бобков В. Российская бедность: измерение и пути преодоления //Общество и экономика. - 2013.- № 5. - с. 32-46.
11. Бобков В., Песковская, Ю. Динамика структуры и уровня материального достатка населения / В. Бобков, Ю. Песковская // Экономист. - 2014. - № 10. - С. 55-60.
12. Бодрийар, Ж. Система вещей. М., 2013, с. 164-168. Пер. с фр.: С. Зенкина
13. Гидденс, Э. «Социология» М.: 2015г.
14. Гонтмахер Е., Малева, Т. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения// Вопросы экономики. 2012. № 2.
15. Горкин, А.П. и др. Социальная энциклопедия. - М., 2012.
16. Гукасьян, Г. М. Экономическая теория : курс лекций и практические занятия : учебное пособие для студентов, обучающихся по спец. 060800 "Экономика и управление на предприятии (по отраслям)" / Г. М. Гукасьян. -3-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2011. - 507 с.
17. Гутник, В. Перспективы повышения уровня жизни в регионах РФ //Общество и экономика. - 2012.- № 2. - с. 92-94.
18. Давыдова, Н.М., Седова, Н.Н., Богатые и бедные в современной России // СОЦИС, - №3 - 2013г., с.23-44.
19. Давыдова, Н.М., Седова, Н.Н. Материально-имущественные характеристики и качество жизни богатых и бедных // Социологические исследования, 2015, № 3.
20. Долан Э.Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономика. - М., 2011.
21. Дятченко Л.Я., Иванов В.Н. и др. Социальные технологии. - М., 2013.
22. Едронова, В. Н., Едронова, М. В. Общая теория статистики: Учебник - М.: Юристъ, 2013. - 511 с.
23. Журнал «Магистраль» №7 2012г. - 58 с.
24. Заславский, И. К характеристике труда современной России. Очерк социально-трудовой политики. // Вопросы экономики.- 2014.- №2.- с.76-91.
25. Заславская, Т.И., Рывкина, Р.В. Социология экономической жизни. Изд. «Наука», Новосибирск, 2015 г.
26. «Идентификация автомобилей», Прайс-Н, 2014 год.
27. Ильинский, И.М. «Молодежь России: тенденции, перспективы » М.: 2013
28. Касьянов, А. В. Настольная книга индивидуального предпринимателя. - М.: «ГроссМедиа»:РОСБУХ, 2012. - 372 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ