Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности социально-правовой поддержки многодетных семей в современном провинциальном городе (на примере г. Рубцовска)

Работа №91691

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы114
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
228
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ
СЕМЕЙ 11
1.1. Основные подходы к изучению проблематики многодетных семей в
социологическом знании 11
1.2. Междисциплинарный уровень исследования проблемы в рамках
социогуманитарной науки 24
1.3. Общая характеристика нормативно-правовой базы социальной поддержки многодетных семей 33
2. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ПОДДЕРЖКИ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ 50
2.1. Методика социологического изучения социально-правовой
поддержки многодетных семей 50
2.2. Результаты социологического исследования и рекомендации по
повышению эффективности социально-правовой поддержки многодетных семей г. Рубцовска 56
Заключение 79
Список литературы 85
Приложение 1 96
Приложение 2 107
Приложение 3 111
Приложение 4 112


Актуальность. В последние десятилетия в России под воздействием трансформации социально-экономической действительности, происходят изменения жизненных приоритетов общества. В стране сформировалась тенденция сокращения численности населения.
Модернизация обернулась изменением семейного уклада у молодого поколения, которые не отождествляют семью с ответственностью и ценностью. Большинство семей не в полной мере справляется со своими первостепенными функциями: репродуктивной, воспитательной,
социализационной. Место и роль семьи для граждан не являются приоритетными, по сравнению с удовлетворением своих материальных и культурных потребностей.
В ходе преобразований, модель многодетной семьи перешла в разряд крайне редкого «явления», и воспринимается обществом с непониманием. Преобладающее количество субъектов России не выделяются высоким деторождением, постоянный высокий уровень многодетности отмечается только в нескольких национальных Республиках Северного Кавказа.
Уровень демографического воспроизводства находится на низком уровне и не позволяет преодолеть критическую ситуацию. Статистикой установлено, что с 1992 г. население ежегодно сокращалось со 148, 273 млн. человек, до 141,903 млн. человек в 2009 году. Только начиная с 2010 года показатель прироста населения приобрел положительную динамику, который возрос на начало 2015 года до 146, 267 млн. человек (включая жителей присоединившегося Крыма и Севастополя).
Причинами демографического упадка послужило сокращение рождаемости, высокий показатель смертности, старение населения, смена духовно-нравственных установок и преобладание семей с одним - двумя детьми. Всего в стране насчитывается порядка 52 млн. семей, преимущественно - однодетных. Только 28 % семей имеют двух, а 6% - троих детей.
Проблемы воспроизводства, и нестабильная экономическая ситуация в государстве требуют более тщательного подхода в реализации мер для поддержки семей.
Актуальность выпускной квалификационной работы не вызывает сомнения, т.к. острая демографическая проблема, социально-экономические кризисные явления в России, стали причиной серьезных социальных потерь, семьи оказались в трудном положении.
Наиболее остро на негативные преобразования реагируют многодетные семьи. Данный институт, представляя собой демографическую, социальную, духовно-нравственную составляющую, является основой для формирования и исполнения социальной и правовой политики государства. Для поддержания необходимого уровня благосостояния семей государством принят ряд мер для улучшения социально-экономического положения данной категории населения. Однако, учитывая экономическую дестабилизацию в стране поднять уровень качества жизни большинства семей не получается.
Создание образа преуспевающей многодетной семьи, стремление задать темп нарастания многодетности, и увеличение ее доли поможет наметить позитивные изменения и преломить низкий показатель рождаемости.
Организация социально-правовой помощи также оказывает значительное влияние на повышение показателей жизни семей. Эффективным механизмом осуществления социальной поддержки является комплексный подход к проблеме, ведь семья чутко реагирует на все преобразования общественных явлений. Поэтому, для предоставления помощи отдельным социальным категориям необходимо постоянно совершенствовать меры поддержки, преимущественно комплексного характера ориентируясь на развитие общества и его потребности.
Состояние разработанности проблемы.
При подготовке работы были изучены нормативно-правовые документы, обеспечивающие основы социально-правовой поддержки семей, популярные статистические данные, а также предметные научные источники и статьи различных ученых.
Семья существовала на протяжении многих веков, и являясь многоаспектным феноменом в функционировании общества, вызывала особый интерес ученых к исследованию процессов ее жизнедеятельности.
Происхождение и формирование семьи как своеобразной группы с присущими ей особенностями изучались в работах ряда антропологов и социологов XIX века И.Я. Баховена, Л. Моргана, Ф. Энгельса, Ф., Дж. Ф. Мак-Леннана, М.М. Ковалевского и др. Они выделили исторические особенности возникновения тех или иных форм брака отмечая переход от матриархата к патриархату. Историческое развитие семьи прогрессирует вместе с обществом, оно прошло ступени развития от промискуитета, до моногамии, каждая из которых характеризовалась определенными отношениями.
Институциональный подход применительно к семье был сформулирован Г. Спенсером. Далее изучение семьи как института представлено в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, М. Вебера. Разработки авторов направлены на анализ социокультурных функций семьи, особенностей обыденной деятельности, путей исторического развития, изменения функций, осуществляемых нормами общества.
Важный вклад в изучение института семьи внесло использование учёными структурно-функциональной теории семейных отношений, разработанной Э.Дюркгеймом, Т.Парсонсом. Они «открыли фундаментальные теоретические представления о функциональной и статусно-ролевой особенности семьи как структуры, особенностях и незаменимости семейного этапа социализации, о социально-контрольных функциях семьи» [55, с.15].
Дальнейшее развитие учения о семье сопряжено с функциями, которыми наделен каждый институт. Так, авторы А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Э.К. Васильева определили функции присущие семье, которые разделяются на специфические - выполняемые только институтом семьи, и неспецифические - относящиеся и к другим институтам государства.
Теоретическое осмысление репродуктивного поведения восходит к работам Л. Е. Дарского [24], В. И. Козлова[49]. Необходимость появления данной теории диктует совершенствование общественного сознания, и переустановкой к нормам малодетности.
Современная парадигма эволюции, разработанная и изучаемая А.Г. Вишневским, А.Г. Волковым, С.И. Голод, Т.А. Гурко, М.С. Мацковским, видит преобразования семейных норм как неизбежный процесс развития общества, занятость женщин, быстрый ритм жизни не позволяют уделять много времени семейному быту, прерогатива современности - культурное развитие и преумножение материальных благ.
Теория кризиса семьи, представлена А.И. Антоновым, В.А. Борисовым, В.М. Медковым основана на постепенном угасании нормы многодетной семьи в обществе, в силу смены ценностных ориентаций, появления альтернативных форм брака, снижение потребности в детях.
Изучением жизни многодетной семьи, ее особенностям, проблемам уделяла в своих авторских работах Г.И. Климантова [44]. Ее волновало несоответствие предусмотренной и оказываемой государственной помощи, «минимализм» льгот и пособий, тяжелая жизненная ситуация семей, низкая приспособленность к модернизационным процессам общества.
Невозможность приспособиться к новым условиям, диктуемых социумом, по мысли Г.А. Бондарской [9], отразилось на сокращении рождаемости, тем самым увеличение числа больших семей, даже применяя стимулирующие меры поддержки, в ближайшее время не получиться.
Высокие показатели воспроизводства по-прежнему соотносятся с национальной принадлежностью, религиозными особенностями,
этнокультурного наследия. Солидарна в подобной мысли автор В.А. Белова, которая считает «плодовитость связана в определенной степени с национальными традициями, пришедшими из прошлого, но сохраняются долгое время и продолжают влиять на формирование норм и установок в отношении деторождения» [8, с.12].
Рассмотрение проблематики многодетных семей, а также вопросов данного направления, ценности, процессы внутри семьи осуществили авторы Т.Н.Грудина[21], Е.Г. Азарова[1; 2], Е.Ф. Ачильдиева [6], Е.А. Великжанина [13; 14] и др.
Особо отметим разработки последних десятилетий, касающиеся междисциплинарного и межотраслевого взаимодействия в системе научного знания, это социально-демографические труды А. Вишневского[15; 25],
демографо-статистический обзор Э. К. Васильевой[12], область форм социальной работы с многодетными семьями представленной Великжаниной К.А. [13; 14], социально-психологические аспекты изучения семей
встречаются у Гозман Л.Я., Алешиной, Ю.Е., Дубовской Е.М. [17], Ковалева С.В. [46], направление семьеведения и фамилистики представено Дивицыной Н. Ф. [27], Рыковым С.Л. [80], Шиловым И.Ю. [102].
Говоря о научной разработанности темы, мы видим, что изменения семейного уклада прослеживаются на протяжении длительного времени, и вызывают особый интерес у ученых. Много сил направляется на изучение поведения современной семьи, ее ценностей, причин отказа от рождений, и т.п., но комплексных трудов по анализу выполнения социально-правового обеспечения многодетных семей, охватывающих проблематику с позиции оказания правовой поддержки и развития социального благополучия малой группы, выявлено не было. Проведенные работы ученых по проблематике многодетных домохозяйств имеют фрагментарный характер. Прослеживается незаполненная ниша исследований, требующая особого внимания касающаяся эффективности социальной поддержки многодетной семьи на уровне субъекта и муниципального образования.
Многодетные семьи не могут самостоятельно справиться с нарастающими сложностями, прослеживается недостаточная степень их анализа и решения в научной литературе, что привело к выбору темы и постановке цели и задач работы.
Цель работы - раскрыть особенности и провести анализ социально-правовой поддержки многодетных семей, разработать мероприятия, направленные на повышение эффективности социально-правовой поддержки многодетных семей в г. Рубцовске Алтайского края. Исходя из поставленной цели, в работе решались следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные подходы социологического исследования многодетных семей.
2. Рассмотреть специфику изучения проблемы на междисциплинарном уровне.
3. Проанализировать законодательную базу и социальные механизмы ее реализации в аспекте нормативно-правового обеспечения многодетной семьи.
4. Разработать и реализовать методику социологического исследования социально-правовой поддержки многодетных семей г. Рубцовска.
5. Оценить эффективность социально-правовых механизмов поддержки многодетных семей, по результатам социологических исследований проводимых в г. Рубцовске. Разработать рекомендации по повышению эффективности социально- правовой поддержки многодетных семей.
Объектом исследования магистерской работы является социально-правовая поддержка многодетных семей в современном городе.
Предмет исследования: особенности социально-правовой поддержки многодетных семей г. Рубцовска.
Гипотезы:
1. Предположим, что наиболее целесообразной методологической основой изучения помощи многодетным семьям являются взаимно дополняющие друг друга институциональный, структурно-функциональный, системный, эволюционный подход.
2. Вероятно, более показательные результаты осмысления проблемы
многодетных семей будут получены при использовании
междисциплинарного анализа.
3. Скорее всего, нормативно-правовое обеспечение многодетных семей носит фрагментарный характер, не выполняется в полной мере и требует более конкретной проработки механизмов ее осуществления.
4. Возможно, адекватной методической базой социологического исследования является сочетание количественных (анкетный опрос) и качественных (экспертный опрос) методов исследований.
5. Вероятно, предложенные рекомендации по поддержке многодетных семей будут включать комплекс мер направленных на повышение правовой грамотности изучаемой категории граждан, и совершенствование законодательства с учетом реальных интересов, проблем и потребностей многодетных семей.
Методы исследования: аналитический (сбор и анализ правовых источников, научных пособий, освещающих трудности оказания помощи многодетным семьям); статистический метод); методы сравнительного анализа.
Социологические методы эмпирического исследования - метод анкетного опроса, анализ документов, наблюдение, экспертный опрос, контент-анализ интернет сайтов.
Методологическая основа и теоретические источники исследования. В выпускной работе для более полного раскрытия проблемы применяется комплекс методологий, включая теорию институционализации общественной жизни Г. Спенсера; теорию (исторического) развития семьи и идеи изменчивости семьи в ходе истории И.Я. Бахофена, Дж. Ф. Мак-Леннана, М.М. Ковалевского, Л. Моргана, Ф. Энгельса; теорию социального действия М. Вебера, теорию репродуктивного поведения В. А. Борисов, Л. Е. Дарский, В. И. Козлов и др. Для обработки результатов исследования использовались методы: частотный анализ, корреляционный анализ по критерию Спирмана, критерий Хи-квадрат.
Эмпирическую базу исследования составляют материалы собственного социологического исследования по проблеме социально- правовой поддержке многодетных семей, данные Федеральной службы государственной статистики, областных служб статистики, результаты социологических исследований, опубликованных в социологических журналах, научные статьи, материалы СМИ, монографии, использовались ресурсы глобальной сети Интернет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Деформация общественной жизни влечет за собой моральный, социальный, экономический упадок в стране. Увеличивается динамика социальных проблем общества, требующих оперативного решения. Россияне столкнулись с безработицей, низкими доходами большинства семей, трудностями жилищного обеспечения и как следствие утратой стабильности семейной жизни, сопровождающейся депопуляцией населения.
Семья является главным демографическим ресурсом и гарантом стабильности нашего государства. Задача которого, смягчить негативные последствия, путем выявления проблем первостепенного характера и искать эффективные пути их решения для обеспечения достойного уровня жизни и повышения качества благосостояния населения региона. Главным образом необходимо обеспечить комплексную разностороннюю систему социально-правового механизма поддержки семей посредством развития ряда дополнительных мер к уже имеющимся в регионе.
Для изучения современного состояния жизнедеятельности семей, мы выделили наиболее эффективные теоретико-методологические принципы, включающие исторический, институциональный, структурно¬функциональный, модернистский (эволюционный) и кризисный подходы.
Принцип историзма позволил рассмотреть настоящее не только в его обусловленности прошлым, но и в его направленности будущего развития.
Семья является значимым социальным институтом, благодаря которому строится совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе совместной деятельности людей. Она
Структурно-функциональный подход позволяет анализировать семью с точки зрения выполнения функций или социальных потребностей. Особое значение придается осуществлению функций воспроизводства потомства, социализации будущих поколений, эмоционального восполнения, духовного общения, хозяйственно-бытового взаимодействия и другие направленные на поддержку жизнедеятельности семьи. Особенностью данного подхода, является модификация функций семьи, при изменении приоритетов общества, в определенных условиях они сужаются, либо расширяются, осуществляются полностью или частично и даже исчезают.
Так, под влиянием изменения общественных приоритетов, сформировались новые взгляды, рассматривающие трансформационные процессы домохозяйств в двух противоположных значениях, как определенный прогресс общества, либо кризис этого же общества.
Главные особенности прогрессивного перехода института семьи от одного вида к другому проявляются в положительной модернизации общественного сознание на равенство членов семьи, спокойное отношение к разводу, свободному браку, позднему рождению детей т.п. Процесс изменения норм семейного поведения рассматривается как естественный процесс, и меняется с появлением новых общественных формаций.
Представители другого направления, видят проявления кризиса семейного поведения в изменении ценностей, стабильности семьи, упадка и разложения ответственного супружества. Происходящее можно искоренить путем формированием положительного отношения к семейной жизни.
По мнению отдельных авторов в современных условиях необходимо постоянное обновление исследовательских методов, более целесообразными из которых можно считать баланс конфликта, принципы конструируемости, процессуальности, гетерогенности и др.
Следует отметить, что развитие новых подходов в методологии исследования семейных отношений наглядно отражают перемены в жизни общества. Очевидно, в эти условиях изучение проблемы будет затронуто различными областями научного знания.
Особый интерес к исследованию семьи проявлялся такими науками, как социология, демография, история, философия, психология, статистика, в трансформирующемся обществе к изучению ее проблем присоединились экономисты, экологи, медики. Каждая наука в зависимости от специфики изучаемых аспектов, дает семье свое определение, и задает определенное направление для изучения.
Мы видим, необходимость исследования проблем российских семей в комплексном, междисциплинарном подходе учитывающим социально-экономический, демографический, правовой, психолого-педагогический и другие аспекты. Таким образом, анализируя возможные направления изучения семьи, нельзя сказать, что какой-то из них является отдельным и самостоятельным, все они взаимодействуют и влияют друг на друга.
Для обеспечения стабильного развития общества, и помощи в поддержании достойного уровня жизни, государством предусмотрен ряд универсальных мер, к которым относятся:
1) денежные выплаты, пособия предоставляемые один раз в месяц или раз в год.
2) оказание натуральной помощи.
3) предоставление льгот.
4) организация социального обслуживания. Сюда относятся услуги, предоставляемые центрами социального обслуживания населения; территориальными центры социальной помощи семье и детям.
На территории Алтайского края предусмотрены различные меры социальной и экономической поддержки многодетных семей, связанные с безвозмездным предоставлением земельных участков в муниципалитетах с целью осуществления жилищного строительства, выплатой регионального материнского капитала за рождение третьего и последующего детей, по заявлению можно получить лес для строительства.
Количество и размер пособий и компенсаций, получаемых многодетными семьями зависит от возможности регионального бюджета,и демографической ситуации региона. Законодательством Алтайского края, например, установлено 11 видов компенсационных выплат за счет регионального бюджета.
Несмотря на обширный перечень предоставляемых государством мер поддержки многодетных семей, они не всегда столь эффективны, как это может показаться.
Зачастую принимаемые меры помощи семьи имеют характер «догоняющего действия» и направлены, прежде всего, на минимальную поддержку тяжелого положения, а не на своевременное предупреждение и профилактику бедственной жизни семей.
Часть прописанных льгот не действует, т.к. их выплаты опираются на низкую платежеспособность региона. При этом реализации немонетарных льгот рекомендательного характера также осуществляется не в полной мере. «Все, что обещано государством, но записано в виде формулировок «помощь в выделении» и «содействие в предоставлении», на практике не срабатывает, поэтому предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т.п. фактически не происходит» [1]; [2, с.65].
Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития.
С целью изучения положения многодетных семей было проведено социологическое исследование. При изучении данной категории семей, мы обратили внимание на различные стороны ее жизнедеятельности, на бытовые условия проживания, материальные возможности, правовую основу поддержки семей, отношение к ним окружающих, неготовность общества поддерживать многодетность.
Отдельные выдвинутые предположения нашли свое подтверждение, некоторые гипотезы не совпали с нашим мнением. Мы получили следующие результаты:
1. Большая часть участвующих в опросе многодетных семей, живут достаточно бедно, лишь 4% участников имеют величину дохода выше установленного прожиточного минимума на каждого члена семьи, остальные 94% относятся к малоимущим.
2. Главные трудности многодетных семей связаны с их материальным обеспечением, а также тяжелой, нестабильной жилищной ситуацией. Семьи проживают в квартирах небольшой площади, нередко требующего ремонта. Только у 26 % опрошенных семей жилищные условия соответствуют всем параметрам для комфортного проживания.
3. Заявленные государством меры поддержки многодетных семей не выполняются надлежащим образом, отдельные предоставляемые по законодательству льготы и выплаты действуют не в полном объеме, или вовсе отсутствуют. Это касается меры по предоставлению лекарственных средств детям, путевок в летние лагеря, льготы на транспортный налог, оплату ЖКХ, посещение культурно-массовых мероприятий, сложность в получении земельного участка и другое.
4. Выявлен недостаточный уровень знания семей с детьми о причитающихся социальных благах, это приводит к недоступности отдельных видов помощи, и ограничении семей в положенных льготах.
5. Отношение к многодетным семьям со стороны общественности - положительное. Однако, респонденты отмечают со стороны окружающих некоторый негатив к категории многодетных.
6. Большинство участников анкетирования в г. Рубцовске планируют обзавестись двумя детьми - 60%, желают стать многодетной семьей только 20% опрошенных. Не заинтересованность в создании большой семьи объясняется материальными трудностями, ответственностью, отсутствием семейного положения.
7. Учебный процесс детей из многодетных семей протекает, также как и у остальных учеников, специфических особенностей не наблюдается. Как отмечают специалисты, все зависит от способностей каждого ребенка. Но личностные характеристики несколько отличаются, происходит взаимодействие не только с родителями, но и братьями и сестрами это вырабатывает чувство ответственности, коммуникативности, уступчивости, работоспособности и пр.
Учитывая перечисленное, необходимо корректировать действующее законодательство, стимулировать семей к взаимопомощи, повышать уровень правового знания, продвигать ценности семьи и интерес к многодетности.
На это направлены предложенные рекомендации, которые позволят смягчить нелегкое социально-экономическое положение семей, и позволит поднять интерес к многодетности в обществе.
Стоит отметить, что для полноценной реализации мероприятий, необходима активность и интерес родителей из многодетных семей, при их аморфном отношении нет смысла озадачивать структуры для предоставления помещений, проведения специальных мероприятий.
В начале исследования мы ставили для себя цель, которая в конечном итоге достигнута, гипотезы проверены. В ходе работы выявлен ряд проблемных ситуаций в обеспечении социально-правовой поддержки многодетных семей, на решение которых направлены предложенные рекомендации по улучшению положения семей.
Однако, мы полагаем, что предложенные рекомендации смогут улучшить материальное и моральное самочувствие при дальнейшей деятельности в этом направлении, т.к. необходимо наладить сотрудничество с общественными и добровольными организациями для выполнения наиболее перспективных и актуальных мер предложенных автором.
Кроме того, тема проблематики многодетной семьи весьма обширна, за рамками исследования остались незатронутые области, на которые мы обратили внимание в ходе работы, например касающиеся образа жизни семьи и выработка более рационального «графика жизни», изучение ценностных ориентиров семьи, и пропаганда их в обществе. Прослеживается необходимость дальнейшего изучения проблемы, в рамках достигнутых результатов и расширения области исследования. Хочется надеяться, что наше исследование не останется не замеченным и будет использоваться для работы других авторов.



1. Азарова Е.Г. Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения // Журнал российского права. 2014. № 3.
2. Азарова Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы. М., 2012.
3. Антонов А.И., Медков В.Н. Социология семьи. М., 1996.
4. Антонова Ю.А. Коммуникативные стратегии в текстах,
репрезентирующих идеологию childfree: на грани экстремизма //
Политическая лингвистика. 2013. № 2 (44).
5. Астахова Ю.Г. Социология семьи. / Ю.Г. Астахова, М.В. Агасарян. - Липецк: Издательство ЛГТУ, 2012. - 64 с.
6. Ачильдиева, Е.Ф. Многодетная семья в современной России // Вопросы психологии. 2009. №2.
7. Баховен И.Я. Материнское право [Электронный ресурс].
http: //www.gumer.info/bogo slov_Buks/Relig/klass/04. php.
8. Белова В.А. Число детей в семье. М., 1982.
9. Бондарская Г.А. Рождаемость в СССР. М., 1977.
10. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., 1976.
11. Буянова А.В., Новикова А.В. Меры социальной поддержки семьям, имеющим детей // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2014. № 5.
12. Васильева, Э. К. Семья и ее функции (демографо-статистический анализ). М., 1975.
13. Великжанина К.А. Эффективность реализуемых форм
социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг (на примере Алтайского края) // Электронный научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2013. № 10 (30).
http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27765.
14. Великжанина К.А. Эффективность форм социальной работы с многодетными семьями // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. Барнаул. 2013. Вып. 5. - 2013.
15. Вишневский А. Г. Время демографических перемен: избр. ст. М. 2015.
16. Вишневский А.Г. Демографическая модернизация России, 1900— 2000. М., 2006.
17. Волгин А.Н. Демография. М., 2003.
18. Гидденс Э. Элементы теории структурации // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск. 1995.
19. Гозман Л.Я., Алешина, Ю.Е., Дубовская, Е.М. Социально-психологические методики исследования супружеских отношений. М., 1987.
20. Голод С. И. Семья: прокреация, гедонизм, гомосексуализм // Журнал социологии и социальной антропологии. 2012. - Том XV, № 2.
21. Гончаров Ю. М. Городская семья Сибири второй половины XIX - начала ХХ в. Барнаул. 2002.
22. Грицай Л. А.Некоторые аспекты научного изучения феномена «Чайлдфри» // Культура и образование. - Октябрь 2013. - № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-rzi.ru/2013/10/1003 (дата обращения:22.01.2016).
23. Грудина Т.Н. Социологический портрет многодетной семьи в
России // Научный интернет-журнал «Семья и социально-демографические исследования». 2014. №4 [Электронный ресурс].
http://demographia.net/journal [дата обращения 20 сентября 2015].
24. Гурко Т.А. Теоретические подходы к изучению семьи. М. 2010.
25. Гурко Т.А. Трансформация брачно-семейных отношений // Россия: трансформирующееся общество. М. 2001.
26. Дарский Л.Е. Формирование семьи. М., 1989.
27. Дивицына Н. Ф. Семьеведение. М., 2006.
28. Добреньков В.И, А.И. Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2004.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ