ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ НАУКАХ 10-30
1.1 Основные методологические подходы к изучению механизма защиты
иностранных студентов в социологии 10-30
1.2 Специфика социально-правовой регуляции механизма защиты иностранных
студентов 30-41
1.3 Методика эмпирического социологического исследования механизма
защиты иностранных студентов в современной России ( на примере вузов г. Барнаула 41-46
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ЗАЩИТЫ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В Г. БАРНАУЛЕ 47-63
2.1 Эффективность социально-правовой защиты иностранных студентов в
г.Барнауле по результатам социологического исследования 47-63
2.2 Пути совершенствования социально-правовой защиты иностранных студентов на примере г.Барнаула 63-74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75-78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79-84
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 85-97
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 98-100
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 101
Актуальность работы обусловлена тем, что становление Барнаула в качестве международного образовательного центра создает качественно новую ситуацию. Речь идет о новом этапе межкультурного, межнационального общения. Необходимо проанализировать положение в этой сфере на сегодняшний день и на перспективу: национальная структура барнаульского студенчества, учет национальных традиций, роль землячеств, перспективы межкультурного общения. И, конечно, учесть международный опыт.
Ни в коем случае нельзя пускать эту проблему межнационального, межкультурного общения на самотек. Какое влияние процесс интернационализации, в том числе резкое увеличение числа студентов за счет иностранцев повлияет на барнаульское студенчество, на барнаульское общество, на Барнаул?
Все эти и другие вопросы надо изучать, чтобы избежать или свести к минимуму негативное воздействие процесса интернационализации высшего образования, а оно, естественно, может быть. Сам процесс интернационализации объективен. Это - веление времени. Нам предстоит сделать так, чтобы этот процесс оказал позитивное воздействие на развитие Барнаула.
Барнаул приходит на рынок образовательных услуг далеко не первым. Нам придется считаться с жесточайшей конкуренцией. Борьбу за интеллектуальные ресурсы в настоящее время вполне можно сравнить с борьбой за энергетические и сырьевые ресурсы.
Знание опыта передовых в этой сфере стран поможет нам достичь поставленных целей быстрее и экономней.
Еще несколько лет назад в высших учебных заведениях Барнаула обучалось приблизительно четыре тысячи иностранных студентов, прибывших в город в основном из республик Центральной Азии. В 2014-2015 учебном году их уже было более семи тысяч. В 2020 г. предполагается довести численность иностранных студентов до тридцати тысяч.
Сама по себе эта цифра очень значительна. Ее достижение требует и серьезных усилий, и больших инвестиций.
По сути дела, на наших глазах в истории вузовского Барнаула совершается кардинальный поворот. Требуется решение серьезнейших проблем, которые возникают или могут возникнуть в процессе превращения Барнаула в международный образовательный центр.
Состояние разработанности проблемы.
Выбранная тема выпускной квалификационной работы является в современной науке одной из малоизученных. Некоторые аспекты социально¬правовой защиты иностранных студентов в РФ затрагивались в отдельных работах отечественных правоведов в области конституционного, гражданского, административного права.
Вместе с тем, комплексного теоретического исследования проблем социально-правовой защиты иностранных студентов в РФ до настоящего времени в науке не проводилось.
Разработанность исследуемой проблемы в настоящее время характеризуется значительной неравномерностью.
Проблемы общей и социальной психологии, отражены в исследованиях и публикациях таких авторов, как Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, Л.И. Анциферова, А.А. Бодалев, И.П. Волков, JI.C. Выготский, З.Ф. Есарева, Е.К. Завьялова, A.M. Зимичев, А.Г. Ковалёв, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницына, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.Р. Лурия, В.Л Марищук, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, Ю.П. Платонов, А.А. Реан, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, Е.Ф. Рыбалко, А.Л. Свенцицкий, В.Е. Семенов, Е.И. Степанова, Г.В. Суходольский, Б.М. Теплов, В.П. Трусов, Ю.Л. Ханин, В.А. Ядов, В.А. Якунин и другие.
Проблемы адаптации иностранных студентов в контексте взаимодействия преподавателя русского языка с иностранными учащимися раскрыты в исследованиях Н.П. Голубева, Н.А. Персиановой, Г.Н. Князевой; особенности адаптации иностранных студентов к учебно-воспитательному процессу в советском вузе отражены в работе И.В. Ширяевой; факторы учебной успешности в работе Е.Ф.Изотовой; адаптация иностранных студентов по материалам зарубежных исследователей представлена в работах М.А. Ивановой, Н.А. Титковой,
B. П.Трусова, Н.Д. Шаглиной; исследованию социальных стереотипов посвящена работа А.С. Филиппова; адаптация иностранных студентов к учебной группе, исследование социально-психологического климата в ней отражены в работах М.А. Ивановой, Н.А. Титковой; ценностные ориентации представлены в работах A.M. Горошенко, В.П.Трусова, Н.Д. Шаглиной; национально-психологические особенности иностранных студентов и их учет в педагогическом общении можно найти в исследованиях М.А. Ивановой и Л.П. Цоколь; дидактическая адаптация изучалась Т.Д. Чернявской и др. Однако, представленные работы рассматривали проблемы адаптации с точки зрения педагогической науки.
Федев Б.А. Некоторые вопросы адаптации иностранных граждан к новым социальным условиям на начальном этапе обучения. НИБ ОСС, 1999. №1. C. 110.
Э. Гидденса, Р. Мертона6, JL Филипса, Т. Шибутани были сформулированы многие ключевые проблемы указанной теории, создана система ее основных научных понятий, проанализированы основные аспекты данного процесса. На основе теоретико-методологических подходов, предложенных Д. Мидом, Д. Морено, Т. Парсонсом", Я. Щепаньским и др. было проведено большое число конкретных социологических исследований адаптации личности и социальных групп к различным социальным обстоятельствам.
В российской социологической науке проблемами социальной адаптации личности продуктивно занимались А.И. Зотова, И.К. Кряжева, И.С. Кон, Л.В. Корель, Л.Л. Шпак и др.
Следует отметить, что как западные, так и отечественные социологи процесс социальной адаптации личности рассматривали преимущественно в рамках теории социальных ролей как процесс приспособления индивида к предписанным общественным нормам и ролям. Большинство исследователей подчеркивают активный характер процесса адаптации личности. В их работах обосновано положение о том, что процесс социальной адаптации выступает как средство для становления и развития личности. Несмотря на то, что в науке до сих пор не выработано единой общепризнанной трактовки понятия социальная адаптация личности, основной смысл данного процесса все вышеперечисленные авторы, принадлежащие к различным социологическим школам, видят в достижении соответствия между субъектом и окружающей его социальной средой.
Отдельное место среди названных проблем занимают вопросы осуществления прав, свобод, а также обязанностей иностранных студентов, пребывающих либо проживающих на территории России.
В зарубежной литературе проблемы адаптации нашли свое отражение в работах таких авторов, как Брейн, Бочнер, Дэвид, Гюллахон, Коелхо, Паркер, Шилд, Дэйтч, Дю Боис, Люсгаард, Хоррис, Севелл и Дэвидсон, Скотт, Мертон, Шеллтиз и Коок, Чаттук, Мичлер, Ламберт, Бресслер, Беппет, Рассен, Клайнберг, Халл и др. В работах зарубежных авторов раскрыт целый ряд психологических проблем, касающихся социально-психологических факторов адаптации иностранных студентов к социальным и культурным различиям в таких странах, как США, Англия, Австралия, Индия и Германия.
В то же время проблемы формирования эффективных социально-правовых механизмов защиты иностранных студентов в Российской Федерации практически не исследованы и поэтому данное исследование предполагает восполнить этот пробел на примере вузов г. Барнаула.
Объектом исследования является социально-правовая защита иностранных студентов в РФ.
Предметом выступает социально-правовой механизм защиты иностранных студентов, на примере вузов г. Барнаула.
Целью исследования является выделение и изучение механизмов социально-правовой защиты иностранных студентов в вузах г. Барнаула.
Указанная цель определила решение следующих задач:
1. Рассмотреть основные методологические подходы к изучению механизма защиты иностранных студентов в социологии
2. Проанализировать нормативные основания социально-правовой защиты иностранных студентов в РФ.
3. Разработать методику эмпирического социологического
исследования механизмов защиты иностранных студентов в современной России (на примере вузов г. Барнаула).
4. Проанализировать эффективность социально-правового механизма защиты иностранных студентов в г. Барнауле.
5. Определить пути совершенствования социально-правового механизма защиты иностранных студентов ( на примере вузов г. Барнаула).
Гипотезы исследования:
1. Адекватным подходом к исследованию механизма защиты иностранных студентов является сочетание теории регулирования социально¬правовых систем, структур , а также социального обмена. Кроме того, остаются актуальными междисциплинарные подходы (социально¬правовой, социально-психологический и социально-педагогический).
2. Предполагается, что нормативно-правовая база защиты иностранных студентов в РФ на сегодняшний день недостаточно прописано и имеет противоречивый характер.
3. Допускается, что адекватной методикой эмпирического
социологического исследования механизма защиты иностранных студентов может стать сочетание количественных (анкетирование) и качественных методов (экспертный опрос).
4. Можно предположить обнаружение недостаточной эффективности нормативно-правовых норм и социальных служб, как социально-правовых механизмов защиты иностранных студентов в г. Барнауле.
Теоретико-методологическая база работы.
В работе использован междисциплинарный (социология, социальная психология, антропология, культурология , педагогика) подходы к исследованию социально-правовой защиты иностранных студентов.
Эмпирическая база работы.
В работе предлагается методика эмпирического социологического исследования социально-правового механизма защиты иностранных студентов, а также анализируется эффективность социально-правовой защиты иностранных студентов и российских студентов, обучающихся в ВУЗах г. Барнаула.
Методы исследования.
В работе используются общенаучные методы исследования, такие как анализ, синтез и сравнение, а также методы эмпирического социологического исследования: методы анкетного опроса и экспертного опроса, а также метод анализа статистических данных.
Структура работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Интенсификация и углубления международных отношений, в том числе и образовательных контактов, сотрудничество в области образования является важнейшей и актуальной задачей многих стран, особенно в наше время. Так как именно обучению и воспитанию молодежи принадлежит существенная роль в процессе духовного сближения народов, интеграции мирового сообщества.
Теоретическая значимость работы заключена в том, что формулируемые в ней обобщения и выводы существенным образом расширяют теоретические знания по пробелам конституционно-правовой теории свобод человека и гражданина, правового статуса иностранных студентов на территории Российской Федерации, социально-правового механизма защиты иностранных студентов. Ряд положений и выводов выпускной квалификационной работы обладает элементом научной новизны, развивая, таким образом, соответствующие разделы конституционного права:
1. Правовое положение иностранных студентов отличается от правового положения граждан Российской Федерации;
2. Предложены наиболее целесообразные критерии классификации иностранных студентов;
3. Выработана дефиниция понятия «социально-правовой механизм защиты иностранных студентов в Российской Федерации»;
Практическое значение проведенного исследования состоит в возможности использовать полученные выводы, а также исследовательский инструментарий:
1. В правотворческой деятельности с целью совершенствования законодательства о правовом положении и о порядке пребывания (проживания) иностранных студентов на территории Российской Федерации;
2. В практической деятельности органов государственной власти по организации пребывания иностранных студентов на территории Российской Федерации и в соответствующих прикладных научных изысканиях;
3. В учебном процессе, преподавания учебных курсов «Конституционное право России и зарубежных стран», «Обеспечение прав человека в деятельности органов внутренних дел», в профессиональной подготовке и переподготовке кадров государственных, муниципальных, правоохранительных органов, а также социальных служб.
В современном мире развиваются межгосударственные образовательные связи, увеличивается количество молодых людей, желающих получить образование в другой стране. В такой ситуации все более актуальной становится проблема социальной адаптации и межкультурного взаимодействия иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения. Перед принимающей стороной всегда стоит задача оптимизации жизни и учебы иностранных студентов, которые проходят через сложный процесс адаптации к новым условиям их жизнедеятельности. Успешность обучения иностранных студентов в России, уровень их профессиональной подготовки в значительной степени зависит от социальной адаптации студентов в стране пребывания.
Следует отметить, что даже при самых благоприятных условиях международных связей при вхождении в новую культуру, новую социо- коммуникативную и социобытовую среду у личности, как правило, возникают различного рода сложности и проблемы. Практика свидетельствует, что часто представители разных стран и культур очень мало знают друг о друге, руководствуются стереотипными представлениями, обладают недостоверной, а иногда и искаженной, негативной информацией о другой культуре и испытывают по отношению к ней предубеждения, что не может не сказаться на длительности и сложности их адаптации к иной социокультурной среде. Все это актуализирует проблему социальной адаптации иностранных студентов.
В рамках данного исследования был организован социологический опрос иностранных студентов, а также российских студентов, обучающихся в Алтайском государственном университете, Алтайском государственном Техническом университете и Алтайском государственном Медицинском университете по вопросу «Социально-правовая защита иностранных студентов».
В результате проведенного исследования было выявлено, что большинство опрошенных иностранных студентов осознают важность социально-правовой защиты , говорят о необходимости работы образовательных учреждения в данном направлении, а также улучшения сотрудничества Миграционной службы с иностранными студентами, но сами довольно часто не видят угроз для себя со стороны. У большинства иностранных респондентов нет четких представлений о том, что подразумевается под «Социально-правовым механизмом защиты иностранных студентов».
В результате экспертного опроса было выявлено, что все респонденты признают значимость «Социально-правового механизма защиты иностранных студентов».
ГУВД Алтайского края регулярно проводит рейды по студенческим общежитиям, чтобы выяснить, насколько защищены, не обижают ли друг друга и окружающих учащиеся региональных вузов: «ГУВД Алтайского края уделяет достаточно большое внимание безопасности студентов, в том числе иностранных. Работа строится по нескольким направлениям, одно из них - это проверки мест проживания студентов, общежитий и проведение рейдовых мероприятий. Задача - сбор информации, оценка ситуаций в общежитиях, ну и, соответственно, по результатам проверок, принятие соответствующих мер по укреплению правопорядка». А, также обеспечение безопасности непосредственно студентов. То есть получается комплексное решение вопросов, связанных с безопасностью учащихся.
Таким образом, в настоящее время в городе Барнауле наблюдаются определенные проблемы, связанные с работой механизмов правовой и социальной защиты иностранных студентов. Однако имеется и позитивный опыт взаимодействия различных заинтересованных лиц с целью повышения уровня социально-правовой защищенности студентов.
В рамках данного исследования были определены возможные направления совершенствования работы по социально-правовой защите иностранных студентов, обучающихся в городе Барнауле.
Проблема социальной адаптации и межкультурного взаимодействия иностранных студентов, обучающихся в российских вузах, как с научно-теоретической, так и с практической точек зрения. Перед принимающей стороной всегда стоит задача оптимизации жизни и учебы иностранных студентов, которые проходят через сложный процесс адаптации к новым условиям их жизнедеятельности. Успешность обучения иностранных студентов в России, уровень их профессиональной подготовленности и адаптированости - направлен наш проект.
1. Авакьян С.А. Конституционное право России. В 2 тт. М., 2011. Т. 1.
2. Богданова М.А. Международная аккредитация: всесторонняя оценка качества / Армавирский лингвистический социальный институт. URL: http://expert-nica.ru/library/ sbornik2013/I%20part/Bogdanova%20MA.pdf
3. Бекмаханова К.Е. Адаптация иностранных студентов. М. - 2013. - 285
4. Владимиров А.И. О международных связях. М. : ООО «Издательский дом Недра», 2010.
5. Валеев Р.М. Международная и внутригосударственная защита прав человека: Учебник. - М.: Статут, 2011. - 512 с.
6. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 2009.
7. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно - правового статуса: Лекция. - Омск: Юридический институт МВД России. - 2013 - 12 с.
8. Герасименко Ю.В., Залевский Л.А. Конституционно-правовой статус лиц, не являющихся гражданами России: проблемы теории и практики. Омск, 2009.
9. Джейсон Э. Лэйн., Кевин Кинсер Пять моделей международного филиала кампуса как объекта собственности // Ежеквартальный журнал центра международного высшего образо-вания (Бостон колледж, США). URL: http: //www.ihe.nkaoko .kz/archive/298/2537/
10. Дмитриев Ю.А., Корсик К.А. Правовое положение иностранцев в Российской Федерации. М., 2011.
11. Домбровецка Гражина. Особенности учебной самоорганизации иностранных студентов. Авт. дисс. канд. пед. наук. Л., 1987. - 16 с.
12. Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов (ETS N 93) (Страсбург, 24.11.1977).
13. Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-I "О вынужденных переселенцах"// текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 427
14. Загорулько Е. Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации // Право и жизнь. 2011. № 12. С. 37-50.
15. Иванова М.А., Титкова Н.А. Социологический портрет иностранного студента первого года обучения в вузе. СПб, НПО ЦКТИ, 1993. - 62 с.
16. Иванова М.А., Трусов В.П., Шаглина Н.Д. Анализ описательных моделей адаптации иностранных учащихся. Деп. в НИИ ВШ 18.12.85, № 1164-8.
17. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. М., 2009. С. 46-47.
18. Козлова Е.И., Кутафин О.Е.. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2015- 554 с.
19. Кочуков Т.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации: Автореф. дисс. канд. юрид наук. М.: Моск. гос. юрид. академия, 2004.
20. Кравченко А.И. Основы социологии: учебное пособие. - М., 1997. -441 с.
21. Куракин А.В. К вопросу об административной ответственности иностранных граждан и лиц без гражданства как специальных субъектов административного права. // Юрист. - 1999. - №9.- С. 51 - 53.
22. Knight J. Updating the Definition of Internationalization // International Higher Education. The Boston College Center for International Higher Education. 2003. №
33. Р. 2-3.
23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) от 12 декабря 1993 г. (в ред. от 05 февраля 2014 г. № 2 -ФКЗ)// Российская газета 2014. -№ 27
...