Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: подростки (10 девушек и 10 юношей в возрасте от 13 до 15 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУЛЛИНГА В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ 4
1.1Возрастные и психолого-педагогические особенности подросткового возраста 4
1.2 Буллинг как феномен целенаправленного (девиантного) агрессивного поведения в подростковом возрасте 7
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗА КИНОЗЛОДЕЯ У ПОДРОСТКОВ НАХОДЯЩИХСЯ В СОСТОЯНИИ БУЛИНГА 18
2.1. Эмпирическое исследование психологических особенностей личности, склонной к буллингу или находящейся в состоянии буллинга 18
2.2 Исследование восприятия испытуемыми кинозлодеев в состоянии буллинга 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Такое явление, как травля в школе часто встречается и в нашей стране, и в других государствах. Иначе это явление можно назвать «буллингом», что с английского переводится как «запугивание». В данное понятие включается и физическое насилие, и психологическое, и словесная агрессия, и ситуации избегания, изоляции жертвы, травля в интернете, называемая кибербуллинг, и так далее. В результате проведения теоретического анализа ряда статей и научных исследований, было обнаружено, что с проблемой агрессии детей подросткового возраста общество знакомо давно, а конкретно как буллинг она начала рассматриваться лишь в последнее время. С учетом этого мы проанализировали научную литературу, чтобы обобщить все положения в единую систему. При этом важным является то, что на формирование вероятности возникновения буллинга может оказывать прямое влияние окружающая информационная среда, например кинематограф.
Объектом исследования является буллинг в школьной среде.
Предметом исследования является восприятие образа кинозлодея у подростков, находящихся в состоянии буллинга.
Целью работы является анализ восприятия образа кинозлодея у подростков, находящихся в состоянии буллинга.
Цель работы определила ряд задач, среди которых:
Изучить теоретические аспекты буллинга в школьной среде;
Провести эмпирическое исследование восприятия образа кинозлодея у подростков, находящихся в состоянии буллинга
Гипотезы:
1. Уровень толерантности личности влияет на подверженность человека восприятия зла и агрессии.
2. Основным аспектом подверженности личности буллингу являются ее психологические особенности, в том числе определенный уровень толерантности, присущий личности, самооценка и другие характеристики.
Методологической базой исследования являются такие методы, как: метод анализа, синтеза, обобщения, аналогий.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования в дальнейшей разработке путей минимизации проявления буллинга в школьной среде.
Структура работы. Работа включает в себя две главы, введение, заключение, список использованных источников.
Проблема буллинга в подростковом возрасте крайне актуальна в настоящее время и должна решаться комплексно и целенаправленно. Ситуация школьной травли существует уже давно, но исследования в данной области проводятся относительно недавно. В подростковом возрасте эта проблему ощущается острее, так как ведущей деятельностью в данном возрасте является интимно-личностное общение со сверстниками, а неприятие, изоляция, отчуждение и травля ведет за собой негативные последствия. В подростковом возрасте школьная травля очень остро переживается подростками, особенно человеком оказавшимся «жертвой» в этих обстоятельствах. Негативные последствия сказываются не только в момент травли, но и в дальнейшем, на протяжении жизни. Некоторые крайне опасные случаи буллинга могут привести к суициду со стороны «жертвы» травли или приобретают форму организованной преступности со стороны «обидчиков».
Проведенные эмпирические исследования показали, что среди подростков выявлено 30 % с завышенной самооценкой, 18% с заниженной самооценкой; 60 % испытуемых проявили себя как личности с высоким уровнем агрессивности и враждебности, 40 % - с низким уровнем агрессивности и враждебности. При определении уровня толерантности испытуемых подростков выявлено, что среди них: 45 % - с низким уровнем толерантности, 30 % - с высоким и 25 % - со средним уровнем толерантности.
Психологические особенности личности, такие, как уровень агрессивности и уровень враждебности, влияют на отношение к кинозлодеям. Уровень толерантности личности на определяют склонность личности к проявлению зла и агрессии.