Управление формированием и распространением имиджа высшего образовательного учреждения (на примере ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»)
|
Введение 3
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению имиджа образовательного учреждения высшего образования 10
1.1. Теоретические основы определения структуры имиджа образовательного
учреждения высшего образования 10
1.2. Механизмы формирования и распространения имиджа образовательного
учреждения высшего образования 20
1.3. Методические и организационные основы проведения исследования по
управлению формированием имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» 33
Глава II. Оптимизация управления формированием и распространением имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» 37
2.1. Особенности организации имиджевой работы в ФГБОУ ВО «Алтайский
государственный университет» 37
2.2. Особенности восприятия и оценки имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» участниками образовательного процесса .... 40
2.3. Рекомендации, основанные на расчете интегральных и частных индексов
компонентов имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», в том числе малого предпринимательства 109
Заключение 119
Список литературы 122
Приложение 1 131
Приложение 2 141
Приложение 3 147
Приложение 4 153
Глава I. Теоретико-методологические подходы к изучению имиджа образовательного учреждения высшего образования 10
1.1. Теоретические основы определения структуры имиджа образовательного
учреждения высшего образования 10
1.2. Механизмы формирования и распространения имиджа образовательного
учреждения высшего образования 20
1.3. Методические и организационные основы проведения исследования по
управлению формированием имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» 33
Глава II. Оптимизация управления формированием и распространением имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» 37
2.1. Особенности организации имиджевой работы в ФГБОУ ВО «Алтайский
государственный университет» 37
2.2. Особенности восприятия и оценки имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» участниками образовательного процесса .... 40
2.3. Рекомендации, основанные на расчете интегральных и частных индексов
компонентов имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», в том числе малого предпринимательства 109
Заключение 119
Список литературы 122
Приложение 1 131
Приложение 2 141
Приложение 3 147
Приложение 4 153
Реформирование образовательной системы России в начале XXI века вывело высшие образовательные учреждения на принципиально новый уровень функционирования. Определяя современный статус и перспективы развития высших профессиональных учреждений, существуют вызовы, которые обусловлены конкуренцией. Поэтому учебные заведения должны доказывать свою уникальность и превосходство над другими аналогичными учебными структурами.
Каждый вуз обладает своим уникальным имиджем и репутацией, которые могут иметь как положительную, так и отрицательную окраску, но на сегодняшний день высшие профессиональные учебные заведения сталкиваются со сложностями в отношении привлечения новых студентов, так как современному вузу необходимо подстраиваться под быстро меняющиеся условия, готовить востребованных высококвалифицированных специалистов и иметь позитивный имидж в глазах широкой общественности.
Конечно, советские, а затем и российские высшие учебные заведения формировали и продвигали собственный имидж, но на отечественном рынке образовательных услуг мы не найдем эффективных решений в данном направлении, которые можно было бы применить в современных условиях. Из-за того, что имиджевая работа в основном ведется на основании здравого смысла, без необходимой теоретической и эмпирической базы, но не приводит к запланированным результатам.
Степень научной разработанности темы. Исследованиям имиджа вуза, его формированию посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. В исследованиях проблема имиджа рассматривается с позиции психологии (А.Н. Леонтьев, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Р.Ф. Ромашкина, А.П. Федоркина) либо социальной психологии (Г.М. Андреева, С.В. Кузьмина, Е.Б. Кликунов Е.А. Орлова, О.И. Пантюшина).
Социальные аспекты изучения имиджа вуза представлены в исследованиях И.А. Алехиной, Е.В. Змановской, A.C. Ковальчук, А.Ю. Кошмарова, Е.А. Петровой, Е.Б. Перелыгиной, М.С. Пискунова, Г.Г. Сорокиной, О.Ю. Сукиной, И.А. Федорова, В.В. Шепель и других авторов.
Однако нам представляется, что такая группировка не отражает всего разнообразия публикаций по исследуемой проблеме. В частности, имеется класс работ, в которых исследуется предельно широкий круг вопросов, в том числе предлагаются и обсуждаются подходы к определению имиджа вуза (Е.А. Блажнов, Д. Доти, И.М. Синяева, В.Д. Шкардун, O.A. Феофанов и др.); структуры имиджа вуза, методы его формирования (публикации И.В. Алешиной, Э. Аронсона, Г.В. Атаманчук, К. Бабича, Ж. Бодуана, Е.П. Голубкова, С.Е. Кашницкого, Ю. Керсновской, А.И. Коханенко, C.B. Пономарева, Э.Р. Пратканиса, В.П. Роджерсона, С.Н. Текучевой, М.В. Томиловой, В.П. Шейнова, В.Д. Шкардун).
В диссертационных исследованиях и публикациях Т.Е. Алайбы, E.H. Заборовой, Е.М. Евсеевой, О.И. Поповой и других авторов рассмотрены различные аспекты проблемы имиджа в образовании.
Итак, можно говорить о том, что высокий исследовательский интерес, который выразился достаточно в большом количестве публикаций, подтверждает актуальность проблемы в формировании и распространении имиджа высших учебных заведений. Также необходимо отметить, что проблемы современного образования, которые связаны с его модернизацией и развитием в современных условиях изучены не в полной мере. Одной из недостаточно исследованных проблем, на наш взгляд, является проблема развития и взаимодействия вузов в условиях рыночной конкуренции, с практическим решением которой неразрывно связан вопрос формирования и поддержания эффективного имиджа.
Каждый вуз обладает своим уникальным имиджем и репутацией, которые могут иметь как положительную, так и отрицательную окраску, но на сегодняшний день высшие профессиональные учебные заведения сталкиваются со сложностями в отношении привлечения новых студентов, так как современному вузу необходимо подстраиваться под быстро меняющиеся условия, готовить востребованных высококвалифицированных специалистов и иметь позитивный имидж в глазах широкой общественности.
Конечно, советские, а затем и российские высшие учебные заведения формировали и продвигали собственный имидж, но на отечественном рынке образовательных услуг мы не найдем эффективных решений в данном направлении, которые можно было бы применить в современных условиях. Из-за того, что имиджевая работа в основном ведется на основании здравого смысла, без необходимой теоретической и эмпирической базы, но не приводит к запланированным результатам.
Степень научной разработанности темы. Исследованиям имиджа вуза, его формированию посвящено большое количество работ как отечественных, так и зарубежных авторов. В исследованиях проблема имиджа рассматривается с позиции психологии (А.Н. Леонтьев, А.Ю. Панасюк, Е.Б. Перелыгина, Р.Ф. Ромашкина, А.П. Федоркина) либо социальной психологии (Г.М. Андреева, С.В. Кузьмина, Е.Б. Кликунов Е.А. Орлова, О.И. Пантюшина).
Социальные аспекты изучения имиджа вуза представлены в исследованиях И.А. Алехиной, Е.В. Змановской, A.C. Ковальчук, А.Ю. Кошмарова, Е.А. Петровой, Е.Б. Перелыгиной, М.С. Пискунова, Г.Г. Сорокиной, О.Ю. Сукиной, И.А. Федорова, В.В. Шепель и других авторов.
Однако нам представляется, что такая группировка не отражает всего разнообразия публикаций по исследуемой проблеме. В частности, имеется класс работ, в которых исследуется предельно широкий круг вопросов, в том числе предлагаются и обсуждаются подходы к определению имиджа вуза (Е.А. Блажнов, Д. Доти, И.М. Синяева, В.Д. Шкардун, O.A. Феофанов и др.); структуры имиджа вуза, методы его формирования (публикации И.В. Алешиной, Э. Аронсона, Г.В. Атаманчук, К. Бабича, Ж. Бодуана, Е.П. Голубкова, С.Е. Кашницкого, Ю. Керсновской, А.И. Коханенко, C.B. Пономарева, Э.Р. Пратканиса, В.П. Роджерсона, С.Н. Текучевой, М.В. Томиловой, В.П. Шейнова, В.Д. Шкардун).
В диссертационных исследованиях и публикациях Т.Е. Алайбы, E.H. Заборовой, Е.М. Евсеевой, О.И. Поповой и других авторов рассмотрены различные аспекты проблемы имиджа в образовании.
Итак, можно говорить о том, что высокий исследовательский интерес, который выразился достаточно в большом количестве публикаций, подтверждает актуальность проблемы в формировании и распространении имиджа высших учебных заведений. Также необходимо отметить, что проблемы современного образования, которые связаны с его модернизацией и развитием в современных условиях изучены не в полной мере. Одной из недостаточно исследованных проблем, на наш взгляд, является проблема развития и взаимодействия вузов в условиях рыночной конкуренции, с практическим решением которой неразрывно связан вопрос формирования и поддержания эффективного имиджа.
Имидж высшего профессионального заведения - это система представлений как о внешних, так и о внутренних его характеристиках. Подход Г.Д. Костиной, Н.К. Моисеевой и Н.Н. Пискуновой описывает имидж высшего профессионального образования как устойчивый образ, обладающий определенными характеристиками и оказывающий влияние определенной направленности на сознание представителей целевых групп, потребляющих образовательный продукт.
Одним из действующих механизмов по формированию эффективного имиджа высшего профессионального учреждения является система маркетинговых коммуникаций, которая включает собственную систему целевой подачи информации аудитории о своей репутации, достижений, предлагаемых образовательных услугах и проводимых специальных мероприятиях, которые охватывают всех участников образовательного процесса.
Разработанная методика диссертационного исследования,
дифференцированная по разным участникам образовательного процесса, позволила рассмотреть особенности имиджевой работы в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» как и с внешней, так и с внутренней стороны.
Что касается особенностей организации имиджевой работы в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», то мы видим, что имиджевая работа ведется активно в университете. Достаточно много структурных подразделений включены в имиджевую политику : Управление информацией и медиакоммуникацией, оно отвечает непосредственно за формирование позитивного мнения об Университете и взаимодействию со СМИ, Управление по рекрутингу абитуриентов в основном является площадкой, которая позволяет школьникам знакомиться с Университетом, с помощью различных олимпиад, проведения дня открытых дверей, а также реализуется подготовка к итоговой аттестации, Управление кадров, которое осуществляет разработку и реализацию кадровой политики в Университете, Отдел качества и стратегии развития образования отвечает за внутри вузовскую систему качества образования, Управление воспитательной и внеучебной работы, отвечает в основном за студенческую жизнь, а также за организацию различных общественных мероприятий, Управление по работе с предприятиями и организациями и трудоустройству выпускников содействует занятости выпускников Университета, а также оказывает помощь молодым специалистам на рынке труда. Однако, имиджевая работа строится не в полной мере, так перечисленные выше структурные подразделения слабо взаимодействуют друг с другом.
При оценке имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» разными участниками образовательного процесса, было выявлено, что больше половины выпускников школ планируют поступать в АлтГУ, для них вуз является престижным, а также он обеспечивает высокое качество подготовки. При оценке компонентов имиджа Университета, мы можем сделать вывод о том, что высоко оценивают респонденты качество услуг вуза и его фирменный стиль, меньше школьники оценивают такие компоненты, как стоимость обучения и удобство местоположения вуза.
Анализ индексов компонентов имиджа Алтайского государственного университета показывает достаточно высокие оценки среди студентов, преподавателей и сотрудников вуза, которые касаются внешнего и бизнес имиджа вуза - это и значимость для региона, участие в общественных движениях, международное сотрудничество. Также особенно респонденты выделяют официальный сайт университета и его символику. Но, когда респонденты оценивают внутренние составляющие имиджа и социальные, то здесь мы видим, что опрошенные недовольны деятельностью университета в этих сферах. Преподавателей и сотрудников не устраивает их заработная плата в вузе, они не чувствуют себя социально защищенными. Студентам хотелось бы, чтобы их трудоустраивали по специальности по окончании обучения. Все опрошенные отмечают, что дизайн внутренних помещений и учебных аудиторий не соответствует современным стандартам. А в учебных корпусах нет доступной среды для обучения лицам с ограниченными возможностями.
В результате диссертационного исследования были выявлены следующие недостатки в имиджевой работе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»: нехватка информации выпускникам школ о правилах поступления и подачи заявления в вуз, а также наличии бюджетных мест; недовольство дизайном и оснащенностью внутренних помещений и общежития всеми участниками образовательного процесса; преподаватели и сотрудники вуза не устраивает их заработная плата; отсутствие кафе (столовой) в общежитиях вуза; отсутствие структурного подразделения, которое бы в полной мере отвечало за имиджевую политику Университета. И чтобы устранить данные недостатки, мы предлагаем следующие рекомендации:
1. Управлению по рекрутингу абитуриентов - больше уделать внимания при проведении профориентации в школах, а также на официальном сайте о правилах поступления и подачи заявления в вуз, наличии бюджетных мест и трудоустройстве выпускников.
2. Управлению кадров - повысить оклады профессорско- преподавательскому составу, а также сотрудникам вуза.
3. Управлению правового обеспечения - осовременить дизайн внутренних помещений и общежития, построить кафе или столовую в общежитии.
4. Создать структурное подразделение, которое будет отвечать за имиджевую работу АлтГУ
Одним из действующих механизмов по формированию эффективного имиджа высшего профессионального учреждения является система маркетинговых коммуникаций, которая включает собственную систему целевой подачи информации аудитории о своей репутации, достижений, предлагаемых образовательных услугах и проводимых специальных мероприятиях, которые охватывают всех участников образовательного процесса.
Разработанная методика диссертационного исследования,
дифференцированная по разным участникам образовательного процесса, позволила рассмотреть особенности имиджевой работы в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» как и с внешней, так и с внутренней стороны.
Что касается особенностей организации имиджевой работы в ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет», то мы видим, что имиджевая работа ведется активно в университете. Достаточно много структурных подразделений включены в имиджевую политику : Управление информацией и медиакоммуникацией, оно отвечает непосредственно за формирование позитивного мнения об Университете и взаимодействию со СМИ, Управление по рекрутингу абитуриентов в основном является площадкой, которая позволяет школьникам знакомиться с Университетом, с помощью различных олимпиад, проведения дня открытых дверей, а также реализуется подготовка к итоговой аттестации, Управление кадров, которое осуществляет разработку и реализацию кадровой политики в Университете, Отдел качества и стратегии развития образования отвечает за внутри вузовскую систему качества образования, Управление воспитательной и внеучебной работы, отвечает в основном за студенческую жизнь, а также за организацию различных общественных мероприятий, Управление по работе с предприятиями и организациями и трудоустройству выпускников содействует занятости выпускников Университета, а также оказывает помощь молодым специалистам на рынке труда. Однако, имиджевая работа строится не в полной мере, так перечисленные выше структурные подразделения слабо взаимодействуют друг с другом.
При оценке имиджа ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» разными участниками образовательного процесса, было выявлено, что больше половины выпускников школ планируют поступать в АлтГУ, для них вуз является престижным, а также он обеспечивает высокое качество подготовки. При оценке компонентов имиджа Университета, мы можем сделать вывод о том, что высоко оценивают респонденты качество услуг вуза и его фирменный стиль, меньше школьники оценивают такие компоненты, как стоимость обучения и удобство местоположения вуза.
Анализ индексов компонентов имиджа Алтайского государственного университета показывает достаточно высокие оценки среди студентов, преподавателей и сотрудников вуза, которые касаются внешнего и бизнес имиджа вуза - это и значимость для региона, участие в общественных движениях, международное сотрудничество. Также особенно респонденты выделяют официальный сайт университета и его символику. Но, когда респонденты оценивают внутренние составляющие имиджа и социальные, то здесь мы видим, что опрошенные недовольны деятельностью университета в этих сферах. Преподавателей и сотрудников не устраивает их заработная плата в вузе, они не чувствуют себя социально защищенными. Студентам хотелось бы, чтобы их трудоустраивали по специальности по окончании обучения. Все опрошенные отмечают, что дизайн внутренних помещений и учебных аудиторий не соответствует современным стандартам. А в учебных корпусах нет доступной среды для обучения лицам с ограниченными возможностями.
В результате диссертационного исследования были выявлены следующие недостатки в имиджевой работе ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет»: нехватка информации выпускникам школ о правилах поступления и подачи заявления в вуз, а также наличии бюджетных мест; недовольство дизайном и оснащенностью внутренних помещений и общежития всеми участниками образовательного процесса; преподаватели и сотрудники вуза не устраивает их заработная плата; отсутствие кафе (столовой) в общежитиях вуза; отсутствие структурного подразделения, которое бы в полной мере отвечало за имиджевую политику Университета. И чтобы устранить данные недостатки, мы предлагаем следующие рекомендации:
1. Управлению по рекрутингу абитуриентов - больше уделать внимания при проведении профориентации в школах, а также на официальном сайте о правилах поступления и подачи заявления в вуз, наличии бюджетных мест и трудоустройстве выпускников.
2. Управлению кадров - повысить оклады профессорско- преподавательскому составу, а также сотрудникам вуза.
3. Управлению правового обеспечения - осовременить дизайн внутренних помещений и общежития, построить кафе или столовую в общежитии.
4. Создать структурное подразделение, которое будет отвечать за имиджевую работу АлтГУ
Подобные работы
- Формирование имиджа ВУЗа
(на примере Алтайского государственного университета)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Организация продвижения интернет-порталов аграрных университетов (Экономика АПК, Алтайский Государственный Аграрный Университет)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 2100 р. Год сдачи: 2019 - ПРОЕКТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ МЕЖДУНАРОДНОГО
МОЛОДЕЖНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
(НА ПРИМЕРЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Внутрикорпоративное издание в деятельности высшего учебного заведения (на примере газеты Алтайского государственного университета «За науку»)
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2022 - Разработка визуальной стилистики рекламной кампании
(на примере АлтГУ)
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Магистерская диссертация, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4865 р. Год сдачи: 2017 - Антикоррупционные стандарты в сфере противодействия коррупции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019





