Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Церковь и государство: характер взаимодействия

Работа №91669

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

гражданское право

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
66
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Исторические аспекты взаимодействия церкви и государства >••••••••••• >>• >••••••••••• >>• >••••••••••• >>• >••••••••••• >•••••^8
Глава 2. Правовое регулирование взаимоотношений церкви и государства в Российской Федерации 19
Глава 3. РПЦ И Государство: правовые аспекты взаимодействия 25
Глава 4. Отношение к религии и нравственности 42
Глава 5. Религия и нравственность в секулярном мире 47
Глава 6. Взаимоотношения церкви и государства на современном этапе
российской истории 53
Заключение 72
Список литературы 74

В истории отношений государства и церкви немало драматических страниц: соперничества и открытого противоборства, стремления церковной власти подчинить себе государственную власть и борьба государства за выход из-под влияния и контроля церкви.
Соотношение светской и церковной властей красной нитью проходит через историю многих государств. Эта идея послужила основой для разработки различных философских теорий, модификации общественных представлений о социальных функциях религиозной идеологии. В последнее время влияние церкви, религиозности, религиозных норм и ценностей на жизнь общества в постсоциалистических государствах заметно увеличилось. Это объясняется в известной мере существенным изменением условий жизнедеятельности и подходом к религии как важнейшей интегрирующей силе и фактору духовно-нравственного возрождения народа.
По опросам ФОМ, проводимым с 2016 г., доля православных в России колеблется в рамках 53-60%, мусульман - 15-19%. Не считают себя верующими - 20-31%; однако, никогда не молится половина россиян, т.е. и часть тех, кто назвал себя православным. По последнему опросу, проведённому в марте 2016 г., православных - 61%, мусульман - 19%,
неверующих - 20%. При этом 63% поддерживают введение изучения
"истории религий" в школе, а 14% - против этого. Однако считают, что это должен быть обязательный предмет только 21%, большинство полагает, что он должен быть факультативным.
Согласно проведённому в апреле 2016 г. опросу, 29% полагают, что православие1 должно стать государственной религией России, а 53% поддерживают отделение Церкви от государства. Даже среди православных сторонников светского государства больше (46% против 37%).
Патриарх2 Московский и всея Руси Кирилл надеется, что при нынешнем президенте России сохранятся партнерские отношения между Русской православной церковью и государством.
"Мы надеемся, что партнерские отношения будут и дальше
осуществляться, при смене руководства", - сказал патриарх.
По словам Кирилла, "Церковь отделена от государства, но Церковь не может быть отделена от общества, потому что народ и составляет Церковь".
Предстоятель отметил, что многие вопросы Церкви и государству сегодня приходится решать совместно - и в социальной области, и в сохранении памятников, и в сохранении межнационального мира и согласия между разными слоями нашего общества.
Неоязычество и терроризм - одни из главных губительных явлений современности. Знак равенства между этими двумя понятиями поставил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В соответствии с этим заявлением определено стратегическое направление работы РПЦ. "Голос Церкви со словом о Христовой любви должен зазвучать с особой силой, особенно в военной среде, чтобы дать человеку, носящему погоны, дополнительную опору в его служении, пока к нему не придет осознание, что это опора главная и вечная", - считает выступивший вслед за патриархом руководитель синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении мы пришли к мнению, что правовые и религиозные нормы имеют большое значение для общества и государства. Они имеют определенные сходства между собой и определенные различия. Религия обозначает положение человека во вселенной, которое определяет смысл его существования, а право рассматривает только отношения людей между собой. Можно привести много примеров, показывающих насколько меньше влияет правосознание на человека, чем религия. Человек, обладающий должным уровнем правосознания, вполне может переступить какие-либо законы в своих интересах, будучи уверенным в том, что избежит наказания. Религиозный человек по-другому смотрит на это: нарушая законы, заповеди, моральные принципы он вредит своей душе, лишает себя благодати. То есть: Религия даёт строго дифференцируемую систему ценностей, меняет мироощущение человека. Право не влияет на внутреннюю жизнь человека, а лишь регулирует его внешние сношения. Так же и религиозные и правовые нормы являются правилами поведения людей и имеют обязательное значение для них.
История взаимоотношений Церкви и государства непроста и насыщена столкновениями. Главным признаком религии является вера в сверхъестественное, в чудо и поклонение ему. Последователи религии недаром именуются верующими. Признаётся непознаваемость Бога и ряда догм, таких, например, как “Святая Троица”. Впрочем, непознаваемыми провозглашаются и глубинные тайны бытия.
Государство же исходит из признания познаваемости мира и всех его явлений. Её отождествляют со знанием, основанным на достоверных, истинных сведениях о природе, обществе, человеке и его мышлении. Государство низводит все непознанное, сверхъестественное, чудесное к научно обоснованному. С этой позиции чудо - порождение слепой веры. Ученые нередко повторяют высказывание Д. Дидро: “Чем больше верят, тем больше чудес”.
Религиозная вера основана на чувстве, на интуиции, научная деятельность - на рассудочности, на правилах логики: установление достоверных фактов, поиск информации, выяснение действительных, естественных условий и причин очередной загадки природы. Религиозный опыт приобретается молениями и иными культовыми переживаниями.
Религия обращена к субъективной сфере человеческого бытия, осваивает мир и себя через культовые действия, сокровенные религиозные переживания. Верующий обозревает мир природы сквозь призму культа, и в этом видении мир окрашивается мистическим чувством. Более того, этот способ мировосприятия понуждает верующего искать Бога в себе, в своём духовном мире.
Отмеченные различия и противоречия между религией и государством ещё более резки в истории их взаимоотношений. Разумеется, они не конкурировали на поле познания - религия не изучает мир, она объясняет и осваивает его, опираясь на верования. Столкновения между Церковью и государством были обусловлены тем, что открытия последнего нарушило ту картину мира, которая сложилась еще с донаучных времен на основе верований и “священных книг”.
В настоящее время созидательной духовной силой общества выступают традиционные религии. Голос в защиту семьи, нравственных ценностей, национальных интересов страны звучит со стороны Православия. Поддержание стабильности в Российской Федерации - это, во многом, заслуга традиционных религий. Цель государства в области отношений с религиозными организациями - не только прочный межрелигиозный мир и согласие, не только сохранение исторически сложившейся духовной самобытности, национальных духовных традиций.
Принцип отделения церкви от государства не значит, что государство должно отказываться от учета позитивного наследия и опыта традиционных религий, и тем более этот принцип не предполагает, что государство не имеет права сотрудничать с ними в решении социальных проблем.
Светскость государства нельзя понимать как полное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, как отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач. Напротив, этот принцип предполагает лишь определенное разделение сфер компетенции Церкви и власти, а также невмешательство их во внутренние дела друг друга.
Государство, которое задумывается о своем будущем, должно проводить такую политику в сфере отношений с религиозными объединениями, которая отвечала бы социальным реалиям и историческому опыту. Исполнение Церковью ее спасительной миссии в этом мире неизбежно служит благу личности и общества.
Будущее нашей страны во многом определяется и будет определяться ролью и местом в нашей жизни, Церкви, являющейся религией большинства и опорой российской государственности. Поэтому статус Русской Православной Церкви не только должен учитываться в политической и культурной жизни страны, но и в полной мере найти отражение в федеральных законах.
И так же можно отметить, что правовые нормы являются обязательными нормами в государстве. Религиозные обязательными не являются, но обеспечивают нравственность общества. Нравственность же влияет на поведение человека в обществе, что приводит к лучшему исполнению правовых норм людьми.


1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993.- М.: Юридическая литература, 2005. -64с.
2. Федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях», принятый 19 сентября 1997, с изменениями от 01.07.2011 № 169-ФЗ.
3. Федеральный Закон “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26.09.1997 // Российская газета, 1 октября. 1997. -59с.
4. Федеральный Закон “О свободе совести и религиозных объединениях”. -82с.
5. Федеральный Закон “О свободе совести и религиозных объединениях” от 26.09.1997 // Российская газета, 1 октября. 1997. -23с.
6. Закон РСФСР от 25 октября 1990 г. “О свободе вероисповеданий”. -41с.
7. Авакьян С.А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. -М., 1996 -33с.
8. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2010. -381с.
9. Алексеев С.С. Проблемы теории права: курс лекций: в 2 т. -М.: ДАНА, 2011. -293с.
10. Алексеев С.С. Государство и право, -М. 2006. -505с.
11. Аман И.В. Государство и церковь // Континент № 86 -103с.
12. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для юридических вузов и факультетов. -Изд. 2-е изм. и доп. -М., 2009. -290с.
13. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. - М., 2011. -331с.
14. Безуглов А.А. Беломестных, Л.Л. Конституционное право России. -М., 2010 -832с.
15. Беспалов Ю.Ф. Теория государства и права. Учебник. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. -932с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ