I. Колористика в дизайне прически: теоретические аспекты 8
1.1 Определение и сущность колористки 8
1.2 Колористка в дизайне прически 18
1.3 Современные тенденции колористки в дизайне прически 28
II. Разработка обучающего курса по основам колористики 42
2.1 Методы обучения колористке 42
2.2 SMM в популяризации искусства колористики 53
2.3 Проект онлайн-курса по колористике 63
Заключение 70
Список источников и литературы 72
Приложение 1 «Цветовые круги» 81
Приложение 2 «Материалы к видеоуроку «Основы колористики»» 83
Приложение 3 «Материалы к видеоуроку «Окрашивание в технике «контуринг»» 100
Приложение 4 «Материалы к видеоуроку «Авторская техника окрашивания «13 прядей»» 105
Актуальность исследования. Знание основополагающих принципов цветового воздействия на человека и их учет в профессиональной деятельности, в частности, дизайне прически, а также овладение закономерностями и принципами практического применения цвета является обязательным условием профессиональной деятельности стилиста- парикмахера. Это знание позволяет сформировать колористическую культуру, являющуюся базовой компетенцией для специалистов различных областей деятельности, связанных с дизайном. Современное парикмахерское искусство не может оставаться в стороне от тех тенденций в дизайне, которые возникают в современном обществе, в частности - особого внимания к колористике. Появление на рынке большого числа красителей для волос и методов окрашивания, а также возрастающие требования клиентов к профессиональному мастерству стилистов-парикмахеров - все это диктует важность поиска инновационных методов обучения колористке.
Степень разработанности исследуемой темы. Научная база, относящаяся к теме исследования, представляет собой обширный, но достаточно разрозненный материал, который условно можно разделить на ряд блоков.
Первая группа исследований направлена на определение и сущность колористки. Для понимания основ колористки полезны вышедшие в советский период отечественные издания, в частности, работы С.С. Алексеева, посвященные теории цвета. Так, в книге «О колорите» автор подчеркивает основную задачу своей работы, которая заключается в том, что колорит следует определять как систему цветов, которая «закономерна, обладает единством, целостностью, поэтому важно понять, чем обусловлено цветовое единство системы, в силу каких признаков она воспринимается едино-целостно» [13, с. 4]. В других работах С.С. Алексеев также рассматривает колорит в системе цветоведения. Теории восприятия цвета посвящены работы Н.Н. Волкова, М.В. Глазовой, В.С. Денисова и других авторов. Так, Н.Н. Волков, исследуя цвет в живописи, рассматривает не только объективные закономерности колорита, но и субъективные. Он отмечает, что «существует научная теория восприятия цвета» [22, с. 5]. Основам теории цвета, цветоведению, колористике посвящены работы И.В. Гете, Г.В. Беда, Т.А. Буймистру, А. Зайцева, И. Иттена, В.Ю. Медведева, Л.Н. Мироновой, Т.И. Наливиной, Е.В. Омельченко и других авторов. Из работ зарубежных авторов следует отметить исследование Р. Арнхейма «Искусство и визуальное восприятие», в котором автор, будучи психологом искусства, акцентирует экспрессивное воздействие цвета [16, с. 313]. Также Л. Бондс, Д. Джадд и Г. Вышицки, Г. Фриллинг и К. Ауэр, Г. Цойгнер и другие авторы исследовали колорит. В начале XXI века были изданы работы психологов, специалистов по цветовым решениям - М. Купера и А. Мэтьюза, которые разработали методику определения личного предпочтительного цветового профиля, позволяющего ощущать себя комфортно в любом пространстве [42]. Значительный интерес представляют работы современных авторов: В.П. Краснобородкина, М.О. Суриной, А.П. Тютюнникова и др. Теории психофизиологии цвета посвящены работы Б.А. Базыма, Г. Фрилинга и др.; теории психосемантики цвета - исследования П. В. Яньшина.
Особенности колористки в дизайне прически освещены в литературе, посвященной колористике в дизайне. Так, Т.А. Буймистру посвятила свою работу по колористике всем, кто имеет практическое отношение к нему, в том числе и парикмахерам, О.В. Ильина и К.Ю. Бондарева разработали учебное пособие по цветоведению и колористике. Все же современные тенденции колористки в парикмахерском искусстве слабо освещены в научной и методической литературе. Однако работы Ж. Агостона, И. Иттена, У.Ф. Пауэла, Л. Савахата, М. Уилкокса являются новаторскими в колористике. Так, швейцарский художник, крупнейший исследователь цвета в искусстве, ведущий преподаватель знаменитого Баухауза И. Иттен изложил основные законы цвета, разобрал закономерности цветовых контрастов, цветовой гармонии и цветового конструирования [36]. Значительную пользу в исследовании природы колорита представляют практико-ориентированные учебные пособия современных авторов: Т.А. Варгот, Е.В. Львовой, Р. Ормистона, А.В. Пахомовой и Н.В. Брызгова, а также монография экс¬директора Манселловской научной лаборатории по цвету Рочестерского технологического института Марка Фершильда «Модели цветового восприятия», в которой подробно, глубоко, при этом понятно для восприятия изложена теория цвета [72]. Также представляют определенную пользу работы современных авторов, в которых отражены актуальные тенденции в колористике, в частности, в перманентном окрашивании волос, в блондировании и мелировании.
Инновационные методы обучения колористке рассмотрены в работах М.О. Суриной и А.А. Сурина, в которых авторы описывают историю систем и методов обучения цвету [68; 69]. Имеются отдельные исследования,
посвященные инновационной деятельности в парикмахерском искусстве, в частности, статьи Н.Н. Долгих, Е.В. Кузнецовой, Е.А. Маликовой, С.Г. Михалчевой, А.М. Чехович и Е.В. Ансимовой, Я.А. Романовой и Т.Ю. Быстровой, Л.Х. Кадыйровой и К.И. Мусиной, З.Ю. Хубиевой, Юань Чен, работы А. Кувватова, П. Юрченко и др. Также представляют ценность общие психолого-педагогические исследования, посвященные восприятию цвета, в частности, работы Б.Г. Ананьева, Р. Арнхейма, Б.А. Базыма, В.А. Барабанщикова, Е.М. Буслаевой, Н.В. Виноградовой, С.М. Даниэля, В.И. Загвязинского, А.Г. Казаковой и др. Особенности обучения основам колористики приведены в диссертационных исследованиях ряда авторов. В работе Т.Л. Журиковой актуализирована проблема колористической подготовки обучающихся, обоснована методика их колористической подготовки, а также разработаны критерии оценки и показатели колористической подготовки учащихся [30, с. 10]. Работы Н.В. Алгазиной [11] и Ю.И. Пилюгайцевой [59] также посвящены методическим системам обучения колористке обучающихся.
Поскольку в настоящее время активно используются социальные сети и различные виртуальные площадки для продвижения образовательных услуг, в том числе - обучения колористике, заслуживают внимание работы, посвященные мобильному маркетингу: А.А. Аникиной, Н.С. Вальковой, А.В. Высоцкой, К. Гренроос, Е. Деевой, О.В. Доброштан, А.М. Ежова, М.Б. Йенсен, Ф. Котлер, А.В. Христофорова и других авторов. Так, А.В. Христофоров рассмотрел новые «тенденции роста значимости социальных сетей как канала продвижения услуг, усиление влияния социальных сетей и роли блогеров на аудиторию социальных сетей» [73, с. 48]. Т.Г. Пядышева и И.Ф. Чепурова проанализировали основные этапы продвижения услуг в социальных сетях [60], Г.С. Меджидов охарактеризовал способы продвижения товаров и услуг в сети Интернет [49], Н.А. Белоусова описала принципы разработки стратегии продвижения бренда Вконтакте [19] и т.д.
Объект исследования: колористика в дизайне прически.
Предмет исследования: инновационные методы обучения
колористике.
Цель исследования: На основе теоретического и практического исследования колористики в дизайне прически разработать обучающий курс из 3 видеоуроков, посвященных основам теории и практики колористики.
Задачи:
1) охарактеризовать определение и сущность колористки;
2) рассмотреть особенности колористки в дизайне прически;
3) охарактеризовать современные тенденции колористки в дизайне прически;
4) рассмотреть методы обучения колористке;
5) выявить и охарактеризовать современные формы презентации и продвижения искусства колористики;
6) осуществить разработку онлайн-курса по колористике.
Методы исследования:
В работе в качестве основных использованы следующие методы:
- общенаучные методы: анализ, синтез;
- метод исторического анализа - для изучения генезиса и этапов исторического развития представлений о цвете;
- метод искусствоведческого анализа - для исследования специфики колористики;
- метод сравнительного анализа - для выявления наиболее эффективных методик окрашивания;
- педагогический эксперимент, состоящий их констатирующего, поискового, формирующего и контрольного этапов; обработка данных эксперимента и их интерпретация.
Теоретическая значимость работы. Поскольку завершенных, целостных научных работ по исследуемой теме не обнаружено, можно предположить, что работа будет иметь теоретическую значимость, так как она целостно рассматривает специфику инновационных методов обучения колористке.
Практическая значимость работы. Работа может представлять теоретико-методологическую ценность для стилистов-парикмахеров, практикующих окрашивание. Теоретический материал работы может быть адаптирован к преподаванию дизайна прически, а также для самообразования стилистов-парикмахеров. Материалы и результаты исследования могут быть использованы для формирования научно-методологических основ специализированных курсов по колористике в дизайне прически.
Источники: курсы, посвященные колористике.
Структурно работа состоит из введения, основной части, включающей 2 главы, каждая из которых состоит из 3 параграфов, заключения, списка источников и литературы и приложений.
Колористика основана на цветоведении, она определяют собой науку о цветовой среде и деятельность в области формирования цветовой среды, удовлетворяющей потребности человека. Понятие «колорит», лежащее в основе колористики, означает единую цветовую систему, которая организуется при посредстве света. В число основных категорий колористики включают свет, цвет (хроматический и ахроматический), колорит. Цвет имеет определенные характеристики: насыщенность, светлоту цвета или светосилу, интенсивность, цветовой контраст, тональность, политональный колорит, символизм цвета, эстетический идеал и др. Общие принципы, адресованные дизайнерам: принципы составления цветовых композиций, понимание цветовой гармонии; умение конструировать цветовую композицию на основе определенных закономерностей с использованием цветового круга и другие применимы и для дизайнеров прически. В частности, в дизайне прически широко применяют методику определения цветового тона И. Иттена и А.Г. Манселла, но главным образом используют цветовую систему В. Освальда, графически представленную как звезда Освальда.
Западные эксперты в качестве современных тенденций колористки в дизайне прически западные эксперты называют 8 основных тенденций: Hazelnut Brown, The Money Piece, Shadow Roots, Shades of Red, Ash Brown Hair, Dimensional Black, Bold & Blended Highlights, Smoky Ice. В отечественной индустрии дизайна прически актуальными остаются сложные техники окрашивания волос, среди которых: шатуш, балаяж, сомбре, Аirtouch, калифорнийское мелирование, брондирование волос и блондирование волос. По-прежнему востребованы техники однотонного окрашивания, а также экспериментальное окрашивание.
При обучении дизайнера, в том числе прически, применяют в обучении компетентностный подход, формируя колористическую компетентность, включающую ключевые компетенции: социальную, коммуникативную, социально-информационную, когнитивную и специальную компетентность.
Вследствие влияния коммуникативных технологий возникла необходимость адаптировать обучение колористике дизайнеров прически. С этой целью стали широко использовать не только традиционные методы обучения, такие как репродуктивное и объяснительно-иллюстративное, но и инновационные формы и методы обучения, главным образом - применение онлайн-курсов, интерактивного подхода, включая активную позицию обучающегося, творческие упражнения, групповые задания, ролевые игры; методы «case study», «шедоуинг», «баддинг», «коучинг» др.
Также в популяризации колористики среди дизайнеров прически стали применять SMM или маркетинг в социальных сетях, который позволяет эффективно продвигать товары и услуги через различные социальные платформы, в частности - через Instagram, YouTube, Вконтакте, Одноклассники и TikTok, Facebook, Twitter и др.
Для повышения колористической компетентности колористов в дизайне прически автором разработан проект онлайн-курса, представляющий собой комплексный продукт, включающий блоки по теории и практике колористики, а также блок, посвященный продвижению и психологии общения с клиентами. В рамках выпускной квалификационной работы 3 урока из указанных 10-ти в проекте были реализованы автором.
Источники
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.03.2021).
2. Статистика социальных сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://br-analytics.ru/statistics/author/ (дата обращения: 20.05.2021).
3. Академия парикмахерского искусства Валентины Миллер [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://valentinamiller.ru (дата обращения: 20.05.2021).
4. Колорист-эксперт Алексей Камышников [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: https://www.instagram.com/aleksmii/ (дата обращения:
19.05.2021).
5. Онлайн-интенсив Игоря Хонина «Растяжка через начес: сложная
техника простыми шагами» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https: //wellapro skills. ru/igorhoninclass#rec321292810 (дата обращения:
20.05.2021).
6. Онлайн-курс Кристины Ракитиной «Кругоцветка» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://colorfresh.school (дата обращения: 22.05.2021).
7. Онлайн курс по колористике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vk.com/colorist_pro_spb (дата обращения: 20.05.2021).
8. Онлайн-школа экспертной колористики Екатерины Сергеевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eshair.ru (дата обращения: 20.05.2021).
9. Школа базовой колористики Светланы Андреевой [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.instagram.com/arthairs.ru/ (дата обращения: 22.05.2021).
Литература
10. Агостон, Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Ж. Агостон; пер. с англ. И.В. Пеновой. - М.: Мир, 1982. - 184 с.
11. Алгазина, Н.В. Цветоведение и колористика: методические указания / Н.В. Алгазина. - Омск: ОГис, 2007. - 38 с.
12. Алексеев, С.С. О цвете и красках / С.С. Алексеев. - М.: Искусство, 1962. - 53 с.
13. Алексеев, С.С. О колорите / С.С. Алексеев. - М.: Издательство «Изобразительное искусство», 1974. - 172 с.
14. Ан, С.А. Семантика цвета в художественном творчестве / С.А. Ан // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 4 (47). - С. 278-282.
15. Апиисова, А.И. Инновационные методы обучения как эффективный инструмент развития персонала [Электронный ресурс] / А.И. Апиисова, В.А. Панина // Дневник науки. - Режим доступа: http: //dnevniknauki .ru/images/publications/2019/4/economy/Apiisova_Panina.pdf (дата обращения: 23.05.2021).
16. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие [Электронный
ресурс] / Р. Арнхейм. - М.: Прогресс, 1974. - Режим доступа:
http://philosophy.ru / library / arnh (дата обращения: 25.04.2021).
17. Бажова, Н.М. Сравнительный анализ традиционных и
инновационных методов обучения [Электронный ресурс] / Н.М. Бажова // Открытый урок. 1 сентября.- Режим доступа:
https://urok.1sept.ru/articles/652086 (дата обращения: 10.06.2021).
18. Бас, Ю. Модное окрашивание волос 2021: фото, виды и техника
[Электронный ресурс] / Ю. Бас. - Режим доступа: https://volosomanjaki.com/strizhka-i-ukladka-volos/modnoe-okrashivanie-volos- 2021-foto-vidy-i-texnika/ (дата обращения: 25.04.2021).
...