ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1. Разработка планировочного решения как средства формирования
пространственного мышления студентов 12
1.2. Роль эргономики при формировании дизайнерской разработки
пространственно-композиционных решений 20
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ОНЛАЙН-КУРСА ДЛЯ ДО «ARCHICAD. БАЗОВЫЙ»
2.1. Анализ аналогов онлайн-курсов по обучению работе в ArchiCAD 29
2.2. Обоснование структуры и содержания образовательного онлайн-курса
«ArchiCAD. Базовый» 37
2.2.1 Концепция курса 38
2.2.2 Видеолекции 45
2.2.3 Практические задания 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
В окружающем нас мире все предметы располагаются в пространстве. Чтобы ориентироваться в пространстве, человек должен обладать в какой-то мере развитым восприятием и пространственным воображением. Особенно важную роль пространственное мышление играет в профессиональном образовании дизайнера интерьера. Без этого навыка дизайнер не сможет стать успешным специалистом, так как понятие «пространство» в дизайне является одним из значимых. Дизайнер должен сначала мысленно представить результаты своего труда и лишь, потом воплотить задуманное. Специалисты в области дизайна интерьера должны свободно работать с предметами, имеющими трехмерные характеристики. Они либо вписывают вещь в пространство, либо формируют это пространство.
Большую часть в работе дизайнера занимает черчение. При построении чертежа пространства, будь то квартира, дом или придомовая территория, дизайнер сначала мысленно представляет в объеме то, что он хочет изобразить, а затем выполняет изображение на плоскости. Глядя на чертеж, дизайнер может представить, как будет выглядеть это пространство в объеме. Это называется чтением чертежа. Из этого следует, что черчение занимается переходом от трехмерного пространства в плоский чертеж и наоборот, от плоского чертежа в пространство. Этот процесс требует от человека умения пространственно мыслить. В психологии это интерпретируется следующим образом: «Восприятие пространства — процесс осознания места, формы, размера и соотношений друг к другу реальных вещей и событий в пространстве» [5].
Современные специалисты в области дизайна выполняют чертежи с помощью графических редакторов, поэтому в обучении дизайнеров большое внимание уделяется обучению дисциплинам компьютерной графики. Одной из основных профессиональных программ для создания чертежной документации дизайн-проектов интерьера является графический редактор под названием ArchiCAD. Программное обеспечение ArchiCAD от разработчика Graphisoft — незаменимый помощник архитекторов, дизайнеров интерьера, ландшафтных дизайнеров. Это многофункциональный графический редактор, разработанный специально для проектирования архитектурных зданий и сооружений, который содержит в себе все необходимые функции для работы над дизайн-проектами. Большим плюсом данного продукта является наличие бесплатной учебной версии программы с небольшими ограничениями для студентов, преподавателей и учебных заведений.
С каждым годом требования к сфере дизайна повышаются. Дизайн- проекты становятся все более сложными. Разработчики фирмы Graphisoft, чтобы соответствовать современным трендам и тенденциям, ежегодно дорабатывают старые функции программы ArchiCAD, дополняют ее новыми и выпускают обновленную версию программы. Исходя из этого у специалистов в области архитектуры и дизайна, профессионалов и новичков возникает потребность в непрерывном изучении программы и обновлении своих знаний.
В 2020 году, с началом пандемии, существенно ускорились уже шедшие процессы частичного перехода образования в онлайн-режим. Спрос на дистанционные формы обучения вырос на длительную перспективу. Образование и наука все больше уходят в дистанционный формат.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что тема «Формирование пространственного мышления студентов в рамках онлайн- курса «ArchiCAD. Базовый» в системе ДО», является как никогда актуальной.
Степень изученности. В процессе исследования темы выпускной квалификационной работы был проведён анализ литературы. Среди изученной литературы можно выделить три группы. В первую группу входит литература по педагогике и дидактике. Во вторую группу вошли труды специалистов, занимающихся изучением вопросов психологии и формирования пространственного мышления. В третью группу - литература по методике преподавания дисциплин компьютерной графики и учебные пособия по работе в программеАгсЫСАО.
В исследовании вопроса обучения дизайнеров полезными были труды ученых в области педагогики и дидактики, таких как: Ю.К. Бабанский «Педагогика» [2], И.П. Подласый «Педагогика» [29], В.А. Сластенин «Педагогика» [37], А.В. Хуторской. «Педагогика» [42], Я.А. Коменский «Великая дидактика» [14], А.М. Новиков «Профессиональная
педагогика» [25].
Для выявления развития профессиональных навыков дизайнера была полезной литература: П.И. Пидкасистого «Педагогика» [2 8],
С.Л. Рубинштейна «Основы общей психологии» [31], В.Р Аронова. «Проблемы дизайна»[1], Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховской «Концепция непрерывного дизайн-образования»[39],В.Э. Штейнберга «Теория и практика дидактической многомерной технологии» [46].
В учебном пособии В.А. Сластенина «Педагогика»[37] раскрываются основы педагогики, практика и теория целостного педагогического процесса. Также раскрываются организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры учащегося. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и воплощения педагогического процесса и общения.
В.Р. Аронов в своем труде «Проблемы дизайна»[1], рассматривает проблематику дизайнерской деятельности в сфере предметного творчества, в контексте общего развития культуры и техники. Используя примеры зарубежного и отечественного искусства, автор рассказывает об истории и практике дизайна. Е.В. Кожуховская в статье «Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации»[39] рассматривает организацию и построение непрерывного дизайн-образования, и подготовку педагога профессионального обучения в области дизайна.
В процессе изучения первой группы литературы, трудов в области педагогики и дидактики, нами были изучены основные методы преподавания, рассмотрена тема взаимосвязи педагогики с психологией: отмечены важные составляющие психологии учащихся, психологические принципы эффективного обучения студентов.
Ко второй группе можно отнести литературу, в которой изучены вопросы формирования пространственного мышления, рассмотренные в трудах: Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте»[5],
Э.Г. Газиева «Психология мышления»[7], Е.В. Чижовой «Формирование объёмно-пространственного мышления учащихся на занятиях по архитектурному проектированию» [42], Р.С. Немова «Психология» [23], А.В. Петровского «Роль фантазии в развитии личности» [27], С.А. Коногорской «Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся» [15], А.Э. Симановского «Развитие пространственного мышления ребёнка»[35], А.П Кузнецова. «Пространственное мышление как умственная деятельность» [16].
В книге Л.С. Выготского «Воображение и творчество в детском возрасте»[5], описывается значение развития пространственно-образного мышления для творческой деятельности с периода детства, рассматриваются связи воображения и действительности, описывается психологический механизм творческого воображения.
А.В. Петровский, в своем труде «Роль фантазии в развитии личности»[27], рассказывает о значении развития воображения для личности. Автор говорит, о том, что если в человеке преобладает творческое, активное воображение, реализуемое конкретной трудовой деятельностью, то это свидетельствует о богатстве духовного мира его личности, о высоком уровне его развития.
В ходе изучения литературы по проблемам формирования пространственного мышления мы пришли к выводу, что пространственное мышление является важной составляющей умственной деятельности каждого человека. Оно отвечает за ориентацию в пространстве, способность представлять предметы в трехмерном измерении. Нарушение этого вида мышления может привести к дезориентации человека в пространстве.
В третью группу изученной литературы вошли труды, посвященные методике преподавания дисциплин компьютерной графики, такие как Н.А. Малова «ArchiCAD 20 в примерах. Русская версия»[19], Ю.В. Сакулина, И.В. Рожина «Компьютерная графика как средство формирования профессиональных компетенций» [33], А. Лебедев «Планировка пространства и дизайн помещений на компьютере. Работаем в 3ds Max, ArchiCAD, ArCon» [18], А.Д. Серов «Архитектурное компьютерное проектирование» [34], Н.А Гаряев, Я.А Алексеевская, «Основы автоматизации архитектурного проектирования» [6], М.А. Рылько «Компьютерные методы проектирования зданий» [32].
Теоретические и методические основы преподавания компьютерной графики, особенности и сложности обучения компьютерной графике студентов раскрываются в статье Ю.В. Сакулиной и И.В. Рожиной «Компьютерная графика как средство формирования профессиональных компетенций» [33]. Также была полезной коллективная монография «Компетентностный подход в педагогическом образовании» под редакцией В.А. Козырева, «Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов»[16].
Особенности изучения профессиональных графических редакторов, составляющих важнейшую часть работы дизайнеров интерьера, и основы разработки планировочного решения описывает Александр Лебедев в своём труде «Планировка пространства и дизайн помещений на компьютере. Работаем в 3ds Max, ArchiCAD, ArCon» [18]. Он знакомит нас с основами проектирования, дает рекомендации по разработке планировочных решений, как общественных пространств, так и жилых помещений. В первой части книги рассматриваются вопросы методологии дизайна, описывается разработка планировки помещений на профессиональном уровне. Во второй части дается поэтапное описание процесса создания визуальной части дизайн-проекта и чертежной документации в трех наиболее распространенных, среди дизайнеров, графических редакторах: 3ds Max, ArchiCAD, ArCon.
В книге Натальи Маловой «ArchiCAD 20 в примерах. Русская версия» описывается авторская методика обучения, отработанная автором за двадцать лет преподавания студентам архитектурно-строительных специальностей. Рассматриваются основные приемы работы при индивидуальном проектировании, общие принципы работы в программе.
Изучив литературу по компьютерной графике и методические пособия для изучения программы ArchiCAD, мы познакомились с особенностями преподавания профессиональных графических редакторов и основными приемами работы в редакторе ArchiCAD.
На основании изучения педагогической и психологической литературы, можно сделать вывод, что в процессе формирования пространственного мышления у дизайнеров очень важную роль играет зрительный психологический аспект. Пространственное мышление - это сложная и важная функция психологии человека, главной задачей которой является оперирование чувственными (наглядными) образами на основе образов, уже имеющихся в субъективном опыте человека. То есть, другими словами, можно сказать, что то, как человек воспринимает пространство и воспроизводит мысленно образы, напрямую зависит от того, что он видел в процессе своей жизни. Поэтому эффективное формирование объемно-пространственного мышления осуществляется на наглядной основе, с учетом различных факторов, влияющих на психологию человека.
При изучении трудов, посвященных преподаванию дисциплин компьютерной графики, а именно обучению работе в графическом редакторе ArchiCAD, мы пришли к выводу, что на данный момент последним методическим пособием по работе в программе, является книга Маловой Н.А. «ArchiCAD 20 в примерах. Русская версия», в то время как актуальной является программа ArchiCAD 24 версии.
В существующей методической литературе не уделяется должного внимания формированию пространственного мышления, а только лишь отрывочно изучается функционал программы. Развитию пространственного мышления дизайнеров необходимо уделять больше внимания, так как дизайнер интерьера не может считаться профессионалом, в своей сфере, без этого базового навыка. Исходя из чего, возникает необходимость в обновлении наглядного методического материала для слушателей, изучающих программу, который будет не только обучать функционалу ArchiCAD, но и способствовать формированию пространственного мышления.
Цель выпускной квалификационной работы: спроектировать онлайн-курс «ArchiCAD. Базовый. Разработка планировочного решения» обеспечивающий освоение функционала актуальной версии программы и формирующий базовую компетенцию дизайнера интерьера — пространственное мышление
Для достижения цели необходимо решить, следующие задачи:
1. Выявить особенности формирования пространственного мышления дизайнера в процессе разработки планировочного решения.
2. Определить значимость эргономики при разработке планировочного решения.
3. Проанализировать онлайн-курсы, рабочие программы и учебно-методические материалы по обучению ArchiCAD.
4. Разработать программу и методические материалы онлайн-курса по обучению ArchiCAD.
Объектом исследования является: пространственное мышление как базовая компетенция дизайнера интерьера.
Предмет исследования: формирование пространственного мышления дизайнера интерьера в процессе работы над планировочным решением в графическом редакторе ArchiCAD.
Методы исследования. В процессе исследования применялись такие методы как: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, методы системного и сравнительного анализа аналогов разрабатываемого курса, основной задачей которых является обучение работе в программеArchiCAD.
Практическая значимость исследования определяется тем, что использование спроектированной программы курса и методического материала позволит повысить эффективность обучения не только функционалу программы ArchiCAD, но и будет способствовать формированию пространственного мышления слушателей, обучающихся на курсе. Разработанную и апробированную программу онлайн-курса можно использовать как в качестве самостоятельного контента, так и в качестве компонента более крупной программы.
Объем и структура исследования: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
В первой главе исследования определяются особенности формирования пространсвенного мышления у дизайнеров путем разработки планировочного решения.
Во второй главе рассматриваются существующие аналоги онлайн- курсов по обучению компьютерной графике в дополнительном образовании, а так же описывается разработанный проект.
В заключении работы обобщаются результаты исследования и подводится итог по проделанной работе, выводы о достижении поставленной цели.
Список используемых источников насчитывает более 60 публикаций.
В приложении размещены иллюстративные и методические материалы, относящиеся к практической реализации проекта: тематический план курса, требования к программному обеспечению для слушателей курса, методические рекомендации по выполнению замера помещения, список горячих клавиш для работы в графическом редакторе, примеры тестовых заданий, пример итоговой практической работы, скриншоты сайтов аналогичных курсов, проморолика.
Апробация исследования. Материалы данного исследования были апробированы участием в VIII региональной молодежной конференции «Мой выбор - наука!». Это научная конференция молодых ученых, проходящая в Алтайском Государственном университете.
Элементы курса были апробированы в рамках программы профессиональной переподготовки «Профессиональное обучение: дизайн среды», проходящей на базе Алтайского Государственного университета.
Формирование пространственного мышления является актуальной проблемой дизайн-образования, так как оно является основой во многих профессиях, связанных с графическим отображением окружающего мира.
Пространственное мышление играет значительную роль в профессии дизайнера интерьера, так как его деятельность связана с представлением проектируемого пространства и созданием пространственных образов для решения текущих проблем.
Важной частью в образовании дизайнера интерьера являются дисциплины, нацеленные на освоение графических редакторов, так как современный дизайн основывается на высокие технологические возможности, обеспечивающие визуальный эстетичный вид проектируемого объекта.
Одним из востребованных, на сегодняшний день, графических редакторов для создания чертежной документации дизайн-проектов интерьера является графический редактор под названием ArchiCAD.
Основной целью выпускной квалификационной работы являлось разработать программу и методические материалы онлайн-курса, «ArchiCAD.Базовый. Разработка планировочного решения»,
обеспечивающие освоение функционала актуальной версии программы и формирующие базовую компетенцию дизайнера интерьера - пространственное мышление.
В процессе исследования мы изучили особенности формирования пространственного мышления. Пространственное мышление, в своих развитых формах, формируется на графической основе, в процессе решения практических и творческих задач. Большую часть в работе дизайнера интерьера занимает черчение планов проектируемых помещений. В процессе работы над планировочным решением специалист в области дизайна решает несколько задач: функционально зонирует пространство, с учетом пожеланий заказчика и законов эргономики, продумывает концепцию будущего дизайна интерьера, располагает на плане мебель согласно ее масштабу и габаритам.
Разработка планировочного решения является эффективным методом формирования пространственного мышления, с помощью графических средств. Так как прежде, чем принять какое-то решение, дизайнер, на основе своего опыта, мысленно формирует пространство, что способствует развитию пространственного мышления.
В дизайне интерьеров эргономика играет ключевую роль. Обстановка жилого помещения должна быть, в первую очередь, удобной и безопасной. И только после выполнения этих условий можно заниматься эстетической частью дизайн-проекта.
Работа над планировочным решением начинается с разработки идеи и выяснения бытовых потребностей всех членов семьи. Все эти потребности должны быть полностью учтены в рамках выбранной концепции. Это значит, что интерьер, в первую очередь, должен быть выполнен в соответствии с правилами эргономики.
По результатам исследования аналогичных рабочих программ и обучающих онлайн-курсов по работе в графическом редакторе ArchiCAD стало очевидно, что одной из слабых сторон преподавания является отрывочное, непоследовательное обучение функционалу программы. В процессе изучения таких курсов слушатели не приходят к финальному результату: разработке проекта планировочного решения. Такое отрывочное обучение не формирует целостную картинку проектируемого пространства, в результате чего объемно-пространственное мышление слушателей курса не формируется.
Главным минусом проанализированных онлайн-курсов и программ является то, что многие образовательные программы и курсы рассчитаны на устаревшие версии программы, в результате чего слушатели после прохождения курса могут столкнуться с проблемами в дальнейшем применении знаний на практике. В большинстве образовательных учреждений преподавателями являются люди, не имеющие практического опыта в области дизайна интерьера.
Программа курса направлена на приобретение базовых навыков проектирования планировочного решения в программе ArchiCAD. Курс рассчитан на 4 модуля, включающих в себя: 4 видеолекции длительностью 30-40 минут, чек-листа с горячими клавишами к каждому уроку, дополнительными материалами и практическим заданием. Уроки спланированы таким образом, что на протяжении всего обучения, выполняя практические задания и самостоятельную работу, слушатели поэтапно разработают в программе планировочное решение. В процессе изучения курса слушатели узнают об основных правилах разработки планировочного решения и законах эргономики, разовьют пространственное мышление.
Спроектированный в выпускной квалификационной работе онлайн- курс «ArchiCAD.Базовый. Разработка планировочного решения» содержит необходимые теоретические и методические компоненты. Онлайн-курс имеет программу и методические рекомендации по его реализации, отражающие цели обучения и описывающие используемые организационные формы, полный комплект материалов, раскрывающих теоретическое содержание курса и позволяющих сформировать у обучающихся предусмотренные программой умения и навыки.
В конечном итоге была выполнена практическая часть по разработке тематического планирования рабочей программы для онлайн-курса ДО, создан проморолик для презентации онлайн-курса, разработаны дополнительные материалы к каждому уроку.
Практическая значимость разработки состоит в том, что данный обучающий онлайн-курс можно постоянно усовершенствовать путем его расширения - по аналогии с уже имеющейся разработкой добавлять новую информацию с учетом обновления графического редактора ArchiCAD. Это может быть дополнительная информация в рамках определенной темы, а может быть добавлена новая тема.
Реализация данного онлайн-курса планируется в качестве практического модуля программы курса «Дизайн интерьера»,
осуществляемого в рамках программы «Кадры для цифровой экономики». Программа курса также может использоваться в качестве самостоятельного образовательного контента.
Таким образом, онлайн-курс «ArchiCAD. Базовый. Разработка планировочного решения» станет довольно перспективным началом творческого пути дизайнеров. Прохождение данного онлайн-курса позволит слушателям не только получить теоретические знания о разработке планировочного решения в графическом редакторе, но и даст им необходимые, для дизайнера интерьера, практические навыки и умения. Сформирует их пространственное мышление.
Литература
1. Аронов, В.Р., Проблемы дизайна-5: сборник статей/ Аронов, В.Р.- Москва: Издательство «Новости», 2009. - 324 с.
2. Бабанский, Ю.К., «Педагогика»: учебное пособие/ Бабанский, Ю.К. - Москва.: Издательство «Просвещение», 1983. - 347 с.
3. Батышев, С. Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев, А. М. Новиков. - М.: Издательство ЭГВЕС, 2009. - 456 с.
4. Башмаков, А.И., Разработка компьютерных учебников и обучающих
систем: учебное пособие/ Башмаков, А.И. - Москва.: Информационно¬
издательский дом «Филинъ», 2003. - 616 с.
5. Выготский, Л.С., Воображение и творчество в детском возрасте/ Выготский, Л.С. - СПб.: Издательство «СОЮЗ», 1997. - 96 с.
6. Гаряев, Н.А., Алексеевская, Я.А., Основы автоматизации
архитектурного проектирования: учебно-методическое пособие / Н.А.
Гаряев, Алексеевская Я.А., - Москва.: Издательство МИСИ — МГСУ, 2020. - 76 с.
7. Газиев Э.Г., Психология мышления.: Учебное пособие для
университетов/ Газиев E., - Ташкент: Издательство Укитувчи, 2008. - 352 с.
8. Груздева М.Л., Педагогические приемы и методы работы преподавателей вуза в условиях информационной образовательной среды. Теория и практика общественного развития [Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»] / Груздева М.Л., 2014. №1. 166 с.
9. Джилиус Панеро, Мартин Зелник, Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер/ Джилиус Панеро// справочник по проектным нормам. - Москва: Астрель, 2006. - 318 с.
10. Долинер, Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты: монография/ Рос. гос. проф-пед. ун-т, Екатеринбург, 2003.
11. Дорфман, Л.Я. Методические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии /Дорфман, Л. Я. // Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. - Москва: Академия, 2005. - 288 с.
12. Елочкин, М.Е., Скиба, О.М., Малышева, Л.Е., Основы проектной и компьютерной графики. Учебник. Профессиональный модуль: Разработка художественно-конструкторских (дизайнерских) проектов промышленной продукции, предметно-пространственных комплексов/Елочкин, М.Е., Скиба, О.М., Малышева, Л.Е., - Москва: Академия, 2019. - 160 с.
13. Залогова, Л.А.,Компьютерная графика: Учебное пособие/
Залогова, Л.А., - Москва.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. - 245 с.
14. Коменский, Я.А.,Великая дидактика/Коменский, Я.А. -
СПб.:Издательство Типография А. М. Котомина, 1875. 271с.
15. Коногорская, С. А. Половозрастные особенности пространственного мышления и их взаимосвязь с учебной успешностью обучающихся: Автореф. дис. ...канд. псих. наук / С. А. Коногорская. — Москва., 2015. — 23с.
16. Кузнецов, А.П., Пространственное мышление как умственная деятельность // Обучение и воспитание: методики и практика/Кузнецов, А.П.,
2014. № 11.25с.
17. Ланцов, А.Л. Компьютерное проектирование в архитектуре. Archicad 11/ Ланцов, А.Л. - М. : ДМК Пресс, 2007 - 800 с. - ISBN 5-94074-369-2 ; [Электронный ресурс].
-URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=862088
(Дата обращения: 15.05.2021 г.)
18. Лебедев, А., Планировка пространства и дизайн помещений на
компьютере. Работаем в 3ds Max, ArchiCAD, ArCon: Учебное
пособие/Лебедев, А — СПб.: Издательсво: Питер, 2011. — 320 с.
19. Малова, Н.А., ArchiCAD 20 в примерах. Русская версия: Учебное пособие/ Малова, Н.А. - М.: БХВ Петербург, 2017 г. - 578 с.
20. Михалина, А. Д., Логвинова, Т. С., Польшакова, Н. В., Технологии компьютерной графики и их практическая реализация // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 58-61. —
Режим доступа: https: //moluch.ru/archive/136/38109
(Дата обращения: 10.05.2021)
...