Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовой статус Совета Безопасности ООН

Работа №91611

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ (ООН) 7
1.1. Цели и принципы функционирования ООН 7
1.2. Общая характеристика системы органов ООН 16
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН В ПОДДЕРЖАНИИ МИРА И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 24
2.1. Правовое положение Совета безопасности в системе органов
ООН 24
2.2. Роль Совета Безопасности ООН в мирном разрешении споров и
применении санкций 30
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ ООН 41
3.1. Реформирование Совета Безопасности ООН 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, прошло уже более семидесяти лет после окончания Второй мировой войны и принятия союзными державами важнейшего решения об учреждении универсальной международной организации - Организации Объединенных Наций, задачей которой явилось избавление грядущих поколений от бедствий войны. Для реализации данной задачи был создан постоянно действующий орган - Совет Безопасности ООН, на который была возложена основная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Однако за весь период деятельности ООН Совет Безопасности зачастую оказывался парализованным и не мог сколько-нибудь существенно повлиять на мировую обстановку. Это было вызвано «холодной войной» и межблоковой конфронтацией между СССР и США, бездействием Военно-Штабного комитета, идеалогизированностью международных отношений в период «холодной войны», практикой односторонних действий государств или группы государств по кругу вопросов, отнесенных Уставом ООН к исключительной компетенции Совета Безопасности.
Прекращение «холодной войны» и устранение межблоковой конфронтации, в целом, не устранило указанных проблем, но поставило ряд новых. Сегодня больше, чем когда-либо ранее, угрозы для международного мира и безопасности взаимосвязаны и каждая из них представляет опасность для всех государств. Взаимная уязвимость различных государств никогда не была столь очевидной. Способность террористических групп осуществлять оборот ядерных материалов и технологий повышается вследствие неэффективного контроля за государственными границами и вследствие усиления транснациональной организованной преступности.
Односторонние действия ряда государств во главе с США по вмешательству во внутренние дела суверенных государств, их вторжение или угроза вторжения в дела других государств, нарушающие все основополагающие принципы международного права, серьезно дестабилизируют международную обстановку и ставят под угрозу международный мир и безопасность.
Нерешенные территориальные споры вызывают все большую озабоченность мирового сообщества. События в Кашмире, столкновения Израиля и Палестинской автономии, Израиля и Ливана требуют скорейшего оперативного вмешательства Совета Безопасности ООН. Все это, несомненно, обусловливает необходимость скорейшего осуществления адекватных мер, направленных на усиление роли Совета Безопасности с целью ликвидации подобных прецедентов международной жизни.
В то же время, разумеется, не следует идеализировать ООН, пытаться представить дело таким образом, что эта Организация не имеет серьезных изъянов. Глубокое беспокойство вызывает, в частности, ставший в последние годы хроническим, финансовый кризис ООН, который затрудняет нормальное выполнение Организацией ее уставных функций. Особую озабоченность вызывают кризис системы коллективной безопасности, самоустранение Совета Безопасности ООН в ряде случаев от урегулирования конфликтов, участившиеся попытки НАТО и коалиции государств во главе с США заменить собой Совет Безопасности ООН.
Степень научной разработанности выпускной квалификационной работы. Вопросам, проблемам и статусу Совета безопасности Организации Объединенных Наций посвящены труды специалистов в области международного права, таких как, А.Б. Аксенова, Н.Б. Алдашева, К.А. Бекяшева, Р.Л. Боброва, Р.М. Валеева, Т.В. Говердовской, Т. Моххамад, А.Н. Савельева, В.Н. Федорова, Д.И. Фельдман, Э.И. Шагаевой, М.В. Яновского и многих других.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексное рассмотрение правового статуса Совета безопасности ООН и проблемы связанные с процессами его реформирования.
Указанная цель обусловила необходимость поставить следующие задачи исследования:
- обозначить цели и принципы функционирования ООН;
- рассмотреть систему органов ООН;
- определить правовое положение Совета безопасности в системе органов ООН;
- выявить значение Совета Безопасности ООН в мирном разрешении споров и применении санкций;
- исследовать основные проблемы реформирование Совета безопасности ООН.
Объектом выпускной квалификационной работы является совокупность международно-правовых отношений и действий государств в Совете Безопасности ООН.
Предметом выпускной квалификационной работы выступают теоретические и правовые представления о функционировании Совета Безопасности в системе ООН.
Нормативную базу исследования учредительные документы ООН, международные соглашения и документы регулирующие процесс функционирования Совета Безопасности ООН.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют как общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, наблюдение и сравнение, моделирование, аналогия), так и частно-научные (сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный) методы познания.
Теоретическое значение исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых в сфере международного права, таки как Н.Б. Алдашева, К.А. Бекяшева, Р.Л. Боброва, Г.И. Курдюкова, Т.В. Говердовской, Г.К. Ефимова, В.С. Иваненко, П.А. Каламкарян, Ф.И. Кожевникова и других.
Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, содержащих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы:
ООН была создана 24 октября 1945 года 50 странами, которые были преисполнены решимости сохранить мир посредством развития международного сотрудничества и обеспечения коллективной безопасности. На сегодняшний день членами около 200 государств, то есть почти все страны мира.
В своей деятельности ООН преследует следующие основные цели:
- поддерживать международный мир и безопасность;
- развивать дружественные отношения между нациями;
- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем и в поощрении уважения к правам человека;
- а также быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
ООН не является всемирным правительством и не принимает законов. Однако она предоставляет средства, которые помогают урегулировать международные конфликты и разрабатывать политику в вопросах, которые затрагивают всех нас. В Организации Объединенных Наций все государства- члены - большие и малые, богатые и бедные, придерживающиеся различных политических взглядов и социальных систем, - имеют право выразить свое мнение и принять участие в голосовании в рамках этого процесса.
Успешное решение международным сообществом глобальных проблем же может быть достигнуто без аффективных взаимоотношений всех элементов системы ООН или, иначе говоря, без согласования ими между собой своих действий, обусловленных объективными обстоятельствами и задачами, стоящими перед системой ООН в целом: и перед каждым ее элементом в отдельности. А если учитывать, что Организация Объединенных Наций и входящие в ее систему другие международные организации занимают весьма важное место в нынешней структуре международных организаций, то и вопросы повышения эффективности их деятельности становятся ключевым аспектом любой успешной совместной международной деятельности государств.
Анализ роли СБ ООН в поддержании мира и международной безопасности показал, что тупиковая ситуации с реформированием СБ ООН и сложности на пути повышения эффективности операций ООН по поддержанию мира во многом связаны с тем, что, несмотря на процессы глобализации, внешнеполитические установки ведущих государств по-прежнему определяются традиционными геополитическими приоритетами - закреплением и расширением зон влияния, доминированием на мировых и региональных рынках стратегических ресурсов. В этих условиях основные мировые игроки стремятся сохранять статус-кво в международных механизмах по поддержанию мира, в первую очередь в СБ ООН, с тем чтобы удерживать контроль в глобальном управлении в своих руках.
Вот почему следует ориентироваться на постепенный и растянутый по времени процесс реформирования СБ ООН, расширяя зону консенсуса относительно изменения состава СБ ООН и избегая каких-либо радикальных сценариев.
Этими же факторами объясняется и хроническая слабость ооновского миротворчества. Продолжающееся геополитическое соперничество основных держав вынуждает их все больше делать ставку на свои военные возможности в защите национальных интересов (подтверждением этого является высокая доля военных расходов в бюджетах основных держав). Потенциалу же ООН в сфере миротворчества в этом контексте отводится чисто периферийная роль - купирование кризисных ситуаций в отдаленных регионах мира и поддержание должной управляемости в интересах ключевых держав.
Вместе с тем, с учетом нарастания масштабов кризисных ситуаций в ряде регионов и угрозы дестабилизации сырьевых рынков, ключевые страны, прежде всего постоянные члены СБ ООН, могут пойти в ближайшее время на значительные шаги по укреплению и дальнейшему реформированию потенциала ООН в сфере миротворчества.
Исследовав вопросы реформирования СБ ООН, можно сделать следующие
1) Многие действия, как СБ ООН, так и государств-членов не всегда соответствовали положениям Устава ООН. Деятельность СБ ООН была практически парализована противостоянием двух сверхдержав - СССР и США, что привело к невозможности функционирования Военно-Штабного Комитета. Непоследовательное рассмотрение жалоб СБ ООН также подрывало авторитет данного органа. Одним из существенных недостатков в деятельности главного органа ответственного за поддержание международного мира и безопасности было применение половинчатых санкций и непоследовательная их реализация. Так, многие резолюции, принятые СБ ООН, были просто проигнорированы теми государствами, к которым они были обращены.
2) Среди нарушений Устава ООН в деятельности СБ ООН следует отметить, что наиболее явным нарушением положений Устава была интервенция США в КНДР в 1950 году. К нарушениям можно отнести и попытки передать полномочия СБ ООН иному органу. Для этого создавалась Малая Ассамблея и была принята резолюция «Единство в пользу мира». В 1986 году США вновь подорвали авторитет Устава ООН, совершив налет на Ливию со ссылкой на статью 51 Устава и принцип коллективной самообороны. Бомбардировки же Косово и Ирака, произведенные армией США без какой-либо санкции со стороны СБ ООН, бесспорно, являются нарушениями Устава. Явным игнорированием принципов международного права и нарушением Устава ООН выступают некоторые положения Стратегической концепции НАТО на XXI век.
3) Важным моментом реформы должна стать активизация деятельности Военно-Штабного Комитета с учетом того, что в настоящий момент существуют все предпосылки для успешной реализации данного замысла. Необходимо запустить механизм статьи 43 и последующих о предоставлении в распоряжение Военно-Штабного комитета ООН и Совета Безопасности ООН контингентов военно-воздушных сил для проведения операций по принуждению к миру.
4) В свете новых угроз международному миру и безопасности, необходимо установить более тесное сотрудничество СБ ООН с региональными организациями при полном и неукоснительном соблюдении положений Устава ООН, что позволит обеспечить более эффективные и своевременные действия Совета в кризисных ситуациях. Это наиболее актуально в свете последних событий на Украине и Ближнем Востоке.
Из анализа положений данного исследования можно предположить, что, несмотря на предпринимаемые попытки реформирования СБ ООН, достичь приемлемого для всех государств-членов решения в ближайшее время вряд ли удастся. Однако повысить авторитет и эффективность деятельности главного органа ответственного за поддержание международного мира и безопасности возможно, реализуя положения Устава ООН. Это, прежде всего положения статьи 43 и последующих, активизация Военно-Штабного Комитета ООН и неукоснительное соблюдение всех положений относительно деятельности СБ ООН и основных принципов международного права.
Таким образом, реформа СБ ООН - эта первая в истории попытка кардинально изменить мировой порядок при помощи дипломатии, а не войны.



1. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 г. - [Электронный ресурс] - режим доступа. - http://www.un.org/ru/charter-united- nations/index.html
2. Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей на шестнадцатой сессии. Т. I (19 сентября 1961 -23 февраля 1962 Г.). - Нью-Йорк, 1962. - С. 5¬14.
3. Резолюция 377 (У)Генеральной Ассамблеи ООН «Единство в пользу мира» (3 ноября 1950 года) A/RES/377 (V) - [Электронный ресурс] - режим доступа - URL: http://www.un.org/ru/ga/5/ docs/5res.shtml
4. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/68/262. 17.03.2014. UN
General Assembly Resolution A / RES / 68/262. 17.03.2014.- [Электронный
ресурс] - режим доступа-URL:http// www.un.org/ru/ga/68/docs/68res3
5. Генеральная Ассамблея ООН, Доклад Рабочей группы открытого
состава по вопросу о справедливом представительстве в Совете Безопасности и расширении его членского состава и другим вопросам, связанным с Советом Безопасности // A/61/47, 61-я сессия (9 октября 2008) -
[Электронный ресурс] - режим доступа-URL:http//
www.un. org/ru/ga/71/docs/71res_nocte.
6. Укрепление сотрудничества со странами, предоставляющими войска : Резолюцию СБ ООН 1353, S/RES/1353 (2001) - [Электронный ресурс] - режим доступа. - http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2001.shtml
7. Угрозы международному миру и безопасности, создаваемые
террористическими актами : Резолюция СБ ООНS/RES/1373 (2001)
[Электронны ресурс] - режим доступа. -
http: //www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2001.shtml
8. Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года, принятый резолюцией 60/1 Генеральной Ассамблеи от 16 сентября 2005 года. -
[Электронный ресурс] - режим доступа URL:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/outcome2005.shtml
Литература
1. Аксенов, А.Б. К вопросу о реформировании Совета Безопасности ООН и определении статуса права вето / А.Б. Аксенов // Вестник экономики, права и социологии. - 2017.- № 4. - С. 125-129.
2. Алдашев, Н.Б. Взаимоотношения между отдельными органами в системе ООН: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Н.Б. Алдашев. - СПб., 1993. - 26 с.
3. Бекяшев, К.А. Право Организации Объединенных Наций. Специализированные учреждения ООН / К.А. Бекяшев // Международное публичное право: учеб. / Отв. ред. К.А. Бекяшев. - М.: Проспект, 2009. - 1008 с.
4. Блищенко, И.П. Проблема координации деятельности органов и организаций системы ООН и повышения их эффективности / И.П. Блищенко, А.П. Бикулов // Советский ежегодник международного права. - М., 1968. - С. 26-31.
5. Бобров, Р.Л. Организация Объединенных Наций (международно-правовой очерк) / Р.Л. Бобров, С.А. Малинин. - Л., 1959. - 83 с.
6. Бобров, Р.Л. О правовой природе Организации Объединенных Наций / Р.Л. Бобров // Советский ежегодник международного права. - М., 1960. - С. 239-240.
7. В Кремле назвали условия реформы СБ ООН - [Электронный ресурс] - режим доступа - http://www.tvc.ru/news/show/id/136545(дата обращения 25.05.2018)
8. Валеев, P.M. Международное право. Особенная часть: учебник для вузов / Р.М. Валеев, Г.И. Курдюков. - М., 2010. - 496 с.
9. Вельяминов, Г.М. Международное право: опыты / Г.М. Вельяминов. - М., 2015. - 1006 с.
10. Говердовская, Т.В. Значение реформирования Совета Безопасности ООН для поддержания международного мира и безопасности: дис. ... канд. юрид. наук / Т.В. Говердовская. - М., 2010. - 170 с.
11. Ефимов, Г.К. Генеральная Ассамблея ООН / ПК. Ефимов. - М., 1969. - 191 с.
12. Заемский, В. Необходимость перемен в ООН / В. Заемский // Международная жизнь. - 2015. - № 9. - С. 42-46.
13. ИТАР-ТАСС. Интервью главы МИД РФ С. Лаврова. 11 сентября 2014
г. - [Электронный ресурс] - режим доступа -
URL:http://tass.ru/politika/1433246
14. Казахстан предложил реформировать Совет Безопасности ООН. -
[Электронный ресурс] - режим доступа - URL: https://ria.ru/
world/20170824/1500993620.html
15. Каламкарян, Р.А. Международное право: учебник / П.А. Каламкарян, Ю.И. Мигачев. - М., 2014. - 688 с.
16. Калядин, А.Н. Роль принуждения в поддержании режима нераспространения оружия массового уничтожения / А.Н. Калядин // Юрист- международник. - 2017. - №1. - С. 26-29.
17. Кашкин, С.Ю. Европейский Союз : Основополагающие акты в редакции Лиссабонского договора с комментариями / С.Ю. Кашкин. - М., 2010. - 650 с.
18. Ключихин, Е.А. Современные межправительственные организации в миро политическом пространстве / Е.А. Ключихин // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 конвента РАМИ. в 10 томах / под ред. А.Ю. Мельвиля. - М., 2007. - Том 1. - 369 с.
19. Кожевников, Ф.И. Международный Суд Организации Объединенных Наций. Организация, цели, практика / Ф.И. Кожевников, Г.В. Шармазанашвили. - М., 1970. - 160 с.
20. Костоева, П.М. Международный суд ООН и прогрессивное развитие международного права: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук / П.М. Костоева. - М., 2004. - 22 с.
21. Крылов, С.Б. Материалы к истории Организации Объединенных Наций / С.Б. Крылов. - М., Л., 1949. - Вып. 1. - 421 с.
22. Кузнецова, А.В. Нормотворческая деятельность Генеральной Ассамблеи / А.В. Кузнецова // Право и политика. - 2017. - № 6. - С. 55-59.
23. Кутейников, А.Е. Международные межправительственные
организации: социологический подход / А.Е. Кутейников // Журнал
социологии и социальной антропологии. - 1999. - Том. 2. - Вып. 4.
24. Лавров считает невозможным договориться по реформе СБ ООН за два года - [Электронный ресурс] - режим доступа - URL: https://ria. ru/world/20171017/1506982693.html
25. Левин, Д.Б. Основные проблемы современного международного права / Д.Б. Левин. - М., 1958. - 275 с.
26. Лукьянов, В.Ю. ООН в современном мире: проблемы, тенденции, перспективы / В.Ю. Лукьянов // Научно-технические ведомости Санкт- Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2015. - Вып. 2(220). - 246 с.
27. Маланчук, П. Введение с международным правом с Ейкхерстом / Пер. с англ. / П. Маланчук. - Харьков: Консум, 2000. - 592 с.
28. Малинин, С.А. О критериях правомерности резолюций Генеральной Ассамблеи ООН / С.А. Малинин // Правоведение. - 1965. - № 2. - С. 121-123.
29. Малкина, И.Б. Международные неправительственные организации в современном международном праве: дис. ... канд. юрид. наук / И.Б. Малкин. - Казань, 2001. - 194 с.
30. Маргиев, В.И. Вспомогательные органы ООН / В.И. Маргиев // Государство, право и демократия в условиях развитого социалистического общества. Тезисы докладов 2-ой научно-теоретической конференций аспирантов (2-4 февраля 1973 г.). - М., 1973. - 316 с.
31. Медведев, A.M. Правовой статус секретариата ООН и вопрос о реорганизации этого органа: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.М. Медведев. - М., 1963. - 24 с.
32. Медведев, A.M. Правовой статус секретариата ООН // Вопросы международного права. Международные организации / под ред. И.П. Блищенко. - М., 2009. - С. 75.
33. Международное публичное право: учебник / отв. ред. К.А. Бекяшев. - М., 2014. - 1008 с.
34. Мойнов, С.Г. Главные органы ООН: учеб. пособие / науч. ред. В.И. Потыго. - М., 1987. - 169 с.
35. Мохаммад, Т. Глобальные и региональные системы коллективной безопасности на современном этапе (международно-правовые аспекты): Дисс. д-ра. юрид. наук / Т. Моххамад. - М., 2002. - 404 с.
36. Мунтян, М.А. Основы теории международных отношений / М.А. Мунтян. - М., 2007. - 216 с.
37. Неклюдов, Ю. Подопечные территории ООН / Ю. Неклюдов // Международная жизнь. - 1975. - № 10. - С. 158-159.
38. Обращение президента России В. Путина. 18 марта 2014 г. -
[Электронный ресурс] - режим доступа - URL:
http://kremlin.ru/events/president/news/20603(дата обращения 25.05.2018)
39. Ограничение права вето в СБ ООН поддержали 114 стран, заявил Лихтенштейн - [Электронный ресурс] - режим доступа - URL: https:// ria.ru/world/20170923/1505392044.html
40. ООН. Генеральная Ассамблея. Сессия 48-я. 1993 г. Официальные
отчеты: 64-е пленарное заседание. П. 33 повестки дня. - [Электронный ресурс] - режим доступа - URL: http://www.academia.edu/12440956(дата обращения 25.05.2018)
41. ООН. Генеральная Ассамблея. Сессия 49-я. 1994 г. Официальные
отчеты: 32-е пленарное заседание. Выступление представителя РФ Ю. В. Федотова. - [Электронный ресурс] - режим доступа - URL:http://aprp- msal.ru/netcat_files/521/703/Stranitsy_iz_APRP_2_2016_24
42. Романов, В.А. Резолюция Совета Безопасности ООН и установление важной нормы международного права / В.А. Романов // Московский журнал международного права. - 1999. - № 3 (35). - С. 227-281.
43. СБ ООН 29 мая по инициативе Польши проведет первое за год заседание по Украине - Электронный ресурс] - режим доступа -URL:http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5175560(дата обращения 25.05.2018)
44. Савельев, А.Н. Фикция международного права и реальность американского «рейха» / А.Н. Савельев // Казанский журнал международного права. - 2017. - № 1. - С. 138-146.
45. Украина созвала специальное заседание Совета безопасности ООН - [Электронный ресурс] - режим доступа - URL: http://fakty.ua/261621-ukraina- sozvala-specialnoe-zasedanie-soveta-bezopasnosti-oon
46. Федоров, В.Н. Организация Объединенных Наций, другие международные организации и их роль в XXI веке / В.Н. Федоров. - М.: Логос, 2005. - 944 с.
47. Фельдман, Д.И. Генеральная Ассамблея ООН и вопросы развития международного права / Д.И. Фельдман. - Казань, 1968. - 235 с.
48. Хейли: декларацию о реформе ООН подписали 128 стран -
[Электронный ресурс] - режим доступа - URL:
http://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/4571441
49. Цыганков, П.А. Теория международных отношений / П.А. Цыганков. - М., 2012. - 590 с.
50. Черниченко, С.В. Контуры международного права. Общие вопросы / С.В. Черниченко. - М., 2014. - 592 с.
51. Шагаева, Э.И. Роль Совета Безопасности ООН в укреплении режима нераспространения ядерного оружия / Э.И. Шагаева // Пробелы в российском законодательстве. - 2010. - № 2. - С. 396- 402.
52. Щербак, И.Н. Роль Совета Безопасности ООН в поддержании мира на современном этапе / И.Н. Щербак // Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России. - 2013. - № 9. - С. 6-9.
53. Яновский, М.В. Генеральная Ассамблея ООН: международно-правовые вопросы / М.В. Яновский. - Кишинев, 1971. - 131 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ