Глава 1. Сущность и основные принципы реализации методов обучения дизайн-проектированию интерьера 7
1.1 Основные методы обучения в дизайн-образовании 7
1.2 Виды методик обучения дизайн-проектированию интерьера 16
1.3 Клаузура как метод обучения дизайн-проектированию интерьера в
системе дополнительного образования 27
Глава 2. Формирование практических умений и навыков в создании клаузуры. Разработка курса 33
2.1 Приобретение практических навыков с помощью клаузуры 33
2.2. Содержание учебного курса по основам дизайн-проектирования
интерьера 35
2.3 Разработка наглядного пособия 40
Заключение 43
Библиографический список 45
Приложения 50
Актуальность данного исследования заключается в том, что в современном образовательном процессе все большее значение придается развивающему обучению и технологии творчества, развитию наблюдательности, инициированию вдохновения, умению выразить востребованную цель, быстрому решению рутинных задач. В силу специфики современного мира, в быстром ритме жизни, чтобы успеть сделать все дела, людям важно получать знания за короткий промежуток времени и в доступной форме.
Подстраиваясь под темпы современного мира, было решено создать краткий курс, который включает в себя три занятия - теорию и практику, где представлены основы дизайна, основы композиции с применением практических умений в виде академического рисунка и клаузуры, которых достаточно для общего введения в качестве базового уровня, не требующего специальной подготовки.
В книге «Педагогика. Основы общей педагогики. Дидактика», авторами которого являются И. И. Прокопьев и Н. В. Михалкович, говорится о том, что метод обучения - это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, который направлен на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.
В. П. Беспалько, в своей книге «Слагаемые педагогической технологии», предоставил качественную шкалу для оценки уровня усвоения знаний и умений в зависимости от того, какой вид деятельности они могут информационно обеспечить: узнавание информации; воспроизведение информации; совершение проективной деятельности по усвоенному алгоритму (репродуктивная деятельность); осуществление продуктивной деятельности на основе самостоятельно построенной программы (творческая дельность). Некоторые ученые подразделяют методы на три категории: словесные, наглядные и практические. Разработчиками данной классификации являются С. Г. Шаповаленко, Е. И. Голант, Н. М. Верзилин. Эта классификация получила довольно широкое распространение, она была простой и доступной. Но все же она не устоялась. Р. Г. Лемберг не был согласен с данной классификацией, и мотивировал свое мнение он тем, что слово и речь не есть источник знания. По его мнению, образ - это первичный компонент в познавательной деятельности, а практика - это критерий истины.
По такому принципу было решено соединить все три категории: словесную, наглядную и практическую, в единую методику обучения в виде курса. Где в словесном будет обучение основам дизайн-проектирования интерьеров и основы композиции. Построение академического рисунка и клаузуры будет выступать в качестве практического задания и дополнительно наглядное пособие для более быстрого и легкого усвоения материала. На сегодняшний день методика обучения дизайн-проектированию в системе дополнительного образования связана с индивидуальными методами обучения. Методы обучения классифицируются на метод готовых знаний и исследовательский метод. В первом случае ученики воспринимают, а после осознают информацию, которую передал учитель. Второй метод направлен на самостоятельное изучение материала, и последующее его освоение.
В современном мире клаузура становится методом систематически применяемого упражнения, которая положительно влияет на творческие способности и фантазию, даёт возможность визуализировать возникшую идею в виде макетов, художественных композиций, графиков и эскизов. Клаузура представляет собой творческие задания, которые выполняются за определенный временной промежуток от 2 до 6 часов. Важно показать, что метод клаузур не только выявляет уровень профессиональных компетенций, но и также способствует приобретению навыков самостоятельной творческой работы.
Цель исследования: разработка учебного курса по основам обучения дизайн-проектированию интерьера в дополнительном образовании.
Задачи исследования:
- изучить методы обучения, их виды;
- изучить методы обучения дизайн-проектированию;
- изучить основы композиции, закономерности построения объемно-пространственных форм;
- изучить основы клаузуры и применение данного метода в системе обучения дизайн-проектированию интерьера;
- разработать учебный курс, дизайн обложки и сверстать наглядное пособие;
Объект исследования: дизайн-проектирование интерьера в системе дополнительного образования.
Предмет исследования: обучение основам дизайн-проектирования интерьера.
Методы исследования:
- теоретико-методологический анализ и синтез педагогической и методической литературы;
- изучение и анализ подготовки специалистов в области дизайна;
- методы педагогического проектирования (обобщение, сравнение, абстрагирование, прогнозирование)
Источники исследования: при написании работы была использована литература российской педагогической науки, которая располагает научными исследованиями в области дизайнерской и проектной деятельности учащихся образовательных учреждений (Н. Н. Арекаева, П. Р. Атутов, П. Н. Андреянов, С. Я. Батышев, В. А. Поляков, Г. В. Рубина, В. Д. Симоненко, В.
Е. Бакдасарова, Ю. К. Хотунцев, Е. А. Зайцев и др.), где рассматриваются дидактические и методические возможности метода проектирования интерьера [15,22].
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы была подобрана и изучена литература, которая соответствует выбранной теме. Были изучены методы обучения, основы дизайна, композиции, клаузуры.
Анализ социологической, философской, педагогической и психологической литературы позволил установить, что вопросами эстетического воспитания подрастающего поколения с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагогики, психологи, стремившиеся использовать эстетическое воспитание в целях утверждения определенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов.
В античные времена почти единственным средством формирования эстетической культуры признавалось искусство, и смысл эстетического воспитания понимался, прежде всего, в духе формирования художественных способностей. Теоретики эпохи Возрождения важнейшим средством гуманистического воспитания считали искусство. Овладение средствами искусства входило как необходимый элемент в систему подготовки универсально-образованного человека [16,28,29].
В процессе анализа научно-педагогической литературы установлено, что эстетическое воспитание является высшим достижением педагогики и психологии, оно развивается на "стыке" ряда других общественных наук и основывается на методологических установках теории воспитания [28,29]
Педагогика определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей [28]. Этому и учат сферы изобразительного искусства и дизайна. Поэтому очень важно как в общеобразовательной системе, так и в системе дополнительного образования, расширять и углублять творческие знания и умения учащихся, которые в дальнейшем послужат надежным фундаментом для жизни, профессиональной деятельности и общения.
В современном образовательном процессе все большее значение придается развитию обучения методике и технологии творчества, развитию наблюдательности, инициированию вдохновения, умению выразить востребованную цель, быстрому решению рутинных задач. В силу специфики современного мира, в быстром ритме жизни людям важно получать знания за короткий промежуток времени и в доступной форме. Подстраиваясь под темпы современного мира, было решено создать краткий курс, который включает в себя три занятия - теорию и практику, где представлены основы дизайна, основы композиции с применением практических умений в виде академического рисунка и клаузуры, которых достаточно для общего введения.
На основе подобранной информации был разработан курс «Дизайн интерьера с нуля». Идёт как базовый уровень, не требующий специальной подготовки.
Курс направляет людей с выбором профессии, дает понять, подходит ли человеку такая сфера деятельности, а также тем, кто хочет пополнить свои знания для общего развития.
С помощью курса повышается уровень знаний, творческое восприятие, появляется мотивация узнать больше о дизайне как о профессии.
Также было создано наглядное пособие. Такое использование метода обучения дает высокий результат при обучении и дает возможность учащимся воспринимать подаваемую информацию не только в аудиальном, но и визуальном виде, что следует увеличению методической значимости проведенного занятия.
1. Арекаева Н.Н. Искусство: методическое пособие. - М., 2010
2. Апанасенко О.Н., Потемкин А.В. Методический аспект творческого воспитания школьников: методическое пособие. - Барн: изд. БГПУ, 2005. - 150 с.
3. Балакина, Е.И. Искусство и зритель: азы общения // Ступени творчества: учебно-методическое пособие. - Барн., 2003. - 42-47 с.
4. Брингхерст Р. - Основы стиля в типографике 2006 г.
5. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1989.
6. Бакдасарова В.Е. Выявление методов дизайна для обучения студентов факультетов технологии // Педагогика и психология: от вопросов к решениям: сб. науч. тр. по итогам Междунар. науч.-практ. конф. Томск, 2016. № 1. 76 с.
7. Барташевич А.А., Дягилев Л.Е., Климин Р.М. и др. Основы композиции и дизайна мебели/Серия «Высшее образование». - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 192 с.
8. Викторова Т. С. Системы компьютерной графики. Учебное пособие, том 13 - Вязьма: филиал ФГБОУ ВПО «МГИУ» в г. Вязьме, 2012. - 165с.
9. Воронов, Н.В. Дизайн: русская версия / под ред. Г.В. Вершинина. - М.: Тюмень, 2003. - 208 с.
10. Воронцов С. Г., Болгов М.С., Артемьева И. А. Электронное портфолио как средство сопровождения студентов в образовательном процессе вузов. Владивосток, 2011. - 286 с.
11. Власенко О.В. Методы и средства преподавания проектирования в дизайне среды // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view7idM9939 (дата обращения: 16.07.2019).
12. Грамотный дизайн [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.lavel-ufa.ru.
13. Голомбински К., Хаген Р. Добавь воздуха! Основы визуального дизайна для графики, веб и мультимедиа. СПб.: Питер, 2012. - 350 с.
14. Галустов А.Р., Глухов В.С. Квалификационные работы: Технология написания, оформления и защиты: курс лекций. - Армавир: РИЦ АГПА.
2011, - 224 с.
15. Гурский Ю. А., Васильев А. В. Photoshop CS. Трюки и эффекты {+CD}. - СПб.: Питер, 2012. - 89 с.
16. Графический дизайн в России: основные этапы [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://www.referatbank.ru/referat/preview/7884/referatgraficheskiy-dizayn-rossii- osnovnye-etapy-razvitiya.html.
17. Дуг Лемов «Мастерство учителя. Проверенные методики выдающихся преподавателей» 2007. - 160с.
18. Драйден Г., Вое Д. Революция в обучении / Пер. с англ. М., 2003.
19. Дизайн: Иллюстративный словарь-справочник / Под ред. Г.Б. Минервина, В.Т. Шимко. М.: Архитектура-С, 2004. - 288 с.
20. Додсворт, Саймон. Фундаментальные основы дизайна интерьеров: [учеб. пособие]. М.: Тридэ Кукинг, 2011. - 184 с.
...