Технология создания художественной куклы из запекаемых полимерных
масс коллажным способом в процессе проектно-творческой
деятельности студентов художественных направлений средних
профессиональных заведений
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУКЛЫ ....8
1.1 Возникновение и развитие куклы 8
1.2 Художественная авторская кукла как произведение декоративно-прикладного
искусства 15
1.3 Технологии создания авторских художественных кукол 23
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУКЛЫ 32
2.1 Традиционные программы и методы обучения учащихся творческо-проектной
деятельности 32
2.2 Технологическая последовательность создания авторской художественной куклы
из запекаемой полимерной массы коллажным способом 40
2.3 Методическое обоснование и описание рабочей программы для студентов
художественных направлений средних профессиональных заведений по созданию авторской художественной куклы из полимерных масс коллажным способом 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Технологии, применяемые при создании авторской художественной куклы 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Моделирование скульптурных элементов 72
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Рабочая программа дисциплины 91
Жанр авторской художественной куклы зародился в искусстве совсем недавно. Произошло это именно тогда, когда магазины детских игрушек заполонили куклы серийного производства. Запад пережил «кукольный» бум приблизительно полвека назад. Тогда в Европе появились первые специализированные выставки, школы и «кукольные» аукционы. Советские же художники-кукольники воспринимали свою работу исключительно как интересное хобби, даже не подозревая, что создание куклы - это серьезная профессия.
На сегодняшний день можно сказать, что в России происходит настоящий кукольный бум. То, что раньше почиталось «блажью», стало модой. Коллекционировать кукол стало не менее престижно, чем картины или бриллианты. Среди знаменитых коллекционеров кукол современности Александр Абдулов, Ольга Окуджава, Ирина Уварова-Даниэль, Деми Мур (кстати, в коллекции последней есть 12 кукол современной русской кукольницы Татьяны Баевой), Элтон Джон, Робин Уильямс, Селин Дион, супруга экс-президента США Барбара Буш. Кукол коллекционировала принцесса Диана [54, с.3].
По неофициальной статистике, в России трудятся около 100 признанных художников - кукольников, к которым следует прибавить несколько сотен любителей. Наиболее интересными и выразительными в художественном отношении являются работы Татьяны Баевой, Н. Бельтюковой, О. Вентцель, О. Герр, А. Дубровиной, Д. Журилкина, Е. Кастийо (Языковой), А. Кукиновой, И. Народицкой, Т. Овчинниковой, Н. Побединой, Ю. Ральниковой, А. Худяковой.
Алтайской край не остался в стороне, и тоже имеет своих мастеров - кукольников, среди которых хочется отметить таких мастеров, как Гудович Николай, Игорь Шапарев, Марина Хихлова, Татьяна Мозжерина, Галина Кровякова, Татьяна Аржанова, Инга Бутина, Анастасия и Игорь Белокрыловы, Елена Кощеева, Марина Анфилова, Татьяна Кобзева, Ольга 3
Устименко, Татьяна Козырева, Олеся Аверина, Юлия и Татьяна Сатариковы, Ольга Яковлева, Татьяна Мальцева, Борис Щербаков. Имена некоторых из них известны не только в России, но по всему миру, их работы приобретаются в частные коллекции и для музейных экспозиций.
Затрагивая тему кукольного дела на Алтае нельзя не сказать о Борисе Андреевиче Щербакове - художнике и режиссере театра кукол, дизайнере, педагоге, члене Союза художников СССР (1978), насыщенная творческая жизнь которого дополнилась педагогической деятельностью. В 1990 г. под его руководством в Новоалтайском художественном училище был осуществлен экспериментальный набор на театрально-декорационное отделение. Выпускники этого набора сегодня известные имена: Сергей Брацевич, Марина Владимирова, Константин Ртищев, Татьяна Хаустова, Оксана Антопуло и др. [26].
Актуальность исследования. Не смотря на современные тенденции в развитии, кукольное искусство имеет и актуальные проблемы, одной из главных является неразвитость системы профессиональной подготовки. В аспекте рассмотрения художественных специальностей, в нашем крае и вообще по России, на уровне среднего профессионального образования не предусмотрены отдельные направления по обучению специалистов - кукольников. В связи с чем, мы видим актуальным вопрос разработки рабочей программы подобного курса в рамках среднего профессионального образования. И, безусловно, его дальнейшей реализации. А в век информационных технологий, массовом развитии интернет-продажи, возможностей реализации продуктов своего творчества во все точки мира, мастер, профессионал своего дела всегда будет востребован.
Изучением авторской куклы как культурного явления ознаменовалось начало XX столетия. Именно в это время обратились к кукольному искусству такие знаменитые художники, как Александра Юкина, Ольга Судейкина, Николай Бартман, Елена и Маргарита Быковские и др. Первоначально данный вид искусства получил активное развитие в Западной Европе и США, в России это искусство получило широкое распространение в начале 1980 г. XX века. За период развития кукольного дела появилось много школ, курсов по изготовлению авторских кукол в различных техниках, и сейчас многие куклы, в том числе российских учеников, представлены в музеях мира.
Авторские куклы представляют интерес не только для художников и коллекционеров, но также для историков, культурологов, искусствоведов. Различные аспекты изучения авторских кукол изучали Б.П. Голдовский, Е.В. Лопаткина, Ю.М. Лотман, А.В. Романова, и др.
В педагогических науках изучаются воспитательные возможности искусства авторской куклы и изучаются различные техники изготовления авторской куклы. Этими вопросами занимались такие ученые как А. Даанен, Л.Н. Романова, В. Феррари и др.
Для создания авторской куклы используются различные материалы - те, которые используются на протяжении всей истории развития мастерства изготовления авторской куклы и те, которые появились совсем недавно.
Сам мастер авторской куклы может попробовать себя в разных направлениях - как портной, скульптор, парикмахер, модельер, ювелир.
Проблема исследования состоит в отсутствии учебных программ для студентов СПО по кукольному делу и в определении возможностей их разработки и внедрения.
Объект исследования: процесс обучения учащихся технологии создания художественной куклы из запекаемых полимерных масс в коллажным способом.
Предмет исследования: технология создания художественной куклы в процессе проектно-творческой деятельности студентов средних профессиональных учреждений.
Цель исследования: разработать рабочую программу курса обучения технологии создания художественной куклы из запекаемых полимерных масс коллажным способом для студентов художественных направлений средних профессиональных учреждений.
Задачи исследования:
1. Проследить историю возникновения куклы от древнейших времен до наших дней;
2. Рассмотреть художественную куклу как произведение декоративно-прикладного искусства;
3. Познакомиться с различными материалами и технологиями создания художественной авторской куклы;
4. Изучить методы обучения в процессе проектно-творческой деятельности студентов художественного направления СПО данной технике;
5. Описать технологический процесс и особенности изготовления художественной куклы из запекаемых полимерных масс коллажным способом.
Методологическая база исследования:
В ходе исследовательской работы были использованы следующие методы работы:
Теоретические: изучение и анализ основной и дополнительной учебной литературы, а также методических пособий и интернет-ресурсов по проблеме исследования;
Эмпирические: изучение опыта преподавателей средних
профессиональных учреждений по работе в данной технике; наблюдение за деятельностью студентов средних профессиональных учреждений данной технике; анализ кукольный сувенирной продукции в России, в Алтайском крае, в краевой столице.
Обзор литературы. Среди работ, посвященных различным типам кукол, их истории развития, теоретическим аспектам, классификации, анализу особенностей, наиболее значимыми являются работы А.Н. Василькова, А.Н. Ананьевой, Н. Д. Бартрама, И.Н. Котовой, Б. П. Голдовского.
О технологии изготовления кукол из полимерных масс посвящены отдельные работы Е. Куниной, Н. Генсицкой, О. Г.Буффье, Тамойкиной, Е. Емашевой.
Необходимо особо отметить работы Н.Ю. Пархомовой, В.В. Серикова, И.П. Подласного, Д.К. Пинто, которые посвящены образовательному процессу и реализации творческих проектов.
Новизна исследования: заключается в разработке модели организации проектно-творческой деятельности студентов средних профессиональных учреждений при изготовлении художественной куклы из запекаемых полимерных масс коллажным методом.
В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью, Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.
В настоящее момент во всем мире искусство авторской художественной куклы переживает новый виток своего развития. На сегодняшний день кукольное дело определило свои направления и течения, в его историю вписались имена его классиков и авангардистов. Можно с уверенностью сказать, что современный этап в истории этого вида искусства характеризуется как наиболее бурный - с большой скоростью появляются все новые материалы и технологии изготовления куклы, в историю вливается множество имен талантливый художников - кукольников. Этот факт что не может не вызывать повышенного интереса со стороны искусствоведов, коллекционеров и просто любителей куклы.
Повышенный интерес подтверждается растущим числом художественных галерей, которых эскпозиционируют авторские художественные куклы, а также появлением книг, тематических журналов и статей. Формируются творческие объединения и кукольные институции, расширяется круг отечественных мастеров, чье творчество признано не только в родной стране, но и за рубежом. За последние 20 лет своего развития искусство кукольного дела приобрело официальный статус, сеичас авторская художественная кукла стоит в одном ряду с другими, давно сложившимися искусствами.
Признание кукольного искусства профессиональным творческим сообществом открыло новые возможности для его развития в нашей стране. Ежегодно проходят десятки крупных выставок и фестивалей, представляющих это новое искусство широкому кругу зрителей - «Международный Салон Кукол» (г. Москва), «Искусство Куклы» (г. Москва), «Парад кукол» (Нижний Новгород), «Фестиваль кукол» (Екатеринбург) и др. Куклы делают сотни признанных мастеров и тысячи просто любителей.
Не остался в стороне и Алтайский край - Государственный художественный музей г. Барнаула активно пропагандирует искусство авторской художественной куклы, организуя различные обучающие мастер- классы по изготовлению куклы, проводя масштабные выставки произведений художников-кукольников - «Куклы в зеркале художественных полотен» (2018г.), «Кукольная страна» (2017г.), «Кукольные истории в советском кино» и др.
Цель таких мероприятий - организовать наглядное знакомство с искусством куклы, поощрить творческую инициативу художников - кукольников.
В настоящее время на Интернет - ресурсах можно найти огромное множество различных курсов и мастер -классов по созданию авторской куклы, но большинство из них составлены обывателями этого вида искусства, при этом учебный материал лишен теоретического обоснования, а в технологическом процессе опущены многие важные моменты.
В нашей выпускной квалификационной работе мы предлагаем рабочую программу обучения по изготовлению авторской художественной куклы из запекаемых полимерных масс для студентов художественных направлений средних профессиональных учебных заведений.
Выбор уровня образования и его направление был не случайным и обоснован сложность процесса, качественно осилить который может обучающийся с уже накопленной теоретической базой знаний по таким академическим дисциплинам, как рисунок, живопись, пластическая анатомия, композиция, колористика, формообразование. Немало важную роль при работе над куклой играет наличие и уровень развития художественного вкуса.
Отличающей особенностью данной обучающей программы от онлайн - курсов и мастер-классов является качественно новый подход. Большинство различных курсов и мастер-классов строится на бездумном повторении технологических процессов за тренинг-мастером, результатом такого обучения являются однотипные куклы. Курс, разработанный нами в ходе настоящего исследования, строится на побуждении учащихся подойти к поставленной преподавателем задаче с творческой стороны, вникнуть в суть проблемы и на основании изученного теоретического материала найти собственные, индивидуальные пути решения поставленных задач. Итогом такого подхода к обучению будут высокохудожественные произведения, выполненные с соблюдением всех технических правил и технологических этапов.
Помимо всех вышеперечисленных преимуществ данного обучающего курса, следует так же несколько слов сказать о самом проектно -творческом методе обучения, который лежит в основе данного курса. На сегодняшний день метод проектов считается одним из наиболее эффективных методов обучения. Практика показывает, что знания, полученные в процессе самостоятельной работы, обладают максимальной прочностью и эффективностью. Выполнив работу от начала и до конца, обучающийся переживает один из этапов самореализации в жизни, наглядно убеждается, как полученные знания и умения находят практическое применение. Этот факт значительно повышает стимул для дальнейшей работы, делает процесс обучения максимально эффективным. Занятия, которые предоставляют право выбора форм реализации задания, открывают максимальные возможности для развития творческих способностей студентов. Педагог при выборе тем, методов и средств обучения не сдержан жесткими рамками, а сама атмосфера на занятиях способствует творчеству и раскрытию индивидуальностей каждого студента. На творческих занятиях продуктивнее реализуются креативные идеи, поощряется инициатива обучающихся.
Безусловно, это совершенно иная форма обучения, чем участие в мастер-классах в онлайн-школах. Уже даже тем, что отличие полноценных занятий от мастер-классов в том, что они будут организованны:
1. коллективно;
2. преподавателем образовательного учреждения, который сможет непосредственно на уроке внести какие-то корректировки в
творческий продукт, направить, посоветовать;
3. в очной, а не заочной форме, что помогает увеличить вовлеченность в процесс.
В заключении еще раз отметим важный факт того, что курс по обучению изготовлению авторской художественной кукле не включен ни в одну урочную или внеурочную программу средних учебных заведений. Так, единственный ВУЗ России в г.Санкт-Петербурге готовит мастеров по изготовлению театральной куклы, все остальные направления пока находятся на уровне мастер-классов и самостоятельных программ изучения и освоения при очной форме или с помощью интернет-ресурсов.
А так как авторская кукла стала, по сути, самостоятельным художественным произведением, которое может после завершения и освоения его изучения приносить прибыль учащимся и стать полноценной сферой из занятости, то актуальность введения подобных программ невозможно переоценить.
1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно - прикладного искусства : учебно-методическое пособие / С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова ; под науч. ред. С. В. Астраханцевой. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 374 с.
2. Белонин, И. В. Работаем над проектом / И. В. Белонин // Школа и производство. - 2004. - № 6. - С. 23-24.
3. Буффье, Г. Руководство лепного искусства / Г. Буффье. - Москва : Эксмо, 2015. - 342 с.
4. Василькова, А. Н. Душа и тело куклы / А. Н. Василькова. - Москва : Аграф, 2003. - 208 с.
5. Винник, И. Мир кукол / И. Винник. - Москва : Астрель, 2010. - 379 с.
6. Генсицкая, Н. Основы кукольной скульптуры / Н. Генсицкая, Н. Клен.
- Москва : [б. и.], 2018. - 86 с.
7. Гете, И. В. Учение о цвете / И. В. Гете. - 2-е изд. - Москва : ЛИБРОКОМ, 2011. - 195 с.
8. Голдовский, В. П. Художественные куклы : большая
иллюстрированная энциклопедия / В. П. Голдовский. - Москва : Дизайн Хаус, 2009. - 296 с.
9. Григорьева, Н. Г. Исследования творческой деятельности педагогов и учащихся / Н. Г. Григорьева // Специалист. - 1999. - № 2. - С. 18-19.
10. Дейнеко, И. Как сделать парик для куклы / И. Дейнеко // Кукольный мастер. - 2006. - № 9. - С. 38-39.
11. Дроздова, Г. В. Современные технологи образования / Г. В. Дроздова // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». - 2007. - № 9. - С. 45-50.
12. Дружинин, В. П. Психология общих способностей / В. П. Дружинин. - Санкт-Петербург : Питер, 2001. - 368 с.
13. Друкер, М. Авторская кукла: моделирование и декорирование / М. Друкер. - Москва : Контент, 2015. - 80 с.
14. Дубровина, О. С. Использование проектных технологий в
формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся / О. С. Дубровина // Проблемы и перспективы развития образования : II международная научная конференция (Пермь, май 2012). - Пермь :
Меркурий, 2012. - С. 124-126.
15. Дьюи, К. Реалистичные фигурки из полимерной глины: техники, секреты, тонкости / К. Дьюи. - Москва : Контэнт, 2016 - 128 с.
16. Единый художественный рейтинг : [справочник]. - Москва : Алев-В, 2017. - 462 с. - Вып. 13.
17. Емашева, Е. Кукольный детский образ, будуарная кукла : [видео -урок] /
Е. Емашева. - URL:
https://www.youtube.com/watch?v=QdgD6yvNzUI&list=PLN3nBLVRzZKxxhg8 HrCbSu-bRXY 1 ZEzYk (дата обращения: 02.06.2021). - Изображение
(движущееся ; двухмерное) : видео.
18. Жохов, А. Л. Формирование опыта творческой деятельности как проблема подготовки специалистов среднего звена (теоретический аспект) / А. Л. Жохов, М. С. Спирина. - Москва : Изд. Центр АПО, 2001. - 180 с.
19. Зеер, Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер, Г. М. Романцев // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 78¬85.
20. Зимина, 3. И. Текстильные куклы / З. И. Зимина. - Москва : Ладога-100, 2007. - 63 с.
21. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. - 2-е изд., доп., испр. и перераб. - Москва : Логос, 2005. - 384 с.
22. Золотцева, В. В. Система активных методов обучения и развитие профессиональной компетентности / В. В.Золотцева, Л. Н. Козлова // Среднее профессиональное образование. - 2007. - № 4. - С. 28-31.
23. Иванцова, Л. Мир кукольного театра / Л. Иванцова, О. Коржова. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 320 с.
24. Измерение в среднем образовании / Д. Бартелеми, Р. Риба, Ц. Бизеа, Ж.-М. Лекрерк // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2000. - № 6. - С. 123-133.
...