Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ДИЗАЙН (ПО ОТРАСЛЯМ)» В РАМКАХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №91601

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

информационные системы

Объем работы116
Год сдачи2021
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
166
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 11
1.1. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ЗАРУБЕЖНОЙ НАУЧНОЙ
ЛИТЕРАТУРЕ 12
1.2. ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ НАУЧНОМ
ПРОСТРАНСТВЕ 20
1.3. РОЛЬ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
СТУДЕНТОВ 29
ГЛАВА II. РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ
СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ “ДИЗАЙН (ПО
ОТРАСЛЯМ)” В СПО 36
2.1. ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС КАК СРЕДСТВО
ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 36
2.2. ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА
«ОСНОВЫ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ». АНАЛИЗ ПРОВЕДЕННОГО АНКЕТИРОВАНИЯ 43
2.3. СТРУКТУРА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО КУРСА ПО
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ НА ПЛАТФОРМЕ MOODLE 47
2.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО
ЭЛЕКТРОННОГО КУРСА ПО ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 69


XXI век - век информационных технологий, в котором постоянно происходит активное внедрение новых цифровых устройств во все сферы жизни общества. Цифровые технологии, выступающие в роли высокотехнологичного средства коммуникации, развиваются и совершенствуются, становятся не только незаменимыми источниками самообразования и образования, но и важным инструментом для развития цифровой грамотности и российского цифрового пространства.
Развитие цифрового общества - основная задача государственной политики. Данная стратегия утверждена в Указе Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [2].
В контексте программы «Цифровая экономика Российской Федерации» подчеркивается необходимость в повышении степени информированности и цифровой грамотности населения. Поставлена задача, что к 2024 году количество выпускников высшего и среднего профессионального образования должны обладать компетенциями в области информационных технологий на среднемировом уровне [3].
Однако нарастающие темпы цифровизации опережают цифровые навыки основной массы пользователей. Для современных студентов, выросших в мире цифрового пространства - огромные возможности, быстрота и доступность Всемирной сети интернет считаются основными составляющими, как в повседневной жизни, так и в учебно-познавательной деятельности. Они легко находят интересующую информацию, активно общаются в социальных сетях и хорошо разбираются в гаджетах. Но чаще их навыки в отборе и поиске информации - переоценены и поверхностны, многие не используют облачные технологии, не знают различных онлайн приложений и инструментов используемых для выполнения дизайнерских проектов.
Поэтому перед средне профессиональным образованием стоит задача в подготовке высококлассных специалистов, способных легко адаптироваться к изменяющимся условиям, владеющими необходимыми навыками и компетенциями в XXI веке, которые имеют большое значение в цифровую эпоху.
Возникает вопрос о развитии и формировании цифровой грамотности студентов направления подготовки "Дизайн (по отраслям)" в СПО и становится важным разработка электронного учебного курса, который будет содействовать повышению компетентности в этой области.
Степень изученности проблемы.
Анализ научной литературы показывает, что понятие «цифровой грамотности» широко применяется в зарубежном и отечественном научно-образовательном пространстве. Но на сегодняшний день в научном сообществе нет единого, общего мнения о том, какие навыки относятся к навыкам цифровой грамотности.
В монографии «Digital Literacy» («Цифровая грамотность») американского писателя и журналиста Пола Гилстера выпущенной в 1997 году, впервые было сформулировано понятие и представлена структура цифровой грамотности, состоящая из четырех элементов, включающих в себя информационную грамотность, медиаграмотность, коммуникативные компетенции и креативные компетенции [58].
Впоследствии данный термин стал использоваться в работах и других зарубежных авторов Д. Баудена [53], Д. Белшоу [54], Б. Чена [55], Я. Эшет- Алкалая [56], Г. Дженкинса [57], Р. Хоббс [61], К. Ланкшеар и М. Нобель [63, 64], М.Д. Остермана [65], Х.А. Спирс, М.Э. Бартлетт [66] и др.
В современной отечественной науке вопросом развития цифровой грамотности занимаются такие исследователи, как Н.Д. Берман [10], А.В. Дмитрова [22], О.В. Ельцова, М.В. Емельянова [23], Д.А. Иванченко [28], Г.П. Коршунов [29], М.В. Слесарь [44], Ж. С. Соболева [45], Г.У. Солдатова [47], А.В. Шариков [51] и др.
Так Н.Д. Берман рассматривает понятие «цифровая грамотность» и определяет его структурные элементы, проводит различие между компьютерной и цифровой грамотностью [10]; О.В. Ельцова и М.В. Емельянова исследуют основные компоненты цифровой грамотности, изучают историю возникновения понятия и его роль в современном обществе. Авторами также определена необходимость формирования цифровой грамотности на всех уровнях образования, и сделан вывод о том, что это один из важнейших навыков для успешного существования в современном мире [23]; Д.А. Иванченко выделяет четыре основных направления цифровой грамотности - медиаграмотность, информационную грамотность, навыки информационной безопасности и работы с цифровой техникой. Определяет её принципы и методы оценки [28]; Г.П. Коршунов предлагает толкование понятия «цифровая грамотность» как социологической категории [29]; Г.У. Солдатова трансформирует понятие «цифровая грамотность» в «цифровую компетентность, определяет направления повышения цифровой компетентности подростков [47], А.В. Шариков представляет авторскую разработку обобщенных теоретических подходов четырехкомпонентной модели в изучении проблемы цифровой грамотности [51].
В статье «Цифровая грамотность и экология глобального сетевого пространства» А.А. Лисенкова раскрывает проблемы цифровой грамотности, представляет необходимость в обучении не только критическому анализу, но и экологическому взаимодействую в сети [33].
Т. А. Бороненко, А. В. Кайсина, В. С. Федотова в статье «Концептуальная модель понятия цифровой грамотности» на основании результатов отечественных и зарубежных научных исследований, посвященных различным видам грамотностей, определяют основные актуальные компоненты цифровой грамотности, выделяют семь главных областей и представляют собственную концептуальную модель понятия цифровой грамотности [12].
В последние годы, проблема формирования цифровой грамотности в образовании современной молодежи освещена в научных статьях Л. Ю. Айснер, С.М. Курбатовой [6], И.В. Гужовой [19], Т.А. Бороненко, В.С. Федотовой [11], И.А. Дерюгиной [21], М.И. Зиневой Л.В. Смолиной [25], Зябревой В.С. [26], М.Б. Лебедевой [32], О.А. Мироновой [36], Н.А. Олифиренко [38], С.Ю. Павлова [39], О.А. Шелюгиной, М.В. Давыденко, А.Г. Степанской [67] и др.
Т.А. Бороненко, В.С. Федотова рассматривают успешность
обучающегося в образовательной среде через осуществление ряда критериев, которые входят в понятие цифровой грамотности [11].
М.И. Зинева и Л.В. Смолина приводят наиболее значимое толкование «цифровой грамотности» и рассматривают актуальные вопросы подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в условиях цифровизации [25].
М.Б. Лебедева пишет о важности формирования и развития цифровой грамотности всех субъектов образовательного процесса и это достигается благодаря возможностям цифровых технологий, которые используются на условиях сотрудничества и взаимодействия [32].
О.А. Миронова рассматривает аспекты развития цифровой грамотности поколений Y и Z в России и анализирует их отношение к цифровому образованию [36].
Стоит отметить, что Н.А. Олифиренко рассматривает учебную среду MOODLE как базовую педагогическую технологию для формирования цифровой грамотности обучающихся СПО в период дистанционного обучения [38].
О.А. Шелюгина, М.В. Давыденко, А.Г. Степанская в статье «Развитие цифровой грамотности в профессиональном образовании как условия устойчивого развития регионов» затрагивают проблему развития цифровой грамотности в сфере регионального профессионального образования. Подтверждается эффективность формирования навыков цифровой грамотности с помощью электронных курсов, которые используются при реализации учебных дисциплин на факультете искусств и дизайна по смешанной модели обучения в Алтгу, благодаря которым студенты знакомятся с различными источниками цифрового контента и возможностями онлайн-приложений [67].
На основании изученной научной литературы можно сделать вывод о том, что роль цифровой грамотности в обучении студентов творческих направлений в контексте средне профессионального образования всё еще не изучена.
Объект исследования - процесс обучения цифровой грамотности студентов направления подготовки «Дизайн (по отраслям)» в СПО.
Предмет исследования - особенности разработки электронного курса «Основы цифровой грамотности» для смешанного обучения.
Цель исследования - формирование навыков цифровой грамотности у студентов направления подготовки «Дизайн (по отраслям)» в средне профессиональном образовании средствами электронного учебного курса.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность и историю развития цифровой грамотности на основе научной отечественной и зарубежной литературы;
2. Рассмотреть роль цифровой грамотности в обучении студентов;
3. Провести анкетирование студентов по направлению подготовки "Дизайн (по отраслям)" в СПО и на основе анализа результатов составить примерную рабочую программу дисциплины;
4. Разработать графические материалы для оформления электронного учебного курса «Основы цифровой грамотности»;
5. Разработать онлайн курс «Основы цифровой грамотности» для студентов СПО по направлению подготовки Дизайн (по отраслям) на основе системы управления обучением MOODLE в аспекте развития цифровой грамотности обучающихся.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
1. Теоретический - анализ и систематизация научной, учебно-методической литературы по теме исследования, её обобщение и сравнение;
2. Эмпирический - изучение и анализ нормативной документации, анкетирование, для определения уровня цифровой грамотности студентов по направлению подготовки "Дизайн (по отраслям)" в СПО.
Основными источниками исследования при выполнении выпускной квалифицированной работы являются:
1. Нормативные документы: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №
273-ФЗ (ред. от 24 марта 2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [1]; указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» [2]; Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Распоряжение
Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [3]; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) [4];
2. Рабочие программы дисциплин, учебные планы - программа подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования (базовая подготовка) 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (в промышленности) на базе основного общего образования (утв. ФГБОУ ВО «АлтГУ» от 16.07.2020) [5];
3. Результаты проведенного анкетирования (Приложение 3,4).
Теоретическая и практическая значимость заключается в том, что полученные материалы в ходе исследования могут найти свое применение в дальнейших исследованиях по вопросам развития цифровой грамотности студентов, а разработанный электронный учебный курс может быть применен в вариативной части учебного плана при смешанном обучении направления подготовки «Дизайн (по отраслям)» в средне профессиональном образовании.
Объем и структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из 116 страниц, введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы, приложения.
Во введении раскрыта актуальность, определены предмет и объект исследования, цель и задачи, методы и источники исследования, теоретическая и практическая значимость исследования, объем и структура выпускной квалифицированной работы.
Первая глава посвящена теоретическим и историческим предпосылкам формирования цифровой грамотности. В первом параграфе первой главы рассматривается становление цифровой грамотности в науке зарубежных стран. Во втором параграфе первой главы рассмотрены, проанализированы и приведены примеры развития цифровой грамотности в отечественном научном пространстве. В третьем параграфе первой главы рассматривается роль цифровой грамотности в обучении студентов.
Вторая глава посвящена разработке электронного учебного курса для студентов направления подготовки «дизайн (по отраслям)» в СПО. В первом параграфе второй главы электронный учебный курс рассматривается как средство для повышения цифровой грамотности студентов в образовании. Во втором параграфе второй главы рассматриваются подходы к разработке электронного учебного курса, а также проведен анализ анкетирования. В третьем параграфе второй главы представлена структура учебного курса по специализации на платформе MOODLE. В четвертом параграфе второй главы представлены методические аспекты реализации учебного курса по цифровой грамотности.
В заключении сделаны выводы и подведены итоги по теме исследования.
Список источников и литературы состоит 67 наименований, в который входят нормативные документы, рабочие программы дисциплин, учебные планы, научная и учебно-методическая литература, как печатном, так и в электронном виде.
В приложения включены схемы, диаграммы, скриншоты этапов разработки электронного учебного курса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цифровые технологии быстро и уверенно входят в нашу жизнь, развиваются и захватывают всё новые сферы. Развитие способности эффективно и безопасно применять цифровые технологии, использовать цифровые знания, умения и навыки для решения проблем в определенном контексте (сфере деятельности) является одной из важнейших потребностей современного общества и продиктовано требованиями образовательных стандартов.
Цифровая грамотность - это один из важнейших жизненных навыков, влияющий на все области современной жизни и профессиональной деятельности. Это навык, который нужно постоянно развивать.
Анализ литературы и источников, позволил выявить актуальность разработки электронного учебного курса, способствующему развитию и формированию цифровой грамотности студентов направления подготовки «Дизайн (по отраслям)» в средне профессиональном образовании.
Роль цифровой грамотности в обучении студентов неоспорима. На сегодняшний день, актуальные вопросы формирования и развития цифровой грамотности студентов требуют разработки программ и инновационных методик преподавания. Для развития цифровой грамотности целесообразно использовать сценарий, где предусмотрено равное соотношение традиционного и электронного обучения с использованием проблемного обучения, обеспечение образовательного процесса модульными курсами, направленными на развитие цифровой грамотности, использование активных, интерактивных, проблемных методов обучения, обучения в сотрудничестве, проектного обучения, стратегий развития критического мышления.
Цифровизация общества, дает системе образования новый инструмент в виде информационных образовательных технологий. Данные технологии позволяют усовершенствовать традиционный образовательный процесс, что приводит к повышению эффективности и результативности обучения, формированию общекультурных и профессиональных компетенций у обучаемых.
Использование электронных образовательных ресурсов может стать эффективным инструментом обучения, воспитания и развития студентов, подготовки их к жизни в цифровом обществе. Подрастающее поколение сможет научиться безопасно, разумно, ответственно и эффективно пользоваться доступными цифровыми технологиями и интернет-ресурсами, критически осмысляя происходящее.
Электронный учебный курс «Основы цифровой грамотности», разработанный в системе MOODLE будет содействовать развитию цифровой грамотности студентов.
Данная исследовательская работа может найти свое применение в дальнейших исследованиях по вопросам развития цифровой грамотности студентов, а разработанный электронный учебный курс может быть применен в вариативной части учебного плана при смешанном обучении направления подготовки «Дизайн (по отраслям)» в средне профессиональном образовании.



Источники:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 24 марта
2021 г.) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный
ресурс] - Режим доступа:
http://ivo.garant.rU/#/document/70291362/paragraph/1:0 (дата обращения: 05.05.2021).
2. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 203 "О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
https://base.garant.ru/71670570/ (дата обращения: 06.05.2021).
3. Цифровая экономика Российской Федерации. Программа.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79I5v7yLVuPgu4bv R7M0.pdf (дата обращения: 06.05.21).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего
профессионального образования по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 21.12.2020 № 61657) (Зарегистрирован
23.11.2020 № 658) [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202012220126 (дата обращения: 06.04.2021).
5. Характеристика программы подготовки специалистов среднего звена
среднего профессионального образования (базовая подготовка) 54.02.01 Дизайн (по отраслям) (в промышленности) на базе основного общего образования (утв. ФГБОУ ВО «АлтГУ» от 16.07.2020) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.asu.ru/files/sveden/education/oop/OOP_54.02.01_dizain_1_202 0_2020.pdf (дата обращения: 06.04.2021).
Литература:
6. Айснер Л. Ю., Курбатова С. М. Развитие цифровой грамотности как
условие формирования современной цифровой образовательной среды //Приоритетные векторы развития промышленности и сельского хозяйства: Материалы II Международной научно-практической
конференции. - 2019. - С. 12-17.
7. Андреев А.В., Андреева С.В, Доценко И.Б. Практика электронного обучения с использованием Moodle. - Таганрог: Изд-во. ТТИ ЮФУ, 2008 - 146 с.
8. Азарова В.Н. и др. Возможности электронной образовательной среды MOODLE в организации дистанционного обучения студентов. - 2020. — С. 101-119.
9. Баймуратова Л.Р. и др. Цифровая грамотность для экономики
будущего / Аналитический центр НАФИ [Электронный ресурс] // М.: Издательство НАФИ, 2018. - 86 с. URL:
https://nafi.ru/upload/iblock/8f0/8f019c7e455b141dd16f56a1a926bdd0.pdf (дата обращения: 05.04.2021).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ