ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 9
1.1 ПОНЯТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ 9
1.2 СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ 18
1.3 ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 23
ГЛАВА 2. РОЛЬ ПЕЙЗАЖА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО
ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 29
2.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ. ВИДЫ
ПЕЙЗАЖА 29
2.2 ОБУЧЕНИЕ СТИЛИЗАЦИИ ПЕЙЗАЖНОЙ ЖИВОПИСИ НА
УРОКАХ ИЗО 34
2.3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ПО
СТИЛИЗАЦИИ 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
В настоящее время развитие творческих способностей учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. В нашем мире с молниеносной скоростью происходят изменения, которые затрагивают все области жизни. Объем информации удваивается, а приобретенные знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Поэтому для соответствия условиям современной цивилизации необходимо постоянно быть готовым к изменениям, сохраняя при этом свою уникальность.
Развитие творческого начала, творческих способностей человека всегда оставалась во внимании, как ученых-исследователей, так и педагогов. Психолог Л.С. Выготский, который непосредственно занимался практической работой с детьми, в своей книге «Воображение и творчество в детском возрасте» заметил следующее: «Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее, воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество» [18].
В современной культурной и творческой индустрии, неоднократно отмечалось, что важным звеном в развитии успешной личности являются творческие способности [53].
Проблема воспитания творческой личности не является новой, она широко распространена и как говорилось ранее сейчас стоит наиболее актуально. По данной теме можно отметить ряд исследовательских работ, которыми занимались многие психологи и педагоги. В работах Б.М. Теплова, Р.С. Немова, С.Л. Рубинштейна, Т.С. Комаровой, Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, В.С. Кузина, С.Е. Игнатьева, ученые 3
определяют способности «как индивидуально-психологические особенности ребенка, являющиеся условием успешного выполнения им той или иной продуктивной деятельности. Творчество - процесс динамичный, зависящий не только от природных задатков человека. Творчество развивается и обогащается по мере расширения сферы предметного мира, преобразуемого человеком, объема его знаний и умений. Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико, без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности» [11, с. 133]
В настоящее время перед системой образования выстраивается ряд важных задач, которые в процессе обучения у учащихся должны формировать такие качества, которые будут соответствовать новому времени.
Активным двигателем любой сферы человеческой деятельности является воображения. Его развитием необходимо заниматься с самого раннего детства и продолжать на протяжении всей сознательной жизни. Психологами установлено, что формирование психики человека, его интеллекта, и мироощущения происходит в младших классах, но результат общего развития школьников обнаруживается обычно позже, в подростковом возрасте. Следовательно, перед учителем изобразительного искусства возникает ряд задач для всестороннего развития ребенка на основании развития его творческих возможностей. Где искусство, как раз помогает растущему человеку постигать мир, дает пищу молодому уму, учит его широко и нестандартно мыслить, тем самым способствует гармоничному развитию личности, где пробуждает самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, а так же уверенности в себе.
Таким образом, развивая воображение ребенка, происходит мощный толчок для познания окружающего мира, и способствует воспитанию его как личности, где он самостоятельно принимает решение тех или иные задач, которые сегодня перед ним ставит государство.
Следует отметить, что период подросткового возраста является переходным и критическим в жизни ребенка. Так как нарушается гармония детского организма и начинает формироваться взрослый, что в свою очередь сказывается на психическом состоянии. В этот период воображение также подвергается перелому и дисбалансу, где оно уже не может, как в детстве появляться в свободном виде, и начинает регулироваться логическим, критическим мышлением.
Накапливая большой опыт в методике преподавания изобразительного искусства в начальной школе в нашей стране, неоценимый вклад внесли такие специалисты как А.Д. Алехин, Г.В. Беда, В.С. Кузин, Т.С. Комарова, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.Н. Ростовцев, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.
Большой вклад в методику обучения внесли такие художники- педагоги, как А.А. Дейнека, А.В. Куприн, Ф.В. Антонов, А.М. Дубинчик, В.Я. Кулаков, А.К. Вериго, Л. А. Карнаухов, Д.Н. Домогацкий, О.В. Чистяков, А.С. Трофимов и другие.
Но многовековые методические разработки теряют свою эффективность. Это связано с тем, что однообразным алгоритм, последовательность выполнения действий ограничивает развитие творческих способностей у учащихся среднего и старшего возраста, что впоследствии приводит к затруднениям в решении творческих задач. Поэтому для развития творческого воображения у подростов необходимо разработать, такую методическую модель, которая будет соответствовать новому времени, и постоянно совершенствоваться с учетом информационных возможностях и современных технологий.
В центре системы дисциплин образования у учителя изобразительного искусства выступает обучение декоративно-прикладному искусству. Оно наиболее полно раскрыть творческий потенциал личности, активизировать ее познавательную и творческую деятельность, где в свою очередь мощным катализатором выступает стилизация.
Важность стилизации в контексте развития изобразительных умений и навыков раскрывали многие художники-теоретики, например, такие как Н.Н. Волков, Б.В. Раушенбах, Е.В. Шорохов, К.Ф. Юон, Г.К. Савицкий. Знаменитый художник Николай Николаевич Волков в своей книге «Композиция в живописи» писал, что среди «композиционных задач, задача построения пространства и стилизация является одной из самых важных» [27, с. 45].
В общеобразовательных школах учатся по программам таких педагогов как Б.Н. Неменский, Н.И. Сокольникова, В.Н. Кузин, Б.П. Юсов, которые затрагивают проблему развития умений стилизации.
Была изучена и проанализирована литература, рассматривающая обучение учащихся навыкам стилизации. Для написания первой главы была использована литература следующих авторов: Останина С.А., Авсиян О.А. «Натура и рисование по представлению», Салтыков А.Б. «Самое близкое искусство». Кузина В.С. «Изобразительное искусство», Юсова Б.П. «Изобразительное искусство и детское изобразительное творчество» и Неменского Б.М. «Виды изобразительного искусства и основы образного языка».
Развивать в человеке творческие способности, значит ставить перед ним задачи, благодаря которым, он будет нестандартно мыслить.
Цель исследования: разработать цикл учебных занятий по развитию творческого воображения учащихся среднего и старшего возраста средствами стилизации пейзажной живописи.
В соответствии с поставленной целью определены следующие
задачи исследования:
1. Изучить понятие «творческое воображение» и его характеристики в психолого-педагогической литературе.
2. Рассмотреть способы развития творческого воображения у учащихся среднего и старшего возраста.
3. Выявить возможности пейзажной живописи как средства формирования творческого воображения учащихся.
4. Изучить виды пейзажной живописи.
5. Разработать и апробировать серию уроков по стилизации пейзажной живописи для школьников среднего и старшего возраста.
Объект исследования - творческое воображение учащихся среднего и старшего возраста.
Предмет исследования - стилизация пейзажной живописи как средство развития творческого воображения учащихся среднего и старшего возраста
Методология и методы исследования. Теоретические методы: анализ, синтез, описание, наблюдение, методы сравнительно-исторического и стилистического анализа.
Методологической основой исследования послужили концепции теоретиков, ученых таких как Останина С.А., Авсиян О.А., Кузина В.С., Неменского Б.М, Волков Н.Н., Раушенбах Б.В., Шорохов Е.В., Савицкий Г.К.
Источники:
- труды отечественных и зарубежных психологов, педагогов, историков педагогики; - программно-методические документы, научные труды по вопросам проблематики в образовании по декоративно-прикладному искусству
Теоретическая значимость: состоит в систематизации и обобщении литературы по теме исследования.
Практическая значимость: методические разработки по материалам преподавания стилизации живописного пейзажа могут быть использованы учителями образовательных школ.
Структура и объем выпускной работы разработаны в соответствии с поставленной целью и основными задачами, состоит из двух глав, включающих в себя шесть параграфов, введения и заключения, списка источников и литературы, приложения.
Воображение является важным фактором для формирования творческой личности. В любой сфере деятельности воображение является инновационным двигателем, который запускает масштабные процессы создания и воплощения новейших идей. Ведь в процессе работы воображения возникают идеи, на основе которых человек способен создавать самые смелые и немыслимые окружающего мира.
Развитие воображения является сложной задачей, которую необходимо решить в современном образовании. Современные требования образовательной деятельности основываются на воспитании творчески свободной личности, которая умеет нестандартно мыслить и быстро решать сложнейшие задачи. Новое поколение учеников должно соответствовать высокому уровню развитости, идти в ногу со временем и опережать творческими идеями высокотехнологичные новинки. Развитие будущего нашей цивилизации зависит от наличия развитого творческого воображения творческого потенциала подрастающего творческого поколения.
В процессе данного теоретического исследования была проанализирована, психолого-педагогическая, методическая литература, труды художников-педагогов по проблеме исследования; выявлены и изучены педагогические и психологические условия для успешного и продуктивного развития творческого воображения у учащихся среднего и старшего возраста средствами стилизации пейзажной живописи.
В первой главе рассматривался такой теоретический вопрос, как творческое воображение, в ходе проведенного теоретического анализа используемой литературы, было выявлено, что развитие творческого воображения - это одна из ключевых и сложных задач современного мира, которая необходима для развития творческого потенциала личности.
Новое поколение учеников должно соответствовать высокому уровню развитости, идти в ногу со временем и опережать творческими идеями
высокотехнологичные новинки. Современные требования образовательной деятельности основываются на воспитании творчески свободной личности, которая умеет нестандартно мыслить и быстро решать сложнейшие задачи.
Так же в первой главе проанализировав многочисленные методы, средства и теории, приводит к выводу о том, что развитие воображения наиболее успешно реализуется в условиях создания эмоционального фона в предметно-практической деятельности. Наиболее соответствующей областью развития воображения является художественно-изобразительная
деятельность. Проанализированные возрастные особенности детей подросткового периода свидетельствуют о том, что этот возраст характеризуется резким критическим мышлением к собственной деятельности, которое ограничивает реализацию и развитие творческого потенциала подростка.
В рамках развития художественных навыков метод стилизации и живописный пейзаж может создавать внутренние задачи, которые решает функция воображения, средствами преобразования и ассоциативной работы с образами изображения. Таким образом, работа по развитию воображения должна быть направлена на раскрытие и совершенствование творческих навыков учащихся среднего и старшего возраста, в условиях их направленного самовыражения. Специальные составленные условия и методы развития должны выражаться в предметно практической деятельности в условиях эмоционального и технологического процесса.
Во второй главе как раз предлагаются методические рекомендации для проведения занятий по стилизации пейзажной живописи, которые поспособствуют развитию творческого воображения, а так же приведено богатство и разнообразия пейзажной живописи, ее неограниченные возможности по развитию творческого воображения.
Экспериментальная работа по развитию воображения детей среднего и старшего возраста на занятиях стилизации живописного пейзажа показала положительную динамику роста уровня воображения, показателем которого 47
стало умение учащихся использовать художественно-выразительное средство «стилизация». Целенаправленная работа педагога и комплекс педагогических условий в экспериментальной работе способствует развитию усвоению новых знаний в области средств художественной выразительности, изобразительных навыков, которые используются в творческой работе.
Благодаря применению педагогических методов, формируются условия, раскрывающие познавательные и эмоционально-чувственные качества ученика в восприятии окружающей среды. Использование стилизации в творческой работе как изобразительного средства повлияло на проявление элементов воображения учеников в специфической форме, заключающаяся в декоративной работе над пейзажем и упрощении её элементов. Ученики усвоили знания приемов стилизации и возможности его использования как средства художественной и образной выразительности.
По итогам проделанной работы можно сказать о том, что данное исследование является теоретически значимым в области художественной педагогики. Результаты практической деятельности исследования могут служить основанием для дальнейшего совершенствования методики развития воображения подростков, предложенная система заданий может быть заимствована или направлена на коррекцию и разработку заданий на занятиях композицией в художественных школах и студиях, тем самым обозначая практическую значимость исследования.
Источники:
1. Горина, Е.В., Зверева А.А. Развитие творческого мышления у детей
среднего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности и дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт» [Электронный ресурс] - URL:
http://ekoncept.ru/2015/45116.htm (дата обращения: 20.04.2021).
2. Диагностика уровня творческого потенциала личности с помощью теста
Э. Торренса [Электронный ресурс] - URL:
https://www.sites.google.com/site/celovekvmiretvorcestva/glavnaa- 1/home/tvorcestvo-kak-obekt-psihologii/tvorceskoe-myslenie/diagnostika- kreativnosti-test-torrensa (дата обращения: 27.04.2021).
3. Лекция. Стилизация в декоративной композиции [Электронный ресурс] -
URL: http://baumanki.net/lectures/11- iskusstvo-i-iskusstvovedenie/380-
dekorativno-prikladnoe-tvorchestvo/5192-16- stilizaciya-v-dekorativnoy-
kompozicii.html (дата обращения: 15.04.2021).
4. Кузьмина, И.И. Стилизация в декоративно-прикладном искусстве: методические рекомендации для учащихся / учебный цент «Профессионал» .2015. ИЗО и МХК. [Электронный ресурс] - URL: https: //www. metodkopilka.ru/stilizaciya-v-dekorativnoprikladnom-iskusstve- 61284.Ыт1(дата обращения: 19.04.2021)
5. Малхасян, М.В. Развитие творческого воображения педагога
дополнительного художественного образования: значение, методики, уровни //Педагогика искусства - 2015 - №1. [Электронный ресурс] - URL: http: //www.art-education.ru/electronic-j ournal/razvitie-
tvorchesko govoobrazheniya-pedago ga-dopolnitelno go-hudozhestvenno go (дата обращения: 25.03.2021).
6. Михайлова, Е.В. Возрастные особенности творческой активности учащихся 12-15 лет / Социальная сеть работников образования «nsportal .ru». https: //nsportal .ru/shkola/mezhdistsiplinarnoeobobshchenie/librar y/2016/04/27/vozrastnye-osobennosti-razvitiya (дата обращения: 10.04.2021)
7. Морозова, М.С. Обучение пейзажной живописи на уроках
изобразительного искусства в общеобразовательной школе / М. С. Морозова. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2020. - № 19 (309). - С. 488-490. [Электронный ресурс] - URL:
https://moluch.ru/archive/309/69898/ (дата обращения: 13.05.2021).
8. «Пейзаж в русской живописи» [Электронный ресурс] - URL: http://troisksch.narod.ru/inde/act/6izo2404.pdf
9. Образ в восприятии, воображении и мышлении [Электронный ресурс] - URL: http://www.smartpsyholog.ru/smarts-285- 1.html. (дата обращения: 17.04.202)
10. Шинкарёва, Н. А. Сущность понятий «воображение», «творческое воображение» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Шинкарёва, А. В. Карманова. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015.
- № 24 (104). - С. 1053-1055. - URL: https://moluch.ru/archive/104/24137/ (дата обращения: 14.05.2021).
Литература:
11. Абдирасилов, С.Ф. Изобразительные умения и навыки в процессе выполнения набросков будущих дизайнеров [Текст] / С.Ф. Абдирасилов, Н.А. Исахожаева. - Молодой ученый, 2017. - 420 с.
12. Богоявленская, Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества [Текст] / Д.Б. Богоявленская. - Ростов, 1983. - 173 с.
13. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст]: учеб. особие для студентов высш. учеб.Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
...