ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И СПОСОБЫ ЕГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СРЕДСТВАМ ИЛЛЮСТРАЦИИ 7
1.1. Творческое мышление. Способы развития творческих детей среднего
школьного возраста 7
1.2. Роль художественной иллюстрации в современной системе среднего
школьного образования 14
1.3. Специфика проведения практических занятий на примере дисциплины
«Академический Рисунок» 20
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА КУРСА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЛЛЮСТРАЦИИ 28
2.1. Художественная иллюстрация. Теоретические аспекты книжной
иллюстрации 28
2.2. Разработка теоретической части курса. Создание и анализ наглядных
пособий 35
2.3. Специфика проведения практических занятий. Этапы создания серии
иллюстраций «Гарри Поттера» 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 60
Не будет преувеличением сказать, что основой и первоисточником дизайна и всей современной полиграфической продукции является именно книжный дизайн. Все более широкое распространение получают цифровые технологии, вся информация, передаваемая или получаемая извне, поступает через средства иллюстрации сюжета, будь то рекламный баннер или обертка от конфет. Задача дизайнера правильно адаптировать информацию, которую должен нести арт - объект, и переработать ее в более удобное для современного общества восприятие, и это изображение является иллюстрацией. Таким образом, без лишних слов, за счет рисунка, можно погрузить человека в историю, мир, сказку этого объекта.
Литература - это своего рода врата в науку и мастерство. Автор полагает, то что посредством книжки мы узнаем о минувшем и реальном, приобретаем большое количество познаний, какие понадобятся нам в существовании, при подборе специальности и в множестве иных вариантах. Учащимся всегда любопытно исследовать новейшие, разнообразные энциклопедии. Данное наше первое академическое понимание. Если у ребенка перед глазами имеется только лишь единственный напечатанный текст, постоянно принимать «взрослую» информацию не просто. Познавательная процедура станет значительно увлекательнее, в случае если он станет сопровождаться объяснительными узорами, легкодоступными с целью осмысления ребенка. В подобных вариантах картинка не меньше значима, нежели текстовая сущность.
Иллюстрация содействует осмыслению образного слова, создает понимание о его мысли, проблеме, персонажах, таким образом, содержит в себе оценку событий и героев писательского воздействия. Войти в литературный свет, ощутить, ознакомиться и сдружиться с проживающими в нем персонажами, возлюбить их, ребятам может помочь иллюстрация. По причине этого, то, что жизненный навык детей совершенно минимален, ему сложнее воспроизвести в собственной фантазии то, о чем повествует автор.
Книжная иллюстрация широко включает в себя народные мотивы разных культур, привнося с собой естественную орнаментальность народного искусства, его характерную декоративную плоскостность композиции.
Живая непосредственность рисунка, смелость воображения с карандашом и кистью в руках также часто подсказывают профессиональному художнику пути решительного упрощения художественного языка, выразительного пластического преобразования реальных форм.
Иллюстрируя произведения искусства, которые выбирает ученик, можно отметить большой интерес к процессу создания определенных предметов, желание школьников показать другим конкретную историю своими глазами, глазами самих иллюстраторов - школьников.
Целью данной работы является: создание курса художественной иллюстрации для детей среднего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели нам будет необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать литературу по исследуемой теме;
2) Раскрыть понятие мастерства в общепедагогическом аспекте;
3) Проанализировать значение книжных иллюстраций для восприятия литературных образов;
4) Выделите формы и методы обучения процессу создания иллюстраций художественных и литературных произведений, которые важны в контексте развития навыков и творческого мышления;
5) Создание курса.
Объект исследования: развитие творческого мышления у детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования: книжная иллюстрация в контексте развития навыков и творческого мышления.
Актуальность работы определяется задачами эстетического и познавательного воспитания подрастающего поколения средствами художественной иллюстрации. Развивайте свой творческий дар и закрепляйте свои навыки и умение применять их в реальной жизни.
Исследование основано на результатах работ деятелей в области книжного дизайна.
Для решения этих задач были использованы следующие методы исследования: эмпирические методы, отбор научно - методической
литературы.
Теоретические методы: изучение, анализ и систематизация научно - теоретического, методологического и искусствоведческого материала по теме исследования.
Исследование основано на результатах работ деятелей в области детской иллюстрации, таких как : Алуева М. А., Дехтерев Б. Е., Черчук Ю. Я. и многих других выдающихся представителей этой области.
Причем, учебное пособие «О художнике, о творчестве, о книге» Фаворский В. А. посвятил студентам вузов, готовящих художников - печатников и графиков, но оно станет целесообразно и интересно всем, кто увлекается историей искусства, и чья компетентная работа связана с книгоизданием. В книге представлена история двух независимых, но сопряженных между собой искусств - графического и книжного. По сравнению со своими древнейшими «сестрами» (изобразительное искусство скульптуры и живописи) графика, достаточна, юна - ей приблизительно около пятисот лет. Возможно, согласно этой причине вплоть до этих времен не сформировано стандартное определение данного определения. Книга дает различные интерпретации - как узкоспециализированные, так и масштабные. Но в любом случае графика тесно связана с понятием «искусство книги», которое появилось еще позже, менее ста лет назад, когда книга рассматривалась как завершенное произведение искусства.
Б. Е. Дехтерев также провел выдающуюся работу в книге «Что такое книжная иллюстрация?». Он охарактеризовал детские иллюстрации разных эпох, раскрыл само понятие иллюстрации, и ее значение в книге [31, С. 25]. Он рассказал об истории русской иллюстрации и работах известных художников, их влиянии на раскрытие образов в детском восприятии.
Подлинно художественная иллюстрация всегда тесно сливается с текстом книги, образуя с ним неразрывное единство. Описанный в художественном произведении момент, за счет книжной иллюстрации останавливается, давая возможность попасть в том мир и вселенную, который написал и придумал писатель или поэт.
Процесс создания иллюстраций - это долгосрочная, кропотливая задача. Иллюстрации используются для привлечения внимания аудитории и улучшения восприятия текста. Например, рассматривая книгу, большинство людей сначала обращают внимание на рисунки, и только потом на текст. Иллюстрация - универсальный язык, понятный всем, тем более что язык рисунков работает гораздо быстрее текста - можно выделить главное, при этом риск искажения информации сводится практически к нулю. Поэтому очень важно помочь будущим дизайнерам научиться не бояться привносить что-то новое, возможно, странное и необычное, не бояться своих идей, чтобы передать зрителю подлинные эмоции.
Целью данной работы является разработка курса иллюстрации для школьников.
Задачи:
1) Анализ проведения занятий, творческой деятельности учащихся средней школы.
2) Подготовка информационного материала: краткая теория, описывающая процесс создания иллюстраций и наглядных материалов, отражающая безграничность воображения и возможность их реализации.
3) Структурирование процесса создания иллюстраций для удобства школьников.
4) Определите цели и задачи курса.
Для решения этих задач была сделана серия иллюстраций по мотивам романа Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Таким образом, в ходе работы по созданию иллюстраций были выявлены основные этапы создания, важные нюансы, которым следует уделить особое внимание школьникам непосредственно на аудиторных занятиях курса. В процессе создания иллюстрации был сформирован план самого курса. Это позволило нам опробовать курс на себе.
Цель самого курса - создать серию художественных иллюстраций для учащихся средней школы.
Цели курса:
1) Анализ полученной информации.
2) Анализ иллюстрированного текста. Выбор конкретных тем для дальнейшей иллюстрации.
3) Создание серии эскизов, разработка персонажей.
4) Проработка деталей окончательного варианта иллюстраций.
В конце курса учащиеся получат серию иллюстраций, которые в будущем могут быть использованы в качестве отдельных арт - объектов. При желании студент может продолжить серию иллюстраций, а затем распечатать книгу со своим собственным визуальным материалом. Кроме того, эти иллюстрации могут быть адаптированы для сувенирной продукции, будь то закладка для книги, принт для футболки, плакат, наклейка или открытка, в настоящее время даже чехол для телефона можно создать с вашим собственным индивидуальным изображением.
Процесс создания иллюстраций, основанный исключительно на их моральных характеристиках, создание образов, основанных на личном эмоциональном восприятии текста и сюжета, дает основу и уверенность в своих действиях и возможностях.
1. Алтайский государственный университет : [официальный сайт]. - Барнаул, 2021. - URL: https://www.asu.ru/ (дата обращения: 03.04.2021). - Текст : электронный.
2. Бирман, Ж. Пикассо : графическая биография / Ж. Бирман, К. Убрери ; [пер. с фр. М. Трудов]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. - 344 с. - ISBN 978-5-00117-464-6. - Текст : непосредственный.
3. Гаймалова, К.И. Основы композиции в живописи / К.И. Гаймалова, А.В.
Черокова. - Текст : электронный // Международный студенческий научный вестник : электрон. науч. журнал. - 2015. - № 4-4. - URL:
http://www.eduherald.ru/ru/article/view7id13595 (дата обращения: 22.05.2021).
4. Мастера искусства о композиции. К. Юон. - Текст : электронный // Искусство живописи: смотри, чувствуй, изображай : [сайт]. - URL: https://paintingart.ru/tolkingart/master-about-painting/186-master-about- composition.html?showall=&start=6 (дата обращения: 12.06.2021).
5. Снайдер, Г. В поиске идей : иллюстрированное исследование креативности / Г. Снайдер ; [пер. с англ. М. Скаф]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 144 с. - ISBN 978-5-00117-213-0. - Текст : непосредственный.
6. Сток, Б. Винсент : графическая биография / Б. Сток ; [пер. с англ. М. Скаф]. - 2-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 144 с. - ISBN 978-5-00117-210-9. - Текст : непосредственный.
7. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата) : приказ Минобрнауки России от 01.10.2015 № 1085 (зарегистрировано в Минюсте России 29.10.2015 № 39534). - Текст : электронный // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440304.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
8. Развитие креативного мышления студентов в процессе обучения / А.А.
Жолдасбеков, К.Ж. Ажибеков, М.К. Мамбетов [и др.]. - Текст :
непосредственный // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 2-2. - С. 136-137.
9. Алуева, М.А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения / М.А. Алуева. - Текст : непосредственный // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - № 2. - С. 64-66.
10. Алуева, М.А. Вопросы содержания профессиональной подготовки художников-иллюстраторов книжного издания для детей / М.А. Алуева. - Текст : непосредственный // Современные проблемы педагогических и психологических исследований в сфере профессионального образования : сб. науч. ст. по материалам Научно-практического семинара для молодых ученых, 13-20 сентября 2009 г. / [редкол.: Н.Р. Туравец, А.А. Подлеснов, А.В. Скрипкина]. - Краснодар, 2009. - С. 7-15.
11. Алуева, М.А. Иллюстрация в детской художественной книге : библиографический указатель для студентов вузов культуры и искусств / М.А. Алуева. - Краснодар, 2008. - 22 с. - Текст : непосредственный.
12. Разговор об иллюстрации. Д.С. Битси. - Текст : непосредственный // Иллюстрация : [сборник / сост. Г.В. Ельшевская]. - М.: Советский художник, 1988. - С. 61-63.
13. Беляков, А.А. Философско-педагогическая рефлексия принципа наглядности / А.А. Беляков, Л.А. Буровкина. - Текст : непосредственный // Вестник Тамбовского государственного технического университета. - 2010. - Т. 16, № 1. - С. 212-218.
14. Бенуа, А.Н. Задачи графики / А.Н. Бенуа. - Текст : непосредственный // Искусство и печатное дело. - 1910. - № 2-3. - С. 41-48.
15. Бесчастнов, Н.П. Черно-белая графика / Н.П. Бесчастнов. - М.: Владос, 2005. - 271 с. - ISBN 5-691-00890-0. - Текст : непосредственный.
16. Бородай, А.Д. Профессиональное становление творческой молодежи России в сфере художественной культуры / А.Д. Бородай. - Текст : непосредственный // Знание. Понимание. Умение. - 2014. - № 1. - С. 153¬166.
17. Бордовская, Н.В. Педагогика : учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с. - Текст : непосредственный.
18. Программа занятий графикой на графическом отделении живописного факультета Всероссийской академии художеств на 1937/1938 учебный год / И.Я. Билибин. - Текст : непосредственный // Иван Яковлевич Билибин: Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / [ред.-сост. С.В. Голынец]. - Л., 1970. - С. 54-55.
19. Полевина, Е.В. Методика работы с иллюстрацией детской книги в российских библиотеках : лекция / Е.В. Пелевина ; Моск. гос. ун-т культуры и искуссв. - М.: МГУКИ, 2003. - 22 с. - Текст : непосредственный.
...