Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 40 респондентов (девушки в возрасте 19 - 23 лет).
Есть приложения (методические материалы и результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗИ ГЕНДЕРНЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТИ С ПРЕДСТАВЛЕНИЯМИ О ПАРТНЕРЕ ДЛЯ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ 8
1.1. Психологическая характеристика феномена долговременных отношений 8
1.2. Социально-психологические теории выбора партнера для долговременных отношений 19
1.3. Взаимосвязь представлений о партнере для долговременных отношений с гендерными установками 29
Вывод к главе 1 35
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПАРТНЕРЕ ДЛЯ ДОЛГОВРЕМЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ У РЕСПОНДЕНТОВ С РАЗНЫМИ ГЕНДЕРНЫМИ УСТАНОВКАМИ 37
2.1. Описание выборки, процедуры и методов исследования 37
2.2. Интерпретация результатов исследования 40
Вывод к главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ЦИТИРУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Цель исследования: определить взаимосвязь представлений о партнере для долговременных отношений с гендерными установками.
Предмет исследования: представления о партнере для долговременных отношений, опосредованные гендерными установками.
Объект исследования: система межличностных отношений.
Гипотезы исследования:
1) выбор партнера для долговременных отношений может быть обусловлен характером преобладающих социально-психологических потребностей личности и гендерными ролевыми ожиданиями;
2) выбор партнёра для долговременных отношений может быть связан с представлениями о партнере для долговременных отношений с разными гендерными установками.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были определены следующие задачи исследования:
Теоретические:
1. Дать социально-психологическую характеристику понятию долговременных отношений парных отношений и определить теоретические модели отношений в паре.
2. Описать социально-психологические теории по выбору долговременных отношений.
3. Охарактеризовать взаимосвязь представлений о партнере для долговременных отношений с гендерными установками.
Методические:
4. Подобрать методический инструментарий для достижения поставленной цели.
Эмпирические:
5. Провести сравнительный анализ особенностей межличностных отношений женщин с разными гендерными установками, в том числе в различных возрастных группах (U-критерий Манна-Уитни).
6. Провести сравнительный анализ ценностей и их реализации в поведении женщин с разными гендерными установками, в том числе в различных возрастных группах (U-критерий Манна-Уитни).
7. Провести кросс-корреляционный анализ представлений о партнере для долговременных отношений с разными гендерными установками (χ2).
8. Провести регрессионный анализ для определения обусловленности выбора партнера для долговременных отношений характером преобладающих социально-психологических потребностей личности и гендерными ролевыми ожиданиями (Логистический регрессионный анализ).
Методы исследования: теоретический анализ психологической научной литературы по проблеме исследования, сравнение и обобщение теоретических положений по проблеме исследования, подбор диагностического инструментария, методы опроса и контент-анализа, а также метод обработки эмпирических данных: количественный метод (статистического анализа) и качественные методы (интерпретация).
Методический инструментарий:
1) опросник межличностных отношений А.А. Рукавишников (ОМО) (Приложение 1);
2) методика Ш. Шварца (Ценностный опросник (ЦО) Шварца) (Приложение 2);
3) опросник гендерной идеологии (шкала полоролевой идеологии Р. Калина) (Приложение 3);
4) авторское полуструктурированное интервью (Приложение 4).
Характеристика выборки. Выборку исследования составили 40 респондентов: девушки в возрасте 19 - 23 лет (M=20,83, SD=1,08). Все респонденты являются студентами одного университета, которые обучаются на таких специальностях как Психология и Педагогика. Респонденты были разделены по уровням выраженности ориентации на либеральный и консервативный полюс гендерной идеологии процедурой квартилирование. Были выделены три группы: женщины с либеральной гендерной идеологией (7 человек), женщины с консервативной идеологией (8 человек) и женщины со смешанной идеологией (25 человек).
Изучению отношений между мужчиной и женщиной в психологии посвящено большое количество исследований. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.
В данной главе были изучены такие понятия, как долговременные отношения, их феномены и как они формируются. Так же были перечислены и описаны теории долговременных отношений, авторами которых были З. Фрейд, Р. Уинч, А. Кац, Р. Хилл, А. Мурштейн, Р. Сентерс и др.
Анализ литературы позволяет заключить, что все теории выбора партнера для долговременных отношений объединяются в три идеи. Первая - почти все они базируются на принципе социально-культурной гомогамии. Вторая - механизм выбора партнера представлен как система фильтров (стадий). Третья - устойчивость отношений во многом связана с удовлетворением в отношениях социально-психологических потребностей. Исходя из этого, можно заметить взаимосвязь представлений о партнёре для долговременных отношений с гендерными установками.
В этой главе так же было раскрыто такое понятие, как гендерная идентичность. Гендерная идентичность – основная составляющая социальной идентичности, которая характеризует личность с позиции ее приписывания к мужской или женской группе. На основании гендерной идентичности человек формирует личный субъективный образ.
Изучили аспекты социального поведения и установок. Рассмотрели различные теории гендерных стереотипов. Выяснили, что «гендер» и «пол» ошибочно считают синонимами, но понятие гендера затрагивает психические, культурные и социальные различия, а понятие пола — только биологические различия.
Гендерная теория делает вывод о том, что более важную роль в общественной системе играет не собственно биологический пол индивида, а совокупность социальных функций и ролей, предписываемых представителям этого пола, и те гендерные модели поведения.
Очевидно, что изучение и анализ представлений о партнере для долговременных отношений у людей с разными гендерными установками актуально в наше время.
Во второй главе был проведен сравнительный анализ особенностей межличностных отношений, ценностей их реализации в поведении у женщин с разными гендерными установками, в том числе в различных возрастных группах, на основании результатов которого можно сделать следующие выводы.
Между женщинами с либеральной, консервативной и смешанной гендерной идеологией нет различий в выраженности потребностей создания и поддержания отношений с другими людьми, в том числе посредством доминирования или эмоционального содержания.
Для женщин с консервативной гендерной идеологией характерна большая значимость ценности конформности и большая склонность реализовывать в поведении ценности традиции, по сравнению с женщинами с либеральной идеологией.
Был проведен кросс-корреляционный анализ представлений о партнере для долговременных отношений с разными гендерными установками, на основании результатов которого можно сделать следующие выводы.
Вне зависимости от гендерной идеологии, потребности женщин, которые они удовлетворяют в отношениях, мешающие черты партнеров распределяются схожим образом. В тоже время, для женщин с консервативной гендерной идеологией характерна большая значимость в портрете идеального партнера такой черты, как смелость. Помимо этого, существует тенденция к большей значимости для женщин с либеральной гендерной идеологией наличия у партнера заботы для удовлетворения собственных потребностей, реализуемых в отношениях; а также представления о наличии в портрете идеального партнера такой черты, как искренность.
Полученные результаты подтверждают гипотезу о том, что выбор партнёра для долговременных отношений может быть связан с представлениями о партнере для долговременных отношений с разными гендерными установками.
Был проведен регрессионный анализ для определения обусловленности выбора партнера для долговременных отношений характером преобладающих социально-психологических потребностей личности и гендерными ролевыми ожиданиями, на основании которого можно сделать следующие выводы.
Можно предполагать обусловленность стремление к удовлетворению в отношениях следующих потребностей, характером преобладающих социально-психологических потребностей личности и гендерными ролевыми ожиданиями: поддержка - при низкой ценности власти; эмоции - при ценности власти, проявлении включенного выраженного поведения и не реализации в поведении ценностей достижения; общение - при низкой ценности гедонизма; секс - при ценности власти и низкой ценности самостоятельности; внимание - при реализации в поведении ценностей достижений; материальные - при ценности власти, реализации в поведении традиционных ценностей и не реализацией ценностей достижения.
Можно предполагать обусловленность значимости следующих особенностей партнера, для удовлетворения собственных потребностей, характером преобладающих социально-психологических потребностей личности и гендерными ролевыми ожиданиями: честность - при включенном требуемом поведении и не реализации в поведении ценностей стимуляции; смелость - при реализации в поведении ценностей доброты; общительность - при не реализации в поведении ценностей власти; открытость - при не выраженности аффект выраженного поведения и низкой выраженности либеральной идеологии; забота - при реализации ценностей стимуляции, не реализации ценностей конформности, доброты, не выраженности контроль выраженного поведения; искренность - при низкой ценности власти и безопасности, реализации в поведении ценностей власти; доброта - при реализации в поведении ценностей безопасности; внимательность - при ценности конформности и не выраженности консервативной идеологии.
Можно предполагать обусловленность недовольства следующими чертами партнера, характером преобладающих социально-психологических потребностей личности и гендерными ролевыми ожиданиями: вспыльчивость - при не реализации в поведении ценностей стимуляции; ревность - при не выраженности консервативной гендерной идеологии; эгоизм - при аффект требуемом поведении и не реализации в поведении ценностей безопасности; лень - при ценности универсализма.
Можно предполагать обусловленность представления о следующих чертах, как идеальных, характером преобладающих социально-психологических потребностей личности и гендерными ролевыми ожиданиями: искренность - при ценности самостоятельности, не ценности гедонизма и не реализации в поведении ценностей универсализма; забота - при ценности достижений, не ценности власти и не реализации в поведении ценностей доброты; честность - при не выраженности аффект выраженного поведения, низкой ценности конформности; юмор - при не реализации в поведении ценностей конформности; верность - при не выраженности включенного требуемого поведения и реализации в поведении ценностей универсализма; доброта - при не выраженности включенного выраженного поведения, низкой ценности самостоятельности; смелость - при ценности гедонизма, консервативной гендерной идеологии и низкой ценности самостоятельности.
Полученные результаты подтверждают гипотезу исследования о том, что выбор партнера для долговременных отношений может быть обусловлен характером преобладающих социально-психологических потребностей личности и гендерными ролевыми ожиданиями.
1. Аверин В.А. Психологическая структура личности// Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. – 89 с.
2. Айвазова, С.Г. Гендерное равенство в контексте прав человека. ИСП РАН. 2020. 52 с
3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. -- М.: Аспект Пресс, 2002. - 287 с.
4. Андреева Т. В. Семейная психология: Учеб. пособие. —— СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
5. Андреева, Т. В. Психология современной семьи / Т. В. Андреева. — СПб.: Речь, 2005. — 436с.
6. Антонов, А.И. Семья, какая она и куда движется// Семья в России. 2019. №1,2. С.30-40.
7. Астафьев, Я. У. Экономика любви: Формирование гендерных стереотипов // Социологические исследования 2019. №11. С. 127-135.
8. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. — М.: 2004. — 336 с.
9. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб.: 2009. - 448 с
10. Бережная А.М., Лукьяненко Е.С. Особенности представлений о брачном партнере у современных девушек // Российский психологический журнал, 2016. - № 1. - С. 29-39.
11. Борисенко, Ю. В. Введение в сексологию для студентов-психологов: учебное пособие / Ю. В. Борисенко. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2008. - 127 с.
12. Вещева Н.С. Гендерные стереотипы и гендерные представления. Пенза: Социосфера, 2010. - № 3. - С. 151-155
13. Вишневский, А.Г. Эволюция российской семьи. /А.Г. Вишневский.- Экология и жизнь, №7, 2016. С.57.
14. Воронцов Д.В. Гендерная психология общения. – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮФУ, 2008. - 208 с.
15. Воронцов Д.В. Гендерные исследования в социальной психологии: границы поля// Российский психологический журнал. 2009. Том 6.
16. Воронцов Д.В. Клинико-психологические аспекты гендера и сексуальности. /Раздел 4 // Клиническая психология: учебник / Д. В. Воронцов [и др.]; под общ. ред. Е.Г. Шевыревой; — Ростов н/Д : Феникс, 2016. С. 93-131
17. Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака // Уч. Пособие/ НИЦ МГУДТ. Москва. 2009. С. 134
18. Гаджибабаева Д.Р. Социально-психологические факторы, обеспечивающие благополучие в молодой семье // Семья и дети в современном мире. 2019. С. 220-224.
19. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений.–М.: МГУ, 1987. – 175 с.
20. Долганов Д.Н. Факторы продолжительности отношений в паре // Вопросы психологии. 2019. №6. С. 119-128.
21. Дружинин В.Н. Психология семьи – 3-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2016. - 176 с.
22. Зимина Н.А. Психологические аспекты оценивания себя и партнёра в парах с различной удовлетворённостью межличностными отношениями // Социальная психология: вопросы теории и практики .2019. С. 68-70.
23. Зудилина, И. Ю. Особенности мотивов выбора брачного партнёра у студентов различных социально-психологических типов личности / И. Ю. Зудилина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 63-66.
24. Карцева Л.В. Модель семьи в условиях трансформации Российского общества. / Л.В. Карцева. – Социс, № 7.– 2016.– С.99.
25. Клецина, И. С. Гендерная психология / И. С. Клецина. – СПб., 2009
26. Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2016. -213с.
27. Ковенко В.А., Водяницкая Н.К. Психологическая готовность к браку среди современной молодёжи // Педагогика и психология: перспективы развития. 2018. С. 159-161.
28. Кон И.С. Сексология. – М.: «Академия», 2004. – 384 с
29. Кормилицин А. В., Рудин И. В., Кочурина Н. А. Выбор долговременного партнера: концепции биологического и психологического // Вестник ТГПУ. –2012.– №6 (121).–С.8-12
30. Ляпунова А.В. Исследование ролевых ожиданий в браке у студентов-психологов // Мониторинг, 2009. - № 6 (94). - С. 220-227.
31. Мэй Р. Любовь и воля. – М.: Киев. Рефл.-бук., Ваклер, 1997. – 384 с.
32. Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А. А. Бодалева. - М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж : МОДЭК, 1998. - 362 с.
33. Новикова К.В., Чуяко Э.Р., Волкодав Т.В. Исследование социального отношения молодёжи к ранним бракам в России // Наука среди нас. 2018. №6. С. 43-48.
34. Олифирович Н.И., Белановская М.Л. Образ брачного партнера в представлениях девушек // Репозиторий БГПУ: Научные публикации факультета социально-педагогических технологий, 2012. - № 11. - С. 31-37.
35. Прохорова, О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие / под редакцией В.С. Торохтий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 224 с.
36. Реан А.А., Евграфова Ю.А. Изучение связи показателей личностной зрелости и социально-психологической адаптации молодых супругов // Национальный психологический журнал. 2019. Т.3. №3. С. 80-87.
37. Римашевская, Н.М. Гендерные стереотипы и логика социальных отношений // Свободная мысль. 2018. № 3. С. 100-111.
38. Современная семья: социально-психологические проблемы / Э. В. Гылыкова И. Ц. Доржиева, Н. Г. Лагойда, Т. Н. Сенгеева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2015.- 130 с.
39. Социальная психология личности в вопросах и ответах. Учеб пособие. /Под ред В.А.Лабунской. М.: Гардарики,1999.–236с.
40. Сучкова, Н.В. Полоролевые отношения в семье в условиях трансформации российского общества: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.04. Казань, 2020. 250 с. 258.
41. Сысенко В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. М., 1981. –210 –с. 11.
42. Травкова М.Т. Любовь в «традиционных отношениях» // Психология и психотерапия семьи. 2019. №1. С. 5-14.
43. Хасбулатова, О.А. Реалии российской гендерной политики в ХХI столетии // Женщина в российском обществе. 2019. № 3. С. 4-12.
44. Шкурко Т.А. Отношения к "своим/чужим", "близким/далеким" жителей городов разного типа // Социальная психология и общество. –2013.– №4.– С. 81-94
45. Щербакова Л. И., Верещагина А. В., Самыгин С. И. Молодая семья в условиях трансформации институтов семьи и брака // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки.– 2016.– №8-9.– С.89-92
46. Юркевич Н. Г. Мотивы заключения и стабильность брака // Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970.– С. 103.
47. Janssen D.F. Know Thy Gender: Etymological Primer // Arch Sex Behav. 2018. № 47. P. 2149— 2154.
48. Kalin R., Tilby P.J. Development and validation of a sex-role ideology scale // Ammons Scientific LTD, Psychological Reports. 1978. Vol. 42. №. 3. P. 731—738.
49. Little A. C., Jones B. C., DeBruine L. M., Caldwell C. C. Social learning and human mate preferences: a potential mechanism for generating and maintaining between-population diversity in attraction // Philosophical Transactions of the Royal Society B. 2011. Vol. 366. P. 366–375.
50. Michael J. Brown, Nancy Gladston. Development of a Short Version of the Gender Role Beliefs Scale // International Journal of Psychology and Behavioral Sciences. 2012. P. 154-158.