Изменения в эмоциональном состоянии детей при разводе родителей
|
Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 30 детей, мальчики и девочки(50/50), учащиеся 1 – 4 классов, в возрасте от 7 до 10 лет.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАЗВОД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1. Значение развода для эмоционального состояния детей как социальная проблема 7
1.1.1 Эмоциональный кризис детей младшего школьного возраста, в период развода родителей, как феномен в современном обществе 7
1.1.2. Социальная проблематика разводов в контексте их значения для эмоционального состояния детей. 10
1.1.3. Проблема в практике: разводы как область работы психолога 13
1.2. Литературный обзор проблемы влияния разводов в контексте их влияния на детей младшего школьного возраста 16
1.2.1. Основные концепции воздействия развода родителей на эмоциональное состояние ребенка 16
1.2.2. Современные подходы к рассмотрению проблемы значения разводов для эмоционального состояния детей 19
1.2.3. Научная проблематика значения разводов для эмоционального состояния детей 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ 27
2.1. Организация исследования 27
2.1.1. Планирование исследования 27
2.1.2 Характеристика выборки 28
2.1.3 Инструменты исследования 28
2.1.4 Этапы и процедура исследования 29
2.1.5. Методы обработки данных 29
2.2. Результаты исследования 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Выборка: 30 детей, мальчики и девочки(50/50), учащиеся 1 – 4 классов, в возрасте от 7 до 10 лет.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАЗВОД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1. Значение развода для эмоционального состояния детей как социальная проблема 7
1.1.1 Эмоциональный кризис детей младшего школьного возраста, в период развода родителей, как феномен в современном обществе 7
1.1.2. Социальная проблематика разводов в контексте их значения для эмоционального состояния детей. 10
1.1.3. Проблема в практике: разводы как область работы психолога 13
1.2. Литературный обзор проблемы влияния разводов в контексте их влияния на детей младшего школьного возраста 16
1.2.1. Основные концепции воздействия развода родителей на эмоциональное состояние ребенка 16
1.2.2. Современные подходы к рассмотрению проблемы значения разводов для эмоционального состояния детей 19
1.2.3. Научная проблематика значения разводов для эмоционального состояния детей 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ 27
2.1. Организация исследования 27
2.1.1. Планирование исследования 27
2.1.2 Характеристика выборки 28
2.1.3 Инструменты исследования 28
2.1.4 Этапы и процедура исследования 29
2.1.5. Методы обработки данных 29
2.2. Результаты исследования 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Когда супруги разводятся, имея при этом детей, в особенности не достигших совершеннолетия, и, соответственно, находящихся на этапе развития и становления личности и психологической устойчивости, требуется соответствующее отношение данных родителей к своим детям.
Зачастую родители не придают должного значения влияния развода на эмоциональное состояние ребенка, однако данный фактор является крайне травмирующим для детей. В результате ребенок может испытывать злость, тревогу, чувство вины, предательства и растерянности. При этом многие психологические проблемы детства могут перерасти в психологические травмы и расстройства, которые будут сопровождать человека в будущем. В частности последствия детских переживаний вследствие развода родителей могут развить неуверенность в себе, а также страх построения доверительных отношений с людьми.
Явной вытекающей проблемой является недостаточное акцентирование внимания на значимости воздействия разводов на эмоциональное состояние детей. В любом возрасте внутренняя дисгармония взрослого в послеразводовом кризисе накладывает отпечаток на воспитание ребенка. Развод, как кризисная ситуация в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказывается эмоциональная сфера ребенка.
Объект – эмоциональное состояние детей в условиях развода родителей.
Предмет – эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста в условиях развода родителей.
Цель исследования – проследить, какие изменения происходят в эмоциональном состоянии детей в условиях развода родителей.
Основными задачами исследования являются:
1) обозначить особенности рассматриваемого явления;
2) выявить социальную проблематику разводов в контексте их влияния на детей;
3) охарактеризовать особенности работы психолога над проблемой обозначенного исследования;
4) рассмотреть психологические эмоциональные реакции на развод у детей;
5) охарактеризовать современные подходы к рассмотрению проблемы разводов на эмоциональное состояние детей;
6) определить научную проблематику влияния разводов на детей
Методы сбора и обработки информации:
1) теоретические методы: анализ и интерпретация психологических, философских и социологических текстов по изучаемой проблеме;
2) эмпирические методы: диагностические методики, анкетирование.
Теоретическую платформу исследования составили:
1) работы в области семейной психологии: Л.Б. Шнейдер, В.М. Целуйко, Н.Н. Посысоев, Е.И. Артамонова;
2) работы в области психологических особенностей детей и их возможных отклонений: А.С. Спиваковская, М.И. Лисина, Д.Н. Исаев, Г.М. Бреслав;
3) работы в области воспитания и развития ребенка в неполной семье: Г. Фигдор, Б.Я. Титов, Н.М. Ершова, Дж.В. Валлерштейн.
Эмпирическую базу исследования составили разведенные семьи с детьми младшего школьного возраста.
Исследовательская гипотеза: существуют различия эмоционального состояния детей, переживших развод родителей и детей из полных семей: дети в разведенных семьях чаще испытывают тревогу, гнев в отличие от детей из полных семей, которые чаще испытывают радость.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в психологической работе с младшими школьниками, оказавшимися в ситуации развода родителей, включающей диагностику и коррекцию, что позволит ребенку безболезненно перенести данную ситуацию и продолжить свое развитие в благоприятной психологической среде.
Зачастую родители не придают должного значения влияния развода на эмоциональное состояние ребенка, однако данный фактор является крайне травмирующим для детей. В результате ребенок может испытывать злость, тревогу, чувство вины, предательства и растерянности. При этом многие психологические проблемы детства могут перерасти в психологические травмы и расстройства, которые будут сопровождать человека в будущем. В частности последствия детских переживаний вследствие развода родителей могут развить неуверенность в себе, а также страх построения доверительных отношений с людьми.
Явной вытекающей проблемой является недостаточное акцентирование внимания на значимости воздействия разводов на эмоциональное состояние детей. В любом возрасте внутренняя дисгармония взрослого в послеразводовом кризисе накладывает отпечаток на воспитание ребенка. Развод, как кризисная ситуация в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказывается эмоциональная сфера ребенка.
Объект – эмоциональное состояние детей в условиях развода родителей.
Предмет – эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста в условиях развода родителей.
Цель исследования – проследить, какие изменения происходят в эмоциональном состоянии детей в условиях развода родителей.
Основными задачами исследования являются:
1) обозначить особенности рассматриваемого явления;
2) выявить социальную проблематику разводов в контексте их влияния на детей;
3) охарактеризовать особенности работы психолога над проблемой обозначенного исследования;
4) рассмотреть психологические эмоциональные реакции на развод у детей;
5) охарактеризовать современные подходы к рассмотрению проблемы разводов на эмоциональное состояние детей;
6) определить научную проблематику влияния разводов на детей
Методы сбора и обработки информации:
1) теоретические методы: анализ и интерпретация психологических, философских и социологических текстов по изучаемой проблеме;
2) эмпирические методы: диагностические методики, анкетирование.
Теоретическую платформу исследования составили:
1) работы в области семейной психологии: Л.Б. Шнейдер, В.М. Целуйко, Н.Н. Посысоев, Е.И. Артамонова;
2) работы в области психологических особенностей детей и их возможных отклонений: А.С. Спиваковская, М.И. Лисина, Д.Н. Исаев, Г.М. Бреслав;
3) работы в области воспитания и развития ребенка в неполной семье: Г. Фигдор, Б.Я. Титов, Н.М. Ершова, Дж.В. Валлерштейн.
Эмпирическую базу исследования составили разведенные семьи с детьми младшего школьного возраста.
Исследовательская гипотеза: существуют различия эмоционального состояния детей, переживших развод родителей и детей из полных семей: дети в разведенных семьях чаще испытывают тревогу, гнев в отличие от детей из полных семей, которые чаще испытывают радость.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в психологической работе с младшими школьниками, оказавшимися в ситуации развода родителей, включающей диагностику и коррекцию, что позволит ребенку безболезненно перенести данную ситуацию и продолжить свое развитие в благоприятной психологической среде.
В данном исследовании были рассмотрены основные концепции воздействия развода родителей на эмоциональное состояние ребенка, современные подходы к рассмотрению проблемы значения разводов для эмоционального состояния детей, научная проблематика значения разводов для эмоционального состояния детей.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Выявлено, что участники младшего школьного возраста, родители которых находятся в разводе характеризуются достоверно более высоким уровнем тревожности, чем дети, которые воспитываются в полных семьях.
2. Младшие школьники, родители которых находятся в разводе характеризуются достоверно более высоким уровнем агрессии, более высоким уровнем тревоги и домашней защите, также они имеют более неблагоприятный эмоциональный статус по сравнению с детьми, родители которых не находятся в разводе. Также можно говорить о более высоком уровне оптимизма у детей, родители которых не находятся в разводе.
Гипотеза исследования полностью подтверждается, то есть эмоциональное состояние детей из неполных семей, находящихся в состоянии развода будет существенно различаться с эмоциональным состоянием детей, проживающих в полных семьях. Цель исследования может считаться достигнутой, задачи исследования могут считаться выполненными. Перспективами дальнейшей работы может рассматриваться работа по психологическому сопровождению детей, воспитывающихся в семьях, родители которых находятся в разводе.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Выявлено, что участники младшего школьного возраста, родители которых находятся в разводе характеризуются достоверно более высоким уровнем тревожности, чем дети, которые воспитываются в полных семьях.
2. Младшие школьники, родители которых находятся в разводе характеризуются достоверно более высоким уровнем агрессии, более высоким уровнем тревоги и домашней защите, также они имеют более неблагоприятный эмоциональный статус по сравнению с детьми, родители которых не находятся в разводе. Также можно говорить о более высоком уровне оптимизма у детей, родители которых не находятся в разводе.
Гипотеза исследования полностью подтверждается, то есть эмоциональное состояние детей из неполных семей, находящихся в состоянии развода будет существенно различаться с эмоциональным состоянием детей, проживающих в полных семьях. Цель исследования может считаться достигнутой, задачи исследования могут считаться выполненными. Перспективами дальнейшей работы может рассматриваться работа по психологическому сопровождению детей, воспитывающихся в семьях, родители которых находятся в разводе.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ, ПЕРЕЖИВШИХ РАЗВОД РОДИТЕЛЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ НА ТРЕВОЖНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2015 - Споры, связанные с воспитанием детей: виды, порядок разрешения и
последствия
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПРИВЯЗАННОСТИ
К РОДИТЕЛЯМ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СЕМЬЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Особенности эмоциональной сферы детей из полных и неполных семей
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ ПОЛНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ВЛИЯНИЕ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА
СОЦИАЛИЗАЦИЮ ДЕТЕЙ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5820 р. Год сдачи: 2018 - ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ КАК МЕТОД АБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017 - Семейная конференция как инновационная технология социальной работы с семьями в ситуации развода
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



