Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изменения в эмоциональном состоянии детей при разводе родителей

Работа №91563

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы46
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
163
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
Выборка: 30 детей, мальчики и девочки(50/50), учащиеся 1 – 4 классов, в возрасте от 7 до 10 лет.
Есть приложения (результаты исследования в табличном виде).

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. РАЗВОД КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ 7
1.1. Значение развода для эмоционального состояния детей как социальная проблема 7
1.1.1 Эмоциональный кризис детей младшего школьного возраста, в период развода родителей, как феномен в современном обществе 7
1.1.2. Социальная проблематика разводов в контексте их значения для эмоционального состояния детей. 10
1.1.3. Проблема в практике: разводы как область работы психолога 13
1.2. Литературный обзор проблемы влияния разводов в контексте их влияния на детей младшего школьного возраста 16
1.2.1. Основные концепции воздействия развода родителей на эмоциональное состояние ребенка 16
1.2.2. Современные подходы к рассмотрению проблемы значения разводов для эмоционального состояния детей 19
1.2.3. Научная проблематика значения разводов для эмоционального состояния детей 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ 27
2.1. Организация исследования 27
2.1.1. Планирование исследования 27
2.1.2 Характеристика выборки 28
2.1.3 Инструменты исследования 28
2.1.4 Этапы и процедура исследования 29
2.1.5. Методы обработки данных 29
2.2. Результаты исследования 30
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Когда супруги разводятся, имея при этом детей, в особенности не достигших совершеннолетия, и, соответственно, находящихся на этапе развития и становления личности и психологической устойчивости, требуется соответствующее отношение данных родителей к своим детям.
Зачастую родители не придают должного значения влияния развода на эмоциональное состояние ребенка, однако данный фактор является крайне травмирующим для детей. В результате ребенок может испытывать злость, тревогу, чувство вины, предательства и растерянности. При этом многие психологические проблемы детства могут перерасти в психологические травмы и расстройства, которые будут сопровождать человека в будущем. В частности последствия детских переживаний вследствие развода родителей могут развить неуверенность в себе, а также страх построения доверительных отношений с людьми.
Явной вытекающей проблемой является недостаточное акцентирование внимания на значимости воздействия разводов на эмоциональное состояние детей. В любом возрасте внутренняя дисгармония взрослого в послеразводовом кризисе накладывает отпечаток на воспитание ребенка. Развод, как кризисная ситуация в семье, затрагивает многие стороны личности ребенка, наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказывается эмоциональная сфера ребенка.
Объект – эмоциональное состояние детей в условиях развода родителей.
Предмет – эмоциональное состояние детей младшего школьного возраста в условиях развода родителей.
Цель исследования – проследить, какие изменения происходят в эмоциональном состоянии детей в условиях развода родителей.
Основными задачами исследования являются:
1) обозначить особенности рассматриваемого явления;
2) выявить социальную проблематику разводов в контексте их влияния на детей;
3) охарактеризовать особенности работы психолога над проблемой обозначенного исследования;
4) рассмотреть психологические эмоциональные реакции на развод у детей;
5) охарактеризовать современные подходы к рассмотрению проблемы разводов на эмоциональное состояние детей;
6) определить научную проблематику влияния разводов на детей
Методы сбора и обработки информации:
1) теоретические методы: анализ и интерпретация психологических, философских и социологических текстов по изучаемой проблеме;
2) эмпирические методы: диагностические методики, анкетирование.
Теоретическую платформу исследования составили:
1) работы в области семейной психологии: Л.Б. Шнейдер, В.М. Целуйко, Н.Н. Посысоев, Е.И. Артамонова;
2) работы в области психологических особенностей детей и их возможных отклонений: А.С. Спиваковская, М.И. Лисина, Д.Н. Исаев, Г.М. Бреслав;
3) работы в области воспитания и развития ребенка в неполной семье: Г. Фигдор, Б.Я. Титов, Н.М. Ершова, Дж.В. Валлерштейн.
Эмпирическую базу исследования составили разведенные семьи с детьми младшего школьного возраста.
Исследовательская гипотеза: существуют различия эмоционального состояния детей, переживших развод родителей и детей из полных семей: дети в разведенных семьях чаще испытывают тревогу, гнев в отличие от детей из полных семей, которые чаще испытывают радость.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в психологической работе с младшими школьниками, оказавшимися в ситуации развода родителей, включающей диагностику и коррекцию, что позволит ребенку безболезненно перенести данную ситуацию и продолжить свое развитие в благоприятной психологической среде.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данном исследовании были рассмотрены основные концепции воздействия развода родителей на эмоциональное состояние ребенка, современные подходы к рассмотрению проблемы значения разводов для эмоционального состояния детей, научная проблематика значения разводов для эмоционального состояния детей.
В ходе исследования были получены следующие результаты:
1. Выявлено, что участники младшего школьного возраста, родители которых находятся в разводе характеризуются достоверно более высоким уровнем тревожности, чем дети, которые воспитываются в полных семьях.
2. Младшие школьники, родители которых находятся в разводе характеризуются достоверно более высоким уровнем агрессии, более высоким уровнем тревоги и домашней защите, также они имеют более неблагоприятный эмоциональный статус по сравнению с детьми, родители которых не находятся в разводе. Также можно говорить о более высоком уровне оптимизма у детей, родители которых не находятся в разводе.
Гипотеза исследования полностью подтверждается, то есть эмоциональное состояние детей из неполных семей, находящихся в состоянии развода будет существенно различаться с эмоциональным состоянием детей, проживающих в полных семьях. Цель исследования может считаться достигнутой, задачи исследования могут считаться выполненными. Перспективами дальнейшей работы может рассматриваться работа по психологическому сопровождению детей, воспитывающихся в семьях, родители которых находятся в разводе.



1. Аракелов Г.Г., Шишкова Н. Тревожность, методы ее диагностики и коррекции. // Вестн. Моск. ун-та, 1998. – №1. – С. 18–32.
2. Аронс К. Развод: крах или новая жизнь? / Пер. с англ. – М.: «МИРТ», 1995. – 448 с.
3. Артамонова Е.И., Екжанова Е.В. , Зырянова Е.В. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. Ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.
4. Акивис Д.С. Отцовская любовь. – М.: Профиздат, 1989. – 208 с.
5. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. СПб., 2017. – 325 с.
6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 140 с.
7. Валлерштейн Дж.В., Келли Дж.В. Последствия развода родителей: переживания ребенка в период поздней латентности (пер. с англ. Е. Егоровой). – М.: Прогресс, 1989. – 624 с.
8. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
9. Ганичева А.Н. Взаимосвязь семейного и общественного воспитания. М., 2002.
10. Гребенников И.В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение, 1999.
11. Демографический ежегодник России 2019. [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/bgd/regl/B19_16/Main.htm (дата обращения: 18.01.2021).
12. Ермилова А.В. Развод глазами ребенка: социологический аспект // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2015. – С. 115–120.
13. Ершова Н.М. Воспитание детей в неполной семье – М.: Прогресс, 1980. – 206 с.
14. Жиркова А.А., Титова П.А. Социальные последствия семейных разводов. – 2018 – 9с.
15. ЗАГС. Юридические вопросы. 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://zagskusa.ru/zhilishhnoe-pravo/razvod-bez-soglasiya-odnogo-iz-suprugov.html (дата обращения: 20.01.2021).
16. Ивашкина М.Г. Психологические проблемы детей и подростков // Помоги себе сам. – 2000. – май (№5). – с. 6.
17. Исаев Д.Н., Гарбузов В.И., Захаров А.И., Лечение неврозов и детей //. Неврозы у детей и их лечение. – Л.: Медицина. Ленингр, отд-ние, 1977.
18. Костина Л.А., Кубекова А.С., Мамина В.П. Особенности психоэмоционального состояния младших школьников в ситуации развода родителей. – Казань: ПГАФКСиТ, 2019 – 78 с.
19. Крэйг Г. Психология развития. – Спб.: Питер, 2003 – 720 с.
20. Кулик Л.А. , Берестов Н.И. Семейное воспитание. М.: Дело, 2004 – 356 с.
21. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
22. Криттенден П. Вопросы психологии / П. Криттенден, 1999. – № 1. – С. 105–117.
23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.: Воронеж: «Ин-т практ. психологии»; НПО «МОДЭК», 2007. – 390с.
24. Мамедова Л.В. Психологическая помощь детям при разводе родителей / Л.В. Мамедова // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования, 2020. – С. 96–99.
25. Некрасова О.В. Психолого-педагогические условия развития адаптивных отношений матери и подростка в семье после развода: дис. ... канд. психолог. наук : 19.00.07 / О.В. Некрасова – Тамбов, 2006. – 221 с.
26. Павлов С.П. Развод как форма психоэмоциональной депривации детей. – 2014 – 74 с.
27. Петрова И.М. Влияние развода родителей на психическое состояние детей // Смоленский медицинский альманах, 2015. – С. 62–64.
28. Посысоев Н.Н. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2004 – 328 с.
29. Рабчёнок В. О. Формирование личности ребенка в разведенных семьях // 75 научная конференция студентов и аспирантов БГУ, Минск, с. 387-389;
30. Раттер М. Помощь трудным детям: Пер. с англ. / Общ. ред. А.С. Спиваковской. – М.: Прогресс, 1987. – 424 с.
31. Свон – Джексон Э. Меж двух огней / Э. Свон – Джексон // Семья и школа. – 2000. - № 7. – 12 – 15 с.
32. Сиротин А. Дети и развод родителей. – «Чайка», № 13 (29), 2002
33. Свило Я.В. Рекомендации по минимизации у детей последствий развода родителей // Universum: психология и образование, 2020. – С. 11–13.
34. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). – М.: изд.МГУ, 1988. – 208 с.
35. Статистика семейного права 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://nl-consalting.ru/oformlenie-i-uplata-alimentov/statistika-semejnogo-prava-2019-god (дата обращения: 16.03.2021)
36. Сысенко В. А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия // Мысль, 2001.
37. Титов Б.Я., Машкова Л.Т. Семейная драма глазами ребенка. – Л.: Знание, 1990. – С. 16.
38. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М., Мысль. – 1987. 351 с.
39. Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой. – М.: Наука, 1995. – 375 с.
40. Хамукова Б.Х., Шхаутова З.З, Шарова Е.И. Проблема формирования личности ребенка-дошкольника в неполной семье как предмет педагогических исследований // Sciences of Europe, 2018. – С. 46–49.
41. Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы : [Социал.-демогр. исслед.] / А. Г. Харчев, М. С. Мацковский. - Ереван : Айастан, 1982. - 271 с.
42. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи. – М.: Владос, 2003. – 272 с.
43. Шнейдер Л.Б. Семейная психология: Учебное пособие для вузов 2-е изд. / Л.Б. Шнейдер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 768 с.
44. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учебное пособие для врачей и психологов. – СПб.: Речь, 2003. – 332 с.
45. Baskett K. The negotiation of fatherhood // C. Lewis, M. O'Brien (eds). London: Sage, 1987.
46. Cappel M. J. Exported book reviews: Popenoe D. Life without father -Compelling new evidence that fatherhood and marriage are indispensable for the good of children and society // Family in society. The J. of Contemporary Human Services. Vol. 80. fas. 3, May, 1999. P. 317-318.
47. De Jong Gierveld J.,Dukstra Pearrl A. The long-term conseguences of divorce for fathers // International population conference. Beijing, 1997. Vol. 2. P. 849 – 866.
48. Guttman M. The Meaning of Macho: Being a Man in Mexico City. Beerke- ley: Univ. of California Press, 1996.
49. John Gottman, Joan DeClaire, Raising an Emotionally Intelligent Child, 1997г. / Готтман, Джон Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер ; пер. с англ. Г. Федотовой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015 – 127.
50. Stephens L. S. Will Johnny See Daddy This Week? An Empirical Test of Three Theoretical Perspectives of Postdivorce Contact // J. of Family Issues, 1996. Vol. 17. № 4. P. 466 - 494.
51. Valetas M.-F. Le paiement des pensions alimentaires en France et en Russie, Population, 1994, №6. p. 1457

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ