Патентное налогообложение в Алтайском крае
|
Введение 3
Глава 1 Правовое регулирование специальных налоговых режимов в Российской Федерации 6
Глава 2 Особенности применения патентной системы налогообложения 18
2.1 Законодательство о патентной системе налогообложения 18
2.2 Применение патентной системы налогообложения в Алтайском крае 31
Глава 3 Пути совершенствования законодательства о патентной системе налогообложения 38
Заключение 45
Библиографический список 49
Приложение А Размеры потенциально возможного к получению
индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется
патентная система налогообложения на территории Алтайского края, в зависимости от территории действия патента
Глава 1 Правовое регулирование специальных налоговых режимов в Российской Федерации 6
Глава 2 Особенности применения патентной системы налогообложения 18
2.1 Законодательство о патентной системе налогообложения 18
2.2 Применение патентной системы налогообложения в Алтайском крае 31
Глава 3 Пути совершенствования законодательства о патентной системе налогообложения 38
Заключение 45
Библиографический список 49
Приложение А Размеры потенциально возможного к получению
индивидуальными предпринимателями годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется
патентная система налогообложения на территории Алтайского края, в зависимости от территории действия патента
Важным этапом развития налогообложения в Российской Федерации стало принятие нормативно-правовых актов о специальных налоговых режимах, способствующих снижению налоговой нагрузки на налогоплательщиков, что в свою очередь, дало возможность развитию малого и среднего бизнеса, и их выходу в легальный сектор экономики. А это напрямую влияет на рост доходов региональных и местных бюджетов, а как следствие на развитие регионов и страны в целом.
Одним из специальных налоговых режимов наиболее ориентированных на малый бизнес является патентная система налогообложения, применять которую имеют право только индивидуальные предприниматели.
С 1 января 2013г. патентная система налогообложения была выделена в отдельную главу 26.5 в Налоговом Кодексе Российской Федерации и стала самостоятельным специальным налоговым режимом, вводимым в действие законами субъектов Российской Федерации и применяемой на территориях этих субъектов.
По замыслу законодателей данная система налогообложения в перспективе должна была заменить с 2018г. систему налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход. Но на практике патентная система себя не оправдала, показав низкую привлекательность для индивидуальных предпринимателей, что побудило правительство в 2017г. отсрочить решение об отмене Единого налога на вмененный доход до 2021г.
Все эти обстоятельства указывают на наличие множества нерешенных проблем как в нормативно-правовом аспекте, так и в реальном применении патентной системы налогообложения, несмотря на то, что данный налоговый режим регулярно совершенствуется законодателями, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Так же стоит отметить и то обстоятельство, что вопросы применения и совершенствования патентной системы налогообложения не достаточно изучены и не нашли должного отражения в современных экономических и юридических исследованиях.
Таким образом, патентная система является одной из самых актуальных для изучения систем налогообложения в данный момент. Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана со значительными перспективами применения патентной системы налогообложения малым бизнесом, его развитием, и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства о патентной системе налогообложения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ практики применения патентной системы налогообложения, исследование ее проблем и направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение основных элементов специальных режимов налогообложения;
- рассмотрение истории развития патентного налогообложения в Российской Федерации;
- анализ и оценка применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации и в Алтайском крае в 2013-2017гг;
- исследование проблем, основных направлений и перспектив развития патентной системы налогообложения.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с применением патентной системы налогообложения Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы являются теоретические и практические аспекты применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации и в Алтайском крае.
В выпускной квалификационной работе широко используются такие методы исследования, как: анализ нормативно-правовых актов и литературы, изучение и обобщение практики, специально-юридический, сравнительно-правовой, обобщения.
Информационной базой при написании работы послужили Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного значения, правоприменительная практика.
Аналитическую основу составили отчетные данные налоговых органов, материалы официальных сайтов. Так же источниками информации были: периодические издания «Молодой ученый», «Актуальные вопросы экономических наук» и др.; труды таких ученых, как Свистун С.П., Симиренко О.В., Балдин К.В., Будылина Е.К., Громов В.В., и др., посвященные проблемам оптимизации и совершенствования патентной системы налогообложения.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе изучаются основные элементы специальных налоговых режимов.
Во второй главе изучается и анализируется законодательство и применение патентной системы налогообложения в Российской Федерации и в Алтайском крае.
В третьей главе исследуются основные пути совершенствования законодательства о патентной системе налогообложения, с целью устранения выявленных проблем в применении данного налогового режима.
Одним из специальных налоговых режимов наиболее ориентированных на малый бизнес является патентная система налогообложения, применять которую имеют право только индивидуальные предприниматели.
С 1 января 2013г. патентная система налогообложения была выделена в отдельную главу 26.5 в Налоговом Кодексе Российской Федерации и стала самостоятельным специальным налоговым режимом, вводимым в действие законами субъектов Российской Федерации и применяемой на территориях этих субъектов.
По замыслу законодателей данная система налогообложения в перспективе должна была заменить с 2018г. систему налогообложения в виде Единого налога на вмененный доход. Но на практике патентная система себя не оправдала, показав низкую привлекательность для индивидуальных предпринимателей, что побудило правительство в 2017г. отсрочить решение об отмене Единого налога на вмененный доход до 2021г.
Все эти обстоятельства указывают на наличие множества нерешенных проблем как в нормативно-правовом аспекте, так и в реальном применении патентной системы налогообложения, несмотря на то, что данный налоговый режим регулярно совершенствуется законодателями, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Так же стоит отметить и то обстоятельство, что вопросы применения и совершенствования патентной системы налогообложения не достаточно изучены и не нашли должного отражения в современных экономических и юридических исследованиях.
Таким образом, патентная система является одной из самых актуальных для изучения систем налогообложения в данный момент. Актуальность темы выпускной квалификационной работы связана со значительными перспективами применения патентной системы налогообложения малым бизнесом, его развитием, и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства о патентной системе налогообложения.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ практики применения патентной системы налогообложения, исследование ее проблем и направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- изучение основных элементов специальных режимов налогообложения;
- рассмотрение истории развития патентного налогообложения в Российской Федерации;
- анализ и оценка применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации и в Алтайском крае в 2013-2017гг;
- исследование проблем, основных направлений и перспектив развития патентной системы налогообложения.
Объектом выпускной квалификационной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с применением патентной системы налогообложения Российской Федерации.
Предметом выпускной квалификационной работы являются теоретические и практические аспекты применения патентной системы налогообложения в Российской Федерации и в Алтайском крае.
В выпускной квалификационной работе широко используются такие методы исследования, как: анализ нормативно-правовых актов и литературы, изучение и обобщение практики, специально-юридический, сравнительно-правовой, обобщения.
Информационной базой при написании работы послужили Налоговый Кодекс Российской Федерации, нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного значения, правоприменительная практика.
Аналитическую основу составили отчетные данные налоговых органов, материалы официальных сайтов. Так же источниками информации были: периодические издания «Молодой ученый», «Актуальные вопросы экономических наук» и др.; труды таких ученых, как Свистун С.П., Симиренко О.В., Балдин К.В., Будылина Е.К., Громов В.В., и др., посвященные проблемам оптимизации и совершенствования патентной системы налогообложения.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.
В первой главе изучаются основные элементы специальных налоговых режимов.
Во второй главе изучается и анализируется законодательство и применение патентной системы налогообложения в Российской Федерации и в Алтайском крае.
В третьей главе исследуются основные пути совершенствования законодательства о патентной системе налогообложения, с целью устранения выявленных проблем в применении данного налогового режима.
На современном этапе развития экономики России, государство уделяет большое внимание развитию среднего и малого бизнеса, что должно способствовать росту доходов региональных и местных бюджетов, а как следствие и развитию регионов и страны в целом.
Важнейшим этапом в этом направлении является проведение Налоговых реформ, результатом которых стало появление Специальных налоговых режимов. Наиболее ориентированным, из которых, на малый бизнес и самозанятое население, является Патентная система налогообложения, вводимая в действие законами субъектов Российской Федерации и применяемая на их территории индивидуальными предпринимателями.
На всем протяжении своего существования данная система налогообложения претерпела ряд существенных изменений. Но, тем не менее, на практике Патентная система налогообложения показала низкую популярность и не достигла в полной мере возложенных на нее задач.
Анализ законодательства и практики применения показывает наличие в нормативно-правовом аспекте ряда проблем, требующих своего решения. При этом вопросы применения и совершенствования Патентной системы налогообложения недостаточно изучены и отражены в современных экономических и юридических исследованиях, при том, что данная система налогообложения имеет значительные перспективы применения малым бизнесом.
Все эти обстоятельства указывают на актуальность изучения Патентной системы налогообложения в настоящие время, на необходимость разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства о Патентной системе налогообложения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены и проанализированы законодательство о патентной системе налогообложения, практика ее применения на примере Алтайского края; рассмотрены научные труды, касающиеся данной темы в периодических изданиях. Это позволило нам выделить ряд проблем препятствующих выбору налогоплательщиками патентной системы налогообложения и предложить пути их решения, в виде рекомендаций по совершенствованию законодательства о патентной системе налогообложения.
1. Отсутствие дополнительных льгот в сравнении с другими режимами налогообложения: налоговый вычет на сумму расходов и страховых взносов.
Решение этого вопроса позволит снизить фискальную нагрузку на налогоплательщиков, особенно это было бы привлекательно для малого бизнеса и начинающих предпринимателей. Представляется возможным введение пункта 1.2 в ст.346.51 Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающего снижение суммы налога, исчисленной за налоговый период на сумму: обязательных страховых взносов, расходов по выплате пособий по временной не трудоспособности, но при этом не более чем на 50 процентов.
2. Отсутствие корректировки потенциально возможного к получению годового дохода на показатели, влияющие на доходность.
Предлагается предусмотреть право представительных органов муниципальных районов утверждать корректирующий коэффициент в отношении потенциально возможного годового дохода, который детально характеризовал бы показатели, влияющие на доходность, такие как сезонность, особенности места ведения предпринимательской деятельности, ассортимент продукции. Данное решение позволит скорректировать налоговую нагрузку на налогоплательщика и даст муниципалитетам возможность влиять на собственные налоговые доходы в части данного источника.
3. Необходимость постоянного контроля средней численности наемных работников.
Увеличение средней численности наемных работников должно стимулировать рост доходов индивидуального предпринимателя и масштабов его бизнеса. Для чего мы предлагаем увеличить, указанную в п.5 ст.346.43 Налогового Кодекса Российской Федерации, среднюю численность наемных работников с 15 до 35 человек. Так же данное увеличение позволит снизить контроль над средней численностью наемных работников, при ведении налогоплательщиком налоговой отчетности.
4. Отсутствие возможности пролонгации патента.
Повысить привлекательность патентной системы налогообложения, снизить нагрузку на налогоплательщиков возможно путем отмены необходимости приобретения нового патента по истечении налогового периода, при условии, что вид предпринимательской деятельности остался прежним.
В связи, с чем предлагаем предусмотреть такую возможность, путем внесения изменений в п.5 ст.346.45 Налогового Кодекса Российской Федерации.
5. Сложность ведения бухгалтерского учета в книгах учета при наличии нескольких патентов, а также раздельный учет при одновременном применении нескольких налоговых режимов.
Считаем целесообразным рассмотрение вопроса об объединении учета по нескольким видам предпринимательской деятельности, проработке единой книги учета для налогоплательщика. Такое изменение в законодательстве позволит снизить финансовую нагрузку и время, затрачиваемые на ведение отчетности налогоплательщиками, использующими патентную систему налогообложения.
6. Низкое стимулирование начинающих предпринимателей имеющимися льготами.
В настоящий момент такой льготой является налоговая ставка 0 процентов. В Алтайском крае она доступна всего по пяти видам деятельности. Нами предлагается внести в Закон Алтайского края №48-ЗС от 3 июня 2016 года дополнительные виды предпринимательской деятельности, указанные в пунктах 1 - 3, 13, 15, 17, 26, 28, 35, 36, 63, 65 таблицы Приложения А. Данное решение позволит привлечь начинающих предпринимателей к данной системе налогообложения и будет способствовать легализации малого бизнеса.
Рассмотренные в данной работе пути совершенствования законодательства о патентной системе налогообложения позволят снизить существующие недостатки и проблемы в применении патентной системы. Существенно повысят интерес налогоплательщиков к патентной системе налогообложения, будут способствовать созданию благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства.
Подводя итог можно заключить, что патентная система налогообложения может стать еще более привлекательной для предпринимателей, она перспективна и ее развитие в дальнейшем сможет повысить значение малого бизнеса в экономике регионов и страны в целом.
Важнейшим этапом в этом направлении является проведение Налоговых реформ, результатом которых стало появление Специальных налоговых режимов. Наиболее ориентированным, из которых, на малый бизнес и самозанятое население, является Патентная система налогообложения, вводимая в действие законами субъектов Российской Федерации и применяемая на их территории индивидуальными предпринимателями.
На всем протяжении своего существования данная система налогообложения претерпела ряд существенных изменений. Но, тем не менее, на практике Патентная система налогообложения показала низкую популярность и не достигла в полной мере возложенных на нее задач.
Анализ законодательства и практики применения показывает наличие в нормативно-правовом аспекте ряда проблем, требующих своего решения. При этом вопросы применения и совершенствования Патентной системы налогообложения недостаточно изучены и отражены в современных экономических и юридических исследованиях, при том, что данная система налогообложения имеет значительные перспективы применения малым бизнесом.
Все эти обстоятельства указывают на актуальность изучения Патентной системы налогообложения в настоящие время, на необходимость разработки рекомендаций по совершенствованию законодательства о Патентной системе налогообложения.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы были изучены и проанализированы законодательство о патентной системе налогообложения, практика ее применения на примере Алтайского края; рассмотрены научные труды, касающиеся данной темы в периодических изданиях. Это позволило нам выделить ряд проблем препятствующих выбору налогоплательщиками патентной системы налогообложения и предложить пути их решения, в виде рекомендаций по совершенствованию законодательства о патентной системе налогообложения.
1. Отсутствие дополнительных льгот в сравнении с другими режимами налогообложения: налоговый вычет на сумму расходов и страховых взносов.
Решение этого вопроса позволит снизить фискальную нагрузку на налогоплательщиков, особенно это было бы привлекательно для малого бизнеса и начинающих предпринимателей. Представляется возможным введение пункта 1.2 в ст.346.51 Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающего снижение суммы налога, исчисленной за налоговый период на сумму: обязательных страховых взносов, расходов по выплате пособий по временной не трудоспособности, но при этом не более чем на 50 процентов.
2. Отсутствие корректировки потенциально возможного к получению годового дохода на показатели, влияющие на доходность.
Предлагается предусмотреть право представительных органов муниципальных районов утверждать корректирующий коэффициент в отношении потенциально возможного годового дохода, который детально характеризовал бы показатели, влияющие на доходность, такие как сезонность, особенности места ведения предпринимательской деятельности, ассортимент продукции. Данное решение позволит скорректировать налоговую нагрузку на налогоплательщика и даст муниципалитетам возможность влиять на собственные налоговые доходы в части данного источника.
3. Необходимость постоянного контроля средней численности наемных работников.
Увеличение средней численности наемных работников должно стимулировать рост доходов индивидуального предпринимателя и масштабов его бизнеса. Для чего мы предлагаем увеличить, указанную в п.5 ст.346.43 Налогового Кодекса Российской Федерации, среднюю численность наемных работников с 15 до 35 человек. Так же данное увеличение позволит снизить контроль над средней численностью наемных работников, при ведении налогоплательщиком налоговой отчетности.
4. Отсутствие возможности пролонгации патента.
Повысить привлекательность патентной системы налогообложения, снизить нагрузку на налогоплательщиков возможно путем отмены необходимости приобретения нового патента по истечении налогового периода, при условии, что вид предпринимательской деятельности остался прежним.
В связи, с чем предлагаем предусмотреть такую возможность, путем внесения изменений в п.5 ст.346.45 Налогового Кодекса Российской Федерации.
5. Сложность ведения бухгалтерского учета в книгах учета при наличии нескольких патентов, а также раздельный учет при одновременном применении нескольких налоговых режимов.
Считаем целесообразным рассмотрение вопроса об объединении учета по нескольким видам предпринимательской деятельности, проработке единой книги учета для налогоплательщика. Такое изменение в законодательстве позволит снизить финансовую нагрузку и время, затрачиваемые на ведение отчетности налогоплательщиками, использующими патентную систему налогообложения.
6. Низкое стимулирование начинающих предпринимателей имеющимися льготами.
В настоящий момент такой льготой является налоговая ставка 0 процентов. В Алтайском крае она доступна всего по пяти видам деятельности. Нами предлагается внести в Закон Алтайского края №48-ЗС от 3 июня 2016 года дополнительные виды предпринимательской деятельности, указанные в пунктах 1 - 3, 13, 15, 17, 26, 28, 35, 36, 63, 65 таблицы Приложения А. Данное решение позволит привлечь начинающих предпринимателей к данной системе налогообложения и будет способствовать легализации малого бизнеса.
Рассмотренные в данной работе пути совершенствования законодательства о патентной системе налогообложения позволят снизить существующие недостатки и проблемы в применении патентной системы. Существенно повысят интерес налогоплательщиков к патентной системе налогообложения, будут способствовать созданию благоприятных условий для легализации и развития малого предпринимательства.
Подводя итог можно заключить, что патентная система налогообложения может стать еще более привлекательной для предпринимателей, она перспективна и ее развитие в дальнейшем сможет повысить значение малого бизнеса в экономике регионов и страны в целом.
Подобные работы
- ПРИМЕНЕНИЕ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО
ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Государственная социально-экономическая политика, Алтайский Государственный Университет)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2019 - ПАТЕНТНАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2017 - Анализ развития малого предпринимательства в Алтайском крае и оценка эффективности его налогообложения (статья, Алтайский государственный университет)
Статьи, Эссе, Сочинения, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2021 - Правовое регулирование упрощенной системы налогообложения в
Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Налоговое администрирование специальных налоговых режимов УСН и ЕНВД
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5760 р. Год сдачи: 2020 - Учет, отчетность и налогообложение малого предприятия (Экономика и бухгалтерский учет, Алтайский Государственный Технический Университет)
Дипломные работы, ВКР, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Язык работы: Русский. Цена: 2400 р. Год сдачи: 2020 - Особенности налогообложения крестьянских (фермерских) хозяйств
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - Налогообложение деятельности крестьянско-фермерских хозяйств
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



