ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Аккредитация, как метод административно-правового регулирования образовательной деятельности: общие положения 7
1.1. Понятие, цель и значение аккредитации в системе методов административно-правового регулирования образовательной деятельности .... 7
1.2. Виды аккредитации в образовательной организации высшего
образования 18
ГЛАВА 2. Порядок государственной аккредитации в образовательной организации высшего образования 25
2.1. Субъекты и объекты государственной аккредитации в образовательной
организации высшего образования 25
2.2. Процедура государственной аккредитации в образовательной
организации высшего образования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы исследования обусловлена серьезными изменениями в сфере образования, которые связаны по большей части с экономической и демографической ситуацией в стране, увеличением роли государства в деятельности образовательных организаций, усилением международного сотрудничества, в том числе, присоединение к Болонскому процессу. Процедура аккредитации, её инфраструктура претерпели довольно серьезные трансформации, оставаясь явлением новым и не совсем понятным, особенно для государственных вузов. Соответственно, на сегодняшний день перед организациями высшего образования стоит проблема, которая связана с преобразованием задач и целей государственной аккредитации деятельности государственных вузов как основы всей системы высшего образования.
По данным официальной статистики Рособрнадзора в 2017 году по результатам федерального государственного контроля качества образования в связи с выявленными несоответствиями содержания и качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным стандартам изданы распорядительные акты Рособнадзора:
- о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 129;
- о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности - 71.
- 91 образовательной организации действие государственной аккредитации возобновлено.
Практика аккредитации образовательных учреждений в России существует не один год, а общетеоретические дискуссии о том, какие цели она преследует и в каких формах должна осуществляться, продолжаются. В этом самый главный парадокс современного российского образования. Не удивительно, что в профессиональном педагогическом сообществе до сих пор возникают сомнения в правильности и эффективности процедуры аккредитации высшего образования, которая, по сути, крайне формализована и продублирована.
Так в разработке нормативных правовых документов самое непосредственное участие принимали руководители Министерства образования и науки РФ, и его подразделения - Управления лицензирования, аккредитации и нострификации: заместители министра образования Болотов В.А., Геворкян Н.А., руководители управления Кушель А.А., Мешалкин В.И., Савельев Б.А., Шадриков В.Д. Ими были определены перечень показателей аккредитации и их критериальные значения, введена в практику лепестковая диаграмма соответствия критериям аккредитации и отнесения вуза к видовой группе (институту, академии, университету).
Проблемы государственного и общественного контроля в сфере высшего образования являлись объектом изучения многих научных исследователей, таких как Барабанова С.В., Бутенко Ю.В., Невинский В.В., Шестакова М.В., Ягудина Л.Р. и многих других.
Вышеизложенные обстоятельства в совокупности определили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью работы является изучение и комплексный анализ проблем по определению сущности государственной аккредитации образовательной организации высшего образования, ее место и роль в системе качества образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, цель и место аккредитации среди иных методов административно-правового регулирования образовательной деятельности;
- раскрыть виды аккредитации образовательной организации высшего образования;
- охарактеризовать субъекты и объекты государственной аккредитации в образовательном учреждении высшего образования;
- проанализировать процедуру государственной аккредитации образовательной организации высшего образования.
В качестве гипотезы исследования выступает трансформация и обновление системы образования, его организации и содержания, в процессе которой объективно повысились требования к его качеству, подверглись корректировке положения аккредитационной политики Российской Федерации. Наряду с этим развитие аккредитационных требований к высшему образованию в вузах не в полной мере отвечает сложившейся ситуации, в ней наблюдается незавершенность, как в теории, так и на практике.
Объект исследования: совокупность общественных отношений в сфере взаимодействия участников по подтверждению соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной аккредитации образовательной деятельности, практика их применения, а также научные исследования в упомянутой сфере.
Методы исследования: методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования (изучение документации образовательных учреждений высшего образования по подготовке к аккредитации).
Практическая и научная значимость: выводы и рекомендации, а также предложения по совершенствованию процедуры государственной аккредитации могут быть использованы федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Алтайский государственный университет» при подготовке проектов локальных нормативных правовых актов экспертами и сотрудниками администрации вуза. Даннные исследования могут быть востребованы в практической деятельности вуза при подготовке к государственной аккредитации в 2019 году структурными подразделениями организации, в отношении которых проводится проверка.
Цели и задачи исследования предопределили следующую структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.
Государственная аккредитация, как метод административно-правового регулирования в сфере российского образования, в апреле 2018 года перешагнула 26 - летний рубеж. За это время менялась законодательная база, основные подходы, содержание процедуры государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования.
Традиционно под аккредитацией понимается процедура оценивания государственными/ негосударственными органами качества оказания услуг образовательными организациями высшего образования отдельными образовательными программами в рамках учебной деятельности образовательных организаций для признания соответствия организации определенным критериям, государственным требованиям или национальным стандартам, в том числе и международным.
Прежде всего, государственная аккредитация была обязательна с 2000 года и жизненно необходима, особенно для негосударственных вузов. Она юридически закрепляла выдачу выпускникам дипломов государственного образца, отсрочку студентам от воинской службы, права и льготы студентам и преподавателям, а также возможность изменения аккредитационного статуса. Общественная аккредитация - процедура добровольная и никаких прав и льгот предоставить не может.
Кроме того, технология государственной аккредитации под влиянием Болонского процесса трансформировалась в достаточно открытый и, главное, мотивирующий к развитию процесс. Общественная аккредитация на этапе становления не обладала такими возможностями.
В настоящее время можно отметить, что аккредитация образовательных организаций преследует двуединую цель: во-первых, она направлена на формирование комплексной оценки качества оказываемых образовательными организациями услуг и, на этой основе определение эффективности деятельности конкретной образовательной организации, во-вторых, полученная оценка способствует повышению уровня качества предоставляемых потребителям услуг образовательными организациями.
Говоря о порядке государственной аккредитации, следует подчеркнуть, что государственная аккредитация представляет собой четко регламентированную процедуру признания эффективности деятельности образовательной организации, а также установление (изменение или подтверждение) его государственного статуса (вида или типа), с последующей передачей ему на определенный срок установленных законодательством полномочий и прав, носящую обязательный характер для всех образовательных организаций, желающих выдавать диплом государственного образца.
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру государственной аккредитации и правоприменительной практики позволяет прийти к выводам о том, законодатель установил требования к государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, определил критерии оценки качества образования на различных уровнях, в том числе в виде федеральных государственных образовательных стандартов и различных образовательных программ, закрепил особенности федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, но практическое прохождение процедуры государственной аккредитации, требует учета положений большого количества ведомственных нормативных актов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день сложилась ситуация, что государство одновременно может и предоставлять образовательные услуги и оценивать их качество, но на наш взгляд, полностью пустить на самотек складывающийся рынок предложения экспертных и аккредитационных услуг, скорее всего, будет неправильным.
Актуальным остается вопрос о признании результатов процедуры общественно-профессиональной аккредитации при государственной аккредитации образовательной деятельности. В законодательных актах отсутствуют правовые нормы, закрепляющие понятие содержания и качества подготовки обучающихся, что является стержневым элементом государственного контроля качества образования и, соответственно, снижает эффективность реализации данной государственной функции.
В связи с чем, одним из вопросов на заседании Правительства Российской Федерации 6 июня 2018 г. будет заслушиваться вопрос « О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», который был рассмотрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 14 мая 2018 г., согласно которому предлагается дополнить Часть 29 статьи 92 Закона Об образовании нормой, предусматривающей, что порядок обязательного учёта сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности должен устанавливаться Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 12 ст. 92 ФЗ № 273-ФЗ предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Предметом экспертизы не могут быть условия реализации образовательной программы. Проверка «содержания подготовки обучающихся» при проведении федерального государственного контроля качества образования на практике означает проверку часов, перечень предметов и иное в соответствии с формализованными требованиями ФГОС.
Нечетко прописаны основные механизмы реализации норм в части применения мер по результатам проверок федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора в сфере образования. Усложняет работу органов контроля и надзора в сфере образования на уровне субъектов Российской Федерации отсутствие административных регламентов исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору.
Кроме того в качестве проблем правоприменения норм о государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования следует указать на громозкость процедуры и сложность в ее прохождении в связи с отсутствием опыта специалистов образовательных учреждений «на местах», которые могли бы взять на себя обязательства по обеспечению данной процедуры.
В заключении хотелось бы отметить, что процедура аккредитации образовательных организаций является одним из важнейшим инструментом контроля условий, содержания образовательной деятельности и выступает гарантом качества образования в период повышения роли высшего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых экономических и финансовых рынках.
1.1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании
законодательства РФ - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
1.2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2018) // Собрании законодательства РФ - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - ст. 3301.
1.4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - N 1 (ч. 1). - ст. 3.
1.5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - N 53 (ч. 1). - ст. 7598.
1.6. Об аккредитации в национальной системе аккредитации: федеральный закон от 28.12.2013 N 412-ФЗ (ред. от 02.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 52 (часть I). - ст. 6977.
1.7. О некоммерческих организациях: федеральный закон от
12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - ст. 145.
1.8. О свободе совести и о религиозных объединениях: федеральный
закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание
законодательства РФ. - 1997. - N 39. - ст. 4465.
1.9. О государственной аккредитации образовательной деятельности (вместе с Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности): Постановление Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039 // Собрании законодательства РФ - 2013. - № 47. - Ст. 6118.
1.10. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 28.09.2017) // Собрание законодательства РФ. - N 11. - 2004.
1.11. Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки: Постановление Правительства РФ от 15.07.2013 N 594 (ред. от 04.11.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2013. - N 29. - ст. 3971.
1.12. Об утверждении правил размещения на официальном сайте
образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации: Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 № 582 // Собрание
законодательства РФ - 2013. - № 29. - Ст. 3964.
1.13. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования: Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 // Российская газета. - 2013. - № 247.
1.14. Об утверждении форм свидетельства о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам: Приказ Минобрнауки РФ от 27 января 2014 г. N 45 (ред. от 21.11.2014) // Российская газета. - N 62. - 2014.
1.15. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения: Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1060// Российская газета. - 2014. - № 155.
1.16. Об утверждении перечней профессий и специальностей среднего
профессионального образования: Приказ Минобрнауки России от 29.10.2013 № 1199 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти. - 2014. - № 6.
1.17. Об утверждении квалификационных требований к экспертам, требований к экспертным организациям, порядка их аккредитации, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы: Приказ Минобрнауки России от 20.05.2014 № 556 // Российская газета. - 2014. - № 188.
1.18. Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации): Приказ Минобрнауки России от 18.03.2014 № 193 // Российская газета. - 2014. - № 112.
1.19. Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации: Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 // Российская газета. - 2014. - № 188.
1.20. Об установлении соответствия профессий и специальностей
среднего профессионального образования, перечни которых утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2013 г. № 1199, профессиям начального профессионального
образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 354, и специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. № 355: Приказ Минобрнауки России от 05.06.2014 № 632 // Российская газета. - 2014. - № 184.
1.21. Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией: Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 N 462 (ред. от 14.12.2017) // Российская газета. - N 151. - 2013.
1.22. Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию: Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 N 1324 (ред. от 15.02.2017) // Российская газета. - N 38. - 2014.
1.23. Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования: Указ Президента РФ от 09.09.2008 N 1332 (ред. от 13.04.2018) // Собрание законодательства РФ - 2008. - N 37. - ст. 4184.
1.24. Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности: Приказ Минобрнауки России от 16.09.2014 № 1227 // Российская газета. - 2014. - № 297.
2.1. Об утверждении перечней документов и материалов,
необходимых для проведения аккредитационной экспертизы с выездом (без выезда) в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал: Приказ Минобрнауки России от 09.11.2016 №1385 //
Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 16.04.2018 г.).
2.2. Об утверждении порядка работы экспертов и (или)
представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы, при проведении аккредитационной экспертизы: Приказ
Минобрнауки России от 09.11.2016 №1386 // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана.URL:http://www.pravo.gov.ru(дата обращения 16.04.2018 г.).
1.25. Об установлении нормативов трудозатрат и коэффициентов, учитывающих изменения сложности работ в зависимости от контингента обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, при проведении аккредитационной экспертизы: Приказ Рособрнадзора от 14.11.2013 № 1157 // Российская газета. - 2014. - № 45.
1.26. Об образовании Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 (ред. от 12.11.2012) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - N 3. - ст. 150 (утратил силу).
3. Научная литература:
3.1. Административное право: учебник / Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов - 5-е изд., пересмотр. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2018. - 576 с.
3.2. Александров, А. Ю. Правовые проблемы соотношения государственного и общественного контроля в сфере высшего образования /
A. Ю. Александров, С. Б. Верещак, О. А. Иванова // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 2. - С. 140-146.
3.3. Алексанков А. М., Магер В. Е., Черненькая Л. В., Черненький А.
B. Обеспечение качества высшего образования // Открытое образование. - 2016. - №4. С. 10-16.
3.4. Анисимова Т. В., Конькова С. В. К вопросу о непрохождении аккредитации / Т.В. Анисимова // Право и образование. - 2017. - №9. - С.35¬41.
3.5. Астафичев, П. А. Государственная аккредитация высших учебных заведений в механизме реализации конституционной свободы преподавания и творчества / П. А. Астафичев, М. В. Ростова // Современное общество и право. - 2015. - № 4. - С. 60-63.
3.6. Бутенко, Ю. В. Государственная аккредитация в системе оценки эффективности качества вузов / Ю. В. Бутенко // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. Сер. 6: Университет. образование. - 2012. - № 13. - С. 55-61.
3.7. Вахранева, Н. В. Европейский опыт подготовки экспертов по внешней оценке в сфере гарантии качества высшего образования как основа для совершенствования российской системы подготовки экспертов по государственной аккредитации / Н. В. Вахранева // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - № 6. - С. 141-144.
3.8. Воробьев А. В., Ташкулова Г.К. Специфика процедуры аккредитации Российских вузов // Наука, новые технологии и иннновации. -
2014. - №7. - С. 100-107.
3.9. Государственная аккредитация вуза - основа для подготовки специалистов новой формации / М. Ф. Носков, Е. Ю. Затеева, О. В. Богданова, М. А. Шалагина // Вестн. СГУГиТ (Сиб. гос. ун-та геосистем и технологий). - 2014. - № 2. - С. 124-131.
3.10. Государственная аккредитация СГГА - шаг к совершенствованию деятельности академии / А. П. Карпик, В. А. Ащеулов,
С. М. Горбенко, А. К. Синякин // Вестник СГУГиТ. - 2012. - С. 125-132.
3.11. Геворкян, Е. Развитие системы аккредитации высшего образования в Российской Федерации / Е. Геворкян, Г. Мотова, В. Наводнов // Alma mater. - 2004. - № 1.- С. 25-28.
3.12. Грицай Г. И. Государственная аккредитация в законодательстве Российской Федерации/ Г. И. Гицай // Управленческое консультирование -
2015. - №4 (76). - С. 14-25
3.13. Денисова, О. П. Качество и востребованность образовательных услуг в обеспечении прохождения государственной аттестации и аккредитации вуза / О. П. Денисова // Вестн. Самар. гос. техн. ун-та. Сер.: Психол.-пед. науки. - 2012. - № 1. - С. 42-47.
3.14. Денисова, О. П. Подготовка к прохождению государственной аккредитации как средство управления качеством образования / О. П. Денисова // Вестн. Череповец. гос. ун-та. - 2012. - Т. 2. - № 3. - С. 148-152.
3.15. Дождиков, А. В. Государственная аккредитация программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме / А. В. Дождиков // Высшее образование в России. - 2015. - № 6. - С. 11-19.
3.16. Дик, Н. Ф. Лицензирование, аттестация и аккредитация образовательного учреждения: кн. соврем. рук. / Н. Ф. Дик. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 314, [1] с.
3.17. Жмудь, В. А. Quest: «Государственная аккредитация вашего вуза» - бакалавриат, магистратура, аспирантура, специалитет / В. А. Жмудь // Автоматика и программная инженерия. - 2016. - № 4. - С. 128-148.
3.18. Зайцева, Н. А. Использование принципов проектного менеджмента при подготовке вуза к аккредитации и лицензированию / Н. А. Зайцева // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2012. - № 3. - С. 39¬48.
3.19. Зарубежные системы управления качеством высшего
профессионального образования / [В. Н. Козлов, А. И. Рудской, Л. В.
Черненькая]. - М.: ФИРО, 2009. - 56 с.
3.20. Ежов, А. Н. Противоречия законодательства об образовании / А. Н. Ежов. - Архангельск: Междунар. "Ин-т упр.", 2001. - 87 с.
3.21. Карелина, И. Г. Современные модели оценки качества образования в России и за рубежом: аналитический обзор / И. Г. Карелина. - Воронеж: Воронеж. гос. ун-т, 2006. - 181 с.
3.22. Кабутов, Д. Лицензирование, аттестация и аккредитация учебных заведений в Республике Таджикистан / Д. Кабутов, И. Нигматов // Alma mater. - 2004. - № 1. - С.29-30.
3.23. Конаков, А. Е. Мониторинг образовательного процесса и качество образования / А. Е. Конаков, А. Г. Абросимов // Вестник СГЭУ. - 2007. - № 7. - С. 74-77.
3.24. Карпик, А. П. Государственная аккредитация академии - платформа для подготовки специалистов новой формации / А. П. Карпик, В. А. Ащеулов // Вестн. СГУГиТ. - 2013. - С. 126-134.
3.25. Киселев, А. А. Аккредитация государственных вузов: роль и проблемы для деятельности государственных вузов / А. А. Киселев // Междунар. акад. вестн. - 2016. - № 3. - С. 12-14.
3.26. Лаптев, В. В. Итоги и состояние научно-исследовательской деятельности университета в контексте критериев государственной аккредитации вузов / В. В. Лаптев // Вестн. Герценовского ун-та. - 2008. - № 3. - С. 14-25.
3.27. Лашманова, В. Ф. Модель оценки качества образования как элемент процедур лицензирования, аттестации и аккредитации / В. Ф. Лашманова // Вестн. Том. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 13. - С. 16-19.
3.28. Лобанов, В. Г. Разработка модели оценки системы менеджмента качества вуза для целей государственной аккредитации / В. Г. Лобанов, И. Т. Заика // Университетское управление: практика и анализ. - 2007. - № 3. - С. 84-91.
3.29. Ланских, А. Законодательное регулирование деятельности вузов / А. Ланских // Российское предпринимательство. - 2011. - № 4 (II). - С. 130¬135.
3.30. Лопатина, Т. Где выучиться на Ли Якокку? / Т. Лопатина, И. Перечнева // Эксперт. - 2016. - № 28/29. - С. 80-91.
3.31. Мигин С.В. Аккредитация в области оценки соответствия: стратегия и тактика // Методы оценки соответствия. 2008. N 10. С. 17 - 22.
3.32. Мушкин, А. В. Применение метода анализа иерархий для поддержки принятия решения в ходе государственной аккредитации высших учебных заведений / А. В. Мушкин // Студенческая наука и XXI век. - 2012. - № 9. - С. 20-23.
3.33. Нормативно-правовое обеспечение образования: [учеб. пособие] / [сост. Н. В. Волкова и др.]. - Бийск: БПГУ, 2006. - 150 с.
3.34. Наводнов, В. Г. Практика аккредитации в системе высшего образования России / В. Г. Наводнов, Г. Н. Мотова // Высшее образование в России. - 2015. - № 5. - С. 12-20.
3.35. Надаховская, Т. А. Особенности реализации программ высшего образования в условиях Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / Т. А. Надаховская // Культура и образование: науч.-информ. журнал вузов культуры и искусств. - 2014. - С. 57-60.
3.36. Николаева, А. Д. Самообследование как ключевое направление государственной аккредитации вуза / А. Д. Николаева, И. С. Алексеева // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 904.
3.37. Никулина, Т. В. Показатели эффективности образовательной деятельности с применением электронного обучения в рамках государственной аккредитации / Т. В. Никулина // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 7. - С. 106-111.
3.38. Новожилов, П. А. Государственная аккредитация вузов как форма оценки качества образования / П. А. Новожилов, А. О. Поварова // Human Progress. - 2017. - Т. 3. - № 6. - С. 6.
3.39. Основные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» / [сост.: Г. А. Балыхин и др.]. - Москва: Изд. Гос. Думы, 2013 - (Законодательство об образовании. Популярная библиотечка) Вып. 15: Лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности. Государственный контроль (надзор) в сфере образования. - 2013. - 62, [1] с.
3.40. Похолков, Ю. Обеспечение и оценка качества высшего образования / Ю. Похолков, А. Чучалин, С. Могильницкий // Высшее образование в России. - 2004. - №2. - С. 12-27.
3.41. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ вузов как основа обеспечения совершенного качества (excellence) / И. Е. Волкова, С. С. Иванов. - Москва: ФИРО, 2014. - 96 с.
3.42. Петров, А. В. О совершенствовании системы показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений / А. В. Петров, С. Н. Гурбатов, Б. И. Бедный // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н. И. Лобачевского. - 2009. - № 5. - С. 11-17.
3.43. Петропавловский, М. В. О системе поддержки принятия решений при государственной аккредитации высших учебных заведений / М. В. Петропавловский, Д. И. Петров, С. А. Голубев // Вестник Марийского гос. техн. ун-та. Сер.: Радиотехн. и инфокоммуникационные системы. - 2007. - № 1. - С. 35-40.
3.44. Петропавловский, М. В. О технологии использования информации с официальных сайтов вузов при государственной аккредитации образовательной деятельности / М. В. Петропавловский, О. Г. Нефедова, А. В. Кошкин // Информатика и системы управления. - 2016. - № 4. - С. 124¬132.
3.45. Петропавловский, М. В. Применение методов теории устойчивости динамических систем для анализа устойчивости деятельности вуза по показателям государственной аккредитации / М. В. Петропавловский, Н. В. Матросова // Информатика и системы управления. - 2012. - № 4. - С. 14-18.
3.46. Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета // Совет ректоров. - 2013. - № 6. - С. 87-89.
3.47. Принципы формирования аккредитационных педагогических измерительных материалов в соответствии с требованиями ФГОС ВПО / В. Н. Козлов, С. В. Викторенкова, А. И. Кибзун и др. // Науч. -техн. ведомости Санкт-Петербург. гос. политехн. ун-та. Гуманит. и обществ. Науки. - 2012. - № 2. - С. 34-36.
3.48. Ратников, В. В. Принятие решения о государственной аккредитации вуза: новеллы законодательства / В. В. Ратников // Административное право и процесс. - 2012. - № 2. - С. 29-31.
3.49. Ратников В. В. Административная процедура аккредитации в сфере высшего образования: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 / В.В. Ратников. - Челябинск, 2012. - 23 с.
3.50. Ротару, Р. Академическая оценка и государственная аккредитация высших учебных заведений в Республике Молдова / Р. Ротару // Alma mater. - 2004. - № 1 - С. 22-24.
3.51. Смолин, О. Н. Высшее образование: борьба за качество или
покушение на человеческий потенциал? Ст. 2 / О. Н. Смолин //
Социологические исследования. - 2015. - № 7. - С. 30-37.
3.52. Северцев, В. А. Аккредитация учебных заведений: Опыт США / В. А. Северцев, Б. Д. Чащихин. - М.: МГАП "Мир книги", 1993. - 239 с.
3.53. Санкин, Л. Аккредитация вуза в контексте управления качеством образования / Л. Санкин // Высшее образование в России. - 2006. - № 3. - С. 9-16.
3.54. Сафуанов, Р. М. Сравнительный анализ показателей
государственной аккредитации, мониторинга эффективности
образовательных организаций высшего образования и общественной аккредитации / Р. М. Сафуанов, И. Р. Кашипова, Д. Р. Вычужанова //AustrianJournal of Humanities and Social Sciences. - 2014. - С. 133-137.
3.55. Справится ли ваш вуз с новыми показателями государственной аккредитации? // Аккредитация в образовании. - 2006. - № 4. - С. 20-22.
3.56. Суровцев, И. С. Государственная и общественная аккредитация в зарубежных вузах / И. С. Суровцев, В. И. Щербаков // Вестн. Воронеж. гос. ун-та. Сер.: Проблемы высш. образования. - 2006. - № 1. - С. 73-74.
3.57. Трайнев, В. А. Повышение качества высшего образования и Болонский процесс: обобщение отечественной и зарубежной практики / В. А. Трайнев, С. С. Мкртчян, А. Я. Савельев. - М.: Дашков и К°, 2008. - 390 с.
3.58. Татаринова, И. С. Общественно-государственная аккредитация программ высшего профессионального образования / И. С. Татаринова // Актуальные проблемы психол. знания. - 2012. - № 2. - С. 129-133.
3.59. Татаринова, И. С. Особенности общественно-государственной аккредитации современных вузов / И. С. Татаринова // Мир образования - образование в мире. - 2012. - № 2. - С. 36-40.
3.60. Федорова, М. Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования: [учеб. пособие] / М. Ю. Федорова. - М.: Academia, 2008. - 187, [1] с.
3.61. Хусаенова, А. А. Совершенствование процессов обеспечения качества подготовки специалистов - критерий государственной аккредитации / А. А. Хусаенова // Вестн. Перм. гос. гуманит.-пед. ун-та. Сер. 1. Психол. и пед. науки. - 2014. - С. 139-143.
3.62. Чеха, В. В. Образовательный бизнес в России: платные образовательные услуги: вопросы организации и предоставления / В. В. Чеха. - Москва: Русское слово, 2013. - 124, [2] с.
3.63. Яровая, И. О Лицензия и государственная аккредитация как основание приобретения специальной образовательной правосубъектности высшего учебного заведения / И. О. Яровая // Юристъ-Правоведъ. - 2010. - № 4. - С. 51-53.
4. Материалы практики
4.1. Статистическая информация об осуществлении Рособрнадзором государственного контроля (надзора) в сфере образования // Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://obrnadzor.gov.ru/ru/opendata/7701537808-StatCtrl/(дата обращения 16.04.2018 г.).
4.2. О направлении Методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования): Письмо Рособрнадзора от 25.03.2015 № 07-675 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 18.03.2018).
4.3. О государственной аккредитации образовательной деятельности
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова»: Приказ Рособрнадзора № 1028 от
24.06.2016 г. // Сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL: http://obrnadzor.gov.ru/ru/docs/documents/(дата обращения: 16.04.2018 г).
4.4. Об аннулировании лицензии на осуществление образовательной
деятельности. Встречное требование: О признании незаконным и отмене распоряжения надзорного органа: Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2017 N 07АП-4204/2017 по делу N А03- 17479/2016 // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс
[Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения 18.03.2018).
4.5. Об аннулировании лицензии на осуществление образовательной деятельности. Встречное требование: О признании незаконным и отмене распоряжения надзорного органа Решение Арбитражного суда Алтайского края от 06.04.2017 по делу N А03-17479/2016 // Сайт Арбитражного суда Алтайского края [Электронный ресурс]. - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:.http://altai-krai.arbitr.ru/(дата обращения: 16.04.2018).