Государственная аккредитация в образовательной организации высшего образования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Аккредитация, как метод административно-правового регулирования образовательной деятельности: общие положения 7
1.1. Понятие, цель и значение аккредитации в системе методов административно-правового регулирования образовательной деятельности .... 7
1.2. Виды аккредитации в образовательной организации высшего
образования 18
ГЛАВА 2. Порядок государственной аккредитации в образовательной организации высшего образования 25
2.1. Субъекты и объекты государственной аккредитации в образовательной
организации высшего образования 25
2.2. Процедура государственной аккредитации в образовательной
организации высшего образования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Аккредитация, как метод административно-правового регулирования образовательной деятельности: общие положения 7
1.1. Понятие, цель и значение аккредитации в системе методов административно-правового регулирования образовательной деятельности .... 7
1.2. Виды аккредитации в образовательной организации высшего
образования 18
ГЛАВА 2. Порядок государственной аккредитации в образовательной организации высшего образования 25
2.1. Субъекты и объекты государственной аккредитации в образовательной
организации высшего образования 25
2.2. Процедура государственной аккредитации в образовательной
организации высшего образования 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 60
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Актуальность темы исследования обусловлена серьезными изменениями в сфере образования, которые связаны по большей части с экономической и демографической ситуацией в стране, увеличением роли государства в деятельности образовательных организаций, усилением международного сотрудничества, в том числе, присоединение к Болонскому процессу. Процедура аккредитации, её инфраструктура претерпели довольно серьезные трансформации, оставаясь явлением новым и не совсем понятным, особенно для государственных вузов. Соответственно, на сегодняшний день перед организациями высшего образования стоит проблема, которая связана с преобразованием задач и целей государственной аккредитации деятельности государственных вузов как основы всей системы высшего образования.
По данным официальной статистики Рособрнадзора в 2017 году по результатам федерального государственного контроля качества образования в связи с выявленными несоответствиями содержания и качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным стандартам изданы распорядительные акты Рособнадзора:
- о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 129;
- о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности - 71.
- 91 образовательной организации действие государственной аккредитации возобновлено.
Практика аккредитации образовательных учреждений в России существует не один год, а общетеоретические дискуссии о том, какие цели она преследует и в каких формах должна осуществляться, продолжаются. В этом самый главный парадокс современного российского образования. Не удивительно, что в профессиональном педагогическом сообществе до сих пор возникают сомнения в правильности и эффективности процедуры аккредитации высшего образования, которая, по сути, крайне формализована и продублирована.
Так в разработке нормативных правовых документов самое непосредственное участие принимали руководители Министерства образования и науки РФ, и его подразделения - Управления лицензирования, аккредитации и нострификации: заместители министра образования Болотов В.А., Геворкян Н.А., руководители управления Кушель А.А., Мешалкин В.И., Савельев Б.А., Шадриков В.Д. Ими были определены перечень показателей аккредитации и их критериальные значения, введена в практику лепестковая диаграмма соответствия критериям аккредитации и отнесения вуза к видовой группе (институту, академии, университету).
Проблемы государственного и общественного контроля в сфере высшего образования являлись объектом изучения многих научных исследователей, таких как Барабанова С.В., Бутенко Ю.В., Невинский В.В., Шестакова М.В., Ягудина Л.Р. и многих других.
Вышеизложенные обстоятельства в совокупности определили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью работы является изучение и комплексный анализ проблем по определению сущности государственной аккредитации образовательной организации высшего образования, ее место и роль в системе качества образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, цель и место аккредитации среди иных методов административно-правового регулирования образовательной деятельности;
- раскрыть виды аккредитации образовательной организации высшего образования;
- охарактеризовать субъекты и объекты государственной аккредитации в образовательном учреждении высшего образования;
- проанализировать процедуру государственной аккредитации образовательной организации высшего образования.
В качестве гипотезы исследования выступает трансформация и обновление системы образования, его организации и содержания, в процессе которой объективно повысились требования к его качеству, подверглись корректировке положения аккредитационной политики Российской Федерации. Наряду с этим развитие аккредитационных требований к высшему образованию в вузах не в полной мере отвечает сложившейся ситуации, в ней наблюдается незавершенность, как в теории, так и на практике.
Объект исследования: совокупность общественных отношений в сфере взаимодействия участников по подтверждению соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной аккредитации образовательной деятельности, практика их применения, а также научные исследования в упомянутой сфере.
Методы исследования: методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования (изучение документации образовательных учреждений высшего образования по подготовке к аккредитации).
Практическая и научная значимость: выводы и рекомендации, а также предложения по совершенствованию процедуры государственной аккредитации могут быть использованы федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Алтайский государственный университет» при подготовке проектов локальных нормативных правовых актов экспертами и сотрудниками администрации вуза. Даннные исследования могут быть востребованы в практической деятельности вуза при подготовке к государственной аккредитации в 2019 году структурными подразделениями организации, в отношении которых проводится проверка.
Цели и задачи исследования предопределили следующую структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.
По данным официальной статистики Рособрнадзора в 2017 году по результатам федерального государственного контроля качества образования в связи с выявленными несоответствиями содержания и качества образования по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным стандартам изданы распорядительные акты Рособнадзора:
- о приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности - 129;
- о лишении государственной аккредитации образовательной деятельности - 71.
- 91 образовательной организации действие государственной аккредитации возобновлено.
Практика аккредитации образовательных учреждений в России существует не один год, а общетеоретические дискуссии о том, какие цели она преследует и в каких формах должна осуществляться, продолжаются. В этом самый главный парадокс современного российского образования. Не удивительно, что в профессиональном педагогическом сообществе до сих пор возникают сомнения в правильности и эффективности процедуры аккредитации высшего образования, которая, по сути, крайне формализована и продублирована.
Так в разработке нормативных правовых документов самое непосредственное участие принимали руководители Министерства образования и науки РФ, и его подразделения - Управления лицензирования, аккредитации и нострификации: заместители министра образования Болотов В.А., Геворкян Н.А., руководители управления Кушель А.А., Мешалкин В.И., Савельев Б.А., Шадриков В.Д. Ими были определены перечень показателей аккредитации и их критериальные значения, введена в практику лепестковая диаграмма соответствия критериям аккредитации и отнесения вуза к видовой группе (институту, академии, университету).
Проблемы государственного и общественного контроля в сфере высшего образования являлись объектом изучения многих научных исследователей, таких как Барабанова С.В., Бутенко Ю.В., Невинский В.В., Шестакова М.В., Ягудина Л.Р. и многих других.
Вышеизложенные обстоятельства в совокупности определили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Целью работы является изучение и комплексный анализ проблем по определению сущности государственной аккредитации образовательной организации высшего образования, ее место и роль в системе качества образования Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие, цель и место аккредитации среди иных методов административно-правового регулирования образовательной деятельности;
- раскрыть виды аккредитации образовательной организации высшего образования;
- охарактеризовать субъекты и объекты государственной аккредитации в образовательном учреждении высшего образования;
- проанализировать процедуру государственной аккредитации образовательной организации высшего образования.
В качестве гипотезы исследования выступает трансформация и обновление системы образования, его организации и содержания, в процессе которой объективно повысились требования к его качеству, подверглись корректировке положения аккредитационной политики Российской Федерации. Наряду с этим развитие аккредитационных требований к высшему образованию в вузах не в полной мере отвечает сложившейся ситуации, в ней наблюдается незавершенность, как в теории, так и на практике.
Объект исследования: совокупность общественных отношений в сфере взаимодействия участников по подтверждению соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регулирующие вопросы государственной аккредитации образовательной деятельности, практика их применения, а также научные исследования в упомянутой сфере.
Методы исследования: методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования (изучение документации образовательных учреждений высшего образования по подготовке к аккредитации).
Практическая и научная значимость: выводы и рекомендации, а также предложения по совершенствованию процедуры государственной аккредитации могут быть использованы федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Алтайский государственный университет» при подготовке проектов локальных нормативных правовых актов экспертами и сотрудниками администрации вуза. Даннные исследования могут быть востребованы в практической деятельности вуза при подготовке к государственной аккредитации в 2019 году структурными подразделениями организации, в отношении которых проводится проверка.
Цели и задачи исследования предопределили следующую структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.
Государственная аккредитация, как метод административно-правового регулирования в сфере российского образования, в апреле 2018 года перешагнула 26 - летний рубеж. За это время менялась законодательная база, основные подходы, содержание процедуры государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования.
Традиционно под аккредитацией понимается процедура оценивания государственными/ негосударственными органами качества оказания услуг образовательными организациями высшего образования отдельными образовательными программами в рамках учебной деятельности образовательных организаций для признания соответствия организации определенным критериям, государственным требованиям или национальным стандартам, в том числе и международным.
Прежде всего, государственная аккредитация была обязательна с 2000 года и жизненно необходима, особенно для негосударственных вузов. Она юридически закрепляла выдачу выпускникам дипломов государственного образца, отсрочку студентам от воинской службы, права и льготы студентам и преподавателям, а также возможность изменения аккредитационного статуса. Общественная аккредитация - процедура добровольная и никаких прав и льгот предоставить не может.
Кроме того, технология государственной аккредитации под влиянием Болонского процесса трансформировалась в достаточно открытый и, главное, мотивирующий к развитию процесс. Общественная аккредитация на этапе становления не обладала такими возможностями.
В настоящее время можно отметить, что аккредитация образовательных организаций преследует двуединую цель: во-первых, она направлена на формирование комплексной оценки качества оказываемых образовательными организациями услуг и, на этой основе определение эффективности деятельности конкретной образовательной организации, во-вторых, полученная оценка способствует повышению уровня качества предоставляемых потребителям услуг образовательными организациями.
Говоря о порядке государственной аккредитации, следует подчеркнуть, что государственная аккредитация представляет собой четко регламентированную процедуру признания эффективности деятельности образовательной организации, а также установление (изменение или подтверждение) его государственного статуса (вида или типа), с последующей передачей ему на определенный срок установленных законодательством полномочий и прав, носящую обязательный характер для всех образовательных организаций, желающих выдавать диплом государственного образца.
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру государственной аккредитации и правоприменительной практики позволяет прийти к выводам о том, законодатель установил требования к государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, определил критерии оценки качества образования на различных уровнях, в том числе в виде федеральных государственных образовательных стандартов и различных образовательных программ, закрепил особенности федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, но практическое прохождение процедуры государственной аккредитации, требует учета положений большого количества ведомственных нормативных актов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день сложилась ситуация, что государство одновременно может и предоставлять образовательные услуги и оценивать их качество, но на наш взгляд, полностью пустить на самотек складывающийся рынок предложения экспертных и аккредитационных услуг, скорее всего, будет неправильным.
Актуальным остается вопрос о признании результатов процедуры общественно-профессиональной аккредитации при государственной аккредитации образовательной деятельности. В законодательных актах отсутствуют правовые нормы, закрепляющие понятие содержания и качества подготовки обучающихся, что является стержневым элементом государственного контроля качества образования и, соответственно, снижает эффективность реализации данной государственной функции.
В связи с чем, одним из вопросов на заседании Правительства Российской Федерации 6 июня 2018 г. будет заслушиваться вопрос « О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», который был рассмотрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 14 мая 2018 г., согласно которому предлагается дополнить Часть 29 статьи 92 Закона Об образовании нормой, предусматривающей, что порядок обязательного учёта сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности должен устанавливаться Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 12 ст. 92 ФЗ № 273-ФЗ предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Предметом экспертизы не могут быть условия реализации образовательной программы. Проверка «содержания подготовки обучающихся» при проведении федерального государственного контроля качества образования на практике означает проверку часов, перечень предметов и иное в соответствии с формализованными требованиями ФГОС.
Нечетко прописаны основные механизмы реализации норм в части применения мер по результатам проверок федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора в сфере образования. Усложняет работу органов контроля и надзора в сфере образования на уровне субъектов Российской Федерации отсутствие административных регламентов исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору.
Кроме того в качестве проблем правоприменения норм о государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования следует указать на громозкость процедуры и сложность в ее прохождении в связи с отсутствием опыта специалистов образовательных учреждений «на местах», которые могли бы взять на себя обязательства по обеспечению данной процедуры.
В заключении хотелось бы отметить, что процедура аккредитации образовательных организаций является одним из важнейшим инструментом контроля условий, содержания образовательной деятельности и выступает гарантом качества образования в период повышения роли высшего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых экономических и финансовых рынках.
Традиционно под аккредитацией понимается процедура оценивания государственными/ негосударственными органами качества оказания услуг образовательными организациями высшего образования отдельными образовательными программами в рамках учебной деятельности образовательных организаций для признания соответствия организации определенным критериям, государственным требованиям или национальным стандартам, в том числе и международным.
Прежде всего, государственная аккредитация была обязательна с 2000 года и жизненно необходима, особенно для негосударственных вузов. Она юридически закрепляла выдачу выпускникам дипломов государственного образца, отсрочку студентам от воинской службы, права и льготы студентам и преподавателям, а также возможность изменения аккредитационного статуса. Общественная аккредитация - процедура добровольная и никаких прав и льгот предоставить не может.
Кроме того, технология государственной аккредитации под влиянием Болонского процесса трансформировалась в достаточно открытый и, главное, мотивирующий к развитию процесс. Общественная аккредитация на этапе становления не обладала такими возможностями.
В настоящее время можно отметить, что аккредитация образовательных организаций преследует двуединую цель: во-первых, она направлена на формирование комплексной оценки качества оказываемых образовательными организациями услуг и, на этой основе определение эффективности деятельности конкретной образовательной организации, во-вторых, полученная оценка способствует повышению уровня качества предоставляемых потребителям услуг образовательными организациями.
Говоря о порядке государственной аккредитации, следует подчеркнуть, что государственная аккредитация представляет собой четко регламентированную процедуру признания эффективности деятельности образовательной организации, а также установление (изменение или подтверждение) его государственного статуса (вида или типа), с последующей передачей ему на определенный срок установленных законодательством полномочий и прав, носящую обязательный характер для всех образовательных организаций, желающих выдавать диплом государственного образца.
Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру государственной аккредитации и правоприменительной практики позволяет прийти к выводам о том, законодатель установил требования к государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций высшего образования, определил критерии оценки качества образования на различных уровнях, в том числе в виде федеральных государственных образовательных стандартов и различных образовательных программ, закрепил особенности федерального государственного контроля (надзора) в сфере образования, но практическое прохождение процедуры государственной аккредитации, требует учета положений большого количества ведомственных нормативных актов.
Несмотря на то, что на сегодняшний день сложилась ситуация, что государство одновременно может и предоставлять образовательные услуги и оценивать их качество, но на наш взгляд, полностью пустить на самотек складывающийся рынок предложения экспертных и аккредитационных услуг, скорее всего, будет неправильным.
Актуальным остается вопрос о признании результатов процедуры общественно-профессиональной аккредитации при государственной аккредитации образовательной деятельности. В законодательных актах отсутствуют правовые нормы, закрепляющие понятие содержания и качества подготовки обучающихся, что является стержневым элементом государственного контроля качества образования и, соответственно, снижает эффективность реализации данной государственной функции.
В связи с чем, одним из вопросов на заседании Правительства Российской Федерации 6 июня 2018 г. будет заслушиваться вопрос « О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»», который был рассмотрен на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности 14 мая 2018 г., согласно которому предлагается дополнить Часть 29 статьи 92 Закона Об образовании нормой, предусматривающей, что порядок обязательного учёта сведений о независимой оценке качества подготовки учащихся при государственной аккредитации образовательной деятельности должен устанавливаться Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности.
В соответствии с ч. 12 ст. 92 ФЗ № 273-ФЗ предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Предметом экспертизы не могут быть условия реализации образовательной программы. Проверка «содержания подготовки обучающихся» при проведении федерального государственного контроля качества образования на практике означает проверку часов, перечень предметов и иное в соответствии с формализованными требованиями ФГОС.
Нечетко прописаны основные механизмы реализации норм в части применения мер по результатам проверок федерального государственного контроля качества образования и федерального государственного надзора в сфере образования. Усложняет работу органов контроля и надзора в сфере образования на уровне субъектов Российской Федерации отсутствие административных регламентов исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору.
Кроме того в качестве проблем правоприменения норм о государственной аккредитации образовательных организаций высшего образования следует указать на громозкость процедуры и сложность в ее прохождении в связи с отсутствием опыта специалистов образовательных учреждений «на местах», которые могли бы взять на себя обязательства по обеспечению данной процедуры.
В заключении хотелось бы отметить, что процедура аккредитации образовательных организаций является одним из важнейшим инструментом контроля условий, содержания образовательной деятельности и выступает гарантом качества образования в период повышения роли высшего образования в обеспечении устойчивого развития и конкурентоспособности государств на мировых экономических и финансовых рынках.
Подобные работы
- Государственное регулирование качества образовательных услуг в образовательных организациях высшего образования
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Автоматизация процесса разработки образовательной программы
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Нормативно-правовое регулирование труда лиц, совмещающих работу с обучением
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетентности обучающихся образовательных организаций (на примере Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского Федерального Университета)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Совершенствование системы подготовки бакалавров по направлению профессионального обучения (на примере Федерального государственного автономного учреждения высшего образования Елабужского института Казанского (Приволжского) Федерального университета)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Методика преподавания отдельных разделов образовательного права в
международной высшей школе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование сферы высшего образования в РФ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование сферы высшего образования в РФ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - Государственное регулирование как способ стимулирования положительных внешних эффектов в системе высшего образования
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2024



