ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА Г. БАРНАУЛА
|
Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации 6
1.1. Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в РФ (на примере г. Барнаула) 6
1.2 Правовая основа и механизмы налогообложения земельных участков на основе кадастровой стоимости. Понятие, системообразующая роль и значение института кадастровой стоимости для формирования земельного налога 10
Глава 2. Кадастровая стоимость земельных участков как основа определения налоговой базы земельного налога 19
2.1. Анализ текущего законодательства и выявление проблем, возникающих при применении законодательства о налогообложении земельных участков ... 19
2.2. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков на территории
г. Барнаула через Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре Алтайского края 26
2.3. Судебное оспаривание кадастровой стоимости земельных участков на
территории г. Барнаула 33
Глава 3. Пути совершенствования законодательства о налогообложении земельных участков 45
3.1 Правовой анализ изменений в регулировании отношений по налогообложению земельных участков в 2018 году 45
3.2. Эффективность определения кадастровой стоимости земельных участков как основа исчисления земельного налога 60
Заключение 76
Библиографический список
Глава 1. Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации 6
1.1. Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в РФ (на примере г. Барнаула) 6
1.2 Правовая основа и механизмы налогообложения земельных участков на основе кадастровой стоимости. Понятие, системообразующая роль и значение института кадастровой стоимости для формирования земельного налога 10
Глава 2. Кадастровая стоимость земельных участков как основа определения налоговой базы земельного налога 19
2.1. Анализ текущего законодательства и выявление проблем, возникающих при применении законодательства о налогообложении земельных участков ... 19
2.2. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков на территории
г. Барнаула через Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре Алтайского края 26
2.3. Судебное оспаривание кадастровой стоимости земельных участков на
территории г. Барнаула 33
Глава 3. Пути совершенствования законодательства о налогообложении земельных участков 45
3.1 Правовой анализ изменений в регулировании отношений по налогообложению земельных участков в 2018 году 45
3.2. Эффективность определения кадастровой стоимости земельных участков как основа исчисления земельного налога 60
Заключение 76
Библиографический список
Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику страны, субъектов РФ, муниципальных образований является формирование эффективного законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений, и как следствие, пополнение бюджетов соответствующих уровней.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе как Российской Федерации и Алтайского края в целом, так и г. Барнаула в частности, поскольку выступает в качестве важного источника формирования местного бюджета.
В настоящее время вопросы налогообложения земельных участков на территории г. Барнаула являются более чем актуальными, так как, во-первых, подходит срок проведения новой массовой оценки кадастровой стоимости земельных участков на территории Алтайского края, во-вторых, в виду последних изменений в подходах законодателя к механизмам определения и оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, как института, который непосредственно влияет на размер земельного налога, на практике неизбежно возникает много спорных вопросов. И, в-третьих, при сложившихся обстоятельствах правоприменителям необходимо оказать должную правовую поддержку в целях эффективности реализации и комфортной адаптации муниципалитета (г. Барнаула) и региона (Алтайского края) в рамках переходного периода.
Важность темы исследования подтверждается и тем, что одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику страны, субъектов РФ, муниципальных образований является формирование эффективного законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений и как следствие пополнение бюджетов соответствующих уровней.
Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности.
Система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, поэтому было принято решение изменить эту систему. Ситуация при этом усложнилась тем, что теперь расчет земельного налога осуществляется на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, явилось совершенно новым подходом к налогообложению земель, потребовавшего в последствии приведения в соответствие всего законодательства.
В силу сложности и многогранности общественных отношений, связанных с установлением, формированием, взиманием земельного налога, объектом настоящего исследования являются те общественные отношения, которые связаны с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание земельного налога, в рамках оспаривания кадастровой стоимости, а также правоприменительная практика по финансово-правовым аспектам налогообложения земли.
Целью написания работы является исследование и выявление правовых проблем в теории и на практике, касающихся установления, изменения и взимания земельного налога исходя из процедуры оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, для последующей разработки предложений по совершенствованию данного института.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение правовой основы регулирования земельного налога в рамках оспаривания кадастровой стоимости земельных участков;
- определение проблем правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовых и практических проблем налогообложения земельных участков, связанных с процедурой оспаривания кадастровой стоимости;
- мониторинг новелл законодательства в сфере налогообложения земельных участков, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков;
- исследование практического материала и выявления законодательных пробелов;
-разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге в рамках института оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности которого, позволяют исследовать законодательство о земельном налоге в рамках института оспаривания кадастровой стоимости, сравнительно-правовой метод, и методы индукции и дедукции.
Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых как: Абдуловой, Н.А., Брызгалиной, А.В., Дудиной, Н.В., Зозуля, В.В., Кудря, В.С., Лермонтова, Ю. М., Мамруковой, О. И., Пантюшова, О. В., Романченко, О.В., Савиной, О.Н., Цветкова, И.В., Шарипова, Ю.В., Ядрихинского, С.А. и других.
Целями и задачами исследования обусловлена структура работы, состоящая из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе как Российской Федерации и Алтайского края в целом, так и г. Барнаула в частности, поскольку выступает в качестве важного источника формирования местного бюджета.
В настоящее время вопросы налогообложения земельных участков на территории г. Барнаула являются более чем актуальными, так как, во-первых, подходит срок проведения новой массовой оценки кадастровой стоимости земельных участков на территории Алтайского края, во-вторых, в виду последних изменений в подходах законодателя к механизмам определения и оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, как института, который непосредственно влияет на размер земельного налога, на практике неизбежно возникает много спорных вопросов. И, в-третьих, при сложившихся обстоятельствах правоприменителям необходимо оказать должную правовую поддержку в целях эффективности реализации и комфортной адаптации муниципалитета (г. Барнаула) и региона (Алтайского края) в рамках переходного периода.
Важность темы исследования подтверждается и тем, что одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику страны, субъектов РФ, муниципальных образований является формирование эффективного законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений и как следствие пополнение бюджетов соответствующих уровней.
Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности.
Система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, поэтому было принято решение изменить эту систему. Ситуация при этом усложнилась тем, что теперь расчет земельного налога осуществляется на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, явилось совершенно новым подходом к налогообложению земель, потребовавшего в последствии приведения в соответствие всего законодательства.
В силу сложности и многогранности общественных отношений, связанных с установлением, формированием, взиманием земельного налога, объектом настоящего исследования являются те общественные отношения, которые связаны с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание земельного налога, в рамках оспаривания кадастровой стоимости, а также правоприменительная практика по финансово-правовым аспектам налогообложения земли.
Целью написания работы является исследование и выявление правовых проблем в теории и на практике, касающихся установления, изменения и взимания земельного налога исходя из процедуры оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, для последующей разработки предложений по совершенствованию данного института.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение правовой основы регулирования земельного налога в рамках оспаривания кадастровой стоимости земельных участков;
- определение проблем правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовых и практических проблем налогообложения земельных участков, связанных с процедурой оспаривания кадастровой стоимости;
- мониторинг новелл законодательства в сфере налогообложения земельных участков, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков;
- исследование практического материала и выявления законодательных пробелов;
-разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге в рамках института оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности которого, позволяют исследовать законодательство о земельном налоге в рамках института оспаривания кадастровой стоимости, сравнительно-правовой метод, и методы индукции и дедукции.
Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых как: Абдуловой, Н.А., Брызгалиной, А.В., Дудиной, Н.В., Зозуля, В.В., Кудря, В.С., Лермонтова, Ю. М., Мамруковой, О. И., Пантюшова, О. В., Романченко, О.В., Савиной, О.Н., Цветкова, И.В., Шарипова, Ю.В., Ядрихинского, С.А. и других.
Целями и задачами исследования обусловлена структура работы, состоящая из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка.
Исследование земельного налога приобретает особую актуальность на фоне кардинальных реформ налогообложения недвижимости, так как последствия проводимых реформ оказывают существенное влияние, как на экономику муниципального образования, так и на экономику всей страны. Поэтому перед государством стоит сложная задача обеспечить эффективное использование земли и оптимальное исчисление земельного налога, с целью повысить его собираемость, учитывая при этом интересы налогоплательщиков- землепользователей.
Таким образом, актуальность темы исследования очевидна, так как земельный налог занимает особое место в налоговой системе как Российской Федерации и Алтайского края, в целом, так и г. Барнаула, в частности, выступая одним из основных источников формирования доходной части местного бюджета.
В работе были подробно рассмотрены и проанализированы как имеющиеся правовые институты, так и законодательные новеллы налогообложения земельных участков; выявлены правовые коллизии, законодательные пробелы и проблемы в правоприменении действующего законодательства; определено место, сущность и значение земельного налога как в целом для страны, так и для регионов и муниципалитетов. При этом акцент был сделан на изучение института кадастровой стоимости как системообразующего элемента в определении земельного налога, поскольку налоговая база при исчислении земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка.
Проведенное исследование в рамках магистерской диссертации позволяет предложить соответствующие изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах, а именно:
1. внести дополнения в главу 31 НК РФ положениями, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований;
2. внести изменения в ст.119 НК РФ и увеличить размер штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налоговой декларации по земельному налогу, в целях усиления действенности мер за нарушение законодательства о налогах и сборах, и повышения уровня правосознания, дисциплины и ответственности налогоплательщиков-землепользователей в целях своевременного пополнения доходной части местных бюджетов;
3. разработать для владельцев личных кабинетов специальное поле или графу: «свежие/актуальные новости» и там предупреждать (делать рассылку) налогоплательщиков о грядущих законодательных изменениях с целью их заблаговременного информирования; а также развивать способы информирования через Интернет и телевидение, с помощью размещения актуальной информации на официальных сайтах органов местного самоуправления, органов государственной власти, используя при этом и другие способы (листовки, стенды, баннеры);
4. разработать «Положение о порядке рассмотрения отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков Комиссией по оспариванию кадастровой стоимости на предмет соответствия их формы и содержания действующему законодательству», в котором содержался бы закрытый перечень оснований для отклонения отчетов и соответственно вынесение отрицательного решения Комиссией. Данное предложение помогло бы исключить формальный подход к рассмотрению заявлений налогоплательщиков-землепользователей, а также исключить коррупциогенный фактор в работе самой Комиссии;
5. рекомендовать органам и структурам, в компетенции которых есть положение о выработке социально-экономической политики в сфере налогообложения земельных участков, оперативно реагировать на изменения в законодательстве и оказывать должную квалифицированную правовую поддержку правоприменителям в виде принятия приказов, разъяснений и информационных писем в сфере налогообложения земли;
6. разработать и внедрить общедоступную региональную базу данных земельных участков с актуальной информацией по состоянию на день запроса, содержащую максимально подробные характеристики и описание земельных участков, располагаемых на территории конкретного субъекта РФ. На ее основе разработать и распространить мобильное приложение с доступом к базе данных в режиме онлайн и офлайн для более оперативного и мгновенного доступа к информации о состоянии земельных участков;
7. обеспечить регулярное повышение квалификации работников государственного аппарата при помощи проведений обучений, семинаров, собраний, совещаний, форумов в том числе и с использованием конференц-связи, с подключением всех субъектов федерации для обмена опытом, а также проведение регулярных проверок: по вопросам территориального планирования, по вопросам достоверности сведений мониторинга земель и др.
Таким образом, для совершенствования механизмов уплаты земельного налога в первую очередь нужно обратить внимание на правовые основы и механизмы налогообложения земельных участков, выстроить четкую систему нормативно - правовых актов, регулирующие данные вопросы, устранить законодательные противоречия и пробелы, отработать механизмы взаимодействия соответствующих органов, а также наладить процесс доступа информации для налогоплательщиков - землепользователей.
Земельный налог на сегодняшний день играет большую роль в налоговой системе Российской Федерации, поскольку полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований и представляет собой наиболее устойчивый источник доходов, позволяющий обеспечить поступление стабильных и экономически эффективных доходов в бюджеты муниципальный образований. Необходимо отметить, что оптимизация налогов очень важна, так как от этих поступлений напрямую зависит экономика России. Если верно оптимизировать имущественные налоги, то можно добиться развития экономики страны в целом.
Полагаем, что предлагаемые изменения, дополнения и разработки в сфере налогообложения земли заполнят правовые пробелы в текущем законодательстве, разрешат правовые коллизии на практике, упростят взаимодействия органов аппарата государства между собой и с налогоплательщиками-землепользователями, и в целом поспособствуют реформированию, модернизации и развитию отношений в сфере налогообложения земли, а также найдут свое отражения в работе оценочных организаций, и окажутся полезными и актуальными исследованиями в практической деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - г. Барнаул.
Таким образом, актуальность темы исследования очевидна, так как земельный налог занимает особое место в налоговой системе как Российской Федерации и Алтайского края, в целом, так и г. Барнаула, в частности, выступая одним из основных источников формирования доходной части местного бюджета.
В работе были подробно рассмотрены и проанализированы как имеющиеся правовые институты, так и законодательные новеллы налогообложения земельных участков; выявлены правовые коллизии, законодательные пробелы и проблемы в правоприменении действующего законодательства; определено место, сущность и значение земельного налога как в целом для страны, так и для регионов и муниципалитетов. При этом акцент был сделан на изучение института кадастровой стоимости как системообразующего элемента в определении земельного налога, поскольку налоговая база при исчислении земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка.
Проведенное исследование в рамках магистерской диссертации позволяет предложить соответствующие изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах, а именно:
1. внести дополнения в главу 31 НК РФ положениями, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований;
2. внести изменения в ст.119 НК РФ и увеличить размер штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налоговой декларации по земельному налогу, в целях усиления действенности мер за нарушение законодательства о налогах и сборах, и повышения уровня правосознания, дисциплины и ответственности налогоплательщиков-землепользователей в целях своевременного пополнения доходной части местных бюджетов;
3. разработать для владельцев личных кабинетов специальное поле или графу: «свежие/актуальные новости» и там предупреждать (делать рассылку) налогоплательщиков о грядущих законодательных изменениях с целью их заблаговременного информирования; а также развивать способы информирования через Интернет и телевидение, с помощью размещения актуальной информации на официальных сайтах органов местного самоуправления, органов государственной власти, используя при этом и другие способы (листовки, стенды, баннеры);
4. разработать «Положение о порядке рассмотрения отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков Комиссией по оспариванию кадастровой стоимости на предмет соответствия их формы и содержания действующему законодательству», в котором содержался бы закрытый перечень оснований для отклонения отчетов и соответственно вынесение отрицательного решения Комиссией. Данное предложение помогло бы исключить формальный подход к рассмотрению заявлений налогоплательщиков-землепользователей, а также исключить коррупциогенный фактор в работе самой Комиссии;
5. рекомендовать органам и структурам, в компетенции которых есть положение о выработке социально-экономической политики в сфере налогообложения земельных участков, оперативно реагировать на изменения в законодательстве и оказывать должную квалифицированную правовую поддержку правоприменителям в виде принятия приказов, разъяснений и информационных писем в сфере налогообложения земли;
6. разработать и внедрить общедоступную региональную базу данных земельных участков с актуальной информацией по состоянию на день запроса, содержащую максимально подробные характеристики и описание земельных участков, располагаемых на территории конкретного субъекта РФ. На ее основе разработать и распространить мобильное приложение с доступом к базе данных в режиме онлайн и офлайн для более оперативного и мгновенного доступа к информации о состоянии земельных участков;
7. обеспечить регулярное повышение квалификации работников государственного аппарата при помощи проведений обучений, семинаров, собраний, совещаний, форумов в том числе и с использованием конференц-связи, с подключением всех субъектов федерации для обмена опытом, а также проведение регулярных проверок: по вопросам территориального планирования, по вопросам достоверности сведений мониторинга земель и др.
Таким образом, для совершенствования механизмов уплаты земельного налога в первую очередь нужно обратить внимание на правовые основы и механизмы налогообложения земельных участков, выстроить четкую систему нормативно - правовых актов, регулирующие данные вопросы, устранить законодательные противоречия и пробелы, отработать механизмы взаимодействия соответствующих органов, а также наладить процесс доступа информации для налогоплательщиков - землепользователей.
Земельный налог на сегодняшний день играет большую роль в налоговой системе Российской Федерации, поскольку полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований и представляет собой наиболее устойчивый источник доходов, позволяющий обеспечить поступление стабильных и экономически эффективных доходов в бюджеты муниципальный образований. Необходимо отметить, что оптимизация налогов очень важна, так как от этих поступлений напрямую зависит экономика России. Если верно оптимизировать имущественные налоги, то можно добиться развития экономики страны в целом.
Полагаем, что предлагаемые изменения, дополнения и разработки в сфере налогообложения земли заполнят правовые пробелы в текущем законодательстве, разрешат правовые коллизии на практике, упростят взаимодействия органов аппарата государства между собой и с налогоплательщиками-землепользователями, и в целом поспособствуют реформированию, модернизации и развитию отношений в сфере налогообложения земли, а также найдут свое отражения в работе оценочных организаций, и окажутся полезными и актуальными исследованиями в практической деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - г. Барнаул.
Подобные работы
- Финансово-кредитные инструменты развития ЖКХ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Дипломные работы, ВКР, предпринимательство. Язык работы: Русский. Цена: 6900 р. Год сдачи: 2012



