Введение 3
Глава 1. Правовое регулирование земельного налога в Российской Федерации 6
1.1. Земельный налог как источник формирования местных бюджетов в РФ (на примере г. Барнаула) 6
1.2 Правовая основа и механизмы налогообложения земельных участков на основе кадастровой стоимости. Понятие, системообразующая роль и значение института кадастровой стоимости для формирования земельного налога 10
Глава 2. Кадастровая стоимость земельных участков как основа определения налоговой базы земельного налога 19
2.1. Анализ текущего законодательства и выявление проблем, возникающих при применении законодательства о налогообложении земельных участков ... 19
2.2. Оспаривание кадастровой стоимости земельных участков на территории
г. Барнаула через Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Росреестре Алтайского края 26
2.3. Судебное оспаривание кадастровой стоимости земельных участков на
территории г. Барнаула 33
Глава 3. Пути совершенствования законодательства о налогообложении земельных участков 45
3.1 Правовой анализ изменений в регулировании отношений по налогообложению земельных участков в 2018 году 45
3.2. Эффективность определения кадастровой стоимости земельных участков как основа исчисления земельного налога 60
Заключение 76
Библиографический список
Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику страны, субъектов РФ, муниципальных образований является формирование эффективного законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений, и как следствие, пополнение бюджетов соответствующих уровней.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе как Российской Федерации и Алтайского края в целом, так и г. Барнаула в частности, поскольку выступает в качестве важного источника формирования местного бюджета.
В настоящее время вопросы налогообложения земельных участков на территории г. Барнаула являются более чем актуальными, так как, во-первых, подходит срок проведения новой массовой оценки кадастровой стоимости земельных участков на территории Алтайского края, во-вторых, в виду последних изменений в подходах законодателя к механизмам определения и оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, как института, который непосредственно влияет на размер земельного налога, на практике неизбежно возникает много спорных вопросов. И, в-третьих, при сложившихся обстоятельствах правоприменителям необходимо оказать должную правовую поддержку в целях эффективности реализации и комфортной адаптации муниципалитета (г. Барнаула) и региона (Алтайского края) в рамках переходного периода.
Важность темы исследования подтверждается и тем, что одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику страны, субъектов РФ, муниципальных образований является формирование эффективного законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений и как следствие пополнение бюджетов соответствующих уровней.
Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности.
Система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, поэтому было принято решение изменить эту систему. Ситуация при этом усложнилась тем, что теперь расчет земельного налога осуществляется на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, явилось совершенно новым подходом к налогообложению земель, потребовавшего в последствии приведения в соответствие всего законодательства.
В силу сложности и многогранности общественных отношений, связанных с установлением, формированием, взиманием земельного налога, объектом настоящего исследования являются те общественные отношения, которые связаны с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие установление и взимание земельного налога, в рамках оспаривания кадастровой стоимости, а также правоприменительная практика по финансово-правовым аспектам налогообложения земли.
Целью написания работы является исследование и выявление правовых проблем в теории и на практике, касающихся установления, изменения и взимания земельного налога исходя из процедуры оспаривания кадастровой стоимости земельных участков, для последующей разработки предложений по совершенствованию данного института.
В связи с намеченной целью, поставлены следующие основные задачи исследования:
- определение правовой основы регулирования земельного налога в рамках оспаривания кадастровой стоимости земельных участков;
- определение проблем правового статуса плательщиков земельного налога;
- изучение правовых и практических проблем налогообложения земельных участков, связанных с процедурой оспаривания кадастровой стоимости;
- мониторинг новелл законодательства в сфере налогообложения земельных участков, связанных с оспариванием кадастровой стоимости земельных участков;
- исследование практического материала и выявления законодательных пробелов;
-разработка предложений по совершенствованию законодательства о земельном налоге в рамках института оспаривания кадастровой стоимости земельных участков.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод анализа, научно-познавательные возможности которого, позволяют исследовать законодательство о земельном налоге в рамках института оспаривания кадастровой стоимости, сравнительно-правовой метод, и методы индукции и дедукции.
Теоретическую основу работы составляют труды таких ученых как: Абдуловой, Н.А., Брызгалиной, А.В., Дудиной, Н.В., Зозуля, В.В., Кудря, В.С., Лермонтова, Ю. М., Мамруковой, О. И., Пантюшова, О. В., Романченко, О.В., Савиной, О.Н., Цветкова, И.В., Шарипова, Ю.В., Ядрихинского, С.А. и других.
Целями и задачами исследования обусловлена структура работы, состоящая из введения, трех глав, семи параграфов, заключения и библиографического списка.
Исследование земельного налога приобретает особую актуальность на фоне кардинальных реформ налогообложения недвижимости, так как последствия проводимых реформ оказывают существенное влияние, как на экономику муниципального образования, так и на экономику всей страны. Поэтому перед государством стоит сложная задача обеспечить эффективное использование земли и оптимальное исчисление земельного налога, с целью повысить его собираемость, учитывая при этом интересы налогоплательщиков- землепользователей.
Таким образом, актуальность темы исследования очевидна, так как земельный налог занимает особое место в налоговой системе как Российской Федерации и Алтайского края, в целом, так и г. Барнаула, в частности, выступая одним из основных источников формирования доходной части местного бюджета.
В работе были подробно рассмотрены и проанализированы как имеющиеся правовые институты, так и законодательные новеллы налогообложения земельных участков; выявлены правовые коллизии, законодательные пробелы и проблемы в правоприменении действующего законодательства; определено место, сущность и значение земельного налога как в целом для страны, так и для регионов и муниципалитетов. При этом акцент был сделан на изучение института кадастровой стоимости как системообразующего элемента в определении земельного налога, поскольку налоговая база при исчислении земельного налога устанавливается как кадастровая стоимость земельного участка.
Проведенное исследование в рамках магистерской диссертации позволяет предложить соответствующие изменения и дополнения в законодательство о налогах и сборах, а именно:
1. внести дополнения в главу 31 НК РФ положениями, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований;
2. внести изменения в ст.119 НК РФ и увеличить размер штрафа за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок, налоговой декларации по земельному налогу, в целях усиления действенности мер за нарушение законодательства о налогах и сборах, и повышения уровня правосознания, дисциплины и ответственности налогоплательщиков-землепользователей в целях своевременного пополнения доходной части местных бюджетов;
3. разработать для владельцев личных кабинетов специальное поле или графу: «свежие/актуальные новости» и там предупреждать (делать рассылку) налогоплательщиков о грядущих законодательных изменениях с целью их заблаговременного информирования; а также развивать способы информирования через Интернет и телевидение, с помощью размещения актуальной информации на официальных сайтах органов местного самоуправления, органов государственной власти, используя при этом и другие способы (листовки, стенды, баннеры);
4. разработать «Положение о порядке рассмотрения отчетов об определении рыночной стоимости земельных участков Комиссией по оспариванию кадастровой стоимости на предмет соответствия их формы и содержания действующему законодательству», в котором содержался бы закрытый перечень оснований для отклонения отчетов и соответственно вынесение отрицательного решения Комиссией. Данное предложение помогло бы исключить формальный подход к рассмотрению заявлений налогоплательщиков-землепользователей, а также исключить коррупциогенный фактор в работе самой Комиссии;
5. рекомендовать органам и структурам, в компетенции которых есть положение о выработке социально-экономической политики в сфере налогообложения земельных участков, оперативно реагировать на изменения в законодательстве и оказывать должную квалифицированную правовую поддержку правоприменителям в виде принятия приказов, разъяснений и информационных писем в сфере налогообложения земли;
6. разработать и внедрить общедоступную региональную базу данных земельных участков с актуальной информацией по состоянию на день запроса, содержащую максимально подробные характеристики и описание земельных участков, располагаемых на территории конкретного субъекта РФ. На ее основе разработать и распространить мобильное приложение с доступом к базе данных в режиме онлайн и офлайн для более оперативного и мгновенного доступа к информации о состоянии земельных участков;
7. обеспечить регулярное повышение квалификации работников государственного аппарата при помощи проведений обучений, семинаров, собраний, совещаний, форумов в том числе и с использованием конференц-связи, с подключением всех субъектов федерации для обмена опытом, а также проведение регулярных проверок: по вопросам территориального планирования, по вопросам достоверности сведений мониторинга земель и др.
Таким образом, для совершенствования механизмов уплаты земельного налога в первую очередь нужно обратить внимание на правовые основы и механизмы налогообложения земельных участков, выстроить четкую систему нормативно - правовых актов, регулирующие данные вопросы, устранить законодательные противоречия и пробелы, отработать механизмы взаимодействия соответствующих органов, а также наладить процесс доступа информации для налогоплательщиков - землепользователей.
Земельный налог на сегодняшний день играет большую роль в налоговой системе Российской Федерации, поскольку полностью зачисляется в бюджеты муниципальных образований и представляет собой наиболее устойчивый источник доходов, позволяющий обеспечить поступление стабильных и экономически эффективных доходов в бюджеты муниципальный образований. Необходимо отметить, что оптимизация налогов очень важна, так как от этих поступлений напрямую зависит экономика России. Если верно оптимизировать имущественные налоги, то можно добиться развития экономики страны в целом.
Полагаем, что предлагаемые изменения, дополнения и разработки в сфере налогообложения земли заполнят правовые пробелы в текущем законодательстве, разрешат правовые коллизии на практике, упростят взаимодействия органов аппарата государства между собой и с налогоплательщиками-землепользователями, и в целом поспособствуют реформированию, модернизации и развитию отношений в сфере налогообложения земли, а также найдут свое отражения в работе оценочных организаций, и окажутся полезными и актуальными исследованиями в практической деятельности представительных и исполнительных органов местного самоуправления муниципального образования - г. Барнаул.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным
голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ.- 1998. - № 31. - Ст. 3823.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 27.11.2017) // Собрание законодательства РФ- 1998. - № 31. - Ст. 3824.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2000 г. - № 32. - Ст. 3340.
7. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ.- 2001. - № 44. - Ст. 4147.
8. Кодекс административного судопроизводства Российской
Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 28.12.2017)// Собрание
законодательства РФ. - 2015. - №10. - Ст. 1391.
9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 18.04.2018№ 83-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.
10. О государственном кадастре недвижимости: Федеральный закон от
24.07.2007 № 221-ФЗ (ред. от 28.02.2018)// Собрание законодательства
Российской Федерации. - 2007. - №31. - Ст. 4017.
11. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ (ред. 10.08.2017) // Собрание законодательства РФ. -1998. - № 31. - Ст. 3813.
12. О государственной регистрации недвижимости: Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2015. - № 29(часть I). - Ст. 4344
13. О государственной кадастровой оценке: Федеральный закон от 03.07.2016 N 237-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - №27 (часть I). - Ст. 4170.
14. О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137- ФЗ (ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 31(часть I). - Ст. 3436.
15. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федеральный закон от 02.11.2004 № 127-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 45. - Ст. 4377.
16. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации: Федерльный закон от 29.11.2004 №141-ФЗ (ред. от 04.11.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
17. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ (ред. от 27.11.2017)// Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 40. - Ст. 5753.
18. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 27.11.2017 №353-ФЗ//Собрание законодательства РФ. - 2017.- N 49. - Ст. 7325.
19. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 27. - Ст. 2881.
20. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 №360-ФЗ (ред. от 30.11.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (часть II). - Ст. 4293.
21. О внесении изменений в статью 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 29.07.2017 N 274-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2017. - № 31(часть I). - Ст. 4823.
22. О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 22 июля 2010 г. N 167-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 30. - Ст. 3998.
23. О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери: Федеральный закон от 20.07.1997 № 110- ФЗ (ред. от 28.07.2004) // Собрание законодательства РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3582.
24. Об утверждении Федерального стандарта оценки «Определение
кадастровой стоимости (ФСО N 4)»: Приказ Министерства экономического развития от 22.10.2010 №508 (ред. от 22.06.2015) // КонсультантПлюс
[Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4017.00.21. - Режим доступа: Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
25. Об утверждении Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка: Приказ Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 № 222 (ред. от 17.11.2011) // Российская газета. - 2006. - №212.
26. Об утверждении Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 22 февраля 2011 г. N 69 «Об утверждении Типовых требований к порядку создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости»: Приказ Министерства экономического развития РФ от 04.05.2012 №263 (ред. от 16.05.2013) // Российская газета. - 2012. - №177.
27. Об утверждении Порядка работы комиссии по рассмотрению
споров о результатах определения кадастровой стоимости: Приказ
Министерства Экономического развития РФ от 17.11.2017 №620 //
Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru.(дата обращения 01.06.2018).
28. О нецелесообразности законодательного закрепления понятия
«кадастровая стоимость земельного участка: Письмо Министерства Экономического развития РФ от 08.09.2010 № Д06-3039 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4017.00.21. - Режим доступа: Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
29. По вопросу об определения налоговой базы по земельному налогу в
отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода: Письмо Минфина РФ от 11.05.2010 №03-05-05-02/33// Документы и
комментарии. - 2010. - №15.
30. По вопросу применения повышающих коэффициентов при
налогообложении земельного участка, приобретенного в собственность юридическим лицом: Письмо Минфина РФ от 10.05.2007 N03-05-06-02/41 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4017.00.21. - Режим доступа:
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
31. О применении ставок земельного налога в случае изменения
категории земель или разрешенного использования земельного участка: Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593// Официальный интернет-портал правовой
информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.
32. Об утверждении Концепции развития досудебного урегулирования
налоговых споров в системе налоговых органов Российской Федерации на 2013 —2018 годы: Приказ ФНС России от 13.02.2013 N ММВ-7-9/78@ // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4017.00.21. - Режим доступа:
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
33. Об утверждении формы заявления о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц, порядка ее заполнения и формата представления заявления о предоставлении налоговой льготы в электронной форме: Приказ ФНС России от 14.11.2017 N ММВ-7-21/897@ // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL: http://www.pravo.gov.ru.
34. Об утверждении формы и формата представления налоговой
декларации по земельному налогу в электронной форме и порядка ее заполнения, а также признании утратившим силу приказа Федеральной налоговой службы от 28.10.2011 N ММВ-7-11/696@: Приказ ФНС России от 10.05.2017 N ММВ-7-21/347@ (ред. от 02.03.2018) // Официальный интернет- портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pravo.gov.ru.
35. О направлении контрольных соотношений показателей формы налоговой декларации по земельному налогу: Письмо ФНС России от 13.07.2017 N БС-4-21/13656@//) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru.
36. Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости
земельных участков в составе земель населенных пунктов Алтайского края: Постановление Администрации Алтайского края от 23.11.2015 № 472 (ред. от 10.04.2018)// Официальный интернет-портал правовой информации
[Электронный ресурс]. URL:http: //www.pravo.gov.ru.(дата обращения 01.06.2018).
37. О реорганизации АКГУП «Алтайский центр земельного кадастра и
недвижимости» в краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки»: постановление Правительства Алтайского края от 22.06.2017 № 226//Официальный интернет- портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:
http://www.pravo.gov.ru.
38. О введении земельного налога на территории города Барнаула:
Решение Барнаульской Городской Думы от 28.09.2005 №184 (ред. от
29.10.2010) // Вечерний Барнаул. -2005. - №174.
39. Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края: Решение Барнаульской Городской Думы от 09.10.2012 №839 (ред. от 28.02.2018) // Вечерний Барнаул. - 2012. - №155.
40. Об исполнении бюджета за 2017 год, расходовании резервного
фонда: Решение Барнаульской Городской Думы от 01.06.2018 №130//
Вечерний Барнаул. - 2018. - №79.
41. Итоги работы Комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю за 1 полугодие 2017 года // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:https://rosreestr.ru.
Материалы судебной практики
42. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина
Казакова Николая Павловича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации: Определение Конституционного Суда РФ от 09.02 2017 г. № 212-О // Официальный сайт Конституционного суда РФ [Электронный ресурс]. URL: http: //www. ksrf. ru.
43. По делу о проверке конституционности положений статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частей 1 и 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданки Н.Б. Слободяник и федерального государственного бюджетного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр»: Постановление Конституционного суда РФ от 11.07 2017 г. № 20-П // Вестник Конституционного Суда РФ. -2017. - № 5.
44. По делу по заявлению ООО «Аверс» о признании кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости данных участков, недостоверным отчета в части определения кадастровой стоимости одного из земельных участков: Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 № 913/11 по делу № А27-4849/2010 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2011. - № 11.
45. По делу по заявлению ООО «Владимирглавснаб» о признании кадастровой стоимости земельных участков, равной рыночной стоимости данных участков, недостоверным отчета в части определения кадастровой стоимости одного из земельных участков: Постановление Президиума ВАС РФ от 25.06.2013 № 10761/11 по делу № А11-5098/2010 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2013. - № 12.
46. О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 // Бюллетень Верховного Суда РФ.- 2015.- № 9.
47. По делу по заявлению ИП Калашникова А.Г. о признании
недействительным решения налогового органа: Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2012 № А13-1204/2012// КонсультантПлюс
[Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4017.00.21. - Режим доступа: Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
48. По делу по иску ГСК «Голубино» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 N 09АП-11160/2014 по делу N А40-122160/13 // Официальный сайт судебной практики судов Российской Федерации «РосПравосудие» [Электронный ресурс]. URL: https: //rospravo sudie. com/court-9-arbitrazhnyj -apellyacionnyj - sud-s/j udge-tixonov- aleksandr-pavlovich-s/act-308959387/ (Дата обращения 01.06.2018).
49. По делу по заявлению ЗАО «АРКАДА» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2014 N 09АП-18483/2014 по делу N А40-84023/13 // Официальный сайт судебной практики судов Российской Федерации «РосПравосудие» [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-9-arbitrazhnyj-apellyacionnyj-sud- s/judge-yakovleva-lyudmila-georgievna-s/act-309351436/(Дата обращения 01.06.2018).
50. По делу по заявлению ООО «Союз» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости: Постановление ФАС Московского округа от 03.07.2014 N Ф05-6138/2014 по делу N А40- 59687/13 // Официальный сайт судебной практики судов Российской Федерации «РосПравосудие» [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court- fas-moskovskogo-okruga-s/judge-latypova-rimma-rifgatovna-s/act-309346676/(Дата обращения 01.06.2018).
51. По делу по иску ЗАО «Спортивно-экологический комплекс «Лата
Трэк» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2014 N 09АП-19647/2014 по делу N А40-167357/13//
Официальный сайт судебной практики судов Российской Федерации
«РосПравосудие» [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-9- arbitrazhnyj-apellyacionnyj-sud-s/judge-savenkov-oleg-valentinovich-s/act- 309378779/ (Дата обращения 01.06.2018).
52. По делу по иску ЗАО «ИнвестСтрой» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2014 N 09АП-18501/2014 по делу N А40-150424/13 // Официальный сайт судебной практики судов Российской Федерации «РосПравосудие» [Электронный ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-9-arbitrazhnyj-apellyacionnyj-sud-s/judge-savenkov- oleg-valentinovich-s/act-313441798/(Дата обращения 01.06.2018).
53. По делу по иску ГУП «Люблинский рынок» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости: Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2014 N 09АП-24032/2014 по делу N А40-2068/14 // Официальный сайт судебной практики судов Российской Федерации «РосПравосудие» [Электронный
ресурс]. URL: https://rospravosudie.com/court-9-arbitrazhnyj-apellyacionnyj-sud- s/judge-tixonov-aleksandr-pavlovich-s/act-315626409/ (Дата обращения
01.06.2018).
54. По делу об оспаривании бездействия государственного органа,
возложении обязанности поставить на учет: Апелляционное определение Приморского краевого суда от 27.07.2017 по делу № 33а-7514/2017 //
КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4017.00.21. - Режим доступа:
Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
55. По делу по административному иску АО «Продуктовый комплекс» об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости: Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.11.2017 по делу № 33а-2446/2017 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4017.00.21. - Режим доступа: Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
Научная и специальная литература
56. Абдулова, Н.А. Особенности участия адвоката - представителя налогоплательщика в досудебном урегулировании налогового спора / Н. А. Абдулова // Адвокатская практика. - 2014. - № 5. - C. 10-16.
57. Артемьев, А.А. Обсуждение проблем и перспектив введения в России налога на недвижимость / А.А. Артемьев, Л.И. Гончаренко // Ваш налоговый адвокат. - 2007. - № 4. - С. 12.
58. Барташевич, С. Процессуальные проблемы судебного оспаривания решений налоговых органов / С. Барташевич // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс]: ЗАО «Консультант Плюс». - Версия 4012.00.72. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
59. Брызгалина, А.В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / А.В. Брызгалин. - М., - 1997. - 600 с.
60. Гараев, И.Г. Предупреждение совершения нарушений законодательства о налогах и сборах как задача налогового контроля / И.Г. Гараев // Налоги. - 2013. - № 4. - С. 43-46.
61. Голикова, О.М. Анализ состояния туристической инфраструктуры на арктических территориях / О.М. Голикова, В.З. Черняк, А.В. Зуйков // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2016. - Том 5. - № 4(17). - С. 109-113.
62. Гончаренко, Л.И., Актуальные вопросы формирования инвестиционной привлекательности региона на современном этапе развития российской экономики / Л.И. Гончаренко, О.Н. Савина // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 5. - С. 117-125.
63. Дудина, Н.В. Правовые и организационные аспекты защиты прав налогоплательщиков в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / Н.В. Дудина. - Москва., - 2005. - 123 с.
64. Жидков, А.С. Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент развития Арктики / А.С. Жидков, О.В. Романченко // В сборнике: Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон материалы XI международной научной конференции: в 2-х частях. - 2015. - С. 102-111.
65. Зозуля, В.В. Гармонизация налоговых систем как способ ограничения налоговой конкуренции в условиях интеграции / В.В. Зозуля, П.Д. Журавлев // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 31.- С. 20-27.
66. Зозуля, В.В. К вопросу о платности возобновляемых природных ресурсов / В.В. Зозуля // Финансы и кредит. - 2009. - № 22 (358). - С. 80-83.
67. Зозуля, В.В. Классификация имущества для целей налогообложения / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // Международный бухгалтерский учет. - 2015. - № 14(356). - С. 41-50.
68. Зозуля, В.В. Концепция развития системы налогов и иных
обязательных платежей за лесопользование - монография: [принципы
платности, лесной налог, налоговый кодекс РФ, фонд воспроизводства, неистощительное лесопользование] / В. В. Зозуля. - Москва., - 2011. - 373 с.
69. Зозуля, В.В. Методические рекомендации по разви-тию инвестиционного налогового кредита / В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Транспортное дело России. - 2015. - №2 (117). - С. 11-13.
70. Зозуля, В.В. Методическое обеспечение системы налогов и иных обязательных платежей за пользование лесными природными ресурсами / В.В. Зозуля // Налоговая политика и практика. - 2011. - № 2-1. - С. 3-7.
71. Зозуля, В.В. Моделирование социально- экономического развития лесопромышленного комплекса России / В.В. Зозуля // Экономика. Налоги. Право. - 2014. - № 6. - С. 49-54.
72. Зозуля, В.В. Налоговые механизмы развития лизинговой деятельности в условиях рецессии / В.В. Зозуля // Инновационное развитие экономики. - 2016. - № 3-1 (33). - С. 189-193.
73. Зозуля, В.В. Налогообложение в лесном секторе экономики: проблемы и перспективы / В.В. Зозуля // Вестник Финансовой академии. - 2010. - № 1. - С. 56-60.
74. Зозуля, В.В. Налогообложение природопользования учебник и практикум / В.В. Зозуля. - сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.) // Москва: Юрайт., - 2014. -257с.
75. Зозуля, В.В. О проблемах платежей за использование лесных ресурсов / В.В. Зозуля // Финансы. - 2007. - № 11. - С. 36-39.
76. Зозуля, В.В. Перспективы развития трансфертного ценообразования / В.В. Зозуля, И.М. Хочаев // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 45(291). - С. 26-31.
77. Зозуля, В.В. Природоресурсные платежи и налоги в доходах бюджета / В.В. Зозуля // Вестник Финансового университета. - 2008. - № 4. - С. 139-149.
78. Зозуля, В.В. Рентные и арендные отношения в налогообложении возобновляемых природных ресурсов / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. - 2009. - № 10. - С. 32-35.
79. Зозуля, В.В. Реструктуризация народного хозяйства: регионально-отраслевой аспект / В.В. Зозуля // Вестник Финансовой академии. - 2006. - № 4. - С. 110.
80. Зозуля, В.В. Роль государства и бизнеса в повышении доходности лесного сектора / В.В. Зозуля // Лесной экономический вестник. - 2009. - № 4. - С. 57-61.
81. Зозуля, В.В. Роль налогового фактора в системе регулятивных мер развития лесного сектора экономики России / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. - 2010. - № 10. - С. 72-77.
82. Зозуля, В.В. Российская Федерация в мировой торговле лесоматериалами: проблемы импортозамещения / В.В. Зозуля, В.В. Саханов,
А.А. Фитчин // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2016. - № 3 (2016). - С. 15-25.
83. Зозуля, В.В. Совершенствование системы платежей за лесопользование: налоговые и неналоговые формы / В.В. Зозуля // Финансы и кредит. - 2010. - № 45 (429). - С. 36-39.
84. Зозуля, В.В. Современная налоговая политика России: проблемы и перспективы развития инвестиционной деятельности / В.В. Зозуля // Международная торговля и торговая политика. - 2012. - № 7-8. - С. 43.
85. Зозуля, В.В. Таможенные платежи и налоги в рамках действия Таможенного Союза / В.В. Зозуля // Наука и практика. - 2013. - № 1 (9). - С. 114-118.
86. Зозуля, В.В. Теоретические вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности / В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Международный бухгалтерский учет. - 2016. - № 18 (408). - С. 33-42.
87. Зозуля, В.В. Управление инвестиционными проектами: экономический аспект / В.В. Зозуля, О.В. Романченко, И. Апалькова // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2016. - № 4. - С. 213-217.
88. Зозуля, В.В. Формирование и использование пенсионного бюджета как фактор социальной защиты населения / В.В. Зозуля, Н.А. Лобанова // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. - 2006. - № 9. - С. 11-16.
89. Зозуля, В.В. Формирование системы налогообложения пользования возобновляемыми природными ресурсами: теория, методология, практика [лесной налог, фонд воспроизводства, лесная рента, Налоговый кодекс РФ, Лесной кодекс РФ]: монография / В. В. Зозуля.- Москва.,- 2010. - 373 с.
90. Зозуля, В.В. Вопросы оптимизации транспортного налога / В.В. Зозуля, А.В. Зуйков // Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 6 (429). - С. 107-114.
91. Зуйков, А.В. Влияние имущественного налогообложения на фискальную нагрузку: методический аспект / А.В. Зуйков // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2017. - Т. 10. - № 1 (331). - С. 104-113.
92. Зуйков, А.В. Совершенствование методических основ кадастровой оценки земель лесного фонда в целях налогообложения / А.В. Зуйков // Наука и практика. - 2017. - №1. - С. 114-118.
93. Камалова, Е. Земельный налог / Е. Комалова // Финансовые известия. - 2007. - № 6. - С. 42.
94. Кисилевич, Т.И. Практикум по налоговым расчетам: Учебное пособие / Т.И. Кисилевич. - М., - 2004. - С. 65.
95. Корзун, С.Ю. Административные запреты и механизмы защиты
прав налогоплательщиков - физических лиц. Ч. 1. / С.Ю. Корзун, М.В.
Костенников, Е.В. Трегубова // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 2. - С. 10-35.
96. Кудря, В.С. Об административных процедурах урегулирования споров / В.С. Кудря // Бюллетень Министерства юстиции РФ. - 2005. - № 8. - С. 84-88.
97. Лермонтов, Ю. М. Постатейный комментарий к главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации Земельный налог / Ю. М. Лермонтов // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочно-правовая система / ЗАО «КонсультантПлюс». - Версия 4017.00.21. - Режим доступа: Внутриуниверситетская компьютерная сеть. - Загл. с экрана.
98. Ломакин, А. Налоговые споры по начислению налога на землю / А. Ломакин // Жилищное право. - 2013. - № 5. - С. 107-112.
99. Мамрукова, О. И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / О.И. Мамрукова. — 8-е изд., перераб. — М.: Омега-Л., - 2015. — 310 с.
100. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложения в РФ: Учебное пособие /
В.Г. Пансков. - М., - 2014. - 291 с.
101. Пантюшов, О. В. Проблемы определения кадастровой стоимости земельного участка в целях налогообложения / О.В. Пантюшев // Адвокат. - 2014. - № 2. - С. 48-53.
102. Пантюшов, О. В. Решение по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика / О.В. Пантюшов // Адвокат. - 2013. - № 6. - С. 56-59.
103. Перцева, Е.М. Земельный налог / Е.М. Перцева // Налоги. - 2006. - №1. - С. 12.
104. Романченко, О.В. Особенности формирования бюджетов субъектов Российской Федерации / О.В. Романченко, И.В. Зозуля // Транспортное дело России. - 2015. - № 2. - С. 64-67.
105. Романченко, О.В. Управление экономикой на основе использования механизмов особых экономических зон в России и за рубежом - монография / О.В. Романченко, В.К. Виттенбек, В.А. Шумаев. - М.: Новые печатные технологии., - 2013. - 128 с.
106. Ромашкова, М.М. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.М. Ромашкова. - М., - 2004. - 354 с.
107. Савина, О.Н. Барьеры в нормативном правовом обеспечении механизма предоставления и применения налоговых льгот и преференций в России / О.Н. Савина // Международный бухгалтерский учет. - 2013. - № 19. -С. 44-60.
108. Сафарова, М.Д. Роль налогообложения недвижимости в развитии городских территорий / М.Д. Сафарова, У.А. Одинцова // Экономика, предпринимательство и право. - 2013. - № 1. - С. 43-57.
109. Смирнов, Д.А. Теория и методология имущественного налогообложения / Д.А. Смирнов - Диссертация на соискание степени доктора экономических наук. - 2010. - 392 с.
110. Тропская, С.С. Правовой статус налогоплательщика - физического лица в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / С.С. Тропская. - Москва., - 2007. - 28 с.
111. Цветков, И.В. Налогоплательщик в судебном процессе. Практическое пособие по семейной защите / И.В. Цветков. - Москва: БЕК., - 2000. - 144 с.
112. Шарипов, Ю.В. Оценка земельных участков и экспертиза отчетов об оценке для оспаривания кадастровой стоимости / Ю.В. Шарипов // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2013. - № 9. - С. 82-92.
113. Шумаев, В.А. Социально- экономические проблемы
демографического кризиса / В.А. Шумаев, О.В. Романченко, В.В. Ранюк // Символ науки. - 2015. - № 11-2. - С. 247-252.
114. Ядрихинский, С.А. Защита прав и законных интересов налогоплательщиков - юридических лиц (финансово-правовой аспект): автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 /С. А. Ядрихинский. - Москва. - 2007. - 24 с.