1. Постановка задачи анализа результатов Всероссийских проверочных работ 7
1.1. Основные понятия и практическая значимость Всероссийских
проверочных работ 7
1.2. Описание процесса сбора и обработки данных 9
1.3. Постановка задачи 10
2. Предварительная обработка исходных данных 14
2.1. Методы предобработки данных 14
2.2. Описание и предобработка исходных данных 16
2.3. Сравнительный анализ и визуализация данных 20
3. Оценка качества образования и объективности результатов образовательных
организаций 27
3.1. Применение статистических методов 27
3.2. Практическое обоснование результатов исследования в предметной
области 29
Заключение 32
Литература 33
Приложение 35
РЕФЕРАТ
Тема выпускной квалификационной работы: Анализ, оценка и визуализация данных Всероссийских проверочных работ (на основе официальных данных Алтайского края).
Цель работы - провести анализ данных, позволяющий представить оценку уровня образовательных достижений по русскому языку и математике среди 5-7 классов для принятия управленческих решений в рамках региональной системы оценки качества образования в Алтайском Крае.
Объект исследования - данные Всероссийских проверочных работ в Алтайском крае.
Предмет исследования - анализ, оценка и визуализация данных Всероссийских проверочных работ по математике и русскому языку в 5-7 классах.
В результате исследования были решены следующие задачи: выполнена оценка качества образования и объективности результатов образовательных организаций; выявлены образовательные организации с завышенными и/или необъективными результатами в Алтайском крае; составлен технический отчет по проведению ВПР в 2020 году; разработаны вычислительные и графические методы для визуализации данных на языке программирования python.
Объем работы - 52 страниц печатного текста, количество рисунков - 9, таблиц - 10, приложений - 1, 18 использованных источников литературы.
Ключевые слова: Всероссийские проверочные работы, ВПР, анализ данных, визуализация данных.
Ежегодно в школах России проводится процедура в области оценки качества образования - Всероссийские проверочные работы (ВПР). Они необходимы для формирования единых ориентиров в оценке результатов обучения и подходов к оцениванию образовательных достижений обучающихся. Эти работы не влияют на достижения учеников, они необходимы для анализа данных о состоянии региональных и муниципальных систем образования.
Результаты ВПР используются для мониторинга ведения образовательных стандартов, продвижения единых ориентиров в оценивании уровня подготовки школьников, самодиагностики школ. Целью таких исследований является повышение эффективности системы оценки качества образования, что включает в себя улучшение качества развития образования, совершенствование образовательных программ и выявление проблем в знаниях учеников.
Данная система оценивания была введена в 2015 [17] году и
совершенствуется до сих пор, но также она имеет ряд таких проблем, как отсутствие полного контроля процесса проведения тестирования со стороны общественных наблюдателей, систем видеонаблюдении, а также не исключена помощь со стороны организаторов при проведении работ. Таким образом, нарушается объективность результатов многих школ - результаты тестирования завышены, либо не соответствуют школьным отметкам.
Помимо этого, последние годы проблема многообразия учебных программ привела к тому, что в образовательных организациях (ОО) по-разному преподают материал и упускают требования государственных образовательных стандартов. Кроме того, по результатам проведения Национального исследования качества образования фиксируется падение уровня подготовки школьников после 4 класса.
Цель работы - провести анализ данных, позволяющий представить оценку уровня образовательных достижений по русскому языку и математике среди 5-7 классов для принятия управленческих решений в рамках региональной системы оценки качества образования в Алтайском Крае.
Объект исследования - результаты Всероссийских проверочных работ в Алтайском крае.
Предмет исследования - анализ, оценка и визуализация данных Всероссийских проверочных работ по математике и русскому языку в 5-7 классах.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении образовательных организаций с завышенными результатами относительно оценок учеников, что дает возможность провести в следующем году тщательный контроль школ, а также предоставить методологические материалы для выявленных образовательных организаций.
Полученные данные позволяют решать следующие задачи:
• проведение оценки качества образования и объективности результатов образовательных организаций;
• выявление образовательных организаций с завышенными и/или
необъективными результатами;
• описание на уровне региона предметных результатов, а также
универсальных действий для подготовки технических отчетов;
• разработка вычислительных и графических методов для визуализации данных.
Информационная база исследования: результаты Всероссийских проверочных работ по русскому языку и математике в Алтайском крае за 2020 год. Данные содержат в себе информацию об образовательной организации, числе учеников, отметке по школе и количестве баллов за каждое выполненное задание.
Методы исследования: методы и средства интеллектуального анализа данных, методы статистической обработки и визуализации данных.
В рамках исследования проверяется гипотезы:
• Гипотеза о заметном снижении качества подготовки в образовательных организациях Алтайского края от 5 к 7 классу по основным предметам (русскому языку и математике).
• Гипотеза о завышении оценок по ВПР относительно оценок по школе образовательными организациями (Результаты выполнения ВПР существенно выше средних результатов по региону, при этом образовательная организация не является лицеем или гимназией с углубленным изучением данных предметов).
Итоговый анализ данных позволяет предоставить содержательную информацию о результатах проведения Всероссийских проверочных работ как в целом по Алтайском краю, так и по отдельным образовательным организациям. Результаты анализа могут быть использованы специалистами отдела мониторинга и оценки качества образования в Алтайском крае для составления итоговых отчетов.
При написании работы были изучены различные методы и средства интеллектуального анализа данных, методы статистической обработки и визуализации данных.
В ходе работы были выполнены следующие задачи:
• рассмотрены распределения первичных баллов и их перевод в соответствующие отметки по шкале перевода;
• проведена оценка динамики изменения результатов учеников с 5 по 7 класс;
• определение факторы, оказавшие наибольшее влияние на результат предметной подготовки выпускников;
• выявлены образовательные организации, в которых результаты были завышены или необъективны;
• проведена оценка качества образования в Алтайском крае;
• разработаны вычислительные методы для проведения анализа и визуализации данных.
В перспективе развития данной работы планируется разработка собственных методов оценки качества образования, которые могут предоставить более детальную информацию о проведенных работах в последующих годах.
1. Чубукова И.А. Data Mining: учебное пособие. — М.: Интернет-университет информационных технологий: БИНОМ: Лаборатория знаний, 2006. - С. 208.
2. Баталова Ю. А. Анализ результатов оценочных процедур как способ совершенствования профессиональных компетенций педагогов // Наука и школа, 2019. - № 2 - С. 76.
3. Лях Ю. А. Совершенствование системы оценки качества общего образования // Вестн. Костромского гос. Ун-та. Сер.: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - № 2. - С. 11-13.
4. А. В. Мендель Всероссийские проверочные работы как инструмент независимой оценки и управления качеством образования социологический аспект // Власть и управление на Востоке России. - 2018
- № 2 - С.103 - 104.
5. Правовое регулирование информационных отношений в области государственной и коммерческой тайны, персональных данных : учебное пособие / О. В. Ахрамеева, И. Ф. Дедюхина, О. В. Жданова, Н. В. Мирошниченко. — Ставрополь : СтГАУ, 2015. — 59 с. — С. 52.
6. Приказ Роскомнадзора от 5.09.2013 № 996 «Об утверждении требований и методов по обезличиванию персональных данных».
7. Приказ Министерства образования и науки Алтайского края от 26.02.2020 № 312 «О проведении мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций Алтайского края в 2020 году».
8. Аналитические материалы по результатам проведения Национального исследования качества математического образования в 5-7 классах // Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки — 2014-2015
— С. 4.
9. Маккинни, У. Python и анализ данных / У. Маккинни ; перевод с английского А. А. Слинкина. — 2-ое изд., испр. и доп. — Москва : ДМК Пресс, 2020. — С. 273.
10. ФИОКО: Методика расчета показателя «Уровень объективности оценки образовательных результатов в субъекте Российской Федерации — ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования, 2019.
11. Документация языка программирования Python [электронный ресурс] URL: https://docs.python.Org/3/
12. Документация библиотеки pandas [электронный ресурс] URL:
https: //pandas. pydata. org/docs/
13. Документация библиотеки matplotlib [электронный ресурс] URL:
https: //matplotlib. org/
14. Документация библиотеки pyplot [электронный ресурс] URL: https: //matplotlib. org/stable/api/as gen/matplotlib.pyplot.html
15. Документация библиотеки NumPy [электронный ресурс] URL:
https://numpy.org/doc/
16. Документация Excel [электронный ресурс] URL:
https://support.microsoft.com/en-us/excel
17. Приказ Министерства образования и науки Российской федерации
(Минобрнауки России) [электронный ресурс] URL: https://xn--
80aakec5bilkue.xn--33-6kcadhwnl3cfdx.xn--
p 1 ai/upload/iblock/4a5/4a51 f06453982b3592a84196a635985c.pdf
18. Сайт Федеральной информационной системы оценки качества образования [электронный ресурс] URL: https://lk-fisoko.obrnadzor.gov.ru/