Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовая основа организации и деятельности административных комиссий
1.1. Правовая природа административных комиссий 6
1.2. Формирование и предметная компетенция административных
комиссий 15
1.3. Нормативно-правовое регулирование организации и
деятельности административных комиссии 23
Глава 2. Организация и деятельность Комиссии
2.1. Система и состав Комиссии 35
2.2. Основные формы деятельности и акты Комиссии 44
Глава 3. Проблемы организации и деятельности Комиссии 49
Заключение 63
Список используемых источников и литературы
Принявший 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) серьезно изменило систему субъектов административной юрисдикции разделив её на две подсистемы: федеральную и региональную. Образованные в связи с региональным законодательством Комиссий определены к региональной подсистеме субъектов административной юрисдикции, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных именно региональным законодательством.
Урегулирование порядка образования Комиссий в КоАП РФ отсутствует. При этом правовой статус Комиссий, образованных буквально во всех субъектах Российской Федерации (далее - Субъекты РФ), регулируются сейчас законами Субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
Разнообразные аспекты формирования и функционирования Комиссий рассматривались Р.С. Колбасововым, Д.Н.Бахраха, О.С. Захаровой, В.А. Ивановым, Б.М. Лазаревой, В.И. Поповой, Л.М. Розиной, М.Я. Масленниковым, О.М. Якуба, А.П.Кореневым, В.А. Лории, В.А. Прилуцкого.
Данные авторы привнесли серьезный вклад в изучение теоретических основ правового статуса Комиссий, сформулировали целый ряд предложений, направленных на улучшение работы Комиссий. Однако, исследования по данной теме проводились начиная с 2000-х гг. За указанное время в Российской Федерации произошли значительные изменения, которые возбудили глубокое изменение правовой системы в России. К несчастью, усиленная правотворческая работа нескольких лет, которая происходила как на федеральном, так и на региональном уровне, так и уровне местного самоуправления только немного акцентировала внимание Комиссии. Данный вывод порождает актуальность темы исследования.
Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ) исключила из государственной власти местное самоуправление что позволило регионам утвердить специальные нормативно-правовые акты по делегированию органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по формированию и функционированию деятельности Комиссий. Подобные акты приняты сейчас не всеми Субъектами РФ (так, отсутствует правовое регулирование Комиссии в Республике Саха, Республики Коми, Калининградской области, Курской области) невзирая на то, что Комиссий функционируют во всех субъектах РФ. Следовательно, правовой статус Комиссий необходим в более детальном правовом регулировании.
Правовые аспекты функционирования и создания Комиссий также плохо отражены в действующем законодательстве. В настоящий момент КоАП РФ сильно направлен на единоличных субъектов административной юрисдикции. Ориентированность же деятельности коллегиальных органов урегулирована частично.
В связи с этим, потребность изменения правового регулирования Комиссий к соответствию нынешним правовым реалиям предопределила выбор данной темы исследования.
Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают в сфере организации и деятельности Комиссий.
Предметом магистерской работы являются законодательство, регулирующие формирование и функционирования Комиссий в Российской Федерации, правовой статус.
Цель исследования заключается в том, чтобы глубоко изучить правовую природу организации и деятельности Комиссий, вычленить проблемы организации и деятельности Комиссий и сформулировать предложения по их решению.
Задачи исследования:
1. изучение правового статуса Комиссии;
2. выявление проблем организации и деятельности Комиссии;
3. внесение предложений по решению проблем организации и деятельности Комиссии.
Методологическая основа исследования. В работе применялись общенаучные (анализ и синтез, системно-структурный метод) и частно-научные методы исследования (исторический, сравнительно-правовой, статистический), что позволило детально изучить выбранную тему и сделать необходимые выводы и предложения.
Правовую основу анализа составили: федеральное законодательство, региональное законодательство, а именно: Алтайского края, Новосибирской области, Республики Алтай, Томской области и других субъектов РФ, а также нормативно-правовые акты органов муниципального образования: г. Барнаула, Новосибирска, Томска, которые устанавливают создание и функционирования Комиссий а также правовые позиции Верховного Суда РФ.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Изучение теоретических источников, действующего законодательства Российской Федерации и ее субъектов, нормативных правовых актов муниципальных образований, практической деятельности Комиссий позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, КоАП РФ лишь упоминает об Комиссии, не раскрывая их природы, и закрепляет, что они создаются в соответствии с законами субъектов РФ. Деятельность Комиссий должна быть урегулирована федеральным законодательством, т.к. такое самоустранение федерального законодателя от регламентации правового положения Комиссий не вполне оправданно с точки зрения конституционно установленного разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому предлагается принять Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности Комиссий».
Во-вторых, важным является вопрос о том, следует ли передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию Комиссий. По нашему мнению, если законодательством субъекта РФ предусмотрена возможность формирования Комиссий органами местного самоуправления, то последние должны быть наделены государственными полномочиями по формированию и организации деятельности Комиссий посредством принятия соответствующего закона субъекта РФ. Если соответствующие полномочия не будут делегированы местным администрациям, под сомнение ставится не только компетенция, но и правомерность существования самих Комиссий.
В-третьих, спорным в научной литературе является вопрос о статусе Комиссий, создаваемых в муниципальных образованиях органами местного самоуправления. Обладают ли они государственной природой? Следует согласиться с утверждением, что Комиссии, создаваемая при исполнительном органе муниципального образования, имеет государственную природу, так как она реализует государственно-властные полномочия субъекта РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а рассмотрение дел об административных правонарушениях не относится к вопросам местного значения.
В-четвертых, формирование Комиссий на внештатной основе порождает невозможность дисциплинарной ответственности члена комиссии за неявку на заседание, невозможность осуществления ежедневной деятельности комиссии, что влечет рассмотрение дела в неправомочном составе, нарушение процессуальных сроков рассмотрения дела, загруженность работой и низкое качество рассмотрения дел. Однако перевод Комиссий на постоянную штатную основу ввиду их большого численного состава и выполнения ими одной административно-юрисдикционной функции является финансово необоснованным. Поэтому предлагается перевести на постоянную штатную основу должности ответственного секретаря, председателя и заместителя председателя Комиссии, а также ввести должность помощника секретаря Комиссии.
В-пятых, представляется неправомерным включение в состав Комиссий депутатов представительных органов, поскольку совмещение депутатами представительных органов местного самоуправления депутатских функций с административно-юрисдикционными полномочиями нарушает принцип разделения властей. Фактор необъективности и предвзятости может возникнуть в случае включения в состав комиссий должностных лиц государственных и муниципальных предприятий, так как сами они являются субъектами, деятельность которых может быть связана с нарушениями правил, за которые Комиссии применяет меры административного наказания.
В-шестых, возможность осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе составления протоколов об административных правонарушениях, членами Комиссий должна быть региональным законодателем исключена, чтобы не допустить возникновения предпосылок для предвзятости и необъективности при рассмотрении дела.
В-седьмых, передача мировым судьям всех или подавляющего большинства дел об административных правонарушениях, рассматриваемых Комиссии, нежелательна, поскольку приведёт к существенному увеличению нагрузки на мировых судей и к снижению качества правосудия по всем категориям дел, рассматриваемым мировыми судьями.
1. Конституция Российской Федерация: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. - № 31. - Ст.4398.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях: федеральный закон от 30.12.2001 № 196 - ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2002. - № 1. Ч. I. - Ст. 1.
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 25.12.2008 № 281- ФЗ (ред. от 13.12.2010) // Собрание законодательства РФ. 2008. - № 52. - Ст.6236.
4. О муниципальной службе в Российской Федерации: федеральный закон от 02.03.2007 № 25- ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2007. - № 10. - Ст. 1152.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: федеральный закон от 06.10.2003 № 131- ФЗ (ред. от 18.04.2018) // Собрание законодательства РФ. 2003. - № 40 - Ст. 3822.
6. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ: федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // Собрание законодательства РФ. 1999. - № 42. - Ст. 5005.
7. О местном самоуправлении в РСФСР: закон РСФСР от 06.07.1991 № 1550-1. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. -№29. - Ст. 1010.
8. Об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся в РСФСР и о порядке производства по делам об административных правонарушениях: Положение от 30.03.1962 // Ведомости Верховного Совета
РСФСР. 1961. - №.13. - Ст. 166.
9. Об административных правонарушениях: закон Еврейской автономной области от 23.06.2010 № 781-ОЗ (ред. 29.03.2018) // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 2 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 2.04.2018).
10. О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях: закон Алтайского края от 10.03.2009 № 12-ЗС (ред. от 31.01.2018) // Алтайская правда. - 2009. - № 73.
11. Кодекс Калининградской области об административных правонарушениях: закон Калининградской области от 12.05.2008 № 244 (ред. от 02.07.2015) // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 1 мая [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 01.05.2018).
12. Об административных комиссиях в Иркутской области: закон Иркутской области от 29.12.2008 № 145-оз (ред. от 24.03.2017) // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 21 апреля [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 28.04.2018).
13. Об административных правонарушениях в Приморском крае: закон Приморского края от 05.03.2007 № 44-КЗ (ред. от 30.10.2017) // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 30 апреля [Электронный ресурс]. URL:http: //www. consultant.ru(дата обращения: 30.04.2018).
14. О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий: закон Краснодарского края от 14.12.2006 № 1144-КЗ (ред. от 22.02.2017) // Кубанские новости. - 2006. - № 48. - Ч.1. Ст.52.
15. Об административных комиссиях Санкт-Петербурга: закон Санкт- Петербурга от 22.04.2004 № 211-35 (ред. от 08.12.2016) // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 1 мая [Электронный ресурс]. URL:http: //www. consultant. ru(дата обращения: 01.05.2018).
16. Об административных комиссиях и наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по образованию и организации деятельности административных комиссий, составлению протоколов об административных правонарушениях: закон Липецкой области от 31.08.2004 № 120-03 (ред. от 26.12. 2016) // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 28 апреля [Электронный ресурс]. URL:http ://www. consultant. ru(дата обращения: 28.04.2018).
17. Об административных комиссиях в Тюменской области: закон Тюменской области от 28.12.2004 № 322 (ред. от 11.10.2013) // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 27 апреля [Электронный ресурс]. URL:http: //www. consultant. ru(дата обращения: 27.04.2018).
18. Об административных комиссиях в Новосибирской области: закон Новосибирской области от 17 марта 2003 г. № 102-ОЗ (в ред. от 5 июля 2013 г.) // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 1 апреля [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 01.04.2018).
19. Об административных правонарушениях: закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ (ред. от 06.03.2018) // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 5 апреля [Электронный ресурс]. URL:http: //www. consultant. ru(дата обращения: 5.04.2018).
20. О создании административных комиссий: закон Калужской области от 04.07.2002 № 133-03 (ред. от 25.10.2012) // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2018. - 2 апреля [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 02.04.2018).
21. Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края: закон Алтайского края от 10.07.2002 № 46-ЗС (ред. от 18.06.2018) // Сборник законодательства Алтайского края. 2002. - № 75. - ч.1., С.34.
22. О коллегиальных органах по рассмотрению дел об административных правонарушениях в городе Москве: закон города Москвы от 18 декабря 2002 г. № 66 (в ред. от 13 июля 2005 г.) // Официальный сайт Консультант Плюс: Справочно-правовая система - 2016. - 17 апреля [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru(дата обращения: 17.04.2016).
23. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г. (ред. от 20.03.2001) (утр.силу) //Свод законов РСФСР. 1984. - №27. - Ст. 909.
24. Об административных комиссиях при исполнительных комитетах районных, городских, сельских, поселковых Советов депутатов трудящихся в РСФСР и о порядке производства но делам об административных правонарушениях: Положение от 30.03.1962 // Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1961. - №.13. - Ст.166.
25. Об утверждении положения об административной комиссии при администрации города: Постановление Администрации г. Барнаула от 23.07.2013 № 2510 (ред. от 17.11.2017) // Вечерний Барнаул. 2002. - № 111.
26. О порядке реализации государственных полномочий в области создания и функционирования административных комиссий: Решение Барнаульской городской Думы от 08.11.2012 № 6 (ред. от 29.04.2016) // Вечерний Барнаул. - 2012. - № 170.
МАТЕРИАЛЫ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1. Определение Верховного Суда Российской Федерации №89-Г04-13 от 01 декабря 2004 г. // Сайт справочно-правовой системы Консультант Плюс [Электронный ресурс]. - Заглавие с экрана.URL:http://base.consultant.ru.(дата обращения 10 марта 2018)
2. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19.04.2006 № 58-Г06-11 // // Документы Верховного Суда Российской Федерации // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. - 2018. - 23 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/(дата обращения: 23.04.2018).
3. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2006 г. № 11-Г06-7 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации // Документы Верховного Суда Российской Федерации // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. - 2018. - 15 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/storpdf.php?id=144016/ (дата обращения: 15.04.2018).
4. О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных
правовых актов полностью или в части: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 // Документы Верховного Суда Российской Федерации // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. - 2018. - 19 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/(дата
обращения: 19.04.2018).
5. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 4 июня 2008 г. № № 64-Г08- // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации // Документы Верховного Суда Российской Федерации // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. - 2018. - 15 апреля [Электронный ресурс]. URL: http://www.vsrf.ru/(дата обращения: 15.04.2018).
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Агапов, А.Б. Постатейный комментарий к Кодексу об административных правонарушениях РФ. Расширенный, с исп. мат. суд. практики / А.Б. Агапов - М.: Статут, 2013. - 1712 с.
2. Административный процесс: учебное пособие / В.В. Волкова, Е.В. Хахалева, И.Б. Кардашова и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Юнити- Дана, 2015. - 175 с.
3. Актуальные проблемы реформы местного самоуправления и развития муниципального права в России: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. С.А. Глотова. - М.: Международный юридический институт, 2013. - 304 с.
4. Бесштанько, А.В. Правовая природа административных комиссий и отдельные проблемы реализации их полномочий / Бесштанько А.В. // Полицейское право. - 2006. - № 1. - С. 23 - 25.
5. Братановский, С.Н. Административное право. Общая часть. / Братановский С.Н. // - М.: Директ-Медиа, 2017. - 921 с.
6. Выштыкайлова, А.А. Проблемы правового статуса и обеспечения деятельности административных комиссий / А.А. Выштыкайлова // Сибирский юридический вестник. - 2008. - № 4. - С. 22 - 25.
7. Гриценко, О. Д. Правовой статус членов административной комиссии: проблемы реализации принципа равенства/ О.Д. Гриценко // Признание права и принцип формального равенства: Сборник трудов международной научной конференции. - Москва: Изд-во Современная экономика и право, - 2015. - С. 561 - 567.
8. Гриценко, О. Д. Административные комиссии: понятие и функции/ О. Д. Гриценко // Вестник Воронежского государственного университета.Серия: Право. - 2012. - № 1. - С. 317 - 324.
9. Дёмин, А.В. Актуальные проблемы регионального
законодательства об административных правонарушениях // Административное право на рубеже веков: Межвузовский сборник научных трудов. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та., 2013. - С. 125.
10. Завьялова, И.С. Административный договор в системе организации государственно-управленческой деятельности Российской Федерации // Молодой ученый. - 2011. - № 9. - С. 140 - 143.
11. Замотаева, Е.К. Проблемы правового статуса административных комиссий в аспекте разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами / Е.К. Замотаева // Конституционное и муниципальное право. -
2015. - № 19. - С. 32 - 36.
12. Захарова, О.С. Правовая природа административных комиссий и их место в системе органов административной юрисдикции / О.С. Захарова // Юридические записки: Гражданское общество и государство в России: обеспечение демократии и правомерности. - Воронеж.: Изд-во ВГУ, 2006. - Вып. 20. - С. 47 - 62.
13. Камилова, Д. В. Российская федерация: централизованная или децентрализованная федерация / Д.В. Камилова // Юридические записки. - 2013. № 2. - С. 34 - 37.
14. Клюшниченко, А.П., Шергин А.П. Административные комиссии /
А.П. Клюшниченко, А.П. Шергин - М.: Юрид. Лит., 1975. - 111 с.
15. Козлов, Ю.М. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 2-е изд., перераб. и доп. / Ю.М. Козлов - М.: Юристъ, 2016. - 1229 с.
16. Коваль, Т. А. Исполнительная власть: анализ понятия, сущность / Т.А.Коваль //Вестник Забайкальского государственного университета. - 2015. № 10. - С. 77 - 81.
17. Лакаев, О.А. Актуальные проблемы производства по делам об административных правонарушениях / О.А. Лакаев // Право Законодательство Личность- 2014. -- № 2(19) С. 159 - 164.
18. Лакаев, О.А. Коллегиальные органы административной юрисдикции, создаваемые в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации : дис. ... канд. Юрид. наук : 12.00.14 / О.А. Лакаев // :- Саратов, 2014. - 228 с.
19. Лапина, М.А. Административная юрисдикция в системе административного процесса / М.А. Лапина // Консультант Плюс: Справочно-правовая система [Электронный ресурс] / ЗАО «Консультант Плюс». - Версия
2016. - Заглавие с экрана. - Режим доступа: (внутриуниверситетская компьютерная сеть).
20. Малышева, Н.А., Шарай, Я. И. Правововое регулирование деятельности административных комиссий / Н.А.Малышева, Я. И. Шарай // Инновационные технологии управления и права. - 2014. - № 3. - С. 42- 45.
21. Макарцев, А.А. Административные комиссии в системе органов административной юрисдикции: правовой статус и проблемы повышения эффективности деятельности // Административное право и процесс. - 2015. - № 1. - С. 20.
22. Масленников, М. Я. Административные комиссии: организация и полномочия, или эхо «парада суверенитетов» / М. Я. Масленников // Закон. - 2011. - № 4. - С. 115 - 119.
23. Масленников, М. Я. Административные комиссии: быть или не быть? // Закон. - 2006. - № 9. - С. 105 - 108.
24. Нестерова, А.А. Понятие административных комиссий и содержание их правового статуса / А.А. Нестерова // Молодой учёный. - 2015. - № 9 (89). - С. 869 - 871.
25. Нудненко, П.В. Административно-правовой статус должностного лица в решениях конституционного суда российской федерации / П.В.
Нудненко // Актуальные проблемы российского права. - 2015. - № 2.- С. 42 - 47.
26. Осипова, О.В. Субъекты административной юрисдикции: дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.14 / О.В. Осипова // - М., 2014. - 165 с.
27. Пономарев, К.А. Правовая характеристика подведомственности дел об административных правонарушениях административным комиссиям в муниципальных образованиях / К.А. Пономарев // Юристъ - Правоведъ. - 2015. - № 1. - С. 106 - 109.
28. Пономарев, К.А. Административные комиссии в муниципальных образованиях: проблемы правового регулирования и организации деятельности: дис. канд. ю. н.: 12.00.14/ Пономарев Кирилл Андреевич [Место защиты: Рос. правовая акад. М-ва юстиции РФ]. - Ростов-на-Дону, 2016. - 247 с. // Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс] - Электр. дан. - Заглавие с экрана. URL:http://www.dissercat.com.
29. Пономарев, К. А. Законодательное регулирование вопросов создания административных комиссий в субъектах Российской Федерации и в муниципальных образованиях / К.А. Пономарев // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 2. - С. 370 - 373.
30. Пономарев, К.А. Формирование и организация деятельности административных комиссий муниципальных образований / К.А. Пономарев // Общество: политика, экономика, право. - 2015. - № 2. - С. 139 - 143.
31. Пылин, В.В. Устройство системы органов местного самоуправления: некоторые проблемы и пути их решения / В.В. Пылин // Управленческое консультирование. - 2013. - № 2. - С. 1 - 7.
32. Ситникова, К. В., Королёва, Э. В. Муниципальный служащий: понятие, статус, профессиональная подготовка // Молодой ученый. - 2015. - № 19. - С. 518 - 520.
33. Солодкая, И.Г. Производство по делам о правонарушениях в административных комиссиях: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / И.Г. Солодкая // - Омск, 2001. - 193 c.
34. Смирнов, С.В. Открытость региональных органов исполнительной власти при проведении административной реформы / С.В. Смирнов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2013. - Т. 19, № 6. - С. 155 - 158.
35. Суменков, Г.Н. О некоторых проблемах правового регулирования вопросов создания и организации деятельности административных комиссий в муниципальных образованиях / Г.Н. Суменков, Е.И. Якунин // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.lawmix.ru/comm/1391(дата обращения 11.06.2018).
36. Уварова, В.Ю. Юрисдикция органов власти: теоретический аспект/
B. Ю. Уварова// Вопросы современной юриспруденции: сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции. - Новосибирск. - 2015. - С. 6 - 10.
37. Ходукин, Д.В., Аулов В.К. Административные комиссии муниципальных образований Забайкальского края: итоги и проблемы деятельности / Д. В. Ходукин. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 3. - С. 35.
38. Хорьков, В.Н. Законодательство субъектов РФ об административных комиссиях: нужны коррективы / В.Н. Хорьков. // Административное право и процесс. - 2006. - № 3. - С. 43 - 46.
39. Хорьков, В.Н. Актуальные проблемы законодательного регулирования деятельности административных комиссий / В.Н. Хорьков. // Правоведение. - 2014. - № 1. - С. 76 - 83.
40. Цуканов, Н.Н. К вопросу о необходимости административных комиссий / Н. Н. Цуканов. // Административное право и процесс. - 2017. - № 5. - С. 59 - 61.
41. Шевцов, А.В. Законодательство субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях и его реализация органами внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14 / А.В. Шевцов. // - Москва, 2014. - 243
C.
42. Эфрикян, Р.А., Пономарев, К.А. Правовой статус административных комиссий муниципальных образований в системе органов местного самоуправления / Р.А. Эфрикян. // Право и Практика. - 2013. - № 3. - С.59-66.