АДМИНИСТРАТИВНЫЕ КОМИССИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовая основа организации и деятельности административных комиссий
1.1. Правовая природа административных комиссий 6
1.2. Формирование и предметная компетенция административных
комиссий 15
1.3. Нормативно-правовое регулирование организации и
деятельности административных комиссии 23
Глава 2. Организация и деятельность Комиссии
2.1. Система и состав Комиссии 35
2.2. Основные формы деятельности и акты Комиссии 44
Глава 3. Проблемы организации и деятельности Комиссии 49
Заключение 63
Список используемых источников и литературы
Глава 1. Теоретико-правовая основа организации и деятельности административных комиссий
1.1. Правовая природа административных комиссий 6
1.2. Формирование и предметная компетенция административных
комиссий 15
1.3. Нормативно-правовое регулирование организации и
деятельности административных комиссии 23
Глава 2. Организация и деятельность Комиссии
2.1. Система и состав Комиссии 35
2.2. Основные формы деятельности и акты Комиссии 44
Глава 3. Проблемы организации и деятельности Комиссии 49
Заключение 63
Список используемых источников и литературы
Принявший 1 июля 2002 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) серьезно изменило систему субъектов административной юрисдикции разделив её на две подсистемы: федеральную и региональную. Образованные в связи с региональным законодательством Комиссий определены к региональной подсистеме субъектов административной юрисдикции, в компетенцию которых входит рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных именно региональным законодательством.
Урегулирование порядка образования Комиссий в КоАП РФ отсутствует. При этом правовой статус Комиссий, образованных буквально во всех субъектах Российской Федерации (далее - Субъекты РФ), регулируются сейчас законами Субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
Разнообразные аспекты формирования и функционирования Комиссий рассматривались Р.С. Колбасововым, Д.Н.Бахраха, О.С. Захаровой, В.А. Ивановым, Б.М. Лазаревой, В.И. Поповой, Л.М. Розиной, М.Я. Масленниковым, О.М. Якуба, А.П.Кореневым, В.А. Лории, В.А. Прилуцкого.
Данные авторы привнесли серьезный вклад в изучение теоретических основ правового статуса Комиссий, сформулировали целый ряд предложений, направленных на улучшение работы Комиссий. Однако, исследования по данной теме проводились начиная с 2000-х гг. За указанное время в Российской Федерации произошли значительные изменения, которые возбудили глубокое изменение правовой системы в России. К несчастью, усиленная правотворческая работа нескольких лет, которая происходила как на федеральном, так и на региональном уровне, так и уровне местного самоуправления только немного акцентировала внимание Комиссии. Данный вывод порождает актуальность темы исследования.
Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ) исключила из государственной власти местное самоуправление что позволило регионам утвердить специальные нормативно-правовые акты по делегированию органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по формированию и функционированию деятельности Комиссий. Подобные акты приняты сейчас не всеми Субъектами РФ (так, отсутствует правовое регулирование Комиссии в Республике Саха, Республики Коми, Калининградской области, Курской области) невзирая на то, что Комиссий функционируют во всех субъектах РФ. Следовательно, правовой статус Комиссий необходим в более детальном правовом регулировании.
Правовые аспекты функционирования и создания Комиссий также плохо отражены в действующем законодательстве. В настоящий момент КоАП РФ сильно направлен на единоличных субъектов административной юрисдикции. Ориентированность же деятельности коллегиальных органов урегулирована частично.
В связи с этим, потребность изменения правового регулирования Комиссий к соответствию нынешним правовым реалиям предопределила выбор данной темы исследования.
Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают в сфере организации и деятельности Комиссий.
Предметом магистерской работы являются законодательство, регулирующие формирование и функционирования Комиссий в Российской Федерации, правовой статус.
Цель исследования заключается в том, чтобы глубоко изучить правовую природу организации и деятельности Комиссий, вычленить проблемы организации и деятельности Комиссий и сформулировать предложения по их решению.
Задачи исследования:
1. изучение правового статуса Комиссии;
2. выявление проблем организации и деятельности Комиссии;
3. внесение предложений по решению проблем организации и деятельности Комиссии.
Методологическая основа исследования. В работе применялись общенаучные (анализ и синтез, системно-структурный метод) и частно-научные методы исследования (исторический, сравнительно-правовой, статистический), что позволило детально изучить выбранную тему и сделать необходимые выводы и предложения.
Правовую основу анализа составили: федеральное законодательство, региональное законодательство, а именно: Алтайского края, Новосибирской области, Республики Алтай, Томской области и других субъектов РФ, а также нормативно-правовые акты органов муниципального образования: г. Барнаула, Новосибирска, Томска, которые устанавливают создание и функционирования Комиссий а также правовые позиции Верховного Суда РФ.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Урегулирование порядка образования Комиссий в КоАП РФ отсутствует. При этом правовой статус Комиссий, образованных буквально во всех субъектах Российской Федерации (далее - Субъекты РФ), регулируются сейчас законами Субъектов РФ и муниципальными нормативными правовыми актами.
Разнообразные аспекты формирования и функционирования Комиссий рассматривались Р.С. Колбасововым, Д.Н.Бахраха, О.С. Захаровой, В.А. Ивановым, Б.М. Лазаревой, В.И. Поповой, Л.М. Розиной, М.Я. Масленниковым, О.М. Якуба, А.П.Кореневым, В.А. Лории, В.А. Прилуцкого.
Данные авторы привнесли серьезный вклад в изучение теоретических основ правового статуса Комиссий, сформулировали целый ряд предложений, направленных на улучшение работы Комиссий. Однако, исследования по данной теме проводились начиная с 2000-х гг. За указанное время в Российской Федерации произошли значительные изменения, которые возбудили глубокое изменение правовой системы в России. К несчастью, усиленная правотворческая работа нескольких лет, которая происходила как на федеральном, так и на региональном уровне, так и уровне местного самоуправления только немного акцентировала внимание Комиссии. Данный вывод порождает актуальность темы исследования.
Конституцией Российской Федерации (далее - Конституция РФ) исключила из государственной власти местное самоуправление что позволило регионам утвердить специальные нормативно-правовые акты по делегированию органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий по формированию и функционированию деятельности Комиссий. Подобные акты приняты сейчас не всеми Субъектами РФ (так, отсутствует правовое регулирование Комиссии в Республике Саха, Республики Коми, Калининградской области, Курской области) невзирая на то, что Комиссий функционируют во всех субъектах РФ. Следовательно, правовой статус Комиссий необходим в более детальном правовом регулировании.
Правовые аспекты функционирования и создания Комиссий также плохо отражены в действующем законодательстве. В настоящий момент КоАП РФ сильно направлен на единоличных субъектов административной юрисдикции. Ориентированность же деятельности коллегиальных органов урегулирована частично.
В связи с этим, потребность изменения правового регулирования Комиссий к соответствию нынешним правовым реалиям предопределила выбор данной темы исследования.
Объектом изучения являются общественные отношения, которые возникают в сфере организации и деятельности Комиссий.
Предметом магистерской работы являются законодательство, регулирующие формирование и функционирования Комиссий в Российской Федерации, правовой статус.
Цель исследования заключается в том, чтобы глубоко изучить правовую природу организации и деятельности Комиссий, вычленить проблемы организации и деятельности Комиссий и сформулировать предложения по их решению.
Задачи исследования:
1. изучение правового статуса Комиссии;
2. выявление проблем организации и деятельности Комиссии;
3. внесение предложений по решению проблем организации и деятельности Комиссии.
Методологическая основа исследования. В работе применялись общенаучные (анализ и синтез, системно-структурный метод) и частно-научные методы исследования (исторический, сравнительно-правовой, статистический), что позволило детально изучить выбранную тему и сделать необходимые выводы и предложения.
Правовую основу анализа составили: федеральное законодательство, региональное законодательство, а именно: Алтайского края, Новосибирской области, Республики Алтай, Томской области и других субъектов РФ, а также нормативно-правовые акты органов муниципального образования: г. Барнаула, Новосибирска, Томска, которые устанавливают создание и функционирования Комиссий а также правовые позиции Верховного Суда РФ.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Изучение теоретических источников, действующего законодательства Российской Федерации и ее субъектов, нормативных правовых актов муниципальных образований, практической деятельности Комиссий позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, КоАП РФ лишь упоминает об Комиссии, не раскрывая их природы, и закрепляет, что они создаются в соответствии с законами субъектов РФ. Деятельность Комиссий должна быть урегулирована федеральным законодательством, т.к. такое самоустранение федерального законодателя от регламентации правового положения Комиссий не вполне оправданно с точки зрения конституционно установленного разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому предлагается принять Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности Комиссий».
Во-вторых, важным является вопрос о том, следует ли передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию Комиссий. По нашему мнению, если законодательством субъекта РФ предусмотрена возможность формирования Комиссий органами местного самоуправления, то последние должны быть наделены государственными полномочиями по формированию и организации деятельности Комиссий посредством принятия соответствующего закона субъекта РФ. Если соответствующие полномочия не будут делегированы местным администрациям, под сомнение ставится не только компетенция, но и правомерность существования самих Комиссий.
В-третьих, спорным в научной литературе является вопрос о статусе Комиссий, создаваемых в муниципальных образованиях органами местного самоуправления. Обладают ли они государственной природой? Следует согласиться с утверждением, что Комиссии, создаваемая при исполнительном органе муниципального образования, имеет государственную природу, так как она реализует государственно-властные полномочия субъекта РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а рассмотрение дел об административных правонарушениях не относится к вопросам местного значения.
В-четвертых, формирование Комиссий на внештатной основе порождает невозможность дисциплинарной ответственности члена комиссии за неявку на заседание, невозможность осуществления ежедневной деятельности комиссии, что влечет рассмотрение дела в неправомочном составе, нарушение процессуальных сроков рассмотрения дела, загруженность работой и низкое качество рассмотрения дел. Однако перевод Комиссий на постоянную штатную основу ввиду их большого численного состава и выполнения ими одной административно-юрисдикционной функции является финансово необоснованным. Поэтому предлагается перевести на постоянную штатную основу должности ответственного секретаря, председателя и заместителя председателя Комиссии, а также ввести должность помощника секретаря Комиссии.
В-пятых, представляется неправомерным включение в состав Комиссий депутатов представительных органов, поскольку совмещение депутатами представительных органов местного самоуправления депутатских функций с административно-юрисдикционными полномочиями нарушает принцип разделения властей. Фактор необъективности и предвзятости может возникнуть в случае включения в состав комиссий должностных лиц государственных и муниципальных предприятий, так как сами они являются субъектами, деятельность которых может быть связана с нарушениями правил, за которые Комиссии применяет меры административного наказания.
В-шестых, возможность осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе составления протоколов об административных правонарушениях, членами Комиссий должна быть региональным законодателем исключена, чтобы не допустить возникновения предпосылок для предвзятости и необъективности при рассмотрении дела.
В-седьмых, передача мировым судьям всех или подавляющего большинства дел об административных правонарушениях, рассматриваемых Комиссии, нежелательна, поскольку приведёт к существенному увеличению нагрузки на мировых судей и к снижению качества правосудия по всем категориям дел, рассматриваемым мировыми судьями.
Во-первых, КоАП РФ лишь упоминает об Комиссии, не раскрывая их природы, и закрепляет, что они создаются в соответствии с законами субъектов РФ. Деятельность Комиссий должна быть урегулирована федеральным законодательством, т.к. такое самоустранение федерального законодателя от регламентации правового положения Комиссий не вполне оправданно с точки зрения конституционно установленного разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому предлагается принять Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности Комиссий».
Во-вторых, важным является вопрос о том, следует ли передавать органам местного самоуправления государственные полномочия по образованию Комиссий. По нашему мнению, если законодательством субъекта РФ предусмотрена возможность формирования Комиссий органами местного самоуправления, то последние должны быть наделены государственными полномочиями по формированию и организации деятельности Комиссий посредством принятия соответствующего закона субъекта РФ. Если соответствующие полномочия не будут делегированы местным администрациям, под сомнение ставится не только компетенция, но и правомерность существования самих Комиссий.
В-третьих, спорным в научной литературе является вопрос о статусе Комиссий, создаваемых в муниципальных образованиях органами местного самоуправления. Обладают ли они государственной природой? Следует согласиться с утверждением, что Комиссии, создаваемая при исполнительном органе муниципального образования, имеет государственную природу, так как она реализует государственно-властные полномочия субъекта РФ по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях, а рассмотрение дел об административных правонарушениях не относится к вопросам местного значения.
В-четвертых, формирование Комиссий на внештатной основе порождает невозможность дисциплинарной ответственности члена комиссии за неявку на заседание, невозможность осуществления ежедневной деятельности комиссии, что влечет рассмотрение дела в неправомочном составе, нарушение процессуальных сроков рассмотрения дела, загруженность работой и низкое качество рассмотрения дел. Однако перевод Комиссий на постоянную штатную основу ввиду их большого численного состава и выполнения ими одной административно-юрисдикционной функции является финансово необоснованным. Поэтому предлагается перевести на постоянную штатную основу должности ответственного секретаря, председателя и заместителя председателя Комиссии, а также ввести должность помощника секретаря Комиссии.
В-пятых, представляется неправомерным включение в состав Комиссий депутатов представительных органов, поскольку совмещение депутатами представительных органов местного самоуправления депутатских функций с административно-юрисдикционными полномочиями нарушает принцип разделения властей. Фактор необъективности и предвзятости может возникнуть в случае включения в состав комиссий должностных лиц государственных и муниципальных предприятий, так как сами они являются субъектами, деятельность которых может быть связана с нарушениями правил, за которые Комиссии применяет меры административного наказания.
В-шестых, возможность осуществления контрольно-надзорной деятельности, в том числе составления протоколов об административных правонарушениях, членами Комиссий должна быть региональным законодателем исключена, чтобы не допустить возникновения предпосылок для предвзятости и необъективности при рассмотрении дела.
В-седьмых, передача мировым судьям всех или подавляющего большинства дел об административных правонарушениях, рассматриваемых Комиссии, нежелательна, поскольку приведёт к существенному увеличению нагрузки на мировых судей и к снижению качества правосудия по всем категориям дел, рассматриваемым мировыми судьями.
Подобные работы
- Производство по делам об административных правонарушениях в административных комиссиях
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2005 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (НА ПРИМЕРЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМИССИИ АДМИНИСТРАЦИИ СТАРООСКОЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование системы документооборота в органах местного самоуправления (на примере административной комиссии администрации СГО)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Диссертация , теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Международные правовые основы, определяющие принципы свободы совести и российская специфика их реализации
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018 - Правовое обеспечение информационной безопасности в телекоммуникационных системах
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Право на достоинство несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административная юстиция в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



