ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ/ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ. ВЫБОР
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СТРЕДСТВ ИХ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ 7
1.1 Анализ основных методов для контроля/тренировки внимания и памяти
человека 7
1.1.1 Занимательная таблица 7
1.1.2 Таблицы Шульте 10
1.1.3 Найди пару 12
1.1.4 Тест Мюнстерберга 13
1.1.5 Слова 14
1.1.6 Метод Айвазовского 15
1.2 Обоснование выбора языка программирования 16
1.2.1 Язык программирования PHP 17
1.2.2 Язык программирования JavaScript 18
1.2.3 Язык программирования С++ 19
1.2.4 Язык программирования Python 20
1.2.5 Рейтинг языков программирования 20
1.3 Обоснование выбора системы управления базами данных 22
1.3.1 Система управления базами данных MySQL 22
1.3.2 Система управления базами данных PostgreSQL 23
1.3.3 Система управления базами данных Oracle Database 24
1.3.4 Рейтинг систем управления базами данных 24
1.4 Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА 27
2.1 Постановка задачи 27
2.2 Функциональные требования к программному комплексу 28
2.3 Конфиденциальность данных 32
2.4 Архитектура программного комплекса 33
2.5 Структура базы данных 35
2.6 Выводы по главе 2 37
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА 38
3.1 Особенности использования программного комплекса 38
3.2 Метод «Занимательная таблица» 39
3.3 Метод «Найди пару» 41
3.4 Метод «Слова» 43
3.5 База данных 44
3.6 Выводы по главе 3 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 55
В современном ритме жизни без хорошей памяти и внимания жить просто невозможно. День ото дня человек получает все больший поток информации, и сосредоточиться на одном вопросе или проблеме бывает довольно трудно без регулярной тренировки нашего мышления. Иногда невозможность вспомнить какую-либо деталь (предмет, слово, выражение), или чье-то имя может поставить человека в достаточно неловкую ситуацию. Кроме того, продуктивная работа или учеба требуют хорошей памяти и умения сконцентрироваться. Поэтому развитие памяти и внимания должны стать неотъемлемой частью нашей повседневной жизни.
Приемы тренировки внимания и памяти человека могут быть направлены не только на развитие навыков запоминания и специфических приемов мышления человека. Ряд профессий требуют периодического контроля психофизиологического состояния работников. Поэтому использование специальных методик может способствовать развитию не только памяти, но и навыков концентрации на определенном вопросе, объекте деятельности. Не вызывает сомнения, что информационные технологии позволяют создавать эффективные инструменты для реализации подобных методик, и их использования в практической работе.
Развитием памяти и внимания необходимо заниматься в любом возрасте, ведь от их качества зависят успехи в учебе, на работе и в обыденной жизни. Поэтому разработка программного комплекса для контроля/тренировки памяти и внимания человека достаточно актуальна в настоящее время.
Целью работы является разработка программного комплекса, который может быть использован как компонент:
1. Системы экспресс-контроля и тренировки зрительной памяти и внимания.
2. Системы тестирования при приёме на работу, в автошколах, при обучении профессиям и специальным навыкам.
3. Системы регулярных проверок концентрации внимания у специалистов различных профессий.
4. Системы подготовки спортсменов, в центрах реабилитации больных с поражением головного мозга, при профориентационной работе и т.п.
Сформулированы основные требования к программному комплексу:
1. Принципиальная возможность программной реализации.
2. Относительная простота структуры.
3. Модифицируемость под требования конкретного заказчика.
4. Простота использования.
5. Надежность.
6. Достоверность результатов.
7. Возможность обеспечить быстрый контроль заданных параметров
испытуемого.
8. Работа с программным комплексом не должна приводить к чрезмерной утомляемости испытуемого/тренируемого.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные методы контроля/тренировки памяти и внимания человека.
2. Изучить возможности программной реализации выбранных методов.
3. Выбрать язык и среду программирования для реализации комплекса.
4. Сформулировать основные требования к программному комплексу.
5. Подготовить проект программного комплекса.
6. Реализовать программный комплекс.
7. Реализовать возможность создания базы данных по результатам тестирования испытуемых.
8. Обеспечить представление и анализ результатов по окончанию прохождения тестирования.
Объектом исследования являются способы контроля/тренировки внимания и памяти.
Предмет исследования - использование программно-аппаратных систем для контроля/тренировки внимания и памяти человека.
В качестве языков программирования выбраны языки PHP и Java Script. PHP - это объектно-ориентированный язык программирования - он поддерживает классы и объекты, а также привычное наследование на уровне классов. Язык программирования PHP интенсивно применяется для разработки веб-приложений. JavaScript - это язык создания клиентских сценариев. Основная его функция - это придать веб-странице дополнительную динамику и расширить ее возможности. В качестве СУБД выбрана MySQL, которая считается одной из лучших в мире по скорости доступа к данным. Реализация программного комплекса не подразумевает произведение сложных расчетов, поэтому выбор языка программирования остановился именно на PHP и JavaScript.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы был проведен анализ основных методов контроля/тренировки внимания и памяти человека. Из них выделены три метода, которые и реализованы в виде программного комплекса. Это «Занимательная таблица», «Найди пару» и метод «Слова». Данные методики были выбраны исходя из возможности их программной реализации, а также эффективности в качестве инструментального средства для контроля и/или улучшения памяти и внимания человека с учетом основных нюансов и сложности применения методов. Кроме того, выполнен обзор языков программирования и систем управления базами данных, выявлены их достоинства и недостатки, которые следует учитывать при выборе инструментов для реализации программного комплекса. На основе выполненного анализа выбраны два языка программирования - это скриптовый язык общего назначения PHP и язык сценариев JavaScript. Рассмотрены наиболее популярные на сегодняшний день системы управления базами данных, такие как MySQL, PostgreSQL и Oracle Database. В качестве СУБД выбрана открытая реляционная система управления базами данных MySQL, функционал которой является оптимальным для работы с небольшим количеством таблиц и хранением данных.
Сформулированы основные требования к программному комплексу, а также представлена его архитектура и принцип взаимодействия с базой данных. Составлены рекомендации, которые следует учитывать при разработке программного комплекса. Продуман интерфейс и дизайн разрабатываемого комплекса, а также представление результатов по окончанию прохождения тестирования. Выбрана структура полей и таблиц используемой базы данных.
Итогом выполнения выпускной квалификационной работы является программный комплекс для контроля/тренировки внимания и памяти человека. Данный программный комплекс может применяться в самых разных сферах деятельности. Предполагается, что использование программного комплекса возможно как в виде самостоятельного инструментального средства контроля памяти и внимания, так и в качестве элемента системы экспресс-контроля при приёме на работу, при обучении и переподготовке, непосредственно при исполнении обязанностей и т.п. Разработанный программный комплекс может быть использован в качестве теста психофизиологического состояния человека под непосредственным контролем специалиста. Подразумевается, что в дальнейшем возможности программного комплекса могут быть расширены для определённых целей. Например, в него могут быть добавлены новые модули, реализующие иные методики психофизиологических исследований, либо комплекс может быть дополнен дополнительными уровнями реализованных сегодня методов. При необходимости может быть перенастроен дизайн программного комплекса. Все эти дополнения не требуют кардинальных изменений в архитектуре, и лишь представляют собой расширение возможностей.
Таким образом, поставленные задачи следует считать решёнными, а цель - достигнутой.